« И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! » ( Быт.43:29 ). Здесь он называет Вениамина сыном своим – это тоже оплошность, он – его брат! У Вениамина отец – Иаков, и Иосиф тут дважды как бы оскорбляет отца, возвышая себя над ним: первый раз он стерпел, что его отца называют его рабом, второй раз себя ставит на положение отца Вениамина. « И поспешно удалился Иосиф (он, наверное, понял, что он как-то не так разговаривает, как-то не так реагирует на ситуацию! У него все смешалось внутри, тем более, он увидел брата единокровного и по матери и по отцу. – О. С.) , потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там » ( Быт.43:30 ). Здесь, конечно, мы начинаем понимать характер Иосифа: он не озлобился! Он сидел в тюрьме достаточно долго, но он не озлобился, он сохраняет чувствительность, он плачет, когда слезы подходят к его глазам. Но ему надо привести себя в порядок, потому что братья же могут догадаться! « И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье » ( Быт.43:31 ). Здесь, наверное, переводчики просто не знали, как перевести это слово. « Скрепился » – это значит, что он мобилизует все свои силы, то есть он на пределе такого момента, когда может сам себя разоблачить! Ему тяжело вести этот диалог… Ведь это же воспоминания, это чувства определенные нахлынули на него!.. « И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян » ( Быт.43:32 ). Вот здесь мы видим, что Иосиф соблюдает заповеди дома Иакова: он не ест вместе с язычниками. Мотивация у него может быть такая, что он «слишком великий», чтобы с ним тут ели какие-то его рабы. Но и братьям он делает отдельный стол, потому что он понимает, что и они тоже не должны есть с язычниками. Кстати, в Новом Завете содержатся очень серьезные запреты на взаимоотношения с людьми другой веры. Сказано: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). Сказано, что нужно с осторожностью общаться с ними, «гнушаясь даже одеждою…» ( Иуд.1:23  ). И еще сказано: «…даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). Совместная трапеза – это проблема. Не каждого человека надо пускать за свой стол, где с вами едят ваши дети, ваши родные и близкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

ИОСИФ ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ (ПРЕКРАСНЫЙ) Выражение «целомудрен как Иосиф», «Иосиф целомудренный (прекрасный)» употребляется, как правило, в ироническом контексте, в ситуации, когда мужчина и женщина меняются ролями и последний вынужден уклоняться от слишком пылких домогательств. История Иосифа рассказывается в книге Бытия; он — сын Иакова (Израиля) и Рахили (см. Быт.30:22–24 ), который был любим отцом более других сыновей. За это братья Иосифа возненавидели его и продали в рабство в Египет. Иосиф, испытав участь раба, узника темницы, стал, благодаря своей мудрости, правителем Египта. Из богатого драматическими событиями жизнеописания Иосифа один эпизод нашел отголосок в повседневной речи. Красота Иосифа (он «был красив станом и красив лицом» — Быт.39:6 ) привлекла взоры жены египтянина Потифара, купившего его и сделавшего своим домоправителем. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною» ( Быт.39:7 ). Страшась греха перед Богом и храня верность своему господину, Иосиф отвечает отказом на ежедневные домогательства женщины. И когда она, пользуясь отсутствием домашних, «схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной… он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» ( Быт.39:12 ). Женщине ничего не оставалось, как обвинить Иосифа в попытке надругаться над ней. В качестве доказательства она предъявила Потифару одежду Иосифа, после чего тот и был заключен в темницу. См. также об Иосифе: Втор.33:13–17 ; Нав.24:32 ; Пс.104:17–23 ; Сир.49:17 ; Ам.6:6 ; Деян.7:9–18 . Ирод ИРОД: ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ Беспримерно жестокий человек; в применении к повседневности — грубый, бездушный, тиранящий подчиненных ему людей. Имя Ирод носило несколько членов династии Иродов. Нарицательным, синонимом свирепого убийцы (детоубийцы) стало имя Ирода Великого, царя Иудейского, в предпоследний год правления которого родился Иисус Христос. Евангелист Матфей свидетельствует: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» ( Мф.2:1 ). Услышав, что волхвы, пришедшие в Иерусалим поклониться Христу, вопрошают: «…где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ), Ирод воспринял это как угрозу своей власти.