к. «корень зла» унаследовали «все... происшедшие» от Адама (3 Езд 3. 21). Ездра говорит о том, что Адам преступил заповедь «с сердцем лукавым» (cor malignum; это выражение восходит, по-видимому, к Быт 6. 5: «...все мысли и помышления сердца их были зло»); источник этого «лукавого сердца», злой воли Адама, вовлекшей его в грех, Ездра не называет. Нигде в книге не говорится, что источником этой злой воли и соответственно зла в мире является Бог; более того, Ездра молится «о даровании сердцу... чтобы произошел плод, которым мог бы жить всякий растленный, кто будет носить имя человека» (3 Езд 8. 6); в конце времен «изменится сердце живущих и обратится в чувство иное» (3 Езд 6. 26), что можно понимать как освобождение Адама от тяготеющей над ним власти греха. В отличие от Е. т. к. в раввинистических источниках прослеживается мысль о том, что творцом злой человеческой воли является Бог, Который, однако, даровал людям и способность преодолевать ее (подробнее см.: Urbach E. E. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Camb. (Mass.), 1987. P. 472). Преступление Адама, происшедшее от «сердца лукавого», привело к известным последствиям. Он сам и его потомки были осуждены на смерть (3 Езд 3. 7; ср.: Быт 3. 19; Рим 5. 12-14; 1 Кор 15. 21-22), жизнь на земле наполнилась бедствиями, и «сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными» (3 Езд 7. 12; ср.: Быт 3. 17-19). Однако, несмотря на это, в книге неоднократно утверждается наличие у людей свободной воли, благодаря к-рой имеется возможность исполнять заповеди Божии (3 Езд 7. 19-24; 8. 56-62). Противопоставление настоящего и будущего века занимает в книге важное место. Наиболее ясно о «двух веках» говорится в 3 Езд 7. 50: non fecit Altissimus unum saeculum sed duo (перевод по тексту Вульгаты: сотворил Всевышний не один, но два века; в др. местах книги говорится о 2 временах - 3 Езд 6. 7). В книге содержатся различные характеристики буд. века: он будет пространным и безопасным (3 Езд 7. 13); его началом будет «день суда» (dies...

http://pravenc.ru/text/189579.html

Русским по белому там сказано, что мир возник НЕ в результате одного мгновенного акта, а в результате длинной, растянутой во времени последовательности творческих действий Бога. И каждое из этих действий (кроме самого первого) было творением из чего-то, созданного ранее. Например: «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так . И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт 1: 24 – 25). Ни о каком творении «из ничего» здесь и речи нет. И если Вам «верится» во что-то другое (не верится в существование эволюции), то именно это неверие Слову Божьему и есть настоящий бич нашего времени, на что я Вам указывал в комментарии от 25/IV. Сергей, Москва 13 мая 2023г. 12:39 В Библии написано, что земля, вода произвела по повелению Божию, но не сказано, что это было долго - наоборот, чтобы мы не подумали о длительном творении, сказано - это были дни, обычные суточные дни, у которых есть утро и вечер! Алексей Владимирович Гоманьков 16 мая 2023г. 01:09 В Библии не сказано так же, что время творения было кратким. Наоборот, чтобы мы не подумали, что «дни» творения – это астрономические сутки, измеряемые по положению солнца на небосводе, сказано, что солнце «для знамений, и времён, и дней, и годов» (Быт 1: 14) было сотворено лишь на четвёртый «день» творения! Об этом очень хорошо сказал св. блаженный Августин – почитайте его «О книге Бытия буквально», кн. 4, гл. XXVI – XXVII. Сергей, Москва 23 мая 2023г. 00:17 Христос Воскресе! Блаженный Августин пишет, что это были обычные дни, из которых можно составить месяц: " И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1,5). В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: " нарече Бог день " , а так, как, например, мы говорим: 30 дней составляют месяц; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. " так, после того как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, то есть один день.

