Праздник Троицы имеет в своей основе ветхозаветное событие, которое случилось с Авраамом. Как сказано в книге «Бытие»: «Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных (Быт. 18. 11), когда явился им «Господь у дубравы Мамре» (Быт. 18. 1). Дальше следуют слова: Авраам «возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него» (Быт. 18. 12). Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих «трех мужей», приготовил им обед – на многих иконах с изображением Троицы как раз показано, как Авраам и Сарра накрывают на стол, и тогда Они спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре» (Быт. 18. 9). И дальше читаем: «И сказал один из них (слова «один из них» в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): « Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18. 10). Сарра, которая слышала эти слова Господа, «внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт. 18. 12). «И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? …Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18. 14). И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого потом, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ, и самое главное, потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос. – Наверное, это явление Святой Троицы Аврааму, встреча с Ней у Мамрийского дуба и положили начало традиции в праздник Троицы украшать храмы и жилища ветками молодых деревьев и скошенной травой? – Конечно. Кстати, этот Мамрийский дуб до сих пор существует, сейчас он находится на территории православного монастыря в Палестине, и очень почитаем людьми трех религий – иудеями, мусульманами и христианами. Но явно и во всей полноте единство Бога в Трех Лицах, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, было открыто человеку уже в Новом Завете. И в праздник Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда еще одно название – «Пятидесятница»), мы вспоминаем о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.

http://pravmir.ru/dux-dyshit-gde-xochet-...

Сарра же не только говорит, но и самим делом показывает Аврааму, что подобную жизнь необходимо притеснять ( Быт. 16:6 ), и притеснять до тех пор, пока та, вместе со своим порождением, не удалится в пустыню страстности ( Быт. 21:14 ). Для нашей плотской жизни полезно находиться в изоляции от соблазнов мира сего, ибо только в таком случае Бог пребудет рядом с нами и даже начнет содействовать нам в нашем стремлении обучиться воинственному искусству ( Быт. 21:20 ), видя, что мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем, и что оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь греховных ( 2Кор. 10:3–4 ). И вот когда презорство одного рода переменится в презорство рода другого, – а именно: из презорства всего духовного и праведного оно превратится в презорство всего греховного и плотского, – тогда Господь скажет ему: «Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу» ( Быт. 17:20 ). Поистине благословенно такое презорство, ибо только ненавидящий душу свою, в мире сем греховном утопающую, сохранит ее в жизнь вечную ( Ин. 12:25 ). Однако, чтобы эту жизнь вечную наследовать, необходимо еще заключить завет с Исааком, которого родит Сарра( Быт. 17:21 ), ибо мы дети обетования по Исааку ( Гал. 4:28 ). Исаак «Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению». 41 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Об умилении Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 21–27 Употребляемые категории: · АВРААМ – познание суеты земной · ИСААК – умиление · ИЗМАИЛ – жизнь плотская · АГАРЬ – похоть · РЕВЕККА – память смертная · ИАКОВ – печаль по Богу · ИСАВ – печаль по миру · ГЕРАР – жизнь плотская · КОЛОДЦЫ – источники различных умозрений Совершенное познание суетности земной и собственной греховности, в сочетании с устоявшимся ощущением бессмысленности и пагубности всех проявлений греха, при встрече с Богом порождает то «непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью пред Богом» и именуется умилением. 42 Такова тропология рождения Исаака от столетнего Авраама и заматоревшей Сарры ( Быт. 18:1–10 ). Исаак – это та радостная печаль святого умиления, которая следует за испытанием души и размышлением о грехах, возрастая от регулярного богомыслия и внимательного изучения Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26.

