XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иное дело нечестивый: того, что взял, он «не возвращает» – «не восполняет» (глагол шалем – того же корня, что духовный «мир» шалом ). Если нормой считается жить в кредит, то «нечестивые» – через кредитные отношения – будут обязательно наживаться, а «мир» и «милостивые» отношения будут исчезать. Кредитные отношения, согласно Священному Писанию , не носят исключительно социального характера: это прежде всего отношения в духе. Нечестивый замкнут на ближнем. Нечестивый имеет цель – с ближнего взять; неважно, сам он дает или берет: здесь главное – вступить в отношения, чтобы включить другого в свою систему (взять в оборот). Нечестивым важно, чтобы жить в долг стало нормой жизни, и горизонтальная система кредитования стала глобальной. Пс.36:26             Всякий день милует и взаим дает,                         и семя его – в благословение [будет]. Как праведный дает взаймы? Согласно Торе: «если деньги взаймы даешь… не налагай на него рост (нешех)» – не «откусывай» от должника ( Исх.22:25 ); см. Пс.15 /14:5. «Всякий день», какой день человек «милует», такой он живет с Богом, такими «днями он насыщается», как Авраам, что послужит ему при кончине ( Быт.25:8 ). «Семя его в благословение» – сам «благословением» для других был Авраам ( Быт.12:2 ), и «чада Авраама» – такие. «Кто милует слабого, взаймы дает Богу» ( Притч.19:17 ). «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). От Бога «милование» исходит, и через человеков к Нему возвращается. А нечестивый замкнут на ближнем. С одной целью – взять. От нечестивых праведному даром не надо брать. Поэтому Авраам после своей военной победы не захотел ничего взять от царя Содома: «ни нитки, ни ремня обуви» ( Быт.14:23 ). Как вести себя с теми из «дома Израилева» (ибо с них спрос), кто не принял апостолов, сказал Христос: «а если кто не примет вас и не послушает слова ваших, то, выходя из дома и их города того, отрясите прах от ног ваших; аминь говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:6,14,15 ). Какая нужна разборчивость! Разве только нитки не брать? Пыль чтобы случайно не налипла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Быт.49:5–6 . Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; Симеона и Левия Иаков нарочито называет братьями и предрекает им общую, одинаково неблагоприятную судьбу – вследствие сходства их нравственного облика и образа действий, по одинаково активному участию их в сихемском кровопролитии ( Быт. 34:25–27 ) и (по традиции) в продаже Иосифа ( Быт. 37:27–28 ). Произвольно и неосновательно Болен и др. видели здесь олицетворение исторической жестокости обоих колен во время судей: история не знает таких фактов; скорее это относилось бы к колену Вениаминову ( Суд. 20–21 ), но о Вениамине (ст. 27) дается иное предсказание. Отсюда, а равно из исторической судьбы колена Левина (ст. 7) видно, как неудачна попытка некоторых новых библеистов понять все пророчество Иакова, как vaticinium ex eventu, как искусственное приурочение исторических судеб колен Израилевых к их родоначальникам, и отодвинуть редакцию пророчества во времена Давида и Соломона. Еврейское mecherotheihem передано в русской Библии «мечи их». Слово mecherah – неизвестного значения, весьма неодинаково передаваемое переводами. Принятое русское чтение – одно из более вероятных: здесь еврейское слово сближается с греческим μχαιρα. 6 ст:. о кровожадной жестокости Симеона и Левия Иаков говорит с таким же отвращением, как и о кровосмешении Рувима (ст. 4): душа Иакова (называемая далее его «славою» как в Пс. 7:6 и др. местах) не имела никакого общения в кровожадных действиях Симеона и Левия, которые при расправе в Сихеме не только вырезали мужское население города, но истребили или изуродовали (через перерезывание жил) скот сихемлян (ср. 2Цар. 8:4 ; Нав. 11:6, 9 ); Vulg. – в переносном см. suffoderunt murum. Быт.49:7 . проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. «Но проклинает (патриарх) не самих Симеона и Левия, а лукавые их страсти, гнев, ярость... Да и наказание их было только предречение (блаженный Феодорит отв. на вопр. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.7:7 .  