Обещанная личность – благословение для мира. Следующий значительный этап развития обетования о семени мы наблюдаем в Быт.12 . Когда Аврам обитал в Харране (сегодня этот город находится в северной части Ирака), Бог явился ему и велел покинуть свой народ и страну, чтобы идти в другое место (Ханаан, который в будущем будет называться Израилем). Тогда же Бог дает Авраму следующее обещание: «ИЯ произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:2–3 ). Здесь для нас важно отметить, что потомки Аврама составят народ, который Бог благословит, чтобы через него были благословлены остальные народы (что подобно современным выражениям «национальные группы» или «этнические сообщества») мира. Аврам и его потомки будут не единственными, кто получит Божье благословение. Напротив, этот народ станет проводником Божьего благословения для всего человеческого рода на этой земле. Таким образом, избрание Аврама и его потомков не исключало остальных людей, но направлено было на то, чтобы принести всем людям благословение через Аврама. Заметьте, что в этом отрывке не упоминается слово семя, а значит, и нет прямой связи между обетованием из Быт.3:15  и обетованием, которое Бог дает Авраму в данном случае. Однако в последующих текстах Бытия Бог повторяет это обещание четыре раза в той или иной форме: сначала Авраму (чье имя впоследствии было изменено на Авраам в Быт.17:5 ) в Быт.18:1.8 и Быт.22:18 , а потом его сыну Исааку в Быт.26:4  и внуку Иакову в Быт.28:14 . Интересно, что из перечисленных отрывков, где Бог повторяет свое обещание, в последних трех встречается слово семя. После того как Бог остановил Авраама во время жертвоприношения сына, он сказал ему: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быт.22:16–18 ). Впоследствии, повторяя свое обещание Исааку, а потом Иакову, Бог выражает это таким же образом: появятся многочисленные потомки, в то время как посредством семени (одного потомка) будут благословлены все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363.  Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364.  Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365.  Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367.  Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370.  Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384.  Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387.  И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363. Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364. Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365. Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367. Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370. Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384. Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

(св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О бессловесных желаниях Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 12–14 Употребляемые категории: · ЛОТ – неразумная энергия к жизни земной · СОДОМ – жизнь по законам плоти · КЕДОРЛАОМЕР – противоестественная страсть · АВРААМ – познание суетности греха · ЭШКОЛ – досада, огорчение от совершения греха · АНЕР – стыд о содеянном грехе · МАМРИЙ – страх суда и осуждения за грех У вступившего на путь спасения и идущего, по указанию Божию, к земле обетованной неизменным спутником является Лот – неразумная энергия к жизни земной ( Быт. 12:4 ), ищущая не того, где полезней для души и Богу угодней, а где лучше и сытней для жизни телесной ( Быт. 13:10–11 ). Обеспеченность материальная не мешает духовным поискам, пока она небольшая ( Быт. 12:5 ), но, по мере своего возрастания, она начинает входить в конфликт с силами души и духа ( Быт. 13:7 ), и если дух не ограничивает и не подчиняет себе чувственные пожелания, то они легко могут раскинуть свои шатры в городах окрестности долины Сидим ( Быт 14:3 ), даже до Содома, жители которого отличаются тем, что злы и весьма грешны пред Господом ( Быт. 13:12–13 ). Вся эта окрестность, прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до самого Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская ( Быт. 13:10 ), представляя собой жизнь по законам плоти. Сама по себе такая жизнь, являясь бессознательным началом жизни животной, безгрешна. К характерным признакам ее относятся процессы питания и размножения ( Быт. 2:16, 1:28 ), которые, будучи сами по себе добрыми, «вследствие падения стали седалищем всего недоброго». 