Жизненность Предания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Пс 50:8,10,14–17) Наверное, путь человека к Богу начинается чаще всего с несогласия, неприятия того, что творится вокруг. По-видимому, с этим сталкивается каждый человек, и, думаю, во всем мире. В нашем бедном отечестве это особенно обострено и очень хорошо было выражено Станиславом Говорухиным хотя бы названием его фильма, вышедшего на экраны в начале эпохи гласности: “Так жить нельзя” 1 . Отсюда же и такой успех и распространение в наши дни литературных и кинематографических произведений, обрисовывающих мрачную сторону жизни, ибо каждый способен уловить в них знакомую ему “правду”. И, несмотря на то, что каждое такое произведение говорит лишь о частных случаях, мы всегда можем сделать вполне справедливый вывод пушкинского персонажа: Нет правды на земле! Но, не причисляя себя к злодеям, мы все-таки отказываемся принять вторую половину этой тирады о том, что правды нет и на Небе. И тогда начинается поиск этой правды. Для ветхозаветного и христианского сознания эта истина изначально не является тайной за семью печатями, ибо созданный Богом хорошо весьма (Быт 1:31) мир узурпирован сатаной и лежит во зле (1 Ин 5:19). Для этой традиции этот мир — бездна, житейское море, воздвизаемое напастей бурею 2 . И преодоление этой пропасти возможно только на небесном корабле, ковчеге, являющемся символом Церкви. На этот корабль и призывает наша вера всех, не отчаявшихся найти Божию правду в этом мире, ибо Церковь есть Небо на земле. Но для того чтобы по-настоящему ощутить себя, оказаться на этом корабле, человеку необходимо почувствовать всем своим существом те бесценные сокровища, которыми живет Православие — то, что бережно хранится и передается из поколения в поколение и воспринимается всеми верующими как апостольское Предание. Без осмысления, без вживания в суть этого Предания само бытие в Церкви оказывается затруднительным. Ведь конечная задача, которая стоит перед входящим, может быть сформулирована как сведение ума в сердце. И начало этой огромной духовной работы проходит через преодоление внутренней раздробленности человека, являющейся следствием его грехопадения. И тогда личность, обновленная верою во Христа и спасение, как бы по-новому способна обрести свою целомудренность. Посредством же целомудренности можно собрать воедино, впитать все те детали, все те нюансы, которыми дышит Церковь, — а малозначащих явлений там нет.

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

Закрыть itemscope itemtype="" > 21 ноября - собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных 21.11.2006 297 Время на чтение 3 минуты Беседуя с христианами в день, посвященный Церковью в честь бесплотных сил, мы считаем излишним доказывать, что такие бесплотные силы, которых мы обыкновенно именуем ангелами, действительно существуют. Сомневаться в бытии их может только человек плотский, который, подобно животным, руководится одними чувствами, а посему не допускает того, чего не видит телесными очами. Но кто живет не по плоти, а по духу, как должен жить каждый христианин, - кто не ограничивает взора своего чувственным и возносится духом выше земного, тот необходимо предполагает и охотно верит тому, что между Богом и человеком должен быть беспредельный ряд существ, которые по природе и силам гораздо превосходят нас, которые тем духовнее и совершеннее, чем ближе стоят к Богу, а по ближайшему общению с Ним суть таинники Его советов, первые исполнители Его воли. Таковы ангелы Божии, которых апостол именует служебными духами, посылаемыми в служение для хотящих наследовати спасение. Слово Божие свидетельствует, что святые небожители, как други, приемлют в нас самое искреннее участие: они радуются о каждом грешнике кающемся и, следовательно, скорбят о нераскаянном (см. Лк. 15, 16); они внемлют нашим молитвам, возносят их к престолу Божию и усиливают своим ходатайством (см. Откр. 8, 3-4); они невидимо присутствуют нам, назирают все наши действия, располагают нас к добру и отклоняют от зла; они ополчаются против врагов нашего спасения, хранят нас во всех путях наших и в нужном случае оказывают благовременную нам помощь (см. Пс. 90, 11). Исчислить все благодатные действия их, о коих говорит Писание, не достанет нам ни времени, ни сил; поэтому укажем для примера только некоторые. Вот, Агарь, раба Саррина, удаленная из дома Авраамова, вместе с малолетним сыном ее Измаилом, заблудилась в пустыне, и запас воды ее истощился. Жаждавшему детищу ее угрожала смерть. Несчастная матерь, не зная что делать, положила его под деревом, а сама удалилась, чтобы не видеть смерти сына своего. Измаил заплакал, и вдруг явился ангел Божий и сказал Агари: " Не бойся, ибо услышал Бог глас отрочища твоего " . Тогда же отверз Бог очи ее, и она узрела ключ живой воды, которою спасла жизнь Измаилу (Быт. 21, 14-19).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