http://pravenc.ru/text/199717.html

В отображение значения числа семь как полноты Вселенской Церкви строятся православные храмы с семью куполами, а также в алтарях за престолом ставится семисвечник с семью лампадами. Как и в небесном храме тайнозритель видел, что «семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих ( Откр. 4:5 ). – Семь как число полноты Многократно и многоразлично встречается в Священном Писании семь как число полноты. Вот некоторые примеры. Ной взял с собою в ковчег по семь пар чистых животных ( Быт. 7:2–4 ). Через семь дней после вхождения Ноя и животных в ковчег начался всемирный потоп ( Быт. 7:10 ). Каждые семь дней Ной выпускал голубя из ковчега ( Быт. 8:10–12 ). Семь лет Иаков служил у Лавана, получив в жёны Лию вместо Рахиль, и еще семь – за Рахиль ( Быт. 29:20,27 ). Семикратным было поклонение Иакова Исаву ( Быт. 33:3 ). Сон египетского фараона о семи коровах и семи колосьях. Семь лет изобилия и семь лет голода ( Быт. 41 ). Обетование Божие Израилю: «Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от Тебя» ( Втор. 28:7 ). Господь изгнал перед Израилем семь ханаанских народов и дал ему эту землю ( Втор. 7:1 ; Деян. 13:19 ). При взятии Иерихона Иисусом Навином израильтяне семь дней обходили стены города, а на седьмой день обошли их семикратно. Причем каждый раз семь священников трубили в семь труб ( Нав. 6 ). Совершено семикратное омовение Неемана в Иордане по указанию пророка Елисея для исцеления от проказы ( 4Цар. 5:10,14 ). «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» ( Пс. 11:7 ). «Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили» ( Пс.78:12 ). «Семикратно в день прославлю Тебя за суды правды Твоей» ( Пс. 118:164 ). Так вводилась и в монастырях семикратная молитва в течение суток. «Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» ( Притч. 26:16 ). «Если он (враг – Г. Ф.) говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч. 26:25 ). Так и Церковь учит о семи смертных грехах: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, гнев, уныние и леность.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Многое смирение мы видим и у внука Авраама, блаженного патриарха Иакова, тайнозрителя Божественных таинств, который был назван и Израилем, то есть избранным Божиим (см.: Быт. 32: 28), ибо и его слышим смиряющимся и говорящим, что он недостоин щедрот и благодеяний Божиих (см.: Быт. 32: 10). Великое смирение видим и у Иосифа, прекрасного и премудрого. Ибо, будучи продан в рабство братьями своими (см.: Быт. 37: 27–28), он не воспротивился им. А позднее, когда он растолковал сон фараона, то не похвалился своей мудростью и благодатию, данной от Бога, но сказал: Не я, но Бог даст ответ для спокойствия фараона (ср.: Быт. 41: 16). А когда Бог превознес его в великую славу и поставил начальником над всей старой Египетской и когда братья, продавшие его, пришли, чтобы купить пшеницы, он не только не возгордился и не отомстил им в злобе, но и принял их с великой любовью и порадовал большими дарами (см.: Быт. 45: 1–18). Великое смирение имел и досточудный и перенесший большие испытания Иов, который, увидев Бога, называет себя прахом и пеплом (см.: Иов. 42: 5–6). Смирение видим еще и у Моисея, который удостоился видеть Бога в пламени огня, когда купина горела и не сгорала (см.: Исх. 3: 2–3), и который был послан вызволить народ Израиля из рабства фараону. Однако он ради видения Бога и ради своего призвания и избрания не превознесся умом, но, считая себя совершенно недостойным такого призвания, говорит со смирением: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому, и вывести из Египта сынов Израилевых? (ср.: Исх. 3: 11). И даже исповедует свою немощь пред Богом, говоря, что он косноязычен и непригоден для столь великого служения (см.: Быт. 4: 10), и просит Бога послать другого вместо него. Великое смирение мы видим и у тех трех отроков, что были уведены в рабство в Вавилон вместе с пророком Даниилом и народом израильским. Они, хоть и были царского рода, жили в воздержании и девстве и питались одними овощами (см.: Дан. 1: 16). А когда увидели преславное чудо, совершенное Богом над ними, когда Он сохранил их невредимыми посреди огня в печи, раскаленной в семь раз более обычного (см.: Дан. 1: 19), то не вознеслись умом из-за этого преславного чуда и избавления своего, но с великим смирением сочли себя постыдными, и позорными, и недостойными раскрыть уст своих и славославить Бога, как написано: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя (Дан. 1: 33). Затем, молясь, они говорят: Но в кротости и сокрушении духа да будем Тобою приняты (ср.: Дан. 1: 39).

