1Кор. 11:15 ). Вообще же закон требовал такого содержания тела, чтобы оно было достойным жилищем духа и его послушным орудием ( Ис. 38:12 ; 2Пет. 1:14 ). Глава III. Занятия древних евреев. Характер занятий древних евреев обусловливался характером Палестины и их собственными потребностями. Заиорданская часть Палестины, по своим геологическим особенностям, располагала более к занятию скотоводством, а лежавшая по западную сторону Иордана – к занятию земледелием. И действительно, история показывает, что евреи, жившие в Заиорданской области, занимались преимущественно скотоводством, а жившие по западную сторону – земледелием. Скотоводство и земледелие составляли главные виды занятий древних евреев. Занятиями побочными служили ремесла и торговля. § 39. Скотоводство В патриархальное время скотоводство составляло главное занятие евреев. Патриархи евреев были преимущественно скотоводами и, как показывает пример патриарха Иакова, который был знаком с искусством производить здоровые и известного цвета особи скота ( Быт. 30:31–43; 31:10–12, 39–40 ), – скотоводами искусными и усердными. После переселения Иакова и его семейства в Египет, он и его сыновья выпросили у египетского фараона позволение поселиться в земле Гесем, в северо-восточной части Египта, как наиболее удобной для занятия скотоводством, и предались этому любимому занятию, которое было главным занятием евреев во время пребывания их в Египте. На это указывает между прочим то обстоятельство, что, когда евреи оставили Египет, они увели с собою много, как крупного, так и мелкого скота. По завоевании Палестины, колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина просили себе в удел заиорданскую область Палестины, как более удобную для занятия скотоводством, мотивируя свою просьбу тем, что они имели много скота. И действительно, они получили эту землю и у них скотоводство впоследствии процветало. Особенно славились им пастбища, расположенные по васанскому плоскогорью. Тельцы и коровы васанские и овны наваиофские служили символами породистого скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

36. В законе и у пророков есть Суббота, Субботы и Субботы Суббот (Исх. 31:13-15); обрезание и обрезание обрезания, а также жатва и жатва жатв, по сказанному: Когда жнете жатву вашу (Лев. 23:10). Первое есть свершение деятельного, естественного и богословского любомудрия; второе - освобождение тварного бытия и логосов, которые в нем; третье - приношение и вкушение духовных логосов чувства и ума. И, конечно, это происходит трижды относительно каждого из тех, о ком шла речь. [Происходит для того, чтобы] ведующий знал логосы, согласно которым Моисей соблюдал Субботу, умерев вне святой земли (Втор. 34:5), Иисус Навин совершил обрезание, переходя через Иордан (Иис. Нав. 5:3), а наследующие благую землю, [соответственно этим логосам], приносят Богу подать двойной обильной жатвы. 37. Суббота есть бесстрастие разумной души, совершенно вытравившей, благодаря [духовному] деланию, клейма греха. 38. Субботы есть свобода разумной души, которая через естественное созерцание в духе подавляет в себе действие, направленное на чувственное. 39. Субботы Суббот есть духовный покой разумной души, которая уводит ум от всех божественных логосов, [содержащихся] в сущих, целиком соединяет его с единственным Богом в любовном исступлении и через мистическое богословие делает его совершенно неподвижным в Боге. 40. Обрезание есть снятие с души страстного предрасположения к тварному бытию. 41 Обрезание обрезания есть совершенное отвержение и удаление естественных движений души, направленных на это [тварное] бытие. 42. Жатва есть собирание и познавание разумной душой, соответственно добродетели и естеству [вещей], духовных логосов сущего. 43. Жатва жатв есть постижение Бога, доступное далеко не всем, возникающее неведомым образом в уме после таинственного созерцания умопостигаемых [существ]; это постижение надлежащим образом приносит [в дар Богу] тот, кто достойно и благоговейно чтит Создателя, [прославляя Его] от тварей видимых и невидимых. 44. Но есть и иная, более духовная жатва, о которой говорится, что она - от Самого Бога; есть и иное, более таинственное обрезание; наконец, есть и иная, более сокрытая Суббота, в которую почил от Собственных трудов Бог Это согласно написанному: Жатвы много, а делателей мало (Лк. 10:2); обрезание, которое в сердце, по духу (Рим. 2:29); и благослови Бог день седмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити (Быт. 2:3)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/625/...

