Архив Пн Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закон Ветхий держался до Иоанна Крестителя последнего из праведников, приуготовлявших путь Христу (см.: Мф.11:13 ). Подвластные закону рождались в рабство, подобно Исмаилу сыну Авраама от рабыни его Агари, подвластные же Христу рождаются в свободу наследования, подобно Исааку сыну Авраама от жены его Сарры. Ибо Агарь и Сарра прообразы двух Заветов (см.: Гал.4:22–31 ). Поэтому слова Спасителя: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков ( Мф.5:17–18 ) имеют следующий смысл: «Пришествие Мое не есть нечто чуждое закону Моисееву, но, напротив, находится в полном согласии как с законом Моисеевым, так и с учением пророческих книг. Ибо прообразованное в них всецело исполняется во Мне». Сектант : Бог благословил и освятил день седьмой еще в начале мира, когда завершил творение, как написано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:2–3 ). Значит, после шести дней творения день седьмой был первым, который освятил Сам Бог, и потому он остается священным для всех людей на все времена. Свяшенник : Два приведенных тобою стиха Писания говорят о Боге и о Его деле, которое Он завершил и после которого опочил. О человеке же здесь не сказано ничего, но ему и незачем было отдыхать, прожив лишь день от сотворения его Богом (см.: Быт.1:26–31 ). Поставленный хранить и возделывать Эдемский сад ( Быт.2:15 ), Адам не имел заповеди о праздновании дня седьмого. Бог дал ему одну-единственную заповедь не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ), дни же были для нашего праотца все одинаковы. Но и по изгнании из рая Адам и Ева не получили заповеди о дне покоя. Напротив, вся жизнь человека стала с той поры непрестанным трудом на проклятой по вине его земле ( Быт.3:17 ). В Библии повествуется о том, как Бог опочил в седьмой день от трудов Своих, но что это за день, там не сказано. Да и не было еще такого исчисления дней, при котором день седьмой совпадал бы с субботой, и поныне столь драгоценной для вас, адвентистов. Итак, остается признать, что суббота как день покоя стала отмечаться не в раю, а лишь через две с половиной тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Исаак к старости почти потерял зрение и не различал даже своих близких. Однажды он позвал к себе Исава и сказал: « Вот, я состарился; не знаю дня моей смерти; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру » (Быт.27:2–4). Исав немедленно отправился на охоту, чтобы выполнить волю отца. Ревекка же подслушала их разговор, и решила, воспользовавшись отсутствием Исава, подослать к отцу Иакова и обманным путем получить у него благословение, которое дается лишь первородному сыну. Иаков испугался и стал возражать: « Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой; и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение » (Быт.27:11–12). Но Ревекка рассеяла его опасения и велела ему принести из стада двух козлят. Из козлят она приготовила кушанье, надела на Иакова одежду Исава, чтобы от нее исходил запах полей, а руки и шею обложила ему шкурами козлят. Иаков вошел к отцу и, выдавая себя за Исава, предложил ему кушанье. Исаак был удивлен, что Исав так быстро вернулся с охоты, и, чтобы удостовериться, ощупал Иакова руками: « Голос, голос Иакова , — сказал удивленный Исаак, - а руки, руки Исавовы » (Быт.27:22). Когда Исаак поел и выпил вина, его опять охватили сомнения. Он попросил мнимого Исава поцеловать его и успокоился, почувствовав запах пропитанной потом одежды. Исаак сказал радостно: « Вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь » (Быт.27:27). И тут же он совершил над Иаковом торжественное благословение, которое делало его первородным сыном и главным наследником Божиих обетований. Вскоре с охоты пришел Исав и приготовил отцу его любимое кушанье из дичи. Войдя к Исааку, он сказал: « Встань, отец мой, и поешь дичи сына своего, чтобы благословила меня душа твоя » (Быт.27:31). Но к своему ужасу, он узнает, что его брат прежде него приходил к отцу и, воспользовавшись слепотой Исаака, хитростью взял у него благословение.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

