Но заметь и здесь неизреченное человеколюбие Господа, как мало-помалу Он приводит в исполнение обетования Свои. Он сказал: “ Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя ” (Быт.28:15); и теперь все так и устрояет. Чтобы убедиться в этом, послушай, как ясно говорит об этом само божественное Писание: “ Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия зачала и родила сына ” (Быт.29:31-32). Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна привлекала к себе благорасположение мужа красотою, а другая, лишенная красоты, казалась нелюбимою, то Бог этой последней подает чадородие, а в той заключает утробу: то и другое устрояя по свойственному Ему человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей, привлекая к себе любовь мужа, а другая, по причине красоты и благобразия, не восставала против сестры. “ И отверз, – сказано, – утробу ее ”. Научись из этого, возлюбленный, что Творец всего есть и правитель всего, и естество возбуждает Он к чадорождению, и что сожитие остается бесплодным, как скоро нет помощи свыше. Для того и сказано: “ Отверз утробу ее ”, чтобы мы знали, что Сам Господь благоволил даровать Лии силу чадородия для утешения ее в скорби. Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и Давид сказал: “ Соткал меня во чреве матери моей ” (Пс.138:13). И заметь, как божественное Писание показывает нам, что Творец природы производит собственною силою и то и другое, и возбуждает у одной способность чадородия, а у Рахили удерживает. Он есть Владыка естества, и потому беспрепятственно совершает все. “ Лия зачала , – сказано, – и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой ” (ст. 32). Посмотри, как признательна эта жена! Господь, говорит она, видя смирение мое, даровал мне чадо, чтобы ради него я могла быть любима (мужем). Заметь же, с какою щедростью человеколюбивый Бог вознаграждает ее, желая и потомство праведника умножить, вместе и Лию сделать более любезною для Иакова: “ И зачала , – сказано, – опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

По-видимому, данные набеги предшествовали рассказу о Неемане, где есть упоминание об этих набегах ( 4Цар.5:2 ); вероятно, события эти имели место при Иораме «сыне убийцы» эти слова стиха ( 4Цар.6:32 ) могли быть приложены только к нему, а не к последующим царям. Пророк Елисей, обладая вышечеловеческим ведением, пользуется им для открытия коварных планов сирийцев и этим возбуждает со стороны последних преследование (стихи 9–12), направленное в местопребывание пророка – Дофаим, евр. Дотан (ст. 13) – город на торговой дороге из Галаада в Египет, здесь некогда был продан Иосиф ( Быт.37:17,25 ), к северу от Самарии (ср. Иудиф.3:6 и другие ). Ныне Телль-Дотан к северу от Набулуса (Onomasticon, 396. Ср. Толков. Библия , т. I, с. 101). Благодатная охрана небесная над Израилем в виде огненных коней и колесниц, подобно небесному ополчению, некогда ободрявшему Иакова ( Быт.32:1–2 ), была, по молитве пророка, открыта и одному из служителей его (стихи 15–17). Елисей совершает чудесное ослепление сирийского отряда, затем опять исцеляет его, приводит его в Самарию к царю израильскому, но отклоняет последнего от намерения его совершить над сирийцами опасный в древности херем (стихи 19–23; ср. ( 1Цар.27:11 )), повелевая отпустить сирийских воинов, как попавших в плен без боя: а если они будут убиты, то не познано будет чудо; а если возвратят здравыми к пославшему, то и он познает силу Бога нашего (блаж. Феодорит, вопр. 20). Временный мир был достигнут. 4Цар.6:24 .  После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию. 4Цар.6:25 .  И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета – по пяти сиклей серебра. 4Цар.6:26 .  Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь. 4Цар.6:27 .  И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли? 4Цар.6:28 .  И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; сие творите в Мое воспоминание (Мф.26,27-28). Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Сына человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, дондеже приидет Итак, если Слово Божие - живо и действенно (Евр.4,32) и вся, елика восхоте Господь, сотвори (Пс.134,6); если Он сказал: да будет свет, и бысть, да будет твердь, и бысть (Быт.1,3,6); если словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс.32,6); если небо и земля, огонь и воздух и все украшение их совершены словом Господним, а также и это благороднейшее живое существо - человек; если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду - Своею кровью? Он сказал в начале: да произведет земля бытие травное (Быт.1,11), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным поведением. (Так и здесь) Бог сказал: сие есть Тело Мое; и сие есть Кровь Моя; и сие творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному поведению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так сказано: дондеже приидет (1Кор.11,26); и через призывание является дождь для этого нового земледелия, - осеняющая сила Св. Духа. Ибо, как Бог все, что Он сотворил, сотворил действием Святаго Духа, так и ныне действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры. Како будет сие, говорит святая Дева, идеже мужа не знаю (Лк.1,34). Архангел Гавриил отвечает: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя (Лк.1,35). И ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода - кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это, что превыше разума и Хлеб же и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, которая с неудовольствием отвращается от многою, что совершается несогласно с обычаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/932/...

