Из этого можно предположить, что человек ими питался. Однако, с другой стороны, в Быт.3:22 написано: " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно " , то есть, здесь фактически говорится о том, что если бы Адам вкусил плод от дерева жизни, то стал бы бессмертным. Из этого можно предположить, что человек этими плодами ранее не питался. Поэтому вопрос о вкушении (или не вкушении) человеком плодов дерева жизни нуждается в специальном исследование, с учетом, как Быт.2:9,16,17, так и Быт.3:22. Кроме того, мнение, что прародители могли поддерживать физическую жизнь, только вкушая плоды дерева жизни, не соответствует мнению о том, что прародители, постепенно укрепляясь в своем послушании и любви к Богу, могли перейти из состояния возможности не умирать в состояние невозможности умереть. То есть могли получить бессмертие по природе (см, например, прим. 4), поддержание которого уже не нуждается в питании вообще и плодами с дерева жизни, в частности. Приложение 2. К вопросу о толковании Рим.5:12-15 Заметим, что архиепископ Аверкий, толкуя Рим.5:12-15, говорит: " Апостол указывает на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи людей не могли им вменяться, ведь " грех не вменяется, когда нет закона " (ст.13), но, тем не менее, люди умирали и до Моисея; отсюда естественен вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех первородный, перешедший на них от праотца Адама " (1:192,193). Однако мнение о том, что " до Моисея не было закона " , строго говоря, является неточным. В частности, в 4:6 отмечается, что важнейшие предписания закона " включены уже в книгу Бытия. Так в завершающих строках рассказа о сотворении мира (Быт.2:3) провозглашается святость седьмого дня, в контексте договора Бога с Ноем (Быт.9:4) приводится запрет есть мясо с кровью, а условием договора Бога с Авраамом (Быт.17:9-14) является предписание об обрезании " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно на кровлю ковчега.    Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.    Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всею своею семьею и выпустил всех животных, бывших с ним.    И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.    Бог милостиво принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» (Быт.4:17-24; Быт.5; Быт.6:1-22; Быт.7; Быт.8; Быт.9:1-17). Беседа о потопе    Со стороны неверующих существует возражение против потопа, которое заключается в том, будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Библии. Но, как указывает английский исследователь Артур Гук: «ученый специалист д-р Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли была превращена в плоскость, то имеется так много воды в морях, которые в некоторых местах достигают шести миль глубины, что ее хватило бы, — чтобы покрыть землю целиком одновременной повсеместной глубиной в две мили».    Но потоп мог быть и не в полном смысл слова всемирным. Надо вспомнить, для чего Господь совершил потоп: Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их были зло на всякое время...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

11. Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже безплодная, родила: то есть силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это все совершилось с нею потому, что она, живя среди Хананеев язычников, верным почитала того, Кто обещал ей дать это (Быт.17:19). 13. По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, - как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас (Быт.23:4). 14. Ибо те, кои это говорили, находясь в наследии своем, являли тем самым, что они другого отечества ищут, не в Харане или собственнаго своего отечества в Халдее, откуда вышел Авраам. 15. И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвратиться. 16. Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род (Исх.3:15). 17-19. Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт.22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт.21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, - и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него. 20. Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт.27:27 сл.). 21. Так и Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. (Быт.47:29-31; 48:15 сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

