Подобно Божественному Уму, Божественное Слово обладает всеми совершенствами без всякой степени и меры. Божественное Слово самобытно и независимо, обязано Своим бытием только Божественной сущности вечно порождающего Его Отца: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 )». При этом важно помнить, что, имея Свое Начало от Отца, Сын имеет Начало вневременное. Вечное Божественное бытие рождает вечное Божественное бытие, и Началом в таком случае Отец называется как вечный Виновник, как вечная Причина Божественного бытия Сына. Что же касается созданного во времени тварного мира, то по отношению к нему Божественное Слово пребывает совершено безначальным. «Когда говорю – Началом, ты не привноси времени, не ставь чего-либо среднего между Родившим и Рожденным, не разделяй естества худым вложением чего-то между совечными и сопребывающими, – учит св. Григорий Богослов. – Ибо если время старше Сына, то, без сомнения, Отец стал виновником времени прежде, нежели – Сына. И как был бы Творцом времен Тот, Кто сам под временем? Как был бы Он Господом всего, если время Его упреждает и Им обладает? Итак, Отец безначален; потому что ни от кого иного, даже от Себя самого не заимствовал бытия. А Сын, если представляешь Отца виновником, не безначален, потому что Началом Сыну Отец, как Виновник; если же представляешь себе начало относительно ко времени – безначален, потому что Владыка времен не имеет начала во времени» 47 . Подобно Божественному Уму, Божественное Слово всемогуще и вездесуще. Божественное Слово есть Господь Славы ( 1Кор. 2:8 ; Иак. 2:1 ) и Творец мира: Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит ( Кол. 1:16-17 ; Евр. 1:2 и 10). Божественное Слово является всеблагим Промыслителем всего тварного мира: Бог держит все Словом силы Своей ( Евр. 1:3 ); Божественное Слово покоряет Себе всё. (Филипп. 3:20, 21).

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

   32    «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2 Петр. 3:17). Православные христиане обладают величайшим сокровищем в мире – святою православною верою. Но они должны не забывать, что на это сокровище их посягают многие злые враги и обновленцы, и католики, и всякие сектанты, и неверие. Если иной православный не может, по своей неосведомленности, доказать лживость всех этих учений, то пусть он, по крайней мере, твердо держится своей святой веры, ни под каким видом не давая увлечь себя лжеучениями. А если он хотя бы на минуту усомнится в истине святого православия и наподобие Евы уклонит свой слух от Бога ко лжи (Быт. 3:1—6), от отпадает от своего утверждения за свое легкомыслие и неверие — погибнет, если не покается, не одумается вовремя и не вернется к Церкви Божией Православной...    33    «Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:20—21). У иных тружеников добра, но не имеющих христианского терпения, часто появляется уныние и раздражение, когда они не видят явных плодов своих трудов. В повести «Скиталец» Н.Н. Златовратского одна учительница, генеральская дочь, оставившая богатый свой дом и отдавшая все свои силы на обучение грамоте в глухом селе, при виде неудач некоторых и препятствий, говорит в гневе и тоске: «Я генеральская дочь. Я шла сюда, чтобы принести свет и добро. Я для этого всем пожертвовала... Я имела право рассчитывать, что мне помогут, окажут сочувствие все, все. И где же плоды? Я спрашиваю, покажите мне плоды моих трудов, моих жертв» (Т. 6, СПБ, 1913, 116).    Христианский труженик не может так рассуждать. Пусть он не всегда видит успех своего дела. Пусть даже его осмеивают, оплевывают, это его не смущает. Он сеет слово истины и крепко верит, что оно как истина, принесет непременно свой плод, если не сразу, то потом...»    34    «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоан. 2:3—4). Путь познания Бога: Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, путь не столько чрез отвлеченное мышление, сколько чрез добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божие, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь к нему Сам» (Иоан. 14:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Тайна Рождества Христова — это тайна Божественной Любви! В этой беседе мы постараемся в свете Таинства Евхаристии (Причастия) взглянуть на это событие. Казалось бы, привычные слова: возлюбил Бог мир (Ин. 3, 16, 17), но какой мир возлюбил Создатель? Мир, восставший против своего Владыки и Суверена! Позже апостол Павел изречет: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника … (Рим. 5, 6, 7). Это и есть тайна непостижимой Божественной Любви. Те, которые заслужили гнев Бога, пользуются Его благосклонностью; заслужившие проклятия наслаждаются Его благословениями. Фреска Сретенского монастыря. Москва      Христос рождается в этот мир как «Отроча младо — предвечный Бог», дабы Своим умалением (κνωσις — опустошение, истощение) во младенчестве постыдить и опрокинуть нашу взрослость во грехе. Для этой же цели Он и рождается в Вифлеемской пещере в величии самоуничижения, для того чтобы «обогатились» мы Его нищетою (2 Кор. 8, 9). И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (т. е. кормушку для скота — О.С .), потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7). То есть Он с самого начала и предлагает Себя в снедь, пищу для этого мира, для того чтобы, преодолев скотское начало во Христе и со Христом, мы смогли бы подняться из состояния чад гнева (собственного животного бытия) в состояние чад Божиих — через насыщение Его Телом и Кровью. В Рождестве Христовом рождается наше новое бытие народа Божия То есть с момента Боговоплощения мы во Христе, евхаристически, соделались, по определению святителя Григория Нисского, сродниками Богу, «не иначе как став сотелесником Ему (σσσωμος ατ)». И теперь, Халкидонским определением, человеческое и божественное: неразлучно, неизменно, нераздельно, хотя и неслиянно. То есть в Рождестве Христовом рождается и само наше новое бытие народа Божия, соединенного евхаристически со своим Создателем. «Евхаристически» — потому что в православном понимании спасение человеками не достигается («человекам это невозможно» — Мк. 10, 27), но принимается , евхаристически распознается и переживается ( но не Богу, ибо все возможно Богу — Там же)!

