«Иисус был «оживлен в духе», в то время как Его земные останки были удалены неизвестным образом«. (Сторожевая Башня, 15 февраля 1991 г., стр. 15). Конечно, в Новом Завете ничего подобного не сообщается. Но именно на телесное воскресение указывают все стихи: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» ( 1Кор.15:35 ). Непонятно, каким образом Свидетели Иеговы различают воскресение людей [в теле] и воскресение Иисуса Христа [как духа]. (Сравните с 1Кор.15:16 ). Если бы Иисус был воскрешен как дух, то не было бы необходимости упоминать о возможном тлении тела: «А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление...» ( Деян.13:34 ); «а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». ( Деян.13:37 ). От подобных заблуждений Иисус Христос и предостерегал своих учеников, когда, узнав их мысли о том, что Он есть дух, показал, что Он на самом деле в том же теле:«Он Сам стал посреди них, и говорит им: мир вам. Они же, в ужасе и страхе, думали, что видят духа. И Он сказал им: почему вы смущены, и отчего сомнения возникают в сердце вашем? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: это Я Сам; осяжите Меня и посмотрите: дух плоти и костей не имеет, как вы видите у Меня. И сказав это, Он показал им руки и ноги». ( Лк.24:3,6–40 , ПЕК). Но к этому открыву Свидетели Иеговы приводят лаконичное объяснение:«Люди не могут видеть духов, поэтому ученики, естественно, думали, что им это кажется, или что это видение. (Сравни Мк.6:49,50 .) Иисус заверил их, что это не явление; они могли видеть его плотское тело, потрогать его и убедиться в том, что у него есть кости; он также ел в их присутствии. Подобным образом ангелы в прошлом воплощались, чтобы люди их видели; они ели, а некоторые даже женились и имели детей ( Быт.6:4;19:1–3 )». (Рассуждение на основании Писания, «Воскресение», 1989 г.). Таким образом Свидетели Иеговы признают, что Иисус являлся в теле, но оспаривают идентичность явленного тела с умершим. Он стал опять духовным созданием, но воплощался, чтобы стать видимым – как это делали в прошлом ангелы. Следовательно, Свидетели Иеговы ставят Иисуса в положение обманщика в эпизоде с Фомой, который просил показать настоящие раны от гвоздей ( Ин.20:25,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Ин. 18:2 ; Лк. 6 и др.). – Я видел тебя: очевидно по ходу повествования, что разумеется не обыкновенное видение, не телесными очами; иначе в этом не было бы ничего особенного, что так могло бы поразить Нафанаила и извлечь из сердца его исповедание веры в Господа. Речь идёт о видении в смысле знания Господом внутреннего состояния души Нафанаила, его мыслей, желаний, намерений, расположений, чувствований, по которым Господь так точно определил характер Нафанаила как истинного израильтянина. 49. Ин. 1:49 . Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ин. 1:34, 4:29, 6:69, 12:13, 18:37 ; Мф. 15:32 Равви: см. прим. к ст. 38. – Ты Сын Божий: этим и следующим наименованием Нафанаил без сомнения выражает ту же мысль, какую выразил ему Филипп относительно лица Иисуса из Назарета (ст. 45), т. е. исповедует Его Мессиею давно предречённым и ожидаемым, теперь явившимся. Его совесть говорила ему, что Господь – сердцеведец, следовательно, не обыкновенный человек, а из этого он заключил, что Он точно Мессия. – Царь Израилев: одно из наименований Мессии, которое и написано было впоследствии на кресте Его ( Ин. 19:18 ). Общая цель Иоаннова Евангелия – уверить, что Иисус есть Христос Сын Божий ( Ин. 20:31 ); повествованием о Нафанаиле и Филиппе, Андрее, Петре и Иоанне евангелист даёт свидетельство верное и ясное, что с самого начала общественной деятельности Христовой лучшие люди еврейского народа, хотя и простого происхождения, уверовали и исповедали, что Иисус есть истинный Христос Сын Божий. 50. Ин. 1:50 . Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. Ин. 5:20, 14:12 51. Ин. 1:51 . И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Ин. 5:20, 14:12, 3:13 ; Мф. 3 п.; Быт. 28:12 Ты веришь и пр.: одобрение нравственного расположения Нафанаила, так скоро по одному слову Господа уверовавшего в Него как Мессию, одобрение, соединённое с некоторым радостным удивлением, что так быстро и живо выразилась эта живая и радостная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ис.10:24 . Посему так говорит Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он по­раз­ит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. «Посему», т. е. имея в виду скорое падение Ассирийского царства. «Как Египет», т. е. как сделал некогда египетский фараон, решивший истребить живших в Египте потомков Иакова. Ис.10:25 . Еще немного, очень немного, и прой­дет Мое негодование, и ярость Моя обратит­ся на истребле­ние их. Ис.10:26 . И поднимет Го­с­по­дь Саваоф бич на него, как во время по­раже­ния Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. В