В первый раз мы встречаем подобного рода замену в Быт. 2:4 – «…в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…» (…μρ ποησεν θες τν ορανν κα τν γν…). В переводе «Нового Мира» здесь стоит «Иегова Бог» 233 . Такая же подмена осуществлена и во всех последующих стихах этой главы, содержащих слова « θες» или «κριος ο θες». С 3-й главы книги Бытия и далее словом «Иегова Бог» заменены только сочетания «κριος ο θες», в том же случае, если стоит «ο θες», перевод «Нового Мира» оставляет слово «Бог» (Gott – нем.). Начиная с Быт. 4:6 сочетание «κριος ο θες» переводится просто словом «Иегова». То же относится и к слову «κριος», например, в эпизоде об обетовании, данном Господом Аврааму ( Быт.15:1 , и далее) это слово переведено именем «Иегова». Метод перевода «Нового Мира» меняется в эпизоде явления Господа Аврааму у дубравы Мамре. В греческом тексте стоит: «φθη δ ατ θες…», то есть «И явился ему Бог (Господь по Син. Пер.)…» В этом случае переводчики «Общества Сторожевой башни» слово « θες» заменили на «Иегову», создав противоречия с методом перевода предыдущих глав. В тех эпизодах, когда участник событий обращаясь к Богу, зовет Его: «κριε» («Владыка» по Син. Пер.), например, в Быт. 18:3;19:18 , авторы «Нового Мира» также используют слово «Иегова». В описании гибели Содома и Гоморры в Быт.19:24 слова «Господь» заменены на «Иегову», так что получилось «…пролил Иегова на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Иеговы с неба…» Заслуживает внимания и перевод Исх. 3 в изложении «Свидетелей Иеговы». «И явился ему (Моисею прим. автора) Ангел Господень («γγελος κυρου» по Септуагинте) в пламене огня» ( Исх.3:2 ), превращается в «И явился ему Ангел Иеговы в пламене огня». В дальнейших стихах метод перевода прежний, то есть «κριος» становится «Иеговой», а « θες» остается «Богом» (Gott). И так продолжается до известного Исх. 3:14 «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (γ εμι ν). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) ( ν) послал меня к вам». В переводе «Нового Мира» в этом месте слово «Иегова» пропадает: «Darauf sprach Gott zu Moses: «Ich werde mich erweisen, als was ich mich erweisen werde.» Und er fügte hinzu: „Dieses sollst du zu den Söhnen Israels sagen: «ICH WERDE MICH ERWEISEN hat mich zu euch gesandt» 234 (Тогда Бог сказал Моисею: «Я открою, что я есть то, что Я открою».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Закон Ветхий держался до Иоанна Крестителя последнего из праведников, приуготовлявших путь Христу (см.: Мф.11:13 ). Подвластные закону рождались в рабство, подобно Исмаилу сыну Авраама от рабыни его Агари, подвластные же Христу рождаются в свободу наследования, подобно Исааку сыну Авраама от жены его Сарры. Ибо Агарь и Сарра прообразы двух Заветов (см.: Гал.4:22–31 ). Поэтому слова Спасителя: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков ( Мф.5:17–18 ) имеют следующий смысл: «Пришествие Мое не есть нечто чуждое закону Моисееву, но, напротив, находится в полном согласии как с законом Моисеевым, так и с учением пророческих книг. Ибо прообразованное в них всецело исполняется во Мне». Сектант : Бог благословил и освятил день седьмой еще в начале мира, когда завершил творение, как написано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:2–3 ). Значит, после шести дней творения день седьмой был первым, который освятил Сам Бог, и потому он остается священным для всех людей на все времена. Свяшенник : Два приведенных тобою стиха Писания говорят о Боге и о Его деле, которое Он завершил и после которого опочил. О человеке же здесь не сказано ничего, но ему и незачем было отдыхать, прожив лишь день от сотворения его Богом (см.: Быт.1:26–31 ). Поставленный хранить и возделывать Эдемский сад ( Быт.2:15 ), Адам не имел заповеди о праздновании дня седьмого. Бог дал ему одну-единственную заповедь не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ), дни же были для нашего праотца все одинаковы. Но и по изгнании из рая Адам и Ева не получили заповеди о дне покоя. Напротив, вся жизнь человека стала с той поры непрестанным трудом на проклятой по вине его земле ( Быт.3:17 ). В Библии повествуется о том, как Бог опочил в седьмой день от трудов Своих, но что это за день, там не сказано. Да и не было еще такого исчисления дней, при котором день седьмой совпадал бы с субботой, и поныне столь драгоценной для вас, адвентистов. Итак, остается признать, что суббота как день покоя стала отмечаться не в раю, а лишь через две с половиной тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Итак, если говорить о Библии, то в ней написано: насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт 2 :8). Интересно, что упомянутое здесь некое место «Едем», которое книга Бытия условно располагает между Тигром и Евфратом, в районе верхней Месопотамии, похоже, имеет соответствие в «соседнем» шумерском языке, в котором слово eden означает «равнина, степь». А слово «ган» в еврейском тексте Библии, которое перевели понятным для всех славянских народов словом «рай», обозначает просто «сад». Кстати, при переводе книги Бытия на