Глава XXIX 1 . Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год в году; пусть заколают жертвы. Арииль есть символическое имя Иерусалима. Иуда родоначальник царственного племени назван в пророчестве Иакова ( Быт. 49:9 ) молодым львом: в этом же пророчестве говорится о „Примирителе, которому покорность народов“, т. е. об Ожидаемом, имеющем поразить змия ( Быт. 3:15 ). Весьма знаменательно в этом пророчестве Исаии упоминание о Давиде, в роде которого должен был восстать Мессия 1042 . Ариилу предстояла великая будущность, но ему теперь предсказывается горе и стеснение. Весьма трудно объяснима вторая часть стиха; но большая часть комментаторов согласна в том, что слова: „приложите год к году“ означают: ждите! а „пусть заколают жертвы“ равносильно слову: молитесь! 2 . Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. 3 . Я расположусь станом вокруг тебя, и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. Ассирийское нашествие грозит уже Иерусалиму; Господь приказывает предупредить народ, что Иерусалим будет обложен неприятелем и что это совершается по Его воле: „Я стесню Ариил“; „Я расположусь станом вокруг тебя“; говорит Господь, ибо как Он прежде говорил устами Исаии: „Ассур жезл гнева Моего, и бич в руке его – Мое негодование“. ( Ис. 10:5 ). Но в произносимом теперь пророчестве, раскрывается, хотя в прикрытых выражениях, что Иерусалим не будет взят: „он (город) останется у Меня как Ариил“ (ст. 2). И пророк в стихах 2–3, указывая на стеснение города, не предсказывает его гибели; совершенно иначе говорит пророк Иеремия о Иерусалиме, который будет взят Навуходоносором: „Разорю Я дочь Сиона“. (Иер. 6и след.). Иначе глаголал о Иерусалиме и Господь, предсказывая его полное разрушение: „не оставят в тебе камня на камне“ ( Лк. 19:43–44 ). Обратим притом внимание на следующие ст. 4–8, предрекающие гибель Сеннахеримовой армии и рисующие, как надежды царя Ассирийского разлетаются в прах, как сновидение. Речь пророка обращена к городу, именуемому Ариилом:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Надо знать, что слушает молодежь, а то так недолго и отстать от жизни». Интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви газете «Известия» 57/27341 от 3.04.2007, часть 3) 3 апреля 2007 г. 13:40 3 апреля 2007 года в газете «Известия» опубликована заключительная третья часть интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он дал обозревателям «Известий» Марине Заваде и Юрию Куликову. Первая часть интервью — «Известия» от 30.03.2007, 055 (27339) . Вторая часть интервью — «Известия» от 2.04.2007, 056 (27340) . — Папа Римский Бенедикт XVI , посетивший Освенцим, воскликнул, выйдя за ворота бывшего концлагеря: «Где был Господь, когда в этом месте уничтожали полтора миллиона человек? И почему Он оставался безмолвным?» Это что — маленький эмоциональный бунт? И раз уж сам Папа Римский впал, «как в ересь, в неслыханную простоту», не будем святее его и зададим свой «крамольный» вопрос: почему на долю порядочных, светлых людей часто выпадают ужасные страдания, а злобные, низкие грешники тем временем живут вполне безмятежно и счастливо? Бытует мнение, что Господь испытывает тех, кого любит. Но зачем? Еще говорят: «Бог правду видит, да не скоро скажет». А это чем объяснить? В любом случае, кто-то следит за справедливостью? Или на земле так задача не ставится? — Бог не сотворил зла. И мы не должны Ему зло приписывать. «Все, что Он создал... хорошо весьма» (Быт. 1. 31). Зло — это следствие неправильного употребления нашей богоданной свободы. Сотворив человека, Господь заповедал не есть плодов от древа познания добра и зла, сказав: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2. 17). Однако люди преступили заповедь Творца. Познав зло, человек оказался не в силах противостоять ему без помощи Божией, которую он добровольно отринул. Господь мог бы искоренить зло, отняв у человека свободу, но Он не желает этого. Впрочем, Бог непрестанно направляет злых людей к добру через Свое слово, через проповедь Церкви. Наконец, Крест и Воскресение Сына Божия приносят нам избавление от греха и смерти (Рим. 8. 2), если только мы добровольно следуем за Христом.

http://patriarchia.ru/db/text/224014.htm...

