Быт.22:15–16 . И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] Лучшее объяснение этих слов дано в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований ( Евр 6.16–18 ). Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии ( Быт. 24:7, 26:3, 50:24 ; Исх. 13:5, 11, 32:13 ; Ис. 45:23 ; Иер. 44:26 ; Ам. 4:2 ; Евр. 6:13 и др.). Быт.22:17–18 . то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительным семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа, Сына Божия ( Гал. 3:16 ). Исчисление родов от Нахора до Ревекки Быт.22:20 . После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Цель этого указания та, чтобы показать происхождение Ревекки, будущей жены Исаака и, следовательно матери избранного потомства ( Быт. 24:15 ). Быт.22:21–24 . Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И стал он, как сказано в тексте, копать колодези, «колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею» ( Быт.26:15 ). Первое время «Исаак жил при колодезе видения» ( Быт.25:11 ), и, будучи просвещен колодезем видения, он стал открывать иные колодцы, но сначала не новые, а те, которые выкопал его отец, Авраам. И когда он выкопал первый колодец, сказано, что «филистимляне стали завидовать ему» ( Быт.26:14 ). Однако их ревность не остановила его, не уступил он и их зависти, но, как сказано: «И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» ( Быт.26:18 ). Таким образом, он откопал те колодцы, которые выкопал его отец и которые завалила землей злоба филистимлян. Он выкопал и другие, новые колодцы «в долине Герарской» – не сам, конечно, а рабы его, «и нашли там колодезь воды живой» ( Быт.26:19 ). Но «спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Неправедность, потому что неправедно поступили с ним» ( Быт.26:20 ). Исаак удалился от их злобы и выкопал «другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Вражда. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Пространство, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле» ( Быт.26:21–22 ). Хорошо сказал святой Апостол, когда рассуждал о силе тайн: «И кто способен к сему?» ( 2Кор.2:16 ). И сходным образом – нет, скорее, очень несходным, в той мере, в какой мы ниже его – мы тоже, видя такие великие глубины в тайне колодезей, говорим: «И кто способен к сему?» Ибо кто может объяснить, как подобает, либо тайны великих колодезей, либо тайны того, что, как сказано, было сделано для этих колодезей, если только не призовем Отца живого Слова и Он Сам удостоит вложить слова в уста наши, чтобы смогли мы зачерпнуть хоть немного «воды живой» ( Быт.26:19 ) для тебя, жаждущего напиться из этих колодезей, которые столь обильны и многочисленны?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Быт. 29:21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Быт. 29:22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Быт. 29:23 Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков]. Невесту вводили в назначенную ей комнату не иначе, как под покрывалом. Обычай этот сохраняется на Востоке не только у мусульман, но и у христиан. Быт. 29:24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии. Быт. 29:25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Быт. 29:26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; «Если бы Лаван, – говорит митрополит Филарет, – хотел истинно соблюсти порядок и принятый обычай, то должен был открыть своё намерение Иакову прежде условия о семи годах работы. Употреблённая же им хитрость показывает, что он желал не столько воздать справедливость старшей дочери своей, сколько приобрести в зяте дешёвого работника на другие семь лет» (Зап. Ч. ΙΙ, стр. 60). И м. Филарет, и О. Герлах замечают, что Иаков мог бы потребовать из дому отца своего если не всю следующую ему часть имения (как младший даже брат он имел право на третью часть), то, по крайней мере, вено, или калым, своей невесты, но он предпочёл лишить себя всего, лишь бы не питать вражды брата своего. Быт. 29:27 окончи неделю этой, Т. е., поясняют и м. Филарет, и О. Герлах, и Англ. Библия, не семь лет прежде за Рахиль отработай, а кончи первую неделю сожития с Лией, после чего ты немедленно вступишь во второй брак с Рахилью, за которую и будешь работать ещё 7 лет (см. конец этого стиха и Быт. 29:30 ). Мы видим в последующем рассказе, что Иаков женился вторым браком немедленно и после брака с Рахилью служил семь лет. Брак с двумя сёстрами не был ещё запрещён, как впоследствии ( Лев. 18:18 ), писаным законом. Многожёнство не было формально запрещено даже Моисеем. Христианству принадлежит полнота нравственного законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.26:26–30 . Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом. Он сделал им пиршество, и они ели и пили. Евр. Achusath merehu LXX передают: Οχοζαθ νυμφαγωγς ατο, понимая первое слово как собств. имя лица (так русск., слав.; Vulg:. Ochosath amicus). Тарг. Онкелоса, арабские переводчики и блаженный Иероним понимают первое слово в нариц. смысле: collegium amicorum. Но первое понимание, помимо его большей логической естественности, следует предпочесть и ввиду аналогии имени Ахузаф с Голиаф ( 1Цар. 17:4 ), Гениваф ( 3Цар. 11:20 ). Фихол упоминается и в истории Авраама ( Быт 21:22–32 ), может быть – одно и то же лицо. При сходстве рассказа Быт. 26:26–31 о союзе Исаака с Авимелехом и Быт. 21:22–32 , тем резче выступает и большая уступчивость и кротость Исаака сравнительно с Авраамом, и меньшее благородство Авимелеха, слова которого (ст. 29) представляют явное искажение истины. Быт.26:31 . И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром. Исаак великодушно прощает бывших врагов, ставит с ними союз и устраивает пир. Быт.26:32–33 . В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня. По удалении Авимелеха, Исаак находит проявление милости Божьей в нахождении пастухами его воды. Чтение LXX: οχ ερομεν (слав. «не обретохом воды») обязано ошибочному чтению евр. lo (ему) как l’o (не); некоторые кодексы LXX (у Гольмеса) опускают οχ. Контекст опровергает подлинность этой частицы: в след. стихе читаем, что Исаак дает имя этому колодцу «Шива», – что же за колодезь без воды? «Шива» (ст. 33) собств. «седьмерица», затем «клятва», у LXX ρκος (слав.: «клятва»); Акила и Симмах читали евр. sabeah, насыщение, и передали: πλησμονη; подобно и в Vulg. – abundantia, и у блаженного Иеронима – saturitas. Но чтение и понимание LXX заслуживает предпочтения, так как здесь же (ст. 33) приводится название города Беершива (Вирсавия) от евр. schibea или schebuah, клятва, – как прямо изъяснено в Быт. 21:31 ; упоминание о клятве для Исаака вполне естественно как по подражанию отцу (см. указ. м. и ср. ст. 18 данной гл.), так и по заключению союза с Авимелехом – Быт. 26:26–31 . Женитьба Исава

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С рождением шестого (и последнего) сына Лия высказывает еще раз надежду на приязнь мужа (у арабов и поныне значение жены растет по мере увеличения числа ее сыновей); в словах ее – обычная в еврейском языке игра слов: «завад» – «зевед» – дал (Бог) дар (сына); «завал» – будет жить (Иаков); от последнего слова – «Завулон» (по блаженному Иерониму – habitaculum). Быт.30:21 . Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. «Дина» – судящая (женский род к слову «Дан», ст. 6). Ничего более не говорится по поводу имени дочери – ввиду меньшего значения женщин в древнееврейских генеалогиях; равно не упомянуты другие дочери Иакова ( Быт. 46:7 ) – по той же причине. Дина же, может быть, родившаяся позже, упомянута здесь, ввиду бывшего с нею в Сихеме приключения ( Быт. 34 ) и для полноты сказания о детях Иакова. Рахиль рождает Иосифа Быт.30:22–23 . И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. «Вспомнил Бог» – на библейском языке значит: послал милость после испытания (ср. Быт. 8:1, 19:29 ; 1Цар. 1:11, 19 ). «Позор» – бездетности (ср. Ис. 4:1, 54:1–4 ; Лк. 1:25 ). Быт.30:24 . И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына. И имя «Иосиф» (как Завулон, ст. 20, и Иссахар, ст. 18) в устах Рахили имеет двоякое производство и значение: «отнимающий, снимающий» (позор бездетства) и «прибавляющий, дающий еще» (т.е. другого сына), – «Бог отнял позор и да прибавит Он другого сына», говорит Рахиль; последнее желание, по раввинам, было пророчеством (Beresch. r. Par. 72:5, 354); оно сбылось в рождении Вениамина ( Быт 35.16–18 ), причем Рахиль умерла. Иаков, собираясь возвратиться в Ханаан, заключает новый договор с Лаваном, снова работает у него 6 лет и, благодаря искусству и хитрости своей, богатеет Быт.30:25–26 . После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и я пойду в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше ( Быт. 18:10 ) и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи ( Быт. 22:12, 15, 16, 17–18 ). Быт.22:12 . Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога Выражение человекообразное, – передающее собою ту мысль, что теперь Авраам дал самое блестящее доказательство своей глубокой веры и своего полного послушания, т.е. достиг той высоты духовно-нравственного совершенства, после которой становится уже психологически невозможной в нем какая-либо перемена к худшему. и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Выражение, почти буквально повторенное Апостолом Павлом в отношении Бога Отца, принесшего в жертву за грех людей Своего единородного Сына ( Рим. 8:32 ). Быт.22:13 . И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, запутавшийся своими рогами в чаще кустарника какой-то горной породы, которую наш славянский текст называет «савек " ; видя в этом неожиданном совпадении особое божественное указание, Авраам и приносит этого овна в жертву, вместо своего сына Исаака. Место жертвоприношения получает наименование Иегова-ире Быт.22:14 . И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире . Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде». Большинство комментаторов видят здесь повторение того, что было сказано Авраамом раньше (8 ст. «Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности ( Быт. 16:13–14, 21:31 и др.). А то обстоятельство, что в еврейском тексте в совершенно тождественных двух фразах 8 и 14 ст. употребляются различные слова для обозначения Господа, Элогим и Иегова, дает сильное возражение для борьбы с рационалистической критикой библейского текста. Что касается второй половины 14 ст., то они представляют собой своего рода пословицу, сложившуюся на основании данного факта и употреблявшуюся при аналогичных же случаях, т.е. когда все человеческие средства будут уже исчерпаны и останется только надежда на чудесную божественную помощь, наподобие той, какую явил Бог Аврааму с Исааком в самый последний решительный для них момент. Авраам получает божественное благословение

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во-вторых, они были наказаны тем, что им было усвоено приличествующее лишённой вышеуказанного благодеяния природе, причём со стороны и души, и тела. Со стороны тела, которому присуще половое различие, жене было усвоено одно наказание, а мужу – другое. Наказание жены относилось к двум вещам, через посредство которых она соединена с мужем, каковы суть деторождение и общность семейных дел. В том, что касается деторождения, она была наказана двояко: во-первых, утомительностью вынашивания ребёнка после его зачатия, на что указывают слова: «Умножая, умножу скорбь твою и беременности твои» 579 ( Быт. 3:16 ); во-вторых, болезненностью протекания родов, на что указывают слова: «В болезни будешь рождать детей» ( Быт 3:16 ). В том же, что касается семейной жизни, она была наказана подчинением своему мужу, на что указывают слова: «Он будет господствовать над тобою» ( Быт 3:16 ). Затем, подобно тому, как жене надлежит быть покорной своему мужу в том, что касается семейной жизни, точно так же мужу надлежит обеспечивать тем, что для этой жизни необходимо. В указанном отношении он был наказан трояко. Во-первых, бесплодностью земли, на что указывают слова: «Проклята земля за тебя» ( Быт. 3:17 ). Во-вторых, трудами и заботами, без которых ему не добыть земных плодов, на что указывают слова: «Со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей» ( Быт. 3:17 ). В-третьих, препятствиями, с которыми сталкивается земледелец, на что указывают слова: «Терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3:18 ). Точно так же им было усвоено троякое наказание со стороны души. Во-первых, посредством стыда, который они испытали, когда плоть восстала против духа, в связи с чем читаем: «И открылись глаза у них обоих – и узнали они, что наги» ( Быт. 3:7 ). Во-вторых, посредством упрёка за их грех, который обозначен словами: «Вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт. 3:22 ). В-третьих, посредством напоминания о грядущей смерти, когда им было сказано: «Прах – ты, и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ). К последнему можно отнести и то, что Бог сделал им одежды кожаные, которыми обозначена их смертность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и будет потомство твое, как песок земной... Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в землю сию ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню, что сказал тебе. Быт. 28:12–15 . Иаков, под впечатлением этого видения, выражает сознание, что Иегова присутствует Своею благодатною помощью ему на месте видения, выражает благоговейный ужас пред местом присутствия Божия, в знак этого называет это место bet Elohim, Быт. 28:16–17 , или bet-el, Быт. 28:19 , домом Божиим, и ставит на нем памятник с возлиянием елея, давая обет – на возвратном пути из Месопотамии принести здесь десятую часть имения в жертву Богу ( Быт. 28:18–22 ). Таким образом, как Бытописатель, так и сам Иаков ясно сознают, что стоящий на верху лестницы есть личность божественная, непосредственная близость которой страшить смертного. Совершенно неуместна попытка некоторых экзегетов утверждать, что под именем Иеговы в данном случае разумеется один из ангелов высшего чина, только представлявший лице Иеговы между прочими ангелами 169 . Уже сопоставление Иеговы с ангелами Божиими, подобное тому, которое имеет место в мамрийском богоявлении, свидетельствует, что Иегова здесь понимается в смысле не общем, а специальном, – как Ангел Иеговы. Действительно, в Быт. 31:11–13 находим указание, что явившийся был и Богом и Ангелом вместе, т. е., Ангелом Иеговы. Здесь Иаков рассказывает Лии и Рахили, что явившийся ему (в Месопотамии) maleach haëlohim, сказал ему: «Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле ( anochi lia-el bet-el), где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет», – и дал Иакову то же повеление – возвратиться в землю отцов его, какое по, Быт. 31:3 , дал ему Сам Иегова. Ангел не только называет Себя Богом, Которому Иаков дал обет, но и отожествляет Себя с Иеговой, стоявшим на верху лестницы, Который явился Иакову при Вефиле и, как Бог Завета с праотцами, отличался от ангелов Божиих, восходивших и нисходивших по лестнице 170 . В отношений к ангелам Божиим, maleachei elohim Быт. 28:12 , Ангел Иеговы (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

