Так как Бог по самому Существу Своему есть весь сознание и мысль и самосознание, то и каждое из этих тройственных вечных проявлений Себя Богом Единым имеет самосознание, и потому каждое — есть Лицо, и Лица не суть просто формы, или единичные явления, или свойства, или действия; Три Лица содержатся в самом Единстве Существа Божия. Таким образом, когда в христианском учении говорим о Триединстве Божием, то говорим о таинственной, в глубине Божества сокрытой внутренней жизни Божией, явленной — приоткрытой миру во времени, в Новом Завете, ниспосланием от Отца в мир Сына Божия и действием чудотворящей, жизнеподательной, спасающей силы Утешителя-Духа Святаго. О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу 1. Свидетельство Священного Писания Ветхого Завета Истина триединства Божия лишь прикровенно выражена в Ветхом Завете, только приоткрыта. Ветхозаветные свидетельства о Троичности раскрываются, уясняются при свете веры христианской, как и Апостол пишет об иудеях: «…доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их, но когда обращаются к Господу, это покрывало снимается… оно снимается Христом» (2 Кор. 3:15-16 и 14). Главные ветхозаветные места следующие: Быт. 1:1 и др.: имя «Элогим» в еврейском тексте, имеющее грамматическую форму множественного числа. Быт. 1:26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию» Множественное число указывает, что Бог не одно Лицо. Быт. 3:22 «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (слова Божии пред изгнанием прародителей из рая). Быт. 11:6-7 перед смешением языков при столпотворении — «Один народ и один у всех язык… Сойдем же и смешаем там их язык». Быт. 18:1-3 об Аврааме — «И явился ему Господь у дубравы Мавре…,возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят против него…и поклонился до земли и сказал:…если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» — «Видите ли, — наставляет блаж. Августин, — Авраам встречает Трех, а поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах». Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Через некоторое время после прихода в Палестину Аврам разделился с Лотом. Когда умножились их стада, возникли трения между пастухами, тогда Аврам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою... отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» ( Быт. 13:8–9 ). Субординация нарушена, поскольку он как старший вполне имел право на этот выбор. Тем не менее, он его предоставляет Лоту, и Лот, как мы видим, скромно выбирает себе лучшую землю – нижнюю часть долины Иордана. Аврам полностью доверяет Промыслу Божьему и на этот выбор Лота соглашается. И после того, как Лот отделяется, «сказал Господь Авраму: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» ( Быт. 13:14–15 ). Отойдя от Аврама, Лот лишился соучастия в этом обетовании. 3.4. Встреча с Мелхиседеком Дальше повествуется о том, как союз четырех царей захватил Содом и Гоморру, увел оттуда с собою пленников, в том числе и Лота ( Быт. 14:11, 12 ). Авраам, взяв 318 слуг, догоняет этих царей, устраивает ночной разгром и возвращает из плена Лота и содомских царей, от которых, однако, отказывается брать какое-либо вознаграждение ( Быт. 14:22, 23 ). На обратном пути Аврама встречает Мелхиседек – один из таинственных героев Ветхого Завета. Царь, о котором ни до, ни после этого эпизода ничего не говорится в ветхозаветной истории. