Действительно, раз уже он следовал мнению Семидесяти, то ему должно было, – как это и нами сделано, – присоединить и имя Божие. А если он как Еврей из Евреев считал самым верным то, что почитал на собственном языке, то он не должен был присоединять слов: всякий и: на древе, которых нет в Еврейском [списке]. Поэтому мне кажется, что или Еврейские книги некогда имели нечто иное, чем теперь [имеют], или Апостол, – как я уже прежде сказал, – излагал только смысл Писаний, а не слова их; или же, – что более имеет правдоподобия, – и в Еврейских, и в наших собраниях священных книг кем-то прибавлено имя Божие, чтобы покрыть нас бесславием за то, что мы веруем во Христа, якобы проклятого Богом. Итак, я смело выступаю на это состязание и, ссылаясь на книги, утверждаю, что никто не был проклят от Бога, и что там, где полагается проклятие, там никогда не присоединяется имени Божия. Змею говорится: Проклят ты от всех зверей земных ( Быт.3:14 ); и Адаму говорится; Проклята земля в делах твоих ( Быт.3:17 ); а Каину: Проклят ты на земле ( Быт.4:11 ); и в другом месте: Проклят отрок Ханаан, рабом будет братьям своим ( Быт.9:25 ); и ещё в другом месте: Проклят гнев их, ибо он жесток, и ярость их, ибо она свирепа ( Быт.49:7 ). Было бы очень долго, если бы я стал перечислять все проклятия, которые описываются в книгах Левит, Второзакония и Иисуса Навина; и, однако, ни в одном из них не прибавлено имени Божия, так что даже сам Сатана, когда даёт поручительство за Иова, что тот под гнётом величайших страданий будет богохульствовать, высшую степень этого выразил словами: Если он не благословит Тебя в лице ( Иов.1:11 ). И в книге Царств Навуфей изображается побитым камнями потому, что он благословил Бога и царя ( 3Цар.21:10 ), (в Русск.: хулил). Впрочем, никого не должно смущать, что Христос ради нас сделался проклятием, потому что и Бог представляется сделавшим Его проклятием; Он Сам сделал Его грехом за нас (ибо Христос не знал греха); и Христос по происхождению от полноты существа Отца уничижил Себя, принимая внешний вид раба ( Флп.2:7 ): Он по жизни был мёртв, и премудрость Божия названа была безумием, так что неразумное Божие было мудрее людей ( 1Кор.1:25 ) и в шестьдесят восьмом псалме Он говорит о Себе: Боже, Ты знаешь моё неразумие, и грехи мои не скрыты от Тебя ( Пс.68:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Я тебе прежде представляю, что все, что Бог в Писании Святом открывает или говорит, обещает или предсказывает, неизменно истинно и верно, и иначе быть не может. И достоверность сей истины изъясняется и показывается из событий, пророчеств и обещаний Его, уже самим делом исполнившихся. Внимай следующему и узнаешь, на чем вера святая утверждается. Предсказал Бог прародителям нашим в раю, что смертью умрут, когда от древа заповеданного вкусят, – и было так; вкусили и умерли (Быт 2:17; 3:19). Сказал Бог Ною, что будет потом на земле, – и был потоп (Быт 6:17; 7:17-21). Обещал Бог Аврааму сына дать (Быт 15:4-5), – и дал в старости его (Быт 21:2-3). Сказал Бог Аврааму, что потомки его будут пришельцами на чужой земле, и озлоблены будут, и смирятся там, и изыдут оттуда с имением многим (Быт 15:13-14), – и было так. Сошли во Египет, и озлоблены, и угнетаемы там были египтянами, и вышли оттуда со многим имением, как читаем в книгах Моисеевых и в псалме 104-м. Обещал Бог Аврааму дать ему и семени его землю Ханаанскую в наследие – и дал (читай об этом книги Моисеевы и Иисуса Навина и псалмы 87, 104 и прочее). Обещал послать Христа Спасителя в мир, – и было так: послал Его, и спасаются возлюбившие явление Его (2 Тим 4:8). И чему надо было до нынешнего века исполниться из того, что было предсказано о Нем в Ветхом Завете, все так, как предсказано, исполнилось. Внимай и рассматривай предсказания и исполнения их, и утверждай веру твою. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Ис 7:14). И было так: родился Христос от Девы (Мф 1:18). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле (Мих 5:2), – это пророчество первосвященники и книжники людские Ироду царю приводили (Мф 2:5-6). Так и было: Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина; Иисус родился в Вифлееме Иудейском (Евр 7:14; Мф 2:1; Лк 2:7, 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Сущность имени Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах, наконец, мы сами выбираем и даем имена нашим детям. Но, выбирая имя, задумывались ли мы над тем: а что же это такое – имя? Попробуем ответить на этот вопрос. Изначальный смысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или краткой фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность. Именно так понималось и понимается имя в книгах Ветхого Завета. Имя человека или название предмета теснейшим образом связано с его сутью: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Имя первого человека – Адам – и означает: человек. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» ( Быт.2:22-23 ). «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт. 3:20 ). (Ева – подательница жизни, жизнь.) Здесь мы видим, как значение имени отражало особую для священной истории функцию его носителя. Иногда имя изменялось. Изменение имени человека имело своей целью отметить новое его призвание: «…и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт.17:5 ). (Авраам – отец множества народов.) А вот как получил свое новое имя ветхозаветный патриарх Иаков (Иаков – «запинатель» – близнец, родившийся вторым, держал своего первородного брата Исава за пятку; Израиль – боровшийся с Богом): «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно. И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт.32:24-30 ).