34 Произошло это оттого, что душа потеряла власть над плотью и смешалась с ней до такой степени, что стала сознавать себя не иначе как через призму плотских потребностей и влечений тела, возникающих в животной жизни, совершенно забыв о потребностях духа. 35 Когда же ум, сердце и воля начинают заниматься исключительно плотским ( Рим. 8:5 ), когда попечения о плоти простираются до превращения их в похоти ( Рим. 13:14 ), тогда предает их Бог постыдным страстям: женщины их заменяют естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигаются похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение ( Рим. 1:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Глава 29 Иаков приходит в Харран и у колодца встречает пастухов Быт.29:1 . И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава]. Укрепленный небесным виденьем, Иаков продолжает путь и приходит «в землю сынов востока»; «сыны востока» – обычно жители Аравии ( Суд. 6:33 ; Иов. 1:3 ; Ис. 11:14 ); здесь как в Чис. 23:7 – в более обширном значении, в приложении к жителям Сирии. По Мидрашу, Исав послал сына своего Элифаза преследовать Иакова, но он не причинил ему никакого вреда. Быт.29:2 . И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из колодезя того поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Первое, что встречает Иаков в стране, служившей целью пути его, был колодезь, как подобное же в Быт. 24:11 говорится об Елиезере; только в последнем случае разумеется пригородный колодезь, а в рассматриваемом – цистерна, лежавшая, по-видимому, не близко к городу (как видно из вопроса Иакова, ст. 4). Большой камень (евр. haeben с артиклем – известный по назначению камень) закрывал устье колодца для защиты устья воды от песка – обычное явление и теперь в жарких местностях Аравии и Малой Азии. Вся вообще картина предстоящей встречи Иакова с Рахилью (ср. Быт. 24:11 и д.; Исх. 2:16 ) носит печать специфических черт восточного быта. Быт.29:3 . Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. Колодезь был собственностью нескольких владельцев, и потому для открытия камня ожидали прибытия стад всех собственников; Лаван, вероятно, был одним из последних (при прибытии Рахили колодезь немедленно открывается, ст. 9–10). Быт.29:4–5 . Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Иаков дружественно обращается к собратьям по ремеслу, называя их «братьями». Услышав о Харране, Иаков с радостью спрашивает о Лаване; он называет его сыном Нахора, тогда как последний был его дедом, а отцом Вафуил ( Быт. 22:20–23, 24:24–29 ) – без сомнения, по древневосточному обыкновению называть вместо малоизвестного ближайшего предка, в данном случае Нахора, как родоначальника ( Быт. 11:27 ) младшей линии потомков Фарры; притом еврейские имена отца (ab), брата (асн), сына (ben) и тому подобные имеют очень широкое употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Б) Библия говорит, что при сотворении Адам был один. «Не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2:18 ), тоже следует из стиха 20-го той же главы: «Для человека не нашлось помощника, подобного ему». Подтверждение этой мысли имеется и в Новом Завете ( 1Кор. 15:45 ). В) Библия говорит, что все люди имеют одного отца-Адама. «Не один ли у всех нас отец? ( Мал. 2:10 ). Не менее сильное указание на это дается также в Деян. 17:26 , где сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». Г) Библия говорит, что все люди имеют одну и ту же мать – Еву. В Быт. 3:20 читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих». О ней сказано, что она будет рождать детей ( Быт. 3:16 ) и что от семени ее родится Спаситель ( Быт. 3:15 ). Д) Библия говорит, что все люди принадлежат к одной семье. Интересно обратить внимание на факты первой книги Бытие. Когда Бог творил рыб, птиц, гадов и скотов, то всякий раз делается замечание, что они сотворены «по роду их» ( Быт. 1:21,25 ), это, несомненно, подразумевает разнообразие видов в каждом случае; но когда дело доходит до человека, то там никакого намека на разделение по родам не делается, а отмечается его отличие от всех тварей земных: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). На основании этого откровения не встречается никакого затруднения с терминами «сыны Божии» и «дочери человеческие» ( Быт. 6:2–4 ); в Новом Завете также проливается достаточный свет на их смысл. В 1Ин. 3:2 читаем: «Возлюбленные, мы теперь дети Божии», а в 1Кор. 3:3 находим другое «Не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете». Ясно, что первые являются людьми верующими, другие неверующими, необращенными. В шестой главе Бытие сообщается о том, как совершались брачные союзы между верующими и неверующими, праведниками и нечестивыми, – в результате чего явилось на земле великое развращение ( Быт. 6:5 ). Отсюда предупреждение в Новом Завете: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» ( 2Кор. 6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДАМ [Евр.    ,   - букв. красный, связано с   - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18). А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр.  ,   - это не только «ребро» (как в синодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр.  ,  ) от слова «муж» (  ,  ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

