Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода – основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей. Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягну умь крепоспшю своею и поостри сердца своего мужеством, наилънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания. С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Брапше и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону... Хощу бо, – рече, – копие приломити конець поля Половецкого; с вами, русици, хощу главу свою приложипш, а любо испиши шеломомь Дону». Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великого», постоять за землю Русскую. «Слово» не показывает Игоря в битве на Каялс, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода. Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повиты, под шеломы вьзлелсяни, конець копия въскръмлены, пути имь ведомы, яругы чмь знаеми, луци у них напряжены, my.ni отворены, сабли изъострени; сами скачють, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе». Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прьнцет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи хармужными». Своим златым шеломом посвсчивая, скачет он по полю брани, поражая врагов. Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы – жены Глебовны. Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя ( 1Кор.3:18 ). Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душе погибели, что вполне явствует из вышеприведенных слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. «Никтоже себе да прельщает!» говорит он: «аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем буй да бывает, яко да премудр будет» ( 1Кор.3:18 ). Истинная, философия (любомудрие) совмещается во единомучении Христовом. «Христос – Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24:30 ). Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усвоивает себе лжеименный разум, достояние духов отверженных. О географии, геодезии, о языкознании, о литературе, и о прочих науках, о всех художествах и упоминать не стоит: все они для земли; потребность в них для человека оканчивается с окончанием земной жизни, большей частью гораздо ранее. Если все время земной жизни употреблю для снискания знаний, оканчивающихся с жизнью земной, то что возьму с собой за пределы грубого вещества?» 57 И с отроческих лет заботящийся не о благоустройстве своего земного странствования, а о том, что ждет его после окончания земного пути, юноша обратился к наукам с последним решительным призывом: «Науки! Дайте мне, если можете дать, что либо вечное, положительное, дайте ничем не отъемлемое и верное, достойное назваться собственностью человека!» И в ответ на этот прямой, не допускающий компромиссов, призыв, – «науки молчали». 58 Расчет с наукой был раз и навсегда окончен. Уже здесь, на школьной скамье Инженерного училища, Димитрий Александрович понял, что «науки – плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума», что, «ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего мира», что «ученость – светильник ветхого человека, светильник, которым «мрак тьмы во веки блюдется»; что «ученость, не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Старику б помолодеть не диво! Вьет гнездо сокол и птиц взбивает, Своего гнезда не даст в обиду, Да беда — в князьях мне нет помоги! Времена тяжелые настали: Крик в Ромнах под саблей половецкой! Володимир ранами изъязвлен, Стонет, тужит Глебович удалый… Что ж ты, княже, Всеволод Великий! И не в мысль тебе перелетети, Издалёка поблюсти стол отчий? Мог бы Волгу веслами разбрызгать, Мог бы Дон шеломами расчерпать! Будь ты здесь, да половцев толпою Продавали б — девка по ногате, Смерд-кощей по резани пошел бы! Ведь стрелять и посуху ты можешь: У тебя живые самострелы — Двое братьев, Глебовичей храбрых! Ты, буй Рюрик, ты, Давид удалый! Вы ль с дружиной по златые шлемы Во крови не плавали во вражьей? Ваши ль рати не рычат по степи, Словно туры, раненные саблей! Ой, вступите в золотое стремя, Распалитесь гневом за обиду, Вы за землю Русскую родную, За живые Игоревы раны! Остромысл ты вещий, Ярославе… Высоко на золотом престоле Восседаешь в Галиче ты крепком! Подпер ты своей железной ратью, Что стеной, Карпатские угорья, Заградив для короля дорогу, Затворив ворота на Дунае, Через тучи сыпля горы камней И судя до самого Дуная! И текут от твоего престола По землям на супротивных грозы… Отворяешь в Киеве ворота, Мечешь стрелы за земли в салтанов!.. Ах, стреляй в поганого кощея, Разгроми Кончака за обиду, Встань за землю Русскую родную, За живые Игоревы раны!.. Ты, Роман, с своим Мстиславом верным! Смело мысль стремит ваш ум на подвиг! Ты, могучий, в замыслах высоко Возлетаешь, что сокол ширяя На ветрах, над верною добычей… Грудь у вас из-под латинских шлемов Вся покрыта кольчатою сеткой! Перед вами трепетали земли, Потрясались Хиновские страны, Деремела ж, половцы с литвою И ятвяги палицы бросали И во прах кидались перед вами! Свет, о князь, от Игоря уходит! Не на благо лист спадает с древа! По Роси, Суле враг грады делит, А полку уж Игорева нету! Дон зовет, Роман, тебя на подвиг, Всех князей сзывает на победу, А одни лишь Ольговичи вняли И на брань, на зов его, доспели… Ингварь, Всеволод, и вы, три брата,

http://azbyka.ru/fiction/slovo-o-polku-i...

