Следующий стих (Быт 4. 8) начинается словами: «И сказал Каин Авелю, брату своему...» Употребленный здесь глагол «сказал» (  ) в евр. языке обязательно требует после себя прямой речи, но в МТ ее нет: неясно, что именно К. сказал Авелю. Согласно Септуагинте, К. сказал Авелю: «Выйдем в поле», и мн. исследователи считают, что это чтение восходит к евр. оригиналу ( Tob. 1992. P. 236). Возможно, что перед нами не первоначальный текст, а всего лишь попытка авторов Септуагинты «дополнить» стих, к-рый уже в их время был «неполным». В поле К. убивает брата. Обращенный затем к К. вопрос Господа: «Где Авель, брат твой?» (Быт 4. 9) - перекликается с вопросом Господа к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9): в обоих случаях виновный пытается уйти или оправдаться. Однако кровь Авеля взывает об отмщении, и земля, которую К. напоил кровью брата, проклинает его (Быт 4. 11; словосочетание «проклят ты» (    ) встречается еще в Быт 3. 14, а также во Втор 28. 16, 19). В проклятии К., как и в проклятии Адама, важная роль отведена земле. Обращенные к Богу слова К.: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли…» - напоминают об изгнании Адама из рая (Быт 4. 14; глагол «изгонять» встречается в кн. Бытие 3 раза; кроме этих случаев еще в Быт 21. 10). Т. о., за грехом К. (2-м в истории человечества) следует и 2-е изгнание - еще дальше от Бога. Чтобы смягчить наказание и спасти К. от убийц, Бог полагает на К. знак (знамение), подобно тому как Он сделал кожаные одежды для Адама и Евы после их изгнания из рая, чтобы смягчить их наказание. Бог говорит К.: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4. 12 - в архаическом обществе стать изгнанником означает оказаться вне защиты со стороны социума). «...Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня»,- отвечает К. Богу (Быт 4. 14). Вопрос о том, кто может встретить и убить К., кроме его родителей, как и вопрос о том, где К. нашел себе жену (Быт 4. 17), не находит отражения в тексте Свящ. Писания: действие рассказа о К. переносится из первозданного мира, где существует лишь одна-единственная человеческая семья, в мир истории.

http://pravenc.ru/text/1319891.html

Мы держимся мнения Кука. и взята была она в дом фараонов. Быт. 12:16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Быт. 12 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. Какие удары были нанесены дому фараона, мы не знаем; позже, при подобном же случае с Авимелехом, дом царя был наказан бесплодием ( Быт. 20:18 ). Быт. 12:18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Быт. 12:19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. Взял было её себе в жену, т. е. не взял ещё; вероятно, после взятия Сары ко двору должно было пройти немало времени, пока её сочли достойною предстать пред владыкою. Так, по крайней мере, было при дворе Персидском ( Эсф. 2:12 ). Поэтому можно предположить, что само взятие Сары фараоном ко двору послужило ей спасением от дерзких попыток вельмож или воинов обидеть пришельца, и что действительно, как видно в Быт. 12:16 , Авраму это доставило почётное положение в стране. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. Быт. 12:20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, Фараон приказывает охранять Аврама на пути, провожая его из страны. Нет сомнения, что он убедился или сновидением, как Авимелех ( Быт. 20:3–7 ), или, может быть, словами Сары, если он спрашивал её, что он встретился с мужем, особо хранимым Провидением. и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. Глава XIII. Отделение Аврама от Лота, первое откровение Авраму Быт. 13:1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг. М. Филарет переводит «Вышел Аврам из Египта и жена его… в полуденный край " » и присовокупляет замечание, что именем этим евреи означали южный край Палестины ( Авд.1:19–20 ). Точно такое же мнение высказывают комментаторы Англиканской Библии. Негеб, юг, употреблялось как имя собственное в Палестине для обозначения южной части её (см. ниже Быт. 13:3 ), как море употреблялось в смысле запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Оно говорит, что человек принадлежит двум мирам: духовному по душе и материальному по телу. §30. Названия, придаваемые ветхозаветными священными писателями существу человеческому и составным частям его 306 Говоря о существе человеческом и частях