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» ( Быт. 14:18–20 ). Мелхиседек по имени своему – «царь правды», потому что «мелх» или «малх» значит царь; по месту – царь Салима, то есть «царь мира». Он прообразует собой, несомненно, Христа. В Псалтири сказано: «Ты иерей во век по чину мелхиседекову» ( Пс. 109:4 ). Что это за чин? Это чин священства, которое не имеет ни начала, ни конца, поскольку здесь ни о происхождении Мелхиседека, ни о его дальнейшей судьбе не говорится,– здесь говорится только, что он священник Бога Всевышнего. Мы видим, что он встречает Аврама хлебом и вином – теми дарами, которые будут впоследствии приноситься христианами во время жертвоприношения Божественной Евхаристии 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Поэтому язычники Халдеи верили, что Божество ночью открывается во сне и дает предуказания касательно будущего. Господь явился во сне Авимелеху ( Быт.20:3 ), Лавану ( Быт.31:24 ), Соломону ( 3Цар.3:5–15; 9:2–4 ), пророку Даниилу ( Дан.7:1–28 ) и другим. Откровение Бога пророкам во сне признается обычной формой ( Чис.12:6 ). Божественное откровение в ночных видениях получали Авраам ( Быт.15:12 ), Самуил ( 1Цар.3:3 ) и Нафан ( 2Цар.7:4 ). В книге Иова 33:14–18 сообщение божественных откровений во сне и в экстазе считается обычным. И Валаам конечно не видел надобности оставлять этот общепризнанный способ вопрошения Божества 178 . И Вседержитель, созерцая пути спасения человечества, благоволил с целью испытания явиться Валааму: «и пришел Бог к Валааму, говорить выразительно» бытописатель, «и сказал: какие это люди у тебя». Это богоявление подобно явлению Бога Авимелеху ( Быт.20:3 ) и Лавану ( Быт.31:24 ); как там, так и здесь оно изображается словами: «и пришел Бог». Только там оно было неожиданно, здесь ожидалось с уверенностью. Там Он пришел во сне, здесь, по-видимому, в особом состоянии полузабытья, среднего между сном и бодрствованием. По своей форме это душевное состояние, может быть походило на то явление духа, о котором повествует один из друзей Иова Елифаз: «Среди размышлений, (говорить он), о ночных видениях, когда сон находить на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида его, только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос»... ( Иов.4:13–16 ). Так или иначе, но Бог или Его Ангел явился Валааму 179 и, желая прямо показать Свое нерасположение к делу, по которому Валаам обращался, строгим тоном спросил: «какие это люди у тебя» ( Чис.22:9 ) 180 . Валаам отвечает кратким указанием на повод и цель прибытия моавитского посольства ( Чис.22:10–11 ), именно выставляет для снискания благоволения Божия несправедливое, якобы угрожающее Моавитянам поведение «вышедшего из Египта народа» и законное стремление Валака избавить свой народ от той горькой участи, которую только что вкусили от руки Израильтян Сигон Амморейский и Ог Васанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

« Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц » ( Быт. 29:14 ). Кстати, что значит «жил целый месяц»? В Евангелие от Луки на церковно-славянском находим нечто схожее: «Пребысть же Мария с нею три месяцы и возвратися в дом свой» ( Лук. 1:56 ). Пресвятая Дева Мария приходит к Елизавете в гости, и находится там «три месяцы» ( Лук. 1:56 ). У нас обычно гости приходят, мы думаем: «Когда же они уйдут? Что-то засиделись, вроде, друзья-то!» А если остаются на какое-то время, мы уже ждем: «Пора уже, наверное, второй-третий день пошел…» Тогда так не было! Дева Мария идет к Елизавете и три месяца там находится! И это не праздные были гости. И Иаков, мы сейчас это увидим, не просто остался в гостях – он трудился. « И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? » ( Быт. 29:15 ). «Блаженный Иаков был доволен тем только, что получал от Лавана ежедневное пропитание, и за это был много ему благодарен, но поскольку он обнаруживал особенную кротость, то Лаван вызывается дать ему вознаграждение, какое тот сам назначит» 331 . Видите, он (Иаков) что-то делал, он «служил», то есть, уже работал на Лавана. Это прецеденты. Это то, что для нас очень важно! « У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль » ( Быт. 29:16 ). Имя: «Лия» – от ивритского глагола леа, что означает «страдает», «болеет». Есть очень достоверное предание, что так как она боялась, что ее как старшую дочь выдадут замуж за старшего сына Исаака Исава, то, не желая разделить свою судьбу с этим злодеем, она выплакала все свои глаза. За такое рачительное отношение к семейной жизни