Ср. Мф. 11, 11–14. 836 (В) Илии. 837 Ср. Мф. 3, 1; Мк. 1, 4; Лк. 3, 2. 838 Ср. 3 Цар. 17, 6. 839 Ср. Мф. 3, 4; Мк. 1, 6. 840 Ср. 4 Цар. 1, 8. 841 Ср. 3 Цар. 19, 1–2. 842 Ср. Мк. 6, 19–28. 843 Ср. 3 Цар. 18, 17; 21, 17–24. 844 Ср. Мк. 6, 18; Лк. 3, 19. 845 Ср. 4 Цар. 2, 8. 846 (А) Божий. 847 Ср. 4 Цар. 2, 9–10. 848 Ср. 4 Цар. 2, 11; Сир. 48, 9. 849 Ср. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22; Ин. 1, 33. 850 Ср. 4 Цар. 2, 13. 851 Ср. 4 Цар. 4, 1–7. 852 Ср. Ин. 2, 1–11. 853 Ср. 4 Цар. 5, 42–44. 854 Ср. Мф. 14, 21; Лк. 9, 14; Ин. 6, 10–11. 855 Ср. 4 Цар. 5, 1–14. 856 Ср. Лк. 17, 12–19. 857 Ср. 4 Цар. 2, 23–24. 858 Ср. Мк. 10, 16. 859 Ср. 4 Цар. 2, 23. 860 Ср. Мф. 21, 15–16. 861 Ср. 4 Цар. 5, 27. 862 Ср. Мф. 26, 24. 863 Ср. Лк. 24, 50. 864 Ср. 4 Цар. 4, 32–35. 865 Ср. Ин. 11, 1–46; Лк. 7, 11–17; Мк. 5, 22–43. 866 Ср. 4 Цар. 13, 21. 867 (А) братья мои. 868 (А) возлюбленные мои. 869 (А) устами Исаии пророка. 870 Лев. 26, 12. Пешитта=Синод.: И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом. 871 Еф. 4, 30. 872 Ср. Деян. 1, 5. 873 Ср. Быт. 1, 2. 874 (А) Святой. 875 Быт. 2, 7; 1 Кор. 15, 45. 876 1 Кор. 15, 44. Пешитта=Синод.: сеется тело душевное, восстает тело духовное. 877 2 Кор. 5, 8. Пешитта=Синод.: мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 878 Ср. 1 Кор. 15, 52. 879 (В) om. а слава… украшения. 880 Ср. 1 Кор. 15, 54. 881 Ср. 1 Фес. 4, 17. 882 Мф. 18, 10. Пешитта=Синод.: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 883 1 Цар. 16, 14. 884 Ср. 2 Цар. 16, 14–23. 885 Пс. 51, 11 (Пешитта). Пс. 50, 13 (Синод.). 886 4 Цар. 3, 15–17. Пешитта=Синод.: И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами; ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою. 887 4 Цар. 4, 27. 888 4 Цар. 6, 32. Пешитта=Синод.: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? 889

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Господа Иисуса Христа. 5) Из наименования Иисуса Христа. 6) Из страданий Его. Глава XVI. Об открывшемся Боге в Ветхом Завете под именем Иехова (Ιεχωβα) 20 , что Он есть Сын Бога Отца, Который в последние дни ставший человеком соделал спасение человеческого рода Что Иехова, открывшийся Моисею Бог, есть Слово Божие, второе лицо Святой Троицы, и что Он есть во всем Ветхом Завете открываемый Бог, покажем, приводя соответствующие места из Святых Писаний, удостоверяясь через эти сопоставления в истине. Доказательства из мест Святых Писаний можно разделить на два класса. 1 . Доказательства, свидетельствующие, что все божественные явления, бывшие во время Ветхого Домостроительства, приводимые в Ветхом Писании, относятся ко одному и тому же божественному лицу. 2 . Доказательства, свидетельствующие, что одно и то же божественное лицо есть Слово Божие, взявшее на Себя и совершившее дело Домостроительства, и что Он есть начальник Ветхого и Нового Заветов. В Бытии ( Быт.18:1–17 ), сообщается о явлении Бога Аврааму в дубраве Мамврийской, седящему при двери своей скинии. Сей открывшийся Аврааму Бог, как муж между двух других мужей, говорит Аврааму: «Еда утаю Аз от Авраама, раба Моего, яже Аз творю, Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии» И в Быт.28:13–22 , Бог является Иакову, бегущему от лица Исава, брата его, и говорит ему: «Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный... и благословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем». При сопоставлении этих двух мест видно, что Бог, явившийся в образе мужа Аврааму в дубраве Мамврийской и возвестивший ему обетование о народах в семени его, был этот Бог, явившийся Иакову в видении как Бог отцов его Авраама и Исаака, повторив обетование, что в семени его благословятся все колена земные. И в Быт.32:9–13 , Бог является Иакову, возвращаюмуся в землю рождения своего, и является как человек на месте, которое Иаков назвал вид Божий, ибо видела Бога лицом к лицу и спаслась душа моя. И в Исходе ( Исх.3:14–16 ) Бог Иехова, посылая Моисея к сынам Израиля, говорит ему: «Аз есмь сый... Тако речеши сыном Израилевым: Господь Бог отец наших, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова посла мя к вам: сие мое есть имя вечное и память родов родом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Быт.50:22–25 . И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. Заключительные замечания о жизни Иосифа, которой посвящена значительная часть кн. Бытия. Он видел при жизни своей третье поколение своих потомков, и некоторых из них усыновил и воспитал. Последние стихи главы и всей книги, 