Арабы в воспоминание этого обрезывали, говорит Флавий Иосиф (Апт. I, 12 146 ), сыновей своих по достижении ими тринадцатилетнего возраста; тот же самый обычай перешёл ко всем магометанским народам, которые соблюдают его и поныне. Быт. 17:26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, Быт. 17:27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников. Глава XVIII. Вступление Чем ближе исполнение обещания, тем торжественнее, тем точнее оно открывается Аврааму, и не только ему лично, но и Сарре, которая впервые удостаивается прямого откровения. Но Богоявление скрывается под видом путника, и из рассказа Моисея видно, что Авраам понял величие этого явления, Сарра же не совсем уразумела его. В явлении трёх Ангелов некоторые видят явление великого таинства Святой Троицы, но другие не видят сего, потому что, когда Авраам остался перед лицом Иеговы ( Быт. 18:22 ), два ангела пошли в Содом ( Быт. 18:16 ), и потому разумеют под именем Иеговы вторую Ипостась Св. Троицы, Судию всея земли ( Быт. 18:25 ), Сына Божия, «коему отдан всякий суд» ( Ин. 5:22 ), а под остальными двумя мужами разумеют сопутствовавших Ему духов, исполнителей Божиих велений. Таково мнение и великого учителя церкви Иоанна Златоустог о. Заметим, что Богоявление совершается днём, чтобы не было никакого сомнения в действительности его. Глава XVIII. Иегова с двумя Ангелами является Аврааму; повторение обетования и смех Сарры. Иегова возвещает погибель Содома и Гоморры, Авраам молит за праведных Быт. 18:1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Дубрава Мамре близ Хеврона было место цветущее, свежее и плодоносное; тут жил Авраам с тех пор, как возвратился из Египта, – на землях союзника своего аммореянина Мамре, от имени которого названа и дубрава ( Быт. 14:13 ). Окрестности Хеврона до сих пор цветущи и плодоносны и изобилуют оливами и виноградниками. Быт. 18:2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.25:11 . По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Сказав еще отцу его Аврааму, что «завет Мой Я утвержу с Исааком» ( Быт. 17:19, 21 ), Бог теперь, по смерти Авраама, преподает ему Свое особое благословение, т.е. выделяет его, как родоначальника и представителя избранного народа. Потомство Измаила и его смерть Быт.25:12–16 . Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их. Это – начало нового раздела (toldoth) родословия потомства побочного сына Авраамова Измаила. Хотя имена этих новых родоначальников арабских племен, в большей своей массе и остаются неизвестными для нас, тем не менее в самой цифре их нельзя не видеть исполнения того пророчества о двенадцати князьях от Измаила, которое было дано гораздо раньше ( Быт. 17:20 ). Быт.25:18 . Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Основываясь на этих географических указаниях, а равно как и на предшествующем контексте ( Быт. 10:7, 20:1 ), территорию измаильтян мы должны будем определить по берегу Персидского залива и в горной части Аравийского полуострова. Быт.25:19 . Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Начало нового раздела – родословная таблица Исаака, служащая заголовком целой истории его жизни, оканчивающаяся только 35-ой главой Бытия. Молитва Исаака о разрешении неплодства Ревекки Быт.25:21 . И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. «Митр. Филарет замечает, что самые благословенные рождения часто предшествуемы были неплодством: напр., рождение Исаака, Иакова, Иосифа, Симеона, Самуила, Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что Богу угодно прежде очистить и утвердить веру и упование тех, которым даруется благословенный плод чрева. Кроме того, сила Божия в немощи совершается, т.е. в то время, когда появляется ослабление сил природы, тогда действует для исполнения целей премудрости благодать Божия» (Властов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.5:4 . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [] лет, и родил он сынов и дочерей. Трех сыновей Адама и Евы Библия называет по имени и одну дочь – предположительно жену Каина ( Быт. 4:17 ); но помимо этих у них, как видно из приведенных слов, были, вероятно, еще сыновья и, несомненно, еще дочери, которые не упоминаются здесь потому, что они не имели существенного значения в истории божественного домостроительства. Совершенно аналогичные им известия имеем мы и о семьях других патриархов этой генеалогии ( Быт. 5:7–26 и др.), откуда еще раз убеждаемся, что эта генеалогия не представляет собой полного списка всех сифитских родов, а отмечает только избранных личностей, чем-либо особенно выделившихся в истории человеческого спасения. Быт.5:9 . Енос жил девяносто [] лет и родил Каинана. Филологический анализ имени этого патриарха открывает тождество его значения с именем «Каина», т. е. «приобретение, владение»; и это, разумеется, не набрасывает на сего благочестивого сифита никакой неблаговидной тени, так как и самое