Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!» (Быт. 18:16—17) Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство?    Далее Господь говорит: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Быт. 18:18). Вновь Аврааму стало понятно, что ему явился Бог, сказавший раньше: «Благословятся в тебе все народы земли» (См. Быт. 12:3). И сейчас Этот же Бог вновь говорит Аврааму: «Благословятся в тебе все народы земли».    Почему Авраам, уже доподлинно узнав, что не люди, но Бог явился ему, одинаково послужил Троим, равно почтил Троих, равно Троим омыл ноги? Разве это не истинное свидетельство того, что Святая, Единосущная и Животворящая Троица открыла Свою тайну Своему угоднику Аврааму: Она Едина и Троична, Едина Божеством и Существом, Троична же в Лицах, или Ипостасях. Ибо Писание говорит, что после этого «обратились мужи оттуда и пошли в Содом... И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом... И пришли те два Ангела в Содом» (Быт. 18:22, 33, 19:1). Знай же, что Бог Отец пошел один, а в Содом Он послал Сына и Святого Духа, ибо Бога Отца никто никогда не посылал, Сын же Сам говорит о Себе: «Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь» (Ин. 12:49); и о Святом Духе Сын говорит: «Если Я пойду, то пошлю вам другого Утешителя от Отца» (Ср.: Ин. 15:26, 16:7). Изначально, когда захотел Отец сотворить человека, тогда Он призвал Сына и Святого Духа, говоря: «Сотворим человека» (Быт. 1:26). Когда Бог Отец захотел уничтожить богоборное собрание людей, решивших создать Вавилонскую башню, Он не разрушил ее единолично, но сказал Сыну и Святому Духу: «Сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11:7). Так же Он поступил и сейчас: захотев истребить гнусный, нечистый, дерзкий и свирепый народ и избавить праведника от смерти, Бог Отец послал Сына и Святого Духа, чтобы показать единую во всем волю, единую власть и единое желание Святой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

//Тимофей:Виталий, а почему спорное утверждение?// 1. В священном писании нет свидетельства ни только того, " что Авеля недолюбливал не только Каин, но и некоторые другие его братья и сестры " , но и что эти " другие братья и сестры " были рождены Адамом и Евой до времени убийства Авеля. Хронологически сказано только о рождении Сифа, а он был рожден после этих событий. 2. Не сказано и о Каине, что он " недолюбливал Авеля " , а только то, что он сильно огорчился, когда Господь призрел на Авеля и дар его, а на Каина и дар его не призрел (очень обидно, когда тебе предпочитают другого). 3. Подобные умозаключения необходимо или подтверждать мнением святых отцов, или воздерживаться от них, т.к. осуждены, пусть и не явно, дети Адама и Евы. Андрей 27 декабря 2014, 11:10 Авраам Фарру не хоронил, но оставил в Харране вместе с другими родственниками. Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. (Быт. 11:26) И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране. (Быт. 11:32) Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. (Быт. 12:4) Итак, в момент выхода Аврама из Харрана Фарре было 145 лет. Тимофей 27 декабря 2014, 09:56 Виталий, а почему спорное утверждение? Напишите свою точку зрения, быть может и мне абсолютно логичные мысли отца Сергия только кажутся такими? Виктор Скрипка 26 декабря 2014, 19:35 спасибо!радует то-что я ещё мало знаю и многое предстоит узнать Любовь Украина 26 декабря 2014, 18:26 Спаси Господи, отец Сергий за статью. Пишите еще, пожалуйста. Храни Вас Бог. Катя 26 декабря 2014, 18:20 Спасибо! Очень интересная статья. И изображения икон в византийской традиции здесь очень органичны. Спаси, Господи! Марина 26 декабря 2014, 16:55 Жаль, что фильмы на библейские темы чаще с искажением сняты. Смотрю их, и проверяю своё знание Библии. А бывает так, сначала просмотрю фильм, а потом из святоотеческих творений вдруг узнаю то, о чем и не слышала нигде. Например, в одном из фильмов изображается сцена Рождества Христова, показаны сильнейшие мучения Пресвятой Богородицы, а затем читаю у Святых отцов, о том, что Рождество Сына Божия было без мучений. Католики стараются всё извратить. Поэтому надо держать ухо востро, что бы при просмотре фильмов не впасть в ересь.