http://pravoslavie.ru/99996.html

Б) Библия говорит, что при сотворении Адам был один. «Не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2:18 ), тоже следует из стиха 20-го той же главы: «Для человека не нашлось помощника, подобного ему». Подтверждение этой мысли имеется и в Новом Завете ( 1Кор. 15:45 ). В) Библия говорит, что все люди имеют одного отца-Адама. «Не один ли у всех нас отец? ( Мал. 2:10 ). Не менее сильное указание на это дается также в Деян. 17:26 , где сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». Г) Библия говорит, что все люди имеют одну и ту же мать – Еву. В Быт. 3:20 читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих». О ней сказано, что она будет рождать детей ( Быт. 3:16 ) и что от семени ее родится Спаситель ( Быт. 3:15 ). Д) Библия говорит, что все люди принадлежат к одной семье. Интересно обратить внимание на факты первой книги Бытие. Когда Бог творил рыб, птиц, гадов и скотов, то всякий раз делается замечание, что они сотворены «по роду их» ( Быт. 1:21,25 ), это, несомненно, подразумевает разнообразие видов в каждом случае; но когда дело доходит до человека, то там никакого намека на разделение по родам не делается, а отмечается его отличие от всех тварей земных: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). На основании этого откровения не встречается никакого затруднения с терминами «сыны Божии» и «дочери человеческие» ( Быт. 6:2–4 ); в Новом Завете также проливается достаточный свет на их смысл. В 1Ин. 3:2 читаем: «Возлюбленные, мы теперь дети Божии», а в 1Кор. 3:3 находим другое «Не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете». Ясно, что первые являются людьми верующими, другие неверующими, необращенными. В шестой главе Бытие сообщается о том, как совершались брачные союзы между верующими и неверующими, праведниками и нечестивыми, – в результате чего явилось на земле великое развращение ( Быт. 6:5 ). Отсюда предупреждение в Новом Завете: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» ( 2Кор. 6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Бог больше сердца нашего и знает всё. 1 Ин. 3:20 Апостол Павел восклицает: О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. ’ Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника. Пс. 10:7 Давид поет: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). ’ О всемогуществе Божием, проявившемся в сотворении мира из ничего единым словом «да будет», Псалмопевец говорит: Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс. 32:9). Хотя Бог пребывает везде, но место особенного Его присутствия — небо, невидимый, духовный мир, место селения Ангелов и блаженных праведников. Местами особого присутствия Божия на земле являются также храмы, в которых славится Его Высочайшее Имя. Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах (Пс. 10:4). Сам Иисус Христос указывает на храм как место присутствия Божия: Где двое или трое собраны во имя Мое (для общей молитвы), там Я посреди них (Мф. 18:20). Бог — Творец мира Одним из основных догматов христианства есть учение о Боге-Творце, Который творит вселенную «из ничего». Об этом так сказано в Ветхом Завете: Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего (2 Мак. 7:28). Всё существующее получило бытие благодаря свободной воле Творца: Он сказал — и сделалось, Он повелел — и явилось (Пс. 32:9). В творении участвовали все Три Лица Святой Троицы, о чём пророчески сказано в Ветхом Завете: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — всё воинство их (Пс. 32:6). О творческом участии Бога Слова говорит апостол Иоанн в начале своего Евангелия: Всё через Него Начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин. 1:3). О Духе Святом также сказано: Земля же была безвид- на и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского , суть «две руки» Отца, содействующие Ему, участвующие в совместном творчестве Трех: Их воля одна, но каждому присуще свое действие: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, — говорит святитель Василий Великий , — Сын — причина созидательная, Дух Святой — причина совершительная, так что волею Отца всё существует, действием Сына всё приводится в бытие, присутствием Духа всё совершается». Иными словами, в творении Отцу принадлежит роль Первопричины, Сыну — роль Творца, а Дух Святой доводит до совершенства всё созданное.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Бытие, гл. 1 29. И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод Семене семеннаго, вам будет в снедь : 30. И всем зверем земным., и всем птицам небесным, и вся­кому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь . И быстъ тако. 29. И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя , какая есть на всей зем­ле, всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу ; 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу . И стало так. Таким образом, в первозданном мире не было ни хищничества, ни убийств, ни плотоядения. Хищники, трупоеды и паразиты распространились на земле уже после ее проклятия Богом, когда она произрастила терния и волчцы ( Быт.3:18 ). Те виды животных, которых мы привыкли именовать хищниками, не всегда были такими. До грехопадения Адама и Евы все без исключения животные были вегетарианцы. Не знали мясных блюд и первые люди, жившие до Потопа. Невозможно представить себе вкушение мясной пищи людьми или зверями во время плавания Ноева Ковчега. Человеку мясной рацион был впервые разрешен Богом после Потопа: Бытие, гл. 9 2. И страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных и на всех птицах небесных и на всех движущихся по земли и на всех рыбах морских: в руце вагиы вдах я; 3. и всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь : яко зелие травное дах вам все. 2. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: ваши руки отданы они; 3. всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу ; как зелень травную даю вам всё. Переход людей на мясную пищу сопровождался распространением хищничества и плотоядения в животном мире. Нравы животных отражают духовный и моральный уровень человека – как нравы царских подданных зависят от облика государя-самодержца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Второе: Иисус не только поручает Мать ученику, но и его усыновляет Своей Матери. Это очень важно – в лице любимого ученика Христос усыновляет Матери всех своих учеников, всех нас, навсегда! Третье: Во всем этом рассказе есть очевидные параллели с рассказом книги Бытие о сотворении женщины и приведении ее к мужчине: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою ( Быт. 2:22-23 ). Мария в разбираемом рассказе Евангелиста Иоанна названа просто «Жена», то есть, Женщина. Она вручена ученику, как Ева приведена к Адаму. Она – Новая Ева! Если первая Ева была праматерью всех ветхих людей, то Мария – Новая Ева, Матерь всех чад Церкви, новых людей. Четвертое: Кроме параллели с книгой Бытие, здесь есть еще более очевидная параллель, с другим рассказом самого Евангелиста Иоанна – с рассказом о претворении воды в вино на пиру в Кане Галилейской. Ключевые слова, помогающие увидеть эту связь: «женщина», «час», ключевое понятие: вино/кровь. Сравните: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой ( Ин. 2:4 ). Говорит Матери Своей: Жено!.. И с этого часа ученик сей взял Ее к себе ( Ин. 19:26-27 ). Рассказ о браке в Кане стоит в начале Служения Иисуса, как бы открывает Служение, второй же рассказ стоит в конце Служения и закрывает его. Выражение час означает в Евангелии от Иоанна срок , время Спасения – Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел ( Ин 12:27 ). Тогда, в Кане, Христос предвещает Свою Смерть, превращая воду в вино, – намек на Его Кровь, излитую на Кресте, также намек на Кровь, которую мы принимаем в Причастии. Следуя просьбе Матери, Он дает, конечно, вино, но Он-то знает (автор Евангелия хотел, чтобы читатели это тоже знали), что по-настоящему хорошее вино – это не то, какое Иисус дал на браке (хотя людям казалось, что лучше и быть не может), а вино Спасения, даруемое нам в Евхаристии. Здесь нужно обратить внимание на игру смыслов: тогда вино намекало на Кровь, которая изольется, когда придет час и будет Смерть. Здесь Кровь, проливаемая на Кресте, намекает на вино Евхаристии, которого мы все причащаемся, чтобы иметь Жизнь Вечную.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Другие 7 Сефирот соответствуют 7 архангелам Библии и 7 Лучезарным, Амшеспандам (Амеша Спента) зороастризма, 7 Риши индуизма. Священные числа 3,7 дают в сумме священное число 10, включающее в себя все Бытие. Все 10 Сефирот составляют части тела Адама Кадмона включая и первые 3 божественных части. Тем самым Адам Кадмон есть образ всех высших и низших вещей, то есть включает в себя все Бытие. Он – начало и духовная субстанция мира, Земной Адам, как венец творения также включал в себя все небо и землю и был копией небесного Адама Кадмона. 7 низших Сефирот – также 7 космических принципов или начал. Как объяснить эту двойственность человеческих первообразов, наличие двух Адамов, небесного и земного? С точки зрения идеалреализма Платона это понятно, когда существуют два мира: мир идеальный, сверхчувственный, интеллигибельный мир Платона, мир идей-архетипов, первообразов вещей; и чувственный, реальный мир вещей как копий архетипов. На двойственность творения есть намек и в начале 2-ой главы 1-ой книги Моисея: «Так совершены небо и земля и все воинство их» ( Быт. 2, 1 ). Слово «воинство» на церковном языке означает ангелы как члены интеллигибельного мира, то есть идеи-архетипы Платона. С точки зрения идеалреализма Адам Кадмон есть идея человека, чело век-Архетип. Спекулятивно-теософское истолкование, в том числе и Филона Иудея, ищет основание в том факте, что в 1-й книге Моисея существуют два рассказа о сотворении человека, в конце 1-й главы и в начале 2-й. Первый рассказ имеет в виду, якобы, творение небесного Адама Кадмона, а второй – земного Адама. Это противоречит подробностям рассказа о творении человека: «… мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» ( Быт. 1, 27–28 ). Бог показывает небесному Адаму на «траву, сеющую семя» и на «плоды древесные» и говорит: «Вам сие будет в пищу» ( Быт. 1, 29 ), то есть предписывает небесному человеку земное размножение и земное питание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

