Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 14, 15 27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. 29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. 30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей. 31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. 32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. 33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. 34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов. 35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его. 1Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. 3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых 4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях Страх Господень — источник жизни    Ключом к пониманию сегодняшнего отрывка оказываются стихи 27 и 3 (27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ). Книга Притчей опять возвращает нас к теме страха Божия, на этот раз называя его «источником жизни» (ст. 27). Именно он удаляет боящегося Бога от сетей смерти. Снова становится понятно, что страх Божий — не обычный страх наказания за совершенный грех. Хотя, конечно, иногда и страх наказания может удержать человека от чего-нибудь дурного. Но это слишком внешняя, слишком поверхностная защита.    Страх наказания сдерживает человека извне, но по-настоящему сдержать и направить человека можно только изнутри. Из той самой глубины, где пребывает «дыхание жизни», которое от Бога (Быт 2:7). Вот оно, это дыхание, и есть источник жизни для человека. Источник, которого сам человек часто вовсе не замечает, хотя только им и живет. А когда замечает, переживает тот священный трепет, который и называется в Библии страхом Божьим.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

ДУША Душа создана по образу Божию Наипаче красота и достоинство души человеческия познается отсюда, что в ней образ Свой Божественный напечатал Бог и Создатель наш. «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт. 1, 27 ). О коль дивная и великолепная красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Вси вещи соданныя суть дивны, и суть свидетельства всемогущества и премудрости Божией; но человек образ и подобие Создателя своего в душе своей имеет! (3:330) (также 4:141, см. ДУША, 323) (5:34, см. ДУША, 323). Душа выше всех тварей и образ Божий Низшая Бога, но высшая всех тварей – душа человеческая. Честен портрет царя земнаго ради царя, яко образ и подобие царское в том изображается: честна и душа человеческая и многоценна и великолепна, яко образ и подобие небеснаго Царя в ней изображено (4:360). Душа имеет образ Божий (4:146, см. СЕРДЦЕ , 845). Душа есть чудное создание Божие «Душа человеческая, по описанию Макария святаго Египетскаго, есть некое создание Божие, разумное, красное, великое, чудное, и преизрядное подобие и образ Божий» (3:329). Душа есть дух невещественный, образ и подобие Божие (5:35, см. ДУША, 311) (4:359, см. ДУША, 312). Душа была создана чистой и непорочной (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709). Если тело красивее всего творения, то душа во много раз красивее. Красота души показуется и от тела человеческаго, в котором душа, как в доме своем, обитает. Посмотри всяк на юнаго человека, который добротою лица и прочиими естественными дарованиями одарен: как красен! Какое животное с ним сравниться может? Аще убо так красное тело – дом и жилище души, как красная есть душа, которая в том обитает! (3:329). Видишь краснаго человека, ангелоподобного, от сего возведи ум твой ко внутреннему человеку, то есть душе, и помысли, коль краснейшая душа – образ и подобие Божие, которую Бог в таком и так красном обиталище поселил. От сего научись познавать и почитать души благородие, красоту и великолепие, и сию, яко бессмертную, ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, ВЕРОЮ, ЛЮБОВИЮ, ТЕРПЕНИЕМ, ЦЕЛОМУДРИЕМ украшать, нежели ТЕЛО, прах и пепел (2:28–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мат – духовная грязь, которая лезет из человека» Итоги опроса об отношении россиян к матерной брани указывают на серьёзное и глубокое неблагополучие нашего народа 29.09.2021 3091 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Почти четверть россиян положительно относятся к мату на работе, тогда как около 13% признались, что и сами не стесняются резких выражений. Об этом свидетельствуют данные опроса компании-разработчика CRM для бизнеса «Мегаплан», пишут «Известия». Аналитики определили, что около 40% респондентов относятся негативно к матерным словам на работе, еще около 35% воспринимают их нейтрально. В то же время, согласно результатам опроса, почти 78% россиян признались в том, что сталкивались с ситуацией, когда руководитель повышал голос на подчиненных. Из этого числа респондентов половина заметила, что подобные случаи происходят редко, тогда как 20% заявили, что это случается регулярно. Больше 6% обратили внимание на оскорбления со стороны начальства. В исследовании компании приняли участие около 1,5 тыс. работников малого и среднего бизнеса. На Ваш взгляд, о чем свидетельствуют итоги опроса? Итоги опроса в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: С одной стороны, результаты опроса свидетельствуют о том, что б ольшая часть наших граждан негативно относятся к матерной лексике, особенно на работе. С другой стороны, итоги опроса указывают на серьезное и глубокое неблагополучие нашего народа в этом вопросе. Что такое мат? Мат — это духовная грязь, которая лезет из человека. Мат — это его блудливость, которая вылезает через язык. Мат — это формула греха. Это неуважение к собственной матери, а равно и к матерям других людей, причём наглое и циничное. Мы знаем, чем кончается Хамов грех. Как известно, Ной проклял Хама: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25). Если сейчас русский человек жалуется на свою нищету, если русский человек жалуется на то, что он существо независимое, то есть от него ничего не зависит, если он жалуется, что он болеет, что он безработен, если он жалуется, что его везде подстерегают несчастья, на самом деле жаловаться ему не на что. Жаловаться ему остаётся только на себя. Потому что он не умеет себя держать в руках, не умеет хранить ни свои уста, ни свои мысли, и не только воздерживаться от нравственной грязи, но ещё её и плодить.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/29/ma...

