· без памятозлобия: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брать твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой ( Мф.5:23,24 ). И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ). И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ); · от всего сердца: Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею ( Втор.4:29 ). Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему ( Пс.118:58 ). И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим ( Иер.29:13 ); · без тщеславия, как делают лицемеры: И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздает тебе явно ( Мф.6:5–6 ); · без пустословия, как делают язычники: А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ( Мф.6:7 ); · со смирением: Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему ( Быт.32:10 ). И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих ( 2Пар.33:12 ); · с покорностью: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); · с желанием быть услышанным: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей ( Пс.142:1 ); · с осмотрительностью: Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов ( Еккл.5:2 ); · с бодрствованием: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Мф.26:41 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

д) К стыду: «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом, Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» ( Иер. 3:25 ). е) К скорбям: «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои» ( Пс. 106:17 ). – «Пути твои и деяние твои причинили тебе это; от твоего нечестие тебе так горько, что доходит до сердца твоего» ( Иер. 4:18 ). ж) К болезням: «и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа... будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их» ( Лев. 26:16 ). з) Грех иногда наказывается преждевременною и внезапною смертию: «сии, распустившии худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом» ( Чис. 14:37 ). – «Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Притч. 11:19 ). – «Вдруг Ангел Господень поразил его (Ирода) за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян. 12:23 ). и) Бог изглаждает грешника из книги жизни: «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» ( Исх. 32:32 ) . – «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Апок. 21:27 ). й) Грех исключаем из неба:. Он (Господь) скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» ( Лк. 13:27, 28 ). – «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:10 ). – «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:41, 46 ). к) Земля была проклята по причине греха: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» ( Быт. 3:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«От древа познания добра и зла, не ешь от него… ибо… смертью умрешь!» ( Быт. 2:17 ); «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на Древо». ( 1 Петр. 2:24 ); «Побеждающему дам вкушать от Древа Жизни». ( Откр. 2:7 ). Первое древо — «древо совести», которое привело к духовной катастрофе первых людей, физической смерти и проклятию. Второе древо — крест Голгофский, «древо искупления» от проклятия и смерти ( Гал. 3:13, 14 ). Третье древо — это «Древо Жизни», путь к которому будет вновь открыт для всех спасенных во Христе. Тот, кто хочет прикоснуться к глубокой тайне креста, пусть подойдет к ней в молчании. Представи себе мысленно даже отчасти всю бездну страданий, которую прошел Христос. Когда начались они? Об этом мы не можем сказать, Ведь Он — Агнец, закланный от создания мира». ( Откр. 13:8 ). Уже схождение Его на землю, обнищание ради нас, уничижение, «опустошение» себя от Божества — кенозис — ради человека — было началом креста. И никогда Он не прибегал к чуду для того, чтобы облегчить свой крестный путь. Он не претворил камни в хлебы — иначе Он не был бы примером для нас, встречающих одни лишь камни в пустыне этого мира. На одной картине с изображением Распятия под крестом были написаны слова: «Я это делал для тебя, А что ты сделал для Меня?» Шел ли ты с Ним поприще? «Если скажут тебе идти поприще… иди с ним два». ( Мф. 5:41 ). Поприще — это 1000 шагов (1472 метра). Римский офицер имел тяжелую военную амуницию (около 60 кг). Он мог по своему усмотрению возложить эту ношу на любого жителя Палестины, сказав ему лишь одну фразу: «Ты идешь со мной поприще!» И возлагал на этого человека всю свою поклажу. И этот человек под палящим жарким солнцем нес ношу 1400 шагов, после чего вправе был положить ее на землю. И тогда этот воин возлагал на другого подобную миссию. Киринеянин нес крест Господень на Голгофу ( Мф. 27:32 ). Он шел не одно поприще, а столько, сколько надо, так как он нес не Господень крест, а СВОЙ. Господь ничего худого не сделал, а киринеянин был грешником, и это хорошо осознавал. Поэтому он смиренно шел поприще свое.