его, священные писатели употребляют такие названия, которые необходимо требуют для себя уяснения. Эти названия суть следующие: прах, плоть, душа, дух, сердце. Словом „прах“, „персть“ наиболее обычно обозначается то вещество, из которого создано Творцем тело человека, или, что то же, земля. В поте лица твоего, говорит Творец Адаму, будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Также называется, поэтому, и тело, но только мертвое, безжизненное. И возвратится, говорит Екклесиаст, прах в землю, чем он и был, а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Есть несколько мест, где словом „прах“ называется и весь человек, но только для выражения слабости и ничтожества человека в сравнении с могуществом Божиим. Вот я, смиренно заявляет Авраам, решился говорить Владыке, я, прах и пепел ( Быт.18:27 ). Значительно иной смысл имеет слово „плоть“. Оно тоже означает тело, но тело не мертвое, а живое, одухотворенное. Вот, это, говорит Адам о жене, кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт.2:23 ). Плотью же называются иногда и отдельные части тела ( Быт.17:11:14 ). В смысле более широком, плотью называется, во-первых, все животное царство ( Быт.6:19, 8:17 ), во-вторых, совокупность людей ( Быт.6:12–13 ) и, в-третьих, такое нравственное состояние сих последних, когда они, подобно животным, руководятся исключительно одними чувственными побуждениями. Не вечно, говорит Господь о допотопном человечестве, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Еще более разнообразный смысл имеет слово „душа“. Оно употребляется для обозначения и силы жизненной, присущей живому существу вообще ( Быт.9:16 , Лев.17:11 ) и силы особенной, только человеку чрез дыхание Божества дарованной ( Быт.2:7 ), со всеми ее разумными проявлениями ( Пс.103:1, 141:7 ), и всей личности человека ( Быт.46:15, 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

30:27), переменился к Иакову и внутренно, и наружно, тогда явился Бог Иакову и сказал ему: возвратися в землю отца твоего (Быт. 31:3). И призвал Иаков Рахиль и Лию и сказал им: «Отец ваш, которому всею силою моею работах , десять раз измени мзду мою… но не даде ему Бог зла сотворити мне (Быт. 31:6–7), и все козни отца вашего обратились на него же самого. Когда обещал он дать мне в награду овец пестрых, думая, что родится их немного, тогда рождалось множество пестрых овец. А когда обещал мне овец с крапинами, думая, что таких родится немного, тогда все рождались с крапинами». Тогда Рахиль и Лия сказали ему: «Нет нам части в дому отца нашего . Все, что было у него, отдал он сыновьям своим, а нас продаде… и снеде снедию сребро наше . Истощил и твои силы в те четырнадцать лет, в которые ты работал ему за нас. Ныне убо, елика тебе рече Господь, твори ; мы готовы идти с тобой в тот день, когда пошлет тебя Бог» (Быт. 31:14–16). Украде (Быт. 31:19) у Лавана Иаков сердце, а Рахиль богов его. И пришли они на гору Галаад, Лаван же гна вслед… и достиже (Быт. 31:29). И явился Бог Лавану во сне и рече ему: «Блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла (Быт. 31:24), большого или малого». Однако же Лаван не мог скрыть гнева своего и сказал: « Рука моя может озлобити вас (Быт. 31:29), но Бог отца твоего воспретил мне сие вчера вечером. Вскую украл еси боги моя (Быт. 31:30) и дочерей моих и бежал?» Прекрасна была любовь Иакова к Рахили, которая возлюбила Бога его. Идолов же отца своего презрела, потому что обесчестила их не только тем, что похитила как нечто маловажное и ни к чему не годное, но и тем, что в день, когда отец искал их, сидела на них, имея обычная женская (Быт. 31:35). Лаван не удовлетворился. И на другой день утром, после того как вечером явился ему истинный Бог, требовал богов своих. Вопреки тому, что сам прежде говорил: «Ты обогатил меня, потому что благословил меня Господь пришествием твоим», говорит теперь: скоти скоти мои, и вся елика ты видиши моя суть… гряди, завещаим завет… и будет во свидетелство между мною и тобою (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Быт.21:17 . и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; В минуту такого полного отчаяния Агарь вдруг слышит ободряющей ее голос, который шел с неба от Ангела Божия. По мнению большинства толкователей, этот Ангел Божий, названный в подлиннике «Малеах-Элогим», есть одно и то же лицо с Малеах-Иеговой, т.