Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, – а подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды, но, когда блюдем правду, показываем человеколюбие... и украшаемся всякой добродетельностью». Жить на земле и развиваться, до уподобления Богу первый человек Адам предназначен был не, один, а в сообществе подобной ему жене Евы. Уже в совете Божьем создать человека положено было создать его в виде двух родовых неделимых, мужа и жены. Моисей так изображает осуществление этого намерение: «и сотворил Бог человека по образу Своему: мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). После этого общего указания на создание жены, более подробно говорит об этом Бытописатель так: «и навел Господь Бог на человека крепкий сон; и. когда он уснул, взял одно из ребер его..., и создал Господь Бог из ребра, взятою у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт.2:21–22 ). Таким образом, сначала создан человек, как глава всех людей, а потом из его существа (ребра) создается жена, как имевшая быть зависимой от него помощницей, о чем и апостол Павел замечает: «не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:9 ). Цель создания первого человека в виде двух индивидуумов определяется самим Моисеем, который замечает о первых людях: «и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ); а после рассказа о создании жены Моисей опять замечает: «оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей: и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:24 ). Значит, муж и жена предназначаются Богом для того, чтобы рождать себе подобных. И чрез то размножаться на земле. Адам и Ева являются, таким образом, родоначальниками всего человечества, в зачатке заключающими всех людей. Таким образом, одною из основных истин христианского учения о творении человека является та, что по своему происхождению человек есть творение Божье, наделенное телесною природою превосходнейшею, а по своей душе существенно отличное от всех тварей земных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, и здесь настало время поговорить о тайне Святой Троицы. Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства – учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями «единосущны» и «равночестны». Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно рождается от Отца; Святой Дух – предвечно от Отца исходит. Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». На чем основана наша вера? На святом Евангелии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). У Отца, Сына и Святого Духа одно. Земной человеческий ум собственными силами без Бога не может возвыситься до этой тайны. Другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), основанные на естественном разуме, а не на Откровении, подняться до этой тайны не могли. Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26-27 ). Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места: — И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт.3:22 ). — И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6-7 ). Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников. Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:3 . Явились три мужа, а Авраам обращается к ним, как к одному – Владыка. О 3 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Нас ради людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

И сказал Бог (людям): «владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землей, и над всяким животным». «И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам си e будет в пищу» ( Быт. 1,28–29 ). Наполнив землю, введя в нее того, кто является носителем нравственной ценности, богоподобного духа, Бог этому носителю духа подчиняет всю ранее Им созданную и оформленную материю, осуществляя и развивая его богоподобие. Сам Владыка вселенной, Господь делает человека владыкой материального и животного мира, в то же время делая этот материальный и животный мир, не имеющий сам по себе нравственной ценности, участником богоподобной нравственно ценной жизни человеческой, мир неодушевленный как пространственное место жительства человека, мир растительный, как пищу для тела человека, мир животный, как владение человека, как служебный ему, который как сроднейший, он постигает, узнает, понимает, наименовывает ( Быт. 2,20 ). «И стало так» ( Быт. 1,30 ). В этом мире не было ни тени зла, все было премудро, все было совершенно благо, согласно с Божией волей, с Божиим планом. Творение мира закончилось. Через человеческий богоподобный дух связал Господь с Собою весь Им созданный материальный и животный мир, сделав его участником богоподобной светлой радостной, правой разумной благой жизни. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма – по славянски добро зело – и был вечер и было утро: день шестый». «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал и почил в день седьмый от всех дел Своих» ( Быт. 2, 2 ). Этот седьмой день, в который Бог почил от Своих дел, т. е. в который прекратился творческий процесс творения и созидания новых тварей, по учению Церкви продолжается и до сих пор и продолжится до конца веков, как мы уже указывали. Читать далее Источник: Архиепископ Нафанаил. Беседы о Священном Писании и о Вере и Церкви. Издание РПЦЗ 1991 г. Том 1. Стр. 17-22. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28). Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73). Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному . И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22). Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками. На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24). Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью. Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино     