http://azbyka.ru/propovedi/obrazec-propo...

Диавол поэтому так низко в нравственном отношении ниспал, что для него оказывается нравственно невозможным ни раскаяние, ни исправление, и что он, напротив, способен и готов все глубже и глубже погрязать во зле, равно как все шире и шире распространять его вовне, только бы не встречалось ему здесь никаких для этого преград. Но Господь, попуская производить зло диаволу, всегда Своей промыслительной силой ограничивал и ограничивает его пагубные в мире действия. Еще обольщенным им в раю нашим прародителям дано было Богом обетование, что Семя жены или потомок их, рожденный от одной жены, поразит его в главу ( Быт.3:15 ). По слову же апостольскому этот обетованный Избавитель – Сын Божий для того и воплотился и явился на землю, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин. 3:8 ) и Своею смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). И Сам Спаситель мира пред Своими крестными страданиями за его спасение говорил: ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон, и аще Аз вознесен буду от земли, вся я привлеку к Себе ( Ин.12:31–32 ), что и на самом деле исполнилось и продолжает исполняться, через постоянное и непрерывное увеличение членов благодатного царства Христова и такое же сокращение членов царства, подвластного князю мира сего. Если же последний и теперь, и даже среди членов царствия Божия не прекращает своей враждебной и пагубной деятельности, то зато, для успешной борьбы с ним и одержания победы над всеми его кознями, верующим от Божественной силы Христовой даровано все потребное для жизни и благочестия ( 2Пет. 1:3 ) и указаны самые верные и действительные средства, каковы: призывание имени Христова ( Мк.16:19 ), молитва , пост ( Мк.9:29 ) и духовное бодрствование ( Мф.26:41 ; Еф. 6:11–17 ). Между тем Христос, при окончании мира, все пагубные действия диавола на земле упразднит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2:8 ) и положит навсегда конец его губительной деятельности, осудив его вместе с его ангелами на вечные мучения ( Мф.25:41 ), для которых они блюдутся, быв связаны узами адского мрака ( 2Пет. 2:4 ). §54. Учение церковно-отеческое

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Итак, значит еврейский народ имел идею творения, а если он имел, то, следовательно, и выражал ее в каком-либо определённом слове. «Книга Бытия, замечает по этому поводу Wellhausen, пользовалась особенным словом для значения творческого акта Божия и отлучения его от человеческого действия и образования» 24 , каким словом, без сомнения, и было bara. Но если bara выражало в себе творческий акт, то как же, спрашивается, евреи представляли себе совершение этого творческого акта? Веруя, что Бог , сотворил землю силою своею, утвердил вселенную мудростью своею, и разумом своим распростер небеса» (Иер.51:15), евреи признавали вместе с тем, что Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» ( Ис.40:28 ). Поэтому и творческий акт Его они признавали не в чем ином, как только в одном Его повелении, в одном его слове: «Он повелел, говорит Псалмопевец, и сотворились – niberau» ( Пс.148:5 ). – «Он сказал – и явилось» ( Пс.38:9 ). Правда, это еще не означает творения ex nihilo, так как в данном случае можно перевести страдательным залогом – были устроены, но темь не менее действительное творение «словом. Господним» ясно выражается в словах бытописателя «iehi or, vaiehi or – да будет свет, и стал свет» ( Быт.1:3 ) и как-то выразил устами пророка Сам Иегова: «Я бдительно смотрю, чтобы исполнялись слова Мои» (Иер.1:12). Если же при этом некоторые библейские писатели говорят о творении, как о произведении перста или руки Божией, то этим они лишь символизировали идею могущества и мудрости Божией, антропоморфически представляемых в этих образах. Таким образом, употребляя bara в его метафизическом значении (ф. kal) творения, евреи желали выразить им действия Божия в сфере естественной. Отсюда, конечно, и результат этого действия – beraioh (сотворенная вещь) всегда есть что-нибудь новое и чудесное, пусть будет это в природе, как в первой главе Бытия, или в истории, производя события удивительные и неожиданные – Чис.16:30 ; Ис.41:2 ; Иер.31:32, или в сердце человека, очищая и порождая в нем новые наклонности – Пс.11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

