1 2 Кор. VI:14. 2 Св. Григорий Богослов, «Песнь Богу». Творения в русском переводе, т. 6 стр. 5. 3 Исх. XLIII:I. 4 Геттингер, «Апология христианства», ч. 1 стр. 264. 5 Нельзя при этом не отметить той неразрывной связи, какая существует между молитвой и жертвой. Первая есть, истинная жертва, потому что в молитве всего себя человек предает Богу; равным образом и жертва, если только она не утратила свой истинный характер, всегда сопровождается также возношением к небу ума и сердца жертвопринозителя. Несомненно, что в религиях естественных, и даже в религии истинной, далеко не всегда наблюдается в действительности такая связь жертвы с молитвой, в виду нередкого преобладания внешнего Богопочтения пред внутренним среди исповедников истинной религии, и полного извращения отношений человека к Богу в религиях естественных. Но по существу все же молитва и жертва являются единым, и назначение их одно: служить средствами к общению человека с Богом. 6 Ср. 1 Кор. X:18—20. 7 Напр. Быт. IV, 3—4: VIII, 20; XII, 7; XXII, 13; XXVI, 25: XXXI, 54; XXXIII, 20; XXXV, 7 и др. 8 См. вышеуказанные места. 9 Нар. Быт. XXXI:54. 10 Шантепи-де-ля Соссей, «История религий», т. I стр. 163 — 167, изд. 1898 г.; епископ Хрисанф, «История религий древнего мира». т. II стр. 163 и дал.: Dollinger «Paganisme et judaisme», traduit de rallemand, ed. 1858 an. t. II p. 301: проф. С. С. Глаголев, «Египетская религия». Богословский Вестник, Март 1901 года, стр. 386 — 388; свящ. Г. Титов, «История священства и левитства ветхозаветной церкви», стр. 199 — 199. 11 Шантепи-де-ля Соссей, т. 1 стр. 219 — 220; С. С. Глаголев, Богословский Вестник, Декабрь 1901 года, стр. 596 — 598; Dollinger, т. II стр. 232. 12 Шантепи-де-ля Соссей, т. 1 стр. 258; С. С. Глаголев, Богословский Вестник, Июнь 1901 года, стр. 242 — 243; Богословский Вестник, Декабрь того же года, стр. 636. 13 Эбрард, «Христианская апологетика», т. II стр. 18. 14 Еп. Хрисане, т. I стр. 327. 15 Эбрард, т. II стр. 28, 36; Шантепи-де-ля Соссей, т. II стр. 31, 45, 115 — 116; преосв. Хрисанф, т. I стр. 397 и 412; Н. П. Рождественский, «Христианская апологетика», т. II стр. 54 — 55; С. — Р. Tiele. Manuel de l’ histoire des religions. Traduit du Holl, par M. Vernes ed. 1885, p. 163, 177.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Три Слова об устроении человека Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 19, 20 1998 — 1999 10 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 19, 20 1998 — 1999 По образу и по подобию Божиему 1 Слово первое 1. Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего, не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по подобию их 2 . Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца 3 , сло­в­но к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека трудно объяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашим [телесным] очам по природе свойственно легко постигать то, что вне их, но узреть самих себя они не в силах, так и очам человеческого разумения трудно постичь и созерцать внутренний смысл нашего сотворения. Ведь Творец, закончив устроение простого и духовнейшего мира незримых сил, а после создав из четырех элементов этот вещественный и зримый мир 4 , затем говорит: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию” (Быт 1:26). И творит живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой — из вещественного и зримого тела, образованного из четырех элементов 5 . После этого в Писании говорится: “И сотворил Бог человека по образу Божию сотворил его” (Быт 1:27) 6 . “Богом” же здесь [Свя­щенное] Писание, конечно, называет Отца и Сына и Святого Духа 7 . На сей счет экзегетами высказываются многие и различные мнения 8 . Одни говорят, что под [выражением] “по образу и по подобию Божию” подразумевается начальствующее и самовластное [положение] человека [в мире] 9 , другие — что умное и незримое начало души [человеческой] 10 , третьи — что нетленное и негреховное начало, [имевшееся тогда], когда появился на свет Адам 11 , и, наконец, четвертые утверждают, что здесь изрекается пророчество о крещении 12 . “А после всех и мне, как некоему извергу” (1 Кор 15:8) явилась мысль высказаться об этом. И прежде всего достоин исследования следующий вопрос: почему Бог не назвал “по образу и по подобию Своему” разумных, невещественных, небесных и близких к Нему Ангелов? Ведь они куда в большей степени, чем человек, обладают самовластным и начальствующим [положением, царствуя] над всей землей и над самим человеком 13 . Равным образом нетленность, невещественность, незримость, чистота и все другое похвальное, высказываемое об Адаме, [значительно более] преизбыточествует в духовных и небесных хороводах нетелесных [сил, чем в человеке].

