XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. " Тварь, - пишет апостол Павел, - покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне " (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, " терние и волчцы " (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат " небо и... земля и все, что на ней " (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь " домоправитель " , коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – " воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды " , как замечает тот же святой, Бог " разделил между всеми поровну, как будто между братьями " . " Владычествование " над природой и " обладание " землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в " возделывании " и " хранении " (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом. XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

   Для исполнения Божественной идеи и для проявления силы и славы Творца человек должен был обладать всем миром. Но в одиночестве Адам не был в состоянии реализовать замысел ни относительно обладания миром, ни относительно развития жизни Божественной любви в своем ограниченном существе. Не населив и не наполнив землю, он не мог обладать ею, равно как и не мог проявлять и развивать любовь, не имея никого подобного себе свойствами восприимчивости и отражения любви в жизни. А потому Бог премудро Сам положил начало размножению человека, раздвоив его созданием из ребра Адама жены Евы, «мужа и жену сотворил их. И благословил их, сказав: «плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и господствуйте над ней, и обладайте всеми животными " " (Быт. 1:27—28).    Таким образом, Господь Бог предоставил человеку полную возможность обладать землей, размножаясь и расселяясь по ней. Согласно учению Святой Библии, Господь создал Адаму жену «из ребра» его (Быт. 2:22), чтобы сохранить в людях единство жизни и рода во всем человечестве.    Жизнь Божественной любви, проявлявшаяся в Адаме, должна была объективироваться и реализоваться в другой личности; ибо любить – значит перенести себя из замкнутого центра на периферию, к тому, что находится вне нас, для распространения и развития любви.    Долго ли Адам был одиноким и сердце его всецело принадлежало Богу, стремясь служить славе Божией проявлением свойств и совершенств Его жизни в своей личной жизни, Св. Писание не открыло нам. Из-за отсутствия существа, подобного Адаму по естеству и по природе, ему не на кого было направлять стремление своей жизни. Бог же несравненно выше человека и притом обладает абсолютной духовной сущностью. Потому одиночество стало угнетать Адама, что и увидел Господь и сказал: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:18, 22). Адам чистым сердцем тотчас же прозрел в жене кость от костей своих и плоть от плоти своей (см. Быт. 2:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2625...

Быт.42:17 . И отдал их под стражу на три дня. Заключение братьев под стражу, по намерению Иосифа, имело пробудить в них раскаяние в давнем преступлении их против Иосифа; цель эта, как видно из ст. 21–22, была достигнута; кроме того, упомянутой мерой Иосиф хотел показать братьям неизменность своего решения видеть у себя Вениамина. Быт.42:18–20 . И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшего приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. Во 2-ой беседе своей с братьями Иосиф, еще не освобождая их от подозрения, смягчает, однако, тон речи и приговор свой, требуя оставления в залог лишь одного брата. Эту мягкость своего решения Иосиф мотивирует чувством страха Божия, которое, конечно, ручалось братьям, что правитель Египта не допустит ничего несправедливого в отношении к ним. Быт.42:21 . И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья – совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя» ( Иоанн Златоуст , Бес. 64, 684). Быт.42:23–24 . А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их. Прекрасная сцена раскаяния братьев, слышанная и понятая Иосифом (для отклонения подозрений он говорил с ними через переводчика; после о переводчике в сношениях Иакова и сыновей с египтянами не упоминается ввиду, вероятно, близости языков еврейского и египетского), до глубины души тронула Иосифа, но он, сделав усилие над собою, оставляет заложником Симеона, – по вышеприведенному вероятному предположению раввинов, главного виновника жестокого поступка братьев с Иосифом. По Мидрашу, он связал Симеона только перед глазами братьев, а по отбытии их освободил, кормил и поил (Beresch. r. 91, s. 450). Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу и отказ его отпустить Вениамина