мой соблюдеши – ты и семя твое по тебе в роды их» ( Быт.17:9 ). Ничего другого не требую от вас, кроме послушания и благодарности; а Я все, что обещал, исполню. 4. Но, желая усвоить Себе потомков (Авраама) и сделать их Своим народом, Бог не хотел, чтобы с течением времени, когда они размножатся, они смешались с теми народами, землю которых должны были наследовать; затем, так как впоследствии, по Его предречению, они должны были еще подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там они не смешались с египтянами, Бог в качестве знамения заповедует праведнику обрезание и говорит: «Сей завет, его же соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их 349 : обрежется от вас всяк мужеск пол; обрежете плоть крайнюю вашу» ( Быт.17:10–11 ). Потом, вразумляя их и всех нас о том, для чего дал такую заповедь, – именно для того, чтобы это было знаком избранного народа Его, Он говорит: «И будет в знамение завета между Мною и вами» ( Быт.17:11 ). Далее назначает и время, когда должно совершать (обрезание). «Младенец, – говорит, – осьми дней обрежется вам,... и домочадец, и купленный» ( Быт.17:12 ), словом – все вообще, живущие с вами, примут это знамение. И всякий, кто не обрежется в назначенный день, «погубится» за то, что разорил завет Мой, преступил заповедь ( Быт.17:14 ). Заметь премудрость Господа, как Он, предвидя в будущем развращение сердец их 350 , полагает на них как бы некую узду, дает им такое знамение – обрезание, чтобы обуздать неукротимые страсти их и не допустить их до смешения с языческими народами. Он знал их похотливость и то, что они не воздержатся от животных стремлений, несмотря ни на какие внушения; поэтому, давая им всегдашнее напоминание в знамении обрезания, Он полагает на них это знамение, как бы некоторые узы, назначает им меру и пределы, которых они не должны были преступать, оставаясь всегда в кругу своего племени, и не позволяя себе никакого смешения с другими народами, и таким образом сохраняя чистым семя своего праотца (Авраама), чтобы и обетования Божии могли на них исполниться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Быт.39:7 и далее), то не думаю, что тогда патриархи объявили бы его отцу Иакову: «Иосиф сын твой жив» ( Быт.45:26 ). Ибо если бы он поддался искушению, то, несомненно, не был бы жив, так как «душа согрешающая, та умрет» ( Иез.18:4 ). И Сусанна учит тому же, когда говорит: «Тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших» ( Дан.13:22 ). Видишь, она тоже понимает, что во грехе смерть. Так, и в приговоре, который Бог произнес первому человеку, содержится то же самое: «В день, в который вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Ибо как только он нарушил данную ему заповедь, он умер, потому что душа согрешающая мертва, а змий, сказавший: «Нет, не умрете» ( Быт.3:4 ), обманул их. И эти слова сказаны о том же, о чем возвестили сыновья Израиля Иакову: «Иосиф сын твой жив» ( Быт.45:26 ). Слова, сходные с этими, сказаны далее: «Ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: велико сие для меня, еще жив сын мой Иосиф» ( Быт. 45:27–28 ). Латинское выражение «resuscitatus est spiritus» («ожил дух») является переводом греческого νεζωπρησεν, которое означает не столько «оживать», сколько «разгораться». Это выражение используется, как правило, когда при горении какого-то вещества огонь стихает до такой степени, что кажется, будто он погас; и если возобновить горение, поднеся к нему огонь, то говорят, что он разгорается. Или если в лампаде пламя уменьшится настолько, что покажется, будто она погасла, возможно, оно оживет, если налить в нее масло, но это выражение используется редко – обычно говорят, что пламя разгорается. Так можно сказать о свече или о факеле или о любом другом светильнике этого рода. Это выражение указывает на нечто сходное, происшедшее в Иакове. Когда Иосиф был далеко от него и отец не получал о нем никаких известий, его дух, если можно так выразиться, стал угасать в нем, и свет, бывший в нем, иссякнув, померк. Но когда приходят те, кто объявляет ему, что Иосиф жив, иными словами, те, кто говорит, что «жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ), его дух снова разгорается в нем, и истинный свет сияет в нем с прежней силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. Усыновление это Иаков нарочито ограничивает двумя сыновьями Иосифа, Ефремом и Манассием, прибавляя, что, если бы родились и еще дети у Иосифа, они уже не составят отдельного колена, а будут причислены к коленам Ефрема и Манассии (других сынов у Иосифа, по-видимому, и не было, Быт. 50:23 ; ср. Чис. 26:28–37 ). Принимая здесь двух сынов Иосифа