В эти дни и начнут проповедь против антихриста два пророка, сошедшие с Небес, – Енох и Илия. Сказано: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» ( Откр.11:3 ). Через их проповедь мир распознает зверя-антихриста, его подлинные чувства и намерения. О реакции иудеев на проповедь пророка Илии сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал.4:5–6 ). Слова: «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам» – свидетельствуют о том, что иудеи отвергнут свои заблуждения и исповедают Иисуса Господом и Сыном Божиим, «и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах.12:10 ). Таким образом, авангард антихриста его «апостолы» перейдут на сторону Христа и Его Церкви. Возможно, что именно тогда и произойдет примирение евреев с арабской нацией, и дом Сима обретет искомое столько лет единство всех чад Авраама – и Исаака и Измаила. Основанием для последнего предположения служит текст из 25-й главы Книги Бытия, 9-й стих: «И погребли его (то есть Авраама. – О.С.) Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле» – то есть Измаил признал первенство Исаака, поэтому имена и даны в такой последовательности. В случае с погребением Исаака имена погребавших сыновей даются в ином порядке, по отношению к благословению и обетованию. Сказано: «и погребли его его (то есть Исаака. – О.С.) Исав и Иаков, сыновья его» ( Быт.35:29 ) – то есть Исав останется противником Израиля. В этом смысле, возможно, что однажды арабы (Измаил) признают первенство евреев (Исаака), и будут едины и потомки Сима, и Иафета. Сказано: «некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:10 ). Не только сыны «Иафета… вселится он (то есть они. – О.С.) в шатрах Симовых…» ( Быт.9:27 ), но и Хам возрастет в Господе, ибо сказано: «благословен народ Мой – Египтяне» ( Ис.19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его… и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.). Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), — и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), — и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.). Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Далее текст LXX имеет в ст. 29 прибавку (поставленные в русском синодальном переводе в скобки слова); по сравнению со ст. 30 прибавка эта не дает ничего особенного. 3Цар.18:30 .  Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. 3Цар.18:31 .  И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. 3Цар.18:32 .  И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, Приступая к жертвоприношению, пророк приглашает народ к вниманию, и прежде всего возобновляет разрушенный давний жертвенник на Кармиле; это означало вместе и восстановление нарушенного народом завета с Богом (ср. 3Цар.19:10 ), выражая идею этого возобновления древнего завета, Илия, подобно Моисею ( Исх.24:4 ), берет 12 камней по числу 12 колен Израилевых и строит из них один жертвенник во имя Иеговы: фактическое свидетельство, что 12 колен лишь временно и случайно разделились, но по идее составляют одно целое, что объединяющим началом для них служит вера в Иегову и служение Ему; причем племенное единство всех 12 колен подчеркивается происхождением их всех от Иакова, а религиозное единство и чистота культа внушается им через напоминание другого имени патриарха: Израиль ( Быт.32:28 ), и ревности Иакова-Израиля об удалении из рода его богов иных ( Быт.35:1,10 ). На возникающей же вопрос: как мог пророк созидать жертвенник на Кармиле при законе о единстве места богослужения ( Втор.12:5 ), блаженный Феодорит дает следующий ответ (вопр. 56): «праведнику закон не лежит» ( 1Тим.1:9 ). Израильтянам, по легкомыслию их, узаконил Бог совершать богослужение в одном месте, чтобы, получив позволение совершать везде, не стали поклоняться и богам лжеименным. Пророк же хотел показать как бессилие обольщающих народы демонов, так и всемогущество Бога всяческих. Вести израильтян в иерусалимский храм было невозможно по причине разделения царства; посему и привел их на Кармил, где имел частое пребывание».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" Дух есть тонкое, невещественное и не имеющее образа исходящее бытие ... В Писании же о духе говорится четверояким образом: Дух Святой, дух-ангел, дух-душа и дух-ветер. Иногда и ум зовется духом " (Преподобный Анастасий Синаит) " Дух понимают многозначно: [Сам] Дух Святой разумеется [здесь], и силы Духа Святого суть духи. И ангел - дух ... и демон - дух, и душа - дух. Бывает, что и ум духом зовется. И ветер - дух, и воздух - дух " (Преподобный Иоанн Дамаскин) Очевидно, что для антропологии пригодны не все перечисленные отцами значения, но только те, которые имеют отношение к человеку. Среди них, как мы увидим далее, дух-добродетель, дух-ангел, дух-демон, дух-душа, дух-сила, дух-ум. 7.1. Понятие " дух " в Священном Писании 7.1.1. " Дух жизни " В Ветхом Завете часто используется термин " дух " , причем подразумевается " дух жизни " , т.