Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/150073.html

О храмах I. Православное учение о почитании храмов О храмах, как местах общественного богослужения, православная Церковь учит, что храм Божий не есть место исключительного пребывания Божества, что Бог пребывает везде и всюду; в хр мах же он являет только «особенное» Свое присутствие, благодатное , и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях. Это учение православной Церкви находит для себя основание и в св. Писании. Хотя Господь устами пророка и гово рит: «небо – престол Мой» ( Ис. 66:1–2 ), хотя и Соломон в своем смирении изрек: «Богу ли жить на земле» ( 3Цар. 8:27 ), – однако в книгах св. Писания говорится о таких местах, на которых Господу угодно было обнаружить особенное Свое присутствие ( Быт. 4:4. 28:16–18 ). Жертвенники в период Церкви патриархальной заменяли собою храмы. Во времена подзаконные по повелению Божию пророком Моисеем построен был первый на земле храм истинному Богу. «И сказал Господь Моисею... устроят они (израильтяне) Мне святилище и буду обитать посреди их. Все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии (храма) и образец всех сосудов ее, так и сделайте ( Исх. 25:8–9 ). И в другом месте св. Писания читаем: «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорит Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки храма ( 1Пар. 28:11–19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:3 ). Из приведенных мест св. Писания видно, что храм есть дело воли Божией, получившее начало от Самого Бога и освященное Духом Божиим, ибо Сам Бог повелел Моисею и Давиду устроить храм для общественной молитвы и обещал пребывать в этом месте непрестанно. Таким образом, еще в Ветхом Завете Сам Бог благословил и освятил храм, как место совокупной молитвы верующих. Поэтому-то евреи, признавая храм домом Божиим, относились к нему с чувством величай шего благоговения. Обращаясь далее к новозаветным свидетельствам, мы находим в них также весьма ясные указания на необходимость почитания храма. В самом деле, осуждал ли Господь наш Иисус Христос когда-либо храм и давал ли хотя намек на то, что храм не нужен? Не только ничего подобного не встречаем в евангелии, а напротив того, видим, что Сам Господь оказывал уважение храму, посещая его в празд ники: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.; весьма часто поучал народ в храме и смотрел на храм, как на место особенного присутствия Божия, как на дом Божий, предназначенный для молитвы. «Каждый день с вами сидел Я, уча в храме» ( Мф. 26:55 ; ср. Лк. 19:47 ), – сказал однажды Иисус Христос врагам Своим. К этому месту стекались и слушали Его, вынося оттуда самые возвышенные уроки и поучения о святой, богоугодной жизни. Значит, храм, как отдельное место общественной молитвы верующих, и во время Спасителя был училищем веры и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О христианском единении I. Православное учение о христианском единении и святости Церкви Христовой Церковь Христова истинно свята ( Еф. 5:27 ), но не потом у. что члены ее суть люди безгрешные, а потому, что ее глава, Христос, свят, что святы ее молитва и таинства, что свято ее учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин. 1:8 ) и кроме того этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир ( Гал. 5:23, 6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? А между тем сектанты, выдавая себя за праведников, отделяются от право славных, как людей, будто бы совсем погрязших во грехе; но в этом поступке так и слышится дух фарисея, горделиво осудившего Господа за то, что Он дозволил прикоснуться к Себе грешнице ( Лк. 7:39 ); осуждая своих православных предков, отцов духовных, научившнх их грамоте и давших им св. Писание на понятном языке, сектанты вполне ставят себя в положение Хама, посмеявшагося над отцом и заслужившего осуждение и даже проклятие ( Быт. 9:22–25 ). При этом сектанты ругатели отделяют себя и от единства веры ( Иуд. 1:18–19 ). На место праведности Божией, поставляя собственную праведность ( Рим. 10:3 ), тем самым удаляют себя от лозы Христа и Церкви Его ( Ин. 15:14–16 ). Поэтому у них не может быть ни истинно добрых плодов, ни спасения. Сектанты рассуждают: «как же Церковь пребудет святою, если в ней оказываются явные грешники?» Но если смотреть на дело по-сектантски, то никогда и никакая Церковь не может быть святою, так как нет ни одного безгрешного человека ( 1Ин. 1:8 . Еккл. 7:20 . 3Цар. 8:46 ) и безгрешен один Господь Христос ( 1Пет. 2:22 ). Когда вор или разбойник, живущие в пределах нашего государства, совершают преступление, то это не значит, что совершает преступление наше государство. Так же точно, когда грешат члены Церкви, то это не значит, что грешит Христова Церковь. II. Основания из слова Божия для учения о христианском единении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том III. Общественная нравственность Источник Христианские начала жизни семейной LXII. Нравственное значение семейного состояния Человек есть существо общежительное, – ζον πολιτικ, по выражению Аристотеля. «Кто не знает, – говорит и св. Василий Великий , – что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединённое и дикое» 1 . Он создан для общественной жизни, чтобы жить не одиноко, а в общении с другими людьми; «не хорошо быть человеку одному, – сказал Сам Господь Бог пред сотворением Евы, – сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Один человек должен помогать другому в жизни, в пользовании благами ее, в достижении разных целей её, в усладе земной жизни, в достижении небесной. Каждый из нас может гармонически и закономерно развиваться, совершенствоваться и достигать более или менее успешно и легко возможного благосостояния, временного и вечного, только в союзе с другими лицами. Важнейшие союзы людей, вообще говоря, заключённые и освящённые Самим Богом, суть: семейный, гражданский или государственный и церковный. О каждом из этих общественных союзов в известной степени можно сказать то же, что сказано Господом о союзе семейном: «...