Это было первым проявлением предвозвещенной Богом вражды между Семенем жены и семенем змия, проходящей через всю историю человечества, как это прекрасно выясняет и Иоанн Богослов в одном из своих посланий ( 1Ин. 3:10–12 ). Суд и наказание Каина Быт.4:9 . И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? По примеру суда над падшими прародителями ( Быт. 3:9 ) и суд над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании. Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос. Быт.4:10 . И сказал [Господь]: что ты сделал? Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие. голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога ( Быт. 18:20–21, 19:13 ; Исх. 3:9 ; Иов. 24:12 ; Иак. 5:4 ; Евр. 5:7 ). «Кровь Авеля вопиет, т. е. требует отмщения ( Откр. 6:9–10 ), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою ( Евр. 11:4 ), поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет). В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием. Быт.4:11 . и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Архив Пн Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

Говоря проще: «Извини! Мне пора на Службу!!!» Вот здесь «боролся с Богом» – это не значит «боролся против Бога». То есть: ты был на стороне Бога. Но все-таки дилемма сложная существует: слово «Израиль», как мы уже выше заметили, можно перевести и как «тот, который воюет на стороне Бога», и как «тот, который воюет против Бога». Ведь в чреслах Иакова – весь еврейский народ, и там не только двенадцать апостолов… Но борьба-то прекращается когда? Когда заря взошла! Когда Христос явится в этот мир, и сами иудеи уверуют через проповедь пророка Божьего Илии и покаются перед Богом, потому что семя пророков неизбежно даст о себе знать. Итак, мы можем перевести слово «Израиль» и как «воин Божий», и как «воюющий с Богом». « Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя » ( Быт. 32:29–30 ). Он видел действительно некий Лик, но чье это лицо? Если этот Ангел был Ангелом Хранителем Исава (толкование Златоуста), то дальше мы этому найдем и подтверждение. Когда он встретит Исава – они же не виделись много лет! – он скажет: «… ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне » ( Быт. 33:10 ). Когда «и ты был благосклонен ко мне» ( Быт. 33:10 )? А тогда, когда после борения и благословил Иакова. Но! Как я уже неоднократно говорил, одно истолкование не исключает другое! И вот далее сказано очень интересно: « И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое » ( Быт. 32:31 ). «И взошло солнце» ( Быт. 32:31 ) – это у нас написано. А дословный перевод будет: «И взошло ему солнце». Как это: ему взошло солнце? Что, ему персонально, что ли? Ну, солнце вообще-то для всех восходит! Как это понять? А вот получается так, что помощь пришла тогда, когда он уже проигрывал эту молитвенную битву! Когда будут дни антихриста – это будут самые тяжелые дни! И когда мы будем думать, что уже проигрываем, неожиданно для нас, православных, взойдет Солнце правды – Христос явится! Сын Божий учит о последних днях: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Третий период обильных и великих чудес, описание которых мы часто встречаем при чтении Евангелия и Деяний Апостольских, был при Христе и Апостолах. Эти чудеса были нужны для создания Новозаветной Церкви. И последний период обильных чудес будет при конце мира, когда во времена антихриста, ещё до прихода Христа, Божьи пророки Енох и Илия будут творить великие знамения и чудеса (см. Откр.11:3–6 ) в противовес чудесам, которые будет творить лжепророк (см. Откр.13:13–14; 19:20 ). Кроме того, Бог через Своих Ангелов будет карать землю необычными способами (см. Откр. 6 и 16 гл.), а затем Сам явится, поразит антихриста и его армию ( Откр.19:19–21 ) – т.е. явит множество великих чудес, как писал Ездра: «...времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями» ( 3Езд.9:6 ). Необходимость обильных чудес во все указанные четыре периода истории человечества вполне понятна и обоснована, но наличие таких периодов интенсивных чудотворений вовсе не обозначает, что все остальное время Бог не совершает вообще никаких чудес. И мы знаем, что в промежутках между этими четырьмя периодами также происходили чудеса. От сотворения мира до Моисея (то есть между первым и вторым периодом обильных чудотворений) совершались чудеса: Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ); восхитил Еноха живым на небо ( Быт.5:24 ); навел на землю потоп ( Быт.6:17 ); смешал языки на земле ( Быт.11:6–9 ); являлся Каину, Аврааму, Иакову и говорил с ними ( Быт.4:9–16; 12:7; 18:1–33; 35:9 ). От Моисея до Христа также происходили чудеса: Иисус Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ); стены Иерихона пали вопреки законам природы ( Нав.6:19 ), а однажды, когда Израиль воевал с Аморреями, «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали» ( Нав.10:11 ). Много чудес происходило также от ковчега завета, о чём уже упоминалось. Много чудес совершалось и пророком Илией, который воскрешал мёртвых, закрывал небо, чтобы не было дождя, низводил огонь с неба, останавливал реку и творил много других чудес, равно как и его слуга, ученик и преемник пророк Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Быт. 48:15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Быт. 