Быт. 15 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. После трёх кратких откровений 141 , замечает м. Филарет, Бог дарует Авраму продолжительное четвёртое откровение, которое продолжается две ночи ( Быт. 15:1, 5, 12 ). Откровение заключает в себе общее обетование благоволения Божия, предсказание о наследнике ( Быт. 15:2–6 ), откровение о судьбе потомства ( Быт. 15:7–21 ). Останавливаясь теперь на первом стихе, мы видим, во-первых, что Господь успокаивает Аврама или ввиду будущих бедствий его потомства ( Быт. 15:13 ), или то же ввиду опасностей, коими сам Аврам был окружён. Потому, вероятно, и прибавляет Господь: «Я твой щит!» Выражение «не бойся» несколько раз встречается в Новом Завете, как предшествующее появлению Избавителя, Мессии. Не бойся, говорит Ангел Захарии ( Лк. 1:13 ); не бойся, Мариам, говорит Гавриил Пресвятой Деве ( Лк. 1:30 ); не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле ( Ин. 12:15 , ссылка на Зах. 9:9 ); не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, говорит Ангел Пастырям ( Лк. 2:10 ). «Награда твоя будет весьма велика». Слово Господа в следующем стихе встречается вопросом Аврама, о котором мы скажем несколько слов ниже. Заметим только, что комментаторы, сравнивая это видение с другими, называют его видением наяву: Аврам не спит, отвечает Господу ( Быт. 15:2 ); Господь выводит его из шатра и указывает ему звёзды ( Быт. 15:5 ); Аврам приготовляет жертвенных животных ( Быт. 15:9–11 ) и только при захождении солнца нападает на него крепкий сон ( Быт. 15:12 ) и потом ужас и мрак великий. Быт. 15:2 Аврам сказал: Владыка Господи! Адонаи – Иегова! Адонаи – собственно господин, властелин. Слово это заменяло священное слово Иеговы во время чтения Библии, ибо евреи не смели произносить его. Адонаи есть призвание в звательном падеже, между тем слово Иегова «Он есть» не имеет этого падежа. Слово Адонаи существовало и в других языках, родственных еврейскому, напр., в финикийском, где оно было названием солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

То есть смоковница была проклята за то, что не сделала угодное Богу, хотя еще не время было собирания смокв. Эта притча имеет огромное нравственное значение. Ибо никто из нас не знает, когда Сын Божий опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых (Символ веры); ибо внезапно придет Судия, и деяния каждого обнаружатся (Молитвы утренние. Тропари Троичные) (см. также прим. 100). Поэтому нужно постоянно быть угодными Богу, чтобы не погибнуть навеки, как смоковница Дополнительно к этому, отметим следующее. В Быт.3:14,15 говорится, соответственно, о физическом змее и о духовном змее - дьяволе (50:21, см. прим. к Быт.3:14,15). При этом физический змей, хотя и " был хитрее всех зверей полевых " (Быт.3:1), но был все же животным, то есть существом, не имеющим разума и свободной воли. А следовательно, он не мог быть нравственно ответственным за действия духовного змея (дьявола). Однако проклятие физического змея (Быт.3:14), наряду с духовным змеем (Быт.3:15), говорит именно о том, что и физический змей сделал неугодное Богу и вызвал Его гнев. Святитель Иоанн Златоуст пишет: " Если послуживший орудием (змей - а.к.) подвергся такому гневу, то какое наказание должен понести тот (дьявол - П.В.)? " (13:146) Возможно, определенной аналогией этому может быть и побитие камнями, в соответствии с ветхозаветным законом (Исх.21:28), неразумного животного - вола в случае убийства им человека, " ибо человек создан по образу Божию " (Быт.9:6). Как говорит преподобный Ефрем Сирин: " если кто человеку сделает что доброе или худое, сие относится к Нему Самому; потому от Него происходит всякий суд, воздающий по заслугам: Он отмщает за Свой образ " (40:396). Приведем и другие примеры, обосновывающие данный подход ко греху. Из Ветхого Завета известно, что " Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову " (Быт.12:17), которая была взята в дом фараона за ее красоту (Быт.12:14,15). Поскольку фараон не знал, что Сара имеет мужа (Быт.12:18,19), так как был введен в заблуждение хитростью Аврама, специально сокрывшего этот факт для собственной защиты и безопасности (Быт.12:10-13), то он (фараон) не сделал сознательного греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

