Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В Библии написано, как Авраам встретил трех необычных путников. Кем они были? 7 мин., 22.12.2022 Журнал «Фома» традиционно приглашает вас, дорогие читатели, пройти вместе дорогой к Рождеству. Каждый день в  Рождественском онлайн-календаре  мы создаем для вас предвкушение праздника, или напоминаем о важных смыслах поста: один день — один подарок. В книге Бытие описывается, как Господь в виде трех путников явился праведнику Аврааму у дубравы Мамре: почему Церковь видит в этом событии подтверждение учения о Святой Троице? Какое отражение эта история находит в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом». Что за история? Аврааму было уже почти сто лет, когда произошло это удивительное событие. Однажды он сидел у своего шатра, стоящего у дубравы Мамре. Вдруг перед ним на некотором расстоянии предстали три путника. Гостеприимный Авраам побежал им навстречу, поклонился и пригласил их к себе. При этом он почему-то обратился к трем путникам, как если бы видел перед собой только одного: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего .  Подробнее об этой встрече Однажды в знойный день, когда Авраам отдыхал у дуба Мамврийского рядом со своим шатром, он внезапно увидел трех странников, стоявших поодаль от него. Авраам, будучи человеком радушным, тут же побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]…  (Быт 18:3–5). Странники приняли приглашение Авраама и вошли под кров гостеприимного хозяина. Во время трапезы один из странников сказал Аврааму: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей  (Быт 18: 10). Авраам уже догадался, что он принимает самого Бога под видом этих трех странников, но Сарра, его жена, услышав эти слова, усмехнулась, так как была уже стара, и пророчество показалось ей невероятным. Сарра подумала: мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар . Тогда таинственный всевидящий гость уличил Сарру в неверии и сказал: Есть ли что трудное для Господа?  (Быт 18:14). Примечательно, что после того, как путник пообещал, что Сарра родит ребенка, Писание называет его Господом: И сказал Господь  Аврааму: отчего это… рассмеялась Сарра  (Быт 18:13).

http://foma.ru/v-biblii-napisano-kak-avr...