греческий слово было передано как «парадейос» (отсюда «парадиз») — что тоже означает «отовсюду огражденное место, сад» и является заимствованием еще из древнеиранского. Иными словами — о том, что рай, родина человека — место, специально отделенное от мира, освященное, говорят сами термины, которые имеются во многих языках. Из смысла этих слов мы можем сделать вывод, что, по представлениям древних, хотя человеку и был вручен весь мир, но особую часть этого мира Бог выделил для него как своеобразный сад — что полностью перекликается с библейским текстом. И самое главное, что происходило в этом раю с первыми людьми, — это постоянное общение с Отцом. Они могли слышать голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт 3 :8). Он был рядом, говорил с ними Сам, а они могли Его слышать! Можно лишь догадываться, как были счастливы Адам и Ева на заре  человеческой истории, в мире, в котором все хорошо весьма (Быт 1 :31)... Это была еще не религия — ведь религией мы называем поиски Бога, попытки восстановить с Ним утраченную связь (religare). Нет — это была сама жизнь с Богом. А еще в дар Своим юным созданиям Бог вручил весь мир, заповедав владычествовать над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1 :28). Но что значит «владычествовать» и как человек должен был возделывать и хранить (см. Быт 2:15) сад Эдема? Тут воображение порой рисует идиллическую картинку, на которой первые люди вдохновенно пашут землю и пропалывают грядки, а в перерывах праздно возлегают в кругу львов и диких зайцев. Но вряд ли вскапывание огорода или игры с животными — это предел того радостного творчества, что было доступно людям в раю. На самом деле можно предположить, что служение Адама и Евы заключалось совсем в другом.

http://foma.ru/raj.html

Так как Бог по самому Существу Своему есть весь сознание и мысль и самосознание, то и каждое из этих тройственных вечных проявлений Себя Богом Единым имеет самосознание, и потому каждое – есть Лицо, и Лица не суть просто формы, или единичные явления, или свойства, или действия; Три Лица содержатся в самом Единстве Существа Божия. Таким образом, когда в христианском учении говорим о Триединстве Божием, то говорим о таинственной, в глубине Божества сокрытой внутренней жизни Божией, явленной – приоткрытой миру во времени, в Новом Завете, ниспосланием от Отца в мир Сына Божия и действием чудотворящей, жизнеподательной, спасающей силы Утешителя-Духа Святого. О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу. 1. Свидетельство Священного Писания Ветхого Завета Истина триединства Божия лишь прикровенно выражена в Ветхом Завете, только приоткрыта. Ветхозаветные свидетельства о Троичности раскрываются, уясняются при свете веры христианской, как и Апостол пишет об иудеях: «...доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их, но когда обращаются к Господу, это покрывало снимается... оно снимается Христом» ( 2Кор. 3:15–16 и 14). Главные ветхозаветные места следующие: Быт. 1и др.: имя «Элогим» в еврейском тексте, имеющее грамматическую форму множественного числа. Быт. 1:26 : «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию» Множественное число указывает, что Бог не одно Лицо. Быт. 3 " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (слова Божии пред изгнанием прародителей из рая). Быт. 11:6–7 перед смешением языков при столпотворении – «Один народ и один у всех язык...Сойдем же и смешаем там их язык.» Быт. 18:1–3 об Аврааме – «И явился ему Господь у дубравы Мавре...,возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят против него...и поклонился до земли и сказал:...если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» – «Видите ли, наставляет блаж. Августин, Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому...Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Авраам был гостеприимен. «И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он в полдень сидел у дверей своего дома. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. 676 Увидев их, он поспешил навстречу им и поклонился до земли» ( Быт. 18:1–2 ), не ведая, что это за пришельцы; если бы он знал, кто они, то мы не удивлялись бы, что он служил [как] Богу. «И сказал Авраам: „Господи! 677 Если я обрёл благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба своего; принесут воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под деревом, а я принесу хлеба поесть”. Они сказали: „Так и сделаем”. Авраам позвал Сарру, свою супругу, и сказал ей: [„У нас] общая жизнь, пусть будут общими и добрые дела; поскорее замеси три саты лучшей муки”. Сам же поспешил к стаду коров и взял телёнка-сосунка от матери, нежного и хорошего, приготовить пищу» ( Быт. 18:3–7 ). Сарра же поторопилась приготовить пресные хлебы. Авраам хотя и владел 318 слугами, сам заколол и принёс телёнка 678 , приготовил пищу и «и поставил перед ними, и они начали есть» ( Быт. 18:8 ). И пришла с рёвом мать закланного телёнка, и Христос повелел 679 , и телёнок тут же ожил, встал и начал сосать свою мать 680 . «Сам же Авраам стоял подле них под деревом, и они сказали ему: „Авраам, где