24–26, проникнуты живой и возвышенной верою Иосифа в великое будущее Израиля – в изведение этого народа из Египта в качестве свободного народа – в целях устроения ветхозаветного Царства Божия. По этой-то вере ( Евр. 11:22 ) Иосиф, подобно отцу своему ( Быт. 49:29 ), завещает братьям своим – тем, какие еще не умерли, и вообще всем членам потомства Иакова вынести из Египта, при будущем выходе евреев отсюда, кости его (перевозить труп Иосифа в Ханаан теперь же, очевидно, уже не представлялось возможности: привилегированное положение евреев в Египте близилось к концу). Моисей, действительно, при исходе Израиля из Египта, захватил с собою и кости Иосифа ( Исх. 13:19 ), а Иисус Навин похоронил их в Сихеме ( Нав. 24:32 ). Быт.50:26 . И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. По египетскому обычаю, тело Иосифа было бальзамировано и положено в саркофаге (евр. arou), обыкновенно делавшемся из дерева сикоморы – смолистой акации. Со смертью Иосифа евреи в Египте, поставленные, правда, на путь самостоятельного развития в целый народ с своеобразными национальными особенностями, лишились могущественной опоры своего почетного положения. Теперь им предстояла горькая жизнь в «доме рабства» ( Исх. 20:2 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В приведенных местах Библии свидетельствуется множественность лиц в Боге, но без указания их числа. В других стихах мы находим прямые указания на троичность Лиц в Боге. В одном из них рассказывается о встрече Авраама с Богом, явившимся в образе трех странников. В Писании сказано: «Три мужа стали против него» ( Быт. 18:2 ). «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом, Авраам же еще стоял пред лицом Господа» ( Быт. 18:2 ). Ко всем троим Авраам обращается: «Владыка» ( Быт. 18:32 ).  Пророку Исаие в видении является Господь, сидящий на престоле в окружении серафимов, которые взывали друг к другу: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф» ( Ис. 6:3 ). После того как один из серафимов прикоснулся к устам пророка Исаии, тот услышал голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ).   Троекратное воспевание серафимами Бога, который говорит: «Кто пойдет для Нас», – также указывает нам на троичность лиц в Божестве. Но, может быть, Бог здесь беседует с серафимами? Обширный контекст слова Божиего не позволяет нам сделать такой вывод. По словам святого Иоанна Богослова, Исаия, когда видел Господа, видел славу Сына Его ( Ин. 12:41 ). Апостол языков свидетельствует, что Исаия слышал глас Духа Святого, пославшего его на пророческое служение к народу израильскому ( Деян. 28:25–28 ). И если Дух Святой есть просто божественная сила Бога, как утверждают свидетели Иеговы, то каким же образом с этой неразумной силой можно советоваться? 2. Ветхий Завет о Боге Сыне и Боге Духе Святом В Ветхом Завете наряду с учением о троичности лиц в Божестве есть неоспоримые указания на ипостасное бытие. Наиболее полно это учение представлено в восьмой главе книги Притчей, где говорится о премудрости Божией, под коей мы разумеем Вторую Ипостась Святой Троицы. «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны» ( Притч. 8:22–24 ). Здесь Премудрость усвояет Себе личное бытие. Она существовала при Боге прежде Его всякого создания. Значит, это не Ангел, пусть даже перворожденный, и не сила Божия, которая не может быть личностной. Она (Премудрость) личностна и предвечно в Боге пребывает. В Боге не может пребывать еще какая-то отдельная от Него «разумная премудрость». Бог – это совокупность мудрости, всеведения и т.п. И если Она (Премудрость) выступает как личностное начало, то мы должны признавать за Ней Личность (Вторую Ипостась Троицы). А что Премудрость не сотворена, на это указывает то, что Она есть начало путей Божиих, которая была «прежде созданий» ( Притч. 8:22 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй. Достоинство девства ...