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

Глава 11 (Ср. 3Цар.12:21–24 ) 1–4. Предотвращение, по слову пророка, братоубийственной войны между двумя еврейскими царствами. 5–12. Укрепление Ровоамом городов иудейских и устройство общественных хлебных магазинов. 13–17. Переселение священников и левитов в Иудею из царства Израильского. 18–23. Семья Ровоама. 2Пар.11:1 .  И прибыл Ровоам в Иерусалим и созвал из дома Иудина и Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с Израилем и возвратить царство Ровоаму. 2Пар.11:2 .  И было слово Господне к Самею, человеку Божию, и сказано: 2Пар.11:3 .  скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему Израилю в колене Иудином и Вениаминовом: 2Пар.11:4 .  так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими; возвратитесь каждый в дом свой, ибо Мною сделано это. Они послушались слов Господних и возвратились из похода против Иеровоама. Ср. ( 3Цар.12:21–24 ), «Толковая Библия», т. II, с. 426. 2Пар.11:5 .  Ровоам жил в Иерусалиме; он обнес города в Иудее стенами. 2Пар.11:6 .  Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою, 2Пар.11:7 .  и Вефцур, и Сохо, и Одоллам, 2Пар.11:8 .  и Геф, и Марешу, и Зиф, 2Пар.11:9 .  и Адораим, и Лахис, и Азеку, 2Пар.11:10 .  и Цору, и Аиалон, и Хеврон, находившиеся в колене Иудином и Вениаминовом. 2Пар.11:11 .  И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина. 2Пар.11:12 .  И дал в каждый город щиты и копья и утвердил их весьма сильно. И оставались за ним Иуда и Вениамин. Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков Вифлеем ( Быт.35:16,19 ; Быт.48:7 ; Руф.1:1 ); о положении его см. комментарии к ( Нав.15:59 ; Руф.1:1 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 98–99 и с. 211–212. Ефам (LXX: Αιτν, Vulgata: Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином ( Нав.15:59 ), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия («Иудейские Древности», VIII, 7, 3), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне), ныне – Айн-Аттан, между Вифлиемом и Уртасом (Onomasticon, 487).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Летосчисление священной истории Ветхого Завета Годы от сотворения мира по славянской Библии Период IOm сотворения мира до потопа Сотворение мира и Адама . Период IIOm потопа до призвания Моисея Годы от сотворения мира по еврейской Библии Переселение Фары из Ура Халдейского в Харран, в сопровождении Аврама, Сары и Лота. Фара, 205-ти лет, умирает в Харраве. Аврам переселяется из Харрана в землю Ханаанскую. Быт. 11:31– 32; 12:4 . 137-летний Исаак благословляет Иакова и потом Исава. Иаков, 77-ми лет, удаляется в Месопотамию к Лавану. Быт. 47, 9. 41, 46. 47, 53. 46, 6. 30, 25. 31. 41 Лия родила Иакову третьего сына Левия... В 1582 г. до нашей Христианской эры полагается основание Авин Кекропсом, и начало эры Аттической.(См. преемство царей и архонтов Авинских на Аронделевых мраморах, на которых начертана древняя Паросская хроника, подтверждаемая и Евсевиевым летосчислением). (2427) Моисей удаляется из Египта в землю Мадиамскую. В 1519 г. до Хр. эры Кадм из Финикии пришел в Фивы, принес в Грецию азбуку, и основал Фивское государство.(См. Нарос. Хрон. на Арондел. мрамор) (2490) Годы до хр. эры От Соломона до пленения Вавилонского Царство Иудейское Царство Израильское (18-й год Иосафата) (5-й год Иорама). (12-й год Иорама). (7-й год Ииуя). (23-й год Иоаса). (37-й год Иоаса). (2-й год Иоаса). (15-й год Амасии). (Спустя 15 лет ло смерти Иоаса). Междуцарствие в малолетство Озии, продолжавшееся 11 лет. (27-й год Иеровоама II). Кончина Иеровоама II. Междуцарствие–22 года. В 807 г эры Аттической с23 июля начинается обыкновенная эра Олимпиад. (38-й год Озии). (39-И год Озии). (39-й год Озии). Царство Иудейское. Царство Израильское Современный языческий мир Фул, царь Ассирийский -–12 л. (50-й год Озии). Исаия призывается Факей–20 л. 4Цар. Тиглат, фелласар Годы до хр. эры От Соломона до пленения вавилонского Царство Иудейское Современный языческий мир Фараон Нехао, сын Псамметиха,– 16 л Иеремия предрекает Иудее и окрестным народам семидесятилетнее пленение и опустошение, а после 70-ти лет опустошение самому Вавилону. Иер. 25:1,3. 11, 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Глава пятая. Пастух в Синайской пустыне Кончилась жизнь в Египте. Перед Моисеем бескрайние просторы пустынь. Сын фараона теперь будет пастухом овец. Исчерпана мудрость Египетская – открываются глубины Божественной... За сорокалетием – сорокалетие. 