что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Все эти общественные союзы, как и союз семейный, мы не иначе можем признать, как своего рода установлением божественным. Богом сотворена природа наша для общежития; Богом вложено в нас и естественное влечение к общению друг с другом, и стремление к тому высшему совершенству, какое может быть достигаемо только совокупными силами людей. По словам И.А. Лейтона, «социальные учреждения – семья, общество, церковь , нация, – являются орудиями или средствами для развития и деятельности человеческой личности, и в силу этого имеют этический характер» 2 . Нередко приходится слышать, будто христианство как религия абсолютных устремлений своими нравственными нормами не может определять жизнь естественных человеческих установлений, не может иметь своих идей семьи, общества, государства и т.д., и даже должно отвергать эти идеи. Поэтому односторонне аскетическому пониманию христианства, существующие формы общественных отношений и абсолютный идеал христианской нравственности лежат в двух совершенно различных плоскостях, так что между ними нет ничего общего, нет никаких точек взаимного соприкосновения 3 . Но такое воззрение на отношение христианства к общественной жизни, как именно ложно аскетическое, решительно несостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Отдел четвертый. О заблуждении, в учении о пресвятой Деве Марии Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство, так что нет ни одного уз рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени. Послан. восточн. патр. о прав. Вер. чл. 6, л. 18 на обор. и 19. Москва, 1848 г. § 118. Сущность латинского заблуждения в учении о пресвятой Деве Марии Церковь православная глубоко благоговеет к пресвятой Деве Марии, родившей нам Искупителя, Христа Бога нашего, от Духа Свята. Она именует Ее от всех родов избранною, всех тварей небесных и земных высшею 223 , и не имеет ни одной службы, ни великой, ни малой, в которой не величала бы Ее честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшею, сущею Богородицею, равно как и ни одного моления (ектении), которого не заключала бы воспоминанием о пресвятой, пречистой, преблагословенной, славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии 224 . Весьма благоговеют к пресвятой Деве Марии и отступившие от вселенского благочестия латины. Но, тогда как Церковь православная верит, что все люди, как плод крове и похоти плотские и похоти мужеские ( Ин. 1:13 ), зачинаются во грехе первородном ( Пс. 50:7 ), а о пресвятой Деве Марии исповедует, что Она очищена от греха сего Духом Святым 225 , латины учат, что хотя пресвятая Дева родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие Ее, по особенному преизбытку благодати, не было причастно греху первородному, от Адама распространившемуся на весь род человеческий 226 . § 119. Основания оного – из свящ. Писания В основание такому учению они указывают на следующие места свящ. Писания: и вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той 227 твою блюсти будет (в еврейского – сотрет) главу, и ты блюсти будеши его пяту ( Быт. 3:15 ). Радуйся благодатная (κεχαριτωμενη): Господь с тобою: благословенна ты в женах ( Лк. 1:28 ). Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе ( Песн. 4:7 ). § 120. Опровержение их

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Архангелы и Ангелы – наши покровители Сонм Ангелов, по Священному Писанию, многочислен. Известны личные имена только семи главных Ангелов — Архангелов. Книга рассказывает, в чем заключается служение каждого Архангела, чем каждый из них помогает людям и как найти информацию о них в Священном Писании. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Архангелы и Ангелы – наши покровители Составитель Т. С. Олейникова Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-402-0175) Небесная иерархия Архангели, Ангели, Начала, Престоли, Господствия, и Серафими шестокрилатии, и многоочитии Херувими Божественнии, мудрости органи, Силы и Власти Божественнейшии, Христу молитеся даровати душам нашим мир и велию милость. Из службы 8/21 ноября Слово Божие говорит: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Под именем неба естественно разуметь духов (см. Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу. Ангелы – суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13–14). Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления. Поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками. Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их. Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных духов. Порядок, гармония – это красота совершенства, премудрость и истина Божия. В Царствии Небесном нет однообразия и застоя – там разнообразие, движение, деятельность, стремление, великая, многосложная деятельность, неведомая нам здесь, на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Домашняя Церковь «Домашняя Церковь» отца Глеба Каледы  — практическая книга о православной семье и воспитании детей. Написана из практического опыта автора. В начале 80-х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб Каледа решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь». Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим отец Глеб Каледа занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой — вносил ряд дополнений в ее текст. Каледа в своей книге «Домашняя Церковь» разбирает вопросы: семья как школа любви, семья и благодать Духа святого, Брак и Евхаристия, молитва супругов, религиозное воспитание, воспитание любви и милосердия, трудовое воспитание, образование, наука и искусство, христианский быт (от церковных праздников до телевизора), домашнее богослужение, секс, брак и современное общество. Домашняя церковь По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II  От издательства Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого–минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по–христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи — от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Изложение Галликанской литургии Свт. Герман Парижский «Краткое изложение древней Галликанской литургии» (однако, с уверенностью говорить об авторстве Германа нельзя). Здесь описано чинопоследование Литургии и даны краткие комментарии и толкования. Герман, епископ Парижский, написал о литургии следующее: Итак первый и величайший из всех даров (carismatum) — литургия воспевается в память смерти Господа; — ибо смерть Христова сделалась жизнию мира; — так что совершаясь она служит ко спасению живых и покою умерших. О совершаемом пред чтениями. Пред чтениями поется антифон (antiphona) по примеру тех патриархов, которые до потопа таинственными словами воспевали пришествие Христово, как Енох, седьмый от Адама, переселенный Богом, пророчествовал, говоря: се идет Господь со тмами святых своих сотворить суд и пр. (Иуд. 14). Об этом свидетельстве упоминает в своем послании апостол Иуда, брат Иакова. Ибо как пророчествующим являлась рука Господня над ковчегом (Исх. XXV, 22. Числ. X, 35), чтобы в виновных сохранить остаток на земле (Быт. XLV, 7), так при пении клириков выходит священник в образе Христа из святилища, как бы с неба, в ковчеге Господнем, который есть Церковь, чтобы наставлениями и увещаниями питать в народе добрыя дела и истреблять злыя. О безмолвии. Безмолвие же диакон возвещает по двум причинам, именно чтобы безмолвствующий народ лучше слушал слово Божие, и чтобы сердце наше безмолвствовало от всякаго нечистаго помысла, при чем лучше воспринималось бы слово Божие. Священник обращается к народу для того, чтобы, когда он благословляет народ, говоря: Господь да будет всегда с вами, ему благословляться от всех говорящих: и с духом твоим, так чтобы он был тем более достоин благословлять народ, поколику он по милости Божией получает благословение из уст всего народа. О трисвятом (de ajus). Трисвятое пред пророчеством поется на греческом языке потому, что проповедь новаго Завета возвещалась в мире на греческом языке, исключая (евангелия) Апостола Матфея, который первый в Иудее издал евангелие Христово еврейскими письменами. Соблюдайте же честь языка, который первый принял в свои ветхия недра евангелие Христово и своими письменами научил первой песни. Когда предстоятель Церкви начинает трисвятое, то (клир) поет на латинском языке с греческим, чтобы показать связь ветхаго и новаго Завета. Слово: аминь (заимствовано) с еврейскаго на подобие надписи, которую Пилат по внушению Божию сделал на трех языках над крестом, исповедуя хотя и без ведения Иисуса Назорея, т. е. Святаго и Царя. А три отрока, которые одними устами поют: Господи помилуй (Khyrie eleison), именно на еврейском, греческом и латинском, (означают) как бы века трех времен, т. е. прежде закона, под законом и под благодатию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иконостас В работе «Иконостас» Флоренский проводит блестящий анализ иконописи. Флоренский разбирает как искусствоведческую («техническую») сторону феномена иконы, так и богословскую, философскую. Удивительно начало «Иконостаса». Флоренский разбирает логику сновидения, логику «иного мира». Мира, где цель предшествует следствию. Где цель и причина события суть одно. Это один из многих ходов Флоренского, который роднит его с магистральными направлениями западной философии: интерес к сновидению, шире к бессознательному, в данном случае. Но как по иному видит эти вещи Флоренский! Экскурс в сновидческую логику вводит читателя «Иконостаса» в проблематику иконы — «окна в иной мир», готовит к пониманию «обратной перспективы». Собственно основа, на которой Флоренский строит свою теорию иконы, это двуплан горнего и дольнего, видимого и невидимого. Мистикам, святым дано видеть духовную реальность непосредственно. Церковь же многообразно доносит этот опыт горнего до всех своих членов. Икона и есть такой слепок с опыта святых, вещественно данная духовная реальность. Икона такая «странная», потому что она адекватна предмету своего изображения — «странному», «другому» миру. Реальность диктует средства своего изображения. Как и все книги Флоренского, «Иконосас» — «густая книга», по выражению Розанова. Читатель найдет здесь блестящие искусствоведческие анализы, разборы догмата Седьмого Вселенского Собора, паламитского догмата о неизреченном различии энергии и сущности в Боге, рассуждения о иконописном каноне, сравнений православной иконописи с западной религиозной живописью (из которых Флоренский делает смелые культурологические обобщения), о самих материалах иконы: золоте, дереве. И многое, многое другое. Павел Флоренский Иконостас     По первым словам летописи бытия, Бог " сотворил небо и землю " (Быт 1:1), и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Так и в исповедании веры мы именуем Бога " Творцом видимых и невидимых " , Творцом как видимого, так, равно, и невидимого. Но эти два мира — мир видимый и мир невидимый — соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет. Как же понимать ее?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010