http://azbyka.ru/kakoe-imya-vybrat-novor...

они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. Выйдя из своей гористой области, потомки Ноя двинулись вниз по течению Тигра и Евфрата и остановились в обширной и плодоносной равнине Сеннаарской, впоследствии стране Вавилонской. Быт.11:3 . И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Высоко-историческая деталь, вполне оправдываемая современными раскопками, из которых мы видим, что древние вавилоняне приготовляли искусственный кирпич и были хорошо знакомы с употреблением земляной смолы или современного асфальта. Быт.11:4 . И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес. Самое первое известие о постройке города Библия дает нам еще в истории Каина ( Быт. 4:17 ), а затем в истории хушитянина Нимрода ( Быт. 10:10 ). Приписывая в обоих этих случаях строение городов представителям нечестивых родов человечества, Библия и в данном случае провидит в этом факте дурное намерение. Еще очевиднее это намерение выразилось в построении башни «высотою до небес»; последнее выражение, разумеется, гиперболическое и показывает только на необычайную высоту этой башни ( Втор. 1:28, 9:1 ). Воздвигая подобную колоссальную башню, строители ее хотели поставить памятник своему выдающемуся искусству и тем самым обессмертить себя в глазах всего потомства; быть может, к этому присоединялись у них и властолюбивые замыслы создать такой опорный пункт владычества, откуда удобно было бы простирать свою власть на возможно большее количество народонаселения; наконец, в намерении строителей, вероятно, было и желание помешать осуществлению божественного пророчества о всеобщем рассеянии потомков Ноя ( Быт. 9:25–27 ) созданием такого центра, который был бы виден для всех и снова объединил бы всех вокруг себя. и сделаем себе имя, Вот прямые и ясные слова Библии, не оставляющие сомнения относительно честолюбивых, властолюбивых и вообще богопротивных намерений устроителей вавилонской башни. В подобном же смысле, т. е. в смысле указанной их ревности о репутации, употребляется эта фраза и в других местах Библии ( 2Цар. 8:13 ; Ис. 63:12–14 ; Иер. 32:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Читая следующие места из Библии, мы находим о душе животных выражения такого рода: Бог повелевает воде, да произведет пресмыкающихся, душу живую ( " нефеш гаиа " ) (Быт. 1, 20, 21). И сказал Бог: да произведет земля душу живую ( " нефеш гаиа " ) (Бьгг. 1, 24). А всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся на земле, в котором душа живая ( " нефеш гаиа " ), дал Я зелень травную в пищу, и стало так (Быт. 1, 30). Бог поставляет завет свой с человеком и со всякою душою живою ( " нефеш гаиа " ), которая с ним, с птицами, и со скотами (Быт. 9, 10). Потоп истребляет все, что имело дыхание духа жизни (Быт. 7, 22). Параллельно с этими и другими подобными местами можно поставить равнозначные им слова из книги Левит, где говорится о крови животных, как об их душе (Лев. 17, 11, 14). Совершенно другими словами в Св. Писании выражается понятие о душе человека, например: Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее ( " руах " ) (Иов. 34, 14); Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается ( " руах " ) (Пс. 77, 39). В Св. Писании можно найти много подобных мест, говорящих о душе человека как об особой духовной сущности, указывающих характерные свойства человеческого духа. В некоторых изречениях Св. Писания понятие о душе человека приравнивается к понятию разума ( " бинах " ): И дух разумения моего ответит за меня (Иов. 20, 3); дыхание Вседержителево, научающее меня (Иов. 32, 8). " О духовной природе человека " . Малеванский. Православное Обозрение. 1873. С. 794. Душа человека - образ Божий На основании свидетельств Божественного Откровения христианская догматика принимает за основное положение и исходный пункт для развития своего учения о душе человека ее духовность, в чем ясно полагается первое существенное отличие духовной сущности человеческой природы. Развивая далее свое учение о богоподобной духовной сущности человека, христианская Церковь тем самым ясно намечает другие существенные черты ее отличия от начала, одушевляющего природу животного мира. По изображению пророка Моисея, душа человека как высшее духовное начало носит на себе Божественный отпечаток, или, что то же, образ Божий (Быт. 1, 26-27; 2, 7). Вследствие этого душа человека обладает всеми отличительными особенностями, которые присущи высочайшему Существу Бога, хотя, конечно, несравненно в меньшей степени - насколько конечное ниже бесконечного и ограниченное - всесовершенного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2140...