Пророку Давиду известно было глубокое повреждение природы человеческой ( Пс.13:1–3 ), вследствие которого люди доходили до потери понятия и сознания собственного человеческого достоинства и до забвения понятия об истинном Боге. Тем не менее, он не допускал совершенного неведения о Боге; а потому и отрицание бытия Божия со стороны человека, он объясняет как исключительное явление, как следствие самообольщения или самообмана. Он говорит, что человеку, как существу разумному, нельзя не знать о Боге, что Бог напоминает ему о Себе чрез творение рук Своих: небеса поведают славу Божию, или, что то же, проповедуют, и о делах рук Его возвещает твердь. В псалмах так же, как и в других местах Священного Писания, употребляется: то «небеса», во множественном числе, то – в единственном, «небо», как например, в первых словах книги Бытия написано: В начале сотвори Бог небо и землю, или еще: Сам Господь Иисус Христос говорит: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси» ( Ин.3:13 ). В этом изречении три раза повторено слово «небо» в единственном числе. А Сам же Господь Иисус Христос, научая учеников Своих молитве, говорил: «Егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесех» ( Лк.11:2 ). И в Символе веры мы читаем о Сыне Божием: «Сшедшаго с Небес... и восшедшаго на Небеса...» Итак, есть ли какая-нибудь разница в словах: небо и Небеса? Есть, без сомнения. Св. отцы Церкви (блж. Феодорит с. 84]; Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры ) под именем «небо» разумеют видимое (простым глазом, а еще лучше посредством астрономических инструментов) небо, или твердь небесную, на которой утверждены солнце, луна и звезды, – согласно с словами бытописания: «И нарече Бог твердь небо» ( Быт.1:8 ); а под «небесами» духовное, невидимое небо, или мир ангельский ( Кол.1:16 ), которое называется также – «небо небесе» ( 3Цар.8:27 ; Пс.67:34 ). Это видимое нами воздушное пространство, которое представляется нам сводом небесным и по которому движутся, как бы плавают облака, в Писании также называется «небом» ( Ис.40:22 ). Таким образом, по смыслу Священного Писания и по изъяснению его св. отцами, мы можем представлять небеса в трех видах: во-первых – видимое небо, во-вторых – твердь небесную, с поставленными на ней светилами ( Быт.1:14,17 ). и в-третьих – небо небесе, или небеса небес ( Пс.148:4 ), т.е. духовное небо, о котором упоминает и св. апостол Павел, говоря о духовных видениях и Божественных откровениях, каких он был удостоен ( 2Кор.12:2 ). В настоящем псалме пророк, конечно, разумеет видимое нами небо, которое своим необъятным пространством, мудрым устройством, поразительными явлениями и бесчисленным множеством светил поведает людям славу Божию, т.е. явным образом свидетельствует о творческой силе, о всемогуществе, премудрости и благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Святитель Иоанн Златоуст. Том I Скачать epub pdf Беседы на книгу Бытия 1. Пост. Его наступление БЕСЕДА I. Общий всех нас Господь, как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом Посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление. Минь. Т. IV. С. 21. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе. – С. Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. T.IV. С. 1. 1 2. Церковь – лечебница Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда. Минь. Т. IV. С. 22. Творения Т. IV. С. 2. 3. Пост – пища для души Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его ничтожнее тени и сонных грез. Минь. Т. IV. С. 25. Творения Т. IV. С. 5. 4. Творение мира – его способ БЕСЕДА II. В начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Смотри, как и в самом образе творения открывается Божественная природа: как она творит вопреки человеческому обычаю, сперва распростирает небо, а потом уже подстилает землю, прежде (делает) кровлю, а потом основание. Минь. Т. IV. С. 30. Творения Т. IV. С. 11. 