http://pravoslavie.ru/76106.html

Творение человека в Шестодневе противопоставлено творению всего прочего мира. Если ранее Бог обращался к стихиям (Да соберутся воды..., да явится суша..., да произведет земля...), то теперь Он обращается к Самому Себе: И сказал Бог: сотворим человека ( Быт.1:26 ). И уже здесь мы можем почувствовать, что человеку предназначается совершенно уникальное место в ряду прочих творений. Его еще нет, но и этот автоапеллятив и загадочное множественное число сотворим, нарушая обычный ход повествования, показывают, что Бог имеет особое попечение о Своем будущем творении. И то и другое особое место человека и особое попечение о нем Творца раскрываются в следующих словах: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Мне не приходилось встречать, чтобы кто-либо обращал внимание на определенную параллель между первым и последним днем творения, но с учетом особенностей композиции библейского повествования, где конец может возвращать нас к началу (выше мы уже упоминали о хиазме), такая соотнесенность представляется достаточно очевидной: в первый день безвидность и пустота (евр. тоху вавоху), а венчает творение образ и подобие Божие (евр. бэцальмэну кидмутэну). Повествование о творении начинается с описания земли, которая была безвидна и пуста, а заканчивается человеком. Но он также взят от земли ( Быт.2:7 ), и именуется земнородным ( Прем.7:1 ), однако теперь эта земля несет на себе совершенный образ. Вместо безвидности появляется образ Божий, и вместо пустоты подобие Божие. Так что, с одной стороны, человек обитает в храминах из брения, его основание прах ( Иов.4:19 ), он прах и пепел ( Быт.18:27 ), а с другой, он мало чем уступает Богу ( Пс.8:6 , евр. элохим ‘Бог’, возможно ‘боги’; в греч. переводе ‘ангелы’), Который славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих (см. Пс.8:67 ). Вопрос о том, что именно составляет образ и подобие Божие в человеке, породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т. д. Но ближайший контекст, то есть сам текст Библии , как указывали уже древние экзегеты (напр., преподобный Ефрем Сирин , святитель Иоанн Златоуст ), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Глава 35 По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя Израиль Быт.35:1 . Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. Кровавое дело Симеона и Левия в Сихеме делало небезопасным дальнейшее пребывание семьи Иакова в окрестностях Сихема (ст. 3). Притом целью путешествия Иакова из Харрана был Вефиль ( Быт. 28:19, 31:13 ), которого Иаков все еще не достиг, несмотря на десятилетнее уже пребывание его в Палестине. Посему Бог дает ему повеление идти в Вефиль, которое одновременно было и одобрением и напоминанием. Быт.35:2–3 . И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль ( Быт. 28:19 ), он (как после Моисей от народа – перед Синайским законодательством, Исх. 19:10–14 ), требует от всех членов семьи своей полного очищения – отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесено в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освящению (ср. Исх. 19:10, 15 ; 2Цар. 12:20 ). Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути. Быт.35:4 . И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Слово патриарха производит немедленное действие: домочадцы его отдают ему не только идолов, но и серьги (ср. Исх. 32:2 ): «может быть, и это были какие-нибудь знаки (символы) идольские, а потому и их вместе с идолами принесли Иакову» ( Иоанн Златоуст , Бес. 59, с. 642). Блаженный Августин (Quaestitiones ad h. l.) видит в этого рода серьгах волшебные талисманы и называет их «idolorum phylacteria» (хранилища идолов). Равным образом р. Маймонид в тр. «akum imazzeloth» (идолопоклонники) признает их кумирами. Иаков закапывает эти предметы в землю (по иуд. преданию – тайно, чтобы никто не извлек их обратно), под дубом близ Сихема, пользовавшегося, по-видимому, известностью ( Быт. 12:6 ; Нав. 24:26 ; Суд. 9:6 ). Прибавка LXX (также слав. и русск. перев.), что Иаков сделал идолы безвестными до сего дня, хотя и имеет характер глоссы, текстуальной