е. и Ангелом Иеговы, под Которым, как мы видели выше, теснее всего разуметь Вторую Ипостась Святой Троицы, или Сына Божия (ср. Быт 16:9 и др). Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; Бог услышал невинные страдания отрока и посылает ему избавление или, как еще думают, Бог услышал молитву отрока, обращенную к Нему, и исполняет его просьбу. Быт.21:18 . встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. Первая половина этой фразы служит прекрасным дополнением к картине самого путешествия Агари с Измаилом (доказывает, что она вела его за руку, а не несла на плечах, как ошибочно некоторые заключали на основании 14 ст.), а вторая дает лучшее утешение матери за судьбу ее сына ( Быт. 21:13, 16:10, 17:20 ). Быт.21:19 . И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. Бог открыл глаза Агари; т.е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала ( Быт. 3:5–7 ; 4Цар. 6:17, 20 ; Лк. 24:16, 31 ) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни. Быт.21:20 . И Бог был с отроком; Это часто встречающееся в Библии выражение указывает на особую промыслительную деятельность Бога, направленную к достижению Его обетовании ( Быт. 28:15, 39:2–3 и др.). и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Указание на дикий и воинственный характер родоначальника будущих бедуинов и вместе на исполнение божественного предсказания об этом ( Быт. 16:10–12 ). Быт.21:21 . Он жил в пустыне Фаран; Так называлась горная область, отделявшая Едом от Египта и получившая свое имя от множества находившихся в ней пещер ( Быт. 14:6 ; Чис. 13:4 ; Втор. 1:1 ; 1Цар. 25:1 ). Современное название этой пустыни – Ел-Ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 15:19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Кенеи. См. о них пророчество Валаама ( Чис. 24:21–22 ): «и увидел он Кенеев… и сказал: крепко жилище твое и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен». Это было племя, жившее на юг от Ханаана, близ амалекитов. Впоследствии они жили в самой Палестине в колене Иудине ( 1Цар. 27:10; 30:29 ). Кенезеи. У Нав. 14некто Халев называется Кенезеянином, откуда м. Филарет заключает, что и они жили в пределах племени Иудина. Кедмонеи значат восточные. Ермон в 88 псалме ( Пс. 88:13 ) употреблено в смысле востока. Ермон было название места, возле которого жили Евеи ( Нав. 11:3 ), по тексту же Суд. 3Евеи жили на горе Ливане. Поэтому м. Филарет думает, что Кедмонеи суть Хивви, или Евеи, жившие близ Ермона. Быт. 15:20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Хеттеи: новейшие египтологи видят в них известное в иероглифических надписях имя сильного племени Кхета, владевшего Сирией. Цари кхетские (или, по нашему тексту, хеттейские) известны были при Соломоне ( 3Цар. 10:29 ). Их главное местопребывание до создания царства Израильского было при Хевроне ( Быт. 23:10 ) и около Вефиля ( Суд. 1:23–26 ). Ферезеи. См. комментарий к Быт. 13:7 . Особое племя хананеев. Рефаимы. См. комментарий к Быт. 14под буквой а). Быт. 15:21 Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев. Аморреи. См. комментарий к Быт. 14:7 . Хананеи по Быт. 10 – прямые потомки Ханаана, сына Хама. От Ханаана же происходят, между прочим, нижеупомянутые Гергесеи и Иевусеи. В Быт. 10пределы всех Хананеев определены так: «от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши». Здесь, вероятно, надо разуметь одно из колен хананеев, удержавшее имя предка. Евеи. См. комментарий к Быт. 15:19 , кедмонеи. Гергесеи жили на запад от Иордана ( Нав. 24:11 ); иевуссеи покорены Давидом, жили около Иерусалима, который прежде назывался Иевус и город Иевусеев ( Суд. 19:10–11 ). При Давиде ( 2Цар. 24:18–24 ) упоминается об Орне Иевусеянине, у которого Давид купил гумно для создания жертвенника Господу. Странно, что Англиканская Библия читает это место ( 2Цар. 24:23 ) так: «вё это Царь Орна отдает царю», разумея под этим, что Иевуссеяне посреди Палестины удержали собственное управление. По смыслу нашего перевода Орна не называется царём. Глава XVI. Сара отдаёт служанку свою Агарь Авраму; бегство Агари; возвращение её; рождение Измаила