История Иосифа Прекрасного Мозаики венецианского собора святого Марка 6 апреля, 2015 Мозаики венецианского собора святого Марка Начало Страстной недели совпадает с днем памяти Иосифа Прекрасного — доевангельского евангелиста, ставшего воплощением благочестия среди беззакония, учеником еще не пришедшего Учителя. История Иосифа Прекрасного, праведного, изображена в мозаиках венецианского собора святого Марка. 1.Сон Иосифа о снопах и звездах (Быт. 37. 5-9). 2.Иосиф рассказывает о своем сне братьям (Быт. 37. 5-8). 3.Иосиф рассказывает о своем сне отцу (Быт. 37. 9). 4.Некто указывает Иосифу путь в Дафан, где пасли стадо братья его (Быт. 37. 15-17). 5.Братья видят Иосифа и замышляют убить его (Быт. 37. 18-20). 6.Братья сажают Иосифа в ров. Братья вкушают хлеб и встречают караван Измаильтян из Галаада (Быт. 37. 23-25). 7.Братья вытаскивают Иосифа из рва (Быт. 37. 28). 8.Братья вытаскивают Иосифа из рва и продают его Измаильтянам за двадцать серебренников (Быт. 37. 28). 9.Купцы Мадиамские увозят Иосифа в Египет (Быт. 37. 28). 10.Рувим возвращается ко рву и не найдя брата разрывает одежды свои (Быт. 37. 29) 11.Братья предъявляют Иакову одежду Иосифа. Иаков в горести раздирает одежды свои (Быт. 37. 32-35). 12.Мадианитяне продают Иосифа в Египте Потифару, царедворцу (Быт. 37. 36). 13.Потифар ставит Иосифа Домоправителем своим. (Быт.39. 4) 14.Жена Потифара обращает взор свой (соблазняется) на Иосифа. (Быт. 39.7). 15.Иосиф оставляет одежду свою в руках жены Потифара и бежит прочь (Быт. 39. 12). 16.Жена Потифара показывает одежду Иосифа домашним своим (Быт. 39. 14). 17.Потифар заключает Иосифа в темницу (Быт. 39. 20). 18.Фараон заключает двух царедворцев своих(виночерпия и хлебодара) в темницу (Быт. 40. 3). 19.Видение снов виночерпию и хлебодару царя Египетского. (Быт. 40. 5). 20.Иосиф истолковывает сны двух царедворцев фараона. (Быт. 40. 5-19). 21.Виночерпий подает чашу вина фарарону (исполнение предсказания Иосифа) (Быт. 40. 21). 22.Главный хлебодар (царедворец) повешен на дереве (исполнение предсказания Иосифа). (Быт. 40. 22).

http://pravmir.ru/istoriya-iosifa-prekra...

