Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Первый уровень обработки демонстрирует особый интерес к левитскому культовому персоналу; если вначале на переднем плане находятся обычные левиты слл.; 2Пар.8:14 слл.; 35:2 слл., 6, 8–10, 14b), то в ходе развития центр тяжести смещается на музыкантов (певцов) и их подразделение на классы ( 1Пар.6:16–32, 15 слл.; 25, 2Пар.5:12 ), затем – на особые группы музыкантов и привратников, выполняющих роль проводников ( 1Пар.9 :17b–33, 19–23, 27a, 16:38, 42, 23–26; 2Пар.7:6, 20:19, 23:18 19, 29:12–15, 25–28, 30, 31:13–19, 13, 35:15). На втором уровне обработки доминирует тема задач и успехов «общества» (ключевое слово qhl) и его руководителей, прежде всего речь идет о сотрудничестве с царем в деле строительства и содержания Храма ( 1Пар.28:12–19 , 21а, 29:1–20, слл.; 2Пар.29 :21а, 23 слл., 31–34а, 35b, 30:1b–5a, 13b, 15–17, 23–25, 35:17). На этом уровне происходит приспособление друг другу историй о Езекии и Иосии (ср. 2Пар.30 и 35). Позднейшие частные дополнения уточняют отдельные вопросы культового права в духе Торы ( 1Пар.28 :17а, 2Пар.2–5, 13:10 35а, 31:2 слл.); к наиболее поздним добавлениям относится также 1Пар.27 . Необходимо помнить о гипотетическом характере этим разграничений – для их проверки недостает хронологических и иных «привязок». Ввиду тематической связанности уровней между собой следует говорить скорее о едином комплексном процессе, нежели о ступенчатом расширении. Идея о том, что 1/2 Пар создавались постепенно, позволяет точнее определить отношение их к Ездр./Неем: древнейшая стадия текста 1/2 Пар уже предполагает существование Книги Ездры/Неемии и использует ее в качестве образца (напр., 1Пар.9 и Неем.11 ; 2Пар.36:22 слл. и Ездр.1:1–4 ). Таким образом, Ездр./Неем. является для хрониста одним из источников, к которому он время от времени обращается так же, как и, например, к Быт и Ис Нав. Множество других параллелей между двумя произведениями следует отнести за счет того, что в Ездр./Неем. (прежде всего в Ездр.3:6, 8 и Неем.10–13 ) были сделаны очень поздние дополнения, связанные с возникновением 1/2 Пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Оно подтверждается стилем кн. Бытия, содержащей несколько архаизмов, которые не встречаются более в других книгах Пятокнижия. С точки зрения грамматической не существует никакого заметного различия между пятью книгами Моисея; но, с точки зрения лексикографической, первая из них представляет нам известное число слов, вышедших из употребления со времени исхода. Вот несколько примеров: слово Amthakhat, „мешок“, употребляемое пятнадцать раз ( Быm. XLII–XLIV ), вместо saq, которое читается, впрочем, уже как синоним в Бытии ( Быт.42:25,27:35 ); dagäh, „умножаться“ ( Быт.48:16 ); zäbad, „приносить“; zebed, „дар“, „приношение“ ( Быт.30:20 ), которое после употреблялось лишь в собственных именах ( 1Пар.2:36, 7:20 и т. д.) ; khävväh, вместо khayyäh, „жизнь“ ( Быт.3:20, 4:1 ); khoüm, „черный“ (только в Быт.30:32,33,35:40 ); monim, „(десять) раз“ ( Быт.31:7:41 ) 835 и т. п. Известное число слов было употребляемо только в стиле поэтическом: thehom „бездна“ ( Быт.1:2 ); bither, „рассек жертвы пополам “ ( Быт.15:10 ) и bether, „рассеченная часть жертвы“ ( Быт.15:17 ). Употребление Моисеем раннейших документов доказывается еще; 1) характером известных сказаний, являющихся как бы неоконченными, потому что автор Бытия не находил более полных деталей в источниках, которыми пользовался, например, в истории Ламеха и Нимврода ( Быт.4:23–24, 10:9 ); – 2) Выражение: Сказал Господь Моисею, часто являющееся в четырех последних книгах Пятокнижия для обозначения откровений, сообщаемых Богом своему служителю (Моисею), никогда не читается в первой книге, потому что Бог, хотя и является вдохновителем ее, но не открывает в строгом смысле писателю фактов, которые в ней были рассказаны. 