Бог и попустил ей стать первой женою Иакова. Имя: «Рахиль» – как мы уже выше сказали, переводиться словом: «овца». « Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою » ( Быт. 29:17–18 ). Вот у Иакова с Рахилью, на это надо обратить внимание, была романтическая история. Но поверьте мне, эти романтические истории – они до добра-то не доводят! И именно с Рахилью у него будут серьезные проблемы! А большая часть его детей родится от этой немощной, от Лии! А никак не от Рахили! Причем, если говорить о прямой линии к Иисусу Христу, то эта линия пройдет не через Рахиль, а через Лию, через эту «немощь». Рахиль, в отличие от Лии не сподобится даже быть погребенной в пещере Махпела, в этой усыпальницы патриархов (см.: Быт. 48:7 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Т. е. они были поражены не настоящей слепотой, а «некоторой слепотой ума и зрения», как толкует Абен-Езра. Также и м. Филарет говорит, что это не было лишение зрения, но некоторый беспорядок ощущений и воображения, препятствовавший различать и узнавать предметы, подобно как сие случилось с войском сирийским по молитве Елисея ( 4Цар. 6:18–20 ). Быт. 19:12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, Здесь является особое милосердие к Лоту. Не только его семейство спасается, но даже все те, кого бы он пожелал спасти, могли быть выведены из города. Но особенность разврата и нечестия заключается между прочим в слепоте ума, отуманенного гордостью и самонадеянностью. Ближайшие к Лоту из содомитян, два обручённые дочерям его зятя, с недоверчивым смехом встретили его предупреждение и погибли, как явствует из Быт. 19и посл. стихов этой главы. Заметим здесь, что Лот сам избрал страну эту при разделе с Авраамом. Быт. 19:13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. В первый раз Ангелы открываются Лоту, кто они, объявив прямо ему, что они посланы Господом; но до сих пор они в глазах Лота были только путники. Быт. 19:14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Так как содомляне, с которыми «вышел» говорить Лот, названы не женихами, а зятьями, то многие комментаторы полагали, что у Лота было несколько дочерей, уже выданных замуж, кроме тех двух, «которые у тебя», как называет их Быт. 19:15 . В этом случае надо полагать, что замужние дочери его погибли вместе с остальными жителями Содома. Но, кажется, вернее предположить, что две девушки, бывшие в доме, были единственные дочери Лота, и их женихи названы зятьями, потому что все условия брачного договора уже были постановлены и, вероятно, только брачное торжество не было совершено.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 48:15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Быт. 48:16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; Комментаторы находят в словах Иакова троекратное воззвание к Богу, намекая на таинство Святой Троицы. Заметим, во-первых, что «Ангел, избавляющий меня от всякого зла», есть Ангел-избавитель пророка Исайи ( Ис. 43:14 ); Ангел завета пророка Малахии ( Мал. 3:1 ); Ангел, «в котором имя Господне» ( Исх. 23:20–21 ); Ангел, боровшийся с Иаковом ( Быт. 32:24 ; см. второй комментарий к Быт. 32:24 ). Три воззвания суть: Бог, пред которым ходили отцы мои! Бог, пасущий меня до сего дня! Ангел, избавляющий меня от всякого зла! Глагол, относящийся ко всем трём воззваниям, «да благословит», стоит не во множественном числе, показывая, что все три едино суть (замеч. Лютера). да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, Кажется, торжественное принятие детей Иосифа, рождённых от дочери жреца египетского, в семью Израиля было необходимо, быть может, ввиду готовых возникнуть между братьями споров о непринадлежности к их семье обетования, как не были приняты в эту семью дети Агари, дети Хеттуры, дети Исава от хеттеянок. и да возрастут они во множество посреди земли. Быт. 48:17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; Обряд рукоположения как знак