Глава 1 Рождение Самуила и посвящение его Господу. 1Цар.1:1 .  Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – ефрафянин; «Рамафаим-Цофим» – иначе Рама Самуилова (см. 1Цар.1:19 ) – местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. «ефрафянин» не в смысле «вифлеемлянин» ( Быт.35:1 ): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, а в смысле «ефремлянин», по месту своего происхождения. Ефрафа, ефрафянин, Ефрем, Ефраим, ефремлянин происходят от одного и того же еврейского корня – произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным. 1Цар.1:3 .  И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т.е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес – священниками. «Положенные дни», в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были ( Исх.34:23 ; Втор.16:16 ) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы. 1Цар.1:4 .  В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные ( Лев.7:11,21,29–34 ; Втор.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Протоиерей Олег Стеняев отвечает на письма по поводу книги " Беседа на апокалипсис " . 20.03.2013 11:20:35 Протоиерей Олег Стеняев  - Уважаемые отцы, братья и сестры! В моей книге зачатие антихриста описывается как плод смрадного соития между девой - блудницей и дьяволом, принявшим вид хладного козла. Поскольку я всегда стараюсь подтверждать сказанное из Отцов и Писания,  мне задали по этому поводу ряд вопросов. Также читатели спрашивают, какой духовный смысл вложен самим антихристом в бесовскую печать и зачем она ему нужна. Вопрос о зачатии антихриста и вопрос о времени его воцарения тесно связаны один с другим. Ибо самому пришествию главного антихриста предшествует период апостасии. Символом правления антихриста и станет пресловутая электронная или нанокарта, и его можно охарактеризовать как биорабство. Наиболее существенными изображениями грядущей апостасии являются описанные в Библии времена перед потопом, времена, связанные с гибелью Содома и Гоморры. Сам Сын Божий предлагает нам искать ответы о грядущей катастрофе второго мира в том мире, в котором мы с вами сейчас живем. В описании событий, предшествовавших гибели первого мира и Содома, сказано: «и так будет и во дни Сына человеческого». Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег. Также, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех (Лк,17, ст.26-29). Существенной причиной уничтожения первого мира, как сказано на страницах Священного писания, было, в том числе, смешение сынов Божьих с дочерьми человеческими: «Тогда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть. Пусть будут дни их в 120 лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им, эти сильные издревле славные люди. И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов и гадов, и птиц небесных, истреблю, ибо я раскаялся, что создал их» (Быт. 6, ст.2-7).

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

Разделы портала «Азбука веры» Агнец Божий – символическое имя Господа Иисуса Христа , указывающее на Него как на принесшего Себя в Жертву (по человеческому естеству) (на Кресте) ради Спасения, Искупления людей, зафиксированное в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Поскольку Господь Иисус Христос – вочеловечившийся Бог, постольку допустимо утверждение, что Сам Бог принес Себя в Жертву на Кресте (но по человеческому естеству). Прообразом Крестной Жертвы служили все виды законных ветхозаветных жертв. Вероятно, начало жертвоприношениям было положено Адамом и Евой. Первое упоминание жертвоприношения в Библии связано с повествованием о жизни их сыновей – Каина и Авеля ( Быт.4:3-4 ). Ветхозаветные жертвы не имели того искупительного значение, какое имела Крестная Жертва Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ). Образ Агнца ассоциируется с ягнятами, приносившимися в жертву представителями еврейского народа, а особенно с теми пасхальным и агнцами, мясо которых евреи вкушали перед выходом из Египта, и кровью мазали косяки и перекладины дверей своих домов ( Исх.12:7 ), посредством чего спаслись от поражения ангелом-истребителем, посланным для того, чтобы уничтожить всех египетских первенцев. Апостол Филипп истолковал евнуху, вельможе Эфиопской царицы одно из мест из книги пророка Исаии о Месии: «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» ( Деян.8:32-33 ). Он указал читавшему на то, что страдающий Агнец, о котором возвещал пророк Исаия, – Господь Иисус Христос ( Деян.8:35 ). Согласно Евангелию, впервые во всеуслышание, назвал Христа Агнцем Божиим пророк Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Апостол Петр свидетельствовал о Христе как о «непорочном и чистом Агнце» ( 1Пет.1:19 ), чье заклание в Божественном Предвечном Совете было предопределено «еще прежде создания мира» ( 1Пет.1:20 ). Апостол Иоанн отметил в составленном им Евангелии такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» ( Ин.19:32-33,36 ). Это примечание отражает преподанный Богом запрет на раздробление костей ветхозаветного пасхального агнца при употреблении его в пищу ( Исх.12:46 ).