в число своих сынов и давая им часть «в знаменах, в посвящении жертвенника, в разделении земли обетованной» (Абарбанель), Иаков этим признает за Иосифом право первородства с его двойной наследственной частью ( Втор. 21:15–17 ), – отнятое у Рувима за его преступление ( Быт. 49:4 ) и передаваемое Иосифу не только в силу исключительного положения его в Египте, как питателя и «князя» братьев своих (ср. Быт. 49:26 ), не только как любимому сыну и первенцу любимой жены, но и, без сомнения, по особенному смотрению Божию. Царство в потомстве Иакова им отдано было Иуде, а священство – Левию ( Быт. 49:8–10 ), но особым благословением его над Ефремом (ст. 14, 20) было предсказано ему, что и из его рода произойдут цари. Быт.48:7 . Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем. В последние часы жизни Иаков вспоминает о любимой жене своей Рахили, матери Иосифа: она была постоянным предметом любви Иакова и вместе источником многих огорчений, начиная со времени сватовства его за нее и кончая преждевременной смертью ее и судьбой первенца ее – Иосифа. Ради памяти Рахили, для прославления ее имени, Иаков, через усыновление внуков, как бы преумножает число сынов любимой жены. Иаков благословляет их Быт.48:8–10 . И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. [Иаков] сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Геохронологическая таблица 3 ЭРЫ ПЕРИОДЫ Кайнозойская Четвертичный Неогеновый Палеогеновый Мезозойская Меловой Юрский Триасовый Палеозойская Пермский Каменноугольный Девонский Силурийский Ордовикский Кембрийский Протерозойская Архейская Растительный мир Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм. Быт 1:14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Быт 1:15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Быт 1:17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт 1:18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:19 И был вечер, и было утро: день четвертый. В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в преды­дущем очерке 4 , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы. Возраст Вселенной Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию.

http://pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotv...

Что значит «родить на колени»? На коленях кормят ребенка молоком, пестуют; на коленях воспитывают ребенка, учат говорить. Как и мы, уверовавшие из язычников, воспитывались на пророках, учились лепету первых молитв по Псалтыри царя Давида. Таким образом, Ветхий Завет является «для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал. 3:24 ). То есть Рахиль готова к тому, что ребенок родится от Бильги-Валлы, но она сама будет его воспитывать, как иногда говорят: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Хотя, на мой взгляд, это очень спорное утверждение! Но нельзя не рассмотреть и другое истолкование, по которому Рахиль – это еврейский народ, а Валла («ветхая») – это синагогальная религия иудеев. Итак, что же может родиться от еврейского народа, когда он что-либо пытается сделать через синагогу, отвергая Святую Церковь ? « И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан » ( Быт. 30:4–6 ). «Дан» – это антихрист. Не этот конкретный Дан, сын Иакова и Валлы. Просто мы знаем, что антихрист произойдет из колена Данова (см.: Быт 49:17 ). Имя: «Дан» переводиться как: «суд». В случае с антихристом имеется в виду нечестивый «суд». Здесь мы используем и аллегорические толкования, чтобы понять скрытый смысл, смысл, который не лежит на поверхности текста. И синагога родит антихриста. Это и будет плод, вымоленный еврейским народом. И сейчас в Израиле люди говорят: «Если не придет Мошиах, мы умрем все!» – как Рахиль говорит: «Дай мне детей, если не так, я умираю!» ( Быт. 30:1 ) Здесь немного непонятны слова: «судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» ( Быт. 30:6 ). Слова: «и услышал голос мой» ( Быт. 30:6 ), означают, что услышал ее молитвы. Следовательно, слова: «судил мне Бог» ( Быт. 30:6 ) не означают: «осудил меня Бог», но означают: «судил, рассмотрел и оправдал». И далее: « И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла » ( Быт. 30:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вхождение же человеческого сознания в созданное духовным умозрением устроение знаменуется обильными слезами, которые идут буквально «день и ночь» ( Пс 41:4 ), по сказанному: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» ( Быт. 6:17 ). Как видим, слезы эти подаются Богом для истребления всякого вида плотского мышления, в котором заключается дух жизни по плоти, живущей единственно для земли. И льются эти слезы до тех пор, пока не истребится всякий вид греховного ощущения и мировосприятия, утвердившийся на поверхности земли ( Быт. 6:23 ), после чего слезы прекращаются, и ум, получив извещение об очищении души от греха ( Быт. 8:11 ), устрояет в сердце жертвенник Господу, принося, с помощью духовного умозрения, приятное Ему всесожжение из чистых мыслей и движений душевных ( Быт. 8:20 ). Хам «Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися». 