Сарра, жена твоя?” Он отвечал: „Здесь, в доме”» ( Быт. 18:9–10 ). Они же сказали ему: «Авраам, поскольку вы разделяете труд, то разделите и венец, ибо не ослабла у вас телесная сила, но укрепляясь мыслями и бодростью мудролюбия, преодолела естество; неся телёнка, ты не ощущал тяжести, но чувствовал облегчение при мысли о надежде на большее приобретение; и вот ныне сладкий плод взрастила твоя трапеза: Сарра, жена твоя, родит сына». И тут Авраам увидел Бога. «Сарра, стоя за дверьми дома и слушая, посмеялась, сказав: „Как я могу родить, если прошло уже время родить мне и моему мужу”. Обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось, и она посмеялась, сказав сама себе: „Как мне родить, если муж мой стар и я тоже состарилась?” И сказал Господь Аврааму: „Отчего это рассмеялась Сарра, жена твоя? Есть ли что трудное для Бога? Я дал тебе слово: [у Сарры] будет сын”. Сарра же, испугавшись, [сказала]: „Я не смеялась”» ( Быт. 18:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Быт.8:18–19 . И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал свое полное послушание божественной воле. Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя Быт.8:20 . И устроил Ной жертвенник Господу; Это, строго говоря, первое библейское упоминание о священном алтаре или жертвеннике; еврейское наименование его – мизбеах – указывает на него, как на место заклания жертвенных животных. и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. Из числа тех чистых животных, которые находились в ковчеге в нарочито увеличенном количестве ( Быт. 7:2 ), Ной по выходе из ковчега и принес Господу жертву. Эти жертвы названы здесь жертвой всесожжения; при ней жертвенное животное сжигалось все без остатка ( Лев. 1:1–17 ), что и служило символом полного совершенного сознания греховной немощи и глубокого сердечного покаяния. Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. Завет Бога с Ноем Быт.8:21 . И обонял Господь приятное благоухание, «Не соблазняйся грубостью выражения, – говорит по сему поводу Златоуст, – но, причиной такого снисхождения в словах признав собственную твою слабость, уразумей отсюда, что приношение праведника было приятно Богу...» Вот почему и Апостол Павел сказал в послании своем: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова «приятное благоухание», по более точному переводу с еврейского – reach hannichoach должны быть переведены так: «запах удовлетворения, успокоения», причем в самом анализе понятий находят сходство с именем Ноя, что значит «успокоение» ( Быт. 5:29 ) и откуда видят как бы исполнение того самого пророчества, которое было вложено в данное ему имя. Эта жертва Ноя, подобно тому, как и раннейшая жертва Авеля, без сомнения, была приятна Богу не по материи самого приношения, но по выраженным в нем чувствам веры, благочестия и смиренной покорности Творцу. Подобным же образом молитве и милостыни верных приписывают сладкий вкус (приятное благоухание) ( Флп. 4:18 ; Откр. 5:8, 8:3–4 ; Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией ( Пс. 17:14 ) или же является знамением божественного величия и славы ( Иез. 1:27–28 ; Сир. 43:12–13 ; Откр. 4:3, 10:1 ). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов. Быт.9:14 . И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы ( Быт. 6:17 и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары. Быт.9:15–16 . и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета. Быт.9:17 . И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Это – заключительные слова ко всей довольно пространной речи о завете и его значении. Ной насаждает виноградник Быт.9:18 . Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Отсюда начинается новый библейский раздел – история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда – вообще «имя»; слово «Хам», вероятно, значит «жгучий, черный, темный, смуглый» и слово «Иафет» означает «распространение». Само перечисление сыновей Ноя сделано здесь с той целью, чтобы показать, что человечество не имело кроме них никаких других родоначальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И был вечер, и было утро: день шестый » (Быт.1:31). « И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые Он творил и созидал. И благословил Бог седьмый день и освятил его » (Быт.2:2–3). Шестым днем закончились дела творения, однако не прекратились дела промысла Божия о мире и человеке. Промыслительная Божественная деятельность проявляется в сохранении сотворенного и в премудром руководстве его дальнейшим существованием. Поэтому седьмой «день» мы должны понимать как день, продолжающийся до настоящего времени – день промысла Божия. Освятив седьмой день, Господь выделил его из других дней, сделал его днем священным для человека, днем прославления премудрого, всеблагого и всемогущего Творца. Жизнь первых людей в раю Для обитания человека Господь насадил, т.е. устроил особым Своим действием, рай во Едеме – прекрасный сад, специально выделенное место на земле (Быт.2:8). Находясь в раю, человек должен был возделывать и хранить его (Быт.2:15). Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были два особых дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла . Дерево познания добра и зла было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу. Господь дал человеку заповедь не вкушать плодов от этого дерева: « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт.2:16,17). На первый взгляд кажется странным упоминание смерти при описании жизни человека среди блаженств и красот рая. Но, давая заповедь, Бог показывает, что человек должен был возделывать и хранить не только рай, но и себя самого – через исполнение Божией заповеди. Говоря о смерти, Бог предупреждает Адама о последствиях нарушения заповеди. Смерть здесь может пониматься двояко: как духовная смерть , которая состоит в удалении через непослушание от Источника жизни – Бога, и как телесная смерть , приводящая к отделению души от тела и разрушению последнего и являющаяся лишь следствием первой, духовной смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Но весьма ясно открывается (из Писания), что Логос был Воспитателем и Иакова. Он говорит к нему: И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе, не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28:15). Рассказывается также, что Он с ним боролся. И остался, говорится, Иаков одна. И боролся Некто с ним (это Педагог) до появления зари (Быт. 32:24). Боровшийся здесь был Сын человеческий — Руководитель и Промыслитель; и боровшегося с Ним Иакова Он ободрил на борьбу со злом. А что подготовитель Иакова к этой борьбе со злом Логос, был Педагогом и человечества, открывается из следующего: Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: да что ты спрашиваешь о имени Моем? (Быт. 32:29)? Свое новое имя сохранял Он и для народа нового, для народа чад. Тогда Господь Бог был почитаем еще без имени, потому что в то время Он еще не принял вида человеческого (Иоан. 1:14). Все же нарек Иаков имя месту тому: Пэнуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32:30) Но лицо Божие есть Логос, в котором Бог является и познается (Иоанн. 14:9). И получил тогда Иаков имя «Израиль», так как он видел Бога Господа. Явившимся был Бог Слово (Логос), Педагог, опять к Иакову говоривший позднее: не бойся идти в Египет (Быт. 46:3). Обращай внимание (т. е. в последующем рассказе книги Бытия), как последовательно Педагог дело ведет, борца выучивая и ему показывая, как он противнику должен ногу подставлять. И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (сойди), веди народ сей куда Я сказал тебе (Исх. 32:33–34). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деде через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа; лично же, лицом к лицу, Он состоит Руководителем новозаветного народа; потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх. 32:34). В образе доброго Ангела и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Разве не то же ли слышал не раз Эней свыше, что и Авраам? – “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое ... и благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12:1-3). И разве не также очертил Анхиз [отец Энея при встрече их в царстве мертвых] Энею сужденную ему новую землю, как Господь Аврааму? … (Быт. 13:14-16; Энеида VI, 795-801). И разве, наконец, блуждание Энея на кораблях по морю и внимание голосу судьбы и знакам свыше не то же ли в своей глубине, что и странствия Авраама со стадами по пустыне, прислушивание к слову Господа и попытки постижения знамений? [“и сие будет знамение завета...” Быт. 17:11, ср. Быт. 9:12]. Море или пустыня, корабли или стада только уточняют акценты, но не ставят под сомнение единство “человека судьбы” и “человека Бога”, Энея и Авраама» . Понятно, – отмечает здесь Топоров, – что «один и тот же дождь или семя, упавшие на разную почву, дают разные плоды» . Эти плоды одного Божественного семени, одного и того же Божественного дождя и дали на одной почве Священство, на другой – Империю-Царство. Roma Aeterna Для нас, наследников Вечного Рима, понимание единого по существу происхождения, единства Божественного корня Священства и Царства особенно важно. Недаром академик Топоров в авторской Аннотации к так и неизданной по неизвестным мне причинам второй части «Человека судьбы», отмечает, что усвоение непонятых пока в полной мере уроков Вергилия и его героя – « одна из существенных задач русской культуры, более того – России, ее государственного разума и воли и общественной, гражданственной жизни». В Roma Aeterna встретились и навсегда слились воедино вера Авраама: – Аврам поверил Господу, и Он вменил ему веру в праведность (Быт. 15:6), – и верность Энея: – Одолела путь непосильный/ Верность святая твоя? От тебя и не ждал я иного. (Энеида VI, 687-688). Недаром, Верность – древнейшее божество Рима. С первых дней Города в нем был храм Верности. И пока вера и верность были основным фактором существования для «контрольного пакета» народа Римской Империи в каждой ее временной и пространственной ипостаси, Империя стояла несокрушимо.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/07/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010