5.1 Земля Мадиамская Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской ( Исх. 2:15 ). Пересекши Синайский полуостров, Моисей удаляется прочь от египтян на восток. Он достигает земли Мадиамской, где уже начинается великая Аравийская пустыня. Прошли века, поменялись наименования земель, поменялись их обитатели. Где земля Мадиамская? О земле Мадиамской упомянуто в Третьей книге Царств. Адер Идумеянин, противник Соломона, бежит из Мадиама через Фаран в Египет ( 3Цар. 11:14–18 ). Итак, путь Адера: Эдом, Мадиам, Фаран, Египет. Мадиам где-то между Эдомом и пустыней Фаран. Но бегство Адера Идумеянина могло быть не по кратчайшему пути, как и думают исследователи, определяя место Мадиамской земли южнее Ецион-Гавера, восточнее Акабского залива Красного моря. Туда бежал Моисей, т.к. там он был уже практически недосягаем для египтян. Пустыни Синайского полуострова едва ли могли стать ему надежным убежищем. Хотя позднее, как пастух, он видимо не раз заходил и в Синайские пустыни. «Мадиан (Мидиан) Часть Аравии к востоку от Акабского залива. После убийства египетского надсмотрщика Моисей, спасая свою жизнь, бежал из Египта в Мадиан. Он женился на мадианской женщине и жил здеь до тех пор, пока Бог не послал его обратно в Египет» с. 52]. Мадиан – это имя четвертого сына Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:1–2 ). Его потомки и заселили восточное побережье Акабского залива. К ним и убежал Моисей. Иосиф Флавий: «(Моисей) прибыв наконец к городу Мадиане, лежащему у Чермного моря и носившему свое имя по одному из сыновей Аврама от Хеттуры, он присел недалеко от города около ближайшего колодца, чтобы отдохнуть от усталости и изнурения» II, 11, 1]. В значительной степени сыновья Авраама и Хеттуры составили северо-аравийские племена. Одним из таковых были мадианитяне. «Мидианитяне, арабское племя, из потомков Авраама от жены его Хеттуры ( Быт. 25:2 ), жившее в соседней Египту Аравии-Петрее и дававшее своим стадам выход до Хорива» с. 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВЕТ [евр.  ,   греч. διαθκη], в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры. Этимология и словоупотребление Значение слова «завет» в рус. переводе ВЗ связано с греч. термином διαθκη - договор, завещание, ставшим в переводе Септуагинты главным эквивалентом евр. слова   - договор, соглашение. Др. термины, обозначающие «договор» в ВЗ (    ), также обычно переводятся словом διαθκη. Смещение значения слова «договор» к смыслу слова «завет» стало возможным благодаря многозначности греч. слова, но решающим фактором в этом процессе явилась интерпретация текста ВЗ в раннехрист. экзегезе. Пока не найдена убедительная этимология евр. слова  . В науке рассматривалось неск. предположений. 1. Оно является производным от евр. глагольного корня   I - есть и первоначально имело значение «трапеза»; это предположение основано на том, что заключение договора в Др. Израиле, как и в др. странах древнего Ближ. Востока, в нек-рых случаях сопровождалось совместной трапезой договаривающихся сторон (ср.: Быт 26. 28-30; 31. 44-54), ср. греч. σπονδ - возлияние, договор. 2. Это слово - производное от глагольного корня   II - смотреть, не зафиксированного в древнееврейском, но имеющегося в аккад. (  ) и в араб. (евр.   - рассматривать) языках; предположение основано на сопоставлении   со словом     - договор (Ис 28. 15, 18), производным от евр. глагольного корня   - смотреть. 3.   - заимствование из аккадского, ср.: аккад.   - между; предполагается, что исходное аккад. слово в древнеевр. языке претерпело семантические трансформации: первоначально употреблявшееся как предлог, оно стало функционировать как наречие, а затем как существительное; эта этимология основана на наблюдении, что заключение договора может быть связано с рассечением тел жертвенных животных и нахождением договаривающихся сторон «между» рассеченными половинами. В связи с этой этимологией представляет интерес аккад. выражение J       X     Y, обозначающее «зарезать осленка [в знак мирного договора] между X и Y», ср.: J         - «зарезать осленка мира» (т. е. мирного договора). Аккад.     являющееся вариантом слова   I (разделение, разделительная стена, межа), по-видимому, может также быть рассмотрено в рамках этой гипотезы; в пользу этого предположения говорит то, что иногда заключение договора было связано с разделом территории и установлением границ (Иаков и Лаван, Быт 31. 44-54).