http://pravoslavie.ru/103568.html

Каким образом устанавливается это новое отношение с Богом и посредством каких сил - человеку знать не дано. Но нам дарована вера, доверие к Божественному Откровению, утверждающему неизменно личный характер связи между Богом и человеком. Я чувствую, что пред лицом Божиим всегда буду оставаться самим собой - таким, каким Он меня знает и любит. Я сохраню свое имя и обрету возможность беседовать с Ним, как Моисей и Илия на горе Фавор. Прочее да будет почтено молчанием. Различие полов В тексте Библии, рассказывающем о сотворении человека, истина о запечатленном в нем образе Божием дополняется описанием различия полов, разделения человеческого существа на мужское и женское: " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их " (Быт.1,27). Церковная экзегеза видела в этой фразе выражение связи между образом Божиим в человеке и любовным влечением, в силу которого люди реализуют свою жизнь в единении с противоположным полом. Это влечение также представляет собой конститутивный элемент жизни, модус жизни, позволяющий человеку создавать новые личностные ипостаси, плодиться и размножаться, и наполнять землю (см. Быт.1,28). Однако существует и другое описание сотворения человека, содержащееся во второй главе книги Бытия (стихи 4-25). Филологи считают его более древним. Согласно этому тексту, создание человека не сопровождалось с самого начала разделением на два противоположных пола. Сначала Бог творит мужчину, получающего соответственно имя мужского рода: Адам. Однако это имя указывает лишь на тварную природу человека ( " сделанный из земли " ), вовсе не имея в виду его пол. Именно в этого целостного первочеловека вдунул Бог дыхание жизни и сделал его " душою живою " . Следующее затем разделение полов совершается Богом с единственной целью - удовлетворить человеческую потребность в общении: " Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему " (Быт.2,18). После этого Бог выполняет свое намерение посредством особого творческого акта - своего рода второго творения: " И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку " (Быт.2,21-22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАССИЯ Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) [Евр.  ,   греч. Μανασσ], старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа , родоначальник одноименного колена израильского. Был рожден в Египте от Асенефы, дочери егип. жреца Потифера. Нарекая имя своему первенцу, Иосиф объяснил его значение тем, что с рождением сына Бог дал ему «забыть [  ] все несчастья мои и весь дом отца моего» (Быт 41. 51). Согласно представленной в этих словах этимологии, евр. имя   по форме - регулярное причастие от корня   в каузативной породе означающее «тот, кто заставляет забывать» (BDB. P. 674). На смертном одре патриарх Иаков усыновил своих внуков, детей Иосифа - М. и Ефрема, и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, патриарх Иаков в первую очередь благословил младшего Ефрема, а не перворожденного М., о к-ром он сказал, что «от него произойдет народ, и он будет велик», тем самым пророчествуя о буд. могуществе и величии представителей этого колена (Быт 48. 19). Сцена потери М. своего первенства в предсмертном благословении Иакова напоминает рассказ о потере Исавом своего первородства (Быт 27. 1 - 28. 5 - Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas (Tex.), 1994. Vol. 2. P. 460, 465). В благословении прор. Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляются представители колена М. и Ефрема в лице их отца Иосифа, чьим сыновьям обещано великое будущее: «...Крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор 33. 17). Историческое родство колен Ефрема и М. подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиина» (ср.:Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена также представлены в Свящ. Писании как единое племя словами «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Соперничество между 2 коленами нашло отражение в библейской традиции.

