Оставит человек, говорит Адам, отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть ( Быт.2:24 ). На основании таких, указанных браку человеческому, целей, только он назначается быть браком моногамическим или единоженственным ( Быт.1:27 . Сравн. Мф.19:6 ) и только он получает для себя благословение от Бога не в благословении, данном тварям вообще, а в особенном, исключительно относящемся к первым людям. И благословил их Бог, говорит Бытописатель, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт.1:28 ). Так и понимался брак в церкви ветхозаветной. Он всегда рассматривался, как установление Божественное и как брак моногамический. Браки полигамические бывали, но они бывали или в родах нечестивых ( Быт.4:19–24 ), или в качестве обычая, заимствованного от иноземцев. Ни Авраам, ни Исаак не были полигамистами; Иаков стал таковым только по случаю обмана со стороны дяди своего Лавана ( Быт.29:30 ). Закон терпел полигамию, но никогда ее не санкционировал. Между перворожденными от двух жен он отдает преимущество рожденному от первой жены, хотя бы она и не была любима мужем ( Втор.21:15–17 ). К той же мысли приводит и сравнение брака с союзом между Иеговой и народом. Как брак признавался установлением Божественным, так рождение детей признавалось, в свою очередь, благословением Божиим. Ева , родивши Каина, говорит: приобрела я человека от Господа ( Быт.4:1 ). Соответственно с сим, и многочадие и бесчадие признавалось делом воли Божией ( Быт.29:31 ). Многочадие принимаемо было, как милость Божия, а бесчадие – как наказание Божие. Господь всемогущий, Боже Саваоф, говорит Анна, будущая мать Самуила, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу ( 1Цар.1:11 ). Всякое, поэтому, препятствие, полагаемое рождению детей, рассматривалось, как заслуживающее смерти бесчестие ( Быт.38:10 ). Много, впрочем, содействовали такому взгляду на чадородие и мессианские ожидания, имевшие осуществиться в одном из семейств еврейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Быт.35:9–12 . И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. Здесь изображается видение Бога Иакову «впервые по возвращении... из Месопотамии» (ранее, ст. 1, было простое повеление Божье) и благословение Им Иакова. Видение это ставится в параллель с бывшим Иакову на пути бегства его в Месопотамию: то и другое видение имеет место в Вефиле, одно при начале странствования в Месопотамию и при произнесении обета Иаковом, другое – при возвращении его на родину и исполнении обета; там и здесь повторяются обетования Божии Аврааму, причем в последнем случае Бог окончательно утверждает за Иаковом имя Израиля (ср. Быт. 32:27–28 ), в чем и состоит нарочитое благословение Иакова (ст. 9–10). И как Аврааму при возвещении ему рождения сына ( Быт. 17:1 ) Бог открывается с обозначением в тексте еврейском словами Ел-Шаддай, что значит «Бог всемогущий», так же открывается теперь Иакову (ст. 11) при повторении обетования о происхождении от него множества народов; повторяется (ст. 12) и обетование о даровании потомству Авраама и Иакова земли Ханаанской. Умирая, Иаков воспоминал ( Быт. 48:3 ) вефильское событие, как высший момент жизни своей. Действительно, оно, благодаря указанному отношению к истории Авраама ( Быт. 17:1 и др.), к видению Иакова на пути в Месопотамию ( Быт. 28:12–16 ) и к таинственному богоборению Иакова в Пенуеле ( Быт. 32:24–32 ), связует в одно целое всю предшествующую патриархальную историю, представляя ее единой историей спасения, планомерно развивающеюся под непрестанным воздействием Божиим. Быт.35:14–15 . И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для определения области значений евр.   необходимо учитывать сравнения древнеевр. договоров с древневост., и прежде всего с месопотамскими, договорами. Вейнфельд выдвинул предположение, что типологически синайский З. Бога с Израилем соответствует договору-обязательству (obligatory covenant) или собственно договору (treaty), а договор Бога с Авраамом и Давидом соответствует договору-обещанию (promissory covenant) или дарственному акту (grant). В 1-м случае речь идет об обязательствах вассала по отношению к господину (treaty и синайский договор), во 2-м случае - об обязательствах господина по отношению к своим подданным или вассалам (договоры с Авраамом и Давидом). Теория Вейнфельда была очень влиятельной в 70-80-х гг. XX в., в 90-х гг. появились работы, подвергшие сомнению правомерность таких аналогий (Гэри Кнопперс и др.). А. К. Лявданский Ветхий Завет З. с первым человеком Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 171 об.) Начало З. было положено еще в раю. Согласно Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, Господь дал людям «смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его… вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» (Сир 17. 5-8, 10). Этот 1-й по времени З. был нарушен грехопадением человека (Быт 3), но как «вечный», а потому неизменный был восстановлен через обетование «семени жены» (ср.: Быт 3. 15), к-рое победит диавола и возвратит людям утраченное блаженство. З. с Ноем Такой же всемирный характер, как и З. с Адамом, имеет З. Бога с праотцем Ноем (здесь впервые в библейском повествовании встречается термин  ). Из развращенного человечества перед его гибелью Господь избирает прав. Ноя (Быт 7. 1) и Сам спасает его от вод потопа. С родоначальником нового человечества, его потомством и со «всякою душою живою» (Быт 9. 10) Бог утверждает великий З. мира (Быт 9. 9-17) как знак Своего благословения к обновленному после потопа человечеству. Гарантируя сохранение естественного порядка, смену времен года, дней и ночей, плодородие земли, сохранение жизни людей и животных (Быт 8. 21-22), этот З. способствует приготовлению человека к буд. откровениям о спасении, т. к. вносит в жизнь людей начала законности (ср.: Быт 9. 3-6). Более близкое отношение к делу спасения данный З. приобретает через благословение Ноем Сима (Быт 9. 26).