5. Земля, почему вначале создана безбразною? Земля же бе невидима и неустроена ( Быт. 1:3 ). Почему, скажи мне, (Бог) небо произвел светлым и совершенным, а землю – безбразною (μρφωτον)? И это сделал Он не напрасно, но для того, чтобы ты, познав Его творчество в лучшей части творения, оставил прочие недоумения и не думал, будто это произошло от недостатка могущества. Кроме того, Он создал землю безбразною и по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безбразною и неустроенной (διατπωτον), так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Скачать epub pdf 3. Проблема двух родословных Евангелие от Матфея, открывающее Новый Завет, начинается со слов: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова ( Мф. 1:1 ). Термином «родословие» в русском переводе передается греческое выражение ββλος γενσεως (соответствующее еврейскому – toledot): буквально оно означает «книга происхождения», «книга родословия» или «книга бытия» (в славянском переводе «книга родства»). В Септуагинте слово γενεσις употребляется в качестве названия книги Бытия – первой книги Библии; в самом же тексте книги Бытия оно употребляется, когда речь идет о происхождении неба и земли (Быт. 2:4) и о родословии Адама ( Быт. 5:1 ). Вольно или невольно евангелист проводит параллель между, с одной стороны, сотворением мира и человека, а с другой – пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа. В отношении к Иисусу термин γνεσις указывает на такой же тип «родословия», которым обладал Адам: как у Адама не было земного отца, но Бог был его Создателем и Отцом, так и у Иисуса не было земного отца. «Книга родства» Иисуса Христа содержит длинный перечень имен – Его предков по плоти. Перечень представлен в непривычной для современного читателя форме: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его ( Мф. 1:2 ). Завершается этот перечень следующими словами: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от Переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов ( Мф. 1:16–17 ). Текст этот ставит перед читателем множество вопросов. Почему Иисус в первом же стихе Евангелия назван Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым? Почему жизнеописание Иисуса начинается с Его родословной? Почему родословная Иисуса в действительности оказывается родословной Иосифа, который, как явствует из дальнейшего повествования того же евангелиста, не был физическим отцом Иисуса? В чем смысл разделения родословной на три части, каждая по четырнадцать родов?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Язык Божий, славянский и русский Владимир Губанов   01:21 01.04.2024 289 Время на чтение 88 минут Божественный русский язык Замуправделами РПЦ: о переводе богослужения на русский язык не идет речи Русский язык создан Богом. Крещен в 988 году от Рождества Христова. А кем, когда созданы другие языки? Изначала на земле был один язык, детей Адама и Евы. Но после вавилонского столпотворения, которое было не угодно Богу, Господь Бог разделил единый язык на многие языки и люди перестали понимать друг друга, и перестали строить Вавилонскую башню. Тогда все говорили на одном языке. И что же говорили они? – Созиждем себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе: и сотворим себе имя, прежде неже разсеятися нам по лицу всея земли (Быт. 11: 4). То есть: созиждем город и башню до небес и сделаем себе имя. Тщеславные. И Бог наказал их. Итак, множественность языков есть наказание Божие, а не только дар. Наказание – наказ к улучшению. Все языки от Бога, но не все одинаково Божественны. И небо и земля созданы Богом, но как различаются они! Все звезды небесные созданы Богом, но звезда от звезды разнствует во славе, говорит Писание (1Кор. 15:41). И все животные созданы Богом, но не имеют образа и подобия Божия, и поэтому мы не называем животных святыми или безсмертными, – но какое разнообразие в их видах, родах, семействах! Разнообразие в мipe животных и растений больше, чем разнообразие в человеках, народах, племенах, хотя уже насчитывают тысячи народов и племен, великих, средних и малых, а человеков миллиарды. И всем растениям и животным люди дают имена, по преемству от Адама, который первый нарек имена животным (Быт. 2, 20), и растениям, и всем