http://pravenc.ru/text/63452.html

А. Соколов § 1. Первые места жительства людей Бог поселил Адама и Еву в раю, который находился в Едеме , на востоке. Моисей при описании рая говорит: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:10–14 ). Положение Едема определить в настоящее время с точностью невозможно. Большинство толкователей полагают, однако, что он находился в странах, лежащих близ Тигра и Евфрата. По изгнании из рая, Адам и Ева поселились на востоке его ( Быт.3:24 ). Каин, совершивши братоубийство, поселился в земле Нод , и построил в ней город и назвал его Енохом ( Быт.4:16–17 ). Не определено, где находилась эта земля. Больших сведений о том, где жили люди до потопа, в Св. Писании не имеется. По окончании потопа, ковчег Ноя остановился на горах Араратских , в Армении ( Быт.8:4 ). Ной и его дети, по выходе из ковчега, вероятно, поселились на востоке этой страны, потому что позже потомки их пришли с востока в землю Сеннаар : «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» ( Быт.11:2 ). Здесь, на берегах Евфрата, они начали строить город и башню; но Бог смешал язык их, и, переставши понимать друг друга, они рассеялись по разным странам. Город прозван Вавилоном – смешением ( Быт.11:8–9 ). § 2. Страны, населенные потомками Иафета Сыновья Иафета были: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас ( Быт.10:2 ). I. Гомер. Пророк Иезекииль называет этим именем народ, пришедший с севера ( Иез.38:6 ). Одни толкователи считают Гомера родоначальником народов Галатии, которые, до нападения на их страну Галатов, назывались Гомарами (Флавий); другие видят потомков Гомера в Фригийцах (Бохарт); третьи – в Кимврах или Киммерианах, обитавших в Херсонесе Таврическом или Крыме (Михаэлис).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

См. также об аде (преисподней): 1Цар. 2:6 ; 2Цар. 22:5–6 ; Иов.14:10–13, 11:7–8, 17:13–16, 21:13 ; Пс.48:15–16, 62:10, 87:4–7, 88:49 ; Песн.8:6 ; Иез.26:19–20, 31:14–18, 32:17–32 . Адам АДАМ: БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ВЕТХИЙ АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ПЛОТЬ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ; ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ ; РАЙ В русской речи имя Адам существует и как собственное и как нарицательное 1 , означая в последнем случае человека вообще, «человека во плоти, грешника, падкого на соблазн. “И ты адам и я адам; все мы адамы”» (Даль. Посл.). Вошло в следующие словосочетания: адамова голова, адамово яблоко, адамовы времена (веки), ветхий Адам (Новый Адам), в костюме Адама, от Адама, дети (сыны) Адама, прародитель Адам. Адам — букв.: земля, краснозем (от евр. dmh). В евр. тексте Б. часто употребляется в значении «человек». Как собственное имя первого человека появляется в Быт.4:1, 25 . Книга Бытия открывается рассказом о сотворении мира (Шестоднев); в шестой день творения был создан человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26–28 ). Другое повествование книги Бытия излагает события несколько иначе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Рай (сад) в Эдеме стал местом, где надлежало жить человеку, возделывая и храня сад Господень и питаясь его плодами. Лишь «от дерева познания добра и зла» заповедано было ему не есть плодов во избежание смерти. Все животные земли и все птицы небесные получили от человека имена, соответственные своей сути. Помощником человеку стала жена, сотворенная из его ребра. Прародителям человечества даровано блаженное существование. Но человек, не устояв перед змеем-искусителем, срывает запретный плод, попирая тем самым заповедь Господню и давая возможность злу поселиться в своем уме и сердце. Отягощенный грехом человек изгоняется из рая: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:23 ). Господь определяет дальнейшую судьбу Адама и его потомков: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Быт.17–18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Быт.16:3 . И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте ( Быт. 25:6 ); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга. Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары Быт.16:4 . Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости ( Быт. 24:60 ; Исх. 23:26 ; Втор. 7:14 ); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье ( Быт. 30:1, 23 ; Лк. 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой. Быт.16:5 . И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; «Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов). Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. «Слова души огорченной! – говорит Иоанн Златоуст : и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи. Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Иеговы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010