48:16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; Комментаторы находят в словах Иакова троекратное воззвание к Богу, намекая на таинство Святой Троицы. Заметим, во-первых, что «Ангел, избавляющий меня от всякого зла», есть Ангел-избавитель пророка Исайи ( Ис. 43:14 ); Ангел завета пророка Малахии ( Мал. 3:1 ); Ангел, «в котором имя Господне» ( Исх. 23:20–21 ); Ангел, боровшийся с Иаковом ( Быт. 32:24 ; см. второй комментарий к Быт. 32:24 ). Три воззвания суть: Бог, пред которым ходили отцы мои! Бог, пасущий меня до сего дня! Ангел, избавляющий меня от всякого зла! Глагол, относящийся ко всем трём воззваниям, «да благословит», стоит не во множественном числе, показывая, что все три едино суть (замеч. Лютера). да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, Кажется, торжественное принятие детей Иосифа, рождённых от дочери жреца египетского, в семью Израиля было необходимо, быть может, ввиду готовых возникнуть между братьями споров о непринадлежности к их семье обетования, как не были приняты в эту семью дети Агари, дети Хеттуры, дети Исава от хеттеянок. и да возрастут они во множество посреди земли. Быт. 48:17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; Обряд рукоположения как знак благословения и преподания благодатных даров, в первый раз являющийся, замечает митрополит Филарет, над сынами Иосифа, постоянно сохранялся в церкви израильской и передан в церковь христианскую ( Чис. 8 – посвящение левитов; Чис. 27:18–23 – постановление Иисуса Навина преемником Моисею; у Матфея ( Мф. 19:13 ) – при благословении детей; Деян. 6 – при посвящении диаконов; Деян. 13 – при отделении Павла и Варнавы на проповедь и др.). Правая рука всегда считалась важнее левой; по крайней мере, почётное место всегда было на правой стороне монарха или властелина ( 3Цар. 2:19 ; Пс. 44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Действительно, раз уже он следовал мнению Семидесяти, то ему должно было, – как это и нами сделано, – присоединить и имя Божие. А если он как Еврей из Евреев считал самым верным то, что почитал на собственном языке, то он не должен был присоединять слов: всякий и: на древе, которых нет в Еврейском [списке]. Поэтому мне кажется, что или Еврейские книги некогда имели нечто иное, чем теперь [имеют], или Апостол, – как я уже прежде сказал, – излагал только смысл Писаний, а не слова их; или же, – что более имеет правдоподобия, – и в Еврейских, и в наших собраниях священных книг кем-то прибавлено имя Божие, чтобы покрыть нас бесславием за то, что мы веруем во Христа, якобы проклятого Богом. Итак, я смело выступаю на это состязание и, ссылаясь на книги, утверждаю, что никто не был проклят от Бога, и что там, где полагается проклятие, там никогда не присоединяется имени Божия. Змею говорится: Проклят ты от всех зверей земных ( Быт.3:14 ); и Адаму говорится; Проклята земля в делах твоих ( Быт.3:17 ); а Каину: Проклят ты на земле ( Быт.4:11 ); и в другом месте: Проклят отрок Ханаан, рабом будет братьям своим ( Быт.9:25 ); и ещё в другом месте: Проклят гнев их, ибо он жесток, и ярость их, ибо она свирепа ( Быт.49:7 ). Было бы очень долго, если бы я стал перечислять все проклятия, которые описываются в книгах Левит, Второзакония и Иисуса Навина; и, однако, ни в одном из них не прибавлено имени Божия, так что даже сам Сатана, когда даёт поручительство за Иова, что тот под гнётом величайших страданий будет богохульствовать, высшую степень этого выразил словами: Если он не благословит Тебя в лице ( Иов.1:11 ). И в книге Царств Навуфей изображается побитым камнями потому, что он благословил Бога и царя ( 3Цар.21:10 ), (в Русск.: хулил). Впрочем, никого не должно смущать, что Христос ради нас сделался проклятием, потому что и Бог представляется сделавшим Его проклятием; Он Сам сделал Его грехом за нас (ибо Христос не знал греха); и Христос по происхождению от полноты существа Отца уничижил Себя, принимая внешний вид раба ( Флп.2:7 ): Он по жизни был мёртв, и премудрость Божия названа была безумием, так что неразумное Божие было мудрее людей ( 1Кор.1:25 ) и в шестьдесят восьмом псалме Он говорит о Себе: Боже, Ты знаешь моё неразумие, и грехи мои не скрыты от Тебя ( Пс.68:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Евр.11:5 . Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти 2881 ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, – то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжении трехсот лет до своего переселения ( Быт.5:21–24 ср. Сир.44:15 ). —297— Евр.11:6 . А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, – не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 2882 Евр.11:7 . Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, – и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, – и та же вера соделала Ноя наследником обетования ( Быт.6:8 сл.). Евр.11:8 . Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. Евр.11:9 . Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, – в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того ( Быт.12:1 сл.). Евр.11:10 . Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющего твердые основания, коего художник и строитель есть Бог. Евр.11:11 . Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже бесплодная, родила 2883 то есть, силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это всё совершилось с нею потому, что она, живя среди —298— Хананеев язычников, верным почитала Того, Кто обещал ей дать это ( Быт.17:19 ). Евр.11:13 . По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, – как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас ( Быт.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

