Быт.28:19 . И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль , а прежнее имя того города было: Луз. Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии ( Быт. 35:15 ). Чтение LXX и слав. Ολαμλος (варианты Ολαμμους, Συλλαμμους и др. – у Гольмеса). Улам-луз – явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков ( Быт. 48:3 ), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей ( Нав. 16:2, 18:13 ). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова – при Аврааме ( Быт. 12:8, 13:3 ). Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλα, Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова» (Филарет, Зап. на Бытие 2, 52 ). Быт.28:20–22 . И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – 3-е действие Иакова: его обет Богу – первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента: внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему; особое посвящение и почитание места видения; и обещание Богу десятины из всего. По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13–15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности ( Иоанн Златоуст , Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его ( Быт. 32:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Некоторые истолкователи говорят, что надо отсчитывать от рождения Исаака 126 , потому что речь идет о том, что потомки будут пришельцами в земле не своей. А первый потомок, значимый и реальный – это Исаак. Если от него отсчитывать, то и получается четыреста лет. Есть и другая точка зрения, которой мы касались, и которую я хочу напомнить. Собственно говоря, вот это наказание от Бога было за то, что Авраам без Божьего благословения спустился в Египет, когда был голод. И в 26-й главе, в 1-м стихе Книги Бытия сказано, что во дни Исаака голод был намного хуже, чем во дни Авраама: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама» ( Быт. 26:1 ). Но Исаак все-таки не пошел в Египет: Господь ему сказал: «Не ходи…» ( Быт. 26:2 ), и он не пошел! За такое поведение Исаака Господь мог сократить время пребывания в египетском рабстве с четырехсот до двухсот десяти лет! И далее мы читаем: « А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй » ( Быт. 15:15 ). Ранее мы касались этого стиха: слова «и будешь погребен в старости доброй» означают, что он доживет до исправления сына Измаила, и не увидит падение Исава. Но слова «отойдешь к отцам твоим в мире» ( Быт. 15:15 ) немного непонятны. Ведь родной отец Авраама, Фара, был язычник! Но эти слова могут указывать на то, что перед смертью Фара раскаялся, и сам приложился к древним праведникам! « В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась » ( Быт. 15:16 ). Это еще одна причина, почему Господь не может сразу отдать эту землю: мера Аморреев еще не наполнилась. Бог справедлив по отношению ко всему творению, и аморреи, которые тогда населяли эту землю, еще не были настолько грешными, хотя они и были язычниками, чтобы взять и согнать их с собственных земель. Мера их преступлений еще не была наполнена, и на Небесах это учитывалось. То есть, Бог по мере вины изгоняет нечестивых с их земель, или оставляет на них. « Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными » ( Быт. 15:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 30 Рахиль, огорченная неплодством, дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы Быт.30:1 . И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1Цар. 1:2, 6 ; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: «были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею» ( Лев.18:18 ); (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 87). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, «свойственное жене и душе, терзаемой ревностью» ( Иоанн Златоуст , Бес. 61, с. 601). Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, – также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность. Быт.30:2 . Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений ( Быт. 1:28, 9:1, 7 ; Пс. 126:3 ). По древне-еврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: жизни и рождения ( 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9, 126:3 ); дождя или плодородия ( Втор. 28:12 ) и гроба и воскресения ( Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Бытия 2,65–66). Быт.30:3 . Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь ( Быт. 16:2 ), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились «на колени» госпожи (ср. Быт. 30:3 ; Иов. 3:12 ), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, – обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: «чтобы я имела детей от нее» с евр. (ibbaneh): «чтобы я построила себе дом (потомство) от нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Грехопадение — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира. Как произошло грехопадение первых людей? Известно, что  Бог , обустроив вселенную, создал человека и поселил его в особом саду — Раю, в «Эдеме на востоке». Человеку надлежало «возделывать и хранить» этот сад ( Быт.2:15 ). Первозданные люди были нравственно чистыми и невинными. Их душевное и телесное состояние целиком соответствовало предначертаниям Божьим о человеке. Прародители не испытывали ни малейших бесчинных движений в душе, не имели стремлений ко злу. Чтобы они смогли осознанно и свободно сделать свой нравственный выбор, а затем и утвердиться в Добре, Бог назначил им испытание, дал  заповедь , сообщив о последствиях возможного ослушания: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16-17 ). Но  диавол , будучи клеветником и завистником, имея желание навредить человеку и разрушить Бого-человеческий союз, подступил к жене посредством змея (по некоторым толкованиям, в образе змея), чтобы хитростью и обманом ввести её в соблазн и побудить нарушить эту заповедь, и завел разговор: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю»?» ( Быт.3:1 ). На что Ева  ответила: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт.3:2-3 ). Ответ Евы на вопрос диавола, свидетельствует, что первым людям было хорошо известно, как они должны пользоваться плодами райских деревьев ( Быт.3:2-3 ). Слова Евы: «и не прикасайтесь к ним» (т. е. к плодам древа познания), чего Бог не говорил, интерпретируется некоторыми исследователями как свидетельство, что в отношениях с Богом первых людей уже присутствовал элемент страха. Диавол же, устами змея, сказал «жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:4–5 ).

