Ввиду такой важности пост установлен Самим Господом еще в раю, именно: сотворив первых людей, Он заповедал им не вкушать плодов дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Во время Моисея Богом был дан уже положительный закон о посте, и Библия свидетельствует, что многие ветхозаветные люди действительно постились, напр., Моисей на горе Синайской 40 дней и 40 ночей ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ), царь и прор. Давид ( Пс. 34:13; 108:24 ), прор. Илия (3 Цар. гл. 19). Иоанн Предтеча ( Мк. 1: 6 ) и др.; постились жители Ниневии и этим спаслись от наказания Божия ( Ин. 3:5–10 ), а евреям Бог даже напоминал о посте, говоря через прор. Иоиля: «назначьте пост... и взывайте к Господу»; «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоил. 1:14; 2:12 ). В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста, пропостившись пред выступлением на общественное служение 40 дней и 40 ночей ( Мф. 4:1–2 ), и даже разъяснил, как нужно соблюдать пост (6:16 – 18). По примеру и наставлению Спасителя апостолы тоже постились. Так, ап. Павел постился после призвания его Спасителем ( Деян. 9:9 ), перед отправлением из Антиохии на проповедь (–13: 2–3), при рукоположении пресвитеров (–14:23) и вообще часто пребывал в посте ( 2Кор. 11:27 ), советуя и другим делать это, чтобы получить венец нетленный ( 1Кор.9:24–27 ). По свидетельству истории, ап. Петр (Григорий Назианз. Слово о нищелюбии) и Матвей (Клим. Алекс. Педагог, кн. 2, гл. 1) питались одними только хлебными семенами, а ап. Иаков воздерживался от мяса и вина (Евсев. ист. кн. 2, гл. 22). Подражая апостолам, первенствующие христиане александрийские принимали пищу только вечером, а мяса и вина вовсе не употребляли (там же гл. 17); так же поступали и поступают великие подвижники Церкви Христовой до сих пор. 661 Вопреки указанным свидетельствам и учению, сектанты-рационалисты утверждают, что телесный пост не только не нужен, но даже вреден, так как, не приводя человека к спасению, обессиливает тело и вредит здоровью. Истинный пост, говорят они, должен состоять в воздержании от грехов, а не от той или другой пищи, и в делах благотворительности, как учит прор. Исайя: «вот пост, который Я (т. е. Господь) избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо Гл. 2, 12 И Елиссéй не увиде егó ктомý Елисей же не видел его более В том, что Илия взят живым на небо в глазах Елисея, св. Епифаний Кипрский видит прообраз того, что Иисус Христос вознёсся на небо в глазах учеников Своих ( Деян.1:9, 10 ) (у о. Смирнова стр. 129). И Церковь на Вознесение Господне поёт: «...Странно и страшно Твое, Жизнодавче, еже от горы Божественное вознесение, еже изобразуя Илия четвероконный восхождаше...» «...Чудно и изумительно Твоё, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая Илия, возносился на четырёх конях...» (2 кан. п. 5, т. 2). Гл. 2, 23 И взыде оттýду во Вефиль. И восходящу емý путéм, и дети мáлы изыдóша из грáда, и ругáхуся емý, и реша емý: гряди, плешиве, гряди И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый Мальчики из Вефиля (каковое название означает „дом Божий”, Быт.28, 17–19 ), смеявшиеся над безобразием пророка Елисея, – по мнению св. Ефрема Сирина , – предызобразили Первосвященников, книжников и фарисеев, этих как бы обитателей дома Божьего, которые поругались Господу, особенно когда Он во время страданий не имел ни вида, ни доброты ( Мф.27, 39–43 ; Мк.15, 29–32 ) (у о. Смирнова стр. 131). Гл. 4, 34 И взыде, и ляже на óтрочищи, и положи устá своя на устех егó, и óчи свои на óчи егó, и рýце свои на рýце егó, и плесне свои на плеснý егó: и слячéся над ним, и дýну на негó, и согреся плóть óтрочища И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка Гл. 4, 35 и отвéрзе óтрочищ óчи свои и открыл ребёнок глаза свои По мнению святых Ефрема Сирина и Амвросия Медиоланского , пророк Елисей, некоторым образом смиривший свой стан при возложении своих членов на члены умершего отрока для воскресения его, предызобразил Иисуса Христа, Который возложил тело Своё на крест, дабы воскресить умершего Адама (ibid, стр. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