игумен Амвросий (Диденко) Да святится Имя Твое Пресвитер Тертуллиан Так: «да святится Имя Твое» – молились мы не для того, чтобы людям прилично было благожелательствовать Богу, как бы было ещё нечто, чего можно пожелать Ему и в чём Он будет недостаточествовать, если мы не поблагожелательствуем Ему того. Но так как нам подобает «благословлять Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его» ( Пс.102:22 ) и во всякое время, всегда памятуя великие Его к нам благодеяния, то это слово – «да святится Имя Твое» – стоит здесь вместо благословения (то есть вместо: да благословляется). К тому же, когда не свято и когда не святимо Имя Бога само по себе, когда Он из Себя освящает всех? Но так как обстоящий Его сонм Ангелов непрестанно взывает: «Свят, Свят, Свят» ( Ис.6:3 ; Откр.4:8 ); то и мы, кандидаты на Ангельский чин, отселе ещё научаемся такой же воссылать к Богу небесный глас, здесь ещё приучаясь к будущему торжествованию. Итак, первая здесь мысль – мысль о славе Божией. Ориген Молящийся выражает в своей молитве частью то, чего ещё не получил он; частью же то, чем он уже обладает, желает, чтобы то оставлено было за ним и на следующее время; здесь же буквальным смыслом слов этого прошения, переданных Матфеем и Лукой согласно друг с другом, явно повелевается нам просить, чтобы Имя Божие святилось, как если бы оно ещё не святилось: да святится Имя Твое. Но каким образом, быть может, спросит кто-нибудь, человек может о том молиться, чтобы Имя Божие святилось, как если бы оно до того мгновения не святилось? В ответе на это мы намерены рассудить, какое значение имеет имя «отец» и как можно «святить» это имя. Имя есть такое слово, которым обозначается по большей части преимущественное свойство лица, носящего то имя. Так, например, апостол Павел отличается особенными свойствами: частью – души, по которым он таков и таков; частью же – духа, по которым он мог постигать то и то; частью же и тела, по которым он был тем-то и тем-то. Отличительные черты этих-то свойств, которые в других людях не встречались, потому что каждый чем-нибудь да отличается от Павла, и выражены в слове «Павел». Если же у людей отличительные их свойства, так сказать, изменяются, то в совершенном согласии с этим ему переменяется, по Писанию, и имя. После изменения своих свойств, например, Аврам получил имя Авраам ( Быт.17:5 ), Симон был назван Петром ( Мк.3:16 ; Ин.1:42 ) и Савл, бывший до того времени преследователем Иисуса, стал называться Павлом ( Деян.13:9 ). Богу, напротив, Который неколебим и неизменен, свойственно вовеки некоторым образом лишь одно и то же имя, встречаемое в Книге Исход, – это имя «Сущий» ( Исх.3:14 ), толкуемое и иным подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Наименование относится к ангелам , к-рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина , «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» (De fide orth. II 3). «Сии умы,- пишет свт. Григорий Богослов ,- прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» (Or. 28). В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греч. и персид. царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Свящ. Писание, управляли и др. царствами и народами. «И фараону ангелом, поставленным над египтянами,- читаем в «Ареопагитиках» ,- и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего» (CH IX 4). Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский , Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. «Вас печалит,- обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,- что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230). Наконец, А.-х. может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа.- М. И.) и избавляет их» (Пс 33. 8). А.-х. имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф 18. 10). Вера в существование А.-х. в христ. Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения ап. Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что ап. Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был А.-х. апостола (Деян 12. 15).

