709.  Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10. 11). 710.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт. 2. 16). 711. Быт. 2. 10. 712.  Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1. 13). 713. Все соделал Ты премудро (Пс. 103. 24). 714.  …в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 715. Лк. 6. 37. 716. Рим. 2. 1. 717.  …Ты воздашь каждому по делам его (Пс. 61. 13). 718. Втор. 32. 35. 719.  …не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 720.  …что … хорошо для пищи, … приятно для глаз, потому что дает знание (Быт. 3. 6). 721.  …будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3. 5). 722. Лк. 21. 18. 723. Мф. 10. 39. Слово 5. Совет ума душе. 724.  …я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий (Пс. 41. 5). 725. Житие святого Андрея, написанное иереем Никифором, также Четьи-Минеи октября во 2 день. 726. Краткое возоглавление, главы 1, 2, 3, 5, 6, 8. 727. Гл. 9. 728. Гл. 11. 729. Гл. 12. 730. Гл. 13. 731. Гл. 15. 732. Гл. 16. 733. Гл. 17. 734. Гл. 23. 735. Гл. 24. 736. Гл. 26. 737. Гл. 28. 738. Гл. 30. 739. Гл. 32. 740. Гл. 33. 741. Гл. 35. 742. Гл. 41. 743. Гл. 43. 744. Гл. 44. 745. Гл. 52. 746. Гл. 58. 747. Гл. 59. 748. Гл. 61. 749. Слово 26. О рассуждении. Гл. 53. 750. Гл. 54. 751. Гл. 55. 752. Гл. 102. 753. Слово 25. О смирении, глава 7. 754. Гл. 8. 755. Гл. 10. 756.  Вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (Пс. 135. 23, 24). 757. Гл. 11. 758.  …долины покрываются хлебом (Пс. 64. 14). 759. Гл. 15; Пс. 114. 5. 760. Гл. 16. 761. Гл. 19. 762. Гл. 32. 763. Гл. 34. 764. Гл. 35. 765. Пс. 50. 5. 766. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 767. Гл. 36. 768. Пс. 113. 9. 769. Пс. 21. 26. 770. Гл. 36. 771. Гл. 48. 772. Гл. 51. 773. Гл. 2. Слово 24. О кротости. 774. Гл. 3. 775. Гл. 4. 776. Пс. 24. 9. 777. Гл. 5; Ис. 66. 2. 778. Гл. 7. 779.  …кроткие … наследуют землю (Мф. 5. 5). 780. Гл. 8. 781. Гл. 9. 782. Гл. 11. 783. Гл. 12. 784. Гл. 14. 785. Гл. 15. 786. Гл. 16.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Третий период обильных и великих чудес, описание которых мы часто встречаем при чтении Евангелия и Деяний Апостольских, был при Христе и Апостолах. Эти чудеса были нужны для создания Новозаветной Церкви. И последний период обильных чудес будет при конце мира, когда во времена антихриста, ещё до прихода Христа, Божьи пророки Енох и Илия будут творить великие знамения и чудеса (см. Откр.11:3–6 ) в противовес чудесам, которые будет творить лжепророк (см. Откр.13:13–14; 19:20 ). Кроме того, Бог через Своих Ангелов будет карать землю необычными способами (см. Откр. 6 и 16 гл.), а затем Сам явится, поразит антихриста и его армию ( Откр.19:19–21 ) – т.е. явит множество великих чудес, как писал Ездра: «...времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями» ( 3Езд.9:6 ). Необходимость обильных чудес во все указанные четыре периода истории человечества вполне понятна и обоснована, но наличие таких периодов интенсивных чудотворений вовсе не обозначает, что все остальное время Бог не совершает вообще никаких чудес. И мы знаем, что в промежутках между этими четырьмя периодами также происходили чудеса. От сотворения мира до Моисея (то есть между первым и вторым периодом обильных чудотворений) совершались чудеса: Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ); восхитил Еноха живым на небо ( Быт.5:24 ); навел на землю потоп ( Быт.6:17 ); смешал языки на земле ( Быт.11:6–9 ); являлся Каину, Аврааму, Иакову и говорил с ними ( Быт.4:9–16; 12:7; 18:1–33; 35:9 ). От Моисея до Христа также происходили чудеса: Иисус Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ); стены Иерихона пали вопреки законам природы ( Нав.6:19 ), а однажды, когда Израиль воевал с Аморреями, «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали» ( Нав.10:11 ). Много чудес происходило также от ковчега завета, о чём уже упоминалось. Много чудес совершалось и пророком Илией, который воскрешал мёртвых, закрывал небо, чтобы не было дождя, низводил огонь с неба, останавливал реку и творил много других чудес, равно как и его слуга, ученик и преемник пророк Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