е. дух, исходящий в акте творения от Бога, который не есть дух Божий, но благодать Духа. Этот дух есть в каждом отдельном бытии, он является источником этого бытия, иными словами - дух жизни. Быт.6:17: ...всякую плоть, в которой есть дух жизни...; 7:22: Все, что имело дыхание духа жизни...; Чис.16:22: ...Боже духов всякой плоти; 27:16: ...Бог духов всякой плоти,..; Иов.12:10: В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти; Прем.15:11: ...вдохнувшего в него дух жизни. Впрочем, чаще всего такие значения встречаются в Пятикнижии. 7.1.2. " Дух человека " Собственно антропологическим понятием является дух как понятие " дух человека " . Такое понятие может быть отнесено к конкретному человеку (например, " дух Илии " ) или к человеку вообще. Быт.35:29: И испустил Исаак дух и умер...; 41:8: Утром смутился дух его; 2Пар.21:16: дух Филистимлян; 36:22: дух Кира; Иов.10:12: ...попечение Твое хранило дух мой...; 32:8: Но дух в человеке...; Пс.30:6: ...В Твою руку предаю дух мой...; Притч.18:15: Дух человека переносит его немощи...; Дан.7:15: Вострепетал дух мой во мне...; Мф.26:41: ...дух бодр, плоть немощна...; 1Кор.2:11: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.: Рувим лишен первородства, Симеон и Левий – первородства и самостоятельности, 4-й сын Иуда в лице своего потомства получает и первое и последнее, вообще колено его – «царственное и из всех прочих колен самое могущественное» (блаженный Феодорит). В целом «благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало все то, что относится ко Христу» ( Иоанн Златоуст ). Собственно мессианский смысл имеет, по общему признанию толкователей, средняя часть благословения Иуде – ст. 10; в двух предыдущих стихах (8 и 9) и 2-х последующих (11 и 12) раскрываются исторические черты земного могущества и благополучия Иудина колена, в которых, однако, можно усматривать и отобраз или прообраз моментов мессианских. 8–9 ст:. Иуда (Иегуда), с евр. – восхваленный (ср. слова Лии при рождении его, Быт. 29:35 ): «теперь-то я восхвалю Господа»), станет предметом хвалы и прославления своих братьев. По Мидрашу, это значит, что все колена Израилевы впоследствии будут носить имя Иуды – будут называться иудеями. Славному имени Иуды соответствовать будут его доблесть, мужество, могущество: сила в борьбе с врагами и победе над ними, владычество над коленами Израилевыми (сыны отца, а не матери, как в Быт. 27:29 : все родоначальники колен Израилевых, от всех 4 жен Иакова). И не в войне только страшно будет врагам колено Иудино: оно будет внушать всем страх почтения и в состоянии глубокого мира: как львенок, лев, и особенно львица даже и спящая внушают человеку особый страх, так, подобно царю зверей, Иудино колено в разные эпохи истории по поселении в Ханаане было грозно хищническим племенам, окружавшим Израиля в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На что и он также указывая сказал, что переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков ( Прем. 7:27 ). Ибо чрез нее первый Адам сделался и пророком и мудрым, как показало и знание его о жене ( Быт. 2:23 ), и наречение имен животным, каждому соответственно природе и склонностям ( Быт. 2:19–20 ), и по этой мудрости сверхестественным образом беседовал с Богом, то есть до прегрешения. О нем и Соломон опять сказал, обращаясь к Богу: Ты даровал премудрость Свою и послал Духа Твоего Святаго, и люди научились тому, что угодно Тебе, и премудростию Твоею спаслись ( Прем. 9:17–19 ). Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения; ибо дала ему силу владычествовать над всем. А отступивший от неё неправедный в гневе своем погиб от своей братоубийственной ярости ( Прем. 10:1–3 ). Она сверхестественно прославила лице Моисея, так что разговаривающие не могли смотреть на него ( Исх. 34:29–35 ), законодателем и вождем народным соделала его, и священником Божиим, а лучше сказать – от себя поставляющим и помазующим самих священников, и со многим дерзновением слушающим свыше Божественный голос и повеления. Ибо, говорится, говорил Господь с Моисеем, как бы говорил кто с другом своим ( Исх. 33:11 ). И опять: Ты приобрел благоволение в очах Моих, говорит ему Сам Владыка, и я знаю тебя больше всех ( Исх. 33:12 ). Она в надлежащее время воздвигала святых