http://pravenc.ru/text/115106.html

О храмах I. Православное учение о почитании храмов О храмах, как местах общественного богослужения, православная Церковь учит, что храм Божий не есть место исключительного пребывания Божества, что Бог пребывает везде и всюду; в хр мах же он являет только «особенное» Свое присутствие, благодатное , и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях. Это учение православной Церкви находит для себя основание и в св. Писании. Хотя Господь устами пророка и гово рит: «небо – престол Мой» ( Ис. 66:1–2 ), хотя и Соломон в своем смирении изрек: «Богу ли жить на земле» ( 3Цар. 8:27 ), – однако в книгах св. Писания говорится о таких местах, на которых Господу угодно было обнаружить особенное Свое присутствие ( Быт. 4:4. 28:16–18 ). Жертвенники в период Церкви патриархальной заменяли собою храмы. Во времена подзаконные по повелению Божию пророком Моисеем построен был первый на земле храм истинному Богу. «И сказал Господь Моисею... устроят они (израильтяне) Мне святилище и буду обитать посреди их. Все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии (храма) и образец всех сосудов ее, так и сделайте ( Исх. 25:8–9 ). И в другом месте св. Писания читаем: «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорит Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки храма ( 1Пар. 28:11–19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:3 ). Из приведенных мест св. Писания видно, что храм есть дело воли Божией, получившее начало от Самого Бога и освященное Духом Божиим, ибо Сам Бог повелел Моисею и Давиду устроить храм для общественной молитвы и обещал пребывать в этом месте непрестанно. Таким образом, еще в Ветхом Завете Сам Бог благословил и освятил храм, как место совокупной молитвы верующих. Поэтому-то евреи, признавая храм домом Божиим, относились к нему с чувством величай шего благоговения. Обращаясь далее к новозаветным свидетельствам, мы находим в них также весьма ясные указания на необходимость почитания храма. В самом деле, осуждал ли Господь наш Иисус Христос когда-либо храм и давал ли хотя намек на то, что храм не нужен? Не только ничего подобного не встречаем в евангелии, а напротив того, видим, что Сам Господь оказывал уважение храму, посещая его в празд ники: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.; весьма часто поучал народ в храме и смотрел на храм, как на место особенного присутствия Божия, как на дом Божий, предназначенный для молитвы. «Каждый день с вами сидел Я, уча в храме» ( Мф. 26:55 ; ср. Лк. 19:47 ), – сказал однажды Иисус Христос врагам Своим. К этому месту стекались и слушали Его, вынося оттуда самые возвышенные уроки и поучения о святой, богоугодной жизни. Значит, храм, как отдельное место общественной молитвы верующих, и во время Спасителя был училищем веры и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус ( Мф. 28:16 ). Спаситель уже исполняет обещанное ученикам; ибо предсказал им, идя на страдания, что снова увидится с ними: по воскресении же Моем предварю вас в Галилею ( Мф. 26:32 ). Господь по воскресении в разных местах виден был и у гроба явился женам. И двум ученикам, шедшим в Еммаус, и одиннадцати при затворенных дверях, и при ловле рыбы на Тивериадском море, и, по известию апостола Павла ( 1Кор. 15:6–8 ), более, нежели пятистам братии в одно время, затем Иакову и всем апостолам. Это было показанием великого человеколюбия и обилия милости к ученикам, и вместе и подтверждением чуда воскресения. Не сказал же «в Галилее только увидите меня», но из всех явлений упомянул только об одном, то есть в Галилее: почему ж дал обещание об этом одном, а не о другом каком либо? Потому что оно было торжественнее и общее прочих, и во время его Господь преподал учение о Божественной Троице, дал заповедь о крещении и послал учеников на проповедь . Это явление Господа, поставившего проповедников всем народам, было четвертым, по замечанию многоученого Евсевия 1 . Поскольку и учение Господа и проповедь апостолов обнимают эти четыре предмета: заповеди, догматы, обетования и угрозы, то в сходство со временем Он в это четвертое явление заповедует ученикам учить все народы. Много есть гор в Палестине, почему же является не на другой какой либо, а на горе Галилейской? Есть в Иудее гора Сигор, гора Сомор, гора Самарийская, гора Фавор, гора Елеонская, и кроме них Кирмил. Почему же, оставивши все эти, является на горе Галилейской? Потому что некоторые из тех были, позорищами худых дел, как Сигор и Сомор. Первая была местом кровосмешения Лотова ( Быт. 19 ), а гора Самарийская вмещала идолов, которым служили Самаряне ( 4Цар. 17 ). Почему Он уклонился от них, как от оскверненных. А из остальных гор одна видела Его, преобразующегося со славою, Кармил был убежищем Илии пророка, Елеонская же была местом, с которого Он имел вознестись на небо. Итак, Господь на сей горе благоволил явиться ученикам своим. И поскольку Галилея значит; «превращающаяся» 2 , непостоянная, а гора стоит выше Галилеи: то под Галилеею разумей этот мир, непрестанно подвергающийся переменам и превращениям, одним после других. А под горою высший род и высшее установление жизни, постановленное и исполненное вочеловечившимся Христом, который победил мир ( Ин 36:33 ) и миродержателя (ст. 11), и подобно горе великой ( Дан. 2:35 ) вознесся превыше всякого начальства и власти ( Еф. 1:21 ) Такое знаменование имеет явление Господа на горе Галилейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Одиночество Христово В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? Где же Ты? Прииди и помоги! 