творениям Вседержителя. В современной науке о живом великое множество научных названий, подразделений: домен, царство, отдел или тип, класс, отряд или порядок, семейство, триба, род, ряд, вид, разновидность, и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Если какое благословение, данное патриархам Духом Божественным, подтвердилось, если какое благо, обещанное духовным законодательством, исполняющим это, ожидается, если в загадочных событиях Священной истории усматривается верою некое предначертание истины, если какой пророческий голос благовествовал о сверхъестественном, - то все это дело настоящей благодати. И как в предлежащем нашим глазам зрелище взоры озаряет один свет, соединяющийся от бесчисленных светильников, так и все Христово благословение, само по себе блистающее наподобие пламенника, проливает нам этот великий свет, сливающийся из многих и различных лучей Священного Писания. Ибо от каждого из богодухновенных указаний можно заимствовать что-либо приличное настоящему празднеству. Спросишь ли о смысле благословения Авраамова (см.: Быт.26:4)? Найдешь искомое, взирая на настоящее. Видишь ли звезды небесные - я говорю о звездах, от Отца нашего прекрасно воссиявших и соделавших Церковь целым небом, - о звездах, благодать от которых, озаряющую душу, означают лучи светильников. И называющий их поистине чадами Авраама, родившимися ему по обетованию, небесным звездам подобными, не погрешит против истины. Удивляешься ли возвышенному Моисею, силою ведения объявшему все Божие творение? Вот тебе благословенная суббота первого миротворения. Чрез ту субботу познай эту субботу, день успокоения, который Бог благословил преимущественно пред иными днями. Ибо в этот день истинно успокоился от всех дел Своих Единородный Бог, промыслительным восприятием смерти субботстовавший плотию, и, опять восшедши туда, где был, воскресением совоскресил с Собою все лежащее, соделавшись жизнию, и воскресением, и востоком, и днем для ходящих во тьме и сени смертной (см.: Ис.9:2). Священная история полна примерами подобного благословения. Отец Исаака не щадит своего возлюбленного сына; единородный соделывается приношением и жертвою, и вместо него закаляется агнец (см.: Быт.22:113). В этом повествовании можно видеть все таинство благочестия. Агнец зацепляется за дерево, держимый рогама; единородный для себя самого несет дрова ко всесожжению: видишь ли, как все носящий глаголом силы (Евр.1:3) Сам и несет бремя наших дров - грехов, и древом воспринимается, неся как Бог и возносимый как Агнец? Так Дух Святой образно разделил великое таинство между обоими - возлюбленным сыном и вместе указанным агнцем, чтобы показать в агнце таинство смерти, в единородном же - жизнь, не разрушаемую смертию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/711/...

Катехизис для родителей Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 От редакции Новая рубрика журнала посвящена именно тем вопросам, которым подчас не уделяется должного внимания, которые считаются “про ­ стыми”, лишенными “духовной значимости”, — вопросам, касающимся того, как нам, православным христианам, жить повседневной жизнью. На деле именно эта жизнь со всеми ее бытовыми проблемами и мелкими неурядицами и является мерилом нашей духовности, нашей воцерковленности. Но, к сожалению, понимание этого приходит к нам   — если приходит — иногда поздно, когда много сделано того, что лучше бы не делать, когда вырабатывается привычка жить двойной жизнью: особым образом — в храме, а вне храма — как получится, не задумываясь. На деле такая двойственность никогда не выступает “в чистом виде”, и дурные бытовые привычки вторгаются в молитвенную жизнь; отсюда — и невнимание в молитве, и пререкания в храме, и попытки на исповеди выгородить себя и нажаловаться на окружающих, и стремление “вписаться” в современную жизнь с ее неудержимой жаждой материальных благ и утверждения в собственном превосходстве,   — и сделать это с таким размахом, что из-за наших неблаговидных поступков имя Божие хулится у язычников (Рим 2:24). …Библия называет Авраама