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 17:2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. В Быт. 15 (сравни комментарий к Быт. 15:9 ) употреблено выражение, означающее «рассечь договор»; в нашем тексте оно переведено «заключил завет»; в настоящем же месте стоят слова (говорит Англ. Библия), означающие «даровать завет», т. е. исполнение завета милостию дарующего. Быт. 17:3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Быт. 17:4 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, «Я – вот завет мой» и проч., а в Быт. 17Бог говорит Авраму «ты же соблюди» и проч. От 4-го до стиха 9-го Господь исчисляет милости, ожидающие потомков Аврама, с 9-го же стиха до 14-го излагаются обязанности Аврама и его потомства по соблюдению этого завета. Обязанности эти заключаются в выделении посредством видимого знака обрезания народа израильского из числа остальных народов, т. е. в установлении обрезания, и это повеление соответствует и обещанию, данному выше Богом в Быт. 17:7 , «что Он будет Богом Аврама и потомков его». Быт. 17:5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; Аврам или Аб-рам есть почётное название, означающее «высокий отец», Аб-рагам есть имя, выражающее исполнение обетования, оно означает «отец множества». Митрополит Филарет замечает, что переименование употреблялось на востоке царями, когда они возвышали кого-либо: так Иосиф получил имя Цафнаф-панеах (поддержатель жизни), а Даниил – Валтасара (князь Ваала). Быт. 17:6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; Быт. 17:7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; Вечный завет заключается Богом в лице Авраама: а) с целым человечеством, разумея под этим именем восприявших верою обетование, и б) с плотским потомством его, с народом израильским. Для тех и для других это Бог Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 ); Бог, явившийся в купине горящей и проявивший имя Своё Сый (Иегова), Бог не мёртвых, а живых; для Израиля Он был Богом, отделившим Израиль от всего человечества, которое погрязло в идолопоклонстве, а после воплощения Слова Божия Он, Творец и Бог завета, сказал: «шедше проповедите всем языком» ( Мк. 16:15 ); да будет «едино стадо и Един Пастырь» ( Ин. 10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 31:50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, [который бы видел,] но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. Быт. 31:51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; Быт. 31:52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Быт. 31:53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. «Приметно, – говорит м. Филарет, – что Лаван от Бога Авраамова отличает Бога Нахорова, ибо Иаков клянётся тою же клятвою, но своею собственною… Из Нав. 24:2 известно, что в доме Фарры и Нахора было служение богам иным… Не понимал ли, – продолжает м. Филарет, – Лаван под именем Бога Авраамова и Бога Нахорова два особенных Божества или Ангелов двух домов, а под именем Бога отца их единого Бога верховного? Трудно вообразить, чтобы грубый язычник имел откровение от истинного Бога, а Лаван имел оное» (м. Филарет, in loco). Англ. Комм. Библия говорит почти то же самое, т. е. что Лаван, зная, что Иегова был Бог Авраама и Исаака, и не зная наверное, тот ли это Бог, кому служил дед его Нахор, призывает обоих во свидетели, так что, несмотря на то, что Лаван признаёт могущество Иеговы, Бога Иаковлева, он не может отрешиться от политеистического воззрения, которое уже начало овладевать его понятиями. К этому Англ. Библия присовокупляет следующее замечание по поводу всей этой главы и этого стиха в особенности: «В этой главе особенно выдаётся целесообразное употребление имён Всевышнего, которое совешенно не согласно с новейшими теориями, допускающими в составлении Пятикнижия не менее четырёх разных авторов, которые якобы в этой самой главе оставили следы различного происхождения источников. Для Иакова Всевышний есть Иегова, Бог Завета ( Быт. 31:3 ) и Бог отца его ( Быт. 31:5 ), между тем как Лаван признаёт также его Богом отца Иакова ( Быт. 31:29 ). В Быт. 31Иаков взывает к нему как к Богу Авраамову и страху Исаакову, и, потрясённый и тронутый, Лаван сам уже призывает в Быт. 31Иегову, присовокупляя к Нему в Быт. 31:53 Бога Нахорова, может быть, сам не зная и сомневаясь, разные ли это Божества или одно и то же» (Bibl. with commentary, in loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 31 Когда же начали притеснять Иакова и сыны Лавановы, как притеснял его Лаван, и о том, кто обогатил их, стали говорить, что он сделался богат имением отца их, и сам Лаван, признавшийся прежде: «усмотрих