Тогда же Авраам узнал от Господа, что Тот идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. И здесь проявилось то дерзновение патриарха, какое может быть только у друга Божия: Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этих городов, ради праведников, которые могли быть в них (Быт.18:23–32). И Господь обещал Аврааму пощадить города даже ради десяти праведников, если такие найдутся. Но не было там праведников, кроме Лота. Поэтому в Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19). Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился долгожданный сын – Исаак (Быт.21:1–3). И « обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » (Быт.21:4). По прошествии многих лет, когда Исаак уже подрос Господь сказал Аврааму: « Авраам! …возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » (Быт.22:1–2). Рано утром Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал с неба голос: « Авраам! …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня » (Быт.22:11–12). Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве брака О браке вообще 1Кор.7:38 . «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Объясн. Если бы в Церкви Христовой от начала не существовало таинства брака, а был бы только так называемый гражданский брак, то апостол только и сказал бы об овдовевшей женщине: «свободна выйти, за кого хочет»; но он прибавляет: «только в Господе». Священнодействие, чрез которое совершается брак о Господе, и есть таинство брака, видимым совершителем которого бывает иерей, а невидимым Сам Глава Церкви Господь, сочетавающий во единого человека Свои члены, – мужа и жену: Мф.19 :б; Еф.5:31–32 . Брак должен быть только в Господе Мф.19:5–6 . «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ср. 1Кор.7:39 ). Объясн. Брачный союз непременно должен быть только «в Господе», т.е. должен быть освящён церковной молитвой. Такой брак должен быть нерасторжим: 1Кор.7:39 ; Мф.5:32 ; Рим.7:2 . Благословенный брак есть «тайна великая»: Еф.5:31–32 ; он уподобляется союзу Христа с Церковью: Еф.5:23 . Сам Иисус Христос освятил брачный союз Своим присутствием: Ин.2:1–11 . Брак есть «тайна великая» Еф.5:31–32 . «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Объясн. Что «тайной» называется союз между мужем и женой, это видно из связи речи: ст.25–31; значит брак и по буквальному выражению апостола есть таинство – «тайна великая». Апостол разъясняет и сущность тайны, так, например, излагая обязанности мужа и жены, он указывает основание этих взаимных обязанностей в сходстве супружеского союза с союзом Христа с Церковью: Еф.5:22–25 . Такое глубокое значение брака уже предполагает особое священнодействие, чрез которое он освящается благодатью Христовой: 1Кор.7:39 ; выражение «только в Господе», естественно, приводит к мысли, что брак христианский ещё при апостолах в отличие от других брачных союзов заключался «только в Господе»; или во имя Господне, т.е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался чрез какое-либо видимое священнодействие, без чего брак будет подобен тому незаконному замужеству, в котором Господь обличил Самарянку: Ин.4:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

13:12). Таковое познание может быть делом только того, который достиг уже такой степени силы, что никакого не придает значения плотскому и мирскому, но способен как бы просто и неукротимо стремиться духом к тому, что угодно Богу. Только он будет силен между людьми и осилит в борьбу с Богом. Итак, благословен был божественный Иаков, но он неотступно просил Боровшегося, говоря: «скажи... имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?» (Быт. 32:29.) Бог не объявляет имени Своего, показывая и чрез сие то, что Он есть по естеству Своему. Имя, быть может, не имеет никакого значения для Бога, как оно имеет значение для человека. Впрочем, на основании естественных свойств Своих, Он именуется различно, именно как «свет» (1Ин.1:5; Ин.1:7; Ин.12:46 и др.), и «жизнь» (Ин. 14:6), и «сила» (1Кор.1:24), и «истина» (Ин. 14:6), «единородный» (Ин. 1:14, 18 и др.), и «сияние славы и образ ипостаси» (Евр. 1:3), милость и «премудрость,... и правда... и избавление» (1 Кор. 1:30, 24). Уразумев же опять, что Он есть Бог, Которому собственно не может принадлежать никакого имени, блаженный «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он , я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30). Итак, замечай, как он стал Израилем, то есть «видящим Бога». Между тем, как боролся с ним человек, он говорит однако же, что видел Бога лицем к лицу и что спаслась душа его. Ибо познание о Христе есть дело спасительное. Так Слово и с плотию есть Бог; потому что патриарх Иаков говорит, что видел Бога лицем к лицу. Когда же воссияло солнце, «проходил , — сказано, — вид Божий: «и хромал он на бедро свое» (Быт. 32:31); потому что, как я уже сказал, с просвещением иудеев престала борьба. Исчез и вид Божий, то есть восшел на небеса Христос. Но не избавился от хромоты Израиль, потому что спасен не весь; а напротив, как бы страдает по причине неверующих тем, что не совсем прямо ходит. Итак, он переименован в Израиля, и запинатель обращен в ум, видящий Бога. А что еще после сего? «А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

