До этого была получена первая разрешительная заповедь: «…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» ( Быт.1:27–28 ). Когда змей искушал нашу праматерь Еву, он сказал ей: «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ). Здесь мы видим, что первый, кто преувеличил Божию Заповедь, был именно змей. Бог никогда так не говорил: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Напротив, Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» ( Быт.2:16 ). Господь Бог запретил вкушать только от дерева познания добра и зла. Вторым преувеличившим истину существом оказалась наша праматерь Ева . Она сказала, что якобы Бог сказал: «не ешьте их и не прикасайтесь» ( Быт.3:3 ). Да! Бог сказал: «не ешь», но Бог не сказал: «не прикасайтесь». Вот на этой неточности сатана и подловил нашу праматерь Еву. Она внесла в слова Бога ненужную строгость, потом дьяволу оставалась подтолкнуть Еву к дереву, так, чтобы она прикоснулась к нему, а потом сказать ей: «…нет, не умрете» ( Быт.3:4 ). Излишня и фанатичная строгость в деле исполнения Божией Заповеди погубила наших прародителей. Эта же строгость оказалось губительной для иудеев и иудействующих христиан (законников), о которых сказано: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… по заповедям и учению человеческому?» ( Кол.2:20–22 ). Распознать таких людей в христианской среде несложно, именно о таковых и сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Таковые все почитают нечистым и от всего опасаются оскверниться. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ). Законники в нашей среде – это те, которые ко всем придираются, всех подозревают, во всех сомневаются и никому не верят. Их «бог», как они о нем думают, – это жестокий и придирчивый деспот, который всех подсиживает и только и ждет, когда мы ошибемся, чтобы тотчас расправиться с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Книга Бытия знакомит нас с историей первого брака, совершенного в раю Господом Богом. Сотворив первого человека – Адама, Господь открывает ему суть жизни и поведения в раю. Отныне Адам призван возделывать и хранить сад Едемский, соблюдая заповедь: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2.15–17 ). Заповедью возделывать и хранить рай Господь давал человеку свободу творчества, а право есть от всякого дерева в саду потенциально давало ему энергию жизни и силу любить Бога, быть Ему благодарным и преданным. Заповедью же запрещающей Господь вводил в эти «дела чести» разумную умеренность как знак покорности Ему со стороны людей. Та же разумная мера в отношениях нравственных ставилась на вид человеку созданием ему подобного существа – жены. И тогда Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2.18 ). Одиночество могло тяготить Адама, лишать его самых простых и понятных возможностей для совершенствования личности в любви и послушании Богу. И тогда создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]... И будут [два] одна плоть ( Быт. 2.22–24 ). Поступив так, Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, – сказал Он им, – и наполняйте землю» ( Быт. 1.28 ). Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2.24 ) – так определил Господь суть этой тайны. Богоучрежденный союз брака, таким образом, явился необходимым условием единения Адама и Евы. Глаголом прилепится Священное Писание отобразило тесное объединение их физических и духовных интересов на основании любви к Богу, Его заповедям и благословению. Такая двуединая любовь несла им радость и единство совместной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

Не бойтесь, говорит, и не беспокойтесь; я человек Божий; я следую Господу моему и стараюсь вознаграждать благодеяниями тех, которые нестерпимое зло сделали мне: " я боюсь Бога " . Потом, показав, сколь великим благоволением от Бога он пользуется, говорит: вы поступили со мной со злым намерением, но Бог все это обратил мне во благо. Так и Павел говорил: " любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует к благу " (Рим.8:28). " Все " , говорит. Что же это – все? То есть, все неприятности, кажущиеся огорчения Он обращает во благо. Это самое сбылось и над дивным Иосифом. То самое, что сделали ему братья, то наиболее и доставило ему царство, при содействии благопромыслительной премудрости Божьей, пролагающей злое во благое. " Сохранить жизнь великому числу людей " . Не только для вас Бог обратил это во благо, но и для того, чтобы весь этот народ мог пропитаться. " Не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их " (Быт.50:21). Итак, чего вы боитесь? Я доставлю вам и всем, находящимся с вами, все, что нужно для пропитания. " И успокоил их и говорил по сердцу их " . Не просто утешал их, но имел