13 В библейской символике маслина (оливковое дерево) играет заметную роль – масличный лист принес голубь Ною как знак окончания потопа и обновления природы ( Быт. 8:11 ). Адам послал Сифа к раю за лекарством – елеем. 14 В Библии проклятие Бога после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:15 ). 15 В других вариантах апокрифа сказано, что архангел дал Сифу три ветви – певги (сосны), кедра и кипариса. 16 В греческом оригинале сказано об Ахеронтском озере, в котором один из серафимов омыл тело Адама. Ахеронтское, или Ахерусийское, озеро, вероятно, происходит от Ахеронта – так в греческой мифологии называется река, через которую Харон перевозит души умерших. 17 «Твоя от твоих...» – слова, которые произносит священник во время литургии. В апокрифе эти слова обращены к земле, которая должна принять тело Адама. 18 Ср. в Библии: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» ( Быт. 6:1–2 ). В апокрифах потомки Каина названы детьми человеческими, а потомки Сифа – детьми Божиими. 19 Дочери человеческие рожали сынам Божиим исполинов ( Быт. 6:4 ). В апокрифической книге Еноха появление исполинов объясняется иначе: они рождены смертными женщинами от падших ангелов. Постепенно исполины исчезали с лица земли или погибли во время потопа. К их потомкам причислены персонажи Ветхого Завета – великан Голиаф и охотник богатырь Нимврод. 20 В Библии горы названы Араратскими. Над этими же горами остановился ковчег в конце потопа. И в Библии, и в апокрифе сказано, что ковчег оказался на том же месте, где Ной его строил. 21 Дерево, из которого строился ковчег, в разных памятниках названо по-разному: тофер ( Быт. 6:14 ), треклин (в Барсовской и Ефросиновской Палеях), кедр (в Сокращенной Палее и Сказании Мефодия Патарского ), немоклид (РНБ, собр. Погодина, 1936, XVII в.). В Коломенской Палее «четверогранным» назван уже построенный ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Я тебе прежде представляю, что все, что Бог в Писании Святом открывает или говорит, обещает или предсказывает, неизменно истинно и верно, и иначе быть не может. И достоверность сей истины изъясняется и показывается из событий, пророчеств и обещаний Его, уже самим делом исполнившихся. Внимай следующему и узнаешь, на чем вера святая утверждается.    Предсказал Бог прародителям нашим в раю, что «смертью умрут», когда от древа запо­веданного вкусят, — и было так; вкусили и умерли (Быт 2:17; 3:19). Сказал Бог Ною, что будет потом на земле, — и был потоп (Быт 6:17; 7:17—21). Обещал Бог Аврааму сына дать (Быт 15:4—5), — и дал в старости его (Быт 21:2—3). Сказал Бог Аврааму, что потомки его будут пришельцами на чужой земле, и озлоб­лены будут, и смирятся там, и изыдут оттуда с имением многим (Быт 15:13—14), — и было так. Сошли во Египет, и озлоблены, и угнета­емы там были египтянами, и вышли оттуда со многим имением, как читаем в книгах Моисе­евых и в псалме 104-м. Обещал Бог Аврааму дать ему и семени его землю Ханаанскую в на­следие — и дал (читай об этом книги Моисее­вы и Иисуса Навина и псалмы 87, 104 и про­чее). Обещал послать Христа Спасителя в мир, — и было так: послал Его, и спасаются «возлюбившие явление Его» (2 Тим 4:8). И чему надо было до нынешнего века исполниться из того, что было предсказано о Нем в Ветхом За­вете, все так, как предсказано, исполнилось.    Внимай и рассматривай предсказания и исполнения их, и утверждай веру твою. Пред­сказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис 7:14). И было так: родился Христос от Девы (Мф 1:18).    Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который дол­жен быть Владыкою в Израиле» (Мих 5:2), — это пророчество первосвященники и книжники людские Ироду царю приводили (Мф 2:5—6). Так и было: «Ибо известно, что Господь наш вос­сиял из колена Иудина; Иисус родился в Вифлее­ме Иудейском» (Евр 7:14; Мф 2:1; Лк 2:7, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Я тебе прежде представляю, что все, что Бог в Писании Святом открывает или говорит, обещает или предсказывает, неизменно истинно и верно, и иначе быть не может. И достоверность сей истины изъясняется и показывается из событий, пророчеств и обещаний Его, уже самим делом исполнившихся. Внимай следующему и узнаешь, на чем вера святая утверждается. Предсказал Бог прародителям нашим в раю, что смертью умрут, когда от древа заповеданного вкусят, – и было так; вкусили и умерли (Быт 2:17; 3:19). Сказал Бог Ною, что будет потом на земле, – и был потоп (Быт 6:17; 7:17-21). Обещал Бог Аврааму сына дать (Быт 15:4-5), – и дал в старости его (Быт 21:2-3). Сказал Бог Аврааму, что потомки его будут пришельцами на чужой земле, и озлоблены будут, и смирятся там, и изыдут оттуда с имением многим (Быт 15:13-14), – и было так. Сошли во Египет, и озлоблены, и угнетаемы там были египтянами, и вышли оттуда со многим имением, как читаем в книгах Моисеевых и в псалме 104-м. Обещал Бог Аврааму дать ему и семени его землю Ханаанскую в наследие – и дал (читай об этом книги Моисеевы и Иисуса Навина и псалмы 87, 104 и прочее). Обещал послать Христа Спасителя в мир, – и было так: послал Его, и спасаются возлюбившие явление Его (2 Тим 4:8). И чему надо было до нынешнего века исполниться из того, что было предсказано о Нем в Ветхом Завете, все так, как предсказано, исполнилось. Внимай и рассматривай предсказания и исполнения их, и утверждай веру твою. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Ис 7:14). И было так: родился Христос от Девы (Мф 1:18). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле (Мих 5:2), – это пророчество первосвященники и книжники людские Ироду царю приводили (Мф 2:5-6). Так и было: Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина; Иисус родился в Вифлееме Иудейском (Евр 7:14; Мф 2:1; Лк 2:7, 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Быт.19:17 . Когда же вывели их вон, то один из них сказал: На основании всего последующего контекста ( Быт. 19:18, 21, 24 ) в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18). спасай душу свою; «Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности. не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути ( Мф. 24:18 ; Флп. 3:13–14 и др.). Быт.19:18–19 . Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть; Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой. Быт.19:20 . вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор ( Быт. 19:22 ). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 48:15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Быт. 48:16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; Комментаторы находят в словах Иакова троекратное воззвание к Богу, намекая на таинство Святой Троицы. Заметим, во-первых, что «Ангел, избавляющий меня от всякого зла», есть Ангел-избавитель пророка Исайи ( Ис. 43:14 ); Ангел завета пророка Малахии ( Мал. 3:1 ); Ангел, «в котором имя Господне» ( Исх. 23:20–21 ); Ангел, боровшийся с Иаковом ( Быт. 32:24 ; см. второй комментарий к Быт. 32:24 ). Три воззвания суть: Бог, пред которым ходили отцы мои! Бог, пасущий меня до сего дня! Ангел, избавляющий меня от всякого зла! Глагол, относящийся ко всем трём воззваниям, «да благословит», стоит не во множественном числе, показывая, что все три едино суть (замеч. Лютера). да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, Кажется, торжественное принятие детей Иосифа, рождённых от дочери жреца египетского, в семью Израиля было необходимо, быть может, ввиду готовых возникнуть между братьями споров о непринадлежности к их семье обетования, как не были приняты в эту семью дети Агари, дети Хеттуры, дети Исава от хеттеянок. и да возрастут они во множество посреди земли. Быт. 48:17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; Обряд рукоположения как знак благословения и преподания благодатных даров, в первый раз являющийся, замечает митрополит Филарет, над сынами Иосифа, постоянно сохранялся в церкви израильской и передан в церковь христианскую ( Чис. 8 – посвящение левитов; Чис. 27:18–23 – постановление Иисуса Навина преемником Моисею; у Матфея ( Мф. 19:13 ) – при благословении детей; Деян. 6 – при посвящении диаконов; Деян. 13 – при отделении Павла и Варнавы на проповедь и др.). Правая рука всегда считалась важнее левой; по крайней мере, почётное место всегда было на правой стороне монарха или властелина ( 3Цар. 2:19 ; Пс. 44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Видишь ли, как и отец, по заботливости о сыне, употребляет усильные убеждения, и юноша с готовностью решается на все, чтобы только получить отроковицу? . 3. Эта-то пагубная страсть побуждает человека, порабощенного ею, решаться на все, пока низведет его до дна адова. И заметь: старец Иаков, слыша это [т.е. вышеприведенные слова Емора и Сихема], молчит, по своей обычной кротости ничего не говорит и терпеливо переносит сделанное его дочери насилие. Но сыны Иакова отвечали Сихему и Емору, отцу его, " с лукавством " , как сказано в Писании, " говорили так потому, что он обесчестил сестру их " (Быт.34:13). Смотри, как через невоздержание одного подвергаются бедам все жители того города. Как в то время, когда пылает пламя, подвергаются и находящиеся вблизи опасности, потому что огонь все пожирает, – так и теперь невоздержание юности губит не только отца, но и всех жителей города. Что же дети Иакова? Они отвечают с хитростью. Это стоит внимания; вы увидите, как болезновали они о сестре. " Сказали им " , сказано, " Симеон и Левий, братия Динины, сыновья Лии: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который не обрезан " . Итак, если обрежете крайнюю плоть вашу, " и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей и составим один народ " (Быт.34:14-16). Такое предложение было благовидно и сообразно, но оно было сделано " с лукавством " , как