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В первой главе книги Бытия говорится о сотворении мира из ничего, и завершается этот рассказ повествованием о сотворении человека: мужчины и женщины. Цель второй главы этой книги – рассказать именно о человеке: почему он сотворен разделенным на две половинки. Когда мы читаем эту главу, нам могут показаться странными слова Господа, которые почти дословно повторяются дважды: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему ( Быт.2:18, 20 ). Слово помощник в еврейском тексте Библии употребляется не в смысле подсобник, выполняющий второстепенные задачи , а человек, делающий вместе с другим одно дело, в котором оба помогают друг другу . В завершении второй главы книги Бытия говорится о том, как человек лишается полноты собственного бытия в себе самом и обретает ее в другом человеке, который является органичной частью его самого: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт.2:22 ). Употребленное здесь слово ребро в еврейском языке означает еще и грань, сторона . Поэтому женщина – иная грань и сторона человека, но это существо не является каким-то новым Божиим творением. Это хорошо видно из восприятия своей жены первым человеком: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] ( Быт.2:23 ). Из уст первого человека мы слышим эту удивительную песнь любви. Смысл его слов таков: «Моя жена – это я сам, это часть моего собственного существа!» На этом и основывается богоустановленный закон брака: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт.2:24 ). Живя в райском мире, человек мог любить цветы, птиц и животных. Но во всех этих случаях он любил бы лишь красивую внешнюю сторону того или иного объекта. Такая любовь не делает человека выше и ближе к Богу. Только любовь к другому человеку – образу Божию, обладающему бессмертной душой, – возвышает человека и помогает ему самому возрастать в любви.

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Гл. – Но посмотрим, этот ли народ наследует или тот, о котором прежде говорилось, и нам ли принадлежит Завет или им. Послушайте же, что Писание говорит о народе. И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и потом – она зачала. И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдет из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему ( Быт. 25:21–23 ). Вы должны понимать, кто – Исаак, и кто – Ревекка, и о каких народах предуказал Господь, что один народ – более, чем другой. Еще яснее говорится об этом в другом пророчестве, когда Иаков говорит сыну своему Иосифу: вот не лишил меня Господь (увидеть) лицо твое; приведи ко мне сыновей твоих, и я благословлю их ( Быт. 48:9–11 ). И подвел (Иосиф) Ефрема, желая, чтобы (и) Ефрема он благословил, и Манассию, потому что (Манассия) был старшим, а потому Иосиф подвел его к правой руке своего отца Иакова. Но Иаков в духе узрел прообраз народа будущего. И что говорит (Писание)? Иаков переложил одну через другую руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго сына и младшего, и благословил его. Тогда Иосиф сказал Иакову: переложи правую руку твою на голову Манассии, потому что он мой первородный сын. Но Иаков ответил Иосифу: знаю, дитя, знаю; но больший будет служить меньшему, хотя и этот будет благословен (стр. 12–20). Видите, кому определил (Бог) быть первым народом и наследником Его Завета. Если, наконец, (мы поймем, что) то же было уяснено и через Авраама, то гносис наш достигнет совершенства. Что же говорит (Бог) Аврааму, когда только вера его была вменена ему в праведность ( Быт. 15:6 )? Но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов ( Быт. 17:5 ) – всех верующих в необрезании ( Рим. 4:11 ). Подлинно так. Но посмотрим, дал ли Он народу Завет, который обещал дать отцам? Дал; но они, со своей стороны, не удостоились получить его по грехам своим. Пророк говорит: и постился Моисей на горе Синай, чтобы принять Завет Господень к народу, сорок дней и сорок ночей, и принял от Господа две скрижали, на которых написано было перстом Божиим ( Исх. 24:18; 31:18 ) духовно. Приняв, Моисей нес их отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской ( Исх. 32:7 ; Втор. 9:12 ). И сошел Моисей, потому что они сделали себе слияния, и бросил из рук скрижали, и разбились скрижали Завета Господня ( Исх. 32:19 ). Итак, Моисей принял (Завет), но они не удостоились (получить его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Глава 5 1–10. Потомство Рувима. 11–17. Потомство Гада. 18–22. Война колена Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина с арабскими племенами. 23–24. Полуколено Манассиино. 25–26. Отведение трех восточно-иорданских колен в плен. 1Пар.5:1 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева, – он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однако ж, чтобы не писаться им первородными; Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в ( Быт.49:4 ), но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается ( Быт.48:5–6 ), где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел ( Втор.21:17 ). 1Пар.5:2 .  потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа. Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности, и по влиянию был Иуда ( Быт.49:8 ; Суд.1:2 ), из его же колена происходили и представители власти – цари ( 1Цар.13:14,25:30 ). 1Пар.5:3 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми. Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в ( Быт.46:9 ; Исх.6:14 ; Чис.26:5–7 ). 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, 1Пар.5:5 .  его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал, 1Пар.5:6 .  его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян. Потомки Иоиля – единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима – нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль. 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, Стоящее после имени «Шемай» еврейские слово «beno» (сын его) LXX поняли в качестве собственного имени Βαναα и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