отцом всех верующих (см. Рим 4:11, ср. верующие суть сыны Авраама , Гал 3:7). Именно Аврааму говорит Господь: ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). Этот принцип благочестия впоследствии вспоминает Иаков, благословляющий Иосифа именем Бога , пред Которым ходили Авраам и Исаак (Быт 48:15). Хождение пред Богом означает, что в любую минуту жизни все мысли и поступки человека подчинены одному стремлению — служить Ему. В сущности, проникновению веры в повседневную жизнь, ее укоренению в самой сущности человека посвящены и Нагорная проповедь, и Апостольские писания, и творения Отцов. Известно, что как заповеди Моисея, так и заповеди Христовы — заповеди любви — неразрывно связаны между собой, что наше отношение к Богу поверяется нашим отношением к ближнему; добавим, что последнее столь же неразрывно связано с нашим отношением к нам самим: Господь заповедал нам любить ближнего как самого себя . Именно поэтому рекомендуется при подготовке к исповеди рассматривать свои грехи против себя , против ближнего и против Бога по отдельности с тем, чтобы увидеть, что они образуют единую систему, коренящуюся в первородном грехе, исказившем человеческую природу. Поэтому в рубрике “Домашняя церковь” ( для нее нам по нашей просьбе было разрешено использовать название известной книги протоиерея Глеба Каледы ) и будут рассматриваться православные обоснования проблем, связанных со здоровьем, воспитанием, с отношениями в семье и с окружающими, с тем, как организовать свою домашнюю жизнь.

http://pravmir.ru/katehizis-dlya-roditel...

Прибавление к описанию Киево-софийского собора и киевской иерархии, содержащее разные грамоты и выписки, объясняющие оные. 1. О Десятинах церковных и о Завете Великого Князя Владимира Святославича Киевской Десятинной церкви Примечание. Десятинная подать с хозяйственных доходов и добыч подданных была древнейшим установлением гражданским сперва для Царей ( 1Цар.8:5 ), а потом и для служителей Церкви. Так и Батый по нашествии на Россию потребовал Десятинной Дани. А Храмам и Божествам своим самые язычники платили сию дань. В Священном Писании первый пример даяния Десятин упомянут о Аврааме, принесшем Мелхиседеку, Царю Салимскому, десятую гасть добыч своих от победы над четырьмя Царями (Быт.14:20). Иаков приносил также Десятину Богу ( Быт.18:22 ): а Моисей по Божиему повелению узаконил уже, что всяка Десятина земли от семене земного и от плода древяного Господу есть, свято Богу, и всяка Десятина волов и овец и всяко, еже аще приидет в число под жезл (под щет пастуха или сборщика Десятины), десятое будет свято Господу ( Лев.27:30 ). Царь Езекия сам далал оную (Пар.31:3). В пришествие Христово Иудеи продолжали еще наблюдать сей закон (Мф.23:23, Лк. 11:42 и 18:12.) . Спаситель тогда не отвергнул оного, сказав, подобаше и сия творити.. однакож в Новом Завете не узаконил Десятин, а предоставил Апостолам своим питаться подаянием ( Мф.10:10 , Лк.10:7,8 , Гал.6:6 и 1Кор.9:15 ). Так было и во первенствующих веках Христианства. (Кормч. Книг. глав. I. Правил. Апостольское 4. Но поскольку подаяния сии были произвольныя и во последующие веки оказались ненадежными для пропитания служителей алтаря и содержания церквей, то верующие начали снабдевать их доходными недвижимыми имениями, как то зданиями, садами, пашнями и проч., а Император Константин Великий с IV века законом дозволил принимать церквам по завещанию верных всякия имения (см. Феодосиево Уложение книг. XIV гл. 2 и Иустинианово книг. I глав.2; другим же сам Константин давал жалованье (Евсев. Церк. Истор. книг. X. гл. 6), что подтверждаемо было и последовавшими Императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Родословная Иисуса Христа — книга родства Иисуса Христа , содержащаяся в Евангелии от Матфея ( Мф.1:1-16 ) и Евангелии от Луки ( Лк.3:23-38 ). профессор М.