540 ...Олга, сыновца своего Святослава... – Олега Святославича, сына Святослава Киевского (ум. в 1204 г.), и Святослава Ольговича Рыльского, племянника Игоря. 541 ...брата своего Всеволода – Всеволода Святославича, князя трубчевского и курского (ум. в 1196 г.); «Слово» называет его Буй Тур Всеволод. 542 ...от черного клобука... – Черные клобуки – собирательное наименование племенного объединения (торков, берендеев и других тюркских племен); являясь вассалами русских князей, черные клобуки участвовали в их войнах с половцами. 545 ...бгаюче передъ русью. – Далее в летописи рассказывается ο смерти полоцкого епископа Дионисия и ο пожаре во Владимире-Суздальском; этот фрагмент мы опускаем. 546 ...из Галича от Ярослава... – От Ярослава Владимировича, князя галицкого (ум. в 1187 г.), тестя Игоря Святославича («Ярослава Осмомысла»). 547 ...своя братья... – Имеются в виду, вероятно, браг Святослава – Ярослав Черниговский и двоюродные братья Святослава – Игорь и Всеволод. 550 ...берендевъ... – Берендеи – кочевое племя тюркского происхождения, союзники русских князей. 551 …на мст, нарцаемемь Ерель, егоже русь зоветь Уголъ.– Вероятно, это район при впадении в Днепр его левого притока – реки Орель. 552 Кобякъ – хан лукоморских половцев, кочевавших в низовьях Днепра и по берегам Черного и Азовского морей. Ο пленении Кобяка Святославом в 1184 г. вспоминает и «Слово ο полку Игореве». 553 ...ко братьи... – Здесь, как и в «Слове ο полку Игореве», «братья»– это и собственно братья и шире – соратники. 555 ...Володимеръ Ярославичь Галичький, шюринъ Игоревъ... – Игорь был женат на его сестре, дочери Ярослава Осмомысла. 556 ...ко Володимру κ Романови... ко Всеволоду, уеви своему.– Изгнанник посещает Владимир-Волынский, Дорогобуж (на реке Горыни, юго-восточнее города Ровно), Туров (на Припяти), Смоленск и, наконец, Суздаль, где княжил Всеволод, брат его матери Ольги. 557 ...сына своего, зятя Рюрикова, Святослава. – Святослав Игоревич в 1187 г. женился на Ярославе, дочери Рюрика Ростиславича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1778 г. в Костромском наместничестве проживали 815 тыс. чел. В 1867 г. население Костромской губ. составляло 1,145 млн, в 1897 г.- 1,424 млн, в 1914 г.- 1,819 млн, в 1917 г.- 1, 884 млн чел. В период Отечественной войны 1812 г. в Костромской губ. было сформировано Костромское ополчение (11 тыс. чел.) во главе с отставным ген.-лейтенантом П. Г. Бардаковым, соратником А. В. Суворова . В ходе войны ополчение дошло до р. Эльбы и участвовало в осаде крепости Глогау (ныне Глогув Нижнесилезского воеводства, Польша) на р. Одер (Одра). Во 2-й пол. XIX в. в Костромской губ. быстро развивалась текстильная промышленность. В 1866 г. в строй вступила Большая костромская льняная мануфактура, основателем и владельцем к-рой являлся московский промышленник П. М. Третьяков (1832-1898). К нач. XX в. по числу прядильных веретен она являлась самой крупной в мире. В 1887 г. Кострома была связана железной дорогой с Ярославлем и Москвой. В 1902-1906 гг. Костромскую губ. с северо-запада на север пересекла железная дорога Вологда - Вятка, прошедшая через Буй, Галич, Нею, Мантурово и Шарью. 19-20 мая 1913 г. Кострома являлась одним из центров торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. 20 мая имп. страстотерпец Николай II Александрович на Соборной пл. бывшего Костромского кремля заложил монумент в честь династии Романовых, на гранитном постаменте которого должны были находиться бронзовые скульптуры всех правителей России начиная с 1613 г. (в 1928 на постамент водрузили бетонную фигуру В. И. Ленина). В 1918 г. от Костромской губ. вновь образованной Иваново-Вознесенской губ. отошли Кинешемский, Юрьевецкий и большая часть Нерехтского уездов, а в 1922 г.