Сыновья Белы: Ецбон, Уззий, Уззиил, Иеримоф и Ири, пятеро, главы поколений, люди воинственные. В родословных списках записано их двадцать две тысячи тридцать четыре. Имена сыновей Белы не совпадают с перечисленными в ( Чис.26:40 ) и ( 1Пар.8:3 ) ввиду того, может быть, обстоятельства, что в данном стихе отмечены не сыновья Белы, а его дальнейшие потомки. 1Пар.7:8 .  Сыновья Бехера: Земира, Иоаш, Елиезер, Елиоенай, Омри, Иремоф, Авия, Анафоф и Алемеф: все эти сыновья Бехера. Два последних имени употребляются обыкновенно в качестве имен левитских городов: Алемеф – 1Пар.6:60 ; Анафокс – Иер.1:1 . 1Пар.7:11 .  Все эти сыновья Иедиаила были главами поколений, люди воинственные; семнадцать тысяч и двести было выходящих на войну. Общее количество вениамитян, способных носить оружие, исчисляется, вероятно, ко времени Давида в 59 434 человека (22 034 из потомков Белы – ( 1Пар.7:7 ); 20 200 из Бехера – ( 1Пар.7:8 ) и 17 200 – Иедиаила, т.е. на 13 834 человека более, чем при Моисее (45 600 – ( Чис.26:41 )). Столь незначительное увеличение численности вениамитян (ср. примеч. к 1Пар.7:2–5 ) в течение 4-х веков в достаточной мере объясняется их междоусобной войной с другими коленами в период Судей, в результате которой их осталось только 600 человек ( Суд.20:47 ). 1Пар.7:12 .  И Шупим и Хупим, сыновья Ира; Хушим, сын Ахера. Имена Шупим и Хупим тождественны с именами двух сыновей Вениамина ( Быт.46:21 ), но так как отцом лиц данного стиха является Ир, по всей вероятности, сын Белы ( 1Пар.7:7 ), то они оказываются внуками Вениамина. Кто такой Ахер и к какому поколению принадлежит он и его сын Хушим, текст не говорит. Но некоторые соображения заставляют считать его тем единственным сыном Дана – Хушимом (в ( Чис.26:42 ) он называется, благодаря перестановке букв, Шухам), о котором упоминает ( Быт.46:23 ). Именно, и в кн. Бытия ( Быт.46:23 ), и в кн. Чисел ( Чис.26:42 ) поколение Дана исчисляется непосредственно после поколения Вениамина, точнее, как и в VII гл. 1 кн. Паралипоменон, между Вениамином и Неффалимом. Стоящее в конце ( 1Пар.7:13 ) замечание: «дети Валлы», указывает, согласное ( Быт.46:25 ), на обоих ее сыновей – Дана и Неффалима, а потому и здесь, как в кн. Бытия, должен быть упомянут первый. Замалчивание Дана, – сокрытие его под именем «Ахер " («другой») естественно для автора ввиду двухкатного отсутствия его имени в ( 1Пар.6:61 ) и ( 1Пар.6:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ветхозаветная Троица – Гостеприимство Авраама      Монотеизм является не только древнейшей, но и изначальной формой религии. Это признают как христианские богословы, так и многие исследователи истории религии. В первых главах книги Бытия говорится только об одном Боге. Ни о каких «богах» нет упоминания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1)»; «И сказал Господь…» (Быт. 6: 3); «И увидел Господь…» (Быт. 6: 5); «И сделал Ной все: как повелел ему Бог» (Быт. 6: 22). Отступление от единобожия произошло после вавилонского столпотворения. Падшее человеческое естество всё больше укоренялось в грехе. Постепенно затемнялось понятие о Боге. В жизни человека стало главенствующим чувственное и плотское начало. Укоренившаяся привычка придавать значение только всему видимому и осязаемому, а также жизненная зависимость от окружающей природы и страх перед естественными стихиями привели к тому, что люди стали обожествлять солнце, луну, звезды, море, реки, горы, животных, растения, людей (правителей и героев). Идолопоклонники, как пишет святой апостол Павел, «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1: 25). Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого произошел патриарх Авраам. Господь говорит через Иисуса Навина евреям: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Нав. 24: 2). Бог призвал Авраама и вывел его из земли предков, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников: «Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Нав. 24: 3). Патриарх Авраам – родоначальник избранного народа. Он занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении Божественного плана спасения человечества, но и определило его основную направленность. От своего призвания до кончины он находится под особым Божественным водительством. Бог руководил его жизнью. Авраам же, имея совершенную веру, безоговорочно покорился Божественной воле. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4: 3).

