Как радикально меняется все, когда вдруг раскроется сердце принять призыв Христа. Каждый момент становится драгоценным, исполненным глубокого смысла. И страдания, и радости — чудно сливаются с новым подвигом. Лестница до небес — пред нашими глазами. «Отныне имя тебе будет... Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков будешь одолевать» (Быт. 28:12; Быт. 32— 29). А об Имени Моем не спрашивай, ибо оно чудно, и ты еще не способен воспринять Его. И все же ты благословен. «И взошло солнце... и хромал он на одно бедро»: путь к познанию совершенному еще не открылся, но предвидение было уже дано. Оно будет углубляться в сознании пророков, и будут сказаны многие пламенные глаголы о долженствующем придти Предвечном Слове Отца; и совершенный Свет, в котором нет ни единой тьмы, явится нам во всей силе Своей.    Рискованна борьба с Богом: она может привести к погибели, но она же может сделать нас могущими побеждать «ветхого человека», изуродованного люциферической гордостью. Побеждать смирением: «И человеков будешь одолевать». Как? Смирением. «И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака... Избавь меня от руки брата моего Исава, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми» (Быт. 27:41; Быт. 32—11). «Взглянул Иаков, и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек... и пошел (Иаков)... и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт. 33— 4). Смягчился Исав, ненавидевший Иакова, обманом похитившего принадлежавшее ему благословение отца их Исаака. В Иакове-Израиле нам дан образ смиренного покаяния.    Переживаемый во всем мире духовный кризис не есть ли приготовление к новому великому возрождению? Ведь то, что совершается ныне в душах отдельных людей, может произойти и во множестве душ. И это может придти, как мощный потоп; как ослепительная молния в полуночной тьме. Данный нам отрезок истории может и должен был бы стать периодом усвоения нами бытия во всех его измерениях. Самые страдания наши становятся во свете этой надежды развертыванием пред нами величественной картины: «День дню передает глагол, и ночь ночи открывает разум» (Пс. 18:3), если проведены в молитве, которая достигает «пределов вселенной»... «от края небес исход ее (молитвы), и движение ее до края их, и ничто не укрывается от теплоты ее» (молитвы). Она и нас согревает и веселит. Она есть канал, по которому сообщается откровение Свыше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архив Пн Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

Быт.5:27 . Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. Это – самый долговечный из всех десяти допотопных патриархов (а вместе – и всех исторически известных людей), лета или век которого вошли у нас в пословицу (лета, век Мафусала). Ной и три сына. Быт.5:28–29 . Ламех жил сто восемьдесят два [] года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. Последним допотопным патриархом был сын Ламеха – Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Полагают, что сам Ламех, не отличавшийся благочестием, давая такое имя своему сыну, соединял с ним богопротивную мысль, именно – выражал надежду на скорое уничтожение силы божественного проклятия над землей, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и мнил видеть своего новорожденного сына. Но, по толкованию Иоанна Златоуста , Ламех, подобно первосвященнику Каиафе в суде над Иисусом Христом ( Ин. 11:49–52 ), помимо своей воли выразил здесь и другую великую идею: ставя указание библейского текста на ослабление суеты и работы в связь со словами божественного суда по грехопадении и с объяснениями их у Апостола Павла ( Быт. 3:13 ; Рим. 8:20 ), отцы Церкви справедливо усматривают в имени Ноя пророчественное предуказание того, что через Ноя и его потомство будет ослаблена сила божественного наказания за грехопадение и после бури нечестия (насилия исполинов), ( Быт. 6:4 ) и грозы небесной кары за него (потоп при Ное) настанет новое, относительно мирное и покойное течение общественно-религиозной жизни. Быт.5:32 . Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета. Большую часть своей жизни Ной прожил в допотопную эпоху и под конец ее успел уже иметь трех сыновей; но уже деятельность этих последних принадлежит послепотопной эпохе, когда, по ходу повествования, скажем о них и мы. Что касается того, почему у Ноя, сравнительно с прочими патриархами, так поздно родились эти дети (Ною уже было 500 лет), то лучшим ответом является то предположение, чтобы дети Ноя до эпохи потопа не успели бы сами стать родителями, или настолько испортиться и развратиться, что и им пришлось бы разделить печальную участь всего первобытного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В последующих книгах Ветхого Завета приведены слова пророков, славивших богодухновенно всесовершенныя дела Божии. 27. Находим ли в Писании, что сотворение человека отличалось от творений других живых существ? Творение многообразного животного царства происходило повелением – «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт. 1, 20 ), или «да произведет земля душу живую по роду ея» ( Быт. 1, 24 ). Самое творение осуществлялось появлением, производительным усилием воды или земли, целого родового вида живых и дышащих существ. Иначе произошло творение человека. Прежде был некий великий совет в лоне Божием: «И сказал Бог: сотворим человека по образу (и) по подобию Нашему» ( Быт. 1, 26 ). Затем произошло сотворение одной человеческой пары, которая отражала собою образ Божий: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1, 27 ). 