Закрыть itemscope itemtype="" > Воля человека и согласие на обработку персональных данных Доклад митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры, произнесенный на круглом столе «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе», который прошел в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 6 сентября 2016 года 04.10.2016 724 Время на чтение 9 минут I. Воля человека Человек является венцом творения Божия. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26). В книге Бытие написано, что после создания человека из праха земного Господь Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Это говорит о том, насколько безсмертная богодухновенная душа человека важнее его тела - временной «храмины», по словам Апостола Петра (2Пет. 1, 13-14). Прп. Иустин (Попович) говорит, что «быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию - зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность; а приобретаем его действенно с помощью нашего самостоятельного усилия». Воля является важнейшей составляющей души, благодаря которой человек имеет свободу мышления, суждений, поведения, решений, выбора. И то, что Бог заповедал Адаму и Еве: «Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним», говорит о том, что человек изначально наделен Богом свободой выбора в принятии решений. Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, естественная воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и волю. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха. Естественная воля, которая к благу стремится всегда, помрачилась и часто принимает за добро - зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Преп. Максим Исповедник учит, что у падшего человека существуют две составляющие воли - кроме природной воли у него появилась гномическая воля - воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Книга «Бытие» § 42. Название ее в еврейской и греческой Библиях. – Моисей не давал своим книгам никаких особых названий; последующие Евреи, чтобы отличить одну книгу от другой, стали озаглавливать их первым словом, которым начиналась книга. Таким образом, книга Бытия в еврейской Библии озаглавливается: Берешит, т. е. «в начале»; кроме того эта книга носит у Евреев название сеферь гецира, что значит «книга творения». В греческой Библии она носит название γνεσις – бытие, происхождение; это название взято из самой книги (гл.2:4; 5:1) и указывает на ее содержание. В слав. Библии – «Бытия» – γνεσεις. 43. Главный предмет содержания книги и период времени, обнимаемый содержанием. – Главный предмет содержала книги составляет история происхождения (бытия) мира и главным образом – происхождения ветхозаветной Церкви до ее окончательного устроения, которое совершилось среди народа еврейского при Моисее. Период времени, обнимаемый содержанием этой книги, простирается от сотворения мира до смерти Иосифа в Египте, т. е. в продолжении 3799 л. от сотворения мира по летосчислению LXX-mu и около 25-ти веков (2369 л.) по летосчислению еврейской Библии. § 44. Время, место и цель написания книги. – Относительно времени написания книги Бытия Моисеем еврейские писатели Иосиф Флавий и Филон утверждают, что эта книга написана Моисеем во время пребывания его в земле Мадиамской. Но христианские толковники (признающие подлинность и богодухновенность книги) согласно полагают, что книга Бытия написана Моисеем после призвания его Богом на горе Хориве, – так как до этого призвания он не был пророком. каким является, как писатель богодухновенной книги, – и после даже Синайского законоположения, так как на него есть указания в книге Бытия ( Быт.7:2–3 ср. Лев.1:2–14; 9 , а также Быт.2:4 – имя Иегова – ср. Исх.3:14; 6:3 ). Кроме того, о времени происхождения книги Бытия нужно заметить и то, что она есть первая священная книги и есть первый, самый древнейший и единственно достоверный писанный исторический памятник, явившийся за 1610 л. до Р. Хр. и сохранившиеся в неповрежденной целости до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Разделы портала «Азбука веры» 1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания Бог создал человека от избытка любви , желая поделиться любовью. 2) Образ и подобие Человек создан Богом по Своему образу и подобию ( Быт.1:26 ). Развернуть таблицу Образ Божий Подобие Божие Человек сотворён по образу Бога. Уподобление человека Божественному совершенству. Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др. Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви, мудрости, добре, чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему. Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю. Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность). Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати.   3) Структура человека Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма. Дихотомия Тело Душа Сотворено Богом из «праха земного» ( Быт.2:7 ) Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению. Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию. Потребности: самосохранение, продолжение рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.   Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения Развернуть таблицу Тело Душа Дух Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти. Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.

http://azbyka.ru/shemy/chelovek.shtml

Разделы портала «Азбука веры» Сергей Федоров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 5  голосов:  5.0 из  5) Тема сексуальных отношений, их значения и места в жизни человека является актуальной в современном обществе. Как в светской, так и в церковной среде встречается широкий разброс мнений по общим и частным вопросам, связанным с этой темой. В виду ее большой неоднозначности среди православных христиан, мы хотели бы весьма осторожно осветить ее, изложив нравственное и социальное учение Церкви, выраженное в официальных документах различных Поместных Православных Церквей. «В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший институт божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы ( Быт. 2:23 ). С самого начала этот союз подразумевал как духовное общение супружеской пары – мужчины и женщины, так и продолжение жизни человеческого рода» . «Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт.1:28 ). Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» . «Наряду с самым позитивным утверждением брака и семейной жизни Православная Церковь также утверждает, что Господь призывает некоторых мужчин и женщин к безбрачной жизни и девственности. “Ангельский путь” монашеской жизни особенно благословен для мужчин и женщин, “способных вместить это”, как “назначенных” и “призванных” (ср. Мф. 19:10-12 ; 1 Кор. 7 )» . Церковь не признает иных форм сожительства, кроме законного брака мужчины и женщины, соответственно осуждает незаконные сексуальные отношения супружеского союза. «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми , ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке» . Телесные отношения в браке «чисты» и «достойны по замыслу Божию» , являются «священным выражением любви» . Они законны и уместны только там, где соединены с личностной и духовной общностью, жертвенностью и всецелой ответственностью друг за друга, которые «осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» .