Не медли же. Не откладывай, а делай, что повелел тебе Бог. " Итак, делай все, что Бог сказал тебе " . Выслушав это, " Иаков, встав, взял жен своих и детей " , и посади их " на верблюдов: и взял с собой весь скот свой и все богатство свое которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему " (Быт.31:17-18).   4. Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне, и, взяв жен и детей, отправился в путь. " И как Лаван " , сказано, " пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее " (Быт.31:19). Не без цели и это замечено, а с целью – показать, что (дочери) еще держались отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какой заботливостью она это сделала, – не унесла у отца другое что-либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно и от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать. " Не известил " , сказано, " Иаков Лавана Арамеянина что удаляется. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад " (Быт.31:20-21). Прошу заметить и здесь великий промысел Божий – именно в том, что Бог не попустил Лавану узнать об удалении Иакова до тех пор, когда праведник был уже далеко. По прошествии трех дней, сказано, сделалось это известным Лавану. " Тогда взял " всю братию свою " с собой, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад " (Быт.31:22-23). Вот и опять видно неизреченное попечение Божье. Тот, кто сказал: " возвратись в землю твою, и буду с тобой " , – Сам и теперь являет Свое промышление. Видя, что Лаван с сильным негодованием преследует праведника и хочет взыскать с него, так сказать, пеню за побег, Бог является Лавану ночью во сне. " И пришел " , сказано, " Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне , и сказал ему " (Быт.31:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Но вот что-то у «молодых» пошло не так! Имея равные права, принимая совместное участие в возделывании и украшении мира – райского сада, идеальным, казалось бы, людям что-то не хватает! «Нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 1:20). Какое-то смятение испытывает он, что-то как будто тяготит его! Очевидно, что это – бремя власти и узы равноправия! Ему, очевидно, нужен не просто равноправный партнёр, но помощник, о чём прямо и говорит Творец! Так на свет появляется не просто равноправное мужчине существо, и не просто женщина, но жена! И появляется очень своеобразно: «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию… и привел ее к человеку» (Быт. 1: 21-22). Такое решение проблемы Адаму (уже получившему имя) понравилось куда больше: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…». Потому что он увидел в ней – узнал, часть себя, то есть своё – родное, за которое он ответственен. И потому сказал: «она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 1: 23). Ну вот он, наконец-то, казалось бы, достигнутый идеал! Создана теперь уже настоящая в нашем понимании семья, где глава мужчина (муж, имеющий чин) и его верная помощница – женщ(ч)ина (жена, имеющая свой чин) и живут они по-прежнему в самом настоящем Раю! Что же происходит дальше? История достаточно известная: завистник-сатана, воплотившись в змея, вступает в диалог с женой Адама (пока еще не имеющей своего имени, кстати) с целью искусить её – подвергнув сомнениям в исполнении Божьих заповедей, которых всего две и лишь одна из них – запретительная. Следует отметить, что уровень данной людям свободы, и доверия к ним Бога, просто зашкаливает! И сатана, пользуясь этим, достаточно легко достигает цели! Он лишь высказывает сомнения в истинности Божьих заповедей: «И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3:4), и более того, вкладывает ей мысль о пользе в их нарушении, где Бог выставляется лжецом: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/08/se...

«Одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть»... Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщённой диаволом ( Быт.3:1–5,13 ; Ср. 1Тим.2:14 ; 2Кор.11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт.3:23,24 ; ср. Прем. Сол.3:23,24). Вот происхождение в мире греха и наказание за него – смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт.5:1–2 ; ср. 1Кор.15:45 ). В нём все мы заключались, как ветви в своём корне. А так как Адам стал рождать детей, по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире ещё до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по словам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим.5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные перед Богом люди? Остаётся один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие – смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческого – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быт ему чистым, и чтобы рождённому женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 Ср. 3Ездр.7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Славянский текст называет их «китами» великими, ближе к еврейскому тексту, в котором стоит слово: танниним, которое вообще означает водяных животных огромного размера ( Иов. 7:12 ; Пс. 73:13 ; Иез. 29:4 ), больших рыб, в том числе и китов ( Пс. 103:25 ; Ион. 2:11 ), большого змея ( Иер. 51:34 ; Ис. 27:1 ) и крокодила ( Иез. 29:3 ) – словом, весь класс больших земноводных или амфибий ( Иов. 40:20 ). Этим самым дается выразительное указание на то, что изначальные виды земноводных и пернатых отличались исполинскими размерами, что подтверждается и данными палеонтологии, открывающей целый обширный класс вымерших допотопных животных, поражающих своими колоссальными размерами (ихтиозавры, плезиозавры, исполинские ящерицы и т.п.). Быт.1:22 . И благословил их Бог , говоря: Появление первой настоящей жизни (животной в отличие от растительной) отмечается особым чрезвычайным актом Творца – Его благословением. В силу этого творческого благословения, все новосотворенные Им твари получают способность к размножению «по роду своему», т. е. каждый из видов животных – к воспроизведению себе подобных. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, В еврейском тексте оба эти слова имеют одно и то же значение, а самое соединение их, по свойству еврейского языка, указывает на особое усиление заключенной в них мысли об естественном размножении живых существ путем рождения. и птицы да размножаются на земле. Тонкая новая черта: раньше стихией птиц был назван воздух, как область, в которой они летают ( Быт.1:20 ), теперь добавляется еще и земля, на которой они вьют свои гнезда и живут. Шестой день творения Быт.1:24 . И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. Здесь снова, как и в двух предшествующих случаях ( Быт.1:11, 20 ), указывается на некоторое влияние естественных сил природы, в данном случае непосредственно земли. Быт.1:25 . И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. Общее понятие «души животной» здесь дробится на три основных вида: первый из них «животные земли» – это дикие животные или звери полей и лесов, каковы, например, дикая кошка, рыси, медведи и все др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сверх того, в первобытное время, от Авеля до Ноя, приносились (Богу) дары произвольные. «Утешит, – говорит, – нас жертвоприношениями своими ( Быт.5:29 )». Потом Ной принес жертву на алтаре, устроенном на горе Кордуйской ( Быт.8:20–22 ). 681 (За сим) последовали жертвоприношение Авраама на горе Аморрейской ( Быт.22:1 сл.), Иакова в Вефиле ( Быт. 28:18:19 ), Иисуса (Навина) среди реки Иордана на месте перехода ( Нав. 4:9 ), потом жертвоприношения в Силоме, где была поставлена скиния ( Нав.18:1 ), и после сего жертвоприношение Соломона в первом храме Иерусалимском ( 3Цар.8 ; 2Пар.6 ), и жертва Христова, которую Он установил в церкви Своей до скончания века; ибо сия уже не пременяется. Посему «исполнились времена», потому что с этого времени, как говорит Евангелист, «царствие Божие будет благовествоваться ( Лк.16:16 )». Или: «исполнились времена», то есть, времена Израиля. —78— «Ученики Его крестили ( Ин.3:22 ср. 4:2)», поскольку сами были крещены; ибо быть не могло, чтобы крестили других, не будучи сами крещены, чему и научает следующими словами: «(у тех), кои крещены, нет ни в чем недостатка (ср. Ин.13:10 )». Сие, если угодно, может отнести к тому, что они были крещены водою; иначе слушай то, что сказал им: «вы чисты чрез слово Мое, которое Я говорил вам ( Ин.15:3 )». Итак, согласись, что слово Христа было для них крещением, поскольку само крещение освящается тем же словом подобно тому, как и Иоанн был освящен и освятил вверенное ему крещение повелением, какое он получил ( Лк.3:2 ). Иные говорят, что вместо крещения для них было то, когда Он дал им (Свое) тело. Ведь, каким образом они могли бы крестить или быть крещенными, если бы не имели веры в плоть и кровь Его? Ибо в предупреждение говорил им: «если не будете есть плоти Его и пить крови, то нет вам жизни ( Ин.6:53 )», и когда они разгневавшись роптали, сказал двенадцати: «не хотите ли и вы отойти! И ответил Ему Симон: «мы уверовали и познали ( Ин.6:67:69 )». 682 Каким образом они уверовали, если не посредством того же, чрез что и прочие Иудеи могли веровать в Него, то есть, слушать Его и понимать?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010