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Креститель Спасов Иоанн и оказался тем тайнозрителем чуда Богоявления в день Крещения Господня. Возрастая в любви к Богу и ближнему, мы можем наиболее полно исполнить обеты Крещения И все мы, — нуждающиеся в обновлении обетов Крещения, — в любви ко Господу созерцая очами веры эту Тайну Богоявления в Крещении Господнем, возрастаем в благодати. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1, 8). — То есть, возрастая в любви к Богу и ближнему, мы, удаляясь от дьявольской гордыни и эгоизма, можем наиболее полно исполнить обеты Крещения. Сочетаться Христу и означает уподобляться той Любви, свидетельствуя о которой Сын Божий и изрек: Я и Отец — одно (Ин. 10, 30); и еще: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21). Каждое молитвенное правило и каждое Таинство Церкви начинается молитвенным обращением ко всем Лицам Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Это и есть призыв к единству божественной Любви!.. Рейтинг: 9.9 Голосов: 718 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Тертуллиан , О крещении.  Там же.  Там же.  Подобное в русской духовной традиции происходит и при прибытии паломников к водам Иордана (так же совершаемое во имя обновления обетов Крещения).  См.:  Киприан Карфагенский , сщмч. Послания  Последование Чина оглашения перед Святым Крещением.  Там же.  Таинство Покаяния, Соборования и Причастия.  Остальные Таинства.   Хроматий Аквилейский , Трактат на Евангелие от Матфея.   Иероним Стридонский , блж. Толкование на Евангелие от Матфея.  Прежде всего обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано:  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему  (Быт. 1, 26);  И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас  (Быт. 3, 22). Здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что  Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его  (Быт. 5, 1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же полноте человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни:  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа  (1 Фес. 5, 23). То же самое мы видим и в следующем тексте:  …Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь  (Быт. 11, 7–8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Янве) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве.

http://pravoslavie.ru/100280.html

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

, Йосеф, Joseph – по библейскому толкованию: Addat Dominus, Да придаст Господь 754 (родивши сына, Рахиль «нарекла ему имя Иосиф, сказав: Господь прибавит мне другого сына» 755 ) или, точнее, Addat (scil. Dominus), Да придаст (подразумевается: Господь) 756 . По изречению Иеронима, Joseph augumentum 757 , – adposuit siue adponens 758 , – auctus 759 , – addends siue augumentum 760 , – adaugens 761 . По другим толкователям, ωσφ Ιαω προσθκη, ορτου ξοδος, ορτου δεξα, ξοδος, αμα, πρσθεμα 762 ; ωσφ νεδου φαρεσις (толкование, очевидно, основывающееся на Быт.30:23 ) 763 ; – προστιθν 764 ; – πρσθκη νεδους φαρεσις 765 (ср. Быт.30:23 ); – πρσθεσις 766 ; – πρσθεμα κυρου νεδους φαρεσις 767 ; – πρσθεσις 768 . , Цафнаθ Паънеах, Tzaphnath Pahneach – сокращенная фраза , occultum clare exponit, сокрытое ясно излагает (или изъясняет), ибо слово означает вещь скрытую, тайную. Таким образом, Цафнаθ Паънеах означает Rei occultae manifestator et expositor – вещи сокрытой объявитель и толкователь, Qui occultum clare exposuit – Кто ясно изложил сокрытое. Так понимал это имя и халдейский переводчик, который перевел: – Vir cui abscondita revelantur – Муж, которому открывается сокрытое 769 . Ясно, что новое имя Иосифа стоит в связи с причиною его возвышения. Так было при египетском дворе. Обратимся к другим примерам. Навуходоносор собрал иудейских «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, и красивых видом, и понятливых на всякое искусство, и разумеющих науки, и способных к учению, и годных служить в чертогах царских, и чтобы можно было научить их писанию и языку Халдейскому (4). И назначил им царь на каждый день яства с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя (5). И были между ними из сынов Иудиных Даниил ( ), Анания ( ), Мисаил ( ) и Азария ( ) (6). И переименовал ( ) их начальник царедворцев, и назвал Даниила Валтасаром ( ), Ананию Седрахом ( ), Мисаила Мисахом ( ) и Азарию Авденаго ( )» 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

