Многое смирение мы видим и у внука Авраама, блаженного патриарха Иакова, тайнозрителя Божественных таинств, который был назван и Израилем, то есть избранным Божиим (см.: Быт. 32: 28), ибо и его слышим смиряющимся и говорящим, что он недостоин щедрот и благодеяний Божиих (см.: Быт. 32: 10). Великое смирение видим и у Иосифа, прекрасного и премудрого. Ибо, будучи продан в рабство братьями своими (см.: Быт. 37: 27–28), он не воспротивился им. А позднее, когда он растолковал сон фараона, то не похвалился своей мудростью и благодатию, данной от Бога, но сказал: Не я, но Бог даст ответ для спокойствия фараона (ср.: Быт. 41: 16). А когда Бог превознес его в великую славу и поставил начальником над всей старой Египетской и когда братья, продавшие его, пришли, чтобы купить пшеницы, он не только не возгордился и не отомстил им в злобе, но и принял их с великой любовью и порадовал большими дарами (см.: Быт. 45: 1–18). Великое смирение имел и досточудный и перенесший большие испытания Иов, который, увидев Бога, называет себя прахом и пеплом (см.: Иов. 42: 5–6). Смирение видим еще и у Моисея, который удостоился видеть Бога в пламени огня, когда купина горела и не сгорала (см.: Исх. 3: 2–3), и который был послан вызволить народ Израиля из рабства фараону. Однако он ради видения Бога и ради своего призвания и избрания не превознесся умом, но, считая себя совершенно недостойным такого призвания, говорит со смирением: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому, и вывести из Египта сынов Израилевых? (ср.: Исх. 3: 11). И даже исповедует свою немощь пред Богом, говоря, что он косноязычен и непригоден для столь великого служения (см.: Быт. 4: 10), и просит Бога послать другого вместо него. Великое смирение мы видим и у тех трех отроков, что были уведены в рабство в Вавилон вместе с пророком Даниилом и народом израильским. Они, хоть и были царского рода, жили в воздержании и девстве и питались одними овощами (см.: Дан. 1: 16). А когда увидели преславное чудо, совершенное Богом над ними, когда Он сохранил их невредимыми посреди огня в печи, раскаленной в семь раз более обычного (см.: Дан. 1: 19), то не вознеслись умом из-за этого преславного чуда и избавления своего, но с великим смирением сочли себя постыдными, и позорными, и недостойными раскрыть уст своих и славославить Бога, как написано: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя (Дан. 1: 33). Затем, молясь, они говорят: Но в кротости и сокрушении духа да будем Тобою приняты (ср.: Дан. 1: 39).

http://pravoslavie.ru/43999.html

Пришёл – вероятно, из Вирсавии. Некоторые ставили вопрос: прилично ли было Аврааму оплакивать Сарру и рыдать по ней? На это мы ответим, что всякое искреннее человеческое чувство достойно великого душою человека, и если закон Моисеев впоследствии ( Лев. 21:10 ) не позволил Великому Священнику, помазанному елеем, совершать обряды рыдания и плача (которые, вероятно, перешли к Израилю от Египта) вследствие особого величия его звания, то он не запрещал даже священникам выражать скорбь свою и прикасаться к трупам ближайших родственников своих ( Лев. 21:1–5 ). Быт. 23:3 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: Хет – первенец Сидона, сына Ханаана, сына Хамова ( Быт. 10:15 ). Почти нет сомнения, что хетты, или хеттеи, суть кхеты египетских памятников, владевшие Сирией при Сети I. Из Суд. 1видно, что земля хеттеев находилась к северу от Палестины, и надо полагать (как думает Кларк), что Иавин, царь ханаанский, который царствовал в Асоре ( Суд. 4:2 ) и у которого военачальником был «Сисара, живший в Харошеф-Гоиме» (Харошеф язычников), был царём тех именно потомков Хета, которые при Аврааме занимали Палестину. Быт. 23:4 я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Первое место в собственность в Палестине, которое приобрёл отец верующих, было место для гроба. Этим действием он как бы предсказал, что в грядущих веках, когда исполнятся все Божии обетования, опять в Палестине останется единою драгоценною собственностию верующих гроб Того, в Котором исполнение обетований. Приобретение места для погребения в Палестине было действием важным в жизни патриархов, потому что оно осязательно напоминало в