Гл. 29. Как должно понимать последовательное создание и творение земли. Гл. 30. Упоминание о мраке, о тверди и водах и Божественном Духе ( Быт.1:2 ) говорит все против допущения хаотической материи. Гл. 31. Данные Библии не являются доказательством существования подобной материи, но служат для характеристики первоначального состояния неба и земли. Гл. 33. Заключение разъяснения взгляда Моисея на сотворение мира. Он ничего не знает о той материи, про которую учит Гермоген. Гл. 33. Свод всего предыдущего. Гл. 34. Предсказание конца настоящего мира есть доказательство его сотворения из ничего. Гл. 35. О свойствах мнимой вечной материи. Гермоген об этом не может ничего сказать. удовлетворительного. Он не может определит, материальна ли она или не материальна. Гл. 36. В иных местах он выделяет ее то за материальную, то за не материальную. Гл. 37. По отношению к ее духовным свойствам, по учению Гермогена, – она есть ни доброе, ни дурное. Гл. 38. Он ставит ей границы и определяет пространство, что в то же время ведет его к противоречиям с самим собою. Гл. 39. Изменения, которые Бог совершил в этой материи, находятся в противоречии с ранее допущенной вечностью ее. Гл. 40. Новые противоречия. Гл. 41. Материя, по учению Гермогена, находилась в равномерном движении между добром и алом. Вследствие такого взгляда благо и зло являются материальными субстанциями. Гл. 43. Дальнейшее противоречие, в которое запутывается Гермоген, предлагая учение о развитии материи. Гл. 43. Продолжение этого рассуждения. Гл. 44. Самый акт творчества, по мнению Гермогена, происходит так, что Бог приближался в пространстве к материи. Гл. 15. Эта теория совершенно незнакома Священному Писанию . «Ты принимаешь существование вечной материи, говорит автор, обращаясь к еретику, в которой Бог будто бы имел нужду для образования мира? Но если материя вечна, она равна Богу, так как вечность – отличительный признак Божественного существа. Одному Богу свойственно существовать через Самого Себя, ни иметь ни конца, ни начала, – другими словами – не быть подчиненным условиям времени, которое служит мерой конечных существований. Следовательно, говорить о вечности материи, значит приравнивать ее к Богу. А придавая материи свойство бесконечности, необходимо признавать за ней и остальные свойства божественного существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Он, заповедуя любовь сначала к Себе, а потом к ближнему11 , и Сам исполнит то, что предписывает. Он будет любить плоть, столь близкую Ему: Она слаба — но сила совершается в немощи (2 Кор. 12:9), она немощна — но во враче нуждаются только больные (Лук. 5:31); она не знатна — но незнатным мы оказываем больше попечения (1 Кор. 12:23); она погибла — но: Я, — говорит Христос, — пришел спасти погибшее (Лук. 19:10); она грешна — но Господь говорит: Более хочу спасения грешника, чем смерти его (Иез. 18:23); она осуждена—но Я, — говорит Господь, — поражу и Я исцелю (Втор. 32:39). Зачем же ты порицаешь в плоти то, что ожидает Бога, что на Бога надеется? Бог воздает славу тому, чему Он помогает. Я дерзнул бы утверждать: если бы с плотью не случилось этих бед, то благость, милость, сострадание, вся благотворная сила Божья не нашли бы употребления. 10.  Ты берешь лишь те места Писания, которые порицают плоть; возьми и те, которые ее прославляют. Всякий раз, когда она унижается, ты обращаешь внимание на это. Останови свой взгляд и тогда, когда она возвышается. Всякая плоть — трава (Ис. 40:6). Но Исайя изрек не только это, но и: Всякая плоть увидит спасение Божье (5) . Замечают, что Бог говорит в Книге Бытия: Мой Дух не останется в этих людях, потому что они — плоть (Быт. 6:3). Но да услышат из уст Иоиля: И излию от Духа Моего на всякую плоть (2:28). И апостола ты должен знать не только по тем текстам, в которых он часто порицает плоть. Ибо хотя он говорит, что ничего доброго не обитает в его плоти (ср. Римл. 7:18), хотя утверждает, что те, которые во плоти, не могут быть угодны Богу (8:8), потому что плоть вожделеет противного духу (Галат. 