IX. Паремия, положенная на вечерне в четверток второй седмицы Великого поста (Быт 5, 1–24). В сей паремии исчисляются потомки Адама до Еноха.   Быт.5:1–2 .  2. Сия книга бытия человеча, в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их и благослови их: и нарече имя ему Адам, в оньже день сотвори их. «Сия книга бытия человеча», т. е. вот обозрение, указа­тель рождений одних людей от других, или вот родослов­ная, поколенная роспись. С какого времени бытописатель намерен вести это родословие? Со времени происхождения первых людей, – с того времени, «в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их». Приступая к перечислению потомков, быто­писатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел вну­шить читателю, что перечисляемые потомки Адама, чрез него ведут свой род как бы от самого Бога, что Бог, создав­ший Адама по образу Своему и подобию, есть как бы первый член родословия. Подобно сему, евангелист Лука, перечисляя предков Иисуса Христа по плоти по прямой восходящей линии, останавливается не на Адаме, а на Боге, как на последнем звене родословной цепи: «Иисус... сын Иосифов... Еносов, Сифов, Адамов, Божий» ( Лк 3,23–38 ). Ясно, что здесь Бог является в таком же отношении к Адаму, в каком сам Адам к Сифу, Сиф к Еносу, и так далее до Христа, т. е. в отношении родственном. Между самими язычниками сохранилось предание, что люди-род Божий ( Деян 17, 28 ), хотя далеко уклонились от Того, от Кого производили свой род. Посему, если иметь в виду пер­воначальное происхождение людей, можно даже о нечес­тивых потомках Адама, чрез Каина, сказать, что и они имеют в Боге общего для всех родоначальника, хотя по образу жизни они сроднились с диаволом, стали семе­нем его. Не тем ли паче честь происхождения от Бога бытописатель мог приписать тем потомкам Адама, кото­рых он будет исчислять вслед за сим, и которых он даже прямо назовет «сынами Божиими» ( Быт 6, 2 ) не только по особенному благоволению к ним Божию, но и потому, что они преимущественно пред всеми сохранили печать своего божественного происхождения, своего сродства с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В защиту христианской веры Размышления на избранные места Священного Писания «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).» Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4:5). Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен (2 Тим. 3:13—14). «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15).» Между Царством Божиим на земле и царством сатаны — постоянная борьба. Царство Божие на земле — Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24—27). Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их... Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога! «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:7).» Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе, — по преданию или самонадеянности, — он спешит к таинству покаяния и в нем очищается от грехов своих... А у безбожника нет борьбы с грехом; невер отдается в полное подчинение греху, он — раб греха... В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере — свобода духовная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕТРИЙ ХРОНОГРАФ евр. историк и экзегет эпохи эллинизма. Время и обстоятельства его жизни точно неизвестны. Прозвище Хронограф добавлено к его имени в XIX в. нем. историком и теологом Я. Фройденталем ( Freudenthal. S. 35-37). Большинство исследователей считают, что Д. Х. жил в Александрии в посл. четв. III в. до Р. Х. Последний по времени правитель, о к-ром идет речь в его сочинении,- Птолемей IV Филопатор (кон. III в. до Р. Х.). По мнению Ф. Кланси, Д. Х. был современником евр. историка Евполема и работал в Иерусалиме в сер. II в. до Р. Х., а под упоминаемым им правителем Египта «Птолемеем IV» (греч. Πτολεμαου Τετρτου - Clem. Alex. Strom. I 21. 141. 2) подразумевается Птолемей VIII Эвергет II (145-117 гг. до Р. Х.) ( Clancy. 2005). Евсевий Кесарийский называет Д. Х. в числе еврейских писателей, которые доказывали древность иудейского народа и его установлений ( Euseb. Hist. eccl. VI 13. 7; ср.: Hieron. De vir. illustr. 38). Однако, по мнению Иосифа Флавия, Д. Х. был язычником ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 23. 218). Скорее всего Флавий принял его за Деметрия Фалерского. Основной труд Д. Х.- «О царях, правивших в Иудее» (Περ τν ν τ Ιουδα βασιλων) - сохранился лишь во фрагментах. Он посвящен хронологии основных событий и вычислению времени жизни праотцов (возможно, начиная с Адама), патриархов и правителей Израиля и Иудеи. В наст. время известно 6 фрагментов, связанных с повествованиями книг Бытие и Исход. 5 из них сохранилось у Евсевия Кесарийского в 9-й кн. «Евангельских приуготовлений» в виде цитат из соч. «Об иудеях» Александра Полиистора (ок. 112-40 гг. до Р. Х.). 1-й фрагмент ( Euseb. Praep. evang. IX 19. 4), анонимный (приписывается Д. Х., начиная с работы Фройденталя), содержит краткий рассказ о жертвоприношении Авраамом Исаака (Быт 22). 2-й фрагмент ( Euseb. Praep. evang. IX 21. 1-19), самый обширный, посвящен истории жизни патриархов Иакова и Иосифа. Он начинается с рассказа о бегстве Иакова к Лавану (Быт 27.