пророков, общников и проповедников Божественных таин, неизреченным образом просвещая владычественное 15 в них, соделывая боговидцами и неложными предрекателями будущего. Поэтому они удостоились таинственно видеть и знать ( Ин. 8:56, 12:41 ) и впоследствии открывшееся страшное и неизреченное домостроительство единородного Сына Божия во плоти, и ясно предвозвестить. И отец сего премудрого, Давид царь и пророк, ею прославился выше древних, божественные тайны принявши и познавши и проповедавши ясно, как вряд ли кто из всех, так что удостоился и Божественного изречения, сверхестественно утверждающего за ним великие и новые откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Например, в Библии есть немало мест, где Богу приписывается телесные формы (руки, глаза, уши и т.д.), и телесные действия (видеть, слышать, сидеть, ходить и т.п.). Традиционно всеми христианами такие словоупотребления понимаются как символические. В Писании также неоднократно употребляются выражения, исходя из которых, можно вполне определённо сделать скоропалительное заключение о том, что Бог может раскаиваться и сожалеть о Своих поступках. Например, сотворил Господь человека святым, но тот впал во грехи. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём ( Быт.6:6 ). А после, наведя потоп на сих грешников, и об этом пожалел ( Быт.8:21 ). Впоследствии Господь неоднократно хотел было уже погубить народ Свой Израиль, который Он вывел из Египта и намеревался произвести от Моисея новый народ, но Моисей, то умолял, то вразумлял Господа (как например в Числ.14:11-16 ) и Бог опять менял Своё решение ( Втор.9:13-14 ; Исх.32:10 ; ср. Иез.20:6 и 20:15). Спустя столетия, Господь, воцарив Саула, снова “допускает ошибку”. И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царём, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил ( 1Цар.15:10-11 ). И снова Писание говорит: Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем (35 ст). Немного позже Господь пожалел о бедствии, которое Сам же и навёл на Израиль ( 2Цар.24:16 ). Вот так не раз Господь на страницах Ветхого Завета вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей ( Пс.105:45 ). Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам ( Иер.42:10; 18:7-10 ) – признаётся в очередной Своей “ошибке” Бог Израилев. Итак, вопрос: можем ли мы на основании стольких ссылок догматизировать прямые из них выводы? Конечно – нет, хотя бы их было и в 20 раз больше! Мы выбираем иные цитаты, более близкие к духу главного откровения о Боге. Не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему ( 1Цар.15:29 ). Да, таких выражений в Писании куда меньше, чем антропоморфных, но именно в Них наиболее близко Господь выражает для нас: Кто есть Он Сам.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Немного иначе Иосиф Бленкинсопп объединил и то, и другое, отделив важные параллельные фразы как в разделе о сотворении мира, так и в разделе о скинии 111 . Последовав аргументу Бленкинсоппа, будет удобно выстроить отрывки так, как я сделал это на рис. 6. Далее, оба отрывка связывает упоминание «Духа Божьего», как в отрывке о сотворении мира, так и в отрывке о построении скинии ( Быт.1:2 ; Исх.31:3; 35:31 ). От нас не должно ускользнуть то, что первым человеком, который исполнился Духом Божьим, был не патриарх, не законодатель, не пророк, не судья, а ремесленник Веселиил, старший рабочий, трудящийся на строительстве. Параллели между горой Синай и скинией Не считая отношения скинии к сотворению мира, каково, если оно вообще существует, отношение скинии к горе Синай? Во-первых, скиния увековечивает гору Синай. В завершение откровения, данного на горе Синай, мы читаем, что «Слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней» (24:16). Когда скиния была завершена, «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (40:34). Божье присутствие, отмеченное когда-то на горе Синай, переместилось в скинию. Рис. 6 112 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 ). Во-вторых, скиния подчеркивает значение горы Синай. На вершине горы Синай Моисей «вступил в средину облака» (24:18). Но когда та же самая Божья слава обволокла скинию, «не мог Моисей войти в скинию собрания» (40:35). У горы Синай Божье присутствие было видимым. В скинии Божье присутствие было вначале невидимым. В-третьих, скиния завершает гору Синай. Синай – это брак, начало новых взаимоотношений. А теперь партнеры должны начать жить вместе. На Синае Бог сказал: «Я избрал вас». В скинии Бог сказал: «И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» (29:43–46). Конечно же, именно этот факт придает