Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

51:3,4). Отец законополагает, Сын повелевает, Дух самовластно правит. Слушай Бога, говорящего: благовествующие придут, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Прошу тебя: выслушай, чтобы узнать согласие истины. Мы не сражаемся заключениями, но следуем Писанию. Желаем быть рабами Писания, не порабощать Писание нашим заключениям. Вера не принимает заключений, не потому что они безрассудны, но потому что она превосходит всякое размышление. Павел, чтобы показать тебе, что вера вооружается против размышлений, говорит: " Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия " (2Кор. 10: 4,5). Но если и часто беззаконник побеждает рассуждением, - не изумляйся, потому что Давид говорит: " Дела беззаконий превозмогают меня " (Пс. 64:4). И Отец посылает апостолов, и Сын посылает, и Святой Дух посылает. Спаситель говорит апостолам: вот я посылаю вас в мир: " идите, научите все народы " (Мф. 28:19). А в Деяниях Апостольских говорится: " Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию " (Деян. 13:4). Отец призывает апостолов, Сын призывает апостолов; пророк говорит: от горы Сион придёт благовествующий, и благовествующие, " которых призовет Господь " (Иоиль. 2:32). Итак, дело Божие - призвание благовествующих. Если призвание дело Божие, то поэтому Дух, говорящий чрез пророков, сказал (также): это говорит Дух Святый: " отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Деян. 13:2). Об этом сказано нами достаточно. Бог же мира да возрастит всех нас в вере и любви к Нему, так как Ему приличны всякая слава, честь и поклонение, с единородным Сыном и всесвятым Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Слав. молящу не выражает мысли проповедника; нужно бы утешающу=οο. Слав. текст этого сходства не выдерживает: в 1Кор. 12:28 положи, в Деян. 20:28 постави. Между тем по греч. тексту оба раза: εο. (Мысль пропадает. Может быть более приемлем этот вариант?) " истреблю с лица землиот человека до скотов " (Быт. 6:3,7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

По крайней мере, в ближайшее время жизнь Моисея не станет хоть немножечко приятнее. Сначала спор с Богом (3:1–4:17), затем он оказывается на грани смерти (4:18–26). Сначала Бог беседует с ним, затем вступает в святую борьбу. Кратковременная передышка (4:27–31) наступает, когда Моисея радушно принимают дома, и он вместе со всем Божьим народом участвует в служении поклонения и хвалы. Однако фараон не сдается. Он совершенно безучастен к мольбам Моисея (5:3). Слова фараона: «Я не знаю Господа» (5:2) означают: «Я не признаю Его власти». Ситуацию ухудшила невыносимо увеличенная рабочая норма евреев (5:4:18). У евреев это неминуемо вызвало лишь глубокое негодование на своего сомнительного освободителя (5:19–21). Какое различие в оказанном приеме! Сегодня лесть, завтра – неприятие. Другому Избавителю люди будут один день петь осанну, а на следующий день требовать: «распни его». Еще одно подтверждение призвания Моисея (6) Так же как Иаков получил подтверждение событиям, происходившим в Пенуэле (ср. Быт.32:28 и Быт. 35:10 ), так и Моисей сейчас должен получить подтверждение произошедшему у горящего куста. Конечно же, старые возражения умирают нелегко (ср. 6:12:30). Когда Моисей впервые был призван, он пытался уклониться от этого призыва, подчеркивая свою собственную неспособность. Теперь он беспокоится, что гораздо труднее будет общаться с фараоном, чем со своим собственным народом, что и так не отличалось особым успехом. Каким же образом он сможет договориться с фараоном? («Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? И если в стране мирной ты был безопасен, то, что будешь