традицией не подтверждаемой, но имеет, однако, внутреннюю достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Пусть умрет он там в одиночестве, но вы не налагайте на него рук своих! Этим Рувим думал спасти невинного юношу от смерти. Он хотел тайно вытащить его изо рва и отпустить к отцу. Кроткий, как овца, Иосиф ничего не знал о злобе своих братьев. Он подошел к ним и дружески поцеловал их, приветствуя от имени отца. Братья же, как звери, накинулись на него и стащили бывшую на нем разноцветную одежду. Они скрежетали на него зубами, как бы желая съесть его живым. Они били Иосифа кулаками и причиняли ему всякие обиды. В этой злобе братья казались ему свирепыми и беспощадными. Иосиф уж не надеялся на то, чтобы кто-нибудь заступился за него. Поэтому он возвысил голос и со слезами и рыданьями начал умолять братьев о пощаде: — За что вы гневаетесь? Я прошу вас несколько освободить меня и выслушать мою просьбу. Братья! Вы сами знаете, что отец каждый день плачет о кончине моей матери. Неужели же вы решитесь нанести ему новую рану, когда старая еще не зажила. Я умоляю вас, не разлучайте меня с отцом, иначе с горя он сойдет в могилу. Я заклинаю вас Богом отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова (Мк.12:26), — Богом, Который повелел Аврааму уйти из земли и дома отца своего и поселиться в земле Обетованной (Быт.12:1–3), — Богом, Который обещал сделать потомство Авраама таким же бесчисленным, как звезды на небе (Быт.15:5) или песок на берегу моря (Быт.28:14). Я заклинаю вас Вышним Богом, даровавшим Аврааму силу воли при жертвоприношении сына его Исаака и пославшим агнца для заклания его вместо сына (Быт.23:1–19). Я заклинаю вас Святым Богом, Который благословил отца нашего Иакова устами Исаака (Быт.27:27–29), отца его, и Который не покидал Иакова и в Харране, что в Месопотамии (Быт.28:10–19) откуда вышел Авраам: здесь Бог избавил Иакова от несчастия! Всем этим я заклинаю вас и прошу не разлучать меня с Иаковом, как смерть разлучила его с Рахилью. Иначе Иаков будет плакать обо мне так же, как плачет о Рахили, и закроются глаза его, не дождавшись моего возвращения. Сжальтесь надо мной и отпустите меня к отцу!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Мф.2:2 ) «и мы ясно увидели, что Господь» с Ним (ср. Быт.26:28 ), «и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ). Но если кто-то научен подобными наставлениями, видя, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 ), и восхищен величием Его деяний, пусть скажет: «Мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву» ( Быт.26:28 ), ибо, приближаясь к закону Божьему, он непременно скажет: «Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню» ( Пс.118:106 ). 4 . Но что они ищут? «Чтобы ты не делал нам зла», – говорят они, – «как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом» ( Быт.26:29 ). Мне кажется, что этими словами они испрашивали прощения грехов, чтобы не получить им зла. Они просили не воздаяния, а благословения, ибо обрати внимание на то, что говорится дальше: «Он сделал им пиршество, и они ели и пили» ( Быт.26:30 ). Тот, кто служит слову, «должен и Эллинам и варварам, мудрецам и невеждам» ( Рим.1:14 ). И так как к нему пришли мудрецы, то и сказано, что он сделал не просто угощение, но пиршество. Так и ты, если уже не «младенец», «питаемый молоком», и «чувства навыком» приучишь (ср. Евр.5:14 ) и обретешь способность к пониманию слова Божьего после того, как столько наставлений дано тебе, то и тебе будет сделано «пиршество». Тебе предложат не «овощи», которые ест «немощный» (ср. Рим.14:2 ), подадут тебе не молоко, которым питаются «младенцы», но раб слова сделает для тебя пиршество и научит тебя «мудрости», проповедуемой «между совершенными». Он предложит тебе «премудрость Божию, тайную, сокровенную… которой никто из властей века сего не познал» ( 1Кор.7–8 ). Он откроет тебе Христа, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). Итак, он сделает тебе «пиршество» и сам будет пировать с тобой, если не найдет, что ты – один из тех, кому сказано: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» ( 1Кор.