   Мы так ответим жидовину: если бы Бог обращался к ангелам, то не было бы написано: «Сотворил Бог человека, по образу и по подобию Божию сотворил его» (Ср.: Быт. 1:27), но было бы написано, что человек создан по подобию и образу Божию и по подобию и образу ангелов. Никто не осмелится сказать, что подобие Божие и ангельское — едино; ибо нигде не написано, что Бог сотворил ангелов по образу и по подобию Божию. Когда Бог создал тьмы тем ангелов и тысячи тысяч архангелов, Ему не нужен был советник. Когда же Он захотел создать маленького и слабого человека — неужели Богу потребовался ангел для совета? Ангелы, создания Бога, не принимали участия в творении мира вместе с Богом, как Бог свидетельствует в книге Иова, говоря: «Когда Я сотворил звезды, громко восхвалили Меня все ангелы и воспели Меня» (См. Иов 38:7). Но после сотворения человека Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22). Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: «Вот, Адам стал, как Я». Но Он сказал не так: «как один из Нас». И еще сказано: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). Если бы у Божества было одно Лицо, в книгах было бы сказано: «Сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его». Но Бог перед созданием человека сказал: «Сотворим человека»; после творения Он сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас»; и еще: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его». И так во многих местах Священное Писание указывает на то, что Божество не одноипостасно, но Триипостасно!    Далее Писание говорит о смешении народов: «Сойдем и смешаем там язык их» (См. Быт. 11:7). К кому это сказано? Разве не очевидно, что Бог это сказал Своему Сыну и Святому Духу?    В Книге Бытия пишется: «И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им... и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Ср.: Быт. 18:1—3). Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу. Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Троица едина и троична: едина по Естеству, троична — Ипостасями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В угодность тебе " (Быт.19:18-20). Вы решили, говорит он, даровать мне спасение; но мне недостает сил взойти не вершину горы. Поэтому окажите мне еще большее милосердие и облегчите для меня труд: чтобы казнь, наводимая (на этот город), не застигла меня, и я не подвергся одинаковой с ними судьбе, оставьте для меня этот соседний город. Хотя этот город и беден и мал, но, спасшись в нем, я могу впоследствии жить там безопасно. " И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь " (Быт.19:21). Я принял, говорит (ангел), моление твое и исполню его; дарую тебе просимое, и для тебя пощажу тот город. " Поспешай " , и вселись там, и спасайся (Быт.19:22). Я ничего не сделаю до тех пор, пока ты не прибудешь туда: " ибо Я не могу " , говорит, " сделать дела, доколе ты не придешь туда " . Я забочусь, говорит, о твоем спасении и буду ждать твоего прибытия туда, и тогда уже наведу на них (содомлян) казнь. " Солнце взошло над землей, и Лот пришел в Сигор " (Быт.19:23). Около восхода солнечного он поспел в город, и вслед затем, как вступил в него, беззаконники подверглись казни: " и пролил " , сказано, " Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли " (Быт.19:24-25). Да не покажется тебе, возлюбленный, странным, такое сочетание слов; таково свойство Писания, и (оно) часто так безразлично употребляет слова, – что можно видеть и в настоящем случае. Сказано: " пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба " , чтобы показать, что Сам Господь навел эту казнь, и что не только " ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей " , но что Он истребил " и произрастания земли " . Так как люди, населяющие эту землю, принесли много плодов беззакония, то Я, говорит (Господь), и земные плоды делаю негодными к употреблению, чтобы истребление плодов на этой земле служило всегдашним памятником для последующих поколений, и чтобы бесплодие ее всем напоминало о беззаконии обитавших здесь людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Закон Ветхий держался до Иоанна Крестителя последнего из праведников, приуготовлявших путь Христу (см.: Мф.11:13 ). Подвластные закону рождались в рабство, подобно Исмаилу сыну Авраама от рабыни его Агари, подвластные же Христу рождаются в свободу наследования, подобно Исааку сыну Авраама от жены его Сарры. Ибо Агарь и Сарра прообразы двух Заветов (см.: Гал.4:22–31 ). Поэтому слова Спасителя: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков ( Мф.5:17–18 ) имеют следующий смысл: «Пришествие Мое не есть нечто чуждое закону Моисееву, но, напротив, находится в полном согласии как с законом Моисеевым, так и с учением пророческих книг. Ибо прообразованное в них всецело исполняется во Мне». Сектант : Бог благословил и освятил день седьмой еще в начале мира, когда завершил творение, как написано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:2–3 ). Значит, после шести дней творения день седьмой был первым, который освятил Сам Бог, и потому он остается священным для всех людей на все времена. Свяшенник : Два приведенных тобою стиха Писания говорят о Боге и о Его деле, которое Он завершил и после которого опочил. О человеке же здесь не сказано ничего, но ему и незачем было отдыхать, прожив лишь день от сотворения его Богом (см.: Быт.1:26–31 ). Поставленный хранить и возделывать Эдемский сад ( Быт.2:15 ), Адам не имел заповеди о праздновании дня седьмого. Бог дал ему одну-единственную заповедь не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ), дни же были для нашего праотца все одинаковы. Но и по изгнании из рая Адам и Ева не получили заповеди о дне покоя. Напротив, вся жизнь человека стала с той поры непрестанным трудом на проклятой по вине его земле ( Быт.3:17 ). В Библии повествуется о том, как Бог опочил в седьмой день от трудов Своих, но что это за день, там не сказано. Да и не было еще такого исчисления дней, при котором день седьмой совпадал бы с субботой, и поныне столь драгоценной для вас, адвентистов. Итак, остается признать, что суббота как день покоя стала отмечаться не в раю, а лишь через две с половиной тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И вот Иаков входит к отцу. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? (Быт. 27, 18). – Здесь нет лжи, Исаак действительно его отец, а Иаков его сын.– Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой . Вот здесь у нас в синодальном переводе неправильно проставлены запятые. Здесь правильно запятые поставить иначе! Смотрите, как они у нас поставлены: Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой . А надо не так поставить запятые: Я ,– запятая.– Исав первенец твой . То есть он не лжет. Отец спрашивает: Кто ты, сын мой? Он говорит: Я . И тут же соглашается с формальным статусом Исава: Исав – первенец твой . Есть тут ложь? Нет! Я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя (Быт. 27, 19). А вот здесь элемент лжи уже присутствует! Ему он не говорил: приготовь мне . И надо сказать, что, поскольку Иаков обманывает слепого отца, то пройдет немного времени, он влюбится в красавицу Рахиль и будет за нее работать долгое время, справит свадьбу, но в шатер вместо красавицы Рахили введут слепую Лию. Это произойдет ночью, и когда он переспит с ней, проснется и увидит эту слабовидящую, он вспомнит, что он и сам когда-то обманул слепого отца, и теперь наказан слепою невестою, за которую не сватался. Зло – оно всегда возвращается к человеку. Причем наказание всегда принимает форму греха. Вот он обманул слепого – и будет наказан слепой женою, слепой Лией, которую он не любил. У него будет любимая и нелюбимая жены – об этом мы потом будем говорить, далее. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу (Быт. 27, 20). Кого послал навстречу? Казалось бы, он говорит о дичи! Нет, мать послала навстречу сыну. Он как бы на нее перекладывает всю ответственность, не называя ее. И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? (Быт. 27, 21) – у него сомнения, голоса-то разные! – Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы (Быт. 27, 22). Тут отец, что называется, больше доверяет «на ощупь».