http://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-o...

Скачать epub pdf Беседа первая 1 Казалось бы, мы органично проходим с 12-й главы Книги Бытия до дней Исаака, Иакова. Но последняя беседа, когда мы говорили о встрече Иакова с Исавом, на передний план выходит отрок Иосиф 2 , который становится между Исавом и своей матерью ( Быт.33:7 ). На востоке так не принято: сначала подходят родители, потом подходят дети. И здесь мы видим особые качества этого отрока: он заботится о своей матери, он хочет защитить свою мать Рахиль от негодяя Исава, который, безусловно, злодей, и только Господь смягчил его сердце, поскольку он шел с намерением уничтожить Иакова и всех его детей, и все его семейство. Потом происходили разные события, к которым мы еще вернемся, но сегодня мы будем с вами читать 37-ю главу Книги Бытия, где вначале сказано: « Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской 3 » ( Быт.37:1 ). Вот в этом стихе мы видим противоречие: Иаков не живет так, как жил его отец Исаак – вот первая мысль, которая бросается в глаза. Если Исаак странствует, то Иаков, его сын, обживается. И слово, которое здесь стоит: «ваишев», – означает, что он обосновался на этом месте, обжил это место. И другое слово «лашевет», означает вести оседлый образ жизни. Временное проживание – это слово «лагур», от слова «гер» («пришелец»). И, конечно, Богу это неугодно. Если верующий человек обживается в этом материальном мире, если во временном мире он находит для себя радость и удовольствие, то Господь обязательно сдвинет такой «светильник благополучия». Во-первых, это несправедливо: праведные в той жизни должны получать награду, а они еще и тут хотят неплохо пожить. Понятно, когда Господь посылает грешникам какие-то блага, потому что в будущем их ожидают мучения. А здесь Иаков как бы хочет и на земле пожить неплохо, тем более, все условия есть: большая хорошая семья, крепкая семья, и, в то же время, продолжить традицию своего отца, который не вел оседлый образ жизни, он странствовал. Я перечитаю этот стих заново, чтобы вы лучше его усвоили: « Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской ». И вот то, что здесь между Иаковом и Исааком стоят хананеяне – это тоже о чем-то говорит. Хананеяне там жили оседло, они считали, что это их земля. Исаак не считает, что это так, он странствует, он в движении. Апостол Павел пишет, что они искали небесного города (см. Евр.11:16 ). Они не находили себе места постоянного пребывания, прежде всего, потому, что взыскали небесного. А Иаков решил жить спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство. Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3). Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15). В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет. При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5). И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

