В Ветхом Завете говорится также о деятельности Божьей в образе особого Ангела Господня. Мы знаем из Св. Писания, что Бог создал ангелов, и слово ангел означает вестник. Однако в некоторых местах Ветхого Завета показано, что у Бога есть особый Ангел, который говорит и действует так, как будто Он Сам есть Господь. В свете Нового Завета, можно сказать, что, по всей вероятности, этим Ангелом Господним есть вторая Личность Святой Троицы. Мы обратим внимание на следующие примеры. В книге Бытие, в 16-й главе говорится о явлении Ангела Господня Агари, служанке Сарры. После того, как Агарь родила сына Аврааму, она стала презирать Сарру за её бесплодие. Сарра начала притеснять её, и Агарь убежала в пустыню. Там явился ей Ангел Господень и говорил с ней. Хотя в стихах 7, 9, 10 и 11 он назван Ангелом Господним, в стихе 10 всё же показано, что когда он говорит, это значит, говорит Сам Господь: «Умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множе-ства». (Это подобно тому, когда с Авраамом говорил Сам Господь, как записано в Быт. 17:2–7 – «И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя».) После того как описание разговора Ангела с Агарью заканчивается ( Быт. 16:7–12 ), мы читаем: «И нарекла Агарь Господа, который говорил с ней, сим именем: Ты Бог видящий меня » ( Быт. 16:13 ). И писатель книги Бытие, и Агарь признают, что говоривший с ней Ангел Господень, – Господь и Бог. Дальше, в 31-й главе книги Бытие мы находим, что Ангел Господень явился патриарху Иакову и говорил с ним во сне. Хотя в 11-м стихе сказано, что это был Ангел Божий, но когда Он говорит с Иаковом, Он говорит, как Бог и называет Себя Богом: «Я вижу все, что делает Лаван с тобою. Я Бог, явившийся тебе в Вефиле , где ты возлил елей на памятник и где дал Мне обет». Получается, что этот Ангел – одновременно и вестник от Бога, и Сам Бог. В свете Нового Завета, это можно понять только так, как явление Сына Божия, Который отличен от Отца как Личность, но един с Ним в Божестве. В жизни патриарха Иакова был ещё один случай встречи с Ангелом Божиим, который на самом деле был Бог. Это описано в книге Бытие: «И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня ; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя , пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом , и человека одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое . И Он сказал: на что ты спрашиваешь об имени Моем? И благословил его там и нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл: ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32:24–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

В целом, можно сказать, что в образе ангела Господня различимы черты, характерные, с одной стороны, для наиболее древней ангелологии, в которой, в каждом случае явления ангелов, акцент делался на факте Божественного посланничества, а с другой – присущие поздней ангелологии, развившейся после освобождения Израиля из вавилонского плена. Раввинистическая экзегеза видела в образе ангела Господня то лишь одного из ангелов, то явления Самого Бога, а иногда толковала его как прямое указание на присутствие Божие. Обратимся к текстам. В отрывке Быт.16:7–13 ангел Господень является Агари, сбежавшей от Сарры. В тексте сначала несколько раз (ст. 7, 9–11) говорится об «Ангеле Господнем», а в заключении сказано: «И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» ( Быт.16:13 ). Вновь ангел Господень появляется в сцене жертвоприношения Исаака ( Быт.22:10–18 ). Он же говорит с Иаковом во сне ( Быт.31:11–13 ), возвещая: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет» (13). То же самое в эпизоде явления Моисею Неопалимой купины ( Исх.3:2–6 ), где сначала говорится: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (2), а затем сказано: «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста» (4) 10 . В свете развития, которое получило осмысление отношений Бога со Своим народом, особенно в послеплененный период, ряд текстов был подвергнут определённой редакции, в смысле прямого и полного отождествления ангела Господня с Самим Богом (см. Исх.4и Ис. Нав.6:14–16 ). Подобная трансформация произошла и в греческом тексте Септуагинты. Филон Александрийскии подчёркивает абсолютную трансцендентность Бога и Его совершенную имманентность в Его силах и энергиях. В образе ангела Господня он, в частности, видит явление Логоса. В схожих богословских рассуждениях отцы александрийской школы отождествили ангела Господня с Логосом, Вторым Лицом Святой Троицы. Священномученик Ириней Лионский и блаженный Феодорит Кирский показали, что Бог подготавливал людей к Воплощению посредством многочисленных преобразовательных богоявлений. Они считали, что образ ангела Господня является одним из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