http://azbyka.ru/agnec-bozhij

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ветхозаветный патриарх Исаак. Икона. Кон. XVIII в. (ГНИИР) к-рое не встречается в др. древних семит. языках, происходит от глагола   (вар.  ) - смеяться, играть, радоваться. В Иер 33. 26, Ам 7. 9, 16 и Пс 104. 9 это имя передано как   Э. Спейзер считал, что в значении его имени передается радость отца при рождении сына ( Speiser. 1964. P. 125). Однако большинство гебраистов вслед за М. Нотом предполагают, что это сокращенная форма теофорного имени, напр.   - Бог смеется (играет, радуется) ( Noth. 1928. S. 210-212; ср.: Пс 2. 4; 58. 9, а также примеры из угаритского эпоса, где про бога Илу говорится     - «Илу засмеялся (обрадовался)»). Связанное с понятиями «смех», «радость» и «игра» имя Исаак становится в Библии предметом игры слов. Авраам, услышав от Бога обещание, что Сарра родит ему сына, упал ниц, рассмеялся и сказал про себя: «…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт 17. 17). Затем уже не Авраам, а Сарра рассмеялась про себя, услышав от 3 путников предсказание о рождении сына (Быт 18. 12); Господь упрекает Сарру, что она смеется. И когда Сарра отвечает: «Я не смеялась», Господь настаивает: «Ты рассмеялась» (Быт 18. 13, 15). В рассказе о рождении И. Сарра говорит: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт 21. 6). Согласно Быт 21. 9-10, Сарра видит, как Измаил «насмехается» над И. (согласно Септуагинте, Сарра видит, как Измаил «играет [παζοντα] с Исааком, сыном ее»), и велит Аврааму прогнать Измаила, чтобы тот не стал наследником Авраама наравне с И. В Быт 26. 8 филистимский царь Авимелех видит, как И. «играет» с Ревеккой, и понимает, что они муж и жена. Во всех этих примерах в значении «смеяться, играть» выступает глагол   И. в книге Бытие Истории И. посвящены рассказы в главах 21-22 и 24-28 кн. Бытие; в 35. 27-29 описаны его смерть и погребение. В большинстве рассказов (кроме Быт 26) И. является не главным, а второстепенным действующим лицом повествования, что отражено и в структуре кн. Бытие, где евр. текст разбит подзаголовками на разделы, посвященные отдельным героям повествования. Ключевое слово каждого подзаголовка - толедот (   - порождение, потомство, история потомков; в синодальном переводе - родословие или житие) передает те или иные моменты из жизни прародителей евр. народа. В разд. «толедот Фарры» («родословие Фарры» - Быт 11. 27-25. 11) главным героем является Авраам, сын Фарры. В разд. «толедот Исаака» («родословие Исаака» - Быт 25. 19-35. 29) главным героем является Иаков, сын И. При этом отсутствует «толедот Авраама», главным героем к-рого должен быть И., сын Авраама. Повествование об И.- лишь связующее звено между циклом повествований об Аврааме («толедотом Фарры») и циклом повествований об Иакове («толедотом Исаака»).