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3. Человек как особое творение Божие    Необходимо отличать самую сущность повествований о сотворении Человека (Быт. 2:7; Быт. 1:26-28) и их цель от формы изложения, в которой эти повествования даны.    Сущность повествований о творении человека Богом состоит в утверждении, что человек есть особое творение, самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, более того, являющееся завершением и венцом творения вообще.    Человек есть творение. С одной стороны, как и любое другое творение, он находится в зависимости от Бога, как своего Творца; с другой стороны, он имеет данное ему относительно автономное бытие, имеет собственное значение неповторимой личности, обнаруживает собственное поведение.    Человек, по своему происхождению, состоит в неразрывной связи с прочим творением. И в то же время между человеком и всем прочим (земным) творением имеется неустранимое внутреннее различие.     Связь человека с прочим творением выражается в Священном писании тем, что:    – человек возникает из земли. «И создал Господь Бог человека из праха земного»   «И создал Господь Бог человека из праха земного»    (Быт. 2:7). Образование человека из праха земного говорит о бренности его существа в условиях не преображенного мира. О том, что из себя представляла «персть», из которой Бог образовал человека, Священное Писание не говорит;    – человек связан с землей в своей жизнедеятельности. Важным назначением его является возделание земли (см. Быт. 2:5). Под этим нужно понимать не просто земледельческую обработку земли. Человек призван также овладевать землей (Быт 1:28), проявлять заботу о ней, познавать окружающую его природу и разумно совершенствовать ее;    – человек по телесной стороне его существа возвращается в землю (Быт. 3:19). Это возвращение изображается сначала как возможность телесной смерти, – в случае, если человек окажется не на высоте своего призвания и лишит себя условно дарованного ему бессмертия. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»   «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Быт.47:7–9 . И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их. Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар. 1:31 ) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни – этого «странствования» (9 ст.), – с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр. 6:19 ). Обращая взор на пережитое прошлое, Иаков называет 130 лет жизни своей «днями немногими и несчастными» – малы по сравнению с отцом его, жившим 180 лет, и дедом Авраамом, умершим в 175 лет (возможно, однако, что Иаков имеет в виду и раннейших, даже допотопных патриархов). Иаков, живший после сего еще 17 лет, видимо, подобно отцу своему Исааку ( Быт. 27:1–2 ), занят мыслью о смерти задолго до ее наступления. Быт.47:11 . И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. Местность, где с разрешения фараона, Иосиф поселяет отца и братьев своих, называется здесь «земля Раамсес»; между тем выше ( Быт. 45:10, 46:28 и д.) предназначенная для их поселения территория называется землею Гесем, равно и ниже, когда говорится о фактическом обитании их в Египте, местом их обитания представляется Гесем (ст. 27), ( Быт. 50:8 ; Исх. 9:26 и др.) Отсюда следует, что название Раамсес или было синонимом Гесема, или обозначало известную часть последнего. В кн. Исход ( Исх. 1:11 ) говорится, что евреи построили фараону «города для запасов» Пифом и Раамсес. Следовательно, город, вновь построенный или только укрепленный евреями, мог получить название округа, в котором жили евреи – Раамсес. Последнее слово с египетского (по этимологии Яблонского) означает: «люди, занимающиеся пастушеством» – название, стоящее в связи с главным занятием евреев. Иосиф Флавий отождествляет Раамсес с Гелиополисом: «фараон предоставил Иакову с семьею Гелиополис, потому что здесь были и пастбища, предназначенные для царских пастухов» (Древн. 2:7, 6). LXX, как мы видели в Быт. 46:28 , сближают Раамсес с Гелиополисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010