До момента грехопадения «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2,25 ). Первым следствием греха явилось чувство сты­да ( Быт. 3,7 ). После грехопадения между людьми устанавлива­ются отношения отчужденности, подозрительности и вражды. В лице человека лишился благодати и пал весь тварный мир, и грехо­падение стало космической катастрофой. Потеряв доступ к Божественной благодати, «вся тварь совокупно сте­нает и мучается доныне» ( Рим. 8,22 ). Человек утрачивает свою власть над миром. Тема 23. Приготовление к Боговоплощению Надежда на спасение После изгнания из Рая, когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, Бог, по Своему милосердию, дал им надежду на спасение и обещал, что «семя жены сотрет главу змия» ( Быт.3:15 ). Большая часть людей забыла о Спа­сителе, поэтому Бог неоднократно повторял свое обещание, например, Авраа­му: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» . ( Быт.22:18 ). Пришествие в мир Господа Иисуса Христа является исполнением ветхозаветного Откровения: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Признаки пришествия Мессии Для немногих веровавших в Грядущего Спасителя были даны признаки , согласно которым люди могли узнать Спасителя. Это многие предсказания о рождения и земной жизни Христа. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ). Пророк Михей — что Спаситель родится в Вифлееме ( Мф.2:4–6 ). После создания второго храма в Иерусалиме пророк Малахия предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придёт в этот храм и что перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии ( Мал.3:4-5 ). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим ( Зах.9:9 ). Пророки Исаия и Давид предсказали страдания Спасителя ( Ис. 53 ) и т.д. Восточные мудрецы узнали Его через звезду. Вифлеемские пастухи узнали о Нём от Ангелов. Святые праведные Симеон и Анна , по особому откровению от Духа Святого, узнали Христа, когда Он принесен был в Храм.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

«И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали». И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их... И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа... И посею ее для Себя на земле, и помилую непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» ( Ос. 2:16–23 ). В ветхозаветных текстах Бог нередко предстает как человекообразное существо, имеющее руки и ноги, глаза и уши, сердце и уста. Говорится о том, что Бог ходит (см.: Быт. 3:8 ), отдыхает (см.: Быт. 2:2 ), вспоминает (см.: Быт. 8:1, 19:29, 30:22 ) и забывает (см.: Пс. 9:32–33 ), ненавидит (см.: Пс. 11:5 ; Ис. 61:8 ; Иер. 44:4 ; Ам. 5:21 ; Зах. 8:17 ), Отвращается (см.: 4Цар. 17:20 ; Иез. 23:18 ), Скорбит И раскаивается (см.: Быт. 6:6 ), спит и пробуждается (см.: Пс. 43:24 ). Иногда присутствие Божие связывается с конкретным местом: Моисей и Аарон видят «место стояния Бога Израилева», после чего Господь говорит Моисею: «Взойди ко Мне на гору» ( Исх. 24:12 ). В основе этого антропоморфизма лежит опыт встречи человека с Богом живым, – опыт, который авторы библейских книг описывали конкретным и простым языком, далеким от философской абстракции. Многие имена Божии в Ветхом Завете носят подчеркнуто антропоморфный характер, например «Муж брани» ( Исх. 15:3 ). От всех перечисленных выше имен Божиих следует отличать священное имя Yahweh (Яхве, «Сущий») – имя, с которым Бог открыл Себя Моисею (в русской Библии это имя, как и Adonay, передается словом «Господь», а иногда «Бог» или «Иегова»). Сам Бог придает имени Яхве особый смысл, когда говорит: «Я Гocnoдь»(Yahweh). «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Моим «Бог Всемогущий» (El Shadday), «а с именем Моим «Господь» (Yahweh) не открылся им» ( Исх. 6:2–3 ). Культ священного имени Яхве занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение этого имени с Моисеем, которому Бог явился на горе Хорив, когда Моисей увидел куст, который горел и не сгорал:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И увидел, что с развитием греха образовался один народ, и один у всех язык; и что не отстанут они от того, что задумали делать ( Быт. 11:5–6 ). Но так как Божественная любовь не могла равнодушно смотреть на то, как человеческая природа погружается во грех , то было предложено духу человеческому посредством Закона Божия противодействовать силам души в дальнейшем развитии их греховной жизни. «Сойдем же, – сказал Закон Божий духу человеческому, – и смешаем там, в глубинах человеческого сознания, обольстительный язык ума, сердца и воли так, чтобы один не понимал речи другого ( Быт. 11:7 ), чтобы прекратилось среди них пагубное единомыслие, увлекающее человека к абсолютному злу». И вот с тех пор, как рассеял их Господь оттуда, где пребывает дух человеческий, по всей земле плоти нашей, они, по крайней мере, перестали строить город и ограждаться от Бога глухой стеной нечувствия ко всему доброму, как это произошло с падшей природой ангельской, которая оказалась абсолютно неподвижной по отношению к добру. Наша же природа, в отличие от неё, находя по внутреннему человеку удовольствие в законе Божием и в то же время усматривая в членах плоти своей иной закон, противоборствующий закону ума ( Рим. 7:22–23 ), то увлекается ко злу, то, оставляя это влечение, направляется вновь к добру. Посему и дано имя этому явлению: Вавилон, означающее смешение ( Быт. 11:9 ), говорящее о том, что в падшей человеческой природе зло всегда перемешивается с добром, а добро – со злом. Вот почему «с самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, ни на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла», 27 и в то же время нет такого человека, который, насколько бы ни был погружен во зло, не имеет в себе и чего-то доброго. Таким образом, в обществе падшего человечества и те, которые называются добрыми, и те, которые считаются злыми, так считаются и называются вполне относительно. Добрым называется тот человек, который делает меньше зла, а злым – тот, который делает меньше добра. Но в точном смысле слова нет ни абсолютно доброго, ни абсолютно злого человека. По отношению к Богу, все без исключения люди злы ( Лук. 11:13 ), и нет среди них праведного ни одного, все до одного негодны, и нет ни одного делающего добро ( Рим. 3:10–12 ), и в то же самое время, по отношению к диаволу, в каждом из нас можно найти и нечто доброе пред Господом Богом ( 3Цар. 14:13 ), в каждом из нас есть и знание добра ( Быт. 3:22 ), и желание добра ( Рим. 7:18 ), и даже возможность его совершения ( Лук. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