ч. 6, стр. 280) 63 . Гл. 2, 19 И создá Бóг ещé от земли вся звери сéлныя и вся птицы небéсныя, и приведé я ко Адáму видети, чтó наречéт я: и всяко éже áще наречé Адáм дýшу живу, сиé имя емý Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей По мнению св. Амвросия Медиоланского , «сие владычество первого человека над животными, данное ему предварительным благословением Божьим ( Быт.1, 28 ) и выразившееся в наречении имён животными, прообразовало духовное владычество Христа над всем миром, власть над небом и землёй» ( Мф.28, 18 ; Евр.1, 2 ) (Толкование на Евангелие от Луки – у протоиерея Смирнова, стр. 48–49). Гл. 2, 21 И наложи Бóг изступлéние на Адáма, и ýспе: и взя едино от рéбр егó, и испóлни плóтию вместо егó И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотью И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку Чудесное «создание жены (Евы) из ребра Адамова, – по мнению св. Иоанна Златоуста, – как бы в образе предвозвещало имевшее быть рождение от Девы» (Беседы на Евангелие от Иоанна ч. 1, стр. 303–304). Он же: «Как Адам без жены произвёл жену, так и Дева без мужа родила мужа 64 . Как от Адама Бог взял ребро и через это нисколько не уменьшил Адама, так и в Деве Он образовал одушевлённый храм и не лишил Её девства; целым остался Адам и по взятию от него ребра; неповреждённой осталась Дева и по исшествию из Неё Младенца» (тв. т. 6, стр. 696). Гл. 2, 25 И беста óба нáга, Адáм же и женá егó, и не стыдястася И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились По мнению св. Амвросия Медиоланского , «Христос без одежды восходит на крест (именно потому, что) как первый человек наг обитал в раю, так и второй человек ( 1Кор.15, 47 ) вошёл в рай» (Беседы на Евангелие от Луки кн. 4, гл. 4; у протоиерея Смирнова «Предызображение Иисуса Христа», стр. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

и мать его взяла ему жену из земли Египетской. Вот один из типичных примеров того, как высоко в библейской древности стоял авторитет родительской власти в брачном вопросе (ср. Быт. 27:46 ). Авраам и Авимелех заключают союз близ Вирсавии Быт.21:22 . И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, Имени Ахузафа невестоводителя не имеет здесь ни один из текстов, кроме LXX и славянского; но оно встречается при другом подобном же случае ( Быт. 26:26 ). Но эпитет νυμφγωγος, «невестоводителя», приложенный к Ахузафу, по-видимому, представляет собой неправильный перевод еврейского термина «мерса», означающего «друга, доверенное лицо, советника, стоящего сбоку» ( 3Цар. 4:5 ; 1Пар. 27:33 ), Очевидно, Авимелех, вступая в важный союз с Авраамом, взял с собою для этой цели двух главнейших своих сановников. сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; Убеждение, сложившееся на основании случая с Саррой (гл. 20), чудесного рождения Исаака и общего благополучия Авраама. Замечательно здесь также исповедание Авимелехом веры в Элогима, истинного Бога вселенной. Быт.21:23 . и теперь поклянись мне здесь Богом, Глагол «клясться», по-еврейски schaba, шаба, происходит от числительного шеба – «семь» и этим самым указывает, с одной стороны, на священный характер данного числа, с другой – или на наличность семи жертв ( Быт. 21:28 ), или же на присутствие семи свидетелей при заключении клятвенного договора. что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. Славянский текст имеет незначительный вариант: «не обидите мене, ниже семени моего, ниже имене моего», смысл которого тот же самый, что и предшествующего выражения, т.е. указание на фамилию или потомство ( Иов. 18:19 ; Ис. 14:22 ). Быт.21:24 . И сказал Авраам: я клянусь. Авраам торжественно обещал исполнить эту просьбу; но со временем мы видим, что земля филистимлян отдается в наследие коленам Израиля ( Нав. 13:1–2 ); по всей вероятности, к этому времени уже прекратилось самостоятельное существование герарского царства, так что и договор потерял всякое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Третий период обильных и великих чудес, описание которых мы часто встречаем при чтении Евангелия и Деяний Апостольских, был при Христе и Апостолах. Эти чудеса были нужны для создания Новозаветной Церкви. И последний период обильных чудес будет при конце мира, когда во времена антихриста, ещё до прихода Христа, Божьи пророки Енох и Илия будут творить великие знамения и чудеса (см. Откр.11:3–6 ) в противовес чудесам, которые будет творить лжепророк (см. Откр.13:13–14; 19:20 ). Кроме того, Бог через Своих Ангелов будет карать землю необычными способами (см. Откр. 6 и 16 гл.), а затем Сам явится, поразит антихриста и его армию ( Откр.19:19–21 ) – т.е. явит множество великих чудес, как писал Ездра: «...времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями» ( 3Езд.9:6 ). Необходимость обильных чудес во все указанные четыре периода истории человечества вполне понятна и обоснована, но наличие таких периодов интенсивных чудотворений вовсе не обозначает, что все остальное время Бог не совершает вообще никаких чудес. И мы знаем, что в промежутках между этими четырьмя периодами также происходили чудеса. От сотворения мира до Моисея (то есть между первым и вторым периодом обильных чудотворений) совершались чудеса: Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ); восхитил Еноха живым на небо ( Быт.5:24 ); навел на землю потоп ( Быт.6:17 ); смешал языки на земле ( Быт.11:6–9 ); являлся Каину, Аврааму, Иакову и говорил с ними ( Быт.4:9–16; 12:7; 18:1–33; 35:9 ). От Моисея до Христа также происходили чудеса: Иисус Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ); стены Иерихона пали вопреки законам природы ( Нав.6:19 ), а однажды, когда Израиль воевал с Аморреями, «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали» ( Нав.10:11 ). Много чудес происходило также от ковчега завета, о чём уже упоминалось. Много чудес совершалось и пророком Илией, который воскрешал мёртвых, закрывал небо, чтобы не было дождя, низводил огонь с неба, останавливал реку и творил много других чудес, равно как и его слуга, ученик и преемник пророк Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Божиих человеков, износят хулу на самого Бога, который повелел Моисею сделать и поставить в скинии изображения херувимов. Глава 4. Образные откровения Божества и образ Иисуса Христа в Ветхом Завете Обратимся теперь к изображениям или иконам самого Божества. В Христианских храмах Бог Отец изображается в виде Ветхого днями, Сын Божий - в человеческом виде, как младенец, отрок или муж зрелого возраста, Дух Святой живописуется в виде голубя, а духовные дары Его в виде огненных языков. По-видимому, эти изображения воспрещены второю заповедию закона Божия, данного через Моисея; но если глубже вникнуть в Св. Писание, то окажется, что изображения Божества в христианских храмах не только не противоречат Св. Писанию, но само Писание еще Ветхого Завета подготовляло людей к введению в храмы Божии изображений Божества.Уже из тех глав Писания, в которых говорится о законодательстве Божием на Горе Синае, ясно видим, что слава Божия явилась в это время еврейскому народу в чувственных знаках: гора Синай, говорит Моисей, вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне, и выходил от ней дым, как дым из печи, и гора горела огнем до самых небес и сильно колебалась, и звук трубный (с нее) становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом из среды огня (Исх. гл. 19. Второз. гл. 4). Эта картина явления Божества могла быть изображена, по возможности, художником, как христианские живописцы изображают сошествие Святаго Духа на апостолов в виде огненных языков, во всяком случае эта картина глубоко и надолго напечатлелась в душах созерцавших ее евреев.Но нам известны другие явления Божества в Ветхом Завете в образах более определенных и по преимуществу в виде человека. За 1972 года до Р. X. Аврааму Господь явился под образом трех странников и в то же время как всемогущий Бог и Владыка (Быт. гл. 18). Внук Авраама патриарх Иаков, по собственному его выражению, видел Бога лицом к лицу (Быт. 32, 25-30). О Моисее сам Господь Бог сказал евреям: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Быт.18:29 . Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. Или, как можно еще перевести с еврейского: «прибавил говорить, усилил свою просьбу». Вообще, все это заступничество Авраама за жителей Содома представляет собой пример горячей, неотступной мольбы, сопровождающейся, обычно, желанным успехом, по слову Спасителя: «просите и дастся вам, ...стучите и отверзется» ( Мф. 7:7 ; ср. Лк. 11:8–9 ; Рим. 15:30 ). Быт.18:30 . И сказал Авраам : да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Параллельно с тем, как усиливается самая просьба Авраама, увеличивается и его смирение пред Богом, долготерпение Которого он искушает; но искушает не ради пустого и праздного любопытства, а по высоким побуждениям любви и сострадания к ближним, почему Господь благосклонно и принимает его посредничество. Быт.18:31 . Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Уступчивость Господа усиливает дерзновение Авраама и он, хотя и с большим смущением, решается понизить цифру праведников уже до двух десятков. Быт.18:32 . Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. Это высшая степень дерзновенной молитвы Авраама, когда он просил Господа о сохранении города только ради одного десятка предполагаемых в нем праведников, и Бог по неизреченной Своей милости соглашается и на такую, крайнюю просьбу Своего верного раба. Но жители нечестивых городов настолько погрязли в нечестии и разврате, что не сохранилось в них и десяти праведников: таких, как видно из последующего контекста, нашлось только три человека – Лот и две его дочери, которые и были чудесно спасены Богом от всеобщей гибели (19 гл.). Быт.18:33 . И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Слова, указывающие на то, что богоявление окончилось и видение Иеговы исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Цемареи очень мало известны; полагают, что имя их перешло на город Симири в северной Финикии на р. Элевфере. Точно то же надо сказать и о племени Химафей. Полагают, что Гамат на Оронте близ Дамаска получил от них своё имя. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, Быт. 10 и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. Итак, хананеяне, говорит Отто Герлах, в древнейшие времена занимали страны, начиная от позднейшей Финикии до западной и южной границы Палестины к Аравии. Герар, по XX гл. Бытия ( Быт. 20:1 ), находился между Кадесом и Суром, в стране полуденной. Газа, впоследствии город филистимлян, – на юго-западе, на пути в Египет, и в настоящее время носит то же имя. Содом, Гоморра, Адма и Цевоим – города, лежавшие в долине Иордана; они впоследствии разрушены огнём, и на месте их возникло Мёртвое море. Город Лаша лежал, по всей вероятности, на восток от нынешнего Мёртвого моря и известен был у греков также под названием Каллирое (источник красоты) – от горячего серного источника, находившегося близ него. В этом тексте мы находим указание на древнейшее состояние этих стран, прежде чем филистимляне жили в них, ибо Авраам прежде разрушения Содома встретил уже филистимлян в южной Палестине (O. Gerl., S. 19. Anm). Хамиты вообще селились по берегам морей. По карте Ленормана, первоначальные поселения хамитов охватывают все морские берега нынешней Персии, Персидского залива, Аравии, Чермного моря по Африканскому берегу и по Средиземному морю в Африке и Сирии. Быт. 10 Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. Быт. 10 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. Быт. 10 Сыны Сима: Елам, Елам есть имя Сузианы, население которой уже во время первого Халдейского царства состояло не из одних семитов, а из сильного элемента туранского, примешанного к ним. Царство Елам играло важную, хотя и не первую роль во время древнейших монархий Месопотамии, по большей части тяготея к Халдее и борясь против ассириян.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

377.  …пламенный меч (Быт. 3. 24). 378.  …во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус (Евр. 6. 19, 20). 379.  …и тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13. 12). 380.  …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9). 381. Деян. 14. 15. 382.  А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2. 10). 383.  Да даст вам по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, ее рою вселиться Христу в сердца ваши, … укоренные и утвержденные в любви (Еф. 3. 16–18). 384.  Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3. 17). 385.  Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8. 9). 386.  …в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). 387. Иак. 4. 4; Ин. 2. 15. 388.  …через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере (Гал. 3. 2). Беседа 37. 389. Древнеобразное изложение преподобным Марком его глубоких размышлений, иногда очень сжатое, иногда очень растянутое, принудило здесь, при переводе, обращаться нередко к значительной перестановки слов речи (к парафразу) с тою целию, чтоб назидательная мысль писателя всегда была ясною для читателя, чтоб назидание не скрывалось в темноте изложения. Наблюдалось это, хотя в меньшей степени, и в прочих выписках, помещенных здесь, из творений святых Отцов. Этим правилом руководствовались часто и Отцы даже в приводимых ими изречениях Священного Писания. 390. Слово о Законе Духовном, гл. 2. 391. Гл. 4. 392. Гл. 19. 393. Гл. 20. 394. Деян. 12. 10; Слово о Законе Духовном, гл. 21. 395. Гл. 25. 396. Гл. 29. 397. Гл. 30. 398. Гл. 31. 399. Гл. 42. 400. Гл. 43. 401. Гл. 44. 402. Гл. 45. 403. Гл. 49. 404. Гл. 51. 405. Гл. 56. 406. Евр. 4. 13; Слово о Законе Духовном, гл. 53. 407. Гл. 57. 408. Гл. 63. 409. Гл. 64. 410. Гл. 65. 411. Гл. 67. 412. Гл. 67. 413. Гл. 72. 414. Гл. 73. 415. Гл. 75. 416. Гл. 76. 417. Гл. 88. 418. Гл. 90. 419. Гл. 91. 420. Гл. 92.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010