11 июля, 2012 В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? Где же Ты? Прииди и помоги! В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. «Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? (Иер.23:23) Где же Ты? Прииди и помоги!» Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих: но присно нас предвари; приближися нам, приближися везде Сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини себе, Щедре: да совокуплени Тебе поем, и славословим Всесвятаго Духа Твоего. (Икос Пятидесятницы) И Он приходит. Приходит и становится близко-близко – ближе, чем кровь в артериях. Он приходит, приближается – потому что Он «везде Сый». Он приходит – свободный Бог, Бог Живой. Приходит Тот, Кто говорил с Моисеем из купины. «Как Имя Твоё?» — спрашивал Его Моисей. И получил таинственный ответ, который ветхозаветная Церковь заключила в священную тетраграмму JHWH (Исх.3:14). Одно из значений Имени Божия, открытого великому пророку при купине горящей и не сгорающей, по мнению богословов-библеистов, являет неизмеримую, невместимую человеком свободу Явившегося. «Я буду с вами, Я буду присутствовать – но так, и только так, как буду присутствовать Я» Он всегда будет рядом, Он всегда – Бог Живой, «Бог, видящий меня» (Быт. 16:13). Но в безграничной Своей свободе, свободе Божественной, Он будет не таким, каким мы хотим Его видеть… Человек взывает: «Христе! Приди и прекрати этот ужас, этот страх, эту боль! Вот они – мои ужас, страх, боль – вот они, враги мои, порази же их! Слышишь ли ? Здесь ли Ты?…» … Он восхотел быть с нами как «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53:3). И в минуты, часы, дни, месяцы, годы нашей тревоги и страдания Он тихо садится рядом. «Как близок Ты во дни болезни, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа!» — писал в своем «Акафисте» митр. Трифон (Туркестанов) незадолго до смерти. Он рядом, Он – навсегда знаменованный смертью , «смертью же Крестной» (Филипп. 2:8), Бог Живой, приходящий к нам.

http://pravmir.ru/odinochestvo-xristovo/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Архангелы и Ангелы – наши покровители Сонм Ангелов, по Священному Писанию, многочислен. Известны личные имена только семи главных Ангелов — Архангелов. Книга рассказывает, в чем заключается служение каждого Архангела, чем каждый из них помогает людям и как найти информацию о них в Священном Писании. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Архангелы и Ангелы – наши покровители Составитель Т. С. Олейникова Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 14-402-0175) Небесная иерархия Архангели, Ангели, Начала, Престоли, Господствия, и Серафими шестокрилатии, и многоочитии Херувими Божественнии, мудрости органи, Силы и Власти Божественнейшии, Христу молитеся даровати душам нашим мир и велию милость. Из службы 8/21 ноября Слово Божие говорит: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Под именем неба естественно разуметь духов (см. Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу. Ангелы – суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13–14). Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления. Поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками. Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их. Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных духов. Порядок, гармония – это красота совершенства, премудрость и истина Божия. В Царствии Небесном нет однообразия и застоя – там разнообразие, движение, деятельность, стремление, великая, многосложная деятельность, неведомая нам здесь, на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: “От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем” ( Иер.8:16–17 ). В Откр.7 перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”. Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: “которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — “666”. По объяснению свщмч. Иринея Лионского , “имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого” (Против ересей, кн. 5, гл. 30). Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие “от среды удерживающего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: “ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”. Слову “что” в синодальном переводе соответствует греческое “to katechon”, что буквально значит “держащее или удерживающее”, в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: “не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)”. Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под “удерживающим” и “держащим” можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010