И пили, и довольно пили они с ним. Хотя пьянство не было терпимо в Египте, по сказанию Диодора Сицилийского, но на барельефах Египта мы находим сцены разгула, в котором даже участвуют женщины (Вилкинсон). Надобно полагать однако, что в доме Иосифа и притом во время полуденной трапезы ( Быт. 43:16 ) никаких излишеств не могло быть допущено. Оргии персов, египтян и всех вообще народов жарких климатов имеют место вечером. Глава XLIV. Иосиф употребляет хитрость, чтобы остановить братьев; Иуда умоляет Иосифа отпустить Вениамина и взять его самого в рабство Быт. 44:1 И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, Быт. 44:2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. «За купленный им хлеб». Из этого выражения видно, что каждый из братьев покупал отдельно хлеб для семейства своего, и что Вениамин, как и все другие, имел отдельное хозяйство. Поэтому предположение, что ему должно было быть 32 года в это время, кажется вероятным. Сравни комментарий к Быт. 43:8 . И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Быт. 44:3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Быт. 44:4 Еще не далеко отошли они от города, Город, где происходило действие, по всей вероятности, Цоан, или Танис, в северо-восточной части Египта (Т’ан на карте Ленормана, см. Pl. VI et VIII bis). Вообще новейшие исследования (см. Cook, bearings of Egyptian history on the Pentateuch) пришли к убеждению, что Иосиф был в Египте при XII династии, при Аменемхе III (ср. второй комментарий к Быт. 47:26 ), т. е. до вторжения гиксосов (пастырей), хотя Брюгш полагает, что Иосиф был при последнем из царей-пастырей. Танис был столицею Нижнего Египта, ибо он был среди плодоноснейшей части Египта (в Нижнем Египте на дельте Нила) и положение его вблизи моря и восточной границы делало его важным в военном отношении. как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но реально: лукавый всегда наговаривает против праведных, против благочестивых, и мы можем предположить, что в случае с Авраамом не было исключения, потому что сатана – именно тот противостоящий, который стремится оклеветать праведных в глазах Бога. И то или иное испытание, которое посылается от Бога, посылается и для того, чтобы преодолеть наговоры лукавого, те нашептывания диавола, которые могут переживать праведные, благочестивые люди, даже такие, как Авраам. « И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » ( Быт. 22:1–2 ). Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно: «Возьми сына твоего» ( Быт. 22:2 ), – здесь не говорится, какого, «единственного твоего» ( Быт. 22:2 ), – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, «которого ты любишь» ( Быт. 22:2 ), – Авраам любил и Измаила, и Исаака… «Что на это скажешь, Авраам? Какие мысли рождаются в твоем сердце? Донесся голос Бога, взвешивающего и испытывающего твою веру. Что об этом говоришь? что думаешь? что переоцениваешь? Не о том ли думаешь, не переживаешь ли в сердце твоем, что раз в Исааке дано мне обетование, и его же я должен представить ко всесожжению, остается или нет в силе обетование?. Или, скорее, ты думаешь и произносишь, что невозможно солгать Тому, Кто принес обетование, и что, что бы ни случилось, обетование будет исполнено? Воистину я, как наименьший, не могу ни мыслей великого патриарха постичь, ни познать гласа Божия…» 198 . И только потом Господь говорит: «которого ты любишь, Исаака» ( Быт. 22:2 ). То есть того самого Исаака, в котором были все надежды Авраама на Божественное обетование, которое через Исаака должно было исполниться! И теперь все надежды рушатся! Измаил же – он покинул Авраама. Правда, на этот момент мы можем предположить, что он вернулся. Но эти слова! В них столько напряжения! «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт.2:22 . И создал Господь Бог из ребра... жену – мысль о том, что женщина той же природы, что и мужчина. Ребро – символ тесной близости тех, кто становится «одной плотью». Мужчина и женщина дополняют друг друга. Одно древнее еврейское изречение гласит: «Бог решил сотворить Еву из Адама. Он не сотворил ее из головы Адама, чтобы она не управляла им. Он не сотворил ее из пяты Адама, чтобы он не попирал ее. Он сотворил ее из ребра, чтобы она защищала его сердце». Быт.2:23 . И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Это выражение неоднократно используется в Писании и означает единство сущности ( Суд.9:2 ; 1Пар.11:1 ). Она будет называться женою, ибо взята от мужа. Происхождение имени жены из имени мужа в еврейском языке весьма ясно и наглядно: (иш) – «муж», (ишша) – «жена». Жена не получает особого имени, но называется как часть мужа. Это указывает на равенство полов до грехопадения. Быт.2:25 . И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Антоним слову «стыдиться» в еврейском языке – глагол «доверять». Люди не испытывали чувства неловкости друг перед другом, так как полностью доверяли друг другу. 