« И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! » ( Быт.43:29 ). Здесь он называет Вениамина сыном своим – это тоже оплошность, он – его брат! У Вениамина отец – Иаков, и Иосиф тут дважды как бы оскорбляет отца, возвышая себя над ним: первый раз он стерпел, что его отца называют его рабом, второй раз себя ставит на положение отца Вениамина. « И поспешно удалился Иосиф (он, наверное, понял, что он как-то не так разговаривает, как-то не так реагирует на ситуацию! У него все смешалось внутри, тем более, он увидел брата единокровного и по матери и по отцу. – О. С.) , потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там » ( Быт.43:30 ). Здесь, конечно, мы начинаем понимать характер Иосифа: он не озлобился! Он сидел в тюрьме достаточно долго, но он не озлобился, он сохраняет чувствительность, он плачет, когда слезы подходят к его глазам. Но ему надо привести себя в порядок, потому что братья же могут догадаться! « И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье » ( Быт.43:31 ). Здесь, наверное, переводчики просто не знали, как перевести это слово. « Скрепился » – это значит, что он мобилизует все свои силы, то есть он на пределе такого момента, когда может сам себя разоблачить! Ему тяжело вести этот диалог… Ведь это же воспоминания, это чувства определенные нахлынули на него!.. « И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян » ( Быт.43:32 ). Вот здесь мы видим, что Иосиф соблюдает заповеди дома Иакова: он не ест вместе с язычниками. Мотивация у него может быть такая, что он «слишком великий», чтобы с ним тут ели какие-то его рабы. Но и братьям он делает отдельный стол, потому что он понимает, что и они тоже не должны есть с язычниками. Кстати, в Новом Завете содержатся очень серьезные запреты на взаимоотношения с людьми другой веры. Сказано: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). Сказано, что нужно с осторожностью общаться с ними, «гнушаясь даже одеждою…» ( Иуд.1:23  ). И еще сказано: «…даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). Совместная трапеза – это проблема. Не каждого человека надо пускать за свой стол, где с вами едят ваши дети, ваши родные и близкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

3:15). Ибо написано: «явился ему Ангел Господень в пламени огня» (Исх.3:2). Но Писание, поставивши прежде в этом повествовании имя Ангела, потом вводит глас Божий, говоря: «сказал» Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама» (Исх. 3:6); и немного ниже: «Я есмь Сущий» (исх. 3:14). Кто же это — вместе и Ангел и Бог? Не Тот ли, о Котором мы научены, что «нарекут имя Ему: Чудный, Советник» (Ис. 9:6)? Я думаю, что на это не нужно больше доказательств: для Христолюбцев довольно и этого указания; а для неизлечимых не будет никакой пользой от множества слов. Конечно, Господь соделался великого совета Ангелом после; но и прежде не почитал Он недостойным Себя называться Ангелом. Ибо, не в одном этом месте находим, что Господь наш наименован в Писании и Ангелов и Богом; но и Иаков, рассказывая женам о своем видении, говорит: «Ангел Божий сказал мне во сне» (Быт. 31:11); а потом, немного ниже, от лица того же Ангела: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник» (Быт. 31:13). Но там, при столпе, сказано было Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:13). Итак, Тот же, Кто там назван Ангелом, здесь говорит, что Он явился Иакову. Из этого всякой ясно может видеть, что где один и тот же назван и Ангелом и Богом, там указуется Единородный, Который в каждом роде являет Себя человекам, и возвещают волю Отца святым Своим. Поэтому и в лице Того, Который, явившись Моисею, наименовал Себя Сущим, должно разуметь не иного, как Бога — Слово, Сущего в начале у Бога (Ин. 1:2).    