http://pravoslavie.ru/30169.html

Беседа XIII «И насади Господь Бог Рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда» ( Быт.2:8 ). 1. Видя, как ненасытимо у вас желание, велико усердие и напряжен ум, как все вы охотно внимательно слушаете духовное поучение, я, хотя и сознаю свою великую бедность, стараюсь, однако, постоянно и всякий день предлагать вам эту убогую и скудную трапезу, в уверенности, что, воспламеняемые усердием, вы с охотой примете слова (наши), как это бывает и с чувственными снедями, – что всякий знает. Когда гости имеют хороший аппетит, то хотя и убога трапеза и не богат хозяин, они с большим удовольствием кушают предлагаемое; а если гости имеют слабый аппетит, то, хотя трапеза будет и роскошная и обильная разными яствами, пользы нет никакой вследствие того, что (гости) не могут употребить приготовленное. А здесь, так как вы, по благодати Божией, воспламенены усердием к духовной трапезе, мы говорим с большой ревностью, зная, что предлагаем это Божественное учение внимательным слушателям. И земледелец, когда найдет тучную и плодовитую ниву, прилагает к ней все свое старание, – проводит борозды, пашет сохой, вырывает терние, щедро бросает семена и, питаясь уже добрыми надеждами, всякий день ожидает, как возрастет посеянное; следя за производительностью земли, он готовится пожать гораздо более, чем сколько посеял. Подобным образом и мы, видя, как с каждым днем умножается ваше усердие, возрастает желание, ревность усиливается, возлагаем за вас добрые надежды, и сами с большим усердием и ревностью стараемся делать все, что можем, к назиданию вашей любви, во славу Божию, в похвалу Святой Церкви. Итак, если угодно, повторим нечто из прежней беседы, а затем по порядку рассмотрим нынешнее чтение. О чем же мы рассуждали в последний раз, как далеко простерли слово и на чем остановили его, – об этом надобно сказать. «И созда, – говорит (Моисей), – Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» ( Быт.2:7 ). Что я тогда сказал, то и теперь повторю и всегда буду говорить – именно то, что любовь общего всех Владыки к роду нашему велика и несказанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава четвертая. Четвертое Богоявление Аврааму. Обетование Святой Земли Аврааму после разлучения его с Лотом И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. ( Быт. 13:14–17 ). 4.1. Авраам и Лот Странствуя по Святой Земле, Авраам стал весьма богат, и велики были его стада. Велики были и стада племянника его Лота. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова ( Быт. 13:7 ). Как разрешился этот спор? Пастухи разрешить его не могли. Не смог этого сделать и Лот. Сделал это Авраам, проявив смирение и великодушие. Имея право старшего все решить по своей воле, он миролюбиво, смиренно и великодушно предоставляет право выбора племяннику Лоту. Лот избрал прекраснейшую, цветущую, как сад Ягве, землю Содома и Гоморры в земле Иорданской. А Авраам за благородство, уступчивость и нестяжание сподобляется великой награды – нового Богоявления и обновления обетования Святой Земли, а также, обетования многочисленного потомства. Бог дал Аврааму несравненно больше того, что он уступил Лоту. Таков духовный закон. Можно отметить разницу между Лотом и Авраамом. Лот сам возвел очи свои (ст. 10) и увидел Содомские земли. Возведя очи свои, он увидел земную красоту, не увидев нравственного растления. Аврааму Господь повелел: возведи очи свои, и Авраам не сам увидел, не сам себе присмотрел, а Господь ему показал землю, которую даровал ему и его потомству в удел – Землю Святую, Землю Обетованную. Бог дает Свое обетование не случайно именно Аврааму и не случайно именно после великодушного и смиренного его поступка по разрешению конфликта с Лотом. Так, добрый поступок может послужить причиной особенной милости Божией к человеку. Св. Иоанн Златоуст : «И рече Господь Бог Авраму. Далее, чтобы мы удостоверились, что (Господь) точно говорит это (Аврааму) в награду за его поступок с Лотом, (Писание) прибавило: и рече Бог Авраму, повнегда отлучитися Лоту от него, как бы, говоря ему прямо такими словами: ты, по великой кротости уступив племяннику лучшую землю, показал этим крайнее смиренномудрие, и столько позаботился о мире, что решился на все, лишь бы не было между вами никакой ссоры: прими же за это от Меня щедрую награду, – воззрев, говорит, очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси... яко всю землю, юже ты видеши, тебе дам ю и семени твоему до века " 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша задача — " заправить " себя Благодатью, отобразить в себе образ Христа» Наши земные внешние различия — не повод для превозношения ни мужчины над женщиной, ни наоборот 24.10.2020 921 Время на чтение 4 минуты «Кому легче спасаться: мужчине или женщине? Встречал мнение, дескать, женщине спастись сложнее. Аргументы приводят разнообразные: сотворение после Адама, подчиненное положение и попечение о земном — забота о семье и доме. Будто бы по этим причинам женщине труднее преодолевать свою ветхость и двигаться к Христу, нежели мужчине», - пишет на сайте «Вечерняя Москва » митрополит Калужский и Боровский Климент. Он отметил, что в Ветхом Завете говорится, что Ева — плоть от плоти Адама, кость от кости его (Быт. 2:22–23). Женщина, подобно мужчине, создана по воле Божией (Быт. 2:18). «Более того, она названа не служанкой Адама, а его помощницей. Это еще раз подчеркивает, что природа женщины и мужчины одна и та же. Упоминающие о ежедневных обязанностях женщины почему-то забывают, что мужчина тоже должен постоянно заботиться о семье. Апостол Павел говорит: человек, не имеющий спутника жизни, призван угождать Господу, а имеющий — заботиться об угождении мужу или жене (ср. 1 Кор. 7:32–34). То есть и мужчина, и женщина, если выбирают путь семейной жизни, должны печься о близких, в частности, выполнять домашние обязанности. В равной степени мужчины и женщины могут не вступать в брак, посвятить жизнь Богу», - подчеркнул владыка. Также архипастырь отмечает, что блаженный Иероним Стридонский, развивая эту мысль, говорит о том, что внешние отличия не ограничивают возможности человека быть христианином и того, «что подобает ему как христианину». «К внешним отличиям можно отнести социальное положение, возраст, национальность, наличие или отсутствие семьи, уровень достатка, здоровья, физические данные и прочее. Пол — в том числе, поскольку мужское и женское начала — это не две разных, а одна и та же человеческая природа, с одними и теми же основными характеристиками», - пишет владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/24/na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010