5. Грехопадение и его последствия (Быт. 3) 5.1. Грехопадение (Быт. 3:1–7) Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей. Библейские авторы часто использовали змея (дракона) в качестве символа богоборческих сил, потому и здесь искуситель человека выступает в облике змея. Змей был символом языческих богов плодородия, культ которых часто соблазнял израильтян. В этом стихе подчеркивается, что змей не самостоятельное начало, а творение Божие. Слово хитрый можно перевести также как «коварный, лживый». Этот термин объясняет, почему диавол использует змея в качестве орудия обольщения людей. То, что за образом змея скрывается диавол, видно из характера его речей, так как каждое его слово есть ложь и клевета на Бога, хотя оно звучит как полуправда. И сказал змей жене... Почему змей-искуситель обращается прежде всего к жене? В этом проявляется коварный расчет: заповедь Божию жена слышала не непосредственно от Самого Бога, но от мужа, и поэтому ей легче было внушить мысль, что ими обоими неправильно понято запрещение Божие относительно дерева познания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Рассмотрим, что о браке говорит Слово Божие – Священное Писание . А. «Нехорошо быть человеку одному…» ( Быт.2:18 .) То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту 1) . Б. «Сотворим ему помощницу, соответственную ему…» ( Быт.2:18 ). В древнееврейском слово, переведенное у нас как «помощница», дословно означает «восполняющая». То есть жена восполняет мужа в бытии. В. «Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одна плоть…» ( Быт.2:24 ). «Одна плоть» – древнееврейское выражение, говорящее о том, что супруги становятся одним существом. Быть вместе, жить одной жизнью, вдохновляться одними устремлениями, ценностями, переживать радости и горести другого как свои собственные. Г. Любовь вечна, о чем говорит Апостол Павел: «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.3:18 ). Эти слова говорят о том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в жизнь вечную. Д. Брак установлен Богом также для рождения и воспитания детей: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:27–28 ). Е. Брак установлен также для того, чтобы соединив свои судьбы муж и жена вместе трудились в этом мире, исполняя о нем замысел Божий: «…наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:28 ). …Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). Ж. Благополучное супружество – это не «данность», а «заданность». Сам Христос говорил нам об этом: «итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк.10:9 ). Эгоизм, себялюбие, жестокость, другие скверные черты нашего характера могут нарушить брак, разлучить супругов.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Глава 30 Рахиль, огорченная неплодством, дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы Быт.30:1 . И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1Цар. 1:2, 6 ; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: «были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею» ( Лев.18:18 ); (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 87). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, «свойственное жене и душе, терзаемой ревностью» ( Иоанн Златоуст , Бес. 61, с. 601). Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, – также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность. Быт.30:2 . Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений ( Быт. 1:28, 9:1, 7 ; Пс. 126:3 ). По древне-еврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: жизни и рождения ( 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9, 126:3 ); дождя или плодородия ( Втор. 28:12 ) и гроба и воскресения ( Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Бытия 2,65–66). Быт.30:3 . Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь ( Быт. 16:2 ), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились «на колени» госпожи (ср. Быт. 30:3 ; Иов. 3:12 ), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, – обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: «чтобы я имела детей от нее» с евр. (ibbaneh): «чтобы я построила себе дом (потомство) от нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Геохронологическая таблица 3 ЭРЫ ПЕРИОДЫ Кайнозойская Четвертичный Неогеновый Палеогеновый Мезозойская Меловой Юрский Триасовый Палеозойская Пермский Каменноугольный Девонский Силурийский Ордовикский Кембрийский Протерозойская Архейская Растительный мир Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм. Быт 1:14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Быт 1:15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Быт 1:17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт 1:18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:19 И был вечер, и было утро: день четвертый. В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в преды­дущем очерке 4 , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы. Возраст Вселенной Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию.