http://pravoslavie.ru/43999.html

4–6 Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, автор отмечает, что вера Авеля проявилась, когда он верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Отличие состояло не в качестве жертвы ( Быт. 4:3–4 ), но в разнице позиций двух братьев (которая подразумевается в Быт. 4:4–7 ). Каину было сказано, что его приношение будет принято, если содеянное им было правильным (ср.: Прит. 15:8 ). Но Бог по достоинству оценил праведность Авеля и его веру, когда Он оценил жертву Авеля как лучшую, нежели Каина. Авель говорит еще в том смысле, что он свидетельствует о вере, к которой благоволит Бог. Пример Еноха, который переселен был так, что не видел смерти, был знаком того, что он угодил Богу. В Быт. 5:22 и 24 говорится, что он «ходил с Богом» ( в русской синодальной Библии – «пред Богом»), и для автора Послания к Евреям это образец веры, жизни с верой, ибо без веры угодить Богу невозможно (6). Такой вывод соответствует определению веры в ст. 1 и двум ее составляющим. Ибо необходимо, чтобы приходящий [букв. «приступающий», как в 4:16; 7:25; 10:22; 12:22] к Богу веровал, что Он есть [уверенность в невидимом], и ищущим Его воздает [убежденность в исполнении обетовании]. 7 Когда Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, ему было сказано о приближении суда в виде потопа ( Быт. 6:13–22 ). Он с благоговением и послушанием откликнулся на слово Божье, выразив свою веру тем, что построил ковчег для спасения своего дома и погибавшего мира. Ной сделался наследником праведности по вере в том смысле, что его праведное поведение ( Быт. 6:9; 7:1 ) было плодом его веры. 8–10 Авраам находится в центре внимания вплоть до ст. 19 отчасти потому, что он являет собой образец совершенной веры, а отчасти из–за его роли в осуществлении замысла Божьего о спасении. Впервые упоминается обетование, данное Аврааму о стране, которую он имел получить в наследие ( Быт. 12:1 ). Поверив в это обетование, он пошел, не зная, куда идет. Вера Авраама проявилась в незамедлительном исполнении, отклике на призыв Бога. Причиной такого послушания была надежда на получение в наследство земли обетованной. Потом он жил на земле обетованной, как на чужой, с теми, кто были сонаследниками того же обетования. Когда автор послания говорит об Аврааме как об ожидавшем города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог, он раскрывает Его главную цель – небесную страну или небесный город, о котором говорится в 11:13–16; 12:22–24и 13:14. Ожидая исполнения обетовании о земном наследии, патриархи пришли к осознанию того, что эта жизнь не завершается сама по себе, но представляет собой паломничество в будущее, которое только Бог может построить для Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