такую о них заботливость, что всю скорбь их уничтожил. " И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его " (Быт.50:22). " И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода " (Быт.50:23). " И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас " (Быт.50:24). " И вынесите кости мои отсюда " (Быт.50:25). Вот как и он, подобно отцу своему, заботится о том, чтобы кости его перенесены были. И заметь, как он, желая укрепить дух братьев и обнадежить их касательно возвращения, сперва предвозвещает им, что они возвратятся, а потом говорит: " вынесите " , при исходе, " и мои кости " . Это делал он не без причины и не напрасно, но имел ввиду двоякую цель: первое, – чтобы египтяне, памятуя о стольких его благодеяниях и легко людей провозглашая богами, не имели в теле праведника предлога к такому нечестию; второе, – чтобы (израильтяне) вполне были уверены, что непременно возвратятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

переведено – " О гресе». Употребл. в евр. тексте термин – asam – по мнению гебраистов, буквально должен быть переведен словами: жертва повинности, что ближе подходит к жертве умилостивления. Подробно о характере и ритуале этой жертвы говорится специально в кн. Левит ( Лев.5:1–19 ; Лев.7:1–9 ). «Основная идея жертвоприношения – asam – есть satisfactio, или удовлетворение нарушенных прав (в широком значении понятия). Идея удовлетворения здесь создается требованием божественной справедливости, а идея искупления вытекает из факта наказания, неразлучного с преступлением». (И. Григорьев – 228 примеч.). Здесь, таким образом, дается весьма важный дополнительный штрих, что искупительная смерть Мессии имела и умилостивительный характер, по отношению к высочайшей Божественной Правде: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84ст.). «Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.» Когда Господь Иисус Христос совершит Свою великую искупительную миссию и даст этим самым довлеющее удовлетворение Правде Божией, то всем этим Он снова откроет нам возможность получения многих и богатых благ от небесного Отца. Для выражения последней мысли пророк пользуется образом, наиболее понятным и симпатичным для ветхозаветного иудея. А для него, как мы знаем, одним из высших благ было многочисленное и продолжительное потомство, почему все патриархальные обетования, преимущественно и сосредоточиваются на этом именно пункте ( Быт.13:16 ; Быт.15:5 ; Быт.17:5–6 ; Быт.22:17 ; Быт.28 и др.). По отношению к Мессии это обетование имеет свое особое значение – указывает не на плотское, а на духовное потомство, т. е. на тех будущих исповедников христианства, о которых евангелист Иоанн Богослов пишет, что Господь «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). Не менее выразительно говорит о Нем и Псалмопевец в одном из мессианских псалмов: «потомство... будет служить Ему, и будет называться Господним во век» ( Пс.21:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. Быт. 15:3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. Сколько тёплой веры в этой жалобе! Аврам изливает пред Господом печаль свою, что чужеземец, хотя и усыновлённый, останется после него наследником не только имения, но и обетования; он не о себе лично думает, взор его проникает в будущее, он сознаёт, что если он сам был избран Богом без особых заслуг, по особому Божьему произволению, то нет причины, чтобы верный и честный распорядитель его, которого он, вероятно, и любил, как сына 142 , не был избран волею Божиею для исполнения обетований, – но всё-таки он скорбит, что он не имеет собственного сына, на котором покоились бы его надежды. Чувство это естественно, и Господь успокаивает его прямым обещанием, которого ещё не имел Аврам ( Быт. 15:4 ). М. Филарет делает общее замечание, что Исаак прообразует собою, по выражению Апостола ( Гал. 4:22–28 ), жизнь новозаветную, духовно свободную, Измаил – ветхозаветную, нравственно связанную, а Элиезер – жизнь «естественно благоустроенную», т. е. ту, которую создаёт себе общество независимо от религиозных целей. Быт. 15:4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. Быт. 15:5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. В стихе 4-м Господь прямо обещал Авраму наследника «из чресл его», а в стихе 5-м указывает ему на многочисленное потомство, число равное числу звёзд небесных. Таким образом, устраняя всякую мысль, предложенную Аврамом, об усыновлении, Господь указывает ему на многочисленное потомство Аврама в то время, когда Аврам был ещё бездетен и терял уже надежду иметь детей. Быт. 15:6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. М. Филарет делает замечание, что вменение в праведность веры Аврама произошло после медленного и постепенного откровения. «Вера, – говорит он, – была следствием и концом таинственного руководительства Божия: она же была началом и основанием Божия благоволения». Далее м. Филарет говорит: «Итак, изречение «вера вменена Авраму в праведность» разрешается на следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.46:27 . Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, пришедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять]. По поводу той близости имен, какая и наблюдается в родословии времен Иакова – Иосифа ( Быт. 46:8–25 ) и Моисея ( Чис. 26:5–51 ) и внесения в список Бытия лиц, родившихся уже в Египте, основательно замечает м. Филарет: «Прехождению сынов Израилевых в Египет противополагается с одной стороны постоянное пребывание их в земле Ханаанской, а с другой – постоянное же пребывание их в Египте. Поэтому первый предел прехождения есть пришествие Иосифа, последний – кончина Иакова, ибо когда Моисей замечает, что по кончине Иакова Иосиф остался в Египте сам и весь дом отца его ( Быт. 50:22 ), то этим предпочитается, что евреи доселе почитали себя кратковременными только пришельцами Египта, и помышляли о скором возвратном переселении. Посему понятно прехождение в Египет, список перешедших в него представляет состояние племени Иакова по его кончине, из сего и делается понятным то, как вошли в него рожденные в Египте» (Зап., ч. II, 246). Иосиф встречает отца и братьев и наставляет последних относительно предстоящей аудиенции у фараона Быт.46:28–30 . Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем. Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его. И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив. Целью посольства Иуды к Иосифу со стороны Иакова было желание побудить Иосифа к скорейшему выезду навстречу отцу своему, что Иосиф не замедлил сделать. Еврейский текст (lehorot в смысле leheraot) и русский перевод: «чтобы он указал путь в Гесем» – (в смысле приближения к славянскому переводу) корректирует по самаританскому и греческому текстам проф. Ф.Г. Елеонский , «Истор. изр. нар. в Египте», приложен. I, с. 33–43. Здесь видна предпочтительность чтения LXX-mu в ст. 28–29 и, в частности, доказывается действительное существование и определяется местоположение Героополиса» (LXX: Ηρων πλις; слав.: «Иройск град», ст. 28; «Ироон град», ст. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как радикально меняется все, когда вдруг раскроется сердце принять призыв Христа! Каждый момент становится драгоценным, исполненным глубокого смысла. И страдания, и радости – чудно сливаются с новым подвигом. Лестница до небес – пред нашими глазами (Быт.28:12). «Отныне имя тебе будет... Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков будешь одолевать» (Быт.32:28–29). А об Имени Моем не спрашивай, ибо оно чудно, и ты еще не способен воспринять Его. И все же ты благословен. «И взошло солнце... и хромал он на одно бедро» (Быт.32:31). Путь к познанию совершенному еще не открылся, но предвидение было уже дано. Оно будет углубляться в сознании пророков, и будут сказаны многие пламенные глаголы о долженствующем прийти Предвечном Слове Отца. И совершенный Свет, в котором нет ни единой тьмы, явится нам во всей силе Своей. Рискованна борьба с Богом: она может привести к погибели, но она же может сделать нас могущими побеждать «ветхого человека с делами его» (Кол.3:9). Переживаемый во всем мире духовный кризис не есть ли приготовление к новому великому возрождению? Ведь то, что совершается ныне в душах отдельных людей, может произойти и во множестве душ и прийти, как мощный потоп. Данный нам отрезок истории может и должен стать периодом усвоения нами бытия во всех его измерениях. Самые страдания наши становятся во свете этой надежды развертыванием перед нами величественной картины: «День дню передает глагол, и ночь ночи открывает разум» (Пс.18:3), если проведены в молитве, которая достигает «пределов вселенной»... «от края небес исход ее (молитвы), и движение ее до края их, и ничто не укрывается от теплоты ее» (молитвы) (ср. Пс.18:7). Она и нас согревает и веселит. Она есть канал, по которому сообщается откровение Свыше. «Да будет Имя Бога нашего благословенно отныне и до века». Последовательность откровения о Боге, представленная в Священном Писании, в значительной мере совпадает с процессом нашего личного прогресса – возрастаем мы в познании подобно праотцам и отцам нашим. Сначала люди схватывают понятие о Высшем Существе. Затем все новые и новые атрибуты Его становятся познаваемыми для человеческого духа. И так приходит час страшного синайского «АЗ ЕСМЬ» (Быт.22:14). В последующие века углубляется опыт и разумение, хотя и не достигает еще совершенства, доколе не придет Ожидаемый.