http://pravenc.ru/text/171662.html

Разделы портала «Азбука веры» 1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания Бог создал человека от избытка любви , желая поделиться любовью. 2) Образ и подобие Человек создан Богом по Своему образу и подобию ( Быт.1:26 ). Развернуть таблицу Образ Божий Подобие Божие Человек сотворён по образу Бога. Уподобление человека Божественному совершенству. Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др. Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви, мудрости, добре, чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему. Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю. Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность). Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати.   3) Структура человека Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма. Дихотомия Тело Душа Сотворено Богом из «праха земного» ( Быт.2:7 ) Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению. Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию. Потребности: самосохранение, продолжение рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.   Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения Развернуть таблицу Тело Душа Дух Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти. Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.

http://azbyka.ru/shemy/chelovek.shtml

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Женщина– 1) человек, личность; лицо, обладающее всей совокупностью общечеловеческих сущностных свойств (свойств, присущих каждому человеку именно как человеку – как обладателю человеческого естества), но отличающееся от лиц мужского пола наличием комплекса исключительно женских и отсутствием комплекса исключительно мужских половых (в широком смысле) особенностей; 2) повзрослевшая девочка (девушка); 3) лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке. Что Библия говорит о сотворении женщины? В книге Бытия о создании женщины говорится следующее: «Сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Потом приводится более подробное описание: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» ( Быт.2:18-23 ). Этот текст библейские толкователи относят к одному из самых трудных для объяснений мест Священного Писания . Он, по слову свт. Иоанна Златоуста , «превосходит всякий разум человеческий» , так что понять его можно «не иначе… как только рассмотрев… очами веры». Женщина была создана позже мужчины – она низшее существо? Мнение о том, что женщина – низшее в сравнении с мужчиной существо, не является церковным. Женщина такой же человек, как и мужчина: не в большей и не в меньшей степени человек. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное , следует предать анафеме . И среди мужчин, и среди женщин есть причисленные к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение – рождение Спасителя (от Богородицы ). Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не случилось. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и Ангелов : «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим» . Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине» ( Мк.16:9 ). В «Домострое» написано, что можно бить женщин. Почему?

http://azbyka.ru/zhenshhina

Скачать epub pdf 3. Проблема двух родословных Евангелие от Матфея, открывающее Новый Завет, начинается со слов: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова ( Мф. 1:1 ). Термином «родословие» в русском переводе передается греческое выражение ββλος γενσεως (соответствующее еврейскому – toledot): буквально оно означает «книга происхождения», «книга родословия» или «книга бытия» (в славянском переводе «книга родства»). В Септуагинте слово γενεσις употребляется в качестве названия книги Бытия – первой книги Библии; в самом же тексте книги Бытия оно употребляется, когда речь идет о происхождении неба и земли (Быт. 2:4) и о родословии Адама ( Быт. 5:1 ). Вольно или невольно евангелист проводит параллель между, с одной стороны, сотворением мира и человека, а с другой – пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа. В отношении к Иисусу термин γνεσις указывает на такой же тип «родословия», которым обладал Адам: как у Адама не было земного отца, но Бог был его Создателем и Отцом, так и у Иисуса не было земного отца. «Книга родства» Иисуса Христа содержит длинный перечень имен – Его предков по плоти. Перечень представлен в непривычной для современного читателя форме: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его ( Мф. 1:2 ). Завершается этот перечень следующими словами: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от Переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов ( Мф. 1:16–17 ). Текст этот ставит перед читателем множество вопросов. Почему Иисус в первом же стихе Евангелия назван Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым? Почему жизнеописание Иисуса начинается с Его родословной? Почему родословная Иисуса в действительности оказывается родословной Иосифа, который, как явствует из дальнейшего повествования того же евангелиста, не был физическим отцом Иисуса? В чем смысл разделения родословной на три части, каждая по четырнадцать родов?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