5:17), и если в других местах тоже говорит нечто подобное, то осуждает не субстанцию плоти, а ее действия  . Мы и в других местах покажем, что укорять плоть следует только для порицания души, которая подчиняет плоть для служения себе. Впрочем, в этих же Посланиях Павел говорит, что он носит знаки (stigmata) Христа на своем теле (ср. Галат. 6:17), что он запрещает осквернять наше тело, ибо оно—храм Божий (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

3) Слова Корана: чтобы прочитать вам знамения (39:71); и у евреев-талмудистов оно значит буквы, а оттуда и текст Библии. 4) небольшие отделы, на какие разделены главы Корана, которые называем стихами (versus). В надписи каждой главы указан счет их в ней. г) сябтун «суббота». Это слово по своему лексиконному корню принадлежит обоим языкам, и арабскому и еврейскому с одинаковым значением: «покоился». В Коране два раза встречаем слово «успокоение, отдых», 25:49. 78:0. Но слово «дня покоя», с значением, какое имеет в законе Моисея, не употреблялось между арабами, не исповедавшими иудейской веры; а потому рассказы и суждения о субботе, дне покоя, какие встречаем в Коране и у его толкователей, показывают, что взгляд Корана на еврейскую субботу, основывался не на библейском уставе об этом дне, а на рассказах талмудистов евреев. Указания Корана на субботу, нисколько не раскрывая смысл этого закона о субботнем дне, как это указывает и Закон и Евангелие, Быт.2:3 . Исх.20:8-11. 35:2.3.31:13-17 . Евр.2:7 12.4:1–11, представляют какой-то бесцельный по отношению и к нравоучению и к догматическому познанию, рассказ, который заставляет предполагать в передающем такой рассказ (в Мохаммеде) самое темное представление о нарушителе субботы, наказанном смертию, что известно нам из книги Моисея. Коран указывает на закон о субботе в 4:153. 16:124, рассказывает о казны за нарушение субботы 2:16.7:163. 4:50. Сравните Числ.15:32-36 . д) секина. Это слово употреблено в шести местах Корана Гл. 26149. 9:26.40.48:4.18.26. Все изъяснения этому слову, сделанные мохаммеданскими вероучителями и толкователями Корана, сводятся к двум различным мнениям. Одно из этих мнений имеет в основе для себя историческое сказание или предание и удивительно странностию значения; другое мнение принимает это слово за указание на состояние души, какого она за благочестивую жизнь удостаивается от благости Божией. Первое мнение о значении слова секиня встречаем в примечаниях к тексту Коранов, изданных в Казани. К 26 стиху 9–1 главы, в котором читается это слово, дано на поле такое объяснение: Слова Всевышняго: «Бог, низвел свою секину на посланника своего». Говорят, что у секины было лицо человеческое. Потом, некоторые говорят: она тихий ветр. другие говорят, что голова у нее походила на голову кошки; у нее было два крыла. Она есть дело Божие.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

25 По нашей Библии, имея сто лет (Быт. 11:10). 26 По Библии, Амарфала. 27 По Библии, Фаргала. 28 В подлиннике, ста пяти ( ρε ), а по венецианскому списку: ста девяти; но и то и другое, очевидно, ошибка писцов. 29 » Δε «, по исправлению Петавия, вместо: » δι ’» рукописей. 30 Слово: « δν », взято из прежних изданий Панария; по тексту венецианскаго списка оно опущено. 31 Все сие отделение есть добавка к известному прежде тексту Панария, найденная Элером в венецианском списке, и изданная им в приложениях к его изданию Панария (Corp. haeresiolog. T. 2. p. 3. pag. 642), а Диндорфом в новейшем издании Панария внесенная в самый текст его. 32 В греческом тексте сему слову предшествует слово: « Μελχισεδκ ». Потому, вероятно, св. Епифаний и относит слова сии к Мелхиседеку. 