а 1:4 Букв.: для/ за него… – основная мысль, стоящая за образом принесения в жертву животного: «грех платит смертью» (Рим 6:23) и «без пролития крови не бывает прощения» греху (Евр 9:22), следовательно, пролитие крови животного символически указывало на то, что животное занимает место грешника (Ис 53:4, 6). Замена такая не была, конечно же, равноценной, но кровью жертвы была прообразно представлена совершенная Жертва грядущего Примирителя. 788 б 1:4 Букв.: дабы закрыть его (сверху) . В этом назидательно–прообразном служении кровь принесенного в жертву животного закрывала собой грех как нечто такое, на что Бог в Своей святости не может смотреть (см. Авв 1:13). Грех надо было закрыть (и это относилось не только к людям, но также и к сделанным ими предметам, например жертвеннику – Исх 29:36). При этом грешнику, который также этой жертвой был закрыт от гнева Божьего и наказания, внушалась мысль и об отвратительности греха, и о том, что через покаяние и веру он может восстановить расторгнутое его преступлением единение со святым Богом. Используемый здесь и далее евр. глагол кафар в контексте ВЗ помимо выше указанного приобретает такие значения, как очищать или заглаживать/ смывать (всё то, что стоит на пути добрых отношений, ср. Быт 32:20). Там, где контекст не подсказывает иного значения, этот глагол переводится словами «восстановить единение (с Богом)», так как это и есть главная цель и очищения, и заглаживания грехов; то же в ст. 20, 26, 31 и 35. 789 а 1:5 Букв.: сына (стада), т. е. теленка/ бычка. 790 б 1:5 Или: пусть представят ( Мне)  – употребленное в оригинале слово означает: привести/ принести нечто к жертвеннику или пожертвовать что–либо Богу. Здесь кровь, в которой жизнь живого существа, возвращается Богу–Жизнедателю. 791 1:7 Букв.: возложат… огонь. 792 а 1:9 Евр. ишше традиционно переводилось как жертва, ( вознесенная) в огне, или подобным образом. 793 б 1:9 Или: запах умиротворения, ( дар) для Господа; то же в ст. 13, 17, а также в 3:5, 16. 794 а 2:1 Букв.: душа/ личность. 795

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Пс.36:13–15; 9:16–17 ; Прем. Сол.12:23:25), и направляя все их действия к благим последствиям (ср. Быт.50:20 ). Так Господь попустил иудеям восставать против Христа Спасителя и осудить Его на крестную смерть; но Своим премудрым Промыслом обратил это восстание в совершении того, что от века предопределено было в Его божественном совете ( Деян.4:28 ), – к совершению спасения мира, к открытию проповеданного Христом всемерного царства Божия на земле, чем враги Христовы были посрамлены и действовавшее чрез них враждебные силы ада, начальства и власти тмы, изведены были в позор ( Кол.2:15 ), или были поруганы (ср.: ад... поруган бысть, огл. сл. Златоуста на Пасху). Так потом попускал Господь восстания на церковь Христову еретиков и гонителей, всегда обращая их к торжеству св. истины ( 1Кор.11:19 ), к распространению и утверждению церкви Христовой па земле и к посрамлению врагов ее. И пред кончиною мира Он попустить последнее восстание диавола в лице антихриста и его служителей, но обратит это восстание к окончательному посрамлению и попранию главного виновника зла и в полному и совершенному торжеству св. церкви Христовой. є. Тогда возглетъ къ нимъ гнвомъ своимъ и ростїю своею смтетъ . 5. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 5 . Когда кроткие меры снисхождения и долготерпения Божия не вразумляют мятежников, возбуждается против них сильный гнев (гнев и ярость, т. е. высшая степень гнева) правосудия Божия (ср. Ис.5:24–25 ; Наум. 1:2–3 ), и Господь произнесёт на них строгий приговор (ср. Прем. Сол.12:26; Рим.2:4–5 ), которым мгновенно приведёт их в смятение, т. е. в такое состояние смущения и страха, что они совершенно потеряются, упадут духом ( Иов.23:15–17 ; 1Д.28:20–21) и обратятся в бегство, сознавая себя бессильными к продолжению своего безумного предприятия (ср. Пс.47:6–7 ). Такое изречение праведного суда Божия над противниками Господа и Христа Его совершается в постигающих их различных бедствиях. Оно совершилось над осудившими Христа на смерть иудеями в разрушении Иерусалима и храма и в рассеянии народа, по всем странам (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Слово благодать, чаще употребляемое апостолом Павлом, чем Иоанном (только здесь и в Ин.1:14,16,17 ; 2Ин.1:3 ), указывает именно на откровение беспредельной Божественной любви ( αγπη) в спасении мира, в послании Сына для спасения: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, мо имать живот вечный ( Ин.5:17 ; ср. Ин.17:23 ; 1Ин.4:9 ). И Сын явил эту беспредельную любовь тем, яко и грешником нам сущим, за ны умре ( Рим.5:8 ). Слово истина – другая сторона откровения во Христе; оно противоположно словам образ и тень, словам, служащим для обозначения ветхозаветного закона, и значит, что все ветхозаветные обетования, прообразы истинно и действительно осуществились на Иисусе Христе, что Он есть, по выражению апостола Павла, самый образ вещей ( Евр.10:1 ) или истина ( Ин.24:6 ). С другой стороны, Христос как Единородный Сын Божий возвестил нам всю волю Божию и сообщил нам полнейшее ведение о Боге, чем то, какое сообщено было чрез ветхозаветных пророков ( Евр.1:1 ; ср. Ин.1:18 ). В 14-м стихе евангелист свидетельствовал о воплощении Слова и славе Воплотившегося сам, как очевидец, в 15-м стихе он приводит свидетельство лица постороннего, но такого, к которому иудеи питали глубокое уважение и вполне доверяли. Ин.1:15 . Иоанн свидетельствует о Нем, и воззва глаголя: Сей бе, егоже рех, Иже по мне грядый, предо мною бысть: яко первее мене бе. Слова Иже по мне грядый, предо мною бысть: яко первее мене бе можно понимать в смысле первенства по достоинству, как и понимает их св. Иоанн Златоуст , и в смысле первенства по времени. Прямее и ближе к тексту последнее, хотя и то само собою разумеется. Иоанн Креститель как бы так говорил: хотя Иисус явился и после меня, но Он старше меня, Он существовал прежде меня в вечности. В таком смысле употребляется слово μπροσθεν – впереди – в Быт.24:7, 45:5 ; Суд.1:23, 3:2, 4:14 ; 2Цар.5:24 ; Ис.45:2 ; Ин.3:28 . Слово πρτος – первее – сам евангелист употребляет для означения времени Ин.5:4, 8:7 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

14:6–20 День гнева. Эти короткие прорицания объединены присутствием шести ангелов, которые объявляют наступление суда и осуществляют его. Подобно тому, как главное назначение ст. 1–5 воодушевить христиан, видения говорят нам о воздаянии за добро (первое видение) и возмездии за злые деяния (второе видение). 6–7 Последнее предупреждение дается неверующим. Все народы призываются к покаянию и поклонению Богу. Само послание называется венным Евангелием, поскольку вечное благословение радостной вести все еще ожидает тех, кто откликнется. Обращает на себя внимание благовествующий ангел, который является символической фигурой в этих пророчествах; слово «ангел» означает посланник, вестник, и эти посланники из плоти и крови. 8 Падение Вавилона более развернуто изображено в гл. 17–18. «Вавилоном» в 1Пет. 5:13 , а также во внебиблейских источниках называли Рим. 9–13 Это предостережение служит дополнением к проповеди вечного Евангелия в ст. 6–7. Поклоняющиеся зверю будут пить вино ярости Божией… вино цельное. Греческий текст описывает это вино как крепкую смесь, неразбавленное водой вино (символизм см. в Пс. 74:9 ; Ис. 51:17–23 ). Метафора в огне и сере как образ суда восходит к ветхозаветным текстам, в частности к Быт. 19:24–25 – рассказу о гибели Содома (ср.: Ис. 34:8–10 ). 12 Призыв к терпению святых получает свое развитие в рассказе о судьбе поклоняющихся зверю, а также в осмыслении того, что многих христиан ожидают тюрьмы и смерть (см.: 13:10). 