бо, яко благослови мя Бог пришествием твоим» ( Быт.30:27 ), переменился к Иакову и внутренно, и наружно, тогда явился Бог Иакову и сказал ему: «возвратися в дом отца твоего» ( Быт.31:3 ). И призвал Иаков Рахиль и Лию и сказал им: «Отец ваш, которому всею силою моею работах..., десять раз измени мзду мою... но не даде ему Бог зла сотворити мне, и все козни отца вашего обратились на него же самого» ( Быт.31:6–7 ). Когда обещал он дать мне в награду овец пестрых, думая, что родится их немного, тогда рождалось множество пестрых овец. А когда обещал мне овец с крапинами, думая, что таких родится немного, тогда все рождались с крапинами. Тогда Рахиль и Лия сказали ему: «Нет нам части в дому отца нашего.... Все, что было у него, отдал он сыновьям своим, а нас продаде... и снеде снедию сребро наше.... Истощил и твои силы в те четырнадцать лет, в которые ты работал ему за нас. Ныне убо, елика тебе рече Господь, твори; мы готовы идти с тобой в тот день, когда пошлет тебя Бог» ( Быт.31:14–16 ). Украде у Лавана Иаков сердце, а Рахиль богов его ( Быт.31:19 ). И пришли они на гору Галаад, Лаван же «гна вслед... и достиже.... И явился Бог... Лавану... во сне и рече ему: Блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла, большого или малого» ( Быт.31:23–24 ). Однако же Лаван не мог скрыть гнева своего и сказал: «Рука моя может озлобити вас, но Бог отца твоего воспретил мне сие вчера " вечером ( Быт.31:29 ). «Вскую украл еси боги моя» ( Быт.31:30 ) и дочерей моих и бежал? Прекрасна была любовь Иакова к Рахили, которая возлюбила Бога его. Идолов же отца своего презрела, потому что обесчестила их не только тем, что похитила как нечто маловажное и ни к чему не годное, но и тем, что в день, когда отец искал их, сидела на них, имея «обычная женская» ( Быт.31:35 ). Лаван не удовлетворился. И на другой день утром, после того как вечером явился ему истинный Бог, требовал богов своих. Вопреки тому, что сам прежде говорил: «Ты обогатил меня, потому что благословил меня Господь пришествием твоим», говорит теперь: «скоти скоти мои, и вся елика ты видиши моя суть... гряди, завещаим завет... и будет во свидетелство между мною и тобою» ( Быт.31:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Не успели еще выслушать прародители приговор Божий и за первый грех , как тотчас же прилагают к нему ряд новых грехов. Вместо раскаяния, у них является желание оправдать себя, сложить вину свою на другого и даже на Самого Бога. Жена, которую Ты мне дал, говорит Адам Творцу своему, она дала мне от древа, и я ел ( Быт.3:12 ). В еще более осложненном виде является грех у Каина, первенца их. Предпочтение, оказанное Богом жертве брата его, порождает зависть в нем, зависть переходит в ненависть, ненависть завершается братоубийством, а вместо раскаяния слышится уже прямая дерзость. Разве я сторож брату моему, отвечает он вопрошавшему об Авеле Господу ( Быт.4:9 ). Между дальнейшим потомством Адамовым грех до того уже стал господствующим, что все мысли и помышления сердца их были, по свидетельству Самого Господа, зло во всякое время ( Быт.6:5 ). Хотя наибольшее развращение и было между потомками Каина ( Быт.4:19–24 ), тем не менее и потомство Сифа не было, по словам Бытописателя, свободно от него. Всякая плоть, говорит он, извратила путь свой на земле ( Быт.6:12 ). Не смыл вполне и самый потоп нечистоту греховную. Как таившаяся во внутренней природе человека, она проникла с семейством Ноя в ковчег, что и засвидетельствовал Сам Господь при обонянии жертвы Ноевой. Не буду больше, говорит Он в сердце Своем, проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его ( Быт.8:21 ). Что, действительно, как не таившаяся в природе склонность к греху, породило в Хаме нечестивое к отцу его отношение ( Быт.9:22 )? Что, как не она же, не только в потомстве Хамовом, но даже в самом доме Авраамовом, была причиною таких греховных поступков, как злоба Исава ( Быт.27:41 ), хитрость Иакова ( Быт.27:22 ), ненависть к Иосифу детей Иакова и обман ими отца своего ( Быт.37:24 )? О, если бы, говорил Господь о народе еврейском, сердце у них было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни ( Втор.5:29 ). Все такие, приводимые Бытописателем, факты красноречивее всяких заявлений свидетельствуют, что развитие греха и наследственность его были вполне им признаваемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010