благословения и преподания благодатных даров, в первый раз являющийся, замечает митрополит Филарет, над сынами Иосифа, постоянно сохранялся в церкви израильской и передан в церковь христианскую ( Чис. 8 – посвящение левитов; Чис. 27:18–23 – постановление Иисуса Навина преемником Моисею; у Матфея ( Мф. 19:13 ) – при благословении детей; Деян. 6 – при посвящении диаконов; Деян. 13 – при отделении Павла и Варнавы на проповедь и др.). Правая рука всегда считалась важнее левой; по крайней мере, почётное место всегда было на правой стороне монарха или властелина ( 3Цар. 2:19 ; Пс. 44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что именно хотел сказать автор? Трудно сказать. Возможно, речь идет о грешниках настолько закоренелых, что они потеряли само чувство покаяния. Отрывок заканчивается призывом к упованию (6:9–20). Наша надежда должна зиждиться на обетовании, данном некогда Аврааму: «Истинно благословляя, благословлю тебя и, размножая, размножу тебя» (6:14; Быт. 22:17). Теперь же мы имеем большое основание «взяться за предлежащую надежду» (6:18) войти «во внутреннейшее за завесу» (небесного Храма), куда за нас как предтеча вошел Иисус, сделавшийся навеки Первосвященником по чину Мелхиседекову (6:19–20). Теперь понятнее становится смысл стиха 4:14, где говорилось об Иисусе «Первосвященнике великом, прошедшем небеса»: ведь в стихе 6:20 идет речь об Иисусе, проникшем внутрь завесы, но не земного Иерусалимского храма, куда раз в год входит иудейский первосвященник, а небесного Святилища, куда новый Первосвященник вошел как наш предтеча (προδρμο), подтвердив нашу надежду. Превосходство Первосвященника по чину Мелхиседека над ветхозаветным священством (7:1–28) В одном мессианском (вероятно, позднем) псалме сказано: «Клялся Господь, И не раскается. Ты священник вовек По чину Мелхиседека ( Пс.110 /109:4) В Послании к Евреям этот текст отнесен к Иисусу со ссылкой на Книгу Бытия (Быт.14:17–20). Там рассказывается, что «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил Его», и Авраам дал десятую часть всего (Быт.14:18–20). В Евр. читаем, что имя Мелхиседек этимологически означает «царь правды» ( ) (7:2). Кроме того, он «царь мира» (7:2). (Салим может быть производным , экзегеты усмотрели здесь аллюзию на Иерусалим). В Быт. нет никаких сведений о Мелхиседеке, он «без отца, без матери, без родословия» (7:3); в Евр. из этого делается вывод, что Мелхиседек не имеет «ни начала дней, ни конца жизни» и поэтому является прообразом Сына Божия, пребывающего священником навеки (7:3). В Послании богословское толкование развивается: в то время как левиты, которые произошли «от чресел Авраамовых», берут десятину со своего народа, Мелхиседек, «не происходивший от рода их» (7:6), «получил десятину от Авраама» (7:6). Следовательно, тот, кто получил десятину от Авраама и благословил его, выше Авраама, а значит – и самого священства Левиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

И как овча было привязано к саду, так Единородный пригвожден к кресту» 642 . Столь неожиданное и чудесное окончание тех страшных душевных терзаний, которые переживал Авраам, дает ему повод назвать это место утешения – «Йеговâ -ûр58; ê» – Господь усмотрит. Это выражение в форме «на горе Иеговы усмотрится» сделалось впоследствии народной пословицей, служащей для всех невинных страдальцев утешением, что Иегова видит их страдания и в свое время пошлет им свою помощь и заступление, откроет перед всеми их невиновность. После совершенного Авраамом жертвоприношения, Ангел Господень вторично является ему и от имени Иеговы в усиленной форме, с клятвой, подтверждает данные прежде обетования: «Мною клянусь, говорит Господь, что так как сделал ты сие дело и не пожалел сына твоего (для Меня), то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесныя и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа моего» ( Быт. 22:16–18 ). Это было последнее по времени явление Божие Аврааму и последнее