Г. являются детьми Иосифа Обручника и Марии, родившимися после Иисуса (того же мнения придерживался и Тертуллиан - Adv. Marcion. 4. 19). Этот взгляд, разделяемый в наст. время мн. протестант. экзегетами, противоречит учению Церкви о Приснодевстве Марии (см. ст. Богородица ) и свидетельству большинства древних церковных писателей. Он не может быть обоснован и текстами НЗ. То, что Иисус назван Первенцем Марии (Мф 1. 25; Лк 2. 7), не означает, что у Нее непременно должны были родиться после Иисуса и др. дети, ибо в Библии «первенцем» (πρωττοκος; евр.    ) называется все «разверзающее ложесна» вне зависимости от наличия дальнейшего потомства (ср.: Исх 12. 29; 13. 2; 34. 19; Числ 8. 16-17). греч. ως, соответствующее древнеевр. обороту с предлогом     (слав. дондеже), в библейском словоупотреблении может обозначать не временное ограничение, а подлеполагание или прямую одновременность событий (ср.: Быт 28. 15; Пс 109. 1; Ис 46. 4; 2 Цар 6. 23). Мысль евангелиста Матфея может быть передана т. о.: Иосиф не знал Марии, а Она тем временем родила Сына Своего Первенца (ср.: Синодальный перевод: «Иосиф не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего...»). Неск. высокомерное отношение Б. Г. к Иисусу (Ин 7. 3-5; ср.: Мк 3. 21) вряд ли мыслимо в вост. семье, если они были младше Его. К тому же, то, что при Кресте не упоминаются Б. Г. и Мария вверяется Господом попечению возлюбленного ученика (Ин 19. 25-26), трудно объяснить при предположении, что Б. Г. являлись Ее родными детьми. В полемике с воззрением еретиков высказал свое суждение о Б. Г. блж. Иероним (Adv. Helvid. 13 f.). Его т. зр. с небольшими модификациями стала впосл. общепринятой среди католич. экзегетов, а с XIX в. была распространена и среди протестант. ученых. Согласно блж. Иерониму, Иосиф Обручник оставался девственником (ibid. 19), а Б. Г. являются двоюродными братьями Иисуса. Их отцом полагается Клеопа , а матерью - одна из жен-мироносиц, Мария Клеопова (Ин 19. 25; ср.: Лк 24. 18; она же - Мария - мать Иакова и Иосии (Мф 27.

http://pravenc.ru/text/Братья ...

3) Облеченные силою свыше ( Лук. 24, 46 ), св. апостолы, вследствие Божественного посольства, исшедше проповедаша всюду, Господу споспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменми ( Марк. 16, 20 ). И – а) из верующих в разных местах старались составлять общества, которые именовали церквами ( 1Кор. 1, 2; 16, 19 ); б) заповедывали этим верующим иметь собрания для слушания Слова Божия и возношения совокупных молитв ( Деян. 2, 42. 46; 20, 7 ); в) увещавали их блюсти единение духа в союзе мира, – представляя им, что они все образуют единое тело Господа Иисуса, коего суть только разные члены, имеют единаго Господа, едину веру, едино крещение ( Еф. 4, 3. 4 ; 1Кор. 12, 27 ), и вси от единаго хлеба причащаются ( 1Кор. 10, 17 ), т. е. имеют все и для внутреннего и для внешнего единства; г) наконец, повелевали им не оставлять своего собрания, под опасением отлучения от Церкви и вечной погибели ( Евр. 10, 24. 25 ). Таким образом, по воле и при содействии Спасителя, который сам непосредственно положил основание для Церкви своей, она насаждена потом во всех концах вселенной. Излишне было бы приводить здесь еще свидетельства о себе самой Церкви христианской, которая, со времени происхождения своего до настоящих дней, всегда веровала и утверждала, что она основана именно Иисусом Христом: это истина, совершенно общеизвестная; это событие, несомненно подтверждаемое не только христианскою, но и всеобщею историею человеческого рода. § 168. Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к ней Основавши Церковь свою, Христос Спаситель предуказал и ее пространство или объем. Этот объем Церкви можно рассматривать в двух отношениях: а) судя по ее назначению и б) в ее действительности. I. В первом смысле Церковь Христова должна обнять собою не один какой-либо народ, подобно Церкви ветхозаветной, а все народы, весь род человеческий. Истина, которую открывал Господь всему роду человеческому еще древле в обетованиях патриархам ( Быт. 22:17, 28:14 ); потом всему народу иудейскому в многочисленных пророчествах и прообразованиях ( Пс. 2:7, 8, 71:8–11 ; Ис. 2:2, 3, 9:6, 7; 42:4–7, 49:6 ; Мих. 4, 1 ; Зах. 9, 10 ; Мал. 1, 11 и др.); наконец, со всею ясностию изрек сам непосредственно, когда, явившись на земле исполнить древние обетования, прообразы и пророчества, заповедал ученикам своим: шедше в мip весь, проповедите евангелие всей твари ( Марк. 16, 15 ); шедше научите вся языки ( Матф. 28, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