http://bogoslov.ru/article/6172806

8 . Но что мы скажем о пожертвовании «овна», купленного по цене священного сикля (ср. Лев.5:15 ), которого предписано принести в жертву для искупления греха? Чтобы очистить свое прегрешение ценой овна, человек должен быть богатым. Посмотрим, кто эти богатые. Мудрейший Соломон учит нас, говоря: «Выкуп собственной души – собственное богатство 13 » ( Прит.13:8 ). Слышишь, какой непреодолимой силой наполнено каждое слово Премудрости? Она говорит, что богатство присуще выкупу «собственной души», и не чье-то еще и не общее, но «собственное богатство». Этим показано, что одно богатство – «собственное», другое – нет. Господь утверждает это еще нагляднее, когда говорит в Евангелии: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» ( Лк.16:12 ). Он ясно показывает, что богатства этого мира – не наши, но чужие. Они проходят, «как уклоняющаяся тень» (ср. Пс.143:4 ). Но «собственное богатство» – то, о котором пророк говорит: «И собрано будет богатство всех окрестных народов» ( Зах.14:14 ). Возможно, из этого богатства «и был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом» ( Быт.13:2 ) и прочим домашним добром. Хочешь, я покажу тебе, из каких сокровищниц исходят эти богатства? Послушай, что апостол Павел утверждает о Господе Иисусе Христе: «В Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). И Господь в Евангелии учит: «Книжник выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Об этом и апостол Павел говорит: «В Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:5 ). Таким образом, на взятое из этого богатства, хранящегося в сокровищнице «премудрости и ведения» (ср. Кол.2:3 ), должно нам приобретать «овна», которого надлежит приносить в жертву за грехи, совершенные, разумеется, против святынь, и которого следует покупать по цене священного сикля. Мы уже сказали выше, что каждое жертвоприношение есть образ Христа, но более всего это справедливо в отношении овна, которым Бог некогда заменил Исаака, должного быть принесенным в жертву (ср. Быт.22:13 ). Поэтому Христа, искупившего наши грехи, надлежит нам сравнивать со священным сиклем. Этот священный сикль несет образ нашей веры. Ибо если ты принесешь веру как цену, то получишь от Христа прощение грехов, словно от овна без порока, принесенного в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сенаар равнину, и поселились там, и сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем, и стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести, и сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11:1–4 ). Постройку города с башнею Бытописатель относит к тому времени, когда на земле был еще только один народ, один для всех язык и одно для всех местожительство – равнина сенаарская. Отсюда строение города является событием всеобщим для всего человечества. По словам Бытописателя Сенаар – арена всемирной истории, строение города с башнею – начало послепотопной истории и смешение языка – завершение всеобщей истории. Между тем, находится немало лиц, которые не допускают той мысли, чтобы в строении города принимало участие все первобытное человечество, чтобы вне Сенаара никто не жил ко времени столпотворения. Говорят, что расселение человечества должно было начаться гораздо ранее вавилонского столпотворения. Ссылаются при этом на историю переселений и говорят, что если бы послепотопное человечество и избрало бы первым своим переселенческим пунктом Сенаар, то и тогда бы оно должно было покинуть на пути своего движения отсталые семейства, поселившиеся в случайно найденных ими плодородных местностях 10 . Говорят, что человечество должно было избрать для себя постоянным пунктом оседлости то место, где остановился ковчег Ноя, по крайней мере в течении 350 лет, лет жизни Ноя 11 . Указывают, что из наименования строителей города «Сынами человеческими» ( Быт.11:5 ) можно заключить, что « сыны Божии» не принимали участия в постройке 12 , что выражение «вся земля» ( Быт.11:1 ) относится не к действию столпотворения, а имеет в виду указать всеобщность первоначального языка 13 . Относительно всех отдельных пунктов настоящего возражения, отрицающего всеобщность для народов сенаарских событий, должно сказать, что они не могут быть признаны вполне основательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-vavi...