2 . Кроме того, можно обозначить в большинстве случаев причину попеременного употребления слов Елогим в Иегова. – Елогим по-еврейски представляет имя, которое не исключительно свойственно истинному Богу. Оно принадлежит в строгом смысле лишь единому Богу; но в народном употреблении его относили также и к ложным божествам. Так как евреи жили среди политеистических народов, то они имели нужду в слове, которое означало бы богов этих последних, а таким словом было Елогим. Елогим было, следовательно, существительным общим, и прилагалось ко всем различным богам хананеев, моавитян, аммонитян, и т. п., так же как слово человек прилагается ко всем людям. Но Бог, хотя слово Елогим означало Его по преимуществу, желал так же иметь название особенное, имя Иеговы. Во многих местах Библии Он принимает имя Елогим, поскольку Он Бог избранного народа. Когда изучают так называемые елогистические и иеговистические места Бытия, то замечают, что то или другое наименование Божие, Елогим или Иегова, было наиболее часто употребляемо, смотря потому, надлежало ли показать в Боге Владыку всех народов или только Господа евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Напротив – 3) Божественная святость, – правда и благость открылись при сем в многоразличных действиях. Бог, как святой и праведный, за тяжкое преступление подверг виновных тяжким наказаниям ( Быт.3:14–19 ); а как святой и благой, не отверг навсегда кающегося грешника, но вместе с гневом явил ему и милосердие – как в самых наказаниях, которыми хотел отвратить человека от зла, так и в великом обетовании, которым привлекал его к Себе и к соблюдению Своих заповедей (3:15). 4) После падения Бог таким же образом показывал правду и милость над согрешившим человеком, в продолжение всего Ветхозаветного состояния. а) Праведный Бог являл строгость правосудия к грешникам непокорным и нераскаянным. Так Он поразил первый мир потопом ( Быт.7:7 . и слд.); истребил беззаконные города ( Быт.19:24–29 ); погрузил в Чермном море воинство Египетское ( Исх.14:23–28 ); осудил на истребление вероломных Амаликитян ( Исх.17:8. 14 ); страшно карал не один раз упорство и жестоковыйность Евреев во время их странствования в землю обетованную ( Исх.32:28 . Лев.10:1 . Чис.11:33 . (слч. Пс.77:30–31 ) 14:23–24. 16:31–33. 20:4 и слд. слч. 1Кор.10:9 ); за преступление Закона многократно поражал их и в последующее время различными казнями: – то несчастными войнами, угнетением от врагов, рабством, и под. (Суд. гл. 20. 1Цар. гл. 4. гл. 13:13–14. глл. 15. 21. 24. Слч. 1Пар. гл. 21. 4Цар.20:13 . слч. Ис. гл. 32), то разделением царства (3Цар. гл. 12.), то разграблением ( 3Цар.14:25 ) и истреблениями ( 3Цар.19:15 . и слд. 4Цар.14:11 . и слд.), то отведением в плен и рассеянием по разным странам ( 4Цар.15:29. 17:6 . и слд. гл. 25.), то наконец страшным разорением Иерусалима, гибелью множества Иудеев и рассеянием оставшихся по всему миру ( Лк.21:23–24 .). б) С другой стороны, святой и благой Бог всегда и многоразлично показывал Свою величайшую благость и милость к роду человеческому. Так в первом мире допотопном Он благословляет достойное служение благочестивых, как Авеля ( Быт.4:4 ); чудесно возносит на небо праведного Еноха ( Быт.5:24 ); долготерпит нераскаянных, отлагая до времени исполнение праведных угроз Своих ( Быт.6:3 ); спасает от всеобщей погибели праведного Ноя с семейством ( Быт.7:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Археологические