http://pravoslavie.ru/68586.html

Быт.38:25 . Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. Когда Иуда столь решительно (подобно потомку своему Давиду – в деле Вирсавии) ( 2Цар. 12:5 ) произнес смертный приговор Фамари, хотя сам был виновен неискренностью в устроении брака Фамари с Шелой, тогда Фамарь достает, очевидно, тщательно доселе хранимые ей вещи Иуды и посылает их ему, деликатно, не называя его имени, напоминая о случае (ст. 18). Талмуд и Мидраш, восхваляя эту заботливость Фамари о добром имени свекра, в то время когда ей самой угрожала смерть, выводят нравоучение, что лучше умереть, нежели опозорить ближнего. Из выражения «когда повели ее» Мидраш заключает, что упомянутые вещи ее уже пропали, но Бог чудесно даровал ей другие подобные (Beresch. r. Par. 85.s. 421–422). Быт.38:26 . Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более. Скромное напоминание Фамари пробуждает в Иуде упреки совести и он (по вдохновению свыше, говорит Мидраш) открыто, всенародно признает свою виновность перед Фамарью и принадлежность ему будущих детей ее; кроме того, пробудившееся нравственное чувство (в связи с так называемой honor naturalis) заставляет его отказаться от дальнейшего сожития с невесткой. Быт.38:27–30 . Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара. Эти стихи образуют эпилог истории Фамари – рассказ о рождении у нее близнецов, напоминающий по некоторым чертам рассказ ( Быт. 25:22–26 ) о рождении Исава и Иакова: Зара (с евр. «восход»), который, по человеческим соображениям, имел быть первородным и получить все преимущества первородства, должен был уступить и первенство рождения и все права первородства брату своему Фаресу (евр. Перец – разрыв, как бы вопреки природе), который один из 5-ти сыновей Иуды образовал главную линию потомства Иуды, а именно через него произошел из колена Иудина Давид, а в конце времен – Христос Спаситель ( 1Пар. 2:5–9 ; Руф. 4:17–22 ; Мф. 1:3–6 ; Лк. 3:31–35 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–23. Десять допотопных патриархов от Адама до Ноя, три сына Ноя и 70 происшедших от них народов. 24–42. Десять потомков Сима до Авраама, сыновья последнего от Агари, Хеттуры и Сарры. 43–54. Цари Идумеи. 1Пар.1:1 .  Адам, Сиф, Енос, 1Пар.1:2 .  Каинан, Малелеил, Иаред, 1Пар.1:3 .  Енох, Мафусал, Ламех, 1Пар.1:4 .  Ной, Сим, Хам и Иафет. Перечисление десяти допотопных патриархов с указанием лет жизни каждого встречается в пятой главе кн. Бытия. Автор Паралипоменон приводит одни имена без всякой связи, вероятно, потому, что происхождение патриархов и продолжительность их жизни он считал известными своим читателям из кн. Бытия. 1Пар.1:5 .  Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 1Пар.1:6 .  Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 1Пар.1:7 .  Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 1Пар.1:8 .  Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 1Пар.1:9 .  Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан. 1Пар.1:10 .  Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле. 1Пар.1:11 .  Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима, 1Пар.1:12 .  Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима. 1Пар.1:13 .  Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета, 1Пар.1:14 .  Иевусея, Аморрея, Гергесея, 1Пар.1:15 .  Евея, Аркея, Синея, 1Пар.1:16 .  Арвадея, Цемарея и Хамафея. 1Пар.1:17 .  Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Потомки сыновей Ноя перечисляются также в десятой главе книги Бытия. Но в книге Паралипоменон опущены вводное и заключительное замечание ( Быт.10:1,21,32 ), а также исторические указания кн. Бытия на основание Нимвродом царства в Ниневии ( Быт.10:10 ) и на расселение иафетитов и хамитов по местам их жительства ( Быт.10:5,19 ). Кроме этого различия, а равно незначительных особенностей в произношении имен и пропуска некоторых слов в стихе 17 (см. ниже), оба списка сходны между собой и по перечисляемым именам и по форме. Так в стихах 5–9, как и в ( Быт.10:2–7 ), члены списка соединяются через выражение «убеней» («сыны»); от стиха 10, как и в стихе 8, – через «йалад» («родил»); в ( 1Пар.17 ) снова через «беней», как в стихе 22, и в стихе 18 вновь через «йалад», как в стихах 24 и 25 книги Бытия. Ввиду этого список потомков Ноя кн. Паралипоменон можно считать заимствованным из кн. Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако это не только возрождение прежнего райского состояния человека, это новое творение, по слову апостола: «Кто во Христе, [тот] новая тварь [новое творение]; древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор. 5:17 ). Значит, есть отличие между Адамом в раю и каждым христианином, и это отличие дает благодать таинства Крещения. Неповторимость таинства Крещения обусловлена ещё тем, что в нём всё является действием благодати Божией. От человека требуется только вера или желание верить. Поэтому таинство Крещения при необходимости может быть совершено любым христианином, как священником, так и мирянином, и признано действенным при соблюдении правильной крещальной формы . Еще можно сравнить происходящее в таинстве Крещения с одухотворением Адама, когда «Господь Бог… вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). До этого акта человек, созданный «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), как и все «звери земные по роду их» ( Быт. 1:25 ), был совершенно лишен качеств и способностей образа Божия, совершенно необходимых для дальнейшего благословения к размножению и обладания землей ( Быт. 1: 27–28 ). Но, повторим, в таинстве Крещения происходит нечто большее: «Человек получает новое духовное бытие, тело и душа его становятся храмом, уготованным “к восприятию священнословий и священнодействий” Церкви. Ему открывается с этой минуты “путь восхождения к Небесному наследию”» . Именно поэтому после таинства святого Крещения новопросвещенный член Церкви получает все необходимое для того, чтобы сохранить и даже приумножить дары духовного рождения. Его молитва к Богу настолько дерзновенна и сильна, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, способна ходатайствовать перед Богом даже за Церковь, за духовенство и за народ . Напротив, акт возрождения и восстановления в прежде полученном достоинстве, очищение уже прежде полученных одежд в таинстве Покаяния становится непрекращающимся действием любви и долготерпения Бога, знаком его снисхождения к человеку. Хотя священный автор и запечатлевает невозможность для крещеного человека, получившего такие многочисленные дары от Бога, снова обновляться покаянием ( Евр. 6: 4–6 ), тем не менее, как мы уже сказали, Церковь не пошла по такому ригористичному пути и принимает в свое лоно любого кающегося, основываясь в том числе на словах Спасителя, сказавшего вопрошающему Его Петру: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?», — следующие слова: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21-22 ). Если уж человек не имеет предела для прощения согрешающего и кающегося брата, то тем более Бог .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   Представится его уму двоякая вечность. Одна — блаженная и желающая, вечность праведных, которые во царствии небесном со Христом и святыми Его Ангелами, вовеки бесконечно будут веселиться; а другая — несчастливая и ужасная вечность бедных грешников, осужденных на вечное во огне мучение с диаволом. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:46).      1. Бог ангелов согрешивших на вечное мучение осудил (Иуд 1:6).    2. Праотцов из рая изринул и со всеми потомками проклятию предал (Быт 3:23).    3. Каина за братоубийство осудил (Быт 4:11—12).    4. На весь мир потоп навел (Быт 7:20).    5. Содом и Гоморру огнем с неба попалил (Быт 19:24).    