http://pravenc.ru/text/182425.html

Иудаизм Говоря об иудаизме, необходимо разделять два совершенно разных явления: ветхозаветный иудаизм, возникший с конца III тысячелетия до Р.Х., и поздний иудаизм, сформировавшийся в I–VI веках no Р.Х. Нередко, к сожалению, эти два совершенно разных и самобытных явления в религиозной истории человечества искусственно объединяют в одно, для чего, со строго религиоведческой позиций, нет достаточных оснований. 1. Ветхозаветный Иудаизм Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен этот завет, именно в этой точке впервые проявились вместе те важные элементы, которые стали впоследствии характерными особенностями религии Ветхого Завета. Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего ( Быт. 17,1 ), Бога Всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт.14:22 ), Судии всей земли ( Быт.18:25 ). Второй важный аспект – заключение Завета или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, no которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» ( Быт.17:7–8 ). Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание ( Быт.17:9–11 ). Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Оно привносит эсхатологическое напряжение, характерное для всей религии ветхозаветного иудаизма. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ ( Быт.13:16 ), что этот народ будет владеть землей ханаанской ( Быт.15:18 ), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «...и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Быт.21:25–26 . И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Спор из-за водопоя был одним из главных поводов к неудовольствию и вражде между кочевыми, пастушескими племенами древней Сирии и Палестины ( Быт. 26:20, 13:8 ; Исх. 2:16–17 ), причем нередко он велся лишь между рабами, без ведома их господ ( Быт. 13:7 ). Быт.21:30 . [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. «Мы имеем пред собой любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало еще письменности. Слова, произнесенные хотя при свидетелях, не считаются достаточными; передаваясь из уст в уста, и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращен. Надобно укрепить договор действием, которое оставалось бы в памяти» (Властов). Быт.21:31 . Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут они оба клялись Или, по-еврейски: «Беер-Шеба», что значит «колодезь клятвы», или колодезь семи (см. примеч. к ст. 23-му). Он находился в 12 милях на юг от Хеврона, на Вади-ес-Себа и пользовался глубоким почитанием ( Быт. 26:33 ; Суд. 20:1 ; 2Цар. 24:7 ; 4Цар. 23:8 ). Быт.21:33 . И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога Вечного Это насаждение Авраама понимается различно: славянский перевод, вслед за LXX, читает «ниву " , Вульгата – nemus, иные – дуб, или дубовую рощу; но большинство ученых видит здесь указание на местное растение «тамариск» из породы кустарников, которое своим вечнозеленым видом лучше всего символизировало идею божественной вечности, которую исповедует здесь Авраам. Быт.21:34 . И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие. Т.е. на правах временного владельца, или арендатора, а не полного хозяина ( Деян. 7:5 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.35:21–22 . И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами» ( Ин. 5:2 ) в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», – несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства ( Быт. 49:3–4 ). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк – Осия был из колена Рувима. Быт.35:23–26 . Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. С рождением Вениамина исполнилось число сыновей Иакова – 12, почему все они, с указанием деления их по 4 матерям, здесь перечисляются. Замечание, что все они родились в Месопотамии, требует, конечно, ограничения относительно Вениамина, родившегося в Ханаане. Быт.35:27–29 . И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. Иаков со всем своим станом приходит, наконец, к отцу своему Исааку. Последний в это время имел около 167 лет (от бегства Иакова прошло ок. 30 лет, ср. толкование на Быт. 27:1 ), так что смерть его (ст. 28) последовала еще лет через 13, (цифра 167 л. может быть получена и так: Иосиф продан был в Египет в 17 лет, Быт. 37:2, 28 , и до прибытия туда Иакова с семьею жил в Египте около 23-х лет; следовательно, Иакову, во время прихода в Египет