В чем причины этих затруднений? Очевидно, что эти трудности могут быть  связаны,  как с огромной сложностью всей совокупности процессов, которые имели место при таком событии планетарного масштаба, как ВП, так и с какими-то преградами концептуального характера, которые препятствуют такому моделированию. Попробуем ответить на вопрос о том, что же может обуславливать недостаточную эффективность моделирования ВП учеными-креационистами протестантского направления. Для ответа на этот вопрос привлечем данные как Св.Писания, так и Св.Предания. Некоторые сведения о событиях Всемирного Потопа, взятые из Св. Писания и Св. Предания В 6-8 главах книги Бытия, в которых повествуется  о событиях, связанных с ВП, несколько  раз говорится о действиях Божиих, связанных с событиями Потопа. Это: И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6,13). И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть (Быт.6,17). Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей (Быт.7,4). И истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли (Быт.7,4). И затворил Господь за ним (Быт.7,16). Имеется в виду – вход в ковчег за Ноем. Навел Бог ветер на землю, и воды остановились (Быт.8,1). И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал (Быт.8,21). Как следует понимать значение вышеприведенных цитат? Православное богословие выделяет два способа Божественного управления событиями, происходящими в мире: естественный и сверхъестественный. ”Первый бывает там, где судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, однажды от Бога установленному, только под ведением и промыслительным надзором Божиим”. При этом под естественным течением вещей пониматься могут как события, происходящие  по законам природы, так свободные человеческие действия. “Сверхъестественному же действию всеуправляющего Промысла принадлежат все чудеса” – §91]. В текстах Библии, говорящих о действиях Божиих, могут иметься в виду первый или второй из двух вышеуказанных видов промыслительного управления Божия. Приведем примеры. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.  Итак не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45,7-8)  – слова св.прав.Иосифа своим братьям (естественный способ управления). Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян.2,32) (сверхъестественный).  Иногда словами о действиях Божиих в Библии обозначаются сложные комбинации из естественных и сверхъестественных ситуаций управления. Пример – слова, сказанные  тем же Иосифом: Бог поставил меня господином над всем Египтом (Быт. 45,7-8). Как мы помним из Библии, Иосиф становится во главе Египта в результате сложной комбинации из естественных и сверхъестественных событий.

http://pravoslavie.ru/37613.html

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят» над ним 5 ( Быт.18:1–2 ). Сравним, прежде всего, если хочешь, это явление с тем, которое было Лоту. «Три мужа» пришли к Аврааму и встали над ним; к Лоту пришли двое и сели на улице (ср. Быт.19:1 ). Посмотри, разве при даровании Духа Святого каждый из них не получил то, чего заслуживал? Ибо Лот был намного ниже Авраама, потому что если бы он не был ниже, то он бы не отделился от Авраама, и Авраам не сказал бы ему: «Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» ( Быт.13:9 ). И если бы Лот не был ниже Авраама, земля содомская и пребывание в ней ему бы не понравились. Итак, три мужа приходят в полдень к Аврааму; двое приходят вечером к Лоту ( Быт.19:1 ), ибо Лот не мог обрести силу полуденного света, а Авраам был способен принять всю яркость света. Теперь посмотрим, как Авраам и Лот приняли пришедших к ним, и сравним их готовность к гостеприимству. Но прежде заметим, что перед Авраамом с двумя ангелами предстал Господь, а к Лоту пришли только два ангела. И что же они говорят? «Господь послал нас истребить его [Содом]» ( Быт.19:13 ). Таким образом, Лот принял тех, кто несет разрушение, а не Того, Кто спасает. А Авраам принял и Того, Кто спасает, и тех, кто истребляет. Теперь посмотрим, как каждый из них принимает пришедших. Сказано: «Он [Авраам] побежал навстречу им» ( Быт.18:2 ). Обрати внимание, что Авраам немедля с ревностью и готовностью стремится исполнить свои обязанности. Он бежит, чтобы встретить их, и после этого он спешит назад, в шатер и говорит жене, чтобы и она поторопилась (ср. Быт.18:6 ). Заметь на этих отдельных примерах, как велико его усердие. Он торопится во всем, все стремится сделать быстро, ничего не делает неспешно. Поэтому он говорит своей жене Сарре: «Поскорей замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» ( Быт.18:6 ). В греческом тексте стоит γκρυφας, что указывает на скрытый, сокровенный хлеб. «И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего» ( Быт.18:7 ). Какого теленка? Вероятно, первого попавшегося ему навстречу? Вовсе нет, но «нежного и хорошего».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 21 Рождение Исаака Быт.21:1 . И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Саре, как говорил. Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад ( Быт. 18:14 ); следовательно, под посещением Бога он разумеет самое рождение Исаака; аналогии тому имеются и в др. местах Библии ( 1Цар. 2:21 ). Точно также и глагол «сотвори " яснее указывает на необычайный и чудесный характер рождения Исаака из омертвевшей утробы девяностолетней Сарры ( Гал. 4:28 ). Быт.21:2 . Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий ( Быт. 17:21, 18:10 ). Обрезание Исаака Быт.21:3–4 . и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. В обоих этих действиях Авраам явил свое полное послушание Богу и готовность исполнить Его святую волю ( Быт. 17:12, 19 ). Основываясь на этом, можно также думать, что с этого времени установилась практика нарекать новорожденному младенцу мужского пола имя в восьмой день – в день его обрезания, служившего символом его включения в общество избранного народа ( Лк. 1:59, 2:21 ; Деян. 7:8 ). Быт.21:5 . Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. Ввиду чрезвычайной важности этого события, бытописатель указывает на его дату. Быт.21:6 . И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Здесь опять славянская Библия дает более удачный перевод: «смех мне сотвори Господь: иже бо еще услышит, обрадуется со мною». Этот перевод был бы еще лучше и точнее, если бы слово «смех» заменить более подходящим сюда его синонимом – «радость». В таком виде восклицание Сарры становится вполне естественным и понятым и весьма приближается к подобным же восклицаниям праведной Елизаветы и Пресвятой Девы Марии ( Лк. 1:25, 41–42, 58 ). Быт.21:7 . И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закон Господень совершен, говорит он, укрепляет душу; откровение Господне верно, умудряет простых. Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота ( Пс.18:8–11 ). Чтобы получить, впрочем, не только чрезвычайное, но даже общедоступное о Боге познание, необходимо, по учению Ветхого Завета, быть достойным того, быть чистым, по возможности, нравственно. Страх Господень, говорится в книге Иова, есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум ( Иов.28:28 ). Люди нечестивые, даже при очевидных проявлениях силы Божией, остаются, обыкновенно, слепы и глухи к ним. Огрубело сердце народа сего, говорит Господь устами пророка Исаии о народе еврейском, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:10 ). То же видим «на негодных» детях священника Илия. Несмотря на жительство вблизи святилища, они не могли познать Господа ( 1Цар.2:12 ). §25. Ветхозаветное учение об именах Божиих 244 Имя имеет, по ветхозаветному учению, большое значение. Оно определяет, в большинстве случаев, свойства именуемого предмета, а иногда и указывает на его назначение. Все такие имена как: Адам ( Быт.2:7 ), Ева ( Быт.3:20 ), Каин ( Быт.4:1 ), Авель ( Быт.4:2 ), Сиф ( Быт.4:25 ), Ной ( Быт.5:29 ), Исаак ( Быт.17:17–19 ), Исав, Иаков ( Быт.25:25–26 ) и друг., даны были соответственно свойствам, проявившимся в названных именами этими лицах. И Сам Господь, с переменою назначения Аврама и Сары, повелевает именоваться: Авраму – Авраамом, а Саре – Саррой ( Быт.17:5:15 ). Можно думать, поэтому, что и имена Божии имеют соответствующее им значение. Наиболее употребительными в Ветхом Завете именами были: Элогим, Иегова, Саваоф и Адонаи. Из всех этих имен особенно трудными для уяснения являются два первые: Элогим и Иегова 245 . Хотя употребление их и было, по-видимому, безразлично, а иногда и совместно, тем не менее каждое из них имело свое особенное, только ему одному принадлежащее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Итак, наука подтверждает слова Библии, и человеку следует лишь без предубеждения и с доверием читать священную летопись. Более подробные сведения о потопе как о геологическом факте мы собрали в главе XI первой части. Глава VII. Потоп Быт. 7:1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; Предо Мною. М. Филарет замечает, что выражение это указывает на высокую внутреннюю нравственную чистоту Ноя, и этим словом указывается на мысль упадка всего остального допотопного мира, которого наследником правды сделался Ной по вере ( Евр. 11:7 ). Между главою VI и VII протекает 120 лет, данных Богом для покаяния человечества (ср. комментарий к Быт. 6:3 , мнение Златоуста и др.). Наступает время начала казни, и Ною даются более подробные указания, какие именно животные и в каком числе должны быть взяты в ковчег. Быт. 7:2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; В первый раз являются здесь животные чистые как особливый разряд. Из сравнения различных мест Св. Писания видно, что считались чистыми животными, во-первых, те, которые дозволялось употреблять в пищу ( Лев. 11 ), во-вторых, те, которые приносились в жертву ( Быт. 8:20 ) и которых в законе считается только пять родов ( Лев. 1: 2, 10, 14 ). После потопа Ной принёс жертву из всех скотов чистых и всех птиц чистых, как это указано в Быт. 8:20 . Быт. 7:3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, Быт. 7 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Семь дней даны для окончательного приготовления Ноя и ввода в ковчег животных, которые, вероятно, были уже собраны около жилища Ноя. Быт. 7:5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему. Быт. 7:6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВРААМ [евр.  ,   - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. Αβραμ; первоначально Аврам, евр.  ,   - великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра , у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с А. (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). кн. Деяний св. апостолов говорит о том, что Бог явился А. еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7. 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, к-рый, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24. 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11. 32). 75-летнего же А. Господь призывает идти дальше: «...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении : «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Переселившись в Ханаан, А. дошел до Сихема . Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству А. эту землю (Быт 12. 7) (см. Земля обетованная ). А. поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа А. строит Ему жертвенники, ставшие впосл. святынями (Быт 12. 7 - в Сихеме; 12.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Поскольку они сперва обвиняли друг друга, и Иаков говорил: ( Быт.31:42 ) «Смирение мое и труд руку моею и все, что отнято у меня, увиде Бог и явился тебе вчера», а Лаван говорил: Скоти, скоти мои; и вся елика ты видиши, моя суть, то теперь говорят: «Оставим все, что было доныне». ( Быт.31:45 ). И взем Иаков камень, постави его в столп, и все принесли по камню, ( Быт.31:46 ) и сотвориша великий холм. Холм этот, воздвигнутый многими, должен был свидетельствовать, как бы устами многих, о том, что поставляем между собою завет при многих. ( Быт.31:47 ) И Иаков прозва холм свидетель, т. е. сложившие холм этот суть свидетели тому, что и ты и я обещаемся не изменять ничего в завете, какой постановили мы при холме этом. Но, чтобы сделать известным, что холм этот нужен был только во свидетельство завета, которому с этого времени не будут они впредь изменять, сказано: ( Быт.31:53 ) Кляся Иаков страхом отца своего Исаака, и Лаван сказал: Бог Авраам и Бог Нахоров да судит между нама. Глава 32 После того как разлучились Иаков и Лаван, ( Быт.32:1 ) сретоша Иакова ангелы Божии и этим давали разуметь Иакову, что, если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукою ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, показаны ему были ангелы, сопровождающие его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем в сказанном ему: «Я пойду с тобою, и Я изведу тебя оттуда». Полк ангелов показан был также Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом. Потом Иаков ( Быт.32:3 ) посла послы к Исаву, брату своему, извиняясь в том, что ( Быт.32:4 ) умедлил. А когда услышал Иаков, что Исав ( Быт.32:6 ) идет в сретение ему с четырьмястами мужей, тогда, хотя прибег с молитвою к Богу, прося воспомянуть завет, постановленный во время исшествия его, однако же и к брату своему послал умилостивительные дары, чтобы не помнил он обиды, нанесенной ему в тот день, когда Иаков восхитил у него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После этого Бог явился Аврааму в видении и сказал: ( Быт.15:1 ) Мзда твоя много будет зело за преспеяние твое в праведности и за избавление тобою пленных. ( Быт.15:2 ) Глагола же Авраам: что ми даси? аз же отпущаюся безчаден. ( Быт.15:3 ) Домочадец же мой, наследник мой будет. ( Быт.15:5 ) Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. ( Быт.15:6 ) И верова Авраам, и вменися ему в правду, и притом в правду великую. Поскольку поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить, то вменилось ему это в правду. Восхвалив Авраама за веру, Бог ( Быт.15:7 ) рече к нему: Аз Бог изведый тя из Ура халдейского, яко дати тебе землю сию наследствовати. ( Быт.15:8 ) И рече: по чесому уразумею, яко наследити ю имам? Некоторые говорят, что за Авраамово сомнение в обетовании сказано потом: ( Быт.15:13 ) Ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей. Но утверждающие это пусть знают, с какою верою Авраам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Авраам поверил тому, что было гораздо важнее, именно что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сарры произойдет семя многочисленное, как песок, то, конечно, не усомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, т. е. что семя его наследует землю. Если бы усомнился он, то для чего сказал бы ему Бог: ( Быт.15:9 ) Возми юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу, и голубя? Это было сказано Аврааму ночью, а днем исполнил он это и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему это в наказание, то не была бы принята жертва его и Бог не заключил бы с ним в этот день завета, не обещал бы ему в день этот, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Аврааму в этот самый день, потому что верова Авраам и вменися ему в правду. Как же после этого говорят, что в день этот за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010