42:8). [Еще один пример]: народ иудейский согрешил некогда — а именно тогда, когда служитель Божий [Моисей] принял [от Бога] закон. Народ этот, всегда отличающийся неразумием и невоспитанностью, пренебрёг должным и стал досаждать Аарону, говоря: «Сотвори нам боги, иже пойдут пред нами» (Исх. 32:1). И когда [иудеи таким образом] нарушили [закон], тогда Бог разгневался на них и изрек: «Моисей, Моисей! Иди скоро, сниди отсюда: беззаконноваша людие» (Исх. 32:7). Моисей же, спустившись [с горы] и увидев беззаконие их, отвечал Богу: «Аще убо оставиша им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги [Твоея], в нюже вписал ecu» (Исх. 32:32). О сколь сильно благое расположение святых! Сколь великую [духовную] пользу принесли нам ваши молитвы, снискавшие нам благоволение Божие! Сколь великий покой уготован вам, усердствующим в том, чтобы сочетаться с Богом! И сколь великими благами преисполнитесь вы, оставившие отца, мать и братьев [своих]! V. Аврааму некогда Бог изрек: «Изыди от земли твоея, и от рода и иди в землю, юже ти покажу» (Быт. 12:1). И Авраам, послушавшись, изошел. Я вижу, что и вы постигли Слово Божие, дабы последовать за Авраамом и ним в [Божием] благословении. Благо есть мужу, егда возьмет ярем в юности своей. Сядет на едине, и умолкнет (Плач. 3:27—28). Эти слова [пророка] объясняют ваше отшельничество. Богатство не прельстило вас и красота женщин не соблазнила, но, став как бы бестелесными, попрали вы с помощью страха Божиего [все] супротивные наслаждения. Не приковали вы себя к попечениям мира [сего], но избежали тщеты их. Для вас в пустыне простой хлеб, соль и вода слаще яств и веселий в городе, которые [необходимо] влекут за собой мучения. Лучше укрух хлеба с сластью в мире, нежели дом исполнен многих благих, и неправедных жертв с бранию (Притч. 17:1). Видите, издревле автор «Притч» советовал вам, наилюбезнейшие Богу монашествующие, быть свободными во всем! Жена не надоедает вам [хлопотами] о своих нарядах; сыновья и дочери не удушают вас различными просьбами; слуга не убегает [от вас], похитив [всё ваше] богатство; [суетная] забота о деньгах на крадёт ваш сон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3891...