См. также об аде (преисподней): 1Цар. 2:6 ; 2Цар. 22:5–6 ; Иов.14:10–13, 11:7–8, 17:13–16, 21:13 ; Пс.48:15–16, 62:10, 87:4–7, 88:49 ; Песн.8:6 ; Иез.26:19–20, 31:14–18, 32:17–32 . Адам АДАМ: БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ВЕТХИЙ АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ПЛОТЬ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ; ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ ; РАЙ В русской речи имя Адам существует и как собственное и как нарицательное 1 , означая в последнем случае человека вообще, «человека во плоти, грешника, падкого на соблазн. “И ты адам и я адам; все мы адамы”» (Даль. Посл.). Вошло в следующие словосочетания: адамова голова, адамово яблоко, адамовы времена (веки), ветхий Адам (Новый Адам), в костюме Адама, от Адама, дети (сыны) Адама, прародитель Адам. Адам — букв.: земля, краснозем (от евр. dmh). В евр. тексте Б. часто употребляется в значении «человек». Как собственное имя первого человека появляется в Быт.4:1, 25 . Книга Бытия открывается рассказом о сотворении мира (Шестоднев); в шестой день творения был создан человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26–28 ). Другое повествование книги Бытия излагает события несколько иначе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Рай (сад) в Эдеме стал местом, где надлежало жить человеку, возделывая и храня сад Господень и питаясь его плодами. Лишь «от дерева познания добра и зла» заповедано было ему не есть плодов во избежание смерти. Все животные земли и все птицы небесные получили от человека имена, соответственные своей сути. Помощником человеку стала жена, сотворенная из его ребра. Прародителям человечества даровано блаженное существование. Но человек, не устояв перед змеем-искусителем, срывает запретный плод, попирая тем самым заповедь Господню и давая возможность злу поселиться в своем уме и сердце. Отягощенный грехом человек изгоняется из рая: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:23 ). Господь определяет дальнейшую судьбу Адама и его потомков: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Быт.17–18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Глава 42 Первое прибытие братьев Иосифа в Египет Быт.42:1–4 . И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть. Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте, а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды. Весть о продаже хлеба в Египте достигает старца, и, по его приказанию, 10 сыновей его, жившие в то время, вероятно, каждый отдельным домом (ср. Быт. 38:1 ), отправляются в Египет (рассчитывая, может быть, купить на 10 человек хлеба в большем количестве). Но Вениамина – этого единственного, после Иосифа, сына любимой Рахили – Иаков не отпускает из боязни какой-либо опасности для него в пути, извне или даже со стороны самих братьев. Быт.42:5 . И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод. На дороге сыновья Иакова соединились в один караван с чужеземцами, шедшими в Египет с тою же целью. Город египетский, куда они пришли, был, по мнению одних толкователей, Мемфис, по другим – Танис. Быт.42:6 . Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. Евр. schallit (начальник, правитель) происходит скорее от халдейского корня, чем от еврейского, и употребляется преимущественно в священных книгах более позднего происхождения, напр. Дан. 5:29 , но это не дает основания считать слово это здесь позднейшей вставкой, так как и в древнейшие времена в еврейском языке были арамеизмы ( Быт. 31:47 ). Иосифу в продаже хлеба принадлежало, без сомнения, лишь высшее наблюдение. Возможно, что личное участие его требовалось при продаже хлеба иностранцам и притом сколько-нибудь значительными партиями, – так как по обязанности правителя он должен был наблюдать, чтобы требования иностранцев удовлетворялись лишь по удовлетворении нужд египтян и вовсе не в ущерб последним. Услышав о прибытии каравана из родного Ханаана, он требует прибывших к себе, и в первой сцене свидания исполняются давние сны Иосифа ( Быт. 37:6–9 ). Суровый прием их со стороны Иосифа

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 18:7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка По всей вероятности, не телёнка, а годового бычка или корову; ранее этого времени на востоке не едят животных. нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. Быт. 18:8 И взял масла Масло, собственно, совсем не употреблялось в Малой Азии, да и ныне на востоке лишь европейцы употребляют его. Вместо масла евреи и другие восточные народы употребляли елей, т. е. оливковое масло (сравни Лев. 2:1–7 ). Авраам ставит на стол для угощения, что и теперь ещё ставят на востоке – род молочного сыра, делаемого весьма быстро на огне и чрезвычайно приятного на вкус. и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. М. Филарет замечает, что, восприяв тело, как Иегова, так и Ангелы действительно воспринимали и пищу. Хозяин, стоящий в то время, когда гости сидят за трапезою, есть также обычай востока, доселе сохранившийся. Быт. 18:9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Быт. 18:10 И сказал В стихе 9 путники говорят во множественном числе: «сказали», с 10-го же стиха говорит один в единственном числе, и Он, говорящий, с 13-го стиха прямы называется Иегова. Это тот, которого Исайя называет Ангел великого совета ( Ис. 9:6 ). один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], Митрополит Филарет переводит это место с еврейского: «в то же самое время в продолжение жизни» и прибавляет, что оно означает «в то же время через год». Из истории Авраама не видно Богоявления через год, но или оно не вошло в жизнеописание Авраама, или эта фраза намекает на рождение Исаака особым Божиим произволением, ибо без чуда не могло это рождение совершиться, что и подтверждается и Быт. 18:14 , или, наконец, надо понимать вышеприведённое выражение в более обширном смысле, т. е. я буду у тебя (или с тобою) в продолжение всей твоей жизни. и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Быт. 18:11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010