имя Каина, по заключенной в ней идее, было знаменательным и светлым ( Быт. 4:1 ). Быт.5:12 . Каинан жил семьдесят [] лет и родил Малелеила. что в переводе означает: «хвала, слава Богу, или хвалящий, прославляющий Его». Этим самым указывается, очевидно, на процветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса – первого организатора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца ( Быт 4:26 ), Промыслителя мира и Искупителя человечества. Быт.5:15 . Малелеил жил шестьдесят пять [] лет и родил Иареда. Происходя от евр. глагола jarad – означающего «спускаться, нисходить», имя этого нового патриарха указывает на него, как на человека, откуда-то «нисходящего, спускающегося, падающего». Удерживая как буквальный, так и переносный смысл этого слова, мы вправе предполагать, что здесь идет речь как о физическом нисхождении сифитов с какой-то высоты, так и об их нравственном упадке. Так как поколение Иареда, пятого от Адама через Сифа, было современно поколению Ламеха, пятого от Адама через Каина, и так как, с другой стороны, существует предание, что первоначально сифиты жили на высотах, а каиниты в низменных долинах, то не лишено правдоподобия и то мнение, по которому сифиты, увлекшись в век Иареда красотой современных им каинитянок (во главе которых стояла прекрасная Ноема, Быт. 4:22 ), спустились со своих высот в долины каинитян, вступили с ними в преступные связи и через то нравственно пали. Это мнение, исходя из филологии, опирается и на древнеиудейскую традицию, занесенную, между прочим, в кн. Еноха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 26:1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; Некоторые думают (говорит м. Филарет), что голод этот случился ещё до рождения Исава и Иакова, так как к этому времени скорее может относиться утаение супружества по красоте Ревекки ( Быт. 26:7 ). Но в таком случае (продолжает м. Филарет) писатель не мог бы в отличие этого голода от упомянутого прежде сказать, что тот был «во дни Авраама», так как «дни Авраама», т. е. его жизнь, продолжалась ещё 15 лет после рождения сынов Исааковых. Поэтому, вероятно, Моисей следует порядку времени в описании происшествий. и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Исаак приходит в Герар через семьдесят пять лет после того, как в первый раз посетил эту страну Авраам, но кроме имени царя и его военачальника, о которых мы скажем сейчас ниже, обстоятельства события и участие в них Исаака весьма отличаются от подобных же событий при Аврааме. Исаак не имел того твёрдого характера, какой имел Авраам, и, выкапывая колодцы, он без спору уступил их отбивавшим их пастухам, а при свидании с Авимелехом лишь слабо выговорил ему за насилие его народа. Что же касается скрытия своего супружества с Ревеккою и сходства этого случая с подобными же случаями при жизни Авраама в Египте и Гераре, то заметим, что везде в древнем мире, где основаны были царства хамитов, нравы, отношения, боязнь правителей и боязнь за жизнь свою ради жены своей были одинаковы. В комментарии к Быт. 20мы говорили уже, что Авимелех был обыкновенный титул царя, точно так, как упоминаемый ниже военачальник Фихол ( Быт. 26:26 ) было не имя, а звание «уста царя», т. е. докладчика (см. первый комментарий к Быт. 21:22 ), или, может быть, как догадывается Англ. Библия,… Быт. 26:2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, Быт. 26:3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; Быт. 26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 17 Бог возобновляет завет Свой с Аврамом Быт.17:1 . Аврам был девяноста девяти лет, «Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом святой Иоанн Златоуст и тут же отвечает на него: для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособной к деторождению, потому что тело Аврама увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования» (Бес. 39, 426 с.). и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; В еврейском тексте – «Эл-Шаддай». Это новое божеское имя, которым в Ветхом Завете обозначался Бог завета и откровения, т.е. Иегова, со стороны Своей всемогущей зиждительно-промыслительной силы (schadad – быть сильным, крепким) или устойчивой крепости и верности Своих обетований ( Быт. 28:3, 35:11 ; Исх. 6:3 ). ходи предо Мною и будь непорочен; Смысл и значение этих нравственных заповедей известны нам по примерам их осуществления двумя великими раннейшими праведниками Енохом ( Быт. 5:24 ) и Ноем ( Быт. 6:9 ). В знак этого Он изменяет имена Авраму и Саре. Быт.17:2 . и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Или, как можно перевести ближе к еврейскому тексту: «и дарую завет Мой», т.