Потому и Павел говорит: " радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими " (Рим.12:15); если ты, говорит, не можешь сделать ничего другого, то не малое до­ставишь утешение сетующему своим соболезнованием. Видел ли смеющегося, и за то преданного плачу? Посмотри на скорбящего и получающего утешение. " Блаженны плачущие " , сказал Гос­подь, " ибо они утешатся " (Мф.5:4). Видел ли ропщущих, и за то наказанных? Посмотри на благодарных – спасающихся. " Благословен Ты, Господи Боже " , говорит пророк, " хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами " , и немного далее: " Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас " (Дан.3:26,27,28). Те говорили: " всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа " ; а эти напротив: " чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния " (Авв.1:13). Те ублажали чуждых, " лучше устраивают себя делающие беззакония " ; а этот ублажает получающих помощь от Бога: " блажен " , говорит, " народ, у которого Господь – Бог его " (Пс.143:15); и еще: " не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие " (Пс.36:1). Видел ли, как святые и других увещевают пре­бывать, и сами пребывают твердыми в искушениях? Послушай Иакова, который говорит: " и даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Быт.28:20), и Авраама, который говорит: " даже нитки и ремня от обуви не возьму " (Быт.14:23), и когда целомудрие жены его было в опасности, когда угрожал ему голод, он не произнес ни одного непристойного слова; также, когда сын сказал ему: " отец мой! вот огонь и дрова, где же агнец " – посмотри, с какою кротостью и любомудрием он говорит в ответ: " Бог усмотрит Себе агнца " (Быт.22:7,8). Ни природа, ни сострадание не заставили его изменить намерение при этих словах, которые сказал сын его, один на один, когда лю­бовь особенно должна была воспламениться с большей силою. Чтобы кто-нибудь не сказал, что он не плакал, стыдясь дру­гих, он, отделившись от всех и находясь наедине, пока­зал столь великое любомудрие. 6. Видел ли наказываемых за смех? Посмотри на спа­сающихся слезами и постом, вспомнив о ниневитянах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. 11. 3//PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение ( Cypr. Carth. De zelo et livore//PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З. Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21). Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

«Взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). Господь повелевал возделывать рай для того, чтобы первосозданный человек, упражняя свои силы телесные, через ознакомления с природой, раскрывал в себе силы разума, укрепляясь в смиренном чувстве происхождения своего из земли, и служил бы Богу трудами рук своих. Вместе с тем Бог определяет человеку хранить рай, конечно, сколько от злоупотребления, какое мог сделать из лучшего дара Божия сам человек, столько от наветов того злого духа, который готов был сделаться губителем человека. Таким образом, Господь, при самом появлении человека на земле, определяет ему труд, постановляет закон труда и для безгрешного человека. Но этот труд был для первосозданного человека не трудным и изнурительным, а легким и приятным, как бы отдыхом, подобно тому, как для нас бывает отдыхом и приятным занятием чтение какой-либо очень интересной книги. Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первосозданного человека, для поддержания жизни его навсегда Бог «произрастил из земли дерево жизни посреди рая» ( Быт.2:9 ), питаясь плодами которого, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен. Посему Премудрый свидетельствует, что «Бог не сотворил смерти» ( Прем.1:13 ), что Он «создал человека для нетления» ( Прем.2:23 ), а апостол Павел говорит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ) Равным образом, и Святые Отцы Церкви единогласно учат, что человек создан был для бессмертия. Но вместе с тем из Священного Писания видно, что это бессмертие человека по телу зависало не от свойств самого тела его, созданного из земли, а от Божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю дерево жизни; так, после падения Адама в грех, Господь говорит: «теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил и не стал жить вечно» ( Быт.3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю дерево жизни. Первая заповедь человеку