http://pravenc.ru/text/674115.html

«Праздник и Евхаристия». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на Успенских чтениях (Киев, 29 сентября 2010 г.) 29 вересня 2010 р. 17:52 29 сентября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Киев. В  Киевской духовной академии владыка принял участие в X Успенских международных чтениях и выступил с докладом «Праздник и Евхаристия». Ваше Блаженство, Ваши Преосвященства, отцы, братия и сестры! Первым праздником как днем, свободным от работы, днем отдыха, днем покоя (а именно так и воспринимает современный человек любой праздник) был день, последствовавший шести дням творения: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт. 2. 2-3). Жизнь первозданной четы в раю проходила в контексте субботнего покоя. Человек еще не должен был трудиться в поте лица своего, чтобы добывать необходимые средства к существованию. Он находился в непрестанном богообщении, а окружающий мир — в состоянии гармонии. Однако грехопадение повлекло за собой нарушение этого райского состояния. Большую часть времени человек стал уделять трудам, необходимым для удовлетворения своих жизненных потребностей. Для общения же с Богом, главным содержанием которого было благодарение (по-гречески — евхаристия), выделялись особые дни, что подтверждается библейским описанием жертвоприношения Каина и Авеля. Значит, уже тогда существовал ритуал праздника-жертвоприношения, приуроченный к определенному времени года, существовал круг обязанностей человека по отношению к Богу, которые выражались в благодарении через жертву. Библия неоднократно говорит о жертвах, совершенных людьми в благодарность Творцу за явленные Им благодеяния. Здесь и жертвоприношение Ноя по окончании Всемирного потопа (см.: Быт. 8. 20-22), и Авраама — близ Вефиля (см.: Быт. 12. 8), у дубравы Мамре, что в Хевроне (см.: Быт. 13. 18), в Вирсавии (см.: Быт. 26. 23-25); Иаков поставил жертвенник в Сихеме (см. Быт. 33. 18-20). Господь повелел Иакову устроить жертвенник в Вефиле, где ранее явился ему, когда тот бежал от Исава (см.: Быт. 35. 1), и др.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1286085...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕФИЛЬ [евр.     - дом Бога], название местности и города на Иудейском нагорье, рядом с Гаем и севернее Иерусалима. Топоним обозначает также святилище внутри и (или) вблизи него. Роль религ. центра, равно как и расположение на географической и политической границе Иудейского нагорья, в точке пересечения дорог, определили значение В. в истории Св. земли. В. впервые упомянут в Библии в рассказах о ветхозаветных патриархах Аврааме и Иакове . Кочуя на юг от Сихема, Авраам воздвиг жертвенник между В. и Гаем (Быт 12. 8), а по пути из Египта вновь останавливался в этом месте (Быт 13. 3, 4). Во время путешествия Иакова из Вирсавии в Харран на этом месте во сне ему было дано видение лестницы, по к-рой нисходили и восходили ангелы, а Господь, стоящий на лестнице, предрек Иакову многочисленное потомство и Свое покровительство; наутро Иаков установил на этом св. месте жертвенник, назвав его Вефиль (прежнее название - Луз) (Быт 28. 19). Через много лет Иаков вновь посетил это место по пути домой, устроил 2-й жертвенник и назвал место богоявления Эл-Вефиль (Быт 35. 7). B. упоминается также в связи с двумя Деворами: умершей и погребенной вблизи В. кормилицей Ревекки (Быт 35. 8) и пророчицей, жившей в его окрестностях (Суд 4. 5). Прор. Самуил посещал город, чтобы творить суд (1 Цар 7. 16). Остается неясным, как соотносились одноименные святилище и город; возможно, что в отличие от ханаанейской традиции большинство культовых мест в Др. Израиле до начала периода монархии строили вне городов, давая им др. имена, однако святилище в В. могло быть и внутри города ( Kallai. P. 131). Святилище в В. потеряло свое значение во время царствования Давида с перенесением ковчега Завета в Иерусалим и последующим строительством храма при Соломоне. После раскола царства, когда Иеровоам II поместил в B. и Дане золотого тельца (3 Цар 12. 29-33), святилище превратилось в религ. центр отпадших от истинного богопочитания иудеев. Об этих временах с гневом пророчествовал Осия (10. 15), а пророк Амос предрек, что с Израиля будет взыскано «за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (3. 14). Действительно, иудейский царь Иосия захватил B., разрушил его святилища и жертвенники (4 Цар 23. 15-20).

http://pravenc.ru/text/158296.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010