33 Т. е. исходя от Отца и от Сына приемля, как выше сказал св. Епифаний. 34 В Славянской Библии: планетам (4 Цар. 23:5). 35 Неестан, или змия медная (4 Цар. 18:4). 36 Веелзевуф, или ваал, скверный бог (4 Цар. 1:2). 37 Такое слово встречается в некоторых весьма древних списках Евангелия, между прочим в Синайском IV века. 38 Κανδλα — лампада с маслом, возжигаемая в церкви. Такия лампады устроялись из стекла (см. Ducange Gloss. Graecit. I. p. 580). 39 В известных нам Постановлениях Апостольских приведеннаго св. Епифанием места не находится. 40 Яснее обозначены эти три пункта в 50 ереси гл. 3. именно: 14 день луны, весеннее равноденствие и воскресный день. 41 В Постановлениях Апостольских напротив запрещается праздновать Пасху вместе с иудеями; в 17 главе 5 книги там читается: «И так вы, братия, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностию и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтоб единожды Умершаго воспоминать в году однажды не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждаются и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удадившиеся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

семейства в Назарет после принесения Господа просто есть общее замечание, или историческое заключение и, как таковое, вполне справедливо и нисколько не противоречит свидетельству евангелиста Матфея 544 . Перейдём к экзегетическому анализу повествования. Общее содержание его таково. В начале евангелист говорит об обрезании Господа нашего и наречении Ему имени ( Лк.2:21 ), затем о принесении и сретении Его во храме Иерусалимском Симеоном и Анною ( Лк.2:22–38 ) и в заключение о возращении св. семейства в Назарет ( Лк.2:39–40 ). I. Обрезание Господа нашего и наречение Ему имени ( Лк.2:21 ): И егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве. Божественный Младенец был обрезан по закону иудейскому в восьмой день ( Быт.17:12 ; Лев.12:3 . Срав. Лк.1:59 ; Ин.7:22 ; Флп.3:5 ). Поэтому выражение: егда исполнишася осмь дний – οτε επλησϑησαν οκτω ημεραι – следует перевести по-русски: когда наступил восьмой день, или: по наступлении восьмого дня (как подобное греческое выражение переведено в Деян.2:1 ), а не: по прошествии восьми дней, как читается в русском переводе. – Как об общеизвестном обряде, исполняемом всеми евреями безусловно, евангелист говорит об обрезании Господа нашего весьма кратко 545 . Ему достаточно было показать, что Божественный Младенец чрез обрезание принял на Себя обязательство подчиняться всем требованиям закона ( Гал.5:3 ) и нести проклятие, изрекаемое им грешникам. Сделавшись чрез это нашим Спасителем, Он при самом обрезании получает имя: Иисус, нареченное Ему Ангелом ещё до зачатия ( Лк.1:31 ; Мф.1:21 ), такое имя, которое указывало на Его назначение и на Его божественную природу. Иисус с еврейского значит: Бог нам помощник, а по объяснению Ангела Иосифу: Иисус значит Спаситель. Действительно, это имя выражало всё, что Иудеи, что весь мир могли ожидать от Него. Это было то имя, пред которым должно преклониться всяко колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:10 ). Оно выше всякого имени ( Флп.2:9 ) и несть , говорит ап. Петр, иного имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян.4:12 ) 546 . II. Принесение И. Христа во храм и сретение Его Симеоном и Анною ( Лк.2:22–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