25 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О зависимости богослужения от духовного умозрения Текст для рассмотрения: Быт. 9:18–27 Употребляемые категории: · НОЙ – духовное умозрение · СИМ – богопознание · ИАФЕТ – боголюбие · ХАМ – богослужение · ХАНААН – духовное жительство Духовное умозрение, осеняемое благодатью Божией, уподобляясь доброму земледельцу, по естественному действию своему желает возделывать землю так, чтобы чувственное созерцание зримых вещей давало плод духовный. Для этого оно насаждает виноградник ( Быт. 9:20 ), образуя в душе церковь , где лоза – Бог , а ветви – силы нашего духа. И как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и дух без Бога не может принести должного плода, состоящего во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Если же случается, что умозрение духа перестает усматривать Бога в природе, то сознание его настолько искажается, что он уподобляется человеку, которого одолело вино ( Иер. 23:9 ). Упившийся вином не знает, что говорит и что делает, а то, что говорит и делает, достойно смеха и сожаления. Не имеет он ни стыда, ни страха, ни совести, потому что ум его под действием вина омрачен и лишен здравого рассуждения. То же самое творит и упившийся разными суетными мыслями и похотью мира сего, ибо как бывает пьянство от вина – так бывает пьянство и не от вина, когда нападает дух усыпления, когда закрываются умственные очи, так что всякое пророчество, ими ранее с легкостью усматриваемое в окружающем мире, становится то же, что слова в запечатанной книге ( Ис. 29:9–11 ), когда, под действием этого духа опьянения, вся мудрость их исчезает ( Пс. 106:27 ) и они вводят человека в заблуждение во всех делах его ( Ис. 19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Эта добродетель прилепляется к мудрому и верующему человеку и крепко держится его, даже к тому мудрецу, что сказал о мудрости: «Пожелал взять ее в невесту себе» ( Прем.8:2 ). Поэтому Бог говорит Аврааму: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт.21:12 ). Тем не менее, эти слова не относятся к физическому браку, так как в известном Божественном утверждении, открытом женщине о мужчине, сказано: «В нем найдешь убежище», «и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Если сказано, что муж – господин своей жены, то как же тогда сказано мужчине: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт.21:12 )? Если кто-то принял добродетель в супруги, пусть слушает голоса жены своей во всем, что она ему посоветует. Итак, Авраам не хочет называть добродетель своей женой. Ибо пока добродетель называется его женой, она принадлежит только ему и никому другому. И пока мы не достигли совершенства, добродетель души должна быть внутри нас и принадлежать только нам. Когда же достигнем совершенства и сможем наставлять других, не будем уже запирать добродетель в сердце, как жену, но пусть она, словно сестра, единится с другими, с теми, кому она нужна. Ибо совершенным Божественное слово говорит: «Скажи мудрости: “ты сестра моя!”» ( Прит.7:4 ). В этом смысле Авраам сказал, что Сарра – его сестра. Он, будучи совершенным, позволил иметь добродетель всем, кто пожелает. 2 . Когда-то Сару хотел взять и фараон ( Быт. 12:15 ), однако желание его было не от чистого сердца, а добродетель может соединиться только с чистотой сердца. Поэтому в Писании говорится, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его» ( Быт.12:17 ). Ибо добродетель не может пребывать с губителем – именно это означает слово «фараон» на нашем языке. Но давайте посмотрим, что Авимелех сказал Господу. «Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» ( Быт.20:5 ). Как видим, Авимелех поступает совсем не так, как фараон. Он не такой невежественный и подлый и знает, что для добродетели он должен подготовить чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010