    Послы, возвратившись к Иакову, возвестили, что сам Исав идет навстречу ему, и четыреста мужей с ним. Иаков весьма устрашился и, не зная в чем дело, разделил челядь свою и стада на два полка, говоря: «Аще един полк Исав изсечет, второй полк цел пребудет». Стал Иаков на молитву к Богу, умоляя, чтобы Он враждебное сердце Исава переменил на любовь, он говорил в молитве: «С жезлом сим преидох Иордан, ныне же есмь в два полка; избави мя, Господи, от руки брата моего Исава, яко боюся его, да не убиет мя и матери с чады (Быт. 32:10—11). После молитвы он послал перед собою Исаву изрядные дары от стад скота, говоря в себе: дарами моими укрощу лице его. И услышал Господь моление раба Своего, превратил волка в агнца, врага в друга, гневного Исава в любовного.     Иаков, придя к потоку, именуемому Иавок, текущему в Иордан, провел здесь ночь. Встав прежде дневной зари, он перешел со всеми своими воды сего потока, стал затем на особом месте и стал прилежно Богу молиться, дабы Он сохранил его от Исава. И явился ему Бог в подобии ангелообразного мужа, который дружески обнял его и боролся с ним до утра, показывая вид, что не может преодолеть Иакова (как зрелый муж, играя с малым отроком, борется с ним, как бы не имея возможности его преодолеть, но показывая, что он сам преодолевается им, так подобно сему и оное лице Божие, явившееся Иакову, боролось с ним и показывало вид, что не может преодолеть его). Тогда Бог коснулся бедра Иакова, и тотчас в нем омертвела жила его, как бы перерезанная, и Иаков почувствовал боль и захромал.     Однако Иаков крепко ухватился за борющегося с ним и преодолевал Его, и тогда сказал преодолеваемый: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков отвечал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тогда благословил его Бог и переименовал его в Израиля, говоря: «Не прозовется имя твое Иаков, но Израиль будет имя твое» (Быт. 32:28). И удалился от него, когда стало восходить солнце; Иаков же сие место прозвал «Пенуэл», т. е. образ Божий, говоря: «Видех Бога лицем к лицу, и спасется душа моя» (Быт. 32:30). И хромал Иаков на бедро свое после сей борьбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

«И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). »И сказал: потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:24 ). " Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак что Бог сочетал, того человек да не разлучает« ( Мф. 19:6–7 ; сравн. Мк. 10:6–9 ; 1Кор. 6:16–18 ; Ефес. 5:31–32 . Приведенными словами Христос Спаситель хорошо дает понять, что через брак Сам Бог тайно соединяет двоих в одно духовное целое, в одно тело, а потому брак не обыкновенный обряд, а действительное таинство. Именно о браке говорит св. апостол Павел, что »тайна сия велика« ( Ефес. 5:32 ). Здесь, под этими словами, никак нельзя понимать того, что св. апостол говорит о тайне союза Христового с Церковью; нет, контекст (этого места) ясно свидетельствует, что апостол ведет речь именно о »таинстве брака«, о тайном союзе, общении мужа и жены. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт. 2:24 ). »Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Ефес. 5:32 ). Св. апостол говорит, что »тайна брака« есть таинство не относительно чего либо иного, а именно таинство, что ко Христу и Церкви, относительно Христа и Церкви, т. е. это таинство через Церковь освящается Самим Христом, и этот союз мужа и жены апостол сравнивает с союзом Христа и Церкви ( Ефес. 5:22–25 ). Если бы брак был простым обыкновенным союзом, то св. апостол не говорил бы, что этот союз есть »тайна великая« и это не обыкновенная »тайна«, а именно относительно »Христа и Церкви«. Апостол предвидел, что появятся еретики, которые будут толковать его слова по своему, а потому и пишет, что брак есть »тайна великая« – не простая, не обыкновенная, а тайна относительно Христа и Церкви. В другом месте тот же апостол говорит: »жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе« ( 1Кор. 7:39 ). Выражение: »только в Господе« показывает, что брак освящается Церковью, ибо, когда св. апостол говорит о таинствах, то всегда подчеркивает, что через них проявляет действие Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Образ человека, участвовавшего в этом духовном борении, ярко отобразился в книге Плач Иеремии (Плач 2:11; 3:1–4). В своем поражении Иеремия признается Богу: Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии… (Иер 20:7). Так некогда был уязвлен патриарх Иаков. Бог коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним (Быт 32:25). Это было поражение Иакова. “Ибо вполне победив и будучи в силах уйти, если бы побеждаемый даже и не отпускал Его, однако же дав ему власть, если хочет, и не отпускать. Он говорит: пусти Мя…”, — пишет святитель Кирилл Александрийский 59 . Чем же завершается борение патриарха с Богом? Он добивается желанного и испрашивает благословения, благого слова у Бога: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь И благословил его там (Быт 32:28–29). Для Иеремии благое слово Божие становится даже пищей, а вместо переименования пророк носит само имя Господне: Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф (Иер 15:16). 3.2.2. Победа Иеремии первая: И человеков одолевать будешь Однако поражение, страдания и язвы отнюдь не повергли пророка на землю, но, напротив, вознесли его над всем Израилем. Яхве не допустил Иеремии быть побежденным в его поражении, так же, как некогда не допустил патриарху Иакову оказаться низложенным, ибо увидел, что не одолевает его (Быт 32:25). Иеремия стал “одолевать человеков”. Пророк победил людскую ненависть, которую принимал в ответ на ходатайство о них перед Богом. Злоба и гнев евреев были уничтожены судом Божиим; Вавилонский плен отрезвил их сознание. Вместо ненависти пробудилось глубокое уважение к пророку. Пред евреями предстал образ мужественного ратоборца и братолюбца. Страницы Священного Писания увековечили этот образ Иеремии, что и можно будет сейчас пронаблюдать. Жизнь пророка оборвалась внезапно. Ее исход нам приоткрыло Предание Церкви: “Иеремия, который вместе с оставшимися после переселения народа в Вавилон был отведен в Египет и поселился в Тафнах, где он пророчествовал и затем умер, побитый камнями своими же соотечественниками” 60 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» ( Втор. 32:8 ) 1 . Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования – Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы – однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение…» ( Евр.1:14 ). Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества. Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами ( Втор. 32:8 ), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли ( Апок. 7:1; 14:18 ), имеют влияние на частные дела людей ( Быт.32:1-2 ), ободряют, сохраняют ( Дан. 6:22 ), выводят из темницы ( Деян. 5:19-20; 12:7-9 ), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют ( Апок. 8:3 ). Ангелы приходят на служение человекам ( Евр. 1:14 ), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед ( Быт.16:7-12 ). О явлениях добрых Ангелов можно читать в Священном Писании – Быт.18:2-22; 28:12 ; Нав. 5:13-14 ; Лк. 1:11, 26, 28 ; Мф.2:13 ; Деян. 5:19; 10: 31; 12:7 . Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Согласно Откровению Иоанна, там «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни» ( Откр 21:4 ). В Послании к римлянам сказано, что вся земля совокупно со всем сотворенным на ней «покорилась суете не добровольно», а по причине грехопадения человека ( Рим 8:20 ). Поэтому силой Духа это положение вещей будет поправлено, и «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» ( Рим 8:21 ). Мы были созданы для прославления Бога и счастья вечного пребывания с Ним. Венцы, награды, празднества, победы, описанные в Библии, воссоздают один аспект небесного блаженства. Триумф Агнца, Который был заклан, и Его святых ( Откр 5:6; 14:1 ) – другой его аспект. Об этом было сказано в обетованиях завета ( Иер 30:22 ). Осуществившаяся реальность этих проспектов превзойдет человеческое воображение ( Еф 2:7; 3:9 ; ср. 1Кор 2:9 ). Бытие Народы, представленные в книге Бытие ( Быт.10:1–32 ) Авраама в его 2400 километровом странствии вдохновляла вера: «...