- Макарьевский у. В том же году к Нижегородской губ. отошли Ветлужский и Варнавинский уезды. Ковернинский у. 27 июля 1922 г. был упразднен, его территория распределена между Юрьевецким у. Иваново-Вознесенской губ. и Варнавинским и Семёновским уездами Нижегородской губ. В 1928 г. деление Костромской губ. на уезды упразднили и образовали 19 районов: Нерехтский, Арменский, Красносельский, Костромской, Заволжский, Судиславский, Молвитинский, Буйский, Галичский, Палкинский, Парфеньевский, Мантуровский, Солигаличский, Чухломской, Судайский, Кологривский, Игодовский, Межевской, Кужбальский.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукою точною, определенною! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собою. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Бог, о самом себе, о мире духовном; но, напротив того, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиною (2Тим.3:8). «Не разуме мир премудростию Бога» (1Кор.1:21), говорит Апостол. «Мудрование плотское смерть есть,... мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется ниже бо может» (Рим.8:6-7), потому что это не свойственно ему. «Братия, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол.2:8, 3). Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает. Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя (1Кор.3:18). Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душепогибели, что вполне явствует из вышеприведенных слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. «Никтоже себе да прельщает, — говорит он, — аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1Кор.3:18). Истинная философия (любомудрие) совмещается во едином учении Христовом. «Христос — Божия Премудрость» (1Кор.1:24, 30). “Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник — грешен, всяк чистый нечисть есть...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

Благодаря уединенной, замкнутой жизни, он уцелел в 30-е годы. В это время я часто к нему захаживал. Володя увлекался Кантом, Шеллингом, Фихте. Как богослов он считал себя последователем Гарнака. Но вот наступила война: Володя с женой и сынишкой эвакуировались в Буй, где его забрали в армию. В 1943 году он был тяжело ранен под Валуйками. Последнее письмо жена получила из Куйбышева. Он сообщал, что его эвакуируют в глубокий тыл, что он ранен в грудь, кроме того, пришлось ампутировать ногу. Сердечные перебои… С тех пор — ничего. Так и неизвестны точно обстоятельства его смерти. Мне ответили в министерстве обороны, что те, кто умирал в дороге, обыкновенно не учитывались. Но есть и другое объяснение. Когда после войны его жена Вероника Антоновна вернулась в Питер, оказалось, что на другой день после того, как они выехали из Ленинграда, пришли Володю арестовывать. Но вскоре наступила блокада, МГБ было не до Володи, его следы затерялись. Веронику Антоновну, однако, не хотели прописывать; она бегала по инстанциям и всюду доказывала, что муж ее погиб. В то же время в глубине души надеясь, что Володя жив где-нибудь в лагерях. В конце концов прописали. Характерно, что никому, даже сыну, никогда она не рассказывала о религиозности Володи, ни о перипетиях, связанных с его смертью. Только два года назад мой племянник узнал от меня о том, кем был его отец. У меня оставалась от него память: немецкая Библия в переводе Лютера. Ее у меня отобрали в 1949 году в МГБ. Он был человек скромный, застенчивый, малоразговорчивый, но со мной беседовал часами. Говорили мы долго, потом замолкали, погружались в мысли, навеянные беседой. Между прочим, мы много обсуждали с Володей конфессиональные вопросы. Протестантом (несмотря на все свое уважение к сектантам и любовь к Володе) я, конечно, стать не мог. Протестантское богослужение меня не удовлетворяло — что-то среднее между клубом и концертом. Отсутствие таинств (главным образом, литургии) и молитвы за усопших меня отталкивало от протестантства в любых его формах.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