ИОСИФ ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ (ПРЕКРАСНЫЙ) Выражение «целомудрен как Иосиф», «Иосиф целомудренный (прекрасный)» употребляется, как правило, в ироническом контексте, в ситуации, когда мужчина и женщина меняются ролями и последний вынужден уклоняться от слишком пылких домогательств. История Иосифа рассказывается в книге Бытия; он — сын Иакова (Израиля) и Рахили (см. Быт.30:22–24 ), который был любим отцом более других сыновей. За это братья Иосифа возненавидели его и продали в рабство в Египет. Иосиф, испытав участь раба, узника темницы, стал, благодаря своей мудрости, правителем Египта. Из богатого драматическими событиями жизнеописания Иосифа один эпизод нашел отголосок в повседневной речи. Красота Иосифа (он «был красив станом и красив лицом» — Быт.39:6 ) привлекла взоры жены египтянина Потифара, купившего его и сделавшего своим домоправителем. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною» ( Быт.39:7 ). Страшась греха перед Богом и храня верность своему господину, Иосиф отвечает отказом на ежедневные домогательства женщины. И когда она, пользуясь отсутствием домашних, «схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной… он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» ( Быт.39:12 ). Женщине ничего не оставалось, как обвинить Иосифа в попытке надругаться над ней. В качестве доказательства она предъявила Потифару одежду Иосифа, после чего тот и был заключен в темницу. См. также об Иосифе: Втор.33:13–17 ; Нав.24:32 ; Пс.104:17–23 ; Сир.49:17 ; Ам.6:6 ; Деян.7:9–18 . Ирод ИРОД: ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ Беспримерно жестокий человек; в применении к повседневности — грубый, бездушный, тиранящий подчиненных ему людей. Имя Ирод носило несколько членов династии Иродов. Нарицательным, синонимом свирепого убийцы (детоубийцы) стало имя Ирода Великого, царя Иудейского, в предпоследний год правления которого родился Иисус Христос. Евангелист Матфей свидетельствует: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» ( Мф.2:1 ). Услышав, что волхвы, пришедшие в Иерусалим поклониться Христу, вопрошают: «…где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ), Ирод воспринял это как угрозу своей власти.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010