раскопки последних десятилетий позволяют нам лучше узнать жизнь племен, кочевавших от одного источника воды к другому, подчиняясь ритму смен времен года. В качестве тягловой силы они использовали ослов и мулов, пока между 1500 и 1000 годами в их хозяйстве не появились верблюды. Это обстоятельство помогло им расширить сферу передвижения, поскольку теперь они могли преодолевать со своей тяжелой поклажей дальние расстояния. Осел и мул нуждаются в питье, по крайней мере раз в два дня, а верблюд может обходиться без воды семь – десять дней. Так великие кочевники освоили пустыню и установили регулярную связь между разрозненными ранее поселениями. Несколько позднее появилась лошадь, что дало скорость передвижения – это было особенно важно во время набегов и войн. Евреи контактировали с другими кочевниками, осваивавшими территории Востока: измаильтянами 19 , мадианитянами 20 , амаликитянами 21 и сыновьями востока, которые разрушили их поселения во времена Гедеона и Саула ( Суд.6:1–5 ; 1Цар.30 .). Авраам, Исаак, Иаков, Исав, Иосиф хорошо знают пути пустыни ( Быт.12:16, 13:2–12, 18:1–8, 20:14–15 , Быт.21:25–26, 26:12–22, 30:43 , Быт.31:17–18, 32:13–15 , Быт.33:18–20, 36:6–8, 37:2, 42:1–5 , Быт.43:11, 46:6, 31, 34, 47:6–11 ). Так продолжалось вплоть до времени завоевания Ханаана теми сообществами, которые осели в засушливых южных районах или на западе этой страны ( Исх.20:24 ; Быт.49 ; Втор.33 .). Некоторые племена, как рехавиты 22 , предпочли земле, пусть даже и благословленной Господом, аскетическую жизнь кочевников, считая,» что человек должен предпочитать пустыню, где естественным образом присутствует Всевышний ( Иер.35 . Рехавиты примкнули к мадианитянам, из которых Моисей взял себе жену ( 1Пар.2:55 )). Закон Моисея отражает уклад евреев-кочевников, дает сведения об обычае кровной мести ( Быт.9:5–6 ; Чис. 35:19 ; Суд.18–21 ; 2Цар.3:30, 4:4–7, 21:1–14 .), системе отношений в патриархальной семье, защите чужеземного гостя и праве на убежище ( Исх.20:12–17, 21:15–17, 22:15–16, 21 ; Лев.18:6–18 . Втор.25:2–10 ; Исх.22:20 ; Втор. 10:19 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 Садок, сын Ахитува. Согласно 1Пар. 6,3–8.50–53 , он был левитом и через Елеазара возводил свой род к Аарону. Наряду с Авиафаром, внуком Ахитува ( 1Цар. 22,20 ; этого Ахитува не следует путать с отцом Садока, носившим то же имя), Садок назван здесь одним из двух священников Давида. В царствование Соломона Авиафар был отстранен от первосвященнического служения за то, что поддержал Адонию в его притязаниях на престол ( 3Цар. 1,7.8 ), а его место занял Садок ( 3Цар. 2,35 ). Отстранение Авиафара от служения явилось довершением Божиего суда над домом Илия (см. 1Цар. 2,31 и ком.). Род же Садока становится в дальнейшем наиболее выдающимся родом священников ( Езд. 7,1.2 ; Иез. 40,46; 43,19; 44,15 ). Сераия писцом. Имя писца воспроизводится в тексте ВЗ по-разному (Суса в 20,25 и 1Пар. 18,16 ; Сива в 3Цар. 4,3 ), и это обстоятельство заставляет предположить, что он был не израильтянином, а происходил родом, скорее всего, из Египта, страны с древними традициями письма и государственной службы. В Израиле, судя по всему, писцы входили в число наиболее высокопоставленных чиновников ( 4Цар. 12,10; 25,19 ). 