http://pravenc.ru/text/182425.html

Отрывок из неоконченного сочинения «Библия в общедоступных рассказах» И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его ( Быт.2:15 ). И сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею! ( Быт.1:28 ). Вот первые заповеди Господни, данные человеку. Отдавая землю в обладание человеку, заповедуя для этого людям плодиться, размножаться и заселять земной мир, Бог внушил им, что без труда счастье невозможно даже в раю, – что и в этом чудном саду надо трудиться, надо возделывать и хранить его. И этот закон труда дан первым людям не в наказание за грех (так как они тогда еще не согрешили), а как необходимое условие счастливой жизни. В рассказе своем о сотворении первых людей и водворении их в раю, Моисей, по непонятной причине, умалчивает о главнейших законах Бога, в которых выражена вся правда Божия, и говорит о них только в других книгах своих. Во Второзаконии , напоминая евреям все заповеди Божии, он говорит: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими! ( Втор.6:5 ), а в книге Левит : Люби ближнего твоего, как самого себя! ( Лев.19:18 ). Эти две заповеди Иисус Христос назвал наибольшими, главнейшими ( Мф.22:35–40 ; Мк.12:28–31 ; Лук.10:27 ), так как в них вмещаются все другие заповеди, гласящие об отношениях человека к Богу и к людям. Поэтому, было бы странно полагать, что только в Синайской пустыне, через Моисея, Бог впервые поведал людям Свою волю, выраженную в этих основных заповедях. Если Господь, создав людей, отдал им в обладание землю и повелел для этого размножаться и заселять ее, – если Он заповедал Адаму и Еве трудиться даже в раю, то несомненно, что Он им же открыл Свою волю, которой они и их потомки должны были руководиться в жизни. Несомненно, что первым же людям были даны три основных закона: Люби Бога! Люби ближнего! И трудись! Открывая в этих законах Свою волю, Господь, тем самым, научил первых людей, как они и их потомки должны жить, чтобы уподобиться Ему, чтобы быть достойными сынами своего Творца. Согласуя с этими заповедями все свои действия, всю свою жизнь, исполняя их беспрекословно, как законы Верховного Царя, люди должны были образовать на земле Царство Божие, то есть управляемое волей Бога или Самим Богом, общество трудящихся людей, любящих Бога и друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Традиционно в рус. языке понятия «Д.» и «благо» используются синонимично, причем их различение затруднено тем, что в большинстве европ. языков отсутствует наличествующее в рус. языке терминологическое расхождение этих понятий (ср.: греч. τ ϒαθν, лат. bonum, англ. good, нем. das Gute, франц. bien). Вместе с тем рус. понятие «Д.» может соответствовать ряду др. близких по значению иноязычных терминов: так, в слав. переводе ВЗ «Д.» используется для передачи греч. καλς, указывающего на совершенство и завершенность к.-л. вещи (см.: Быт 1. 4 - «И виде Бог свет, яко добро (τι καλν)»). В повествовании о рае «Д.» также служит для передачи καλς как в слав., так и в рус. переводе ВЗ (Быт 2. 9; слав.: «...и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго», рус.: «...и дерево познания добра и зла», греч.: ...τ ξλον το εδναι ϒνωστν καλο κα πονηρο). Подобное употребление понятия «Д.» не случайно, но обусловлено широким кругом его языкового приложения: им могут описываться как субстанциональное качество вещей (гармоничность, совершенство), так и одобряемые интенции и поступки человека. На это указывает и тот факт, что рус. понятие «Д.» служит субстантивом для употребляющегося в языке только предикативно прилагательного «хороший», лишенного этической окраски и имеющего широкий смысл «чего-либо одобряемого». При этом в библейском употреблении понятие «Д.» тесно связано с мыслью о божественном одобрении того, что признается «добрым»: Д. есть нечто исходящее от Бога. Одним из наиболее характерных случаев такого употребления слова «Д.» в этико-богословском смысле являются слова из кн. Второзаконие: «...делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было...» (Втор 6. 18); «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор 30. 15). Т. о., «Д.» является контекстуально используемым в большом числе значений понятием, не имеющим жесткой привязки к к.-л. метафизической или религ. системе взглядов. С учетом этого методологически полезно различать богословски-метафизическое «благо» как трансцендентное свойство Божие (см. Трансценденталии ), сообщаемое Богом творению в меру причастности последнего Богу, и «Д.» как морально-практическую категорию, к-рая в нек-рых мировоззренческих системах может не связываться напрямую с ее абсолютным носителем, являясь лишь релятивным нравственным регулятивом.

http://pravenc.ru/text/178650.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010