Апостол увещает не слушать тех, кто пытается доказать, что пришествие Иисуса Христа уже наступает. Он просит солунян не смущаться никакими уверениями, мнениями или ложными посланиями, будто от имени ап. Павла написанными, относительно дня Господня ( 2Сол.2:2 ). Есть предположение, что лжеучители распространяли ложные, панические слухи, чтобы вызвать равнодушие христиан к земным благам и самим воспользоваться ими, а если не так, то, по крайней мере, истомить христиан ожиданием и тем подорвать вообще веру в пришествие Христово ( А. Иванов , Цит. соч., стр. 392). Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые признаки его приближения: а) великое отступление от веры ( 2Сол.2:3 ). Так и Господь говорил об охлаждении любви многих ( Мф.24:12 ) и оскудении веры на земле ( Лк.18:8 ). «Отступление» понимается здесь не как некая слабость, а как полное попрание, пренебрежение и презрение к вере, как полное оставление ее (atwstasia) – отпадение от кого-то, мятеж, измена. б) отступление от веры создаст условия для явления антихриста (это имя не встречается у ап. Павла. Так называет его св. ев. Иоанн ( 1Ин.2:18, 22 , 4и др.). Он называется так не только потому, что будет всячески противиться Христу, но и потому, что будет полной противоположностью Христа по своим свойствам и действиям (см. 2, 4): человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол.2:4 ). Он будет противник Христу, провозгласит беззаконие правдой, а себя самого – Богом. Его пришествие будет «по действию сатаны» ( 2Сол.2:9 ), – по силе и злому характеру его деятельности ( 2Сол.2:9–10 ). «Кто же будет он? Ужели сатана?– спрашивает свт. И. Златоуст, и отвечает: – Нет, человек некий, который восприимет всю его силу... Не сатаною будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый» (цит. по еп. Никанору, Толк. Апостол, ч. III, стр. 63). На основании того, что Дан назван в Библии змием ( Быт.49:17 ), заключают, что антихрист будет из колена Данова (см. у Богословского. Человек беззакония. История толкования 2Сол.2:1–12 , «Прав. Собеседник», 1885, ч. II, стр. 261–297).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В чём причины? Почему сведения о сотворении мира и человека, содержащиеся в Книге Бытия, по-видимому, расходятся с научными представлениями о происхождении Вселенной? В статье проанализированы два принципиальных недостатка концепций ТЭ и МЗК, которые делают их непригодными для соотнесения «двух книг». Во-первых, это неадекватность моделей по отношению к той «книге», которая лежит в их основе. Проблема заключается в том, что ТЭ не согласуется не только со Священным Писанием, но и с «книгой природы», на которой она базируется, а МЗК расходится не только с наукой, но и со своим первоисточником – Книгой Бытия. Другой важный недостаток состоит в отрицании (ТЭ) или фактическом игнорировании (МЗК) катастрофических последствий грехопадения первых людей для всего тварного мира. По мнению автора, для согласования библейского рассказа о первозданном мире и научных знаний о падшем мире необходимо смоделировать, то есть представить в научных категориях, те принципиальные изменения бытия, последовавшие за грехопадением, о которых сообщает Священное Писание: «проклятие земли» (Быт. 3:17), покорение всей твари «суете», «рабство тлению» (Рим. 8:20-21). В заключительной части статьи рассмотрены альтернативные и, на наш взгляд, более адекватные модели соотнесения, учитывающие разнокачественность первозданного мира и падшего. Конфликт «двух книг» или интерпретаций? В христианской традиции окружающий нас мир, «книга природы», является полноценным источником знаний о Боге и мироздании, дополняющим Священное Писание: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2); «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...» (Рим. 1:20). Святые отцы учат, что через наблюдение творений нам раскрывается, как в книге, благость, мудрость и всемогущество Творца 2]. Сократ Схоластик в «Церковной истории» передаёт слова преподобного Антония Великого: «Моя книга ... есть природа вещей ... и она всегда готова, как скоро мне захочется читать слово Божие» Так же пишет святитель Василий Великий: «Мы из небытия приведены в бытие, сотворены по образу Создавшего, имеем и разум, и слово, которые составляют совершенство нашей природы, и которыми познали мы Бога.