делать в наводнение Иордана?», Иер.12:5 .) Моисей по-прежнему слишком беспокоится о результатах. В ответ Бог говорит Моисею семь ободряющих «Я сделаю», которые окружены двумя «Я есть». См. таблицу 5. Таблица 5 67 В этой главе поднимаются, по крайней мере, два критических вопроса. Один – в третьем стихе: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий»; а с именем Моим «Господь» не открылся им». А что же тогда означают те отрывки, в которых Господь представляется одному из патриархов точно под этим же именем? Так, Бытие (15:7): «И сказал ему (т.е. Аврааму) «Я Господь...». Или отрывки, в которых автор называет Господа, обращающегося к Аврааму, Господь: «И сказал Господь Аврааму...» ( Быт.12:1 )? Либо отрывки, которые указывают на некоторую фамильярность в отношениях с Господом? Так, Бытие (12:8): «И создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Особенно часто в этом значении слово   употребляется в юридических формулировках в качестве максимально обобщенного наименования главного участника описываемой ситуации, к к-рому применяется соответствующее наказание, напр.: «Если кто (    ) согрешит и сделает преступление пред Господом...» (Лев 6. 2(5. 21); ср.: Лев 2. 1; 4. 2, 27; 5. 1, 4, 15, 17; 7. 18, 21) или «...если же какая душа (    ), имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней...» (Лев 7. 20; ср.: Лев 5. 2; 7. 27; 17. 15; 20. 6; 22. 6; 23. 29, 30; Числ 15. 30); «...истребится душа та (    ) из народа своего...» (Быт 17. 14; ср.: Исх 12. 15, 19; 31. 14; Лев 7. 20, 21, 25, 27; 17. 10; 18. 29; 19. 8; 20. 6; 22. 3; Лев 23. 30). Прямыми соответствиями используемых при этом формальных выражений         и     в старовавилонских правовых документах являются аккад.     букв.- «если человек», и     букв.- «человек этот» (CH. passim). То же значение слово   приобретает в оборотах, применяющихся для указания на количество людей: «В восемнадцатый год Навуходоносора из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души» (Иер 52. 29); «...а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ» (Исх 12. 4; ср.: Быт 46. 15, 18, 22, 25, 26, 27; Исх 1. 5; 16. 16). В таких высказываниях   может относиться как к людям, так и к животным: «...по одной душе (  ) из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов, и из мелкого скота» (Числ 31. 28). Дальнейшим развитием этого употребления является постепенная утрата словом   первоначального лексического значения и использование его в качестве эквивалента различных местоимений. Так, в значениях «всякий», «каждый»: «...в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому...» (   букв.- «всякой душе» - Исх 12. 16; ср.: 4 Цар 12. 4); «все»: «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Его, презираемому всеми (  )...» (Ис 49. 7; ср.: Числ 19. 18; Иер 2. 34; Иез 18. 4); «никто»: «...ни одна душа из вас не должна есть крови...» (Лев 17. 12); «кто-нибудь»: «Если найдут кого, что он украл кого-нибудь (  ) из братьев своих...» (Втор 24. 7; ср.: Притч 28. 17); личные и возвратные местоимения: «...и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе...» (   - Ис 51. 23), «...сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя (  ) и семейство твое» (Суд 18. 25), «...не думай, что ты одна (  ) спасешься в доме царском из всех Иудеев» (Есф 4. 13; ср.: Числ 30. 3-13; Иер 51. 14; Амос 6. 8; Иов 32. 2; Притч 6. 32; 8. 36; 11. 17; 15. 32; 19. 8; 20. 2; 29. 24 и др.).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Ср. Мф. 11, 11–14. 836 (В) Илии. 837 Ср. Мф. 3, 1; Мк. 1, 4; Лк. 3, 2. 838 Ср. 3 Цар. 17, 6. 839 Ср. Мф. 3, 4; Мк. 1, 6. 840 Ср. 4 Цар. 1, 8. 841 Ср. 3 Цар. 19, 1–2. 842 Ср. Мк. 6, 19–28. 843 Ср. 3 Цар. 18, 17; 21, 17–24. 