Но говорящие «неправду в высоту» (Пс. 72:8) не устрашились наречь Сына не сущим. «Сказал безумец в сердце своем: (Пс. 13:1); а они, дерзнув наименование Бога не существующим, не только это помыслили, с лукавством (Пс. 62:8), и даже не усомнились предать писанию для последующего времени. А как они видят, что и самые бесы не отвергают бытия Божия (Иак. 2:19); то, возращаясь мыслью назад к прежнему времени, там исполняет свое нечестивое желание, хульно утверждая, что некогда не было Сына, как будто Он не существовал по Своему естеству, а приведен в бытие Богом по благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Весь видимый и невидимый мир – небо, земля и бесплотные духи созданы единым Творцом, всемогущим Богом, и венцом всех Божьих творений, владыкой всего, существующего на земле поставлен человек ( Быт. 1:28 ), созданный совершенно иначе, чем все прочие живые твари. Животных, по повелению Божию, произвела вода и земля ( Быт. 1:20–25 ), а человека создал Сам Бог по образу и по подобию Своему, дав ему живую душу, почему человек и состоит из двух начал –из тела и души: «и сотворил Бог человека, говорится в Св. Библии, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил... И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 1:27; 2:7 ). Из этих слов Св. Писания видно превосходство человека над животными и отличие их по разумной душе, а также и то, что если тело человека создано из земли, то душа его сотворена совсем иным способом –Божеским дуновением, почему тело и душа совершенно различные составные части человека, хотя и созданы вместе. Что душа, или дух человека, начало самостоятельное и отличное от тела, это ясно видно из многих мест Св. Писания. Екклезиаст так, напр., говорит о смерти человека: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (12:7). Ап. Иаков учит о душе и теле человека: «тело без духа мертво» ( Иак. 2:26 ); значит, душа оживотворяет тело. «Мы желаем, говорит ап. Павел, лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:1–9 ). После смерти человека душа его живет разумной, сознательной жизнью, что видно, напр., из того, что давно умерший Моисей (Вт. 34:5–6) и Илия, взятый с телом на небо, беседуют со Христом во время преображения Его на горе Фаворе ( Лк. 9:28–31 ); умершие первосвященник Ония и пророк Иеремия молятся о народе иудейском ( 2Мак. 15:12–14 ); умерший богач просит помощи у Авраама себе и живым на земле братьям своим ( Лк. 16:19–31 ); находящиеся в аду души ветхозаветных людей слушают проповедь явившегося им Спасителя мира ( 1Пет. 3:18–20 ), а умершие святые окружают на небе престол Бога, поклоняются и поют Ему новую песнь ( Отк. 5:8–9; 7:9–11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И еще говорит Писание: “Явился Иакову Ангел Божий и сказал: Иаков! Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог твой”(Ср.: Быт. 31, 11–13.). Вдумайся в написанное: “Я Бог твой”. Ангелы — создания Бога, но не Бог, поэтому ангел не может сам себя назвать Богом. Ибо ангелы знают, что тот, кто раньше назывался Денницей благодаря своей светлости, только возжелал уподобиться Вышнему — и стал вечной тьмой из-за своей гордости. И Адам тогда был осужден на смерть, когда поддался наущению змея, сказавшего: “Вы будете, как боги”(Быт. 3, 5.). Разве может ангел назваться Богом? Немного далее в книге Бытия сказано: “И остался Иаков один. И боролся Муж с ним до появления зари… И нарек Иаков имя месту тому: Образ Бога; ибо, говорил он, я видел Ангела лицом к лицу и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда отошел Образ Бога”(См. Быт. 32, 24, 30–31. В большинстве славянских редакций Библии и в Синодальном русском переводе — “Я видел Бога лицом к лицу”;  Ангелом называет боровшегося с Иаковом прор. Осия (Ос. 12, 4). В Синодальном переводе: “Боролся Некто с ним”.). Вначале сказано: “И боролся Муж с ним”, — речь идет о том, что Бог явился Иакову в человеческом образе. Когда Иаков говорит: “Я видел Ангела лицом к лицу”, — то он свидетельствует о явлении Бога в образе Ангела. Когда же говорится: “И взошло солнце, когда отошел Образ Бога”, то этим свидетельствуется, что никто иной, но Сам Бог явился Иакову. И в Писании многократно говорится о том, что Иаков боролся с Богом. Итак, Бог являлся и в образе Человека, и в образе Ангела! В книге Судей сказано: “Явился Ангел Господень жене Маноя и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына… Жена пришла и сказала мужу своему… Маной помолился Господу, чтобы вновь тот человек пришел к нему. И пришел к нему… Маной хотел, чтобы тот поел хлеба, пошел заколоть для него козленка, — ибо считал того простым человеком, — Ангел же сказал ему: Я не буду есть хлеба твоего. Я есмь хлеб жизни” . Что может быть правдивее этого свидетельства? В Евангелии Сын Божий говорит о Себе: “Я есмь хлеб жизни”(Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И еще говорит Писание: «Явился Иакову Ангел Божий и сказал: Иаков! ...