говорит Писание; и если не хотите, сказано, этого сделать, " возьмем дочь нашу, и удалимся " (Быт.34:17). Это предлагали Симеон и Левий, замышляя убить всех жителей того места. А те, имея в виду предмет своего домогательства, желая получить девицу, приняли сказанное и согласились на это предложение, " и понравились слова " им, " не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова " (Быт.34:18-19), то есть, он весь отдался страсти к девице. Пришедши к воротам (своего города), он и отец стали говорить жителям его и советовать им всем принять обрезание по предложению сынов Иакова, и принять их к себе в сожительство (Быт.34:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Действительно, как он может присвоить себе статус, который ему не принадлежит, в силу рождения его вторым. И евреи нам, христианам, ставят в укор: «Как это вы объявили себя детьми Божьими? У Бога только еврейский народ – дети Божии, а вы… Как такое вообще может произойти?» Мать понимает смущение Иакова: Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне (Быт. 27, 13). То есть принеси мне этих двух козлят . Речь идет уже не об одном еврейском племени, но и обо всем человечестве, включая потомков Иафета и Хама. О которых, об их обращении в Единобожие, мы и находим в Библии еще ветхозаветные пророчества: да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27); и о потомстве Хама: В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее (Ис. 19, 19). Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова (Быт. 27, 14–15). Блаженный Иероним пишет: «По поводу этого стиха евреи сохраняют предание, что первородные сыновья исполняли священнические обязанности, и у них была священная одежда. Одеваясь в неё, они приносили Богу жертвы ещё до того, как Аарон был избран для священнического служения» . То есть Исав мог уже и священнодействовать… Эти одежды принадлежат Исаву, первенцу по праву плотского рождения, но в них одевают младшего сына Исаака, Иакова. А руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят (Быт. 27, 16) – если слепой отец будет щупать Иакова, а там ему попадется шкура козлят, он подумает: «А, это он, лохматый!» И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему (Быт. 27, 17). Представляете, как Иаков трепетал от страха? А если отец догадается? Он же проклянет его! Ведь отец ждет, когда придет Исав! И ему хочет отдать все благословение. Зло всегда возвращается к человеку. Причем наказание принимает форму греха

http://pravoslavie.ru/111494.html

Доброта Авраама, выразившаяся в мирном разделе с Лотом, тотчас же по разлучении была щедро награждена Господом. «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои, с места на котором ты теперь, посмотри к северу и югу, и к востоку, и к западу, ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» ( Быт. 13:14–15 ). «Ты, как бы говорит Господь, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю: мало этого, Я обещаю дать ее и потомству твоему, и притом навсегда. Видишь, как щедр Господь в благодеяниях? Так как знал Господь, что этого особенно и желал патриарх, и ничто так не укрепит его усердия (как обетование о том, что и потомки его будут владеть землей, которая дана ему, то и говорит: Я и это сделаю для тебя, т. е. и потомки твои будут пользоваться этой землей и владеть ею всегда. Потом, чтобы Авраам, смотря только на свою природу и старость, также на неплодство Сарры, не усумнился в обетовании, но положился на силу Обетовавшего, Бог говорит: «и сделаю потомство твое, как песок земный; если кто может сосчитать песок земный, то и потомство твое сочтено будет» ( Быт. 13:16 ) 139 Желая всячески возбудить в праведнике живое упование, Господь говорит далее: «встань, пройди по земли сей в долготу и широту ее 140 . Ибо Я тебе дам ее (и потомству твоему навсегда)» ( Быт. 13:17 ). Изложенное обетование Божие было для Авраама ценнее всех благ мира, потому что оно, во-первых, служило подтверждением прежних обетований, а во-вторых, свидетельствовало об одобрении Богом настоящего образа жизни и деятельности Авраама. Последнее обстоятельство было весьма дорого теперь Аврааму, оставшемуся с своей семьей совершенно одиноким в чужой стороне. Успокоенный и обрадованный сознанием Божия благоволения к нему, Авраам направился из Вефиля во внутрь страны ханаанской к Хеврону, дубу Мамврийскому, так названному по имени Аморреянина Мамврия, современного Аврааму владетеля этой местности ( Быт. 14:13 ). Первым делом благочестия патриарха было построение в роще Мамврийской жертвенника и принесение на нем Богу благодарственной жертвы ( Быт. 13:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010