этих стихах предсказывается о том поражении Ассура, которое последует в очень непродолжительном времени. Поэтому всего лучше видеть здесь пророчество о поражении Ангелом Господним ассирийского войска под стенами Иерусалима ( Ис.37:36 ). «Поражение Мадиама» – при судии Гедеоне совершилось в одну ночь ( Суд.7 и сл.). «Скала Орива» – та скала, где погиб мадиамский князь Орив-ворон ( Суд.7:25 ). «Или как простер» – точнее перевести: и как на море жезл Его. Всевышний, следовательно, истребит ассириян так, как некогда потопил в Чермном море фараона и его войско. Ис.10:27 . И будет в тот день: снимет­ся с рамен тво­их бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадет­ся ярмо от тука. «Распадется ярмо от тука». Еврейский народ, очевидно, сравнивается здесь с рабочим скотом, который так разжиреет от хорошей свободной жизни, что ярмо, каким была стянута его шея, не выдержит и треснет. Ис.10:28–34 . Но до своей погибели Ассур причинит еще много вреда Иудее, шествие по которой ассирийских войск пророк и изображает. В конце концов этому нашествию Господь положит конец! Ис.10:28 . Он идет на Аиаф, про­ходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы. Пророк начинает перечислять те иудейские города, какими, при своем нашествии на Иудею, овладеют ассирияне. «Аиаф» – то же, что Гай ( Быт.12:8 ), лежавший к юго-востоку от Вефиля, в колене Вениаминовом. «Мигрон» – вероятно, тот город, развалины коего теперь называются Makrun. Город этот, по-видимому, находился на пути между Гаем и Михмасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс. 117:1 ). Вот это – вторая причина. Остается третья. Спаситель наш благоволил спасти нас пришествием Своим по плоти, Он должен был воспринять на Себя наше бренное тело и пожить вместе с людьми. Но так как Он был Бог и один безгрешен, то попустил праведным людям по собственной их воле впадать в свойственные людям согрешения: не сам призвал их к греху, но попустил воле их действовать по их собственному усмотрению. Таким именно образом согрешил Авраам, выказав недоверие к Богу, и за это получил от Бога наказание: «и поработят... потомков твоих, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт. 15:13 ). Затем согрешил Моисей, не воздав славы Богу при изведении из камня воды для неблагодарного народа, и за это Бог сказал ему: «Ты увидишь землю обетования – и ты в нее... не войдешь» (Второзак. 34:4). Так и этому попустил Бог впасть в грех , чтобы только сам Он один оказался безгрешным в человеческом теле. Потому-то пророк Давид, когда уже исповедал грех свой, так говорил Богу: «Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» ( «Тебе единому согреших и лукавое пред тобою сотворих»). Почему? «Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» ( «Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти») ( Пс. 50:6 ). Когда настанет день тот, скажет: «Вот наше бренное тело, сидящее одесную величия Божия: «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109:1 )». В тот-то именно день, когда люди предстанут на суд, явлено будет и тело, воспринятое Им от рода нашего. Вверху тело и внизу тело – потому что «воззрят, – сказано, – на Того, Кого пронзили» ( «воззрят нань, егоже прободоша») ( Иоан. 19:37 ; Зах. 12:10 ). Но одно, наше, т. е., отягчено грехами, а другое, непричастное греху, но требующее осуждения грехов -Божеское. Вот что значит: «так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» ( «яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти»). Каким образом? «Потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Иса. 53:9). Ему слава во веки веков. Аминь. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Источник жизни сообщается с грешными людьми, подверженными недугам душевным и телесным, – всякая болезнь или расстройство в душе или в теле исчезает в людях, которые веруют в Его чудодейственную силу, все становятся здоровы: немые говорят, хромые ходят, слепые видят. Слава, слава Посетителю людей Своих – Богу» 76]. Мф.15:32 . «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.» Мф.15:33 . «И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» Мф.15:34 . «Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.» Мф.15:35 . «Тогда велел народу возлечь на землю.» Мф.15:36 . «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.» Мф.15:37 . «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных» Мф.15:38 . «а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» Мф.15:39 . «И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские» «32–39 ст. О насыщении семью хлебами и несколькими рыбами четырех тысяч человек мужчин, не считая жен и детей. Спаситель повелевает народу сесть на землю; берет семь хлебов и рыбу, воздает хвалу Богу, преломляет их и дает ученикам Своим, а ученики – народу. Все ели и насытились. Осталось хлебов и рыбы столько, что можно было