844 Ср. Мк. 6, 18; Лк. 3, 19. 845 Ср. 4 Цар. 2, 8. 846 (А) Божий. 847 Ср. 4 Цар. 2, 9–10. 848 Ср. 4 Цар. 2, 11; Сир. 48, 9. 849 Ср. Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22; Ин. 1, 33. 850 Ср. 4 Цар. 2, 13. 851 Ср. 4 Цар. 4, 1–7. 852 Ср. Ин. 2, 1–11. 853 Ср. 4 Цар. 5, 42–44. 854 Ср. Мф. 14, 21; Лк. 9, 14; Ин. 6, 10–11. 855 Ср. 4 Цар. 5, 1–14. 856 Ср. Лк. 17, 12–19. 857 Ср. 4 Цар. 2, 23–24. 858 Ср. Мк. 10, 16. 859 Ср. 4 Цар. 2, 23. 860 Ср. Мф. 21, 15–16. 861 Ср. 4 Цар. 5, 27. 862 Ср. Мф. 26, 24. 863 Ср. Лк. 24, 50. 864 Ср. 4 Цар. 4, 32–35. 865 Ср. Ин. 11, 1–46; Лк. 7, 11–17; Мк. 5, 22–43. 866 Ср. 4 Цар. 13, 21. 867 (А) братья мои. 868 (А) возлюбленные мои. 869 (А) устами Исаии пророка. 870 Лев. 26, 12. Пешитта=Синод.: И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом. 871 Еф. 4, 30. 872 Ср. Деян. 1, 5. 873 Ср. Быт. 1, 2. 874 (А) Святой. 875 Быт. 2, 7; 1 Кор. 15, 45. 876 1 Кор. 15, 44. Пешитта=Синод.: сеется тело душевное, восстает тело духовное. 877 2 Кор. 5, 8. Пешитта=Синод.: мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 878 Ср. 1 Кор. 15, 52. 879 (В) om. а слава… украшения. 880 Ср. 1 Кор. 15, 54. 881 Ср. 1 Фес. 4, 17. 882 Мф. 18, 10. Пешитта=Синод.: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 883 1 Цар. 16, 14. 884 Ср. 2 Цар. 16, 14–23. 885 Пс. 51, 11 (Пешитта). Пс. 50, 13 (Синод.). 886 4 Цар. 3, 15–17. Пешитта=Синод.: И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами; ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою. 887 4 Цар. 4, 27. 888 4 Цар. 6, 32. Пешитта=Синод.: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? 889

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

По-видимому, данные набеги предшествовали рассказу о Неемане, где есть упоминание об этих набегах ( 4Цар.5:2 ); вероятно, события эти имели место при Иораме «сыне убийцы» эти слова стиха ( 4Цар.6:32 ) могли быть приложены только к нему, а не к последующим царям. Пророк Елисей, обладая вышечеловеческим ведением, пользуется им для открытия коварных планов сирийцев и этим возбуждает со стороны последних преследование (стихи 9–12), направленное в местопребывание пророка – Дофаим, евр. Дотан (ст. 13) – город на торговой дороге из Галаада в Египет, здесь некогда был продан Иосиф ( Быт.37:17,25 ), к северу от Самарии (ср. Иудиф.3:6 и другие ). Ныне Телль-Дотан к северу от Набулуса (Onomasticon, 396. Ср. Толков. Библия , т. I, с. 101). Благодатная охрана небесная над Израилем в виде огненных коней и колесниц, подобно небесному ополчению, некогда ободрявшему Иакова ( Быт.32:1–2 ), была, по молитве пророка, открыта и одному из служителей его (стихи 15–17). Елисей совершает чудесное ослепление сирийского отряда, затем опять исцеляет его, приводит его в Самарию к царю израильскому, но отклоняет последнего от намерения его совершить над сирийцами опасный в древности херем (стихи 19–23; ср. ( 1Цар.27:11 )), повелевая отпустить сирийских воинов, как попавших в плен без боя: а если они будут убиты, то не познано будет чудо; а если возвратят здравыми к пославшему, то и он познает силу Бога нашего (блаж. Феодорит, вопр. 20). Временный мир был достигнут. 4Цар.6:24 .  После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию. 4Цар.6:25 .  И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета – по пяти сиклей серебра. 4Цар.6:26 .  Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь. 4Цар.6:27 .  И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли? 4Цар.6:28 .  