13 Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Это блаженство имеет то же назначение, что и призыв к терпению. Если выражение отныне отмечает некий временной момент, то он связан с искуплением Христовым (ср.: 12:10). Вариант перевода «несомненно» вместо отныне придает этому обетованию просто усилительный оттенок: «Несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе». 14–20 Обычно ст. 14–16 интерпретируются как изображение Церкви Христа, которая составит единое целое при Его пришествии, а ст. 18–20 как собирание безбожного мира для суда, особенно ввиду появления подобного Сыну Человеческому в ст. 14 (ср.: 1:13). Вместе с тем довольно странно, что ангелы должны повелевать Христу явиться во славе и совершить Его работу по спасению. Более вероятно, что некто, подобный по облику человеку, может быть небесным созданием, сопричастным к славе Христа, наподобие Ангела сильного из 10:1. В таком случае, жатва и обрезание виноградных гроздьев представляют собой акт правосудия, как в Иоил. 3:13 , откуда и взяты образы этих двух пророчеств. Жатва на земле, которая совершается ангелами, описывается в Мф. 13:41–42 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Исполнь благодати и истины. Слова эти отделены от своего подлежащего другими вставочными словами: видехом славу Его и проч. Настоящая связь слов у апостола такова: и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, а затем уже следуют: и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца. Выражением: исполнь благодати и истины евангелист указывает на самые характерные черты в лице Мессии – Искупителе нашем, черты по преимуществу божественные. Слово благодать, чаще употребляемое апост. Павлом, чем Иоанном (только здесь и Ин.1:16, 17 ; 2Ин.1:3 ), указывает именно на откровение беспредельной божественной любви (αγαπη) в спасении мира, в послании Сына для спасения: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 . Срав. Ин.17:23 ; 1Ин.4:9 ). И Сын явил эту беспредельную любовь тем, яко, и грешником нам сущим, за ны умре ( Рим.5:8 ). Слово истина – другая сторона откровения во Христе; оно противоположно словам: образ и тень, словам, служащим для обозначения ветхозаветного закона, и значит, что все ветхозаветные обетования, прообразы истинно и действительно осуществились на Иисусе Христе, что Он и есть, по выражению ап. Павла, самый образ вещей ( Евр.10:1 ) или истина ( Ин.14:6 ). С другой стороны Христос, как Единородный Сын Божий, возвестил нам всю волю Божию и сообщил нам полнейшее ведение о Боге, чем то, какое сообщено было чрез ветхозаветных пророков ( Евр.1:1 ; ср. Ин.1:18 ). В Ин.1:14 евангелист свидетельствовал о воплощении Слова и о славе Воплотившегося сам, как очевидец; в Ин.1:15 он приводит свидетельство лица постороннего, но такого, к которому иудеи питали глубокое уважение и вполне доверяли. Ин.1:15 . Иоанн свидетельствует о Нём, и воззва глаголя: Сей бе, Его же рех, иже по мне грядый предо мною бысть, яко первее мене бе. Слова: иже по мне грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе, – можно понимать в смысле первенства по достоинству, как и понимает их св. Златоуст, и в смысле первенства по времени. Прямее и ближе к тексту последнее, хотя и то само собою разумеется. Иоанн Креститель как бы так говорил: хотя Иисус явился и после меня, но Он старше меня, Он существовал прежде меня в вечности. В таком смысле употребляется слово εμπρоσϑεν – впереди – в Быт.24:7, 45:5 ; Суд.1:23, 3:2, 4:14 ; 2Цар.5:24 ; Ис.45:2 ; Ин.3:28 . Слово πρωτος – первее – сам евангелист употребляет для означения времени: Ин.5:4, 8:7 ; ср. Ис.44:6, 41:4 ; Откр.4:1.7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