имевшему 130 лет, Быт. 47:9 , при продаже Иосифа было около 107 лет; откуда Исааку – 167 л., Быт. 25:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 27:46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; См. Быт. 26:34–35 . если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? Ревекка, из любви к старцу Исааку утаивая важнейшую причину предполагаемого путешествия Иакова, с женскою тонкостью наводит его на мысль о необходимости для Иакова идти в страну, где живут родственные им семиты, для избрания там жены себе, подобно тому, как Исаак получил жену свою из дома Нахорова. Заметим между прочим, что во всём повествовании о жизни Исаака и Ревекки не видно, чтобы Исаак имел какую-либо наложницу, и заметно, что мысль и воля Ревекки были законом в доме Исаака. Глава XXVIII. Исаак благословляет Иакова и посылает его в Месопотамию; Исав женится на дочери Измаила; видение Иаковом лестницы; камень Вефиль; обет Иакова Быт. 28:1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Благословение Исаака прямо уже относится к тому, кто наследует обетования, данные Аврааму; ср. Быт. 28:4 ; он уже не возвращается к прошедшему; он видит в Иакове избранника Божия. Быт. 28:2 встань, пойди в Месопотамию, И митрополит Филарет, и Английская Библия, и Остервальд переводят Падан-Аран. Мы особенно указываем на это ясное определение Фаррана здесь, между тем как в в главе XXIV Падан-Арам не назван, а рабу Авраама указано идти «в его (Авраама) родину» ( Быт. 24:4 ). Месопотамией обозначалось всё междуречье от гор Масия до устьев Тигра и Евфрата; Падан-Аран был особый округ междуречья между горами и Евфратом вокруг нынешней Урфы, и имя Харрана до сих пор хорошо известно в хорошо обработанной местности между Кабуром и Евфратом. в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Мы и здесь видим влияние Ревекки, которая хочет связать своё семейство с благословением, лежащим на Иакове, представителе обетования. Быт. 28:3 Бог же Всемогущий Ель-Шаддай – то же имя, которое явлено Аврааму в Быт. 17:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 20 Авраам и Сарра поселяются в Гераре Быт.20:1 . Авраам поднялся оттуда к югу Когда пребывание в долине Мамре сделалось неудобным, вероятно, по причине тяжелых, удушливых газов, выходящих из соседней котловины Сиддим, после бывшей в ней страшной катастрофы (19 гл.), тогда патриарх Авраам со всеми своими стадами поднимается из нее и откочевывает к «югу», или, как выражено в еврейском тексте, в землю «Негеб», как назывался южный, степной округ Палестины. и поселился между Кадесом и между Суром; Кадес, переименованный впоследствии в Мишпат, лежал в юго-восточном углу Сирии и был одним из конечных пунктов похода Кедорлаомера ( Быт. 14:7 ; Чис. 34:4 ). Пустыня Сур была расположена почти напротив, в юго-западном углу, и носит теперь название Джифар. Очевидно – это были границы страны Негеб. и был на время в Гераре. Герар вместе с Газой составлял южную границу ханаанской территории ( Быт. 10:19 ) и служил столицей филистимлян ( Быт. 26:1 ). Он находился в 25 милях от города Еловферополиса, в 3-х часах на северо-восток от Газы, на месте современных развалин Умм-Ель-Герар и Кир-бет-Ель-Герар. Авимелех, царь герарский, берет Сарру в свой дом Быт.20:2 . И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] Этот уговор, как мы знаем, был заключен у Авраама с Саррой еще перед самым выходом из Ура Халдейского, был однажды повторен в Египте и теперь повторяется еще раз ( Быт. 12:11, 20:13 ). Слов этого стиха, стоящих в скобках, не имеет еврейская Библия; но уместность их в греческой и славянской Библиях оправдывается предшествующим контекстом ( Быт. 12:11–12 ). И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. Имя «Авимелех» семитического происхождения и буквально значит: «отец мой, царь», или «царь-отец». Оно служило общим титулом филистимских царей наподобие того, как «фараон» у египтян, «падишах» у др. персов и нынешних турок и т.п. Странным, по-видимому, кажется то, чем мог прельститься Авимелех в девяностолетней Сарре ( Быт. 17:17 ). В ответ на это предполагают, что или Сарра, получив от Бога способность к деторождению, получила и физические силы, необходимые для этого, и, следовательно, как бы вновь расцвела ( Иоанн Златоуст и др.), или же, что Авимелех таким путем хотел завязать дружбу и союз с мнимым ее братом, богатым и могущественным номадом-патриархом Авраамом. Бог является Авимелеху во сне и угрожает ему за это смертью