http://pravoslavie.ru/111494.html

Книга Бытия знакомит нас с историей первого брака, совершенного в раю Господом Богом. Сотворив первого человека – Адама, Господь открывает ему суть жизни и поведения в раю. Отныне Адам призван возделывать и хранить сад Едемский, соблюдая заповедь: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2.15–17 ). Заповедью возделывать и хранить рай Господь давал человеку свободу творчества, а право есть от всякого дерева в саду потенциально давало ему энергию жизни и силу любить Бога, быть Ему благодарным и преданным. Заповедью же запрещающей Господь вводил в эти «дела чести» разумную умеренность как знак покорности Ему со стороны людей. Та же разумная мера в отношениях нравственных ставилась на вид человеку созданием ему подобного существа – жены. И тогда Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2.18 ). Одиночество могло тяготить Адама, лишать его самых простых и понятных возможностей для совершенствования личности в любви и послушании Богу. И тогда создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]... И будут [два] одна плоть ( Быт. 2.22–24 ). Поступив так, Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, – сказал Он им, – и наполняйте землю» ( Быт. 1.28 ). Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2.24 ) – так определил Господь суть этой тайны. Богоучрежденный союз брака, таким образом, явился необходимым условием единения Адама и Евы. Глаголом прилепится Священное Писание отобразило тесное объединение их физических и духовных интересов на основании любви к Богу, Его заповедям и благословению. Такая двуединая любовь несла им радость и единство совместной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Не медли же. Не откладывай, а делай, что повелел тебе Бог. " Итак, делай все, что Бог сказал тебе " . Выслушав это, " Иаков, встав, взял жен своих и детей " , и посади их " на верблюдов: и взял с собой весь скот свой и все богатство свое которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему " (Быт.31:17-18).   4. Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне, и, взяв жен и детей, отправился в путь. " И как Лаван " , сказано, " пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее " (Быт.31:19). Не без цели и это замечено, а с целью – показать, что (дочери) еще держались отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какой заботливостью она это сделала, – не унесла у отца другое что-либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно и от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать. " Не известил " , сказано, " Иаков Лавана Арамеянина что удаляется. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад " (Быт.31:20-21). Прошу заметить и здесь великий промысел Божий – именно в том, что Бог не попустил Лавану узнать об удалении Иакова до тех пор, когда праведник был уже далеко. По прошествии трех дней, сказано, сделалось это известным Лавану. " Тогда взял " всю братию свою " с собой, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад " (Быт.31:22-23). Вот и опять видно неизреченное попечение Божье. Тот, кто сказал: " возвратись в землю твою, и буду с тобой " , – Сам и теперь являет Свое промышление. Видя, что Лаван с сильным негодованием преследует праведника и хочет взыскать с него, так сказать, пеню за побег, Бог является Лавану ночью во сне. " И пришел " , сказано, " Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне , и сказал ему " (Быт.31:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

По раввинам, Иаков, как бы предчувствуя обман со стороны Лавана, с особою точностью называет именно Рахиль, младшую дочь Лавана; высказывал этим и то, что, как младший сын Ревекки, он должен жениться на младшей дочери Лавана. Лаван охотно соглашается на предложение Иакова, обеспечивавшее ему семилетнюю даровую работу его; но согласие свое Лаван мотивирует и более благовидным основанием – требованием обычая Востока (доселе там имеющего силу) предпочитать браки в близком родстве бракам с посторонними лицами. Быт.29:20 . И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Пример любви Иакова показывает, что древним семитам не чужда была самая возвышенная любовь между полами. Некоторые толкователи полагали, что брачное сожитие Иакова с дочерьми Лавана началось уже при начале первой седьмины лет службы первого, так как иначе трудно понять, как в течение следующих семи лет у Иакова родилось 12 детей, причем у Лии был еще более или менее значительный промежуток между рождением Иуды ( Быт. 29:35 ) и Иссахара ( Быт. 30:17–18 ). Но в объяснение последнего затруднения следует помнить, что и некоторые дети у Иакова родились – от разных жен и наложниц – одновременно. Самое же предположение прямо опровергается ст. 21, где говорится, что Иаков требует брака только по прошествии 7 лет службы. Быт.29:21 . И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Мидраш дает следующий перифраз: «Господь обещал мне, что от меня произойдет 12 колен; но мне уже 84 г. от роду, когда же я стану родоначальником тех колен?» (Beresch. r., s. 345). Женитьба Иакова на Лии Быт.29:22 . Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Несмотря на свою расчетливость, Лаван собирает много гостей на пиршество: может быть, с целью иметь свидетелей на случай энергичных возражений Иакова по поводу предстоящего обмана или сделать (через попойку) более легким последний, или же, наконец, имея в виду разом отпраздновать обе свадьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010