Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят» над ним 5 ( Быт.18:1–2 ). Сравним, прежде всего, если хочешь, это явление с тем, которое было Лоту. «Три мужа» пришли к Аврааму и встали над ним; к Лоту пришли двое и сели на улице (ср. Быт.19:1 ). Посмотри, разве при даровании Духа Святого каждый из них не получил то, чего заслуживал? Ибо Лот был намного ниже Авраама, потому что если бы он не был ниже, то он бы не отделился от Авраама, и Авраам не сказал бы ему: «Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» ( Быт.13:9 ). И если бы Лот не был ниже Авраама, земля содомская и пребывание в ней ему бы не понравились. Итак, три мужа приходят в полдень к Аврааму; двое приходят вечером к Лоту ( Быт.19:1 ), ибо Лот не мог обрести силу полуденного света, а Авраам был способен принять всю яркость света. Теперь посмотрим, как Авраам и Лот приняли пришедших к ним, и сравним их готовность к гостеприимству. Но прежде заметим, что перед Авраамом с двумя ангелами предстал Господь, а к Лоту пришли только два ангела. И что же они говорят? «Господь послал нас истребить его [Содом]» ( Быт.19:13 ). Таким образом, Лот принял тех, кто несет разрушение, а не Того, Кто спасает. А Авраам принял и Того, Кто спасает, и тех, кто истребляет. Теперь посмотрим, как каждый из них принимает пришедших. Сказано: «Он [Авраам] побежал навстречу им» ( Быт.18:2 ). Обрати внимание, что Авраам немедля с ревностью и готовностью стремится исполнить свои обязанности. Он бежит, чтобы встретить их, и после этого он спешит назад, в шатер и говорит жене, чтобы и она поторопилась (ср. Быт.18:6 ). Заметь на этих отдельных примерах, как велико его усердие. Он торопится во всем, все стремится сделать быстро, ничего не делает неспешно. Поэтому он говорит своей жене Сарре: «Поскорей замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» ( Быт.18:6 ). В греческом тексте стоит γκρυφας, что указывает на скрытый, сокровенный хлеб. «И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего» ( Быт.18:7 ). Какого теленка? Вероятно, первого попавшегося ему навстречу? Вовсе нет, но «нежного и хорошего».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Закон Господень совершен, говорит он, укрепляет душу; откровение Господне верно, умудряет простых. Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота ( Пс.18:8–11 ). Чтобы получить, впрочем, не только чрезвычайное, но даже общедоступное о Боге познание, необходимо, по учению Ветхого Завета, быть достойным того, быть чистым, по возможности, нравственно. Страх Господень, говорится в книге Иова, есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум ( Иов.28:28 ). Люди нечестивые, даже при очевидных проявлениях силы Божией, остаются, обыкновенно, слепы и глухи к ним. Огрубело сердце народа сего, говорит Господь устами пророка Исаии о народе еврейском, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:10 ). То же видим «на негодных» детях священника Илия. Несмотря на жительство вблизи святилища, они не могли познать Господа ( 1Цар.2:12 ). §25. Ветхозаветное учение об именах Божиих 244 Имя имеет, по ветхозаветному учению, большое значение. Оно определяет, в большинстве случаев, свойства именуемого предмета, а иногда и указывает на его назначение. Все такие имена как: Адам ( Быт.2:7 ), Ева ( Быт.3:20 ), Каин ( Быт.4:1 ), Авель ( Быт.4:2 ), Сиф ( Быт.4:25 ), Ной ( Быт.5:29 ), Исаак ( Быт.17:17–19 ), Исав, Иаков ( Быт.25:25–26 ) и друг., даны были соответственно свойствам, проявившимся в названных именами этими лицах. И Сам Господь, с переменою назначения Аврама и Сары, повелевает именоваться: Авраму – Авраамом, а Саре – Саррой ( Быт.17:5:15 ). Можно думать, поэтому, что и имена Божии имеют соответствующее им значение. Наиболее употребительными в Ветхом Завете именами были: Элогим, Иегова, Саваоф и Адонаи. Из всех этих имен особенно трудными для уяснения являются два первые: Элогим и Иегова 245 . Хотя употребление их и было, по-видимому, безразлично, а иногда и совместно, тем не менее каждое из них имело свое особенное, только ему одному принадлежащее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВРААМ [евр.  ,   - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. Αβραμ; первоначально Аврам, евр.  ,   - великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра , у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с А. (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). кн. Деяний св. апостолов говорит о том, что Бог явился А. еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7. 