Авд.1:1. Видение Авдия.    Евреи утверждают, что это был тот, который при царе Санарийском Ахаве и нечестивейшей Иезавели питал в пещерах сто пророков, не преклонявших колена пред Ваалом, и был из числа семи тысяч, в незнании о которых уличается Илия (3 Цар. 19:18), и гроб его до сего, времени чествуется, вместе с мавзолеем пророка Елисея и Иоанна Крестителя, в Севастии, которая прежде называлась Самариею. Это название дал ей Ирод, царь иудейский, сын Антипатра, в честь кесаря Августа, переведши слово «Augusma» на греческий язык. Таким образом он, как питавший сто пророков, получил дар пророчества и из вождя войска стал вождем Церкви. Тогда он в Самарии питал малое стадо, а теперь во всем мире питает церкви Христовы, и как Стефан, по книге Деяний Апостолов (Деян. 7), был увенчан мученичеством сообразно своему имени (φερωνμως, так и он получил свое имя, как «раб Господень.» Видимое относительно Идумеи не есть «бремя», то есть λμμα, или «тяжесть» Идумеи, согласно определению, сделанному нами относительно Наума, и это или потому, что Едом, то есть Исав, как сын Исаака и брат Иакова, не причисляется к чужеземным народам (Быт. 36), вследствие чего и земля его не отдается во владение Израилю и не позволяется воевать против нее, но воспрещается вооружаться против брата (Втор. 2), или же, может быть, потому, что это видение не Идумеи, — если бы так было написано, то мог бы возникать вопрос, — а Авдия, то есть «раба Господня», и виденное им относится к тем народам, к которым Господь послал его послом. Им говорится: «вставайте, и поднимемся против нее на войну.» Ибо разрушение Идумеи составляет предмет видения Наума. Но, может быть, спросят: почему в надписании поставлено «видение Авдия», но после того ничего не говорится о том, что он видел, и между тем как у Исаии читаем: «видех Господа Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесение» (Ис. 6:1), и у Иезекииля: «отверзошася небеса, и видех видения Божия» (Иез. 1:1), и вслед затем прибавляется: «и видех, и се дух воздвизаяйся (или «бурный») грядяше от севера, и облак великий, и свет окрест его» (Иез. 1:4), после слов «видение Авдия» непосредственно говорится: «так говорит Господь Бог об Едоме» и еще: «вот, Я сделал тебя малым между народами.» [В ответ на это] мы приведем пример из Второзакония, в котором были видимы не действия (res), но слова: «внемли себе, — говорит, — и снабди душу твою зело, и не забуди... словес, яже видеста очи твои» (Втор. 4:9). И Иоанн в послании говорит: «еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша о Словеси животнем» (1 Ин. 1:1). Также Моисей говорит, что он видел глас Господа, говорившего к нему (Исх. 20). Итак, если после видения приводится то, что было сказано, и если мысленные очи видят то, что обыкновенно воспринимается слухом, то провидящий справедливо употребляет в надписании слово «видение», потому что пророки прежде назывались «провидящими».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Но если он не мог почерпнуть точного понятия из этого чистейшего источника христианской веры, потому что он собственным ослеплением затемнил для себя блеск очевидной истины: то обратился бы к учению евангельскому, где Матфей говорит: «книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля» (Матф. 1:1); поискал бы наставления также в проповеди апостольской, и читая в послании к Римлянам: «Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки своими в писаниих святых, о Сыне своем, бывшем от семене Давидова по плоти» (Рим. 1:1—3); с благочестивою любознательностию приступил бы к книгам пророческим, и нашел бы обетование Божие данное Аврааму: и «благословятся о семени твоем вси языцы» (Быт. 22:18). А чтобы не недоумевать о свойстве сего семени, пусть последовал бы апостолу, который сказал: «Аврааму же речени быша обеты и семени его; не глаголет же: и семенем, яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос» (Гал. 3:16). Пусть также внял бы внутренним слухом своим пророчеству Исаии, который говорил: «се дева во чреве зачнет, и родит Сына», и «нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7:14; Матф. 1:23); прочитал бы с верою и сии слова тогоже пророка. «Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство на раме Его; и наречется имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века» (Ис. 9:6). Тогда не стал бы говорить, пустословя, будто Слово стало плотию так, что Христос, рожденный из девической утробы, имел образ человека, а не имел истиного тела (такогоже, как тело) Матери. Не потому ли, может быть, он признает Господа нашего Иисуса Христа не имеющим нашего естества, что ангел, посланный к благословенной Марии, говорил: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя; темже и раждаемое (от тебя) свято, наречется Сын Божий» (Лук. 1:35), т. е. так как зачатие Девы было действие божественное, то и плоть зачатого не была от естества зачавшей? Но это рождение, исключительно удивительное и удивительно исключительное, должно быть понимаемо не так, чтобы необыкновенностью рождения уничтожилось свойство рода. Плодотворность Деве дарована Духом Святым; а истинное тело заимствовано от (ея) тела. И когда таким образом Премудрость созидала себе дом, «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Иоан. 1:14), т. е. в той плоти, которую Оно заимствовало от человека, и которую одушевило духом жизни разумной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. определяет и утверждает повестку заседаний Совета; ж. представляет Совет по вопросам, входящим в компетенцию Совета. 3.4. Решения Совета оформляются протоколами, которые подписывают Председатель и Секретарь Совета. 3.5. По решению Совета или по распоряжению Председателя Совета при Совете могут создаваться экспертные группы. Совет вправе привлекать к своей работе независимых экспертов и сторонние организации. 3.6. Исполнительным органом Совета является Секретариат Совета, который осуществляет текущую работу по обеспечению его деятельности. 3.7. Сведения о деятельности Совета включаются в ежегодный отчет, представляемый епархиальным архиереем на имя Святейшего Патриарха. 4. Взаимодействие Совета с Синодальными и иными профильными структурами 4.1. Совет согласует свою деятельность с Межведомственной координационной группой по преподаванию теологии в вузах, Учебным комитетом Русской Православной Церкви, Учебно-методическим советом по теологии, Экспертной группой при Межрелигиозном совете России. 4.2. Названные структуры в области своей компетенции оказывают Совету аналитическую, информационную, методическую, консультационную поддержку. 4.3. Совет следует рекомендациям названных структур, предоставляет им аналитическую информацию, рекомендации и предложения по совершенствованию теологического образования. 4.4. Ежегодно Совет предоставляет Экспертной группе при Межрелигиозном совете России данные о потребности региона в теологах и обоснование этих данных, до срока, устанавливаемого Экспертной группой. Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158647...

1Пет.1:24 . «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал». Объяснение. Здесь об обрядах, соединённых с Богопоклонением, решительно ничего не говорится. Как видно из текста, апостол говорит о ничтожности и непрочности славы человеческой. Господь дал человеку тело: Быт.2:7 , и Сам воплотился: Лк.24:39 ; так что, по апостолу, во Христе обитает полнота Божества телесно: Кол.2:9 ; следовательно, тело вместе с душою должно одинаково прославлять Бога: 1Кор.6:20 ; Деян.7:60:20:36 . Рим.8:5:8 . «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Объяснение. Слово «плоть» употреблено здесь не в собственном смысле, а в переносном, т.е. плотью названо здесь не тело человеческое, а греховная склонность человека, жизнь грубая, плотская. Об обрядах Богопоклонения здесь ничего не говорится. Напротив, из апостола Павла: Рим.12:1 ; 1Тим.2:8 – видно, что не только дух, но и тело человек должен посвятить разумному служению Богу. Гал.5:16–18 . «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». Объяснение. Здесь также разумеется не самая плоть или тело человеческое, а живущая в земной плоти человека греховная склонность и самый грех; такое влечение ко греху составляет вражду против Бога, препятствуя человеку наследовать Царствие Божие: Рим.7:23–24 . Поэтому надо тело поработить духу и вместе с духом представить его в жертву святую, богоугодную Господу: Рим.12:1 ; 1Кор.6:20 . Еф.3:14 . «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Здесь пример телесного поклонения Богу, подтверждаемый и многими другими местами Священного Писания: Лк.22:41 ; Деян.9:40:20:36 . Еф.6:18 . «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Подтверждением тому могут служить исторические данные о крайне низком уровне простудных и инфекционных заболеваний у советских солдат во время Великой Отечественной войны. И это в условиях предельной скученности, антисанитарии и не самого лучшего питания! Страх несовместим с любовью Как оценивается страх в Православии? Первое упоминание о страхе связано с грехопадением прародителей: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). Пока всё внимание человека было обращено на Бога, ему нечего было бояться. Но вот его поразила «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Вместо Бога человек обратил внимание на себя, и появился эгоистический страх за себя. С таким эгоистичным страхом апостол Иоанн Богослов связывает духовное несовершенство: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоан. 4:18). В своём 1-м соборном послании он всячески подчёркивает, что с Богом, имя Которому любовь, общение возможно только в любви. А страх несовместим с любовью. Страх свидетельствует о недоверии. А что за любовь без доверия к любимому? Любовь по слову апостола Павла «не ищет своего, … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... и никогда не перестаёт» (1 Коринф.13:5-7). Только в таких отношениях любви можно пребывать с Богом в раю, а участь боязливых согласно Апокалипсису (21:18) столь же печальна, как участь нераскаявшихся убийц и идолослужителей), — вечное пребывание в горящем серном озере. И только один вид страха в христианстве является необходимым признаком духовного совершенства — благоговейный страх Божий — боязнь сына разрушить отношения с горячо любимым Отцом, страх не за себя, но за другого, боязнь обидеть любимого. «Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. Да, любовь страшится греха. Страх греха — это и есть страх Божий» (свт. Николай Сербский). Как перестать бояться коронавируса? Лекарство горькое, но необходимое. Очень многое в этом несовершенном мире причиняет человеку страдание. В том числе и болезни. Такой разлад между человеком и окружающим его миром тоже явился следствием грехопадения первых людей. После добровольного отказа человека от непосредственного общения с Богом, та природа, которой он был призван царственно управлять, стала ему враждебной.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3114

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 3. Седьмой Вселенский собор о святости иконы (787 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 4. Свт. Никифор, патриарх Константинопольский (ок. 758–828 гг.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 5. Прп. Феодор Студит (759–826 гг.)   Свт. Фотий родился около 820 г. Он был племянником свт. Тарасия, патриарха Константинопольского; принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Его отец св. Сергий Исповедник, великий ученый и богослов, скончался мученической смертью за защиту икон. «Будучи низведен с кафедры в 886 г., святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 г. Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры» . Как сообщает И. Ивонин , у свт. Фотия нет специальных больших произведений об иконах, а потому о его взглядах относительно иконопочитания можно судить по фрагментам в некоторых трудах: «Амфилохия» (10 трактатов) ; послание к болгарскому князю Михаилу (главы 18–20); письмо к Феофану Отшельнику ; гомилии 9, 10, 15, 16, 17, 18). Как полагает И. Ивонин, перечисленные тексты позволяют составить цельную картину богословской мысли святителя об иконопочитании и богословии иконы. Рассмотрим некоторые из этих текстов. 1. Связь образа и первообраза: Бог Отец, Сын, Св. Дух и человек Свт. Фотий, рассуждая о значении слов Писания «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26), приводит различные толкования. Так, он пишет, что человек, будучи тварным образом Бога, отразил в себе определенные свойства своего Первообраза («разумность и свободу воли», «главенство и высоту господства», «самостоятельность, мудрость, творчество», «бестелесность души» и т.