http://bogoslov.ru/article/4840147

Выше была приведена достаточно грубая (и с технической точки зрения, возможно, не вполне точная) аллегория касательно того, как поврежденное первородным грехом человеческое естество может быть исцелено посредством постепенного приобщения (соединения) с нетленной природой Божества. Пораженная («радиацией» греха, тления и смерти) природа человека возникла в естестве первых людей вследствие их личного отступления от Бога. Однако, по причине онтологической тождественности природы Адама с природой его потомков все люди рождаются на свет уже зараженные этой «радиацией» первородного повреждения, которая неизбежно передается по наследству. Поскольку человек является богообразным существом во Вселенной (и, соответственно онтологическим «стержнем» тварного мира), постольку он олицетворяет физический мир пред Создателем, а соответственно, искаженное состояние человеческого естества неминуемо отражается и на состоянии всего окружающего мира, потому Бог и говорит Адаму: « проклята земля за тебя » (Быт. 3: 17). Физический мир вторичен по отношении к человеку, а соответственно, избавление этого мира от «радиации» тления должно произойти через человека, через восстановление его природы. Апостол Павел говорит: « тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих » (Рим. 8: 20-21). Итак, человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение) есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56), от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода (как материал) есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением. Свт. Афанасий Великий пишет: « Дух Святой отличен от единства тварного бытия » . Поэтому «материал» для спасения человека должен с одной стороны соответствовать человеку (другими словами - быть настоящим человеком), с другой стороны должен быть отличен от тварного бытия, которое заражено грехом.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/23/...

Другая цель сотворения мира, как мы сказали, состоит в блаженстве тварей. Из слова Божия мы знаем, что Господь дает всему жизнь, дыхание и все необходимое для жизни ( Деян.17:25 ), и исполняет всяческая своея благости ( Пс.103:28 ). Но и помимо этого, прославляя Бога добрыми делами, человек этим самым достигает блаженства. Следствием добрых дел, – благочестия, – и наградою за них бывает блаженная жизнь, по учению Самого Спасителя о блаженствах ( Мф.5:3–12 ). Благочестие, по учению апостола Павла, на все полезно есть, имуще обетование живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим.4:8 ). Наконец, при сотворении человека, ясно было высказано Богом и назначение его по отношению ко всем тварям. Сотворим человека, говорил Господь, по образу нашему и по подобию: а да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли ( Быт.1:26 ). Таким образом, человек поставляется царем и владыкою всего мира. И действительно, все на земле служит ему и земля, и вода, и огонь, и воздух, и животные; разумом своим он покоряет себе даже и таких животных, которые в несколько раз сильнее его. Рассуждая о достоинстве человека, св. Василий Великий так говорит, обращаясь к нему: «все земные животные, как кроткие, так и свирепые, обитающие в водах и летающие по воздуху сему подвластны и подручны тебе, не ты ли художества изобрел и города сооружал? Не все ли то вымыслил ты, что к содержанию и услаждению твоему служит? Не помощью ли разума преходны тебе моря? Не земля ли и воды тебе в жизни служат? Не тебе ли показывают стройность свою воздух, небо и обращения звезд?» (Собр. поуч. издан, св. Синод. 45 об.). Так все в мире находится во власти человека. Но вы скажете, зачем же бывают на земле разные бедствия, заразные болезни, пожары, землетрясения, в борьбе с которыми человек является бессильным. Зачем на ряду с кроткими животными существуют дикие, от которых человеку приходится нередко страдать? На это нужно сказать, что человек сам виноват, ибо не сумел сохранить данной ему от Бога власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Ибо “Бог, — говорит преп. Иоанн Дамаскин , — наперед зная наглость будущего произволения его, позволяет, чтобы диавол вселился в нем“ 1 . Св. Ириней Лионский пишет, что пророк Иеремия открыл нам не только внезапное пришествие антихриста, но и колено Израилево, из которого он придет: “От Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями” ( Иер.8:16 ). И поэтому сие племя не считается в Откровении в числе спасаемых ( Апок.7:5–7 )“ 2 . О происхождении антихриста из колена Данова учит нас и св. Ипполит Римский : “Писание провозгласило Христа львом и скимном львовым; подобное же сказано и об антихристе. В самом деле, Моисей так говорит: Дан — скимен львов, и искочит от Васана ( Втор.33:22 ). Но чтобы кто-нибудь не погрешил, признавши данные слова сказанными в приложении ко Христу, пусть он обратит внимание на следующее. Дан, — говорит (Писание), — скимен львов: назвавши колено, происходящее от Дана, оно сделало собственно указание на (колено), от которого имеет родиться антихрист. Таким образом, как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист. А что это действительно так, на это отчасти указывает и Иаков: “да будет Дан змий, на пути седяй, угрызая пяту конску” ( Быт.49:17 ). Итак, какой же это змий, как не обольститель искони, о котором говорится в Книге Бытия и который обольстил Еву и запнул Адама?“ 3 Почему Бог попустит пришествие антихриста? Во Втором послании к фессалоникийцам апостол Павел указал, по выражению св. Иринея Лионского , “причину антихристова пришествия“ 4 . Антихрист придет к людям “за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду” ( 2Фес.2:10-12 ). Изъясняя эти апостольские слова, вселенский учитель св. Иоанн Златоуст задается вопросом: “Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, — отвечает св.

http://azbyka.ru/antihrist-i-shtrihofobi...