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Род —  1) группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по одной родословной линии; 2) философское понятие, обозначающее то, что объединяет виды с едиными родовыми характеристиками, используемое в богословии в качестве подводящего понятия к понятиям « природа », « сущность », « естество »; 3) типовая разновидность (пример: род греха ). Имеет ли человек большую или меньшую ценность в очах Божьих в зависмости от того, к какому роду он принадлежит? Священное Писание Ветхого Завета содержит немало примеров выделения одних родов на фоне других. Так, по окончании всемирного потопа , род Иафета был выделен на фоне рода Ханаана: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:27 ). Особым образом были выделены потомки рода Авраама ( Быт.22:17 ), происходящего через Исаака и Иакова ( Быт.28:13-14 ). Об амаликитянах Писание сообщало: «брань у Господа против Амалика из рода в род» ( Исх.17:16 ). Но значит ли это, что достоинство каждого конкретного человека оценивается Богом безусловно, в зависимости от того, к какому именно роду он принадлежит? Нет, не значит. Скажем, Авель и Каин были детьми одного и того же отца, Адама, имели одну и ту же мать, Еву. Тем не менее Бог по-разному оценил достоинство первого и второго: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» ( Быт.4:4-5 ). Разность в описании отношения Бога к детям одних и тех же родителей встречаем и в пассаже об Иакове и Исаве: «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Рим.9:11-13 ). Стало быть, и во времена Ветхого Завета достоинство конкретного человека определялось исходя из его духовно-нравственного состояния. С Пришествием же Спасителя в мир, образованием Церкви Христовой, было объявлено: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?

http://azbyka.ru/rod

Установив в предшествующих словах общую мысль о высшей божественной правде, не допускающей незаслуженной гибели праведников, Авраам делает теперь применение ее к данному частному случаю, предполагая, что и в обреченном на погибель городе Содоме найдется значительное количество подобных праведников. Он даже выражает здесь надежду на то, что такое количество праведных искупит, до некоторой степени, преступление остальных и спасет и их от погибели. Быт.18:25 . не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Этот стих представляет собой один из важнейших членов патриархальной религии, заключая в себе торжественное исповедание веры в Бога, как всемогущего Судью всей вселенной, судящего мир по законами высшей правды, строго разделяющей виновных от невинных (ср. Втор. 10:17 ; Иов. 34:19 ; Иер. 31:29–30 ; Иез. 18:20 ; Мф. 13:28–29 ; Рим. 2:11 ; Еф. 6:9 ). Быт.18:26 . Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Снисходя к просьбе Авраама, Бог обещает явить спасение всем и нечестивым, ради пятидесяти благочестивых. Подобные мысли и даже примеры не чужды и другим местам Библии ( Притч. 11:11, 29:8 ; Ис. 37:35 ; Мф. 5:13, 24:22 и пр.). Быт.18:27–28 . Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Ободренный успехом своей первой просьбы, Авраам продолжает свое заступничество с еще большим дерзновением, хотя и исполненным в то же время высокого смирения. Доказательством такого смирения перед величием Иеговы служит его сравнение с прахом и пеплом, сравнение – полное глубокого внутреннего значения, в смысле указания на начало («прах от земли», Быт. 2:7 ) и конец ( Еккл. 12:7 ) земного существования человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010