На картине «Грехопадение» одного из главных художников фламандского барокко Якоба Йорданса Ева срывает с дерева познания спелый плод. Как в Библии назван этот плод? Гранат Яблоко Апельсин В Библии плод не имеет названия Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Адам и Ева вкусили запретный плод, поддавшись уговорам змия-искусителя, обвивавшего ствол своим телом. Соблазняя Еву, он сказал: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). После нарушения заповеди Божией Адам и Ева были изгнаны из рая. Сюжет «Искушение Адама и Евы змием в райском саду» — один из самых распространенных в христианской культуре. Сотни художников и иконописцев изображали Адама и Еву около дерева познания. В большинстве случаев они представляли его яблоней, а прародителей — надкусывающими яблоки или держащими их в руках. Однако нигде в Библии не указано, какое конкретное растение и его плод имелись в виду. Откуда же появился мотив яблока и яблони? По версии многих историков, яблоко пришло в христианскую символику из античной мифологии. Так, добывание яблок, которые давали вечную молодость, стало одиннадцатым подвигом Геракла. Дерево с золотыми яблоками сторожил страшный стоглазый дракон. Возможно также, что яблоко закрепилось в христианском искусстве потому, что латинское название рода яблоня — Malus — созвучно латинскому слову malum — зло. Согласно библейскому тексту, Бог создал райский сад и засадил его прекрасными растениями, среди которых было дерево жизни, а также дерево познания добра и зла. В книге Бытие встречаем предупреждение: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17).

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-rastenija-...

Наконец, четвертый термин из разбираемых: «душа живая». … и стал человек душею живою. «Живая душа» ( нефеш хайах ) просто означает «живой человек». Как мы показали выше, нефеш не является особым обозначением души, как это отождествили переводчики Библии на греческий язык, а просто указывает на живого человека. Итак, ввиду всего вышесказанного, сделаем подробный пересказ вот этого библейского текста: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). И слепил Господь Бог человека из глины, как искусный мастер. И дунул в него, как вдыхает Бог в любое живое существо жизнь. И дал ему особое человеческое измерение – «дыхание жизни»: сознание, способность различать добро и зло, тягу к высшему и к Творцу. И стал после всего этого человек – живым, настоящим человеком. Мы разобрали ключевой текст для понимания того, что же такое человек и есть ли у него душа. Но у нас есть еще один текст, который тоже говорит о создании человека. Это 1-я глава книги Бытие. Эта глава была создана позднее той, которую мы только что разбирали. Дело в том, что 2-я глава относится к древней традиции библейской мысли, она уходит корнями в 8-й или даже в 10-й век до Рождества Христова. А 1-я глава принадлежит традиции, называемой в библеистике «священнической», и эта традиция возникла во время переселения евреев в Вавилон в 6-м веке. После Вавилонского плена шла работа над объединением всех традиций в одну, и так возникла книга Бытие в своем нынешнем виде. Вот интересующий нас текст: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Здесь говорится, что человек имеет в себе нечто, что отличает его от животных. Это нечто связывает его с Богом. Это образ и подобие Божии в человеке. Что это такое? Если говорить, самым простым языком, это похожесть человека на Бога. В Быт. 5:3 читаем: Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010