Я вижу все, что Лаван делает с тобою; Я Бог твой»: (Ср.: Быт. 31:11—13). Вдумайся в написанное: «Я Бог твой». Ангелы — создания Бога, но не Бог, поэтому ангел не может сам себя назвать Богом. Ибо ангелы знают, что тот, кто раньше назывался Денницей благодаря своей светлости, только возжелал уподобиться Вышнему — и стал вечной тьмой из-за своей гордости. И Адам тогда был осужден на смерть, когда поддался наущению змея, сказавшего: «Вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Разве может ангел назваться Богом? Немного далее в книге Бытия сказано: «И остался Иаков один. И боролся Муж с ним до появления зари... И нарек Иаков имя месту тому: Образ Бога; ибо, говорил он, я видел Ангела лицом к лицу и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда отошел Образ Бога» (См. Быт. 32:24, 30—31).. Вначале сказано: «И боролся Муж с ним», — речь идет о том, что Бог явился Иакову в человеческом образе. Когда Иаков говорит: «Я видел Ангела лицом к лицу», — то он свидетельствует о явлении Бога в образе Ангела. Когда же говорится: «И взошло солнце, когда отошел Образ Бога», то этим свидетельствуется, что никто иной, но Сам Бог явился Иакову. И в Писании многократно говорится о том, что Иаков боролся с Богом. Итак, Бог являлся и в образе Человека, и в образе Ангела!    В книге Судей сказано: «Явился Ангел Господень жене Маноя и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына... Жена пришла и сказала мужу своему... Маной помолился Господу, чтобы вновь тот человек пришел к нему. И пришел к нему... Маной хотел, чтобы тот поел хлеба, пошел заколоть для него козленка, — ибо считал того простым человеком, — Ангел же сказал ему: Я не буду есть хлеба твоего. Я есмь хлеб жизни» (Ср.: Суд. 13:3, 6, 8—9, 15—16). Что может быть правдивее этого свидетельства? В Евангелии Сын Божий говорит о Себе: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Здесь мнимый ангел, а в действительности — Сын Божий, также говорит: «Я есмь хлеб жизни». Далее в Писании говорится: сказал Маной жене своей: «О, жена, верно мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... почему и получил его в предзнаменование» ( Евр.11:17–19 ), – в предзнаменование того, что в конце времен Сын Божий принесен будет Отцом Своим в жертву за грехи людей; умрет на кресте и в третий день воскреснет. в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (Евр.11:20–22) Эти праотцы в своих отцовских благословениях и завещаниях выразили веру в то, что Бог даст им обетованную землю, т. е. поверили в Божии обетовании. Исаак, благословляя, поставляет первым Иакова за его добродетель, выражая этим веру в будущее торжество Правды Божией ( Быт.25:27–30 ), Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа, Ефрема и Манассию, предсказав тем самым, что они войдут в число 12 колен Израилевых (вместо Левия и Иосифа): «и поклонился на конец жезла своего», т. е. выразил веру в обетования Божии праотцам, а через них поклонился и Самому Мессии ( Быт.47:31 ). Так и Иосиф дал повеление о перенесении костей своих в землю ханаанскую, потому что верил в обетования Божии ( Евр.11:22 ; Быт.50:24–25 ). г) Пример веры Моисея (Евр.11:23–29) Так же подробно, как веру Авраама, изображает Апостол веру Моисея – столь же уважаемого вождя народа израильского ( Исх.2–14 гл.). Верою Моисей чудесно спасся в детстве, ибо родители его не убоялись повеления фараона, но, видя красоту отрока, не отдали умертвить его. Здесь действовала не одна любовь родительская, но верой они чувствовали, что столь прекрасное дитя предназначено Богом к чему-то необычайному. И сам Моисей верою перенес многие скорби и изгнания, ибо он, как и Христос, не за себя страдал, а для освобождения и славы угнетенного народа Божия, веруя в его особую миссию. Скорби Моисея Апостол назвал «поношением Христовым», которое Моисей почитал «большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние» ( Евр.11:26 ). «Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их» ( Евр.11:28 ). Вера Моисея была в том, что он уповал на будущее спасительное пролитие Крови Мессией, ибо откуда бы он знал, что кровь овчая остановит смерть? Апостол этим как бы хочет сказать: если тогда кровь овчая сохранила сынов Израилевых невредимыми, то не тем более ли может спасти нас Кровь Христова, Которой помазуем не косяки дверей, но души наши, ибо и сейчас губитель ходит для погубления душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Вот Сихем. В Сихеме была