наполнить еще семь корзин» 76]. «Препокоен и рад будь, когда угощаешь братию чаем-сахаром и всякими благами, отложив всякое жаление тленной сладости, твердо зная, что для брата, сколь бы он ни был гладен и жаждущ, нужно очень немного; а между тем должная любовь и честь образу Божию, который носит брат в душе своей, отдается чрез угощение брата. Припомни угощение радушного Авраама: Кого он принял как гостей – Троицу Святую (См.: Быт. 18 ). Припомни, как Господь, угощая в пустыне пятью хлебами, подавая нам пример гостеприимства, отпустити их, сказал, не ядуших не хощу ( Мф. 15:32 ). Дадите им, говорит, вы ясти ( Мф. 14:16 ). – Так и ты не отпускай гостей не ядшими. – Еще припомни, как угощался Сам Господь у грешников и мытарей (См.: Мф. 9:10–11 )» 54]. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. - 382 с. : портр. (Посвящается 200-летию Санкт-Петербургской православной духовной академии). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, ту любовь, которая называется? ag a ph, возможно оказывать всем; о ней апостол говорит: доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал 6, 10). Она должна оказываться вообще всем, так что Господь повелел нам изъявлять ее даже врагам нашим, говоря: любите врагов ваших (Мф 5, 44). А di a qesis, т. е. сердечное расположение, оказывается очень немногим, и тем, которые связаны (между собою) одинаковостью нравов или общностью добродетелей, хотя и само расположение, кажется, имеет в себе большое различие. Ибо иначе бывают любимы родители, иначе супруги, иначе братья, иначе сыновья; да и в самой потребности этих расположений находится большое различие: не одинакова бывает любовь и родителей к детям. Это доказывается примером патриарха, который, будучи отцом двенадцати сыновей, хотя всех любил отеческой любовью, однако Иосифа возлюбил с большим расположением, как ясно говорит об этом Св. Писание: возненавидели Иосифа братья его за то, что отец их любит его более всех (Быт 37, 4), т. е. не потому, что муж праведный и отец не очень любил прочих детей, а потому, что питал к нему как бы более благосклонное и приятное расположение. То же ясно видно и на евангелисте Иоанне, о котором говорится: один же из учеников Его, которого любил Иисус (Ин 13, 23). Хотя Он особенной любовью любил и прочих одиннадцать избранных учеников, так что это засвидетельствовано и в Евангелии, где говорится: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Там же, 34); еще: возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Там же, 1); но эта любовь к одному не означает холодности к прочим ученикам, но больший избыток любви к нему, на которую предоставляло ему право преимущество девственности и нерастленности плоти. Потому эта любовь, как высшая, обозначается с некоторым исключением, и воз- 557// вышает ее не сравнение с ненавистью, а большая благодать изобилующей любви. Подобное этому читаем и в книге Песни Песней: упорядочите ко мне любовь (Песн 2, 4). Ибо это есть истинно упорядоченная любовь, которая, не имея ненависти ни к кому, некоторых больше любит по праву заслуг, и которая хотя любит вообще всех, однако отличает тех, коих нужно любить с особенным расположением; и между теми, которые пользуются высшей, особенной любовью, она отличает некоторых, пользующихся еще большим расположением перед прочими. глава 15 О тех, которые притворством усиливают смущение свое или братьев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛО [греч. κακα, τ κακν, πονηρς, τ ασχρν, τ φαλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага . Ветхий Завет Терминология и семантика В ВЗ предметы, явления, события, действия и переживания, так или иначе противопоставленные благому, полезному, соответствующему принятым нормам или эталонам, т. е. оцениваемые негативно в к.-л. отношении, характеризуются словами, производными от корня   (глаголы         имена существительные и прилагательные:        ). При этом «плохое», «дурное», т. е. неупорядоченное, неправильное, и «вредное», «опасное», т. е. приносящее вред или способное его причинить, а также З. как нравственная характеристика людей и их поступков и З., переживаемое человеком, т. е. страдание, беда, несчастье, различаются только контекстуально, но не терминологически. Так, слова с корнем   служат определениями предметов и явлений, опасных и вредоносных по своей природе, и т. о. подчеркивают эти свойства. Напр., «злой» (  ) нередко называется болезнь: «Поразит тебя Господь злою (  ) проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей» (Втор 28. 35; ср.: Втор 28. 59: «...болезнями злыми (  ) и постоянными»; Втор 7. 15; Иов 2. 7: «...проказою лютою (  ) от подошвы ноги его по самое темя его»; Еккл 6. 2: «тяжкий (  ) недуг»; 2 Пар 21. 19). Когда речь идет о диких зверях, представляющих собой угрозу для человека, используются те же эпитеты: «хищный зверь», «лютые звери» (     - Быт 37. 