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И устрой там жертвенник Господу, Богу твоему… И напиши на камнях все слова закона сего очень явственно» ( Втор. 27:4–5,8 ). Таким образом, не ясно, когда происходит событие – то ли сразу по переходе Иордана (но ведь горы Гевал и Гаризим слишком далеко от берега Иордана и от Иерихона, который в таком случае оставался бы в тылу израильтян) (4Qjos), то ли сразу после уничтожения Гая (TM), то ли после того, как организовалась антиизраильская коалиция ханаанских царей (LXX), то ли, наконец, после покорения всего Ханаана (Иосиф Флавий). Масоретский вариант, без сомнения, более логичен. Именно после взятия Гая евреи могли приблизиться к Гевалу и Гаризиму. Случай с Аханом требовал возобновления завета с Богом, с принесением жертв и чтением «книги закона», что и было сделано на Гевале 320 . Нав. 8:25–30 говорит об очень важном событии в истории израильского народа. Гора Гевал расположена близ Сихема, места, освященного уже патриархами. Аврааму в Сихеме, у дубравы Морè явился Господь ( Быт. 12:6–7 ), где-то здесь же, может быть на самом Гевале, он поставил свой первый и в то время единственный на земле жертвенник Живому Богу: «Двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой. Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» ( Быт. 12:8 ). Пред Сихемом остановился и Иаков по возвращении своем из Месопотамии, и также поставил жертвенник Яхве ( Быт. 33:18–20 ). Отрывок 8:25–30 необходимо читать вместе с этими повествованиями. Кстати, и оканчивается книга Иисуса Навина именно в Сихеме (24:1). Некоторые усматривают параллелизм между Синаем и Гевалом: как кульминацией исхода является заключение завета с Богом на Синае, так кульминацией вхождения в Обетованную землю является возобновление этого завета на Гевале (8:25–30) и в Сихеме (24:25) 321 . Итак, в соответствие с указанием Моисея ( Втор. 27:12–13 ), «шесть колен взошли на вершину горы Гаризим и другие шесть колен – на вершину горы Гевал. Священники, левиты и ковчег оставались внизу, между (двух гор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ибо так Бог сказал ему: «удались из земли твоей, и от родства твоего, и из дому отца твоего в землю, которую покажу тебе. И сделаю тебя народом великим; и благославлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и проклинающих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земли» ( Быт.12:1–3 ). И опять, по разделении его с Лотом, сказал ему Бог: «подыми глаза твои, и взгляни с места, где ты теперь, к северу и югу, и к востоку и морю: ибо всю землю, которую ты видишь, отдам тебе и семени твоему на век. И соделаю семя твое как песок земной: если можно сосчитать песок земной, то и семя твое сочтется» ( Быт.13:14–16 ). И еще сказано: «вывел Бог Авраама и сказал ему: взгляни на небо и сосчитай звезды, если можешь счесть их, – так будет семя твое. И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Быт.15:5–6 ). За веру и гостеприимство был дан ему в старости сын, но он из послушания принес его в жертву Богу на одной из показанных ему Богом гор. Глава XI За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серою; и тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него, а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни. Так, вышедшая с ним жена его, поскольку была других мыслей и несогласна с ним, поставлена во знамение, – она сделалась соляным столбом, и осталась даже до сего дня, чтобы все знали, что двоедушные и сомневающиеся о могуществе Божием служат примером суда и знамением для всех родов. Глава XII За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница. Когда Иисусом Навином были посланы соглядатаи в Иерихон, и царь земли той узнал, что они пришли осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы, схватив, предать их смерти. Но гостеприимная Раав, принявши их к себе, скрыла наверху своего дома в снопах льна. И, когда посланные от царя явились к ней и говорили: люди пришли к тебе, соглядатаи земли нашей, выведи их, так повелевает царь, то она отвечала: приходили ко мне два человека, которых вы ищете, но они скоро ушли, и теперь в пути; – таким образом, она не показала их посланным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» ( Сир.46:15 ). Христос передал славу Свою угодникам: «Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» ( Ин.17:22 ). Праведников почитает даже Бог Отец: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Угодников прославляют люди: «мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). »народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли: «Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Ангелов всегда прославляли люди. Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:18 ). Поклонение Ангелам: Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу ( Нав.5:14, 15 ). Праведный Маной поклонился Ангелу ( Суд.13:20 ). Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу ( Дан.10:9, 15 ). Поклонение угодникам: Ученики поклонились Елисею ( 4Цар.2:15 ). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам ( Ин.17:22 ). Страж темничный – Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). Поклонение преселившимся угодникам: Саул поклонился Самуилу ( 1Цар.28:14 ). Просьба молитвы Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 , ср. Кол.4:3 ). «не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). Значение молитвы угодников Божиих: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак.5:16–18 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама ( Быт.20:7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010