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, к-рый, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24. 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11. 32). 75-летнего же А. Господь призывает идти дальше: «...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении : «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Переселившись в Ханаан, А. дошел до Сихема . Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству А. эту землю (Быт 12. 7) (см. Земля обетованная ). А. поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа А. строит Ему жертвенники, ставшие впосл. святынями (Быт 12. 7 - в Сихеме; 12.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Глава 24 Авраам посылает своего домоправителя раба за женой для Исаака Быт.24:1 . Авраам был уже стар и в летах преклонных. По Быт. 25:20 , Исаак был 40 лет, когда он женился на Ревекке; а так как он родился на 100-м году жизни Авраама, то последнему, следовательно, в это время было около 140 лет. Быт.24:2 . И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера ( Быт. 15:2 ). положи руку твою под стегно мое Это – довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия ( Быт. 47:29 ). Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч ( Исх. 32:27 ; Пс. 45:4 и др). Быт.24:3 . и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, Это – первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в жены кого-либо из среды нечестивых и развращенных хананеев, которые не должны были смешиваться с чистым потомством богосозданного народа. Быт.24:4 . но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Не в Ур Халдейский, а в Харран, лежавший в Падан-Араме или в северной Месопотамии, где Авраам оставил своего брата Нахора ( Быт. 11:31, 22:23 ). Видеть же здесь указание на Ур Халдейский не позволяет, главным образом, то, что если Бог некогда вывел оттуда Авраама и тем самым заставил его порвать всякие связи и отношения с его зараженной идолопоклонством родиной, то не мог Он и теперь восстанавливать этих отношений, по тем же самым мотивам. Быт.24:5 . Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Это выражение характеризует предусмотрительность раба, который предвидит сильное и вполне естественное затруднение, относительно которого хочет заранее получить руководящие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Родословие Авраама восходит к Симу ( Быт.11:10–26 ), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран ( Быт.11:26 ). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама. После того, как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Праведный Авраам, один из немногих, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран ( Деян.7:2 ). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Саррой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан ( Быт.11:31 ). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам ( Нав.24:2 ), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране ( Быт.11:32 ). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» – и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:1–3 ). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю ( Быт. 12:7 ). Бог привел Авраама в землю Ханаанскую, где жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Земля эта была обширна и плодородна, но мало заселена. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями ( Быт.12:7 – в Сихеме; Быт.12:8 – в Вефиле; Быт.13:8 – в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В чем причины этих затруднений? Очевидно, что эти трудности могут быть  связаны,  как с огромной сложностью всей совокупности процессов, которые имели место при таком событии планетарного масштаба, как ВП, так и с какими-то преградами концептуального характера, которые препятствуют такому моделированию. Попробуем ответить на вопрос о том, что же может обуславливать недостаточную эффективность моделирования ВП учеными-креационистами протестантского направления. Для ответа на этот вопрос привлечем данные как Св.Писания, так и Св.Предания. Некоторые сведения о событиях Всемирного Потопа, взятые из Св. Писания и Св. Предания В 6-8 главах книги Бытия, в которых повествуется  о событиях, связанных с ВП, несколько  раз говорится о действиях Божиих, связанных с событиями Потопа. Это: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6,13). И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть (Быт.6,17). Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей (Быт.7,4). И истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли (Быт.7,4). И затворил Господь за ним (Быт.7,16). Имеется в виду – вход в ковчег за Ноем. Навел Бог ветер на землю, и воды остановились (Быт.8,1). И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал (Быт.8,21). Как следует понимать значение вышеприведенных цитат? Православное богословие выделяет два способа Божественного управления событиями, происходящими в мире: естественный и сверхъестественный. ”Первый бывает там, где судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, однажды от Бога установленному, только под ведением и промыслительным надзором Божиим”. При этом под естественным течением вещей пониматься могут как события, происходящие  по законам природы, так свободные человеческие действия. “Сверхъестественному же действию всеуправляющего Промысла принадлежат все чудеса” – §91]. В текстах Библии, говорящих о действиях Божиих, могут иметься в виду первый или второй из двух вышеуказанных видов промыслительного управления Божия. Приведем примеры. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.  Итак не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45,7-8)  – слова св.прав.Иосифа своим братьям (естественный способ управления). Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян.2,32) (сверхъестественный).  Иногда словами о действиях Божиих в Библии обозначаются сложные комбинации из естественных и сверхъестественных ситуаций управления. Пример – слова, сказанные  тем же Иосифом: Бог поставил меня господином над всем Египтом (Быт. 45,7-8). Как мы помним из Библии, Иосиф становится во главе Египта в результате сложной комбинации из естественных и сверхъестественных событий.

http://pravoslavie.ru/37613.html

Глава 21 Рождение Исаака Быт.21:1 . И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Саре, как говорил. Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад ( Быт. 18:14 ); следовательно, под посещением Бога он разумеет самое рождение Исаака; аналогии тому имеются и в др. местах Библии ( 1Цар. 2:21 ). Точно также и глагол «сотвори " яснее указывает на необычайный и чудесный характер рождения Исаака из омертвевшей утробы девяностолетней Сарры ( Гал. 4:28 ). Быт.21:2 . Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий ( Быт. 17:21, 18:10 ). Обрезание Исаака Быт.21:3–4 . и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. В обоих этих действиях Авраам явил свое полное послушание Богу и готовность исполнить Его святую волю ( Быт. 17:12, 19 ). Основываясь на этом, можно также думать, что с этого времени установилась практика нарекать новорожденному младенцу мужского пола имя в восьмой день – в день его обрезания, служившего символом его включения в общество избранного народа ( Лк. 1:59, 2:21 ; Деян. 7:8 ). Быт.21:5 . Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. Ввиду чрезвычайной важности этого события, бытописатель указывает на его дату. Быт.21:6 . И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Здесь опять славянская Библия дает более удачный перевод: «смех мне сотвори Господь: иже бо еще услышит, обрадуется со мною». Этот перевод был бы еще лучше и точнее, если бы слово «смех» заменить более подходящим сюда его синонимом – «радость». В таком виде восклицание Сарры становится вполне естественным и понятым и весьма приближается к подобным же восклицаниям праведной Елизаветы и Пресвятой Девы Марии ( Лк. 1:25, 41–42, 58 ). Быт.21:7 . И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, наука подтверждает слова Библии, и человеку следует лишь без предубеждения и с доверием читать священную летопись. Более подробные сведения о потопе как о геологическом факте мы собрали в главе XI первой части. Глава VII. Потоп Быт. 7:1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; Предо Мною. М. Филарет замечает, что выражение это указывает на высокую внутреннюю нравственную чистоту Ноя, и этим словом указывается на мысль упадка всего остального допотопного мира, которого наследником правды сделался Ной по вере ( Евр. 11:7 ). Между главою VI и VII протекает 120 лет, данных Богом для покаяния человечества (ср. комментарий к Быт. 6:3 , мнение Златоуста и др.). Наступает время начала казни, и Ною даются более подробные указания, какие именно животные и в каком числе должны быть взяты в ковчег. Быт. 7:2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; В первый раз являются здесь животные чистые как особливый разряд. Из сравнения различных мест Св. Писания видно, что считались чистыми животными, во-первых, те, которые дозволялось