«И рече Иосиф: сон фараонов един есть» ( Быт.41:25 ). А чтобы ты уверился, что открытое тебе Богом действительно сбудется и что Бог ускорит совершить это, дано тебе увидеть в другой раз тот же сон ( Быт.41:32 ). Повторение служит подтверждением показанного (в сновидениях) и удостоверением в совершенном исполнении этого. Затем он объяснил седмеричное число волов и колосьев, сказав, что будет сначала великое во всем изобилие, а за ним последует жестокий голод, в заключение предложил фараону и наилучший совет. Поставь, говорит, над Египтом человека, который, собрав в семь плодородных лет плоды, устроил бы так, чтобы во время голода можно было найти утешение и не было совершенного оскудения. Понравилось, сказано, это фараону и всем рабам его ( Быт.41:37 ). И вот фараон служит орудием исполнения снов Иосифа, виденных тогда, когда он еще жил с отцом своим. Итак, он толковал сны фараона; а фараон приводил к концу исполнение его снов, и сам того не зная, выслушав это, сказано, «рече 770 рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать Духа Божия в себе?» ( Быт.41:38 ). 4. Видишь, как и сам (фараон) понял, что ему (Иосифу) сделалось это ясным по особому откровению свыше. Кого найдем мы, говорит, такого, который бы удостоен был благодати – иметь в себе Духа Божия? «И рече Иосифу: понеже показа Бог тебе вся сия, несть человека мудрейша паче тебе» ( Быт.41:39 ). Примечай здесь то, как никакие случайности не могут быть препятствием, когда благопромыслительному Господу угодно привести в исполнение Свои намерения. Вот (Иосиф) подвергся почти, можно сказать, убийству со стороны братьев, потом был продан, подпал клевете, которая угрожала ему крайней опасностью, и столько времени оставался в заключении, – и после всего этого возведен почти на царский престол. «Донеже показа Бог тебе вся сия, несть человека мудрейша и смысленнейша паче тебе. Ты убо буди 771 в дому моем, и уст 772 твоих да послушают вси людие 773 , разве престолом аз более тебе буду» ( Быт.41:39–40 ). Вот как узник внезапно становится царем всего Египта; тот, кто архимагиром был заключен в темницу, теперь царем возводится на самую высшую степень почестей; прежний господин его сверх всякого чаяния видит, что человек, которого он, как прелюбодея, ввергнул в темницу, теперь получил власть над всем Египтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Пар.2:22 .  Сегув родил Иаира, и было у него двадцать три города в земле Галаадской. 1Пар.2:23 .  Но Гессуряне и Сирияне взяли у них селения Иаира, Кенаф и зависящие от него города, – шестьдесят городов. Все эти города сыновей Махира, отца Галаадова. Иаир, внук Есрома и сын Сегува, принадлежал по матери к колену Манассиину, а потому иногда и называется сыном Манассии ( Чис.32:41 ; Втор.3:14 ). Его поколение получило при Моисее в удел местность Аргов в Васане и усвоило покоренным городам название «городов Иаира» ( Втор.3:14 ; Чис.32:41 ; Нав.13:30 ; 3Цар.4:13 ). Число их 23; стоящее далее замечание о 60 городах не составляет противоречия первому показанию. Как видно из слов: «Гессуряне взяли селения Иаира, Хенаф и зависящие от него города», в состав 60 городов входят области Кенаф. Эти же последние, судя по указанию ( Чис.32:42 ), были завоеваны не Иаиром, а Новахом, и к Иаировым селениям не принадлежали. Так как у Иаира было 23 города, то городов, зависящих от Кенафа, должно считать 37. О завоевании тех и других гессурянами, жившими на северной границе Вассана, вблизи Ермона, другие ветхозаветные книги не говорят, а потому определить время события нет возможности. 1Пар.2:24 .  