http://azbyka.ru/grehopadenie

Рассмотрим, что о браке говорит Слово Божие – Священное Писание . А. «Нехорошо быть человеку одному…» ( Быт.2:18 .) То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту 1) . Б. «Сотворим ему помощницу, соответственную ему…» ( Быт.2:18 ). В древнееврейском слово, переведенное у нас как «помощница», дословно означает «восполняющая». То есть жена восполняет мужа в бытии. В. «Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одна плоть…» ( Быт.2:24 ). «Одна плоть» – древнееврейское выражение, говорящее о том, что супруги становятся одним существом. Быть вместе, жить одной жизнью, вдохновляться одними устремлениями, ценностями, переживать радости и горести другого как свои собственные. Г. Любовь вечна, о чем говорит Апостол Павел: «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.3:18 ). Эти слова говорят о том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в жизнь вечную. Д. Брак установлен Богом также для рождения и воспитания детей: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:27–28 ). Е. Брак установлен также для того, чтобы соединив свои судьбы муж и жена вместе трудились в этом мире, исполняя о нем замысел Божий: «…наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:28 ). …Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). Ж. Благополучное супружество – это не «данность», а «заданность». Сам Христос говорил нам об этом: «итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк.10:9 ). Эгоизм, себялюбие, жестокость, другие скверные черты нашего характера могут нарушить брак, разлучить супругов.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

сорок дней и сорок ночей; Точно такой же срок был впоследствии назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии ( Ион. 3:4 ), столько же пробыл Моисей на горе Синае ( Исх. 24:18 ), пророк Илия постился в пустыне Вирсавийской по дороге к горе Хорив ( 3Цар. 19:8 ), Господь Иисус Христос постился в пустыне и готовился к своему мессианскому служению (явления миру) ( Мф. 4:2 ), и, наконец, столько же он благоволил пребывать на земле и явиться Своим ученикам по воскресении Своем до вознесения на небо ( Деян. 1:3 ). Отсюда можно заключать, что число сорок представляет одно из важных, священных чисел Библии. Быт.7:6 . Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. Таков был возраст самого Ноя в момент потопа; возраст же его сыновей, как это видно из сопоставления с предыдущим ( Быт. 5:32 ), был около ста лет. Быт.7:8 . И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле Слов этого стиха, заключенных в скобки, не имеет современный еврейский текст; но то обстоятельство, что они сохранились почти во всех древних переводах и стоят в полном соответствии с контекстом, дают им полное право на существование. Быт.7:9 . по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною. Это не значит по одной паре, а вообще, попарно, причем самое количество также прежде уже было определено выше ( Быт. 7:2 ). Начало, возрастание и продолжение потопа Быт.7:11 . В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [] день месяца, У евреев было два года: один – священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой – гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определенные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства ( Исх. 12:2, 13:4, 23:15 ; Втор. 16:1 ), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26.