17 Бог... устрояет мне верный путь. Ср. ст. 31. Только Бог наставляет человека на истинно верный путь как в этой, так и в иной жизни. 17 на высотах... поставляет меня. Т.е. возносит, восстанавливает. 17 медный лук. Символ мощи и силы. 17 милость Твоя возвеличивает меня. См. ком. к ст. 34. 17 не колеблются ноги мои. Т.е. не сворачивают с пути правды. 17:39–40 падают под ноги мои... низложил под ноги мои. На ближневосточных глиняных табличках и памятных стелах побежденные изображались поверженными к ногам победителя или попираемыми им. 17 Они вопиют... ко Господу. Из этих слов можно заключить, что врагами псалмопевца были его соотечественники-израильтяне. 17 меня... меня... мне. В этом стихе явно запечатлены обстоятельства жизненного пути Давида: Бог действительно даровал ему победу над соседними народами и тем самым сделал их его подданными ( 2Цар. 8,1–14 ). 17 буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками. Это место вспоминает апостол Павел ( Рим. 15,9 ). 17 помазаннику Твоему. При восхождении на престол царь принимал помазание елеем от священника, выступавшего от имени Господа. Глава 18 Пс. 18 В этом псалме Господь превозносится за два Его великих дара человечеству: Творение и Закон. Выражаясь современным языком, речь идет об общем самооткровении Бога в мироздании и особенном, или частном, в Священном Писании. В последних строках псалмопевец отходит от этих общих тем и обращается к личным духовным проблемам, моля Господа не дать ему свернуть с праведного пути. 18:2–7 Творение отражает славу Божию, ибо в нем, как учит Библия, Бог явил Себя. 18:2 См. статью «Общее откровение». Небеса. Псалмопевец прибегает здесь к лексике повествования о сотворении мира в Быт. 1,1–8 . Там соответствующее древнееврейское слово переводится как «твердь» или просто «небо». 18 День дню передает речь. Это метафорическое выражение следует понимать в том смысле, что творение и, в частности, небеса продолжают непрестанно свидетельствовать о могуществе и благости Господа. 18 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. Возможно и иное прочтение данного стиха: «Нет у них ни наречия, ни слов, но повсюду слышится голос их». В таком случае в нем, вероятно, выражена парадоксальная идея речи, не облеченной в слова, но везде слышимой и многим понятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Воля Божия непреложна, она не зависит от поведения и настроения людей. Верность Божия остается неизменной. Поскольку все законы и заповеди Божий носят абсолютный характер, то изменить их Бог не может как не может Бог изменить Себе. Человеческая неверность только подчеркивает верность Божию (см. Чис. 23,19 ; Мал. 3,6 ; 1Ин.1,9 ; 1Кор. 1,9 ; 2Тим. 2,13 ). 10 написал Он. Моисей четко разграничивает два момента: сам Моисей сделал скрижали и только, но писал на них Бог. те десять слов. Отсюда и название Декалог, или Десятословие. изрек вам Господь... и отдал ... мне. Закон дан народу, а не Моисею. Моисей лишь посредник при заключении завета. В этом смысле он предтеча Иисуса Христа, Который также есть посредник между Богом и людьми ( Гал. 3,19 ; 1Тим. 2,5 ; ср. Иов. 9,33 ). 10 ковчег, который я сделал. Моисей проводит последовательное разграничение что сделал он, Моисей, и что исходит от Бога. как повелел мне Господь. Все, что делал Моисей, являлось исполнением повеления Божия. Моисей не только не превозносит себя, но смиренно умаляет свою значимость как посредника. Все исходило от Бога, задачей же Моисея являлось одно исполнить то, что ему было велено и для чего он был призван. 10 Беероф-Бене-Яакан. Возможно, то же, что и Бене-Яакан ( Чис. 33,31 ), т.е. «колодцы сыновей Яакана» (10,6). Население этой земли, по всей видимости, происходило от Акана ( Быт. 36,27 ; 1Пар. 1,42 ). там умер Аарон и погребен там. Аарон был, как «уста» Моисея и как пророк его ( Исх. 4,16; 7,1 ). Но и Аарон не избежал моментов отступничества и падения ( Исх. 32 ; Чис. 12 ). Поэтому Бог не допустил его вступить в Ханаан, и он умер на горе Ор в Мозере, 40 лет спустя после выхода из Египта, 123 лет от роду ( Чис. 20,23–29; 33,39 ). 