   Когда предстанешь в молитве пред Бога, соделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы ребенком лепечущим. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему, и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого Промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах. Сказано: «храняй младенцы Господь» (Пс. 114:5). Младенец подходит к змее, берет ее за шею, и она не делает ему вреда. Нагим ходит младенец целую зиму, когда другие одеты и укрыты, и холод входит во все члены его, а он — нагой сидит в день холода, зимней стужи и изморози и не болезнует. Ибо тело простоты его иным невидимым одеянием покрывает оный сокровенный Промысл, соблюдающий нежные члены его, чтобы не приблизился к ним от чего-либо вред.    Веришь ли теперь, что есть некий сокровенный Промысл, Которым нежное тело, склонное по своей нежности и слабому сложению тотчас принять в себя всякий вред, охраняется среди сопротивного ему и не преодолевается тем? Сказано: «храняй младенцы Господь» (Пс. 114:5), и не только сих малых телом, но и тех мудрых в мире, которые оставляют ведение свое, опираются на оную вседовлеющую Премудрость, волею своею уподобляются младенцам, и потом уже научаются оной мудрости, не ощущаемой от дел обучения. И прекрасно сказал богомудрый Павел: «кто мнится мудр быти в мире сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор. 3:18). Впрочем, проси у Бога, чтобы дал тебе прийти в меру веры. И если ощутишь в душе своей наслаждение ею, то нетрудно сказать мне при сем, что нечему уже отвратить тебя от Христа. И нетрудно тебе каждый час быть отводимым в плен далеко от земного и укрыться от этого немощного мира и от воспоминаний о том, что в мире. О сем молись неленостно, сего испрашивай с горячностию, об этом умоляй с великим рачением, пока не получишь.     (Слово 49, стр. 214—215). Благочестивые упражнения во время молитвы и расслабления духовного.    Не называй праздностию продолжительность молитвы невысокопарной, собранной и долгой, из-за того, что оставил ты при этом псалмы. Но паче упражнения в стихословии возлюби на молитве поклоны. Молитва, когда подает тебе руку, заменяет собою Божию службу. И когда во время самой службы дано тебе будет дарование слез, услаждение ими не называй праздностию в молитве; потому что благодать слез есть полнота молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Егда припадаеши пред Богом в молитве, тако буди в помысле твоем, яко же мравий, и яко же гадове земнии, яко же пиявица, и яко же отроча шепечущо. И да не речеши пред ним что с разумом, но младенчествующим мудрованием приближися к Богу, и пойди пред Ним, да сподобишися Промысла онаго отеческаго, бывающаго от отец на чадех их младенцах. Речено есть, «храняй младенцы Господь Приближается младенец ко змию, и держит его за выю его, и не вредит его. Наг ходит младенец всю зиму, егда ини облечени и покровени суть, и подходит студеность во вся удеса его, и той седит наг в день студености и мраза и не болезнует, занеже тело невежества его покровено есть иным одеянием невидимым от Промысла онаго тайнаго, соблюдающаго младыя уды его, да не приближится к ним вред от чесого. Ныне веруй, яко есть Промысл некий тайный, имже младое тело, готовое вскоре в кийждо вред за младость и немощное жительство свое, сохраняемо бывает посреде сопротивных, и не бывает обидимо от