Мы считаем, что причиной прошлых, нынешних и будущих экологических бедствий является в первую очередь греховное повреждение человеческой души, ее богоотступничество. Последствия уже первого грехопадения стали катастрофичными для земной природы: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Быт. 3:17-18), при этом «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Православная Церковь считает, что «полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного не мыслимо», поэтому мы приветствуем и готовы активно участвовать в конференциях, где проблема экологии увязывается с духовным возрождением российского общества. Однако мы категорически против того, что к Церкви в соработники пытаются навязаться всевозможные лжепророки, вроде Владимира Мегре, «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Итак, мы убедительно просим Вас игнорировать общероссийскую конференцию «Экология и возрождение духовности», проведение которой запланировано на октябрь этого года в Уфе, и не допустить участия в ней ваших представителей, чтобы не стать соучастниками распространения утопических идей секты «Анастасия» о создании «экологических поселений» («родовых поместий»). По замыслу сектантов, эти поселения якобы смогут решить многие экологические и даже экономико-социальные проблемы в России, на самом же деле они станут очагами оккультизма и неоязычества. Мы просим Вас последовать слову святого апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14-16). С уважением, Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон» 7 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9698.html

Не замечательно ли это откровение о Св.Троице, данное в первый раз в связи с сотворением человека, во второй – в связи с согрешением человека, и в третий, – в связи с судом над человеком. Очень хорошо, при этом, вспомнить характерные слова, какими древние израильтяне должны были начинать каждый день: «Господь, Бог наш, Господь Един есть» ( Втор. 6:4 ). В Еврейском подлиннике «Бог наш» обозначается словом «Елохему», от «Елохим», которое является формой множественного числа слова «Елоих». (Тоже надо сказать про «Серафим» и «Херувим»). «Елохим» значит «Боги», этим именно именем сатана искушал прародителей: «вы будете, как боги» ( Быт. 3:5 ). Таким образом, текст во Второзаконии должен бы читаться так: «Господь, наши Боги, Господь Един есть». Такое откровение еще более усиливает понятие о Св. Троице, и служит сильным аргументом против еврейской и унитарианской трактовки этого вопроса, отрицающей Троичность Божества. Св. Троица, будучи указана на первых страницах Библии, в дальнейшем находит как бы прогрессивное развитие откровения в отношении отдельных Лиц, Ее составляющих. Так в Ветхом Завете дается полное откровение Бога Отца, которое устраняет нашу неверность и служит особой нашей силой против мира (1 Ин. 2:15 ) В Евангелиях дается полное откровение Бога Сына, чрез что устраняется вина за грех , и Христос является нашей особой силой против дьявола (Мф..4:1–11). В Деяниях Апостолов дается полное откровение Бога Духа Святого, влиянием которого устраняется наша жестоковыйность, и в Нем мы получаем нашу особую силу против плоти ( Гал. 5:17 ). В Посланиях Апостолов дается откровение всей Св. Троицы, в словах м. б. более понятных, чем во всех других местах Писания. ( 2Кор. 13:13 ). Важно еще заметить, что три главных праздника древнего Израиля, во время которых каждый израильтянин должен был предстать пред лицом Божьим, также указывают на св. Троицу. Праздник кущей ( Лев. 23:34 ) имеет прямое отношение к Богу Отцу, Который лично обитал с Израилем в Скинии, во время скитаний Израиля по пустыне. В Исх. 23:8 от имени Бога говорится: «Устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них». Однако это было лишь тенью будущего общения Бога со святыми, о чем в Откр. 21:3 читаем: «Се, скиния Бога с человеками; и Он будет обитать с ними». Этот праздник имеет место в 15 день седьмого месяца – Тисри, нашего Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010