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. 26 потомков Сима, не евреев: пять сыновей, пять внуков и шестнадцать дальнейших потомков. В ст. 17 перед именем Уц отсутствует выражение ( Быт.10:23 ): «сыновья Арама», в силу чего он, а равно и дальнейшие лица – Хул, Гефер и Мешех представляются в кн. Паралипоменон сыновьями Сима, тогда как по кн. Бытия они дети Арама, т.е. внуки Сима. Но это различие объясняется тем, что и здесь, как и в списке первых четырех стихов, писатель Паралипоменон опустил слова « сыновья Арама», будучи уверен, что отношение Уца, Хула и т.д. к Араму известно его читателям из кн. Бытия. При знакомстве с нею самого автора недопустимо предположение Кнобеля, что он считал Уца за сына Сима. Вместо Мешех в еврейском тексте ( Быт.10:23 ) стоит Маш. Которое чтение правильнее, сказать трудно. Но так как имя Мешех усвояется сыну Иафета ( Быт.10:2 ; 1Пар.1:5 ), то естественнее предполагать, что происшедшая от Сима народность носила другое название – «Маш», т.е. признать верным чтение Бытия. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. Греческий текст как в 1 книге Паралипоменон, так и в ( Быт.10:24,11:12 ) ставит между Арфаксадом и Салою Каинана, напротив, в евр. тексте ни в том, ни в этом месте нет этого посредствующего имени, поставляемого евангелистом Лукою в числе предков Спасителя ( Лк.3:36 ). Вопрос о преимущественной верности того или другого текста разрешается на основании того соображения, что ни древнейшим греческим переводчикам, ни христианам первых веков не было никакого побуждения вносить в родословные списки еврейских патриархов такое лицо, какого никогда не было. Естественнее предполагать пропуск в еврейском тексте именно в кн. Бытия, где поводом к ошибке писца могло послужить одинаковое число лет (130) Каинана и Салы до рождения ими первенцев ( Быт.11:12,14 ). Неправдоподобность еврейского счисления видна из того, что с пропуском Каинана Сим должен дожить до столпотворения и рассеяния племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для начала стоит сделать экскурс в историю. Адам и Ева, преступившие заповедь о воздержании были изгнаны из рая. Это вполне можно назвать мировым кризисом. Человечество состояло всего из двух людей, и они были изгнаны из бессмертного мира в мир, где есть смерть. Бог сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19). Проклятие всей земли и осуждение человека на смерть – это не тот кризис, которого испугалось не так давно все человечество, а нечто гораздо более ужасное. Что может быть хуже для человека, чем осуждение на смерть? Следствием греха явилась смерть. О первом убийстве также рассказано в Библии: «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8). История человечества изобилует войнами и конфликтами. Почему люди истребляют себе подобных? Потому, что не в силах остановить этот грех. Обиду, угождение себе, любую иную выгоду человек ставит выше жизни себе подобного. Первое убийство не смог остановить в себе Каин, хотя Бог сказал ему: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Он не внял гласу Божию, также, как некогда его родители – Адам и Ева. Тоже кризис. Кризис духовный, вылившийся в убийство. Опять следствием греха явилась смерть. Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о Всемирном потопе. «Увидел Господь [Бог], что Велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», — повествует бытописатель. В этот раз следствием греха явилось почти полное истребление всего живого на земле. Опять кризис, да пострашнее, чем предыдущий! Наблюдается интересное свойство кризиса – прогрессирование. Чем больше грех, тем страшнее кризис. Из всего человечества после потопа осталось всего лишь восемь человек: Ной, его жена и трое сыновей с женами. Почему? Потому, что Ной «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8). Бытописатель говорит о Ное, но не говорит о его жене, о его сыновьях и их женах. Почему же тогда Бог повелевает Ною взять их с собой в ковчег? Потому, что праведный Ной жил праведно и учил этому жену и своих детей. Он делал то, чего не делали другие люди и давал детям то, чего не давали своим детям другие. Среди тех, кто погиб в водах Всемирного потопа, конечно же, были и дети и младенцы. Почему Бог истребил и их? Потому, что грешное человечество не могло воспитать достойное потомство, и за это было истреблено полностью. Думается, что современному человечеству стоит задуматься над уроком Всемирного потопа. Хотя, отчасти можно и утешиться, второго Всемирного потопа уже не будет: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 12).