http://bogoslov.ru/article/6193771

Тело жеребец, ум всадник. (523) Об этом пусть будет так. Что же далее? Вера твердая, неизменная, как я предал вам и сам принял от святых или, лучше, и те и другие 1059 от одного и Того же Духа. Христос не Христос, если Он не может быть изображаем. Ибо когда говорится о Христе, то надобно разуметь таинство Его воплощения. Ибо Христом не может быть названо Слово, представляемое чуждым телесности. А так как Слово стало плотию ( Ин.1:14 ), то очевидно, что Оно может быть и изображаемо по плоти, и вместе с именем «Христос» соединяется и представляется свойство описуемости. Таким образом, те, которые говорят, что Он не описывается, то есть не изображается на иконе, признают Его бесплотным. Но далеко вне двора Христова, хотя бы то был Петр, хотя бы Павел, [Col. 1228] как сами Петр и Павел возвестили для нашего предостережения, а не только что кто-нибудь из апостолов или из бывших после них святых, тот, кто говорил бы, будто Христос неописуем по телу, нет! как говорят нечестивые, проповедуя неправду. Эту чистую веру будем содержать, братия; это благое исповедание будем исповедовать, совершенно не увлекаясь [ничем]. Мыслящие не так суть отступники от Христа, а защищающие это суть мученики Христовы, вместе с сорока [мучениками], вместе с сонмом ратоборцев, бывших от века. Как? Маккавеи, отказавшись вкусить свиного мяса, запрещенного тогда законом, сделались мучениками ( 2Мак.6:18–19 ); а ты, страдая за то, что не отрицаешься от начертанного Христа, не мученик? Иоанн Предтеча, убитый за правое обличение Ирода ( Мф.14:3–11 ), сделался украшением мучеников; а ты, умирая за Христа, не в числе мучеников? Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления ( Еф.5:6 ). Несомненный мученик тот, кто исповедует, и тем более, чем более многочисленным страданиям он подвергается. Да не колеблет вас продолжительность гонения; мы еще не много лет [страдаем] в сравнении с прежними исповедниками, мы еще не были сожигаемы вполне достаточным огнем самого надежного испытания; еще остается примесь свинца, еще остается греховная ржавчина. Кто ты, что исследуешь глубины непостижимых судеб? Яже ти повелена, сияразумевай ( Сир.3:22 ). Семени Авраамову, которому благословением Божиим обещано было наследовать святую землю ( Быт.17:18 ; ср. 28:14), Бог судил четыреста тридцать лет быть

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Она называется духовное Христово тело; её святые чада – члены духовные, имеющие и признающие преблагословенную Главу Христа, верою и любовью соединенные с Главою. Так именует её св. Апостол: якоже во едином телеси (естественном) многи уды имамы: уды же вси не тожде имут делание: такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди ( Рим.12:4 и 5; ср. 1Кор.10:17, 12:27 ; Еф.1:22 и 23; 4:12 и 16; 5:23 и 30; Кол.1:18 и 24). Называется Церковь дом Божий: так как в ней Бог, как в доме Своём, освященном кровию Христовою, благоволит милостиво обитать и сохранять его (дом): да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива ( 1Тим.3:15 ; смотр. еще Евр.3:6 ; 1Пет.4:17 ). Называется Церковь невестою Христовою. Так Апостол её называет: обручих вас (говорит он к верным) единому Мужу деву чисту представити Христови ( 2Кор.11:2 ; см. Ис.62:5 ; Ос.2:19 и 20; Еф.5:32 ). Обручители её суть пророки и апостолы. О чём св. Златоуст так рассуждает: «вся Церковь дева. Ибо ко всем беседуя говорит и к мужам и женам посягшим. Но повидим как обручил нас, какое вено, какие дары нося: ни сребро, ни злато, но царствие небесное. Образом сего было дело при Аврааме, который послал верного раба обручити (сыну) отроковицу языческую. (Быт. гл. 24). И здесь Бог послал рабов Своих (пророков) обручити Сыну Своему Церковь ». Называется Церковь матерь верных. Возвеселися неплоды нерождающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа, утешает её Сам Бог чрез пророка ( Ис.54:1 ). Она чад своих рождает не от семени истленна, но неистленна словом живаго Бога и пребывающа во веки ( 1Пет.1:23 ). Воспитывает их и возращает пищей Божия Слова и св. Таин ( Гал.4:26 и 27). Называется Церковь двор овчий. Так называет её Христос; не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник ( Ин.10:1 и след.). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любовные, простосердечные, водворяются и пасутся от Господа Пастыря своего, душу Свою за них положившего ( Пс.22:1 и 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7. Всех ли приходящих ко Христу следует крестить? «Приходящаго ко мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). 8. Призывал ли Христос к Себе детей? «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне , и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ). 9. Может ли кто войти в Царствие Божие без Крещения? «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). 10. Какой ветхозаветный обряд заменило Крещение? «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:11–12 ). 11. А обрезание в Ветхом Завете совершалось над взрослыми или над младенцами? «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужескаго пола» ( Быт.17:12 ). 12. Способны ли младенцы воспринимать благодать Божию? «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк.1:13–15 ). «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ея» ( Лк.1:41 ). «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к Ним» ( Мк.10:13 ). 13. Есть ли в слове Божием примеры того, что благодать Божия по вере одних подавалась другим? «Иисус, видя веру их (людей, принесших расслабленного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). По вере отца Христос исцелил бесноватого сына ( Мк.9:20–27 ). По вере жены хананеянки Христос исцелил ее дочь ( Мф.15:22–28 ). По вере сотника Капернаумского исцелен его слуга ( Мф.8:5–13 ; Лк.7:9–11 ). По вере начальника синагоги Христос исцелил его дочь ( Мк.5:36–42 ). По состраданию к вдове Наинской Христос воскресил ее сына ( Лк.7:13–15 ). 14. Не называл ли Христос Спаситель детей верующими в Него? «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Марина 38 1 сентября 2014, 19:13 Однажды на работе говорили об операциях, насколько они тяжелы. Моя коллега, которая в матери мне годится сделала замечание: не больнее чем аборт сделать. Прозвучало так обыденно, как будто " не больнее чем прыщ выдавить " . Мне сравнивать не с чем,слава Богу! В 17 лет, когда ходила к гинекологу из-за задержки она мне не моргнув глазом стала выписывать анаизы на аборт. Я была в шоке! Конечно, я очень грешна, всю жизнь жила для себя, долго не знала Бога, но Он с юности как-то внушил мне мысль, что аборт убивает малыша, я никогда не думала о младенце, как о кусочке мяса! Николай Владимирович 17 августа 2014, 18:36 Известно,что секс - это суррогатное утешение,когда в человеке умаляется Утешитель. Он не проклят,но и не освящен(в Царстве Небесном его нет),потому что освящает - Святой Дух. Они не " уживаются " друг с другом.(Быт.6:1-3). Поэтому св.Давид и назвал наши зачатия беззаконием и просил не отнимать Духа Святого от него до конца. Святость и Царство Небесное являются изначальной нормой и законом человеческой жизни. Другое дело,что напрягаться приходится для возвращения в нее значительно больше,чем для секса с понравившейся самкой(самцом)... Сергей 16 августа 2014, 18:23 " Сергей: Пишет Вам убийца нерожденных детей в утробе матери. Обращаюсь к тем, кто ещё не задумывался об абортах или к тем, кто отмахивается от подобной темы, или кто с пеной у рта отстаивает " свободу " женщины. Поверьте мне наслово, жизнь семьи (после убийства) изменится и очень. Муки души не описать, нет таких слов, либо адские муки уже при жизни. Как аборт отразится на душевном (и физическом) здоровье матери и отца, знает только Бог - не тешьте себя иллюзиями. " - Все точно так и призошло, я тоже прошел через это, и это же испытываю. После 20 лет семейной жизни и аборта жены (ее желание пожить для себя, а я не сильно сопротивлялся), она стала меня ненавидеть, раздражаться, стали больше конфликтовать и в итоге: развод, поиски " нового счастья " ..... Александра 16 августа 2014, 16:43

http://pravoslavie.ru/72786.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010