Быт.19:17 . Когда же вывели их вон, то один из них сказал: На основании всего последующего контекста ( Быт. 19:18, 21, 24 ) в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18). спасай душу свою; «Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности. не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути ( Мф. 24:18 ; Флп. 3:13–14 и др.). Быт.19:18–19 . Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть; Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой. Быт.19:20 . вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор ( Быт. 19:22 ). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.47:7–9 . И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар. 1:31 ) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни – этого «странствования» (9 ст.), – с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр. 6:19 ). Обращая взор на пережитое прошлое, Иаков называет 130 лет жизни своей «днями немногими и несчастными» – малы по сравнению с отцом его, жившим 180 лет, и дедом Авраамом, умершим в 175 лет (возможно, однако, что Иаков имеет в виду и раннейших, даже допотопных патриархов). Иаков, живший после сего еще 17 лет, видимо, подобно отцу своему Исааку ( Быт. 27:1–2 ), занят мыслью о смерти задолго до ее наступления. Быт.47:11 . И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. Местность, где с разрешения фараона, Иосиф поселяет отца и братьев своих, называется здесь «земля Раамсес»; между тем выше ( Быт. 45:10, 46:28 и д.) предназначенная для их поселения территория называется землею Гесем, равно и ниже, когда говорится о фактическом обитании их в Египте, местом их обитания представляется Гесем (ст. 27), ( Быт. 50:8 ; Исх. 9:26 и др.) Отсюда следует, что название Раамсес или было синонимом Гесема, или обозначало известную часть последнего. В кн. Исход ( Исх. 1:11 ) говорится, что евреи построили фараону «города для запасов» Пифом и Раамсес. Следовательно, город, вновь построенный или только укрепленный евреями, мог получить название округа, в котором жили евреи – Раамсес. Последнее слово с египетского (по этимологии Яблонского) означает: «люди, занимающиеся пастушеством» – название, стоящее в связи с главным занятием евреев. Иосиф Флавий отождествляет Раамсес с Гелиополисом: «фараон предоставил Иакову с семьею Гелиополис, потому что здесь были и пастбища, предназначенные для царских пастухов» (Древн. 2:7, 6). LXX, как мы видели в Быт. 46:28 , сближают Раамсес с Гелиополисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Геохронологическая таблица 3 ЭРЫ ПЕРИОДЫ Кайнозойская Четвертичный Неогеновый Палеогеновый Мезозойская Меловой Юрский Триасовый Палеозойская Пермский Каменноугольный Девонский Силурийский Ордовикский Кембрийский Протерозойская Архейская Растительный мир Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм. Быт 1:14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Быт 1:15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Быт 1:17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт 1:18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:19 И был вечер, и было утро: день четвертый. В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в преды­дущем очерке 4 , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы. Возраст Вселенной Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию.

http://pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotv...

Быт.12:14 . И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; Предположения Аврама не замедлили осуществиться со всею точностью и его план спасения удался как нельзя лучше. Быт.12:15 . увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята она была в дом фараонов. Вельможи – в еврейском тексте выражено словом «принцы» (sarej), что вполне согласно и с историей, свидетельствующей о принадлежности египетских царедворцев к высшим кастам страны. Эпитет «фараон» не был собственным именем какого-либо из египетских царей, а представляет собой общий титул всех древнеегипетских правителей, наподобие современных «царь, король, император» и т.п. Что касается словопроизводства этого термина, то лучшее из них, данное Руже, Бругшем и Эберсом на основании иероглифических текстов, производит слово «фараон» от древнеегипетского – «пераа» или «перао», что значит «великий дом» и что самому термину «фараон» придает значение, совершенно аналогичное современному названию Турецкой империи – «Высокая Порта». По наиболее вероятному предположению египтологов, путешествие Аврама в Египет имело место при одном из первых царей XII-oй династии, т. е. за 2000 лет до Рождества Христова. Быт.12:17 . Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. Какими именно, неизвестно; но по аналогии случаев, можно думать, что теми же, как впоследствии и дом Авимелеха, т. е. бесплодием ( Быт. 20:18 ). Быт.12:18–19 . И призвал фараон Аврама и сказал: что это ты сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. Отсюда можно заключать, что Промысл Божий сохранил супружескую чистоту Сары, которая жила при дворе фараона еще пока только для испытания. Быт.12:20 . И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. Так и из этого нового искушения праведник выходит полным победителем. И все, «кто видел, как он прежде, побуждаемый голодом, шел в Египет со страхом и трепетом, а теперь возвращался оттуда с такой славой, обилием и богатством, познавали из этого силу Божия о нем промышления» (святой Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вениамин