I. О добрых ангелах Учение о добрых ангелах, изложенное в Четиих-Минеях, не обнимает всех вопросов, которые решает наша богословская наука. О некоторых из них говорится кратко, только в общих чертах, например, о сотворении ангелов говорится только, что Бог сотворил небесные бесплотные сил. 1 О богосозданной их природе и нравственном состоянии говорится, что вышние силы обитают на небеси, все они имеют одну волю и единомысленно славят Бога. 2 За всем тем в четиих-минеях можно находить обстоятельные сведения А) о иерархии добрых ангелов и Б) об участии их в спасении человека. Иерархия добрых ангелов Ангельских чинов, по исчислению святого Дионисия Ареопагита , ученика святого апостола Павла, девять Сии девять чинов разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В каждой иерархии три чина. В первой – высшей и ближайшей к святой Троице предстоят: серафимы, 3 херувимы, 4 и престолы. 5 В средней – господствия, 6 силы 7 и власти. 8 В низшей – начала, 9 архангелы 10 и ангелы. 11 Святые угодники Божии твёрдо содержали веру в сии девять чинов ангельских. Когда святому Иакову Персиянину отрезали девятый перс, тогда он молился: «Боже истинный, утвердивший девять чинов ангельских в благодати Твоей, утверди и меня в терпении; ибо душа моя уповала на Тебя». 12 Кроме 9-ти чинов ангельских в Четиих-Минеях упоминается о семи ангелах, предстоящих пред Богом в неприступной славе Его, и усвояется каждому из них особое назначение. 13 Имена сих ангелов суть: Михаил (см. Дан. 10 , Апок.12 ), Гавриил ( Дан.8 , Лк.1 ), Рафаил ( Тов.12 ), Уриил ( 3Ездр.4 ), Салафиил ( Быт.21 ), Егудиил ( Исх.23 ), Варахиил ( Быт.18 ). Михаил значит – победитель супостатов, Гавриил – вестник Божественных таин, Рафаил – врач недугов человеческих, Уриил – просветитель потемнённых, Салафиил – служитель божественных молений, непрестанно молящийся о роде человеческом и возбуждающий людей к молитве, – Егудиил служитель божественных хвалений и исповеданий, укрепляющий в подвигах и трудах подвизающихся ради славы Господней, Варахиил – податель благословений и благодеяний Божиих. Вера в сии семь ангелов имеет основание в Священном писании. Так, в книге Товита путеводитель младого Товии назвал себя ангелом, единым от седми предстоящих пред Богом. В Апокалипсисе пишется: «Благодать вам и мир от сущего, и иже бе, и грядущего, и от седми духов, иже пред престолом Его суть ( Апок.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава 24 1. Собрание в Сихеме-Силоме. 2–14. Милости Господа Аврааму и его потомкам. 15–24. Вопрос народу о выборе религии и его решение. 25–28. Возобновление Завета с Господом и его увековечение. 29–33. Кончина Иисуса Навина и первосвященника Елеазара. 34–36. Дополнение к тексту. Нав.24:1 .  И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред [Господа] Бога. Второе увещание произнесено было Иисусом Навином также перед всенародным собранием, которое одушевлено было мыслью о Боге и Его присутствии: «предстали пред... Бога». Народное собрание созвано было в Сихеме по нынешнему еврейскому тексту, многим позднейшим греческим спискам и основанным на них изданиям (например, Комплютенской Полиглотте и Альдинской Библии), с которыми согласуется славянская Библия, равно как по переводу блаженного Иеронима. Напротив, в древнем Ватиканском, Александрийском и некоторых позднейших списках перевода LXX вместо Сихема читается Силом. Первое из этих чтений может быть названо в настоящее время общепринятым с включением и нашей отечественной литературы 232 . В доказательство правильности его указывается на особенно важное значение Сихема, как священного города по религиозным воспоминаниям о патриархах, Аврааме ( Быт.12:7 ) и Иакове ( Быт.33:19–20,35:4 ) и по воспоминанию о недавнем религиозном событии, местом которого служили находящиеся около Сихема горы, назначенные для этого самим Моисеем ( Нав.8:30–35 ; Втор.11:29–30,27:4–26 ). При объяснении избрания Сихема для народного собрания при Иисусе Навине встречается, однако, немаловажное затруднение, представляемое словами Нав.24:26 : «и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (по еврейскому тексту «бемикдаш Иегова»). «Святилище» было, как видно из Исх.25:8 , Лев.12:4 и др., одним из названий Скинии собрания. Если Сихем был местом народного собрания, то существование в нем Скинии Господней, которая поставлена была в Силоме ( Нав.18:1 ), возбуждает недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010