20, 33; Лев 26. 6; Иез 5. 17; 14. 15, 21; 34. 25). В этом значении такие слова могут употребляться и менее конкретно, обозначая беду, несчастье как совокупность опасных, гибельных событий или обстоятельств: «...за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло (  ) на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар 21. 12); «За это Я наведу беды (  ) на дом Иеровоамов...» (3 Цар 14. 10); после смерти Авессалома Иоав говорит Давиду: «...клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий (  ), какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар 19. 7 (МТ 19. 8)).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Много захоронений царского периода было открыто в долине Кедрон, вокруг деревни Силоам. Они различного типа: одни представляют собой прямоугольную усыпальницу, высеченную в скале и покрытую изогнутой кровлей. Голова усопшего покоилась в специально вырубленном углублении. Иногда две или три погребальные камеры соединяли коридором. Усыпальница могла быть также целиком высечена в скале с каменным фасадом. Грядущая победа жизни над смертью Люди Библии исполнены надежды на время вечного мира, единства, справедливости, любви, радости. Они верят в триумф Бога Элохима, который должен победить смерть. Мысль о Боге может спасти человека от смерти, и эта идея очень древняя. В Библии мы находим упоминания о людях, которые не умерли или воскресли: Енох и Илия вознеслись на небеса, где были приняты Господом Элохимом. Древнейшая традиция говорит то же о Моисее, чье место захоронения неизвестно ( Быт.5:24 ; 3Цар.2:11 ; Втор.34:6 ). В псалмах говорится: Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс.48:16 ). Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу ( Пс.72:24 ). Эти тексты противопоставляют идею нисхождения в Шеол и вознесения на небеса. Человек, избежавший смертельной опасности, сравнивается с извлеченным Господом из могилы ( Пс.27:1, 142:7 ). То же касается страдания: оно сравнивается со смертью, от которой спасает Господь Элохим ( Ис.53:8–12 ). Отсюда можно заключить, что грядущее воскрешение мертвых явится триумфом Господа, Бога живущих, над древним врагом человека – смертью: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15:10 ). Победа над смертью, грядущее воскресение мертвых постоянно ожидаемы человеком Библии. Когда Илия воскрешает ребенка вдовы ( 3Цар.17:18–24 ), когда умерший восстает из могилы, чтобы обратиться к мощам пророка Елисея ( 4Цар.13:20–21 ), – это никого не удивляет: воскресить мертвого – во власти Бога и божьего человека – живого или даже умершего. Иезекииль описывает воскрешение мертвых ( Иез.37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мф.5:33 .  Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. Заповедь изложена в Лев.19:12 ; Числ.30:3 ; Втор.23:21, 23 . И здесь опять Спаситель передает кратко только сущность ветхозаветного закона. В Лев.19:12 запрещается не вообще всякая клятва, а только ложная. Перевод Семидесяти почти соответствует еврейскому тексту. В последних двух указанных местах говорится об обетах. Русский и латинский переводы: «не преступай клятвы», Vulgatä: non perjurabis, – не точны; славянский: «не во лжу кленешися»; в еврейском тексте Лев.19:12 к «не клянись» прибавлено слово «лашакер» – «для лжи», что выражается греческим глаголом πιορκω, который в отличие от простого ρκω означает «клянусь ложно». Поэтому смысл слов Спасителя, по-видимому, таков: не клянись ложно, а когда клянешься (не ложно), то исполняй пред Господом (в славянском переводе точнее – «воздаси же Господеви») клятвы твои. Так приблизительно Златоуст: «Что значит: «исполняй пред Господом клятвы твои»? Это значит: когда клянешься, ты должен говорить истину ( ληθεεις μνς)». О клятвопреступлении здесь речи нет. Мф.5:34 .  А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; Мф.5:35 .  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; Мф.5:36 .  ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Мф.5:37 .  Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Учение Христа о клятвах. Глагол πιορκω (клянусь ложно) предыдущего стиха заменен здесь μνυμι. ρκω, ρκος соответствует еврейскому «шаба», который производят от «шеба» – семь – священное число у евреев и на Востоке употреблявшееся при клятвах ( Быт.21:28 сл.) и проклятиях ( Числ.23:1 ), и «шебуйя» – клятва. μνυμι соответствует еврейскому «нишба», т.е. тому же глаголу, но в форме «нифал», имеющей возвратное значение в отличие от «кал». «Нишба», следовательно, – «он клялся», в отличие «он клял» или «проклинал». Таким образом, предполагая, что Христос говорил на арамейском языке, можем допустить, что слова Его отличались только по форме и были, следовательно, по значению одинаковы; переводчик же выразил их по-гречески двумя разными глаголами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010