будущем народу израильскому, что Палестина есть земля обетования, что там дарован Иеговой удел своему народу. Вот почему и Иаков ( Быт. 49:29 ), и Иосиф ( Быт. 50:25 ) завещали нести туда, в землю благословения, свои тела. Авраам был странником и пришлецом в земле сынов Хета, не основывая нигде поселения, хотя казалось бы, после войны с Кедорлаомером ему бы легко было основать его. Но он не получал на то благословения Иеговы, Который лишь в будущем обещал эту землю его племени, и он остался в стране Хеттеев кочевником, пользуясь для пастьбы и жилья землями лишь по договорам ( Быт. 21:27 ) или незанятыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Само сотворение человека было одновременно и сотворением семьи как формы жизнеустройства человека. По крайней мере книга «Бытие» не усматривает в хронологии событий, связанных с сотворением человека, их разделения на два акта. Хронологическая подробность (сотворение сначала мужчины, потом женщины) выявляется потом во 2й главе «Бытия», переходящей уже к изложению событий в Едеме и с чисто повествовательной точки зрения нуждающейся в подобной детализации. Между тем, в 1й главе при рассказе о самом акте творения сотворение мужчины и женщины представляется как один единый акт. В описании еще не осуществленного замысла Бога читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами» и т.д. (« Быт. 1:26 ). Здесь однозначно указано на намерение Господа создать не одного Адама: будущее создание Свое Он определяет множественным числом. Описание уже самого акта сотворения человека подтверждает подобное предположение: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчиною и женщиною сотворил их » ( Быт. 1:27 ). Чуть далее еще отчетливей подчеркивается единость акта сотворения человека: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчиною и женщиною сотворил их , и нарек им имя: человек, в день сотворения их » ( Быт. 5:2 ). Единость этих двух существ и была законодательно закреплена Богом как глаголом «прилепиться», так и в их квалификации как «одна плоть»: «человек [...] прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Здесь фиксируется, что брак сочетание лишь двух лиц в неразрывности одной плоти. Это единство подтверждается в Новом Завете: «Любящий свою жену любит сам себя» ( Еф. 5.28 ). Для этого единства Бог устанавливает определенную иерархию в семье в словах, адресованных Еве: «Он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). В мотивации создания Евы можно усмотреть положения, являющиеся зачатками дальнейших законодательных установлений о семье. Человек уже со времени своего сотворения был предусмотрен Богом как существо общественное, чья жизнь может быть осмыслена лишь в постоянном общении с себе подобными. Бог знал, что человеку нужно время, чтобы почувствовать необходимость в том, чтобы Божий акт сотворения человека был доведен до полного завершения создания Евы. В этом разрезе чрезвычайно важную нагрузку несут слова, непосредственно предшествующие сотворению Евы: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2. 18 ). Для удовлетворения этой первейшей потребности человека потребности в общении Бог и создал наилучшую и наивысшую форму общности семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Вред для человека Нарушение седьмой заповеди разрушает не только свою и чужую семью. Имена разрушает саму жизнь человека, лишая его сил. Не праведную жизнь, а именно жизнь как таковую. Всякую. И дело тут не в сексуальных излишествах, порой пагубно сказывающихся на здоровье, — это лишь следствие, до которого доходит не каждый развратник. Дело в разрушении целомудрия. Целомудрия в смысле той внутренней цельности, без которой жизнь невозможна, потому что жизненная сила будет утекать, как вода в песок. Дело не в том, что разврат безнравствен. Божьи заповеди вообще, как ни парадоксально это прозвучит, не делают мораль и нравственность самоцелью: Богу нужна не наша нравственность, а наше сердце. Нарушение заповедей страшно не тем, что оно аморально, а тем, что оно отрезает нас от Бога. Не позволяет Ему войти в наше сердце. А значит, лишает нас того источника жизни, без которого мы не можем существовать как люди. Человек