44 28. Как понимать образ Божий в человеческом существе? Получив свой телесный состав из первичных веществ земли, человек воспринял живую душу от Божьего вдуновения дыхания жизни, что его отличило от всех других дышащих существ. Человек начал жить тогда же, когда его душа получила духовное начало, которое само по себе безсмертно и устремлено к истине . " И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою» ( Быт. 11, 7 ). По замыслу Творца в мир поставлено живое создание, способное своим свободным хотением уподобляться Богу. Такой дар духовного самоопределения в сторону истины и есть образ Божий в человеке. 29. Какия свойства души показывают, что человек по своей природе наделен духовным даром? Духовное начало в человеческой душе выражено: а) личным самосознанием и б) внутренней свободой. Если «я» человека – духовно, то оно свободно. «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода« ( 2Kop. III, 17 ). »Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Kop. III, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией ( Пс. 17:14 ) или же является знамением божественного величия и славы ( Иез. 1:27–28 ; Сир. 43:12–13 ; Откр. 4:3, 10:1 ). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов. Быт.9:14 . И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы ( Быт. 6:17 и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары. Быт.9:15–16 . и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета. Быт.9:17 . И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Это – заключительные слова ко всей довольно пространной речи о завете и его значении. Ной насаждает виноградник Быт.9:18 . Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Отсюда начинается новый библейский раздел – история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда – вообще «имя»; слово «Хам», вероятно, значит «жгучий, черный, темный, смуглый» и слово «Иафет» означает «распространение». Само перечисление сыновей Ноя сделано здесь с той целью, чтобы показать, что человечество не имело кроме них никаких других родоначальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Видя посланные колесницы, чтобы отправиться ему в Египет – " ожил " , сказано (Быт.45:27). Старый, преклонный летами, согбенный, Иаков вдруг помолодел духом, сказано: " ожил " . Что значит: " ожил " ? Как огонь в лампаде, когда оскудевает елей, начинает угасать; но лишь только прибавит кто-нибудь хотя немного елея в лампаду, огонь, уже готовый погаснуть, тотчас издает яснейший свет, – так и этот старец, уже готовый угаснуть от скорби ( " не хотел " , сказано, " утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю " [Быт.32:35], теперь узнав, что Иосиф жив и начальствует над Египтом, увидев и колесницы, " ожил " духом, из старца стал юношей, рассеял облако грусти, утишил бурю помыслов, и, наконец, успокоился. А все это устроил Бог, дабы праведник после таких страданий обрел, наконец, утешение, и сделался участником благоденствия своего сына; а с другой стороны, чтобы исполнились и сновидения, которые он сам же истолковал, сказав: " неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли " (Быт.37:10). Поверив виденному и слышанному, Иаков воскликнул: " довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру " (Быт.45:28). Это весьма важно, говорит, превышает всякое разумение, и затмевает всякую человеческую радость, если еще жив сын мой Иосиф. " Пойду и увижу его " . Итак, поспешим, чтобы мне иметь свидание с ним, прежде, нежели умру я; весть эта воскресила дух мой, прогнала немощи старости, укрепила мой рассудок. Если мне придется увидеться, то я умру, насладившись совершенной радостью. Итак, ни мало не медля, праведник отправился в путь; он ускорял, спешил посмотреть на своего возлюбленного сына, увидеть царем Египта того, кого он считал уже давно умершим и добычей зверей. Пришедши к кладезю клятвенному он вознес благодарственную молитву Господу, и " принес жертвы Богу отца своего Исаака " (Быт.46:1).   2. Слыша это, научимся тому, чтобы, когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело, или отправляемся в путешествие, – прежде всего, возносить молитвенную жертву Господу, и не иначе, как, испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело, и, таким образом, подражать благочестию древних праведников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Глава 9 Бог благословляет Ноя Быт.9:1 . И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им Подобно тому, как родоначальник первого мира – Адам, тотчас же по сотворении, получил от Бога особое благословение ( Быт. 1:28–30 ), и родоначальник второго мира – Ной получает подобное же благословение. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (обладания) над животными и его питания. Сила этого божественного благословения касалась не одного только праведного Ноя, но и «сынов его», т. е., как наличного, так и будущего его потомства, короче сказать – всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею», так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам – Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного ( 1Кор. 15:27 ; Еф. 1:22 ; Евр. 2:8 ). Быт.9:2 . да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; «Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом» (Филарет). Быт.9:3 . все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; Это будет уже второй по числу закон о пище ( Быт. 2:16 ), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее – зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно – мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать». Запрещение вкушения крови и человекоубийства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