По смерти Есрома в Халев-Ефрафе, жена Есромова, Авия, родила ему Ашхура, отца Фекои. Вместо еврейского чтения греческий и латинский тексты дают другое: «после смерти Есрома, Халев вошел к Ефрафе». Ему же следуют и некоторые экзегеты, из русских – проф. Гуляев («Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 399), отвергающие еврейское чтение на том основании, что Ефрафа (Вифлеем) нигде не называется землею Халева. Конечно, отмечаемое греческими и латинскими переводами явление имеет для себя параллель в ( Быт.35:22 ), но их чтение едва ли может быть признано правильным ввиду отсутствия связи между двумя половинами (стих 1Пар.2:24 ): «после смерти Есрома Халев вошел к Ефрафе – Авия родила ему Ашхура». Кроме того, за еврейское чтение говорит стоящая на конце имени Ефрафа примета винительного падежа (на вопрос: куда?), прибавляемая к именам места, а не лиц. Что касается названия Халев-Ефрафа, то происхождение его объясняется различно. По словам Кейпя, оно дано местожительству Халева по имени его жены Ефрафы, принесшей мужу данную область в качестве брачного вена ( Нав.15:18 ), по аналогии с тем, что одна часть южной Иудеи, населенная потомками Халева, называлась «южная сторона Халева» ( 1Цар.30:14 ). По предположению Бортольда, именем Халев-Ефрафа отличалась северная часть поселения от южной – Вифлеема. «Ашхур, отец Фекои» – родоначальник населения родины пророка Амоса, лежавшей на 2 часа пути южнее Вифлиема.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:28,29 . Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8 ). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной, Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам. 1–30 . фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9 ; Суд. 6:23 ; Иер. 1:8 ; Дан. 10:12 ; ср.: Быт. 15:1 ). Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога ( Быт. 6:8; 19:16,19 ; Исх. 33:13 ). 1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7 (об этом см. в коммент. К Мф. 1:23 ). 1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2Цар. 7:12–16 , отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», – несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21 ). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14 . 1:34,35. В иудаистской традиции «сень» – символ присутствия Бога среди Своего народа. 1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18 (о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница ( Быт. 18:12–15 ). 1:38. Покорность Марии воле Господа описана характерным для Ветхого Завета языком подчинения и молчаливого согласия(напр.: 1Цар. 1:18; 25:41 ; 2Цар. 9:6,11 ; 4Цар. 4:2 ; ср.: «Вил и Дракон», 9; см. особенно 2Цар. 7:25 ). 1Встреча двух матерей 1:39,40. Путь из Назарета в горную часть Иудеи мог занять от трех до пяти дней, в зависимости от того, как далеко находился Дом Елисаветы. Если учесть, сколь опасной была эта дорога, можно сказать, что юнойМарии нельзя отказать в смелости, хотя, возможно, она присоединилась по пути к какому-нибудь каравану; в противном случае, родители вряд ли отпустили бы ее. В приветствии обычно содержалось благословение или пожелание мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:13–16. Бог «искушает» людей, как сказано в Библии и в более поздней еврейской литературе ( Быт. 22:1 ; Втор. 8:2; 13:3 ; Суд. 2:22 ), но Он никогда не испытывает их в том смысле, который подразумевается здесь: поражение, вместо укрепления в стойкости. В еврейских текстах четко различаются замысел Бога, Который испытывает людей (в любви, в поисках добра), и цели сатаны, который их искушает, соблазняет, заставляя пасть. В большинстве еврейских текстов сатана (также называемый Велиаром) играет роль искусителя. Хотя Иаков не отрицает опосредованную роль дьявола (4:7), здесь он подчеркивает человеческий элемент – склонность поддаваться искушению. Он олицетворяет «похоть» с желанием, которое овладевает человеком,зачиная в нем человека греха, что в итоге приводит к его