а) Ветхий Завет – несомненно завет Троичного Божества, причем места, относящиеся к догмату о Святой Троице, в части проявления и роли отдельных Лиц Трисолнечного Господа, можно подразделить на три группы. Первую группу составляют те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе, сохраняя в то же время и понятие о Себе как о едином. Вот они: «И рече Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт.1:26, 27 ). «И рече Бог: Се, Адам бысть яко един от Нас» ( Быт.3:22 ). «И рече Господь:... Приидите, и сошедше смесим тамо язык их... И тамо смеси Господь устна всей земли» 26 ( Быт.11:6, 7, 9 ). По толкованию святых отцов, эти места прикровенно указывают на множественность и равное Божественное достоинство Лиц в Боге, но их число точно не определяется. Вторую группу составляют те места, которые точнее определяют число Божественных Лиц, а именно: три, но при этом Их особые личные имена не употребляются и никакого различия между Ними не проводится. К таким местам, по учению святых отцов, относится явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех путников: «И явился ему Господь (Jahve) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка (Adonai)! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1–3 ). Ясно, что Авраам обращается к трем как к одному, и причем – как к единому Господу. Вся беседа между Авраамом и Господом ведется тремя от имени одного (см. Быт.18:13–33 ), а в последнем стихе, которым завершается это богоявление, говорится: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» ( Быт.18:33 ). В явлении трех Ангелов Аврааму древнее церковное Предание видит явление Святой Троицы. «Авраам встречает трех, – говорит блаженный Августин , – но поклоняется Одному. Увидев трех, он познал тайну Троицы, а поклонившись как Единому, он исповедал единого Бога в трех Лицах». Молитвенный дух Церкви, мыслящий Священным Преданием, усматривает в этом богоявлении откровение Святой Троицы: «Священнотаинник Авраам быв священнообразно древле, Творца всех и Бога и Господа, в триех убо Ипостасех... державу единственну позна». «Авраам добродетелию и страннолюбием Троицу прият, ангельски пришедшую». «Пресельник сый Авраам, сподобися образно восприяти Единственнаго убо Господа в триех Ипостасех пресущественна мужескими же зраки».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Быт. 31:20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. Английская Библия указывает, что в стихах 18–20 есть на еврейском языке параллелизм, не передаваемый на наших языках. «Рахиль украла богов Лавана, а Иаков украл сердце Лавана». Кроме того, в самом имени Лавана и в слове «сердце» есть созвучие: сердце – Лев; так что «сердце Лавана» передаётся «Лев Лаван». Стих 20-й митрополит Филарет переводит несколько иначе, чем наш текст: «20. И Иаков укрылся от проницания Лавана Сирийца, поскольку не дал ему знать, что удаляется». Замечательно, прибавляет он, что к имени Лавана прибавлено имя Сирийца, ибо сирийцы издревле почитались хитрейшим народом. Моисей хотел дать заметить, что Иаков оправдал своё имя, перехитрив хитрого. Быт. 31:21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. Иаков перешёл Евфрат и направился или прямо на запад, по нынешнему пути из Урфы в Алеппо, или на юг, по пути в Дамаск. Вернее, он шёл на юг, и в таком случае надобно искать гору, где настиг его Лаван, к северу от Дамаска, ибо едва ли в 10 дней Иаков мог дойти до горы Гермона подле Дамаска. Позже вся заиорданская сторона называлась Гилеадом, теперь называется Джелаад, урочище на реке Явокке, но место это так далеко от Харрана, что Иаков не мог достичь его в десять дней ( Быт. 31:22–23 ). Быт. 31:22 На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел. Быт. 31:23 Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. Быт. 31:24 И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. Т. е. «ни ласками, ни угрозами не старайся возвратить его» (м. Филарет). Бог является Лавану: хотя Лаван был отчасти язычник, но происходил из семитского семейства, в котором всегда сохранялась идея о Боге – Творце мира, с примесью, впрочем, суеверных и даже идолопоклоннических обрядов, обычаев и верований. Из Ветхого Завета и даже Нового видно, что некоторым из язычников, сохранившим чистоту сердца, несмотря на идолопоклонническую среду, в которой они жили, были откровения, как, напр., явление звезды мудрецам с востока, которые пришли поклониться Младенцу Иисусу. В настоящем случае Бог защитил своего избранника Иакова, и Лаван беспрекословно исполнил повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010