1 от Бога родились. Существует аналогия между тем, как благодаря воздействию Святого Духа на деву Марию возникла человеческая природа Иисуса, и тем, как благодаря действию Святого Духа новая Божия жизнь насаждается в тех, кто был мертв «по преступлениям и грехам» ( Еф. 2,1 ). Более полно это освещено в 3,1–21. В других местах Нового Завета возрождение представлено как воскресение ( Ин. 5,24 ; Рим. 6,4–6 ; Еф. 2,5.6 ; Кол. 2,13; 3,1 ). Везде, однако, подчеркивается, что произвольное и благодатное действие Бога в спасении не исключает необходимости ответа со стороны человека, и этот ответ заключается в вере и принятии спасения. См. статью «Избрание и осуждение». 1 Слово стало плотию. Как Сын Божий, Иисус Христос явил образ невидимого Бога, как Сын Человеческий показал полное соответствие «подобия» ( Быт. 1,26 ) образу. См. 1Тим. 3,16 ; статью «Иисус Христос Бог и Человек». обитало с нами. Точный перевод: «обитало в нас». мы видели славу Его. Божественное Слово описывается здесь на языке, характерном для книг Моисея (ср. Исх. 16,1–10; 33,18–23 ; 3Цар. 8,1–11 ). Это выражение может также быть ссылкой на преображение, очевидцем которого Иоанн был лично ( Мф. 17,1–5 ). Богу по праву принадлежит высочайшая слава, ибо Он Создатель и Правитель вселенной и перед Ним должны преклониться все колена. Одним из девизов Реформации был «Soli Deo Gloria» («Одному Богу слово»). Величайший из грехов, совершаемых как сатаной, так и людьми, присвоение себе славы, которая принадлежит Богу. И напротив, Сын, будучи облечен божественной славой (17,5), уничижил Себя Самого, воплотившись в человеческое тело и умерев за человеческие грехи ( Флп. 2,6–8 ) ради того, чтобы исполнить Свое посредническое служение между Богом и падшим человечеством. полное благодати и истины. Выражение «благодать и истина» соответствует своему ветхозаветному аналогу «милость и истина» ( Быт. 24,27 ; Исх. 34,6 ; Пс. 24,10; 25,3 ), которым описывается Божий завет благодати. 1:15 Служение Иоанна Крестителя предшествовало по времени общественному служению Иисуса (Мф., гл. 3), однако Слово, будучи вечным, существовало прежде Иоанна (8,58).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3), существенно зависящим от веры (сн. Пс.105:12,13 ); б) в самом тексте в первом полустишии речь о надмении пред Богом заставляет ожидать в полустишии втором противоположительном – речи о смиренной покорности Богу или об основании ее – вере и уповании; в) евреи и по другим местам Библии (параллельн.) поставляли счастье в зависимость от веры ( 2Пар.20:20 ; Ис.28:16 ; Ис.7:9 ), причем название верующий употребляли иногда (технически) о верующих в Иегову, как именно об отце верующих Аврааме ( Неем.9:8 ), выражая тем и его веру, именно в Бога, и его праведность и благоволение к нему Божие (верова Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся – Быт.15:6 ; 2Пар.20:7 ; Ис.41:8 сн. Иак.2:23 ; Рим.4:3 ; Гал.3:6 ); г) так объяснялось это место и в древнейшем предании еврейском, следы чего сохранились в Гемаре и у многих раввинов. В одном месте Гемары рассказывается, что 613 синайских заповедей (т. е. всех общих и частных повелений в Пятикнижии) Давид совместил в одиннадцать заповедей (в Пс.15 евр., слав. 14), Исаия в шесть ( Ис.33:15 ), Михей в три ( Мих.6:8 ), Амос в одну ( Ам.5:4 ) и также в одну Аввакум, причем приводятся слова: праведный от веры жив будет 126 . Из ученых раввинов один (Абрабанел) разумеет в настоящем месте «несомненное и не умствующее, но на Промысле Божием основывающееся упование веры 127 ». Другой (Иос. Альбо) выражается еще лучше 128 : «в книге Паралипоменон говорится: веруйте пророку Его и благопоспешится вам ( 2Пар.20:20 ). Это значит, что вера есть основание счастья, также как она же и основание жизни вечной, по изречению Аввакума: праведный от веры жив будет, где нельзя разуметь жизнь телесную (т. е. настоящую, на земле), так как праведник здесь не имеет преимущества пред нечестивым, а скорее должно разуметь жизнь вечную, жизнь души, какую ведут праведники и для достижения которой уповают на Бога, как сказано: имеет надежду и при смерти своей праведник» ( Притч.14:32 евр.) 129 ; д) такое понимание настоящего места от церкви ветхозаветной перешло и в церковь новозаветную и апостольским свидетельством утверждено ( Рим.1:17 ; Гал.3:11 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Апостола Иакова. Святой Павел учит добрым делам, побуждает к оным – для приятия вечного живота. Вера у него не есть простая, холодная уверенность ума без участия сердца; нет, он требует веры поспешествуемой любовью, т.