8 Ванея. Ванее, имеющему на своем счету значительные военные заслуги (23,20–22), в будущем представится случай продемонстрировать глубокую преданность Давиду и Соломону ( 3Цар. 1,8.36.37 ), а убив по приказанию Соломона Иоава, он станет главным царским военачальником ( 3Цар. 2,34.35; 4,4 ). над Хелефеями и Фелефеями. См. ком. к 1Цар. 30,14 . первыми при дворе. В древнееврейском тексте данной фразы стоит слово «священниками». Вообще маловероятно, чтобы царские сыновья могли быть священниками. Можно, однако, предположить, что, обосновавшись в Иерусалиме, Давид решил возобновить служение царя-священника по образцу Мелхиседека, который являлся одновременно «царем Салимским» и «священником Бога Всевышнего» ( Быт. 14,18 ; ср. Пс. 109,4 ). В книге Паралипоменон ( 1Пар. 18,17 ) вместо «священниками» сказано «первыми при царе». Вероятнее всего, сыновья Давида были кем-то вроде дворцовых управляющих или распорядителей. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По другой гипотезе Мюлау (de proverbiorum quae dicuntur Aguri et Lemuelis origine atque indole, 1869) бывшее в исмаильской области царство Массы лежало на восток от Иудеи в горах Хауран, так как, по Быт. 28:9 , Быт. 36:3 , Быт. 37:25 , исмаильтяне жили в пустынной области Фаран (21:21), в местности между землею Сур, Месопотамиею и Хавиллою (Ioc. Antiqu. 1:12). Большая часть имен 12 сынов Исмаила ( Быт. 25:13–15 , 1Пар. 1:29–31 ) доселе еще известны в горах Хауран и прилегающих к ним местностях. Что же касается израильского царства Массы в земле исмаильтян, то свидетельство о его существовании представляет 1Пар.5 . В 10-м стихе этой главы рассказывается, что рувимляне, стада которых доходили до реки Ефрата, во время Саула нанесли удачный набег Агарянам ( Αγραοι Страбона), жившим к востоку от гор Хаурана, и поселились на их месте. В стт. 18–22 говорится о другой не менее счастливой экспедиции колен Рувима, Гада и Манассии против Агарян и союзных с ними племен Ятур, Нафиш и Нодав. В этих местах земли исмаильтян, занятых заиорданскими израильскими коленами, лежало царство Массы. Часть израильтян оставалась там даже после нашествия Тиглат-Пиласара и имела своих правителей; одним из них был Лемуил, благочестивая мать которого изрекла для него Притч. 31:2–8 . Там же жил и поэт Агур, автор большой книги Притчей, из которой взята наша 30-я глава, хотя он не был младшим братом Лемуила, как думает Гитциг, но принадлежал другой фамилии. – Очевидно и эта гипотеза Мюлау не сильнее гипотезы Гитцига. Если бы в надписании Притч. 30:1 и Притч. 31:1 дело шло о царстве рувимлян или симеонитян, то это непременно было бы прямо указано, потому что издатель притчей не имел никакого основания прикрывать израильское происхождение притчей именем похожим даже и существовавшего, но чуждого для евреев царства Массы. Кроме того самого имени Массы в хауранских преданиях нет. Мюлау, подобно Гитцигу, ограничивается приисканием имен других сынов Исмаила, особенно имени Думы, в том предположении, что потомства 12 сынов Исмаила должны были жить вместе или в близком соседстве. Но уже из истории расселения 12 сынов Иакова мы достаточно знаем, как далеко могли отодвигаться друг от друга владения родных братьев. На горах же Харуанских не было места для всех потомков Исмаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Мф.12:24, 27 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15, 18–19 ), велиаром (см. 2Кор.6:15 ), князем власти воздушной (см. Еф.2:2 ), князем мира сего (см. Ин.12:31, 14:30 ), князем бесовским (см. Мф.9:34, 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ), искусителем (см. Мф.4:3 ), денницей ( ωσφρος ­ lucifer, см.: Ис.14:12 ), Аввадоном (см. Откр.9:11 ), а прочие злые духи именуются: духами нечистыми (см. Мф.10:1 ; Мк.1:27, 3:11, 5:13, 6:7 ; Лк.4:36, 6:18 ; Деян.5:16, 8:7 ; Откр.16:13 ), духами зла, злыми духами (см. Еф.6:12 ; Лк.7:21, 8:2, 11:26 ; Деян.19:12–13 ), бесами, демонами (см. Мф.7:22, 9:34, 10:8, 12:27–28 ; Мк.1:34, 39, 3:15, 22, 6:13, 