До этого была получена первая разрешительная заповедь: «…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» ( Быт.1:27–28 ). Когда змей искушал нашу праматерь Еву, он сказал ей: «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ). Здесь мы видим, что первый, кто преувеличил Божию Заповедь, был именно змей. Бог никогда так не говорил: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Напротив, Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» ( Быт.2:16 ). Господь Бог запретил вкушать только от дерева познания добра и зла. Вторым преувеличившим истину существом оказалась наша праматерь Ева . Она сказала, что якобы Бог сказал: «не ешьте их и не прикасайтесь» ( Быт.3:3 ). Да! Бог сказал: «не ешь», но Бог не сказал: «не прикасайтесь». Вот на этой неточности сатана и подловил нашу праматерь Еву. Она внесла в слова Бога ненужную строгость, потом дьяволу оставалась подтолкнуть Еву к дереву, так, чтобы она прикоснулась к нему, а потом сказать ей: «…нет, не умрете» ( Быт.3:4 ). Излишня и фанатичная строгость в деле исполнения Божией Заповеди погубила наших прародителей. Эта же строгость оказалось губительной для иудеев и иудействующих христиан (законников), о которых сказано: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… по заповедям и учению человеческому?» ( Кол.2:20–22 ). Распознать таких людей в христианской среде несложно, именно о таковых и сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Таковые все почитают нечистым и от всего опасаются оскверниться. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ). Законники в нашей среде – это те, которые ко всем придираются, всех подозревают, во всех сомневаются и никому не верят. Их «бог», как они о нем думают, – это жестокий и придирчивый деспот, который всех подсиживает и только и ждет, когда мы ошибемся, чтобы тотчас расправиться с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Из сказанного выясняются настоящие обязанности человека в отношении царства природы. Представим сначала положение человека в этом царстве, когда оно находилось в райском состоянии, а затем его последующее положение, когда это царство стало греховным. Вообще обязанности человека по отношению к царству природы определяются указаниями первых глав кн. Бытия. В Быт.1:26–27 мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему и да владычествуют над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Приведенные слова священной книги заслуживают особенного внимания, если их поставить в связь с предыдущим и последующим повествованиями кн. Бытия. В Быт.1:1–25 в рассказе о творении мира Богом Бог изображается как вечная, всемогущая, разумная, премудрая творческая сила. В таком именно образе открывается Бог в Быт.1:1–25 . И когда затем раздаются слова Божии: «Сотворим человека по Нашему образу и по Нашему подобию», а бытописатель замечает: «И сотворил Бог человека по Своему образу», то в тех и других словах разумеется не иной Божий образ, как только что изображенный, т. е. что человек был создан бессмертным, разумным, способным к творческой деятельности 29 . И не только создается человек способным к творческой деятельности, но и обязывается он к ней. Благословив первых людей, Господь заповедает им: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле» ( Быт.1:28 ), а в стихе 26-м было добавлено: «и над всею землею». Поселив затем человека в саду Едемском, Господь повелевает «возделывать и хранить его» ( Быт. 11, 15 ). После всего сказанного положение человека в этом мире представляется в следующем виде. Он – не только творение Божие, но и некий видимый образ невидимого Бога. Он – наместник Бога на земле. В царстве природы ему отведено Господом исключительное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

М. Филарет переводит: «не тревожьтесь в дороге»; Англ. Комм. Библия, приводя в примечании этот же перевод, замечает, что смысл, даваемый большею частию переводов и преданием: «не ссорьтесь в дороге» – кажется, вернее передаёт смысл подлинника. Братья Иосифа не раз уже ходили по пути, по которому они возвращались, и не встречали опасностей, но, узнав, что Иосиф жив, между ними могли возникнуть прискорбные распри и ссоры, ибо каждый теперь мог стараться сложить с себя ответственность за прежнее преступление. Быт. 45:25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, Быт. 45:26 и известили его, сказав: Иосиф [сын твой] жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. Быт. 45:27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, Он только тогда начал верить словам их, когда услышал весь рассказ о жизни Иосифа, сообразил сны юноши с предсказанным и исполнившимся его возвышением и когда убедился, что рука Божия руководила и руководит как жизнию Иосифа, так и судьбою племени его, которому в лице Авраама было предназначено переселиться в Египет. Наконец, взгляд на колесницы, пришедшие из Египта, окончательно убедил Иакова, что пришла минута исполнения предсказанного переселения. И ожил дух его при виде исполнения обетований и от радости, что Иосиф жив. Быт. 45:28 и сказал Израиль: довольно [сего для меня], Митрополит Филарет замечает, что слово Иакова «довольно» надо было понимать так: «я не утешаюсь и не занимаюсь величием и богатством сына моего; довольно для меня, что он жив». еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру. Глава XLVI. Иаков отправляется в путь и имеет в Вирсавии видение; родословные таблицы вошедших с Иаковом в Египет; Иосиф встречает отца своего и предварительно наставляет братьев своих, что им говорить фараону Быт. 46:1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010