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Уменьшение вод потопа Быт.8:1 . И вспомнил Бог о Ное, «Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе», – говорит относительно них святой Иоанн Златоуст : «что значит помянул? Умилосердился, то есть, Бог над праведником, жившим в ковчеге, сжалился над ним, когда он был в столь тесном и трудном положении, и не знал, чем окончатся его бедствия». Самое же «воспоминание» Богом Своих рабов, на языке Священного Писания, означает исполнение обетований и раздаяние им наград ( Быт. 19:29 ; Исх. 2:24, 32:13 ; Пс. 131:1 ). и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. Сильный ветер, разгонявший дождевые тучи, был в руках божественного всемогущества посредствующей или естественной причиной прекращения потопа. В данном случае, как и в других ему подобных ( Исх. 10:13–19, 14:21 ), Бог употребляет естественные явления и законы, Им установленные в качестве орудий Своей воли. Быт.8:2 . И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Причина прекращения потопа стоит в полном соответствии с причиной его происхождения ( Быт. 7:11 ). Быт.8:3 . Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. В параллель картине постепенного возрастания потопа ( Быт. 7:17–20 ), этот раздел дает не менее художественное изображение его постепенного прекращения. Отметив самый факт ухода воды в свои обычные водовместилища, бытописатель указывает и на детали – во-первых, уменьшение количества воды, во-вторых, остановка ковчега на вершине горы Арарат и освобождение из-под воды вершин других гор. Остановка ковчега на горе Арарат Быт.8:4 . И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, Полагая наиболее достоверной датой начала потопа семнадцатый день месяца мархешвана (первые числа ноября), остановку ковчега на вершине Араратских гор мы должны отнести на семнадцатый день месяца нисана, что будет соответствовать началу нашего апреля. А так как, по указанию бытописателя, между двумя вышеуказанными хронологическими терминами протекло сто пятьдесят дней ( Быт. 7:24 ), то, следовательно, на каждый из пяти этих месяцев приходится по 30 дней, откуда многие не без основания заключают, что в первобытную эпоху год был солнечным, а не лунным, как он стал у евреев позднее, в период подзаконный.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так, написано, что рожденные от семени Авраама сошли в Египет и еще что сыны Израилевы взошли из Египта. Писание говорит так и о самом Аврааме: «И взошел Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг» ( Быт.13:1 ). Далее сказано и об Исааке: «Господь явился ему и сказал: не сходи в Египет» ( Быт.26:2 ). И об Измаильтянах, которые везли «стираксу, бальзам и ладан», происходивших от семени Авраама, говорится, что они нисходили в Египет, и с ними сошел в Египет и Иосиф (ср. Быт.37:25 и далее). Но после этого сказано: «И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть» ( Быт. 42:1–2 ). Конечно, когда Симеон был оставлен в Египте, а его девять братьев были отпущены и вернулись к своему отцу, не сказано, что они взошли из Египта, но говорится: «Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда» ( Быт.42:26 ). Ибо едва ли можно сказать, что они взошли, так как их брат остался в Египте в узах, и они разумом и душой тревожились о нем, связанные, так сказать, узами любви. Но когда их брат воссоединился с ними и они узнали Иосифа и после того, как Вениамин предстал перед ними, когда они вернулись с радостью, тогда сказано: «И взошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему» ( Быт.45:25 ). Именно тогда они говорят своему отцу: «Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою» ( Быт.45:26 ). Поэтому о тех, кто объявил о том, что Иосиф жив и «владычествует над всею землею Египетскою», сказано, что они взошли из низменных мест к возвышенным. Вот то, что мы пока можем сказать о восхождении и нисхождении. Все усердные могут найти в Священном Писании еще больше утверждений подобного рода. 2 . Давайте рассмотрим, как должно понимать слова о том, что «Иосиф, сын твой, жив» ( Быт.45:26 ). Я не думаю, что здесь подразумевается буквальный смысл. Ведь если предположить, что его одолело, например, сладострастие и он согрешил с женой своего хозяина (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010