10 послушал меня Господь и на сей раз. Бог слышит верных Своих. Это не означает, что Бог действовал по слову Моисея и что Моисей говорил Богу, как надо поступить. Дело в том, что заступничество Моисея за народ было угодно Богу, поскольку оно соответствовало Божией воле. 10 отцам их. Т.е. израильским патриархам (9,5; Исх. 33,1 ). 10 чего требует от тебя Господь, Бог твой? Задавая этот риторический вопрос, Моисей сам отвечает на него (ст. 13). 10 но только отцов твоих принял Господь. Богу принадлежит все и, владея всем, Он из принадлежащего Ему избирает патриархов народа израильского. Сам народ только унаследовал это избрание от своих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Причину они выставляют не ту, по которой действительно удерживали Его, а ту, что день склонялся уже к вечеру, что ночью одному не совсем удобно и, может быть, не совсем безопасно путешествовать (ср. Быт.19:23 . Суд.19:9 ). Но Сердцеведец видел расположение их души и склонился на их просьбу, конечно не по той причине, какую они выставляли. – «Остался с ними»: не имел ли один из этих путников своего дома в Еммаусе, где и приготовлена была вечеря для них после дневного пути? Лк.24:30–31 . «Когда возлежал с ними»: за вечерней трапезой. – «Взяв хлеб, благословил»: благословение и преломление хлеба за трапезой совершалось хозяином дома. Но путники, может быть, из уважения к столь усладившему своим учением душу их равви, предложили Ему честь эту, или, может быть Он сам, намереваясь теперь открыться им и именно в действии преломления хлеба, Сам взял на себя это право и обязанность главы семейства, как Господь и Учитель их. Если имело место последнее, то, может быть, это самое уже обратило их особенное внимание на спутника. Потом, благословение и молитва перед вечерей, может быть, напоминали им характеристическое в благословениях и молитвах Господа при подобных случаях: наконец, не приметили ли они при этом знаков крестных на руках Его (ст. Лк.24:39–40 ), и по всем этим признакам узнали Его? Но этими одними естественными причинами нельзя объяснить отверзения очей их. Как удержаны были глаза их по особенному намерению и действию Господа, так и отверглись глаза их по тому же особенному намерению и действию. – И «Он стал невидим для них»: действие, несомненно, чудесное. Сколько известно из Евангелий о прославленном теле Господа, оно, не затрудняемое никакими естественными преградами, вдруг могло являться и вдруг быть невидимым. – Примечательна противоположность в выражениях повествователя: «открылись» у них глаза, но Он «невидим» для них стал. – «Они узнали Его», и уверились, что это действительно Он, не призрак, не дух, но Он сам в своем собственном, только теперь особенном, прославленном теле. Лк.24:32 . «Не горело ли в нас сердце»: подтверждение большее своей уверенности в явлении им Воскресшего путники находят в том глубоком чувстве, которое возбуждала в них беседа с ними спутника их на дороге, когда Он объяснял им Писание. Выражение горело сердце означает необычайно-приятное и сладостное душевное движение, производимое особенно сильным, приятным впечатлением ( Пс.38:4 . Иер.20:9 ). Таково было их душевное состояние во время беседы с ними Господа на пути, произведенное Его толкованием Писания. «Сердце их горело или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом писаний они внутренне разогревались и соглашались с Его речами, как истинными; или, когда Он изъяснял им писания, сердце их билось и внутренне говорило: этот самый, который изъясняет нам, есть Господь» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010