е. свидетельствуемой делами; следовательно утверждает то же самое, что и Св. Иаков ( Иак.2:22 ). Различие в том, что Св. Апостол Павел опровергал таких лжеучителей, которые хотели смесить Христианскую веру с Левитскими законами и обрядами, а Св. Иаков тщится рассеять мечту и в наше время часто возникающую, да и тогда вероятно возникшую, мечту, будто бы Христианство состояло только в умственном или мысленном, праздном познании учения Христова. Сколько напрасно Протестантские учители распространяют выражения Св. Апостола о законе и делах его на дела нравственно добрые: столько же напрасно они указывают на его учение о оправдании. Мы говорим о том, что нужно к наследованию вечного спасения или блаженства. Но вечное спасение ужели совершенно то же, что и оправдание? Что Богословы новейших церковных обществ в оправдании вместо действительного обновления души, вместо сообщения положительной, внутренней правды видят одно судебное объявление виновного невинным, отпущение или даже только прикрытие грехов, сие согласно с их заботливостью о вере и опасением; чтобы она не потерпела какого-нибудь ущерба или вреда от добрых дел. Но к решению нашего вопроса требуется не то, в чем состоит оправдание, а только, когда оно совершается. Нельзя, кажется, не приметить, что Св. Апостол о оправдании говорит как совершающемся еще в сей жизни. Как Аврааму вера его вменилась в правду задолго до его смерти ( Быт.15:6, 15 ), так и о верующих во Иисуса Христа Апостол говорит, как уже «оправдавшихся или оправданных» ( Рим.5:1, 9 ). Спасение означает без сомнения более, нежели оправдание. Под именем спасения обыкновенно разумеется «вечное спасение, Царствие Божие, живот вечный» ( Мк.10:26 ; ср. Мк.17:23 ; 1Пет.1:9 ; Евр.1:14, 5:9 ; 1Тим.4:16 ). Сие спасение «явится во время последнее», а теперь избранные только «соблюдаются ко оному» ( 1Пет.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

II . Послание VI. Ему же (Григорию Софисту с опровержением) 1 . Неужели ты не согласился и со словом О рае, будучи столь наблюдательным и наимудрейшим, и усомнился в том, что видимое творение тоже именуется раем 49 ? Чувственным раем в собственном и естественном смысле слова называем мы тот, который Богом был насаждён в Эдеме, куда Бог поместил и Адама, как в некое божественное место, имеющее неисчерпаемую и неизменную сладость, где произошло и грехопадение и откуда, вместе с Евой отпав от Божественной славы, изгнан был Адам. Однако само понятие рая не только в одном этом, но, будучи многозначным, может быть отнесено и применено ко многим другим предметам. И чтобы ты понял, как оно распределяется по другим темам, не медля послушай меня внимательно. 2 . Прежде всего Сам Бог называется и именуется раем 50 , к Которому попал восхищенный Павел, и от Которого слышал неизреченны глаголы, как он говорит, «ихже не леть есть человеку послушати» (ср. 2Кор.12:4 ). Затем – Церковь верных 51 , в которой как древеса жизни находятся святые и которая кормит жизнью и словом алчущих и жаждущих правды Божией ( Мф.5:6 ). Затем всё творение, раскрывающее перед нами, людьми, величие Божие и славу Его, возводя нас от красоты творения к его Виновнику, как и Соломон размышляет 52 ( Прем.13:3 ). И ещё Божественное Писание, и сам человек весь целиком 53 , и любомудрая жизнь по Богу 54 . 