16:9, 17 ; Лк.4:41, 8:30, 35, 9:49, 10:17, 11:19–20 ; 1Кор.10:20–21 ; Иак.2:19 ), ангелами сатаны (см. Откр.12:7, 9 ; Мф.25:41 ). То, что диавол и его ангелы – существа личные и реальные, Священное Писание показывает, описывая их явления людям и присутствие в этом мире. В книге Иова излагается, что Ангелы часто являются пред лице Божие, а вкупе с ними и диавол, и подробно изображаются все скорби, которыми, по Божию попущению, диавол искушает праведного Иова (см. Иов.1:6, 12, 2:2, 6 ). Злой дух возмущает Саула (см. 1Цар.16:14–15 ); коварно приступает к Давиду, совращая его на дело, не угодное Богу (см. 1Пар.21:1 ); в облике змия сеет первое в этом мире зло, распространившееся через души всех потомков Адама (см. Быт.3:1, 6, 14 ; Откр.12:9 ). В пророческом видении Захарии описывается первосвященник Иисус, стоящий перед Ангелом Господним, а с правой стороны от Иисуса стоит сатана, дабы Ему противодействовать (см. Зах.3:1 ). В книге Товита говорится о демоне, убегающем от кадильного дыма (см. Тов.8:3 ). Премудрый Соломон возвещает, что «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2:24 ). Новый Завет представляет многочисленные доказательства о нечистых духах как существах самостоятельных, личных, реальных. Так, диавол описывается в нем прежде всего как искуситель, весьма изощренно и лукаво пытающийся соблазнить Спасителя. Спаситель ведет с ним диалог как с реальной, самостоятельной, разумной и свободной личностью (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Фанаах , город, отданный левитам, потомкам Каафы ( Нав.21:25 ). Он находился близ Мегиддона. Теперь на месте Фанааха находится деревня Таанук . Фирца , столичный хананейский город ( Нав.12:24 ). От времен Иеровоама до времени Амврия Фирца была столицей царства Израильского. По причине прекрасного местоположения Фирца в кн. Песн. песн. поставляется наравне с Иерусалимом ( Песн.6:4 ). Типсах , город близ Фирцы. Менаим, царь Израильский, разрушил этот город и всех беременных женщин в нем изрубил, за то, что жители не хотели отворить городские ворота, когда он пришел ( 4Цар.15:16 ). Таппуах. «Земля Таппуах досталась Манассии, а город Таппуах у предела Манассии сынам Ефремовым» ( Нав.17:8 ). § 25. Замечательные города в уделе колена Ефремова Сихем , на горе Ефремовой; в нем Иисус Навин собрал Израильтян, чтобы напомнить им о всех благодеяниях Божиих, полученных ими, и о важности исполнения закона Божия ( Нав.24:1–25 ); в нем же Израильтяне схоронили вынесенные из Египта кости Иосифа ( Нав.24:32 ). Сихем был некогда разграблен сыновьями Иакова ( Быт.24:7 ). Иеровоам перестроил его и выбрал для своего местопребывания ( 3Цар.22:25 ). Он был столицей, после разрушения Самарии. По завоевании земли Обетованной, Сихем был дан левитам, потомкам Каафовым, и объявлен городом убежища ( Нав.21:21 ). Сихарь , на северо-востоке Сихема. Близ этого города был колодезь, названный колодезем Иакова; у этого колодезя Иисус Христос беседовал с Самарянкою ( Ин.4:5–6 ). Некоторые думают, что Сихарь есть то же, что Сихем. Ианох ( Нав.16:6 ); в царствование Факея Феглаффеллассар переселил жителей его в Ассирию ( 4Цар.15:29 ). Кивцаим , город, отданный левитам, потомкам Каафы ( Нав.21:22 ). В параллельном месте читается Иокмеам ( 1Пар.6:68 ). Антипатрида , город в равнине Саронской, на пути между Иерусалимом и Кесарией. Он прежде назывался Кафар-Саба ; Антипатридою назвал его Ирод Великий в честь своего отца. Чрез Антипатриду апостол Павел был веден к Феликсу в Кесарию ( Деян.23:31 ). Фамнаф-сараи , на горе Ефремовой; в нем был похоронен Иисус Навин ( Нав.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010