изначально не был задуман для автономного существования, к которому Бог предназначил все остальные живые существа. Собака, кошка, даже обезьяна или дельфин самодостаточны, «их душа в их крови» (Быт 9:4), и больше им ничего не нужно для того, чтобы жить. Сотворены они соответственно собственному виду, качество которого определено Богом («по роду их», как передает это Синодальный перевод, Быт 1:24–25). Они существуют сообразно заданному для них Богом алгоритму, выражающемуся, например, в инстинктах — инстинкт перелета, инстинкт материнства, инстинкт размножения. С человеком все по-другому. Вот что говорится в Библии о создании человека: « 2 6 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26–27); « 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Человек существует лишь как образ и подобие Бога. Он — дух в первую очередь, а природа, прах — лишь во вторую. У человека нет природного алгоритма его собственного существования, как есть у животных, потому что человек не предназначен Богом для относительно автономного существования. Жизнь человека всецело определяется дыханием жизни, которое Бог дает ему при сотворении: именно это делает человека «живой душой» (Быт 2:7).

http://bible.predanie.ru/vypusk-sedmoy-p...

И сказано: « и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников » ( Быт. 17:27 ). Опять же, смотрите: «и с ним обрезан был весь мужской пол…» ( Быт. 17:27 ). Обрезание – это вхождение в завет с Богом. Значит, весь мужской пол принял единобожие! Авраам проповедовал веру в единого Бога, и через обрезание этих мужчин, которые не принадлежали к его родству, принял их в общину. Теперь они, несмотря на свое национальное происхождение, становятся духовными детьми Авраама. И что происходит далее? « И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного » ( Быт. 18:1 ). Какую смысловую нагрузку, может нести уточнение: «явился ему Господь у дубравы Мамре» ( Быт. 18:1 )? Учитель Церкви Ориген так отвечает на этот вопрос: «Но давайте посмотрим, что есть это дерево, под которым стоял Авраам и устраивал трапезу Господу и ангелам… Мамре на наш язык передается как видение или острота зрения. Видишь ли, в каком месте Бог может иметь трапезу? Видение и острота зрения Авраама была любезна Богу: поскольку он был чист сердцем, он мог видеть Бога. В таком месте и в таком сердце может Бог пировать с ангелами. Ведь не случайно бывшие до того пророки назывались прозорливцами» 145 . Ориген , опирается в этом истолковании на известные слова Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Знаете, почему Писание уточняет: «во время зноя дневного» ( Быт. 18:1 )? Когда в зной на теле человеческом есть раны, то они наибольшим образом дают о себе знать! Поэтому мы можем предположить, что эта встреча произошла вскоре после обрезания. Авраам сидел при входе в шатер. Почему? Потому что он был очень странноприимный человек, он любил принимать гостей! Ибо уже тогда древние знали: нельзя пренебрегать страннолюбием, «ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» ( Евр. 13:2 ). «Увидев, Авраам побежал навстречу им. Обрати внимание на незамедлительно усердного и скорого на услуги Авраама. Сам бежит навстречу и, когда прибежал, спешит в шатер и говорит жене своей: «спеши в шатер». Посмотри в деталях, какова готовность принять! Поспешание во всем, все делается с прилежанием, и спустя рукава ничто не делается» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее мы читаем такие радостные слова: « Дети выросли …» ( Быт. 25:27 ). Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12-й главы Книги Бытия по 50-ю – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12-й по 50-ю. Хорошо бы, если бы мы в храме жили! Но мы в семьях живем, нам приходится покидать святые места и возвращаться к нашим домашним. Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 ). И мы читаем далее: « Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах » ( Быт. 25:27 ). Вот здесь мы видим проблему: «дом – улица». Есть такая проблема и у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний ребенок». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был «человеком искусным в звероловстве, человеком полей» ( Быт. 25:27 )? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод…» ( Быт. 10:9 ). Хотя даже отцы по-разному истолковывают это место. Например, Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял как бы роль палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – казнить злодеев. Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

179. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). 180. Физика. 181. Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138:16). 182. Ср.: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1:1–2). 183. Патерик Скитский. 184. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, 3. Об Ангелах. 185. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры Книга 4, гл. 13. 186. Сущий (Исх. 3:14). 187. Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 188. Ипотезы [гипотезы]. 189. Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душою, но еще не разложившееся окончательно. 190. Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога. 191. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13. 192. Мф. 6:27. 193. Мф. 5:36. 194. Ср.: Сей бе искони к Богу. — Оно было в начале у Бога (Ин. 1:2). 195. …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31,34, 36;. 14:6). 196. Быт. 2:5–6. 197. Быт. 3:16. 198. Быт. 3:16–19. 199. Пс. 50:7. 200. Вереи ея заклепи вечнии — запоры ее (земли) навек (навсегда) стали мне преградой (Иона. 2:7). [Запорами земли пророк Иона называет подводные морские скалы, к которым пророк спустился, когда был брошен с корабля, и которые служат как бы преградою морю — Ред.]. 201. Откр. 22:11, 15. 202. Быт. 2:7, 22;. 3:11–12. Пс. 118:125;. 89:13, 16; 37 и пр. 203. Рим. 5:10. 204. …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3:8). 205. …ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Архив Пн Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

ЕВА: АДАМ; В МУКАХ РОЖДАТЬ [ДЕТЕЙ]; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА —ОДНА ПЛОТЬ; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; РАЙ Ева, Евина дочь — женщина вообще, со всеми присущими ей качествами, в первую очередь — любопытством. Бог сотворил первого человека из праха земного, вдунув в него дыхание жизни (см. Быт.2:7 ). Поместив человека в Эдеме (райском саду) и подчинив ему всех сотворенных животных и птиц, Господь создает и «помощника», соответственного, подобного ему (см. Быт.2:18, 20 ). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:21–24 ). Здесь женщина еще не получает собственного имени, но уже называется женой (на др.-евр. «иш» — муж, «ишша» — жена). Поддавшись искушению змия, Ева первая вкусила запретного плода и подтолкнула к тому же Адама, за что праотцы были изгнаны из рая, тяжесть же этого первородного греха легла на всех их потомков («От жены начало греха и через нее все мы умираем» — Сир.25:27 ). «Сыны Адама» обречены «в поте лица добывать хлеб», женщине же сказано: «…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Тогда-то жена и получает имя Ева (евр. — «жизнь»): «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 , ср.: «Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий» — Тов.8:6 ). Изгнанная из рая вместе со своим мужем, Ева становится родоначальницей человечества. Еже писах, писах ЕЖЕ ПИСАХ, ПИСАХ Выражение закрепилось в речи в варианте слав. Б. (в переводе на рус.: «что написал, то написал»). Указывает на то, что сам факт письменного закрепления тех или иных суждений, оценок, обещаний делает их автономными от авторской воли, окончательными и потому не подлежащими корректировке. (Близко по значению пословице — «что написано пером, того не вырубишь топором».) В зависимости от того, кто употребляет это выражение — читающий какой-либо текст, или написавший его, оно имеет различные смысловые оттенки. В первом случае, содержит отказ принимать к сведению какие-либо дополнения, меняющие смысл написанного, во втором случае, сам автор, при всем своем желании изменить или дополнить произведение, отказывается от рационализации, признавая за спонтанностью и непосредственностью высказывания некое объективное начало, выразившееся именно в этой форме.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010