обетование, о котором сообщает бытописатель. Наивысшим испытанием веры Авраамовой закончилось божественное воспитание его, как отца верующих; и дальнейшие немногие повествования о нем бытописателя изображают его не столько, как отца верующих, сколько как отца семейства 643 . В связи с жертвоприношением Исаака, Авраам получает от Господа в третий раз обетование, имеющее мессианское значение: «и благословятся в семени твоем все народы земли» – «вэгитбарак бэзаръака кол гôйê га 58; арец» (Быт., 22:18). Важную особенность обетования, данного в этот раз, сравнительно с первыми двумя ( Быт. 12:3; 18:18 ), составляет выражение «бэзаръака» – «в семени твоем», показывающее, что все народы земли благословятся не в Аврааме лично («бэка – бô»), но в его семени. Это выражение повторяется потом дважды – в обетованиях Исааку и Иакову ( Быт. 26:4; 28:14 ); причем в последнем случае делается как бы объединение: «бэка...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Глава 21 Быт.21:9–10 . «И увидела Сарра, что сын Агари египтянки, которого она родила Аврааму, играет»; того, что следует далее – «с Исааком, сыном её», – нет в еврейском тексте. Поэтому данный стих евреями толкуется двояко: либо он сделал идолов для игры, с чем согласуется написанное в другом месте: «Сел народ есть и пить, и восстали они играть» ( Исх. 32, 6 ); либо наперекор Исааку, шуткой и игрой он требовал себе первородства, как старшему. Поэтому Сарре было невыносимо слышать это. Второе мнение подтверждается её собственными словами, когда она говорит: «Изгони служанку эту с сыном её. Ибо не будет сын служанки наследником с сыном моим Исааком». Быт.21:14 . «И он взял хлебы и мех воды и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил её». Когда родился Исаак. Измаилу было 13 лет. А после отнятия Исаака от груди Измаил вместе с матерью прогоняется из дома. Но среди евреев есть различие во мнениях: одни утверждают, что возраст отнятия от груди равнялся пяти годам, а другие настаивают на двенадцати. Поэтому будем считать, что Измаил был изгнан вместе с матерью в 18 лет, чтобы нам ограничиться в выборе наименьшим возрастом. Тогда выглядит нелепо, чтобы Измаил сидел на шее у матери, будучи уже в юношеском возрасте. Таким образом, в еврейском языке в действительности имеет место необычное словоупотребление, при котором всякий сын по сравнению с родителями называется ребёнком и младенцем. Не станем удивляться тому, что у чужого языка есть свои особенности, поскольку даже сегодня в Риме все сыновья называются «инфантами» (лат.: «младенцы». – Прим. перев.). Следовательно, Авраам положил на плечи Агари хлебы и мех, а после этого дал матери отрока, то есть передал в её руки, вручил, и, таким образом, отпустил из дому. А далее следует: Стихи15–18. «И она оставила отрока под елью, и отойдя, села вдали, примерно на расстоянии выстрела из лука. Ибо она сказала: “Не увижу смерти отрока моего”. И села напротив него». И сразу за этим: «Закричал отрок и заплакал, и услышал Бог голос отрока с того места, где он был. И сказал Ангел Божий Агари с неба…», а прочее не может привести кого-либо в замешательство. Дело в том, что в еврейском тексте после того как написано: «Не увижу смерти отрока моего», содержится такое чтение, что Агарь села напротив отрока сама подняла голос и заплакала, и услышал Бог голос отрока. То есть, когда мать плакала, в скорби ожидая смерти своего сына, Бог услышал отрока. Об этом Он давал обещание Аврааму, говоря: «Но и сына служанки твоей Я сотворю в народ великий» ( Быт. 17, 20 ). К тому же и сама мать не свою смерть оплакивала, а смерть сына. Следовательно, Бог пощадил того, о ком и был плач. Наконец, далее говорится: «Встань и подними отрока, и возьми его за руку» ( Быт. 21, 18 ). Из этого очевидно, что тот, кого мать берёт за руку, не ноша для неё, а спутник. А то, что мать тянет его за руку, служит признаком особой нежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010