употреблять в пищу ( Лев. 11 ), во-вторых, те, которые приносились в жертву ( Быт. 8:20 ) и которых в законе считается только пять родов ( Лев. 1: 2, 10, 14 ). После потопа Ной принёс жертву из всех скотов чистых и всех птиц чистых, как это указано в Быт. 8:20 . Быт. 7:3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, Быт. 7 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Семь дней даны для окончательного приготовления Ноя и ввода в ковчег животных, которые, вероятно, были уже собраны около жилища Ноя. Быт. 7:5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему. Быт. 7:6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Обещанная личность – благословение для мира. Следующий значительный этап развития обетования о семени мы наблюдаем в Быт.12 . Когда Аврам обитал в Харране (сегодня этот город находится в северной части Ирака), Бог явился ему и велел покинуть свой народ и страну, чтобы идти в другое место (Ханаан, который в будущем будет называться Израилем). Тогда же Бог дает Авраму следующее обещание: «ИЯ произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:2–3 ). Здесь для нас важно отметить, что потомки Аврама составят народ, который Бог благословит, чтобы через него были благословлены остальные народы (что подобно современным выражениям «национальные группы» или «этнические сообщества») мира. Аврам и его потомки будут не единственными, кто получит Божье благословение. Напротив, этот народ станет проводником Божьего благословения для всего человеческого рода на этой земле. Таким образом, избрание Аврама и его потомков не исключало остальных людей, но направлено было на то, чтобы принести всем людям благословение через Аврама. Заметьте, что в этом отрывке не упоминается слово семя, а значит, и нет прямой связи между обетованием из Быт.3:15  и обетованием, которое Бог дает Авраму в данном случае. Однако в последующих текстах Бытия Бог повторяет это обещание четыре раза в той или иной форме: сначала Авраму (чье имя впоследствии было изменено на Авраам в Быт.17:5 ) в Быт.18:1.8 и Быт.22:18 , а потом его сыну Исааку в Быт.26:4  и внуку Иакову в Быт.28:14 . Интересно, что из перечисленных отрывков, где Бог повторяет свое обещание, в последних трех встречается слово семя. После того как Бог остановил Авраама во время жертвоприношения сына, он сказал ему: «Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быт.22:16–18 ). Впоследствии, повторяя свое обещание Исааку, а потом Иакову, Бог выражает это таким же образом: появятся многочисленные потомки, в то время как посредством семени (одного потомка) будут благословлены все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

После этого Бог явился Аврааму в видении и сказал: ( Быт.15:1 ) Мзда твоя много будет зело за преспеяние твое в праведности и за избавление тобою пленных. ( Быт.15:2 ) Глагола же Авраам: что ми даси? аз же отпущаюся безчаден. ( Быт.15:3 ) Домочадец же мой, наследник мой будет. ( Быт.15:5 ) Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. ( Быт.15:6 ) И верова Авраам, и вменися ему в правду, и притом в правду великую. Поскольку поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить, то вменилось ему это в правду. Восхвалив Авраама за веру, Бог ( Быт.15:7 ) рече к нему: Аз Бог изведый тя из Ура халдейского, яко дати тебе землю сию наследствовати. ( Быт.15:8 ) И рече: по чесому уразумею, яко наследити ю имам? Некоторые говорят, что за Авраамово сомнение в обетовании сказано потом: ( Быт.15:13 ) Ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей. Но утверждающие это пусть знают, с какою верою Авраам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Авраам поверил тому, что было гораздо важнее, именно что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сарры произойдет семя многочисленное, как песок, то, конечно, не усомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, т. е. что семя его наследует землю. Если бы усомнился он, то для чего сказал бы ему Бог: ( Быт.15:9 ) Возми юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу, и голубя? Это было сказано Аврааму ночью, а днем исполнил он это и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему это в наказание, то не была бы принята жертва его и Бог не заключил бы с ним в этот день завета, не обещал бы ему в день этот, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Аврааму в этот самый день, потому что верова Авраам и вменися ему в правду. Как же после этого говорят, что в день этот за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010