И. Богословский : Приготовление человечества к принятию Искупителя совершилось, как известно, двумя параллельными путями: в иудействе – путем положительным, чрез непосредственные Божественные откровения ( Рим.9:4 ), а у язычников – отрицательным, который привел их к сознанию духовной беспомощности человека и к исканию вышней помощи, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ). Применительно к этому, можно сказать написаны и евангельские родословия. Так, родословие у св. Матфея, если бы мы даже и не знали, для кого предназначалось самое Евангелие, одним уже тем, что начинается с Авраама и Давида, главнейших предков еврейского народа ( Быт.22:18 и 2Цар.7:12-13 ), ясно показывает, что в кратком его перечне представителей и носителей обетовании Божиих повторяется история избранного народа, история его приготовления к принятию Мессии. Этим, собственно, только и можно объяснить, почему св. Матфей в родословии Иисуса Христа не выходит за пределы, как бы указанные Самим Богом, а предлагает усматривать обещанного Искупителя в священном роде Авраама и Давида. «Поскольку говорит иудеям, – пишет Златоуст, – то излишним считает начинать родословие с древнейших родов». Совсем другое мы видим в родословии Евангелия от Луки. Это родословие, хотя также идет чрез Авраама и Давида, но оно восходит гораздо выше и доходит даже до родоначальника всех людей Адама. В истории человеческой нельзя еще указать другого подобного родословия, которое бы так точно и так далеко простиралось, как родословие Иисуса Христа в Евангелии от Луки. Так как св. Лука писал свое Евангелие для христиан из язычников (то есть греков), по воззрению которых происхождение человечества покрыто непроницаемым мраком и у которых ходили самые нелепые басни о первобытных людях, то он и предлагает в своем родословии краткое, но истинное сказание о происхождении Иисуса Христа (чудесное рождение Которого он описал выше, в гл. 1 и 2), а вместе с Ним и всех людей от единого человека, от единой крови (мысль апостола Павла, см. Деян.17:26 , с одной стороны, для того, чтобы разорять прежние, нелепые языческие басни о первобытных людях, а с другой, и главным образом, показать, что во Христе Иисусе, согласно обетованию, данному еще прародителям в раю ( Быт.3:15 ), спасение открыто и предоставлено всему роду человеческому, а не одним только иудеям.

http://azbyka.ru/rodoslovnaya-iisusa-xri...

Разделы портала «Азбука веры» Теоретический семинар Сначала остановимся на частных аспектах этого вопроса, а потом перейдем к общим понятиям и определениям. Нередко говорят и пишут, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Обратимся к первоначальному библейскому тексту: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” ( Быт.1:26-28 ). То есть, Бог и в самом деле планировал сотворить человека как по своему образу, так и по своему подобию ( Быт.1:26 ), но реально человек сотворен только по образу. Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие св. отцы и о котором мы скажем немного дальше. Второй важный момент, который появляется при анализе создания человека по образу Божию, заключается в том, что многие св. отцы соотносили образ Божий с Иисусом Христом. Эта идея была присуща таким древним церковным писателям, как, например, Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Афанасий Великий , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин , Николай Кавасила .   Разбору их точек зрения и обобщению этой проблеме посвящена работа П. Ю. Малкова “Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия” (Малков. 2000). В чем же конкретно проявляется сотворение человека по образу Божию? Разные христианские писатели выделяли разные черты образа Божия, дополняя и продолжая друг друга: Интересна сводка Фотия, патр. Константинопольского († 891 г.) предшествующих святоотеческих мнений о том, что же, собственно, надо понимать под образом и подобием Божием в человеке: 1) некоторые усматривали созданность человека по образу Божию в разумности и свободной воле; 2) другие в стремлении к начальствованию и господству; 3) третьи – в способности человека воспроизводить и творить; 4) способности мыслить и говорить отображают внутритроичную жизнь Божества ( Киприан (Керн) архим. 1996, с. 251).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010