6. Фараона ожесточенного со всем воинством в море потопил (Исх 14:28—29).    7. Людей Израилевых, изшедших из Египта, за различные грехи и беззакония в пустыне поразил (1 Кор 10:5—10).    8. Пришедших в землю обетованную многих врагам их в рабство, в плен предавал, и прочие посылал наказания. Пишется об этом в книге Судей Израилевых и в книгах Царств. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор 10:11).    9. И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей, как-то: войны, кровопролития, землетрясения, голод, нашествия иноплеменных, междоусобные войны, болезни, немощи, скорби, печали, и прочее.      «Покайтесь», — говорит Христос (Мф 4:17).    «Сотворите же достойный плод покаяния», — говорит Предтеча (Мф 3:8).    «И как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5:20).    «Омойтесь, и чисты будете; отнимите лукавство от душ ваших» (Ис 1:16).    «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца ваши, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак 4:8—10).    «Вот стою у дверей стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», — говорит Христос (Откр 3:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Скачать epub pdf Книга I Книга III 1 . В первой книге свидетельства из древней истории показали, что уже в древнеиудейских судьях воссияла духовная благодать и действием Святого Духа, вечность Которого постиг Моисей, открылись тайные небесные таинства. От начала мира, и сверх того – прежде всякого начала, сочетает Моисей с Богом Того, Кого узрел сущим прежде всех веков 1 . Внимательный читатель может убедиться, что от начала пребывают и Отец, и Сын, и Святой Дух. Об Отце написано: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ), а о Духе сказано: И Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). В самых первых словах очень уместно дается образ крещения, которым должно быть очищено творение. Сказано следом и о Сыне, поскольку Он – Тот, Кто отделил свет от тьмы ( Быт. 1:4 ). Ибо один – это Бог Отец, Который говорит, и другой – Господь Иисус, Который творит 2 . 2 . Но не следует видеть в Них, с одной стороны, высокомерно повелевающего начальника, а с другой – безропотно исполняющего подчиненного. Отец признает Сына равным 3 Себе в единстве зиждительного действия и говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). А что еще может обозначать общность образа, действия и подобия, если не то же самое величие? 3 . Перестань сомневаться в равенстве Отца и Сына! Прочти: как Отец сказал, а Сын сделал, так же Сын говорит, а Отец действует. Отец творит, как написано: Отец Мой доныне делает ( Ин. 5:17 ). Пусть тебя убедит в том, что Сын повелевает, просьба, обращенная к Нему: Скажи только слово, и выздоровеет ( Мф. 8:8 ). А вот Сын говорит Отцу: Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Ин. 17:24 ) 4 , и Отец исполняет сказанное Сыном. 4 . Не пренебрег Святым Духом и Авраам. Известно, что увидел он Троих, но поклонился Одному 5 . Ибо один Бог , один Господь и один Дух, и единство чести проистекает из единства власти. 5 . Должен ли я перечислять все примеры по очереди? Самсона 6 , рожденного по божественному обетованию, сопровождал Дух. Так мы читаем, что благословлял его Господь и что начал Дух Господень действовать в нем в стане ( Суд. 13:24–25 ). Вот почему в предведении будущего таинства Самсон решил взять иноплеменную жену, а отец его и мать его не знали, что это от Господа ( Суд. 14:4 ). Его вел Дух Господень, и ведомый Его силою он по достоинству почитался всех сильнее. В одиночку он обратил в бегство иноземцев 7 и, непобедимый в своей крепости, голыми руками разорвал льва на куски, оставшись недоступным для его клыков 8 . О если бы он был так же усерден в хранении благодати, как был силен в борьбе со зверем!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010