них. Глаголет, храняй младенцы Господь И не точию сия, малыя телом, но и в мире премудры сущия, оставляющия разум свой, и на Ону Премудрость удоволяющую восклоняющияся, и бывающия аки младенцы волею своего, и тогда научающияся оней премудрости не ощущаемей делы обучения. И добре рече премудрый божественными Павел: «мняйся мудр быти в мире сем, буй да бывает, яко да премудр будет Обаче попроси у Бога, дати тебе достигнути меры веры. И аще наслаждение ея ощутиши в души твоей, то несть ми неудобно рещи паки, яко несть, возбраняющее тя от Христа. И несть ти неудобно пленену быти на всяк час от земных и утаитися мира сего немощнаго, и памятей вещей его. О сем без лености молися, и с теплотою помолися, и со тщанием многим моление сотвори, Дóндеже приимеши; и паки да не изнеможеши. Сподобишися же сих, аще прежде понудиши себе возврещи на Бога попечение твое с верою; и замениши промышление твое на Промысле Его. И тогда, егда унидит волю твою, яко со всякою чистотою мудрования твоего, веровал еси самому Богови паче себе, и понудил еси себе возуповати на Бога, множае души твоея, тогда она сила неведомая тобою, вселяется в тя. И ощутительне ощутиши силу ону, сущую с тобою несумненно. Ону силу, юже ощущающе мнози, входят во огнь и не боятся: и по воде ходяще, не усумневаются помыслом своим, не утонут ли некако. Занеже укрепляет вера чувства душевная, и аки нечто невидимо ощущает, уверяющо ю не внимати зрению страшных вещей, ниже на зрение превосходящее чувства смотрети.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В свободное время занимайтесь более рукоделием, какое найдете более удобным. Господь да простит Вас в прошедшем и да укрепит в благом на будущее время. Мир Вам!. 82 Что сказать Вам на письмо Ваше! – То, что жизнь наша есть цепь скорбей, оканчивающихся смертью , этой величайшей скорбью для человеков, особливо для забывающих своё назначение истинное в вечности. Цепь эту надо перебирать терпением, звено по звену, чтобы кончить с благим упованием. Терпение выпрашивается у Господа молитвой. Душа входит в дом терпения, когда скажет Богу: «Да будет воля Твоя”. Аминь. 15 апреля 1843 года 83 Воистину воскресе Христос! На письмо Ваше отвечаю письмом. Некоторое утешение, Вами ощущаемое, не есть прелесть, но обыкновенное следствие пути Вашего, или правильнее сказать, пути Божия. Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Поскольку же это есть плод благодати, данной нам при крещении, то оно сопровождается сладостью, утешением, слезами, в которых печаль смешана с радостью, слезами совершенно другими, нежели каковы слезы людей века сего. Вкусите и видите, яко благ Господь. Вкушение это отверзает очи и рождает веру живую, ясновидящую, совсем противную той, которую называют слепцы слепой, которая по истине слепа и мертва, – существует только на краю языка. Погружайтесь в смирение и любовь к ближнему, отрекаясь себя. Таким образом найдете Господа. Аминь. 8 октября 1843 года 84 Желающий научиться истинной премудрости, т.е. стяжать Христа Божия силу и Божию премудрость, «буй да бывает”, по словам Апостола. Старайтесь сохранять то буйство, которое имеете, и стяжавать большее, не вдаваясь в многоразличный разум, который есть свидетельство пустоты душевной. Когда сестра Ваша будет входить с Вами в разговор, предлагая вопросы, как она предлагала и здесь Иг. маленькому о недоуменном, то на эти вопросы неполезно отвечать решением вопроса, а должно приводить её к простоте и покаянию, решительно говоря, что занимающийся размышлениями о высоких предметах не может избежать заблуждения и, проводя, по мнению своему, духовную жизнь, будет далеко отстоять от пути спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010