и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:8–10 ). Иаков возвращается в Ханаан ( Быт.32:22–32 ) После двадцати лет, проведенных в Арам–Нахараиме, Иаков возвратился в Ханаан. В Маханаиме он повстречался с ангелами Божиими. В Пенуэле боролся с посланцем Господа, и тот не мог одолеть его. Иосиф становится рабом в Египте ( Быт.37:12–36 ) Иосиф отправился из Хеврона в Дофан навестить братьев, которые пасли там скот. В Дофане братья продали его измаильтянам, шедшим с караваном в Египет. Исход Бегство Моисея из Египта и возвращение ( Исх.2:15 ) Преследуемый фараоном за убийство египтянина, Моисей пересек Синайскую пустыню и оказался в земле мадианской. Он пас овец своего тестя Иофора в окрестностях горы Хорив (которую традиционно помещают на Синайском полуострове). Здесь Бог открылся ему из пламени пылающего куста и призвал пойти в Египет. Возвратившись к Иофору в Мадиан, чтобы забрать семью, Моисей отправился в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 И ниже он говорит еще: “Итак, согласно подобающему рассуждению, следует признать, что этот космос есть одушевленное и наделенное умом живое существо, и родился он поистине с помощью божественного провидения 163 .” Глава 30. О небесных светилах 1 После того как Моисей научил, что и они также сотворены, когда сказал: “И сказал Бог: да будут (созданы) светила на тверди небесной , чтобы светить на землю; и будут служить для знамений, и времен, и дней, и годов. И создал Бог два светила великие и звезды; и поставил их на тверди небесной” ( Быт.1:14–17 ), 2 и Платон говорит нечто подобное: “По замыслу и намерению бога, касающимся рождения времени, возникли солнце, луна и пять других звезд, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив их тела, бог поместил их на их орбитах 164 .” 3 Рассмотри, разве фраза Платона: “По замыслу и намерению бога” не подобна выражению Евреев: “Словом Господним были утверждены небеса и духом уст Его, все силы их.” ( Быт.32:6 ) Также вслед за Моисеем, который сказал: “И поставил (θετο) их на тверди небесной”, и Платон пользуется словом похожим на “поставил”: “Сотворив их тела, бог поместил (θηκεν) их на их орбитах.” Глава 31. О том, что все дела Божии хороши 1 После того, как Писание Евреев в отношении каждого из творений добавляет: “И увидел Бог, что это хорошо” ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21:25 ), и при подведении итога [творения] мира говорит: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” ( Быт.1:31 ), послушай, что говорит Платон: “Если космос прекрасен, а его демиург благ, ясно, что он взирал на вечное 165 .” И еще: “Ведь этот мир есть прекраснейший из рожденных вещей, а его творец есть наилучшая из причин 166 .” Глава 32. Об изменении и преобразовании мира 1 И об этом также рассуждает Писание Евреев; то здесь, когда говорит: “И небо свернется как свиток” ( Ис.34:4 ), то там, когда прибавляет: “И будут новое небо и новая земля, которые Я творю, чтобы они пребывали пред лицем Моим, говорит Господь” ( Ис.65:17 + 66:22), или еще в другом месте, когда говорит: “Ибо проходит образ мира сего 167 ” ( 1Кор.7:31 ). 2 Послушай, как Платон поддерживает это учение говоря в Тимее:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Беседа шестнадцатая Сегодня мы с вами будем изучать 32-ю главу и начало 33-й. И этой лекцией заканчивается цикл, который называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков». И если мы будем живы, и Господь позволит, то следующий цикл будет называться: «Иосиф Пракрасный: Или проблемы большой семьи». Мы начнем сегодняшнюю беседу с 31-й главы, 54–55-го стихов: « И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место » ( Быт. 31:54–55 ). И сразу начинается 32-я глава: « А Иаков пошел путем своим …» ( Быт. 32:1 ). Происходит размежевание дома Лавана и дома Иакова. И как я уже говорил, с этого момента родственные отношения между ними полностью прекращаются. И что мы читаем далее: «… [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии » ( Быт. 32:1 ). Причем его встречает два полка Ангелов, на это указывает слово маханаим. И мы можем предположить, что это связано с тем, что один полк Ангелов защищает его от Лавана, а другой полк защищает его от возможного нападения Исава, потому что Иаков оказывается на территории между Лаваном и Исавом. Конечно, он волнуется, он переживает, и мы можем понять эти его настроения, переживания, когда опасность сразу с двух сторон. «После того, как разлучились Иаков и Лаван, встретили Иакова Ангелы Божии, и этим давали уразуметь Иакову, что если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукой ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем самым в сказанном ему: «Я пойду с тобою, Я и выведу тебя обратно» ( Быт. 46:4 ). Полчище ангелов было также показано Иакову для того, чтобы он не пугался Исава, потому что сопровождающие его многочисленней тех, которые идут с Исавом» 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010