3 . Итак, что возразить можно тем, кто с благочестием размышляет на все эти темы, которые постигаются в согласии с высшей мудростью и которые в полном составе были любомудро изложены в слове О рае? Совершенно нечего, я полагаю, по крайней мере, если руководствоваться истиной и отцами. И Иоанн Дамаскин , отец божественный, в 45 главе своих толкований 55 , любомудрствуя о рае, изложил почти то же самое, что и мы. 4 . О том же, что мы, верные, не нуждаемся более в том рае, в котором Адаму была дана заповедь делати его и хранити ( Быт.2:15 ), нам засвидетельствовал Бог Слово, воспринявший нашу природу в начаток смешения (ср. Рим.11:16 ) и ставший ипостасью для самой нашей плоти, которую Он воспринял от чистых кровей Богородицы и посадил одесную величествия Отца Своего на высоких ( Евр.1:3 ), так сказав: «Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да еси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:20 ), и опять: «И аще иду уготовати вам место, паки прииду и пойму вы к Себе, да, идеже есмь Аз, и вы будете» ( Ин.14:3 ). Так вот, если в том земном рае, в котором произошло грехопадение, как ты мне написал, ещё находится Христос вместе с разбойником, поскольку сказал ему тогда: «Днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ), – зачем Он сказал нам, верующим в Него: «И аще иду уготовати вам место» ( Ин.14:3 ), – если от сотворения мира был уготован рай?

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В этот день, а не в субботу или какой-нибудь другой день, Христос Своей смертью низложил имевшего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, кого страх смерти всю жизнь держал в рабстве (ср. Евр. 2, 14–15). В этот день, а не в другой, Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4, 25). «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17) . Вот почему мы, христиане, празднуем день Воскресения как день созидания человека заново, как день избавления нас и всего нового человечества от рабства диаволу, от грехов, проклятия и смерти духовной. Но, может, какие-нибудь сектанты скажут, что Бог благословил день седьмой и освятил его, потому что в оный Он почил от всех дел Своих, которые делал, и им тоже повелел его святить (ср. Быт. 2, 2–3). Однако в этом месте Священного Писания не сказано, что Бог заповедал людям чтить субботу. Здесь говорится, что Бог почил в день седьмой от дел Своих, то есть что Он завершил творение, что Он благословил и освятил этот день, чтобы напоминать людям о завершении творения, – и только. В раю для людей все дни были одинаковыми, все были днями блаженства и в то же время днями труда, когда они возделывали и хранили сад Едемский (ср. Быт. 2, 15). А после грехопадения первых людей и изгнания их из рая им в наказание было дано работать и питаться скорбью во все дни жизни своей (ср. Быт. 3, 17), следовательно, и в день субботы тоже. И действительно, в Священном Писании нигде не видно, чтобы наши праотцы (Ной, Авраам, Исаак и другие) праздновали день субботний. Только во времена Моисея, после исхода евреев из Египта, Бог в пустыне впервые дает евреям заповедь о субботе (ср. Исх. 16, 23–26). И это для того, чтобы евреи, которые всегда были недовольны, вспоминали и благодарили в этот день Бога, выведшего их из рабства египтянам (ср. Втор. 5, 12–15). Если же в Священном Писании написано, что Бог говорит через Моисея: «Помни день субботний» (Исх. 20, 8), то пусть никто не думает, будто соблюдение субботы имело место с самого начала мира. Нет, воистину нет. Он на Синае напоминает им об этой заповеди, ведь заповедь о субботе дана была евреям незадолго до этого в пустыне Син, когда все были под предводительством Моисея (ср. Исх. 16, 23–30), и на горе Синай он повторил им эту заповедь, которую дал раньше в пустыне Син, как мы показали это выше. Поэтому Бог и сказал: «Помни».

http://pravoslavie.ru/160393.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010