http://pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotv...

Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм. Быт 1:14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Быт 1:15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Быт 1:17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт 1:18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:19. И был вечер, и было утро: день четвертый. В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в предыдущем очерке , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы . Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию. Для богословия единственным критерием возраста мира являются библейские тексты. В приведенных текстах книги Бытия создание мира описывается по определенным этапам, названным “днями”. Понимать под ними наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого “дня” не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи . Так как шесть дней Библии — условное деление времени — не имеет ничего общего с астрономическими сутками, с их днем и ночью, то ночь поэтому и не упоминается в книге Бытия в связи с днем творения: “и был вечер, и было утро” — для каждого часа своя работа, и она не прерывалась ночью. Это подчеркивается порядком слов “был вечер, и было утро” вместо, казалось бы, естественного: “было утро и был вечер — день четвертый”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Глава 7 1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира. 1Пар.7:1 .  Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в ( Чис.26:23 ), но в ( Быт.46:13 ) третий сын называется Иов. 1Пар.7:2 .  Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот. 1Пар.7:3 .  Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные. 1Пар.7:4 .  У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей. 1Пар.7:5 .  Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 ( Чис.1:29 ) и во время второго – 64 300 ( Чис.26:25 ), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек. 1Пар.7:6 .  У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с ( Быт.46:21 ), где значится десять сыновей, ( Чис.26:38 ) – пять сыновей, с ( 1Пар.8:1 ) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и ( 1Пар.8:1 ) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию ( Чис.36:40 ), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош ( Быт.46:21 ) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай ( 1Пар.8:1 ) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, еще на Предвечном Совете определена роль человека по отношению к животному миру. « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле » (Быт.1:26). Глаголом «владычествовать» в синодальном переводе обозначается некая функция человека, которой наделил его Бог. Этим же глаголом пользуются современные переводчики масоретского текста ВЗ . Интересующее нас слово в переводе с иврита «может означать как " властвование " , , так и " спуск, падение " , » . В Септуагинте рассматриваемая функция человека обозначена словом « ρχτωσαν » (наиболее распространенный перевод– «[да] управляет» ). Следует заметить, что семьдесят два переводчика, которые, без сомнения, не столько пытались сделать буквальный перевод, сколько передать смыслы Св. Писания, употребили глагол, производный от глагола « αρχω», который имеет следующие словарные определения : 1) начинать, приступать; 2) идти впереди, вести; 3) служить началом, быть причиной; 4) править, управлять, властвовать, предводительствовать, начальствовать, командовать; 5) быть архонтом ( высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах) ). Наиболее очевидным, на наш взгляд, является вариант «управлять, властвовать», так как сообразуется с нашим жизненным опытом и кажется наиболее естественным. Однако такие варианты, как «[да] ведет» или «[да] служит началом», на наш взгляд тоже необходимо рассмотреть, несмотря на кажущуюся абсурдность. В церковнославянский текст Священного Писания, перевод которого сделан с Септуагинты, вошел глагол «обладает»: И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт.1:26). Этимологически церковнославянский глагол «обладать» происходит от «владеть» , но имеет более широкое значение. Это видно из того, что он используется в таких значениях, как «господствовать» (см. Быт.3:16, Быт.4:7), «наполнять» (см. Быт.9:1), «управлять» (см. Быт.24:2) и др. Из этого можно сделать предположение, что переводчики Пятикнижия на церковнославянский язык попытались передать более глубокий смысл отношения человека к животным, чем простое «имущественное» владение.

http://bogoslov.ru/article/4869908

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010