Итак, хлебы сделаны «из двух десятых» и положены «в два ряда», то есть в два порядка. Ибо если было бы одно устроение – слово, сказанное об Отце и Сыне, – было бы запутано и непонятно. Но теперь определенно есть «один хлеб» – ибо одна воля и одна сущность, – но два устроения, то есть свойства двух лиц. Ибо мы называем Сыном Того, Кто не есть Отец, и Отцом Того, Кто не есть Сын. Таким образом мы сохраняем «две десятых» в «одном хлебе» и исповедуем «пред Господом» два устроения, то есть свойства двух лиц. И нужно, если можно так выразиться, большое и искусное мастерство пекаря, чтобы тщательно соблюдать эти меры и таким образом устраивать слово об Отце и Сыне: когда нужно, соединять Их, и, напротив, разделять, когда требуется, чтобы и «две меры» никогда не отсутствовали, и «один хлеб» всегда наличествовал. Итак, предписано сделать «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки» по числу колен в те времена, когда Израиль был во плоти. В этом, как мне видится, заключается образ всей разумной природы; ибо считается, что существуют двенадцать основных видов разумных творений, образ которых содержится в этих двенадцати коленах. Одно – род царственный, именовавшийся коленом Иуды, другое – род священнический, называемый коленом Левия. Был и иной род, соседствующий с Иудой, нареченный коленом Вениамина, на земле которого располагались храм Божий и жертвенник. Иной род – колена Иссахара и Завулона и Ефрема, которых Божественное Писание называет поименно (ср. Быт.35:23 и далее), но сейчас не время объяснять их устроение. Каждое колено или род есть «хлеб пред Господом». Хотя был и иной род, происходивший не от свободной женщины, но от наложницы Израиля, и отчасти он был свободным, отчасти – невольническим (ср. Быт.30:5 и далее), от каждого приносится «пред Господом» хлеб «из двух десятых», и в совокупности получается «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки». Итак, повелевается положить хлебы «на чистом столе» (ср. Лев.24:6 ). У кого из нас есть чистый стол, чтобы на нем положить хлеб пред Господом? Соломон сказал: «Когда сядешь вкушать пищу за стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ). Что же это за «стол властелина», если не ум 78 того, кто сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ) и «Сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:10 )? На этом чистом столе властелина, то есть в этом сердце, в этом уме полагают пред Господом хлеб. «Когда сядешь вкушать пищу за» этот апостольский «стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ), то есть духовно обращайся к сказанному, чтобы и ты мог сделать то, что добавлено: «Зная, что к такому тебе необходимо подготовиться» ( Прит.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сектант Объяснения православного 1) Почему вы не празднуете субботы, говорят адвентисты, субботники–баптисты и жидовствующие, если Бог еще в раю велел людям покоиться в этот день: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:2–3 ). 