изнасилована девятилетняя Дина, дочь Иакова, которая пошла посмотреть, как живут жители этой области. Принц Сихема влюбился в эту маленькую Дину, забрал ее к себе, надругался над нею, но потом испугался из-за содеянного, и начались переговоры. Братья Дины Левий и Симеон, которые были братьями ей и по отцу, и по матери, узнали, что сделали с девятилетней Диной, и решили отомстить. Они сказали жителям Сихема: «Не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас» (Быт. 34: 14). И все жители Сихема обрезались. А когда человек совершает обрезание, то по особенностям физиологии три дня он лежит в горячке, ему очень тяжело передвигаться. И вот когда обрезанные жители находились в горячке, Левий и Симеон, братья этой девочки, вырезали всех мужчин Сихема. А потом отдали весь этот город на разграбление своим другим братьям (см.: Быт. 34: 18–31). Они, конечно, имели право отомстить насильнику за сестру, но без этой крайней жестокости! Позже патриарх Иаков скажет о них: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7). Сихем – это и «дубрава Море», место между горою Гаризим и горою Гевал. При входе в землю обетованную потомки Авраама проклинали грешников на горе Гевал и благословляли на горе Гаризим (Втор. 11: 29). И Аврам останавливается в Сихеме, он – Божий пророк. «И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12: 6). А почему Моисей употребляет эту фразу: «в этой земле тогда [жили] Хананеи»? Вот если, например, мы выйдем на улицу, и я скажу: «А вот тут недавно стояли узбеки и чеченцы», что это значит? Это значит, что они ушли! А когда Моисей пишет, что на той земле тогда еще жили Хананеи, имеется в виду, что они и тогда еще продолжали жить, когда Моисей писал эти слова. Этим самым бытописатель Моисей показывает, что Хананеи захватили эту землю. Помните, как в Книге Деяний сказано: «От одной крови (то есть от крови Адама. – прот. О.С. ) Он (то есть Господь. – прот. О.С. ) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26)? И вот эта земля, святая земля, была предназначена для потомков Сима, Евера и Авраама. Поэтому здесь и сказано: «В этой земле тогда жили хананеи» – то есть жили незаконно.

http://pravoslavie.ru/99067.html

Глава 50 Плач по Иакову Быт.50:1 . Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. Картина оплакивания Иосифом отца невыразимо трогательна. «Видишь ли нежную любовь сына? Видишь ли любовь пламенную?» ( Иоанн Златоуст , 721). Быт.50:2–3 . И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней. Бальзамирование – этот специфически египетский обычай – совершается над телом Иакова не столько в силу его положительного завещания бальзамировать его, как полагали раввины, сколько – для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан. Бальзамирование совершают врачи (евр.: ropheim, νταφιαστα, слав.: «погребатели») из числа придворных Иосифа. По Геродоту, подробно описавшему бальзамирование, оно совершалось специалистами, ταφιχευτα, и имело 3 формы, различавшиеся по степени кропотливости работы и дороговизны материалов (первый и самый дорогой способ обходился в талант серебра, 2-й только в 50 мин). Продолжительность операции бальзамирования была, по Диодору Сицилийскому и Геродоту, от 30 до 70 дней; по библейскому рассказу – 40 дней, которые с прибавлением 30 других дней плача (30 дней оплакивали евреи Аарона, Чис. 20:29 , и Моисея, Втор. 34:8 ), обозначаются, как 70 дней плача над Иаковом. Быт.50:4–6 . Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. По личному своему делу и находясь притом в состоянии (ср. Эсф. 4:2 ) нечистоты (по соприкосновению с мертвым), Иосиф не решается просить у фараона отпуска лично, а делает это через придворных фараона, сообщая им (в свободном пересказе) завещание Иакова ( Быт. 47:29–31 ) о погребении его в Ханаане и отклоняя тем подозрение египтян в государственной измене, весьма возможное при напряженно враждебном отношении их к хеттеям Палестины. Фараон разрешает Иосифу путешествие в Ханаан, но (ст. 7–8), вероятно, не ради одной помпы погребальной процессии и из одного внимания к семейному горю Иосифа, но и для гарантии себя от отложения Иосифа и возможной попытки его остаться в Ханаане, посылает с ним большой конвой и многих придворных, равно и для последней же цели оставляет в Египте детей евреев и скот их, чего требовал от Моисея и евреев и позднейший фараон, угнетатель евреев ( Исх. 10:11 ). Перевезение тела Иакова в Ханаан

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010