девственники,сии суть первенцы Богу ( Откр.14:5 ). Первобытное состояние человека, данное ему от Бога, было девственное; и хотя Бог создал и жену и велел плодиться и размножаться, но тогда уже, когда Адам увидел у скотов мужеский и женский пол, и захотел им уподобиться (Ср. Быт.2:20 ). При таком-то вот желании нехорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), и лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:9 ). Зато скоро первый человек, будучи еще невинным, в угодность своей жене, сделался непокорен Богу, навлек на себя проклятие и стал доставать себе пропитание в поте лица. Если таково следствие женитьбы, то и оказалось человеку, что лучше не жениться ( Мф.19:10 ). Лучше и потому, что грешный человек и плодит и множит теперь одних грешников, из коих едва кто спасется, тогда как многие пойдут в муку вечную. Лучше и потому еще, что неженатый заботится об одном – как угодить Господу; а женатый более о мирском – как угодить жене ( 1Кор.7:32, 33 ). Попечение же о мирском производит смерть ( 2Кор.7:10 ), как сказано, – отвращает душу от Бога, заставляет забывать Его. А Писание ясно говорит: пойдут в ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), – ибо помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ); и их конец погибель, кои мыслят о земном ( Фил.3:19 ). Впрочем, если и женится человек, не согрешит в этом деле, и если девица выйдет замуж, не согрешит; но таковые будут иметь скорбь по плоти ( 1Кор.8:28 ), да и не в силах будут служить Господу без развлечения. Известно, что плоть желает противного духу ( Гал.5:17 ); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, делается спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. От исполнения похоти плотской берется у нас начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ). Потому блажен, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит благая Господня, в сей юдоли слез обрящет благодать от Бога и человеков. Особенно великим благом девство служит для дев, избавляя их от Божьего приговора – быть в подчинении мужу и в болезни рождать детей (Ср. Быт.3:16 ). Кто ищет блаженной жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: хощу, говорит он, вас беспечальных быти, – да вси человецы будут якоже аз ( 1Кор.7:31, 7 ). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей на сынов века сего. «Жизнь безбрачная, – по слову Григория Богослова , – есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает чистые желания свои одному Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя...( Быт.26:24 ) Испокон веку, братья, тесен путь, которым идут праведники. Испокон веку они стеснены теми, кто не верует в Бога или теми, кто ложно верует. Авель был стеснен своим братом Каином. Ной и Лот – сплошь испорченным родом, а Авраам, Исаак и Иаков – не знающими Бога. Но Бог не оставляет праведника на тесном пути. Это мы видим и в случае Исаака: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся... Эти многозначительные слова Исаак понял. Этими словами Бог его ободрил и предупредил. Он имел в виду: из-за Авраама и тебя благословлю; и как Авраама Я сохранял среди безбожников, так буду и тебя; и еще: будь мне верен так, как Авраам, отец твой. И последовал Исаак примеру отца своего и не отступался от Бога всю жизнь свою. Он был пахарем и скотоводом, как и отец его; был праведным и кротким, избегая ссор с людьми и делая добро людям. Мы ясно увидели, что Господь с Тобою... ( Быт.26:28 ), – вынуждены были признать ненавистники и гонители его. И удостоился Исаак, что Бог был назван Богом его; подобно, как назывался Богом Авраама, так потом назывался и Богом Исаака. О, Господи Дивный во святых Твоих, помяни и наши имена с именами праведников и святых Твоих во Царствии Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 27 декабря. Поучение об Иакове ...Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ) Бог Авраамов и Исааков был и Бог Иаковлев – Бог верных, послушных, милостивых и кротких. Кротким боговидцем может быть назван Иаков. Ибо он воистину кротким был, и видел Бога, и разговаривал с Богом, и видел Ангелов Божиих, и лествицы от земли до Неба. Кротостью своей он победил Лавана, тестя своего, и Исава, брата своего; кротостью установил мир между женами своими, Лией и Рахилью; из-за кротости мил он был и Фараону. Кротость Иакова есть прообраз кротости Христа. Блаженны кроткие, – сказал Христос, – ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Эти слова подтвердились и на Иакове. Он унаследовал землю отцов своих; его потомство освободилось из Египта и унаследовало землю обетованную; а через Христа Господа, своего потомка по плоти, он унаследовал всю землю. Это Церковь Божия, которая распростерлась по всей земле. Он видел Бога лицом к лицу. Иаков видел Бога в облике человека, но не как обычного человека. И это видение – лишь предсказание истинно воплощенного Бога как человека. И сохранилась душа моя. Сохранилась душа его от страха и от всякой несправедливости. И если Иаков спасся, только увидев призрак Бога, насколько легче спастись нам, знающим Бога как истинного человека, как Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010