http://pravenc.ru/text/199717.html

Вот что было, когда люди начали жить на земле: у них рождались дочери, и сыны Божии, увидев дочерей человеческих, взяли некоторых себе, которых избрали, [в жёны], и от них рождались исполины – за невоздержание племени сыновей Сифовых к дочерям рода Каинова, ибо Бог не позволил им смешиваться из-за злобы племени Каинова 410 . От их [брака] рождались великаны: «это издревле славные люди» ( Быт. 6:4 ), благодаря Сифу огромные, красивые и сильные, а из-за Каина злобные и неразумные. И сказал Господь Бог: «Не может пребывать Дух мой в этих людях вовеки, ибо они плотские; будет же время их [жизни] 120 лет» ( Быт 6:3 ). Люди умножились на земле и забыли Бога, создавшего их, но исполнились блуда, и всякой нечистоты, и убийства, и зависти; дети бесчестили своих отцов, а отцы гнушались своих детей; жены бросали своих мужей, а мужья не хранили верности жёнам; юноши бранят стариков, а старики строят из себя молодых. Тогда не верили друг другу, не надеялись на брата; каждый говорил своему ближнему о мире, а про себя задумывал войну. Зависть и обман умножались среди них, одержимых ненасытством, любовь в них иссякла, ненависть у них усилилась и уничтожила добродетель. Лицемерие им нравилось, смирение же омерзело, и почтили они надменность, и отошла от них истина, а ложь покрыла землю, и никто не поминал Бога, и потому они преисполнились зла, что отвергли Бога, но жили скотски (Ср.: Быт. 6:5, 11–13; 2 Пет. 2:10–19) 411 . Нои же человкъ бысть праведенъ и смиренъ и свершенъ въ род томъ, тотъ обрте благодать предъ Богомь и Бог годи. И рече Богъ Ноеви: «створи ковчегъ въ долготу локоть т, а въ шириню н, а въ вышин л; и котьци створи въ немь, и посмоли вънутрьд и вънд». (л.51б) же ковчегу за р лтъ, и повдахе «âtäà» ше Нои, ко быти потопу, и посмхахутьс Егда же сдла ковчегъ, и рече Господь Богъ «вълзи ты, и жена тво, и сынове твои, и снохи тво, и въведи къ соб по всхъ скотъ и звереи, и всхъ пьтиць, и всхъ гадъ». «Ной же был человеком праведным, смиренным и непорочным в роде своём; он обрёл благодать пред Богом и Богу угодил» ( Быт. 6:8–9 ). И сказал Бог Ною: «Сделай себе ковчег длиной триста локтей, шириной пятьдесят, а высотой тридцать; и отделения сделай в нем и осмоли внутри и снаружи» ( Быт. 6:14–15 ). Пока строили ковчег в течение 100 лет, Ной говорил о потопе, но над ним смеялись. Когда же он построил ковчег, Господь Бог сказал Ною: «Войди [в ковчег] ты, и жена твоя, и сыновья твои, и снохи твои; и введи к себе [в ковчег] по паре из всякого скота и зверей, и из всех птиц, и из всех гадов» ( Быт. 6:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Зная, что Он именуется и Ангелом великаго совета Отчаго, Его, а не другаго кого, нарек благословляющим и изба­вляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков Ангел; но Кого сам призывал, говоря: не пущу Тебе, аще не благословиши мене (Быт. XXXII:26), а это был Бог, как говорит сам Иаков: видех Бога лицем к лицу (30),-Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божию nobeлehiю; неоднократно Ангел предшествует народу Божию, чтобы изгнать Амморея, и посылается охра­нять народ на пути; но и это не его есть дело, но повелевавшаго ему и пославшаго его Бога. Который один может избавлять, кого восхощет избавить. Посему, не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: се Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, имже аще пойдеши (Быт. XXVIII, 15); опять не иной кто, но явившийся Бог вос­препятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, да не возглаголет ко Иакову зла (Быт. XXXI:24), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: изми мя от руки брата моею Ucava, яко боюся его (Быт. XXXII:11), и беседуя с женами, говорил: не даде Бог Лавану зла сотворити мне (Быт. XXXI:7). Посему и Давид не иного кого, но Бога умолял об избавлении: к Тебе, Господи, внегда скорбети ми, воззвах, и услышал мя ecu. Го­споди, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива (Псал. CXIX, 1—2). Ему восписуя благодарение, глагола словеса песни в семнадцатом псалме в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула, и рече: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой (Псал. XVII, 1—3). И Павел, претерпев многия гонения, не иного кого, но Бога благодарил, говоря: от всего избавил меня Господь, и избавит, на-Ньже уповахом (2 Коринф. I. 10). Не иной кто, но Бог благословил Авраама и Исаака. И Исаак, молясь об Иакове, сказал: Бог мой да благословит тя, и возрастит тя, и умно­жит тя: и будеши в собрания языков, и да даст тебе благословение Авраама отца моего (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010