гибели; иудейские учителя обычно применяли риторические приемы персонификации «злых помыслов», которые овладевают всеми людьми. То, что люди «искушают» Бога, ясно из Ветхого Завета ( Чис. 14:22 ; Пс. 77:18,41,56; 94:9 ; Мал. 3:15 ), но эти примеры показывают их стремление испытать Бога, а не вынудить Его поддаться искушению. Иаков мог адаптировать этот термин в свете греческих философских концепций, где говорится о том, что на Бога нельзя воздействовать, или изменить Его человеческими действиями, и что Он не мог быть причиной зла в мире. Но более вероятно, что здесь Иаков просто обыгрывает оттенки смысла термина «испытание»; в Ветхом Завете Бог ясно изображается как непосредственная причина суда (напр.: Ам. 4:6–11 ), и Он прислушивается к мольбе человека ( Быт. 18:23–32 ; Исх. 32:10–13 ). Этому есть хорошее объяснение в Сир. 15:11,12,20 : люди выбрали грех, и они не имеют права говорить, что Бог несет ответственность за их реакцию на испытания (в греческой литературе, напротив, подчеркивается, что множество людей протестуют против слишком сурового искушения, устоять против которого они не в силах). 1:17. Вместо испытаний, которые ломают человека (1:12–16), Бог посылает ему дары благодати, включая сотворение или возрождение (ст. 18). Тезис о том, что Бог – вечный источник благодати в мире, был общимдля еврейской и греческой литературы мудрости. В древности люди верили, что все небесное носит печать совершенства, а иудейские авторы иногда использовали термин «свыше» как синоним выражения «от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3 пур, то есть жребий. Аман прибегнул к древнему способу бросанию жребия ( 1Цар. 14,41.42 ; Притч. 16,33 ), чтобы определить время, наиболее подходящее для уничтожения евреев. Множественное число от слова «пур» «пурим», которое стало названием праздника, отмечаемого в память об окончательном падении Амана, «врага всех Иудеев» (9,23–32). См. Введение: Трудности истолкования. 3 десять тысяч талантов. Размер этой взятки равнялся приблизительно двум третям годового дохода Персидской империи при царе Дарий. 3 перстень. Поддавшись уговорам Амана, царь в ответ наделяет его правом издавать указы от своего имени (ср. Быт. 41,42 ). Повторение полного имени Амана с добавлением «враг евреев» подчеркивает серьезность положения, в котором оказались евреи. 3:12–14 Планы Амана начали осуществляться. Ощущение безнадежности в сложившейся ситуации также подчеркивает безумство и бессмысленность указа. 3 имение их разграбить. Ср. 9,10.15.16. Глава 4 4:1–17 Мардохей призывает Есфирь ходатайствовать перед царем Артаксерксом за свой народ, против которого Аман готовит заговор. Несмотря на то, что обращение к царю без приглашения может грозить смертной казнью, Есфирь уступает просьбе Мардохея при условии, что все евреи будут поститься вместе с ней в течение трех дней. 4:1–3 Теперь автор переносит основное внимание с Амана, врага евреев, на Мардохея. 4 разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел... и взывал с воплем великим и горьким. Такая реакция Мардохея и евреев из разных областей означала, что их охватило великое отчаяние и ужас, и была типичной для восточных людей (ср. Быт. 37,29.34 ; Дан. 9,3 ). 4:4 Хотя служанки Есфири и ее евнухи не знали, что Мардохей приходился ей двоюродным братом, они решили, что ей будет небезразлична причина его траура. послала одежды. Есфирь, вероятно, хотела встретиться и поговорить с Мардохеем лично, для чего ему следовало одеться надлежащим образом (ст. 2). 4 Гафаха. Это имя, вероятно, переводится как «добрый» или же «посыльный». 4 указа. Мардохей позаботился о том, чтобы Есфирь не просто получила в руки копию этого указа, но и объяснил его содержание, прежде чем поручил ей ходатайствовать перед царем о помиловании своего народа. Мардохей больше не настаивает на том, чтобы Есфирь скрывала, как это было прежде, свое еврейское происхождение (2,10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010