е. дарую исполнение того самого завета, который Я благоволил некогда заключить с тобой (15 гл.; речь, очевидно, идет о главном пункте этого завета – о рождении Исаака и происхождении от него многочисленного потомства, о чем и говорится дальше.) Быт.17:3 . И пал Аврам на лице свое. Это выражение глубокого смирения, радостной благодарности и доверчивого преклонения пред неисповедимыми судьбами божественного Промысла ( Быт. 17:17, 24:52 ; Чис. 16:22 ; Лев. 9:24 ; Руф. 2:10 ). Быт.17:4 . Я – вот завет Мой с тобою: Повторяя Свой завет с Аврамом, Бог теперь более раздельно излагает его условия и обязательства для каждой из двух договаривающихся сторон, благоволя начать это с самого Себя ( «Я – вот завет Мой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 Иаков приходит в Харран и у колодца встречает пастухов Быт.29:1 . И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава]. Укрепленный небесным виденьем, Иаков продолжает путь и приходит «в землю сынов востока»; «сыны востока» – обычно жители Аравии ( Суд. 6:33 ; Иов. 1:3 ; Ис. 11:14 ); здесь как в Чис. 23:7 – в более обширном значении, в приложении к жителям Сирии. По Мидрашу, Исав послал сына своего Элифаза преследовать Иакова, но он не причинил ему никакого вреда. Быт.29:2 . И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из колодезя того поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Первое, что встречает Иаков в стране, служившей целью пути его, был колодезь, как подобное же в Быт. 24:11 говорится об Елиезере; только в последнем случае разумеется пригородный колодезь, а в рассматриваемом – цистерна, лежавшая, по-видимому, не близко к городу (как видно из вопроса Иакова, ст. 4). Большой камень (евр. haeben с артиклем – известный по назначению камень) закрывал устье колодца для защиты устья воды от песка – обычное явление и теперь в жарких местностях Аравии и Малой Азии. Вся вообще картина предстоящей встречи Иакова с Рахилью (ср. Быт. 24:11 и д.; Исх. 2:16 ) носит печать специфических черт восточного быта. Быт.29:3 . Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. Колодезь был собственностью нескольких владельцев, и потому для открытия камня ожидали прибытия стад всех собственников; Лаван, вероятно, был одним из последних (при прибытии Рахили колодезь немедленно открывается, ст. 9–10). Быт.29:4–5 . Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Иаков дружественно обращается к собратьям по ремеслу, называя их «братьями». Услышав о Харране, Иаков с радостью спрашивает о Лаване; он называет его сыном Нахора, тогда как последний был его дедом, а отцом Вафуил ( Быт. 22:20–23, 24:24–29 ) – без сомнения, по древневосточному обыкновению называть вместо малоизвестного ближайшего предка, в данном случае Нахора, как родоначальника ( Быт. 11:27 ) младшей линии потомков Фарры; притом еврейские имена отца (ab), брата (асн), сына (ben) и тому подобные имеют очень широкое употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 Родословие потомства Исава и хоритов, древнейших обитателей Сеира Быт.36:1 . Вот родословие Исава, он же Едом. Как после окончания истории Авраама, в Быт. 25:12–18 приводится родословие Измаила, не упоминаемого затем в ходе священного повествования, так и теперь, перед выделением Исава из истории спасения, приводится родословие его и потомства. Еврейское toldoth, имеющее и более широкое значение: история, повествование ( Быт. 2:4, 6:9 и др.), здесь имеет более тесный смысл: генеалогия, причем, естественно, сообщаются и замечания исторические, географические и др. Быт.36:2–3 . Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа. О женах Исава здесь говорится уже в 3-й раз (ср. Быт. 26:34, 28:9 ), но имена их передаются иначе, чем в предыдущие 2 раза. Признавая, что эти вариации могли быть обязаны древневосточному обычаю переименования или даже ошибке переписки, отметим моменты сходства во всех трех редакциях: Исав имел три жены; одна из них называлась Васемафа; две были хананеянки; третья – дочь Измаила. Быт.36:4–5 . Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила, Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся ему в земле Ханаанской. Из пяти сыновей Исава по одному родили Ада и Васемафа, а 3-х – Оливема, все они родились до переселения из Ханаана, о котором говорится в ст. 6–8. Быт.36:6–7 . И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. Если ранее (гл. 32–33) Исав лишь временно отлучался из Ханаана, то теперь он предпринимает всецелое выселение из отцовского дома и берет с собою все принадлежащее ему, и направляется в другую землю, т.е., без сомнения, в Сеир (ст. 9), Быт. 33:14 . Мидраш не без основания говорит, что это удаление Исава «от лица Иакова» означало, что Исав не будет иметь участия в обетованиях Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. кончил жизнь свою, и " приложился к народу своему. Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его " (Быт.50:1). Видишь ли нежную любовь сына? Видишь ли любовь пламенную? И, по отлучении души, " Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его " . После того Иосиф позаботился привести в исполнение завещание отца. " И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его " (Быт.50:2). А сам он оплакивал его сорок дней, дней погребения, а Египет " семьдесят дней " (Быт.50:3). Когда было сделано все установленное, Иосиф извещает фараона и бывших при нем о завещании своего отца и говорит: " заклял меня сказав: вот, я умираю; в гробу моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться " (Быт.50:5). Надлежит, говорит, мне исполнить заповеданное мне отцом моим. Сделав по его воле, я возвращусь. Фараон, выслушав это, дал свое позволение. " И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, и весь дом Иосифа; и мелкий и крупный скот оставили " (Быт.50:7-8). " С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик " (Быт.50:9). Посмотри, какое усердие выказывают египтяне из почтения к Иосифу. Они отправляются вместе с Иосифом, так что составляют " сонм весьма великий " . Пришедши на некое место, " плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отцу своему семь дней " (Быт.50:10). " И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане " (Быт.50:11). Ты, возлюбленный, слушая это, не оставляй без внимания, но сообрази время, в которое все это происходило, не подвергай Иосифа никакому осуждению. Тогда еще не были сокрушены врата ада, не были расторгнуты узы смерти, и смерть еще не почиталась успением. Поэтому люди и поступали так, страшась смерти. А ныне, по благодати Божьей, смерть стала сном, кончина успением, ныне мы имеем многое уверение в воскресении, так что, переходя от жизни в жизнь, мы радуемся и веселимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

И вот в шестисотый год жизни Ноя «…разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей » (Быт.7:11–12). И после окончания этих дней вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже все высокие горы, какие есть на земле, покрылись водой. « И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле » (Быт.7:21). Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову. Целый год продолжался потоп. Когда же сошла вода и земля обсохла, Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он « сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека » (Быт.8:21). Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: « И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]… » (Быт.9:1). После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешил человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запретил вместе с мясом есть кровь, ибо « душа тела (животных) в крови… » (ср. Лев.17:11). В то же время дан был закон против человекоубийства — на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. « Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » (Быт.9:6). И установил Господь завет с Ноем и его сыновьями и со всем их потомством « и со всякою душею живою » (Быт.9:10), который заключался в том, что « не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли » (Быт.9:11). Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга, появляющаяся в небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения (Быт.9:12–17). Сыновья Ноя

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Кроме обнаружения собственной наготы прародители ощутили и др. последствия совершенного греха. У них меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт 3. 8). По поводу антропоморфизма данного стиха свт. Иоанн Златоуст замечает: «Что говоришь? Бог ходит? Неужели ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости Божией, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 17. 1). Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт 3. 11) - и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт 3. 13), создавали благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность на змея (Быт 3. 13), а Адам - на Еву, «которую,- как он нарочито подчеркивает,- Ты мне дал» (Быт 3. 12), тем самым косвенно обвиняя в совершившемся Самого Бога. Прародители, т. о., не воспользовались покаянием, к-рое могло бы предотвратить распространение греха или в какой-то мере уменьшить его последствия. Ответ Господа Бога на нарушение заповеди первыми людьми звучит как приговор, определяющий наказание за совершенный грех (Быт 3. 14-24). Однако таковым он не является, поскольку его содержание лишь отражает те последствия, какие неминуемо возникают при нарушении норм тварного бытия. Совершая любой грех, человек тем самым, по мысли свт. Иоанна Златоуста, наказывает сам себя ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 6. 6). Божественное определение, вызванное первым грехом, начинается с обращения к змею, посредством к-рого действовал диавол: «...проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3. 14). Свт. Иоанн Златоуст предвидит вопрос, неизбежно возникающий в этом случае: «Если совет дал диавол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подверглось такому наказанию».

http://pravenc.ru/text/166457.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010