http://pravmir.ru/mirovoj-krizis-bogoslo...

Быт.35:17 . Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. Роды Рахили (в противоположность большинству еврейских женщин, Исх. 1:19 ), были трудны, – может быть вследствие немолодого уже возраста ее и большого промежутка времени от рождения Иосифа. Но повивальная бабка пытается утешить ее, напоминая страстное желание ее ( Быт. 30:24 ) иметь второго сына и возвещая ей, что рождается у нее именно сын (по Мидрашу, с каждым сыном Иакова рождалась вместе и сестра, а с Вениамином – 2 сестры). Быт.35:18 . И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. Умирающая мать говорит, что сын этот – дитя скорби (смертельной) своей матери, Бенони. Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое, Беньамин – «сын десницы» (Vulg:. filius dextrae), т.е., может быть, счастья (каково значение и имен: «Гад», «Асир») или «силы» (евр. aven, скорбь, может иметь форму оп, которое означает силу, Быт. 49:3 ), или «сын юга» (рожденный на юге, тогда как все остальные сыновья родились на севере). Быт.35:19–20 . И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. Погребена была Рахиль близ Евфрафы – Вифлеема (LXX: «путь ипподрома» – в указанном значении), где и теперь показывается ее гробница, Kubbet-Rahil, имеющая, впрочем, вид чисто мусульманского саркофага. В 1Цар. 10:2 гробница Рахили указывается на границе Вениаминовой, т.е. значительно севернее, равно и в Иер. 31:15 (о плаче Рахили над пленными евреями, слышном в Раме) предполагается близость этой гробницы к Раме в колене Вениаминовом. Возможно, что поставленный Иаковом надгробный памятник, сохранявшийся до времен Моисея («до сего дня»), дал возможность евреям, по вступлении в Ханаан, отыскать прах Рахили и перенести его (как переносились кости Иакова и Иосифа) в удел последнего сына Рахили – Вениамина. Преступление Рувима, родословная семейства Иакова, смерть и погребение Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.8:18–19 . И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал свое полное послушание божественной воле. Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя Быт.8:20 . И устроил Ной жертвенник Господу; Это, строго говоря, первое библейское упоминание о священном алтаре или жертвеннике; еврейское наименование его – мизбеах – указывает на него, как на место заклания жертвенных животных. и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. Из числа тех чистых животных, которые находились в ковчеге в нарочито увеличенном количестве ( Быт. 7:2 ), Ной по выходе из ковчега и принес Господу жертву. Эти жертвы названы здесь жертвой всесожжения; при ней жертвенное животное сжигалось все без остатка ( Лев. 1:1–17 ), что и служило символом полного совершенного сознания греховной немощи и глубокого сердечного покаяния. Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. Завет Бога с Ноем Быт.8:21 . И обонял Господь приятное благоухание, «Не соблазняйся грубостью выражения, – говорит по сему поводу Златоуст, – но, причиной такого снисхождения в словах признав собственную твою слабость, уразумей отсюда, что приношение праведника было приятно Богу...» Вот почему и Апостол Павел сказал в послании своем: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова «приятное благоухание», по более точному переводу с еврейского – reach hannichoach должны быть переведены так: «запах удовлетворения, успокоения», причем в самом анализе понятий находят сходство с именем Ноя, что значит «успокоение» ( Быт. 5:29 ) и откуда видят как бы исполнение того самого пророчества, которое было вложено в данное ему имя. Эта жертва Ноя, подобно тому, как и раннейшая жертва Авеля, без сомнения, была приятна Богу не по материи самого приношения, но по выраженным в нем чувствам веры, благочестия и смиренной покорности Творцу. Подобным же образом молитве и милостыни верных приписывают сладкий вкус (приятное благоухание) ( Флп. 4:18 ; Откр. 5:8, 8:3–4 ; Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010