волк хищник – это Павел, который был волком для волков и исхитил души из власти лукавого. Вечером разделит похищенное, т. е. при конце мира приимет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои. Глава 50 Иаков, благословив сынов своих, умер ста сорока семи лет. Иосиф пришел со старцами египетскими и со всеми домочадцами отца своего, и погребли Иакова с отцами его. Потом Иосиф и все бывшие с ним возвратились в Египет. Братья боялись Иосифа и говорили: ( Быт.50:16 ) Отец твой закля прежде кончины своея сказать тебе: прошу тебя ( Быт.50:17 ) остави неправду и грех братьям твоим, яко лукавая тебе показаша. И плакася Иосиф, и сказал: ( Быт.50:19 ) «Не бойтеся меня: хотя отец ваш умер, но жив Бог отца вашего. Ради Него не сделаю вам никакого оскорбления, потому что умышленное вами зло обратил мне Бог в добро и вручил мне многочисленный народ. Поэтому не сделаю обиды тем, которые были причиною, что спасена жизнь многих. Но, как я не оставлял вас без попечения в Египте, так и вы не оставляйте костей моих в Египте. И заклял их говоря: ( Быт.50:24 ) «Посетит вас Бог и изведет вас в землю, о нейже клятся Аврааму: ( Быт.50:25 ) совознесите и кости моя с вами. Если не наследую вместе с вами обетованного наследия, то вместе с вами воскресну». ( Быт.50:26 ) И скончася Иосиф лет ста десяти, и положиша его в раце во Египте. Бог, сотворивший все словом Своим из ничего, не предал этого письменам вначале, потому что ведению Адама открыто было начало всего и ближайшие к нему роды научались этому от предков. Но, когда все уклонились от Бога и находились в неведении о всех творениях Божиих, тогда Бог через Моисея предал это письменам для народа еврейского, потому что люди изменили природу, свидетельствующую о сотворении всех существ. Так, Моисей написал в пустыне, что уму Адама открыто было в раю. От народов первых, которые знали это без письмен, от народа, приявшаго это в Писании и уверовавшего, от народов последних, которые прияли Писание от этого народа Божия, и от тех, которые остаются еще при своих жертвах и не уверовали Богу и Христу и Духу Святому, слава и честь и ныне, и во все времена, и во веки веков! Аминь и Аминь. Толкование на книгу Исход

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако ты говоришь: покажи-де мне, как сопутствует людям Божия сила в этом веке. Отвечаю: как убеждать тебя, что Божия сила присуща верующим, – от Ветхого Завета или Нового? Обратимся сперва к тени (к прообразам Ветхого Завета). Кто дал силу Аврааму, который был уже старцем и имел тело омертвелое ( Рим. 4:19 ; Быт. 17:17 ), снова омолодиться и породить сына? Ты, однако, говоришь мне: Бог принял жертвоприношения Авраама, с ним же самим не был. А какой друг, желающий беседовать со своим другом, направляется сперва в его владения, на поле или в виноградник, и тогда только смотрит на него и приветствует целованием? Неужели Бог жертвоприношения Авраама, то есть нечто как бы принадлежащее ему, принял, с ним же самим не был и не обитал в нем? А когда Авраам вышел на войну, кто был победителем ( Быт. 14:14–20 )? Только ли одна его природа или Бог, обитающий в нем и доставляющий ему победу? Перейдем к Ною. Кто был Подчинивший перед ним все роды зверей ( Быт. 7:8–9 )? Природа его или нечто небесное, сверхприродно ему присущее, нечто создавшее живых существ и его самого и подчинившее перед ним зверей? Неужели Иаков своей собственной силой сумел отвалить огромный камень ( Быт. 29:10 ) – или Божья сила, присущая ему и отвалившая громаду камня? Настолько неразлучно был с ним Бог, что и во время его сна не покидал его. Ибо Он растворил небесные врата ( Быт. 28:11–12 ) и показал ему небесную обитель, в виде лестницы она ему явилась. Потом, Он боролся с ним как человек с человеком ( Быт. 32:25–26 ). Беседа 15. О том, что Господь, приходя в души, размягчает их окаменелость Христиане, достойные Христа, не по грамоте учатся и говорят, но от Духа Божия все узнают, – не от человеческой (как говорит Апостол) мудрости вычитанными из сочинений словами, но услышанными от Духа Святого ( 1Кор. 2:13 ). Завет их и закон их и книга их есть Дух, как Дух возвращает через пророка: И сбудется в последние дни, заключу новый завет с домом Иакова, не такой завет, какой Я заключил с отцами их, но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и прочее ( Иер. 31:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм. Быт 1:14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Быт 1:15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Быт 1:17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт 1:18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:19. И был вечер, и было утро: день четвертый. В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в предыдущем очерке , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы . Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию. Для богословия единственным критерием возраста мира являются библейские тексты. В приведенных текстах книги Бытия создание мира описывается по определенным этапам, названным “днями”. Понимать под ними наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого “дня” не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи . Так как шесть дней Библии — условное деление времени — не имеет ничего общего с астрономическими сутками, с их днем и ночью, то ночь поэтому и не упоминается в книге Бытия в связи с днем творения: “и был вечер, и было утро” — для каждого часа своя работа, и она не прерывалась ночью. Это подчеркивается порядком слов “был вечер, и было утро” вместо, казалось бы, естественного: “было утро и был вечер — день четвертый”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Быт. 13:16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; Быт. 13:17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. «Встань, пройди и проч.». М. Филарет делает прекрасное указание, что «мера обетования есть мера веры». Сколько может вместить человек, столько и получит. Быт. 13:18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; Мамре было собственно имя аммореянина, союзника Аврамова ( Быт. 14:13, 24 ). О Хевроне м. Филарет делает замечание, что так как он получил это имя от Хеврона, внука Халевова, во время же Моисея и даже Иисуса Навина ещё назывался древним именем Кириаф-арба ( Нав. 15:13 ; Суд. 1:10 ; 1Пар. 2:42, 43 ), то справедливо догадываются, что слова «что в Хевроне» внесены в текст Моисея Ездрою или кем-либо другим для объяснения положения дубравы Мамре, когда последнее имя сделалось уже незнакомо. Англиканская Комм. Библия делает то же замечание, но присовокупляет, что, кажется, Хеврон было древнейшее имя этой местности, что она называлась Кириат Арба во время отсутствия потомков Иакова из Палестины, когда они жили в Египте, и что при покорении Палестины Калеб восстановил древнее имя. Так думают Розенмюллер, Генстенберг, Кейль и др. (сравни комментарий к Быт. 23:2 ). Хеврон был третьим пунктом продолжительной остановки Аврама, а именно: 1) Сихем; 2) Вефиль; 3) Хеврон. Возле Хеврона была пещера Махпела ( Быт. 23:19 ), где похоронены Сарра, Авраам, Исаак, Иаков. Место это в большом уважении у арабов, его зовут Ель-Калиль, т. е. дом друга Божия. и создал там жертвенник Господу. Глава XIV. Вступление Война Царей, рассказанная в XIV главе Кн. Бытия, есть весьма важный исторический документ, который, по мнению многих (Тух, Эвальд, Курц, на коих ссылается Англиканская комм. Библия), восходит к глубокой древности. Сказание XIV главы сходится с теми сведениями, которые мы имеем вследствие разысканий в Халдее и Вавилоне. Свод этих изысканий сделан Джорджем Роулинсоном (The five great monarchies of the ancient Eastern world; ed. of 1871), которого слова мы и приводим:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; Быт. 27:16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; Шерсть молодых козлят на востоке гораздо мягче и длиннее, чем на севере. В 46 эпиграмме (Lib. XII) Марциал упоминает о шкурах козлят, употреблявшихся римлянами вместо фальшивых волос для скрытия лысины (Англ. Комм. Библия in loco). Быт. 27:17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Быт. 27:18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Многие видят в этом полном недоумения вопросе Исаака указание на то, что высылка Исава на охоту была для Исаака средством (которое он положил в сердце своём) узнать, угодно ли Богу, чтобы Он дал ему своё благословение, как первенцу. Он думал, что успех или неуспех охоты будет для него знамением, что ему делать. «Бог ответствовал Исааку (говорит м. Филарет) тем знамением, которого он желал, а именно: медленностию ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове» (Зап. на Кн. Бытия, II, 24). Быт. 27:19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. Митрополит Филарет замечает, что это был прямой обман, а некоторые видят в его словах троякую ложь. Он прибавляет, что какое бы ни имело значение для церкви Божией и для будущего действие Иакова, оно не может избегнуть порицания по греховному своему характеру, так как по свободе человеческой он мог и не поступить дурно; «Иаков не может быть прав потому только, что был образом, избранным и предопределённым благодатию» (Зап., II, 28). Быт. 27:20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. Покрытие лжи своей именем Господа Бога есть самая худшая часть обмана Иакова. Говоря о Боге, Иаков выражается: «Иегова, Бог твой», т. е. отца его. В Быт. 28:21–22 он же говорит: «(если) я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Иегова моим Богом, – то этот камень…» и пр. Кажется, в это время младенчества человечества понятие о Боге Завета не было совершенно ясно, в особенности доколе патриарх не делался главою семьи – тогда только он входил духом и откровением в таинственное общение с Богом Завета. Дети же его, зная Бога Элогим, кажется, не считали себя вправе обращаться к Иегове, доколе не получали на то права по наследству и первородству.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана ( Деян. 7:53 ) и на словах апостола Павла ( Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 ) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх. 32:34 с Исх. 33:2–3 , из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх. 14присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт. 12:7 ). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт. 16называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне ( Быт. 21:17 ) Ангел Божий называется прямо в Быт. 21Богом и есть явление Иеговы. Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет. Быт. 16:8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Служанка Сарина! Этим Ангел напоминает ей, что она поступает неправильно, оставляя дом госпожи своей. Агарь в ответе своём не отрицает своих обязанностей в отношении к Саре. Быт. 16:9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010