http://pravenc.ru/text/2561804.html

Мессианское значение имели также события, описываемые в этом разделе. О ненависти, которой воспылал к Иакову Исав (см.: Быт. 27:41 ), говорит святой Иустин Философ : «Иаков во все время был ненавидим своим братом во образ того, что и Сам Господь наш ненавидим всеми другими людьми, хотя мы все по природе братья» 128 . Также мессианское значение имело и бегство Иакова в Харран: Иаков носит образ Церкви или Христа 129 , ибо « подобно тому как Иаков, бежа от гнева братнего, удаляется в Месопотамию (см.: Быт. 28 ), так и Христос по причине ожесточения иудеев отправляется в Галилею, чтобы там между язычниками взять Себе невесту – Церковь » 130 . Некоторые из отцов толковали этот эпизод еще шире: разлучение с отцом и схождение с гор Иудейских в долины Междуречья им видится прообразом кеносиса Бога Сына, Его схождения в дольний мир: Иисус Христос, «по подобию Иакова, едва не оставив как бы Отцовского дома, неба, отправился к Лавану, которого можно уподобить миру» 131 . Первое богоявление Иакову (видение лествицы в Вефиле) (Быт. 28:1022) Описанное в данном разделе первое богоявление Иакову имело, согласно святоотеческому истолкованию, сразу несколько значений. Во-первых, по отношению к Иакову, оставившему отеческий дом, окруженному чуждыми народами, идущему в отдаленную землю, таинственное видение показывало, что он не оставлен без покровительства, что Бог охраняет его через Своих Ангелов. Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покровительство во всей его последующей жизни и благополучное возвращение в Землю Обетованную: «Чтобы показать Иакову, что Ангелы нисходили и восходили для его собственного охранения, Бог говорит ему: и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе ( Быт. 28:15 ) " 132 . Во-вторых, по мысли блаженного Августина , видение символизировало единство двух Заветов – Ветхого (земного) и Нового (небесного). В-третьих, видение предуказывало, что, несмотря наотпадение человека от Бога, Господь бодрствует над падшим человечеством и, промышляя о человеке, невидимо посылает на землю Ангелов для служения людям, ищущим спасения (см.: Евр. 1:14 ). В последние же времена Сам Бог Слово, явившийся в Вефиле 133 , соединит в Себе небо и землю, Божество и человечество, а в созданной Им Церкви чада Нового Израиля будут видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Но значительно хуже, когда молитва выше потолка не поднимается! И далее: « И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним » ( Быт. 32:25 ). «Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит – когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил» 377 . И Иаков после этого молитвенного борения будет хромать, всю жизнь будет хромать. Исцеление придет, конечно, но что-то останется, если под этим борением понимать усердие в деле нравственного роста и молитвенности, как мы прочитали у Амвросия Медиоланского . Это свидетельствует о том, что никогда – вот вы, женщины, послушайте! – никогда ваши верующие мужья не будут зарабатывать больше, чем соседи-безбожники! Почему? Потому что ваши мужья не воруют. Ангел говорит с Иаковом: « И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь » ( Быт. 32:26–28 ). Здесь, немного не понятна аргументация Ангела: «отпусти Меня, ибо взошла заря» ( Быт. 32:26 ). А что меняется от того, что «взошла заря»? Древние считали на основании Священного Писания , что каждое утро все ангелы – сонм ангелов прославляет Бога как Творца нового дня. Читаем: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро…» ( Плач. 3:22–23 ). Что значит: «милосердие Его… обновляется каждое утро»? Образно говоря, Господь Бог как бы творит мир вновь и вновь. А о первом сотворении мира сказано, что оно было «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть Ангелы, – О. С.) восклицали от радости» ( Иов 38:7 ). И здесь Ангел и просит Иакова: «отпусти Меня, ибо взошла заря» ( Быт. 32:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однако это не только возрождение прежнего райского состояния человека, это новое творение, по слову апостола: «Кто во Христе, [тот] новая тварь [новое творение]; древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор. 5:17 ). Значит, есть отличие между Адамом в раю и каждым христианином, и это отличие дает благодать таинства Крещения. Неповторимость таинства Крещения обусловлена ещё тем, что в нём всё является действием благодати Божией. От человека требуется только вера или желание верить. Поэтому таинство Крещения при необходимости может быть совершено любым христианином, как священником, так и мирянином, и признано действенным при соблюдении правильной крещальной формы . Еще можно сравнить происходящее в таинстве Крещения с одухотворением Адама, когда «Господь Бог… вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). До этого акта человек, созданный «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), как и все «звери земные по роду их» ( Быт. 1:25 ), был совершенно лишен качеств и способностей образа Божия, совершенно необходимых для дальнейшего благословения к размножению и обладания землей ( Быт. 1: 27–28 ). Но, повторим, в таинстве Крещения происходит нечто большее: «Человек получает новое духовное бытие, тело и душа его становятся храмом, уготованным “к восприятию священнословий и священнодействий” Церкви. Ему открывается с этой минуты “путь восхождения к Небесному наследию”» . Именно поэтому после таинства святого Крещения новопросвещенный член Церкви получает все необходимое для того, чтобы сохранить и даже приумножить дары духовного рождения. Его молитва к Богу настолько дерзновенна и сильна, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, способна ходатайствовать перед Богом даже за Церковь, за духовенство и за народ . Напротив, акт возрождения и восстановления в прежде полученном достоинстве, очищение уже прежде полученных одежд в таинстве Покаяния становится непрекращающимся действием любви и долготерпения Бога, знаком его снисхождения к человеку. Хотя священный автор и запечатлевает невозможность для крещеного человека, получившего такие многочисленные дары от Бога, снова обновляться покаянием ( Евр. 6: 4–6 ), тем не менее, как мы уже сказали, Церковь не пошла по такому ригористичному пути и принимает в свое лоно любого кающегося, основываясь в том числе на словах Спасителя, сказавшего вопрошающему Его Петру: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?», — следующие слова: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21-22 ). Если уж человек не имеет предела для прощения согрешающего и кающегося брата, то тем более Бог .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб. Иос. Флавий приводит предание, согласно которому на один из соляных столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Иудейские Древн. 1, 11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной столб, около 40 фут. вышины, к востоку от местечка «Усдум», созвучного с библейским «Содомом». Быт.19:27–28 . И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. Данным замечанием бытописателя все это повествование ставится в самую тесную связь с предыдущим ходатайством Авраама о спасении праведных в этих нечестивых городах ( Быт. 18:22–32 ). Вместе с тем оно еще раз подтверждает наше предположение о страшном землетрясении и пожаре, жертвой которых пали обреченные на гибель города. Быт.19:29 . И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот. Слова эти многое объясняют как о настойчивости ходатайства Авраамова за спасение содомлян даже ради десяти праведников (цифра, к которой быть может приближалось количество членов Лотовой семьи), так и в особой благосклонности и милости Божией к Лоту, несмотря на его некоторое колебание и малодушие. Одновременно с этим данный факт является красноречивым свидетельством того, как «много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 ). Лот живет в пещере Быт.19:30 . И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010