скинии святость. Не золото, не дорогие ткани, не присутствие левитов. Скиния свята только потому, что она является местом обитания святого Бога. Если Он уйдет, то вся святость также уйдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Но так будет, когда завершишь войну и одолеешь своих противников. Тогда дарован тебе будет покой, чтобы отдохнул ты «под своею виноградною лозою», которая есть Христос Иисус, «и под своею смоковницею» ( Мих.4:4 ), которой является Дух Святой, и вознес хвалу всемогущему Богу Отцу во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XVI. О том, что написано: «Иисус – старейшина» – то есть старец – «преисполнился днями 18 »; и как через Моисея передано наследство двум с половиной коленам 1 .Еще до нас отмечали, что в Писании старейшиной или старцем именуется не тот, кто достиг преклонного возраста, но кто обрел зрелость суждения и строгость жизни, особенно когда к наименованию «старейшина» мы присовокупляем «исполненный днями 19 » ( Быт.35:29 ). Ибо если бы кто-то назывался старейшиной или старцем по продолжительности его жизни, тогда кому же это звание приличествовало больше, чем сначала Адаму, затем Мафусаилу или Ною, которые, как сказано, жили в этом мире намного дольше других? Однако мы видим, что ни один из них не именуется в Писании старейшиной или старцем, но первым удостоен этого звания в Священном Писании Авраам, чья жизнь была намного короче, чем у других (ср. Быт.18:11–12 ). И еще сказал Господь Моисею: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины» ( Чис.11:16 ). Но заметь, о слушатель, можешь ли ты во всем Писании найти такое место, где бы грешника называли «старейшина» или «полный днями». Теперь же Святой Дух Своим гласом провозглашает, что «Иисус – старейшина» – или старец, – «исполненный днями». Ибо Он говорит так: «Иисус – старейшина, преисполненный днями» ( Нав.13:1 ). Разумеется, так нельзя сказать о грешнике, ибо он не «преисполнен днями», поскольку таковой не «простирается вперед, забывая заднее» ( Фил.3:13 ), но непрестанно «озирается назад» ( Лк.9:62 ) и «возвращается на блевотину свою» ( Прит.26:11 ) и потому «не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Но тот, кто всегда «простирается вперед» и приходит к совершенству, тот «преисполнен днями». Итак, Господь говорит Иисусу: «Ты преисполнился днями».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Плодородие и жизненная сила земли вкупе с «похотью плоти» привели человечество к почти полному забвению богообщения: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» ( Быт.6:3 ). Это было уже крайней мерой для вразумления и напоминания о духовной первооснове бытия. После Потопа условия жизни Ноя и его семьи изменились кардинально, и соответственно им была дана новая заповедь о посте: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:3-4 ). С этого момента божественная педагогика ведет человека к принятию того, что Святой Кровью Богочеловека спасется человечество: от запрета на вкушение крови (сакрализация) до жертвенной крови животных (жертва за грех умирает вместо согрешившего), типологически прообразующей искупительную Голгофскую Жертву (безгрешный умирает за грешников ради их покаяния и обожения). В Пятикнижии пост, покаяние и жертвоприношение переплетались очень тесно. Так, в зависимости от причины, по которой приносились жертвы по закону Моисееву, две из четырех имели прямое отношение к созданию покаянного настроя у ветхозаветных верующих. Это — «жертва повинности» (по-еврейски «ашам»), которая приносилась в случае, если человек «согрешит и сделает что-либо против заповедей Господних» ( Лев.5:17 ), и «жертва за грех» (по-еврейски «хаттат»). Последняя приносилась не только в случае, когда человек становился ритуально нечистым (например, через прикосновение к трупу, при месячном истечении у женщин и т.д.), но и при нарушении религиозных и морально-нравственных норм, то есть при осознании своей духовной нечистоты ( Исх.29:14 ; Лев.4:13-35 ). Стоит отметить, что анализ родственных аккадских понятий показывает, что древнееврейское слово «хаттат» использовалось для обозначения понятия греха как ненормального, ущербного бытия грешника. Поэтому — согласно «хаттат» — грех, будучи дисгармонией с установленным Богом порядком вещей, заключается не только в нарушении конкретных заповедей Божиих, нередко сопряженных с причинением вреда ближнему, но и в неполноценности жизни самого грешника, является причиной его безрадостного состояния. Для избавления от греховного состояния и предписана жертва за грех.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010