И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чудеса и знамения Божии призваны пробудить и укрепить веру в народе израильском. Авраам, которому Бог вопреки всякой очевидности и наперекор естественным законам обещает даровать наследника, когда он и Сарра находятся в глубокой старости, поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность ( Быт. 15:6 ; ср. Гал. 3:6 ). Напротив, народ очень часто не верит Богу, несмотря на все совершённые над ним знамения ( Исх. 14:11 ). Псалмопевец сетует на то, что, хотя Бог явил людям множество чудес, они продолжали грешить и не верили чудесам Его ( Пс. 77:32 ); не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им ( Пс. 77:10–11 ). Что же касается чудес, совершаемых людьми (Моисеем, Иисусом Навином), то они бывают вызваны различными причинами. Иногда чудо необходимо пророку или вождю, чтобы удостоверить людей в том, что он послан Богом ( Исх. 4:1–9 ). В некоторых эпизодах чудо сопровождает военные действия, и их успех приписывается Богу, действующему через вождя или полководца ( Исх. 14:21–28 ; Нав. 6:5–20 ; Нав. 10:12–14 ). В других случаях чудо необходимо для укрепления веры в Бога ( Исх. 15:23–25; 17:2–6 ; Чис. 21:6–9 ). Чудеса пророков (Илии, Елисея и других) нередко имеют своей целью демонстрацию величия Бога и тщетности ложных богов ( 3Цар. 18:38 ). Некоторые чудеса совершаются пророками из жалости и сострадания к конкретному человеку ( 3Цар. 17:8–24 ; 4Цар. 4:8–37 ; 4Цар. 5:1–14 ). Постоянными действующими лицами в Ветхом Завете являются ангелы. Их присутствие нередко придает библейскому рассказу особую тональность, свойственную повествованиям о чудесах. ангел Господень является ветхозаветным праведникам и говорит с ними от лица Бога ( Быт. 16:7; 21:17; 22:11; 32:1 ; 3Цар. 19:5–7 ). Ангелы предстают перед пророками, вступают с ними в диалог и вразумляют их ( Дан. 9:21 ; Зах. 1:9–14 ). Нередко праведники и пророки созерцают ангелов в видениях. Иаков видит лестницу, стоящую на земле, но достигающую неба: по ней восходят и нисходят ангелы Божии ( Быт. 28:12 ). Исаия видит Господа, сидящего на престоле; вокруг Него стоят шестикрылые серафимы, взывающие: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!; один из серафимов прилетает к пророку и горящим углем касается его уст ( Ис. 6: 1–3, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Словом «душа» в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт.1:20 ). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» ( Быт.1:24 ). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» ( Матф.2:20 ). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» ( Мар.3:4 ). 2. В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф.10:28 ). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» ( Матф.10:39 ). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан.12:25 ). 4. В Библии слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ). 5. В Библии слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). «Душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ). Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

27); избранные будут с Ним «наслаждаться четыреста лет» (3 Езд 7. 28), после чего Он умрет, и вместе с Ним - «все люди, имеющие дыхание» (3 Езд 7. 29). В 5-м видении роль Мессии более значительная: Он действует как в символическом сне Ездры (лев, изрекший приговор орлу - 3 Езд 11. 37-46; возможно, имеется в виду происхождение Мессии из колена Иудина; ср.: Быт 49. 9), так и в соответствующем толковании этого сна («Лев, которого ты видел... это - Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их» - 3 Езд 12. 31-32). Он «избавит остаток народа» в Палестине «и обрадует их, доколе не придет конец, день суда» (3 Езд 12. 34). Основная функция Мессии связана, т. о., с судьбой Римской империи (вероятно, она представляется автору воплощением мирового зла, а ее сокрушение символизирует эсхатологическую войну добра со злом - Stone. 