1) В приведенном месте св. Писания ни слова не говорится о том, что Бог велел людям почитать субботу. Говорится, что Бог почил в седьмой день от дел Своих, то есть перестал творить, что Он благословил и освятил этот день для напоминания людям о конце творения мира, и только. В раю все дни для людей были одинаковы, все дни были днями блаженства, но вместе с тем и днями труда, – возделывания и охранения сада Едемского ( Быт. 2:15 ). А после грехопадения первых людей и изгнания их из рая они должны были в наказание работать и питаться «со скорбью во все дни жизни» их ( Быт. 3:17 ), следовательно, – и в дни субботние. И, действительно, из св. Писания нигде не видно, чтобы святые праотцы: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, праздновали седьмой день. Уже только при Моисее, после выхода Евреев из Египта, Господь в пустыне впервые дает Евреям заповедь о субботе ( Исх. 16:23–26 ), о которой потом точнее говорит при синайском законодательстве; дает эту заповедь для того, чтобы всегда неблагодарные Евреи вспоминали и благодарили в этот день Бога, освободившего их от рабства Египетского ( Втор. 5:12–15 ). Итак, в приведенном сектантом месте св. Писания совсем нет никакой заповеди людям праздновать субботу; об этом здесь и слова не сказано. 2) Господь говорит через Моисея: «помни день субботний» ( Исх. 20:8 ). следовательно, заповедь о субботе была еще раньше Моисея в дни праотцов и патриархов, иначе Он не сказал бы о ней: «помни». 2) Господь сказал про заповедь о субботе: «помни» – не потому, что она была дана раньше Моисея, ибо, как мы уже говорили, не видно из Писания, чтобы кто–нибудь из патриархов, живших до Моисея, праздновал субботу; этим словом – «помни» – Господь только напоминает Евреям, что заповедь о субботе была дана им нисколько раньше синайского законодательства, именно – тотчас после выхода Евреев, под предводительством самого же Моисея, из земли египетской в пустыне Син ( Исх. 16:23–30 ). Повторяя на горе Синайской уже раньше данную через Моисея еврейскому народу заповедь, Господь и говорит ему о ней, как об известной уже ему: «помни»!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы ( Nolland. 1989. P. 26)). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» ( Theoph. Bulg. In Luc. 1//PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Прав. Захария. Мозаика мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Флп.2:5–7 . «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Объясн. Эти слова апостола позволяют нам спросить отрицателей священных изображений: достоин ли поклонения во Христе образ раба, вид человека, воспринятые Им для нашего спасения, или достоин поклонения в Нём только образ Божий, Божественное естество? Если достопоклоняем и вид человека – Христа, то, конечно, не иначе может совершаться поклонение этому виду, как только пред священным изображением Христа: Ин.1:14:14:9 ; Кол.2:9 . Если Сам Господь к изображению кесаря отнёсся почтительно: Мф.22:20–21 , и если мы чтим изображения (фотографии) своих близких людей, то можно ли не благоговеть перед изображением Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа? Гал.3:1 ; Лк.10:23 . Откр.9:20 .«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить». Объясн. Эти слова безрассудно прилагаются к православным, чтущим святые иконы: они чтут не бесов и не идолов, изображённых в виде разных животных и пресмыкающихся: Рим.1:23 , но Господа, Которому поклоняются в тех видимых образах, в которых Он, по Своему благоволению, действительно являлся людям: Ис.6:5 ; Дан.7:9–14 ; Лк.3:22 . Услышания молитв православные надеются не от дерева, на котором начертана икона, но от Всевидящего и вездесущего Божества. Быт.18:1–2 ; Срав. 32:29–30 . «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр (свой), во время зноя дневного. Он возвёл очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр, и поклонился до земли». Объясн. Здесь повествуется о богоявлениях совершенно сходных: является «муж», имя его «чудно», говорят о нём как о видении Бога. При этих богоявлениях Авраам и Иаков удостоены были приблизиться и лицом к лицу видеть Ангела Завета: Деян.7:35:38 ; Мал.3:1 ; однако при этом Господа Бога они не более видели, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда он беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:23 . Вполне видеть Господа Богочеловека явилась для людей возможность только в Новом Завете: Ин.1:14–18:10:30 . Если мы о смертных и грешных людях сохраняем память чрез портреты и фотографии, то как же не запечатлевать на священных изображениях нашего Искупителя Господа и свят. угодников Божиих, для памятования об их великом служении роду человеческому? ср. Мф.22:20–21 ; Рим.2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010