проф. Констанция Карасар С нами Бог. Пособие по катехизации для детей среднего школьного возраста 11–12 лет. Часть 1. Уроки 1–18 Источник 1. Страна Библии Священное Писание повествует о Боге и Его народе. Мы узнаем о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Будем вместе читать о Его жизни и учении, познакомимся со страной, где Он жил, где была написана Библия . Постараемся понять получше, что говорит нам Господь, чего Он ожидает от нас: того, чтобы и мы последовали Его словам и Его жизни.     Поиск нужного места в Священном Писании Когда мы хотим указать какое-либо место в Библии , мы даем сноску, которая вот как выглядит: Быт.12:1–3 . Начальное слово указывает на ту книгу Священного Писания, где данное место находится. Первое число определяет главу из этой книги, а последующие числа стихи из данной главы. Попробуйте найти указанное место, вложите между страниц закладку, чтобы его сразу можно было отыскать. Найдите еще несколько мест, прочтите и заложите их закладками: Быт.2:4–14 ; Быт.11:31–32 ; Быт.12:4–10 ; Быт.21:1–3 Библия – очень большая, в нее входит много книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Нужную книгу можно найти по оглавлению. Оглавление Ветхого Завета находится в самом начале Библии , а оглавление Нового Завета хорошо отметить для удобства закладкой. Начало и обетование «Пойди из земли твоей, от родства твоего и от дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе ». «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные». Так сказал Бог человеку по имени Аврам. Позже Он дал ему новое имя – Авраам, означающее «отец множества народов». Бог избрал Авраама прародителем и вождем народа Божия. Мы можем прочесть слова Божии, обращенные к Аврааму, в первой книге Ветхого Завета 1 . Откройте эту книгу и напишите здесь ее имя: Обетование Божие Своему народу Жизнь Авраама и на самом деле явилась началом. Бог назвал его первым патриархом или «отцом народа» израильского. Следом за Авраамом, его сыном Исааком и внуком Иаковом (Израилем) многие поколения людей получали Божие обетование – о том, что Он спасет народ Свой от греха и смерти, отравивших земное существование. Спустя столетия Иисус Христос – Сын Божий, потомок праотца Израилева Авраама – пришел, чтобы родиться на земле как наш Господь и Спаситель. Он принес новую, возрожденную жизнь всем. Авраам вверяет себя Богу

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Читая следующие места из Библии, мы находим о душе животных выражения такого рода: Бог повелевает воде, да произведет пресмыкающихся, душу живую («нефеш гаиа») (Быт. 1, 20, 21). И сказал Бог: да произведет земля душу живую («нефеш гаиа») (Бьгг. 1, 24). А всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся на земле, в котором душа живая («нефеш гаиа»), дал Я зелень травную в пищу, и стало так (Быт. 1, 30). Бог поставляет завет свой с человеком и со всякою душою живою («нефеш гаиа»), которая с ним, с птицами, и со скотами (Быт. 9, 10). Потоп истребляет все, что имело дыхание духа жизни (Быт. 7, 22). Параллельно с этими и другими подобными местами можно поставить равнозначные им слова из книги Левит, где говорится о крови животных, как об их душе (Лев. 17, 11, 14). Совершенно другими словами в Св. Писании выражается понятие о душе человека, например: Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее («руах») (Иов. 34, 14); Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается («руах») (Пс. 77, 39). В Св. Писании можно найти много подобных мест, говорящих о душе человека как об особой духовной сущности, указывающих характерные свойства человеческого духа. В некоторых изречениях Св. Писания понятие о душе человека приравнивается к понятию разума («бинах»): И дух разумения моего ответит за меня (Иов. 20, 3); дыхание Вседержителево, научающее меня (Иов. 32, 8). «О духовной природе человека». Малеванский. Православное Обозрение. 1873. С. 794. Душа человека - образ Божий На основании свидетельств Божественного Откровения христианская догматика принимает за основное положение и исходный пункт для развития своего учения о душе человека ее духовность, в чем ясно полагается первое существенное отличие духовной сущности человеческой природы. Развивая далее свое учение о богоподобной духовной сущности человека, христианская Церковь тем самым ясно намечает другие существенные черты ее отличия от начала, одушевляющего природу животного мира. По изображению пророка Моисея, душа человека как высшее духовное начало носит на себе Божественный отпечаток, или, что то же, образ Божий (Быт. 1, 26-27; 2, 7). Вследствие этого душа человека обладает всеми отличительными особенностями, которые присущи высочайшему Существу Бога, хотя, конечно, несравненно в меньшей степени — насколько конечное ниже бесконечного и ограниченное — всесовершенного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010