1990. P. 210), что существенно отличается от 3-го видения. В 6-м видении Мессия представлен в виде человека, поднимающегося из моря, перед Которым все трепетали; Его сопровождало воинство небесное, и никто из нападавших на Него не смог устоять (3 Езд 13. 1-11). Множество мирных людей, сходящихся затем к нему, «иные с лицами веселыми, а иные с печальными», символизирует 10 колен израильского народа (3 Езд 13. 12-13, 39-47). Упоминание о Мессии имеется также в 7-м видении, где Ездра получает от Бога обещание, что он будет взят от людей, для того чтобы «обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе, доколе не окончатся времена» (3 Езд 14. 9). III. Понимание Мессии. На основании всех текстов, где упоминается Мессия (само наименование Мессия-Помазанник в тексте Вульгаты содержится в 2 местах: christus - 3 Езд 7. 29; unctus - 3 Езд 12. 32), исследователи полагают, что автор книги считает Его предсуществующим ( Stone. 1990. P. 212). Он будет заботиться о праведниках, к-рые выживут во время бедствий последних времен. Его царствие, по-видимому, не будет вечным, более того, сказано, что оно будет иметь конец (3 Езд 7. 29; 12. 34). Тем не менее роль Мессии как сокрушителя Римской империи и восстановителя Израиля связывает Его с главной темой книги - судьбой израильского народа.

http://pravenc.ru/text/189579.html

1Пар.6:71 .  Сыновьям Гирсона от племени полуколена Манассиина дали Голан в Васане и предместья его, и Аштароф и предместья его. И в кн. Второзакония ( Втор.1:4 ) и И. Навина ( Нав.13:12 ) Аштароф называется столицей Ога Васанского. С именем Аштерот-Кармаим этот город упоминается еще в кн. Бытия ( Быт.14:5 ). Название Нав 21.27 Беештра вызвано неправильным чтением группы еврейских букв : её, с опущением первой буквы, можно прочитать и Аштарот, и Беештра, смотря по тому, какие подставить гласные. 1Пар.6:72 .  От колена Иссахарова – Кедес и предместья его, Давраф и предместья его, Вместо Кедес у ( Нав.21:28 ), а равно ( Нав.19:20 ) – Кишион. 1Пар.6:73 .  и Рамоф и предместья его, и Анем и предместья его; У Иисуса Навина в ( Нав.19:21 ) и ( Нав.21:29 ) это имя пишется Ген-Ганим «садовый источник». «Анем " кн. Паралипоменон («два источника») – нигде более не встречается. 1Пар.6:75 .  и Хукок и предместья его, и Рехов и предместья его; В параллельном месте у ( Нав.21:31 ) стоит Хелкаф, но при исчислении городов колена Ассирова ( Нав.19:34 ) так же, как и здесь, Хукок. 1Пар.6:76 .  от колена Неффалимова – Кедес в Галилее и предместья его, и Хаммон и предместья его, и Кириафаим и предместья его. У Иисуса Навина Хаммон показан при исчислении городов колена Ассирова ( Нав.19:28 ), при исчислении же городов Неффалимова – Хаммое-Дор ( Нав.21:32 ). В ( Нав.21:32 ) вместо Кириафаим стоит Картань. Значение обоих имен одинаково – «два города», и разность только в форме. Картан – древнее, вышедшее из употребления, двойственное число, Кириафаим – позднейшее. 1Пар.6:77 .  А прочим сыновьям Мерариным – от колена Завулонова Риммон и предместья его, Фавор и предместья его. По сравнению с ( Нав.21:34 ) в данном стихе пропущены два города: Иокнеам и Карфа, а два другие носят иные названия, Риммон-Димна, Фавор-Нагалал. Чтение Димна едва ли правильное, так как и по указанию самой кн. Иисуса Навина, в области колена Завулонова лежал город Диммон ( Нав.19:13 ), а не Димна. Имя Нагалал, только в иной несколько форме (